Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука прфессий." 1-4 класс
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий, воспитание уважения к людям труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_azbuka_professiy.docx | 41.75 КБ |
rp_azbuka_professiy.docx | 41.75 КБ |
rp_azbuka_professiy.docx | 41.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Комитет по образованию и молодежной политике Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 7 г. Ярцева
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО учитель начальных классов ________ Аленькина Т.Г. протокол № 1 от 30.08.2023 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР МБОУ СШ № 7 г. Ярцева ________ Ларченкова Е.Н. 30.08.2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом по МБОУ СШ № 7 г. Ярцева № 223 от 31.08.2023 г. |
«Принята»
педагогическим советом
протокол № 1 от 31. 08.2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Азбука профессий»
для обучающихся 1-4 классов
Составители: Столярова Е.П., учитель начальных классов высшей категории,
Халикина И.В., учитель начальных классов,
Кореневская И.В., учитель начальных классов первой категории
Аленькина Т. Г., учитель начальных классов высшей категории,
Осянина В.А., учитель начальных классов высшей категории,
Чугунова Е.В., учитель начальных классов первой категории
г. Ярцево
2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность курса «Я в мире профессий» вызвана недостатком имеющейся информации о профессиях у детей данного возраста.
Работа по профориентации в начальной школе очень специфична. Особенность заключается в том, что в 1-4 классах не ставится цели подвести детей к выбору определённой профессии. Главное – развитие внутренних психологических ресурсов личности ребёнка. В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, т.е. определяющей развитие школьника, важно расширить его представление о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На этой стадии создаётся определённая наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала ребёнок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Для этого и необходимы занятия по профориентации на уровне начального общего образования.
Экскурсии, беседы с элементами практической деятельности, сюжетно-ролевые игры, играют важную роль в профессиональной ориентации младших школьников. Они способствуют расширению знаний о мире профессий, углубляют представления детей. Использование наглядности, игрового материала (кроссворды, загадки, пословицы, викторины, экскурсии), элементов занимательности, состязательности (мастер-классы, праздники, конкурсы, игры) поможет создать у младших школьников многообразие впечатлений. В игре совершенствуются движения и умственные операции. Таким образом, ребёнок познаёт и запоминает мир профессий.
Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий, воспитание уважения к людям труда.
Задачи:
В области формирования личной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»:
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
В области формирования семейной культуры:
- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей.
В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, экскурсии с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана для учащихся 1 - 4 классов, на 4 года обучения. На реализацию курса «Я в мире профессий» в 1 - 4 классах отводится 135 часов (33 часа в 1 классе, по 34 ч во 2 - 4 классе, 1 час в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты
У ученика будут сформированы:
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
- умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
У ученика могут быть сформированы:
- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;
- принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
- действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
- контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
- ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
- адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
- применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
- наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
- осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Ученик получит возможность научиться:
- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
- обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
- осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
Ученик получит возможность научиться:
- оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
- планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
- проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
- уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты
В результате изучения курса младший школьник должен:
Знать:
- Основные сферы профессиональной деятельности человека;
- Основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;
- Предприятия и учреждения населенного пункта, района;
- Основные приемы выполнения учебных проектов.
Уметь:
- Оперировать основными понятиями и категориями;
- Рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
- Переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации;
- Выполнять учебные проекты.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание программы в 1 классе
Введение в курс (4 ч) Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Викторина "Какие профессии ты знаешь?" Зачем человек трудится? Кем я хочу стать? Анкетирование.
Азбука профессий (7 ч) Мир интересных профессий. Дж. Родари "Чем пахнут ремёсла". Ирис Ревю "Тяп-ляп" (сказка). Чтение и обсуждение рассказов, придумаем продолжение. Игры с пословицами о труде. Инсценировка “Сказка про лень”. Праздник "Все профессии важны".
Профессии вокруг нас (9 ч) Мир профессий "Человек - человек" (3ч). Разнообразие мира медицинских профессий (медсестра, врачи-специалисты). Рисунок. Игра-практикум "На прививку". Удивительный мир школьных профессий (учитель, библиотекарь, охранник, уборщица). Составляем рассказ. Мир профессий " Человек - техника"(1ч). Работа с компьютерной техникой. Мир профессий " Человек - природа"(2ч). Знакомство с профессией дворника. Работа на пришкольном участке. Знакомство с профессией садовода. Практическая работа "Уход за комнатными растениями". Мир профессий " Человек – художественный образ"(3ч). Творческие профессии (художник, декоратор). Рисунок "Я за работой".
Экскурсии: Экскурсия в художественную школу.
Экскурсия в школьную библиотеку.
Экскурсия в компьютерный класс.
Профессии моих родителей (9 ч) Знакомство с профессиями врача, пекаря, актера кукольного театра, фармацевта. Викторина. Мастер-классы. Проект "Профессии моих родителей". Создаем книжку-малышку. Подготовим и проведем праздник "Ученье и труд рядом живут".
Экскурсии: Экскурсия в кукольный театр.
Экскурсия в пекарню.
Экскурсия в аптеку.
Подведение итогов (4 ч) Профессии нашего края. Подготовим и проведем праздник "Весна и труд". Интерактивная игра "В мире профессий". Анкетирование в конце года.
Экскурсии: Экскурсия в краеведческий музей.
Содержание программы во 2 классе
Введение в курс (3 ч) Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Консультация о проектах. кроссворд "Мир профессий". Кем я хочу стать? Анкетирование.
Азбука профессий (12 ч) Виктор Голявкин «Моя работа», «Я пуговицу себе сам пришил!». Чтение и обсуждение рассказов. Практическая работа "Учимся пришивать пуговицы." Проект «Азбука профессий». Создаем альбом. Швея или портной? В чем разница? Кто охраняет нашу Родину? Спорт – увлечение или профессия? Игра-тренинг "Тренировка" Я хочу задать Вам вопрос! Профессия журналист и корреспондент. Игра "Интервьюер"
Профессии моих родителей (5 ч) Знакомство с профессией актера. Мастер-класс "Алло, мы ищем таланты!" Кто управляет транспортом? Деловая игра "В автобусе". Работники издательств и типографий. Сюжетно-ролевая игра "Газета". Подготовим и проведем праздник " Труд в почете любой, мир профессий большой!"
Экскурсии: Издательство «Сигма плюс»
Профессии вокруг нас (10 ч)
Мир профессий "Человек - человек"(1 ч). Закон и порядок. Игры по ПДД. Мир профессий " Человек - техника"(2 ч). Игра "Я - изобретатель". Практическая работа с конструктором ЛЕГО. Что может отремонтировать слесарь? Мир профессий " Человек - природа"(3 ч). Знакомство с профессией фермера. Практическая работа "Уход за животными". Кто создает букеты? Знакомство с профессией флорист. Практическая работа "Цветочный коллаж". Мир профессий " Человек – художественный образ"(4 ч). Строительные специальности. Проект "Улица нашего города". Создаем макет. Кто работает в цирке? Игра "Циркачи".
Экскурсии: Экскурсия на ферму.
Подведение итогов (4 ч) Викторина «Что мы узнали?» Анкетирование в конце года. Подготовим и проведем праздник "Каждый может выбрать дело, чтоб оно в руках кипело!"
Содержание программы в 3 классе
Введение в курс (3 ч) Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Консультация о проектах. Какие профессии ты знаешь? Кем я хочу стать?
Азбука профессий (8 ч) Дж. Родари "Чем пахнут ремёсла". Украинская народная сказка "Колосок". Сочиняем рассказы на пословицы о труде. Древние и исчезнувшие профессии (работорговец, номенклатурщик, кузнец, ткач, врач, гончар). Интересно о разных профессиях. Необычные профессии (дегустатор, риэлтор, бариста).
Профессии моих родителей (6 ч) Знакомство с профессиями учителя географии, парикмахера, дизайнера, сборщика мебели. Викторина. Мастер-классы. Подготовим и проведем праздник "Ученье и труд рядом живут".
Профессии вокруг нас (13 ч) Мир профессий "Человек - человек". Знакомство с профессией повара, диетолога. Наше питание. Правила здорового питания. Составляем рацион питания школьника. Профессии за здоровый образ жизни. Знакомство с профессией тренер. Арт-терапия. Мир профессий " Человек - техника". Работа с компьютерной техникой. Мир профессий " Человек - природа". Знакомство с профессией садовника, агронома, цветовода-декоратора, пчеловода, животновода, ветеринара и т. п. Работа на пришкольном участке. Мир профессий " Человек – художественный образ". Знакомство с профессией строителя, архитектора, реставратора. Знакомство с новостройками и предприятиями города, достопримечательностями родного города.
Подведение итогов (4 ч) Подготовим и проведем праздник "Весна и труд". Интерактивная игра "В мире профессий". Анкетирование в конце года.
Экскурсии: Экскурсия в краеведческий музей.
Экскурсия на мебельную фабрику.
Экскурсия в школьную столовую.
Содержание программы в 4 классе
Введение в курс (3 ч) Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Консультация о проектах. Какие профессии ты знаешь? Кем я хочу стать?
Азбука профессий (6 ч) Борис Шергин "Собирай по ягодке – наберёшь кузовок". Сочиняем рассказы на пословицы о труде. Древние и исчезнувшие профессии (продавцы слез, стенографистка). Интересно о разных профессиях. Необычные профессии (сурдопереводчик, постижер, нюхач, блогер).
Профессии моих родителей (8 ч) Знакомство с профессией предпринимателя, заводчика собак, банкира, художника. Моя родословная. Родословное древо профессий. Подготовим и проведем праздник.
Профессии вокруг нас (11 ч) Мир профессий "Человек - человек". Профессия библиотекарь. Я - библиотекарь. Составляем каталок книг домашней библиотеки. Ремонт книг в школьной библиотеке. Мир профессий " Человек - техника". Знакомство с профессией спасателя. Знакомство с профессией водителя, машиниста. Мир профессий " Человек - природа". Влияние окружающей среды на здоровье человека. Эколог. Работа на пришкольном участке. Мир профессий " Человек – художественный образ". Профессия скульптор. Я - скульптор. Рамочка из гипса. Знакомство с предприятиями города.
Подведение итогов (6 ч) Оформление альбома «Гимн труду». Выставка поделок «Я - мастер». Подготовим и проведем конкурсно - игровую программу "Соревнования мастеров". Деловая игра "Кем быть?" Анкетирование. Подведение итогов.
Экскурсии: Экскурсия в пожарную часть.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс
№ п/п | Содержание раздела (темы) | Кол-во часов | Формы организации внеурочной деятельности | |||||
Тео-рия | Практ. работа | Мастер-класс | Празд-ник | Экскур- сии | Прое-кты | |||
1 | Введение в курс | 4 | 3 | 1 | ||||
2 | Азбука профессий | 7 | 3 | 3 | 1 | |||
3 | Профессии вокруг нас | 9 | 3 | 2 | 1 | 3 | ||
4 | Профессии моих родителей | 9 | 1 | 2 | 1 | 1 | 3 | 1 |
5 | Подведение итогов | 4 | 2 | 1 | 1 | |||
ИТОГО: | 33 | 12 | 9 | 2 | 3 | 6 | 1 |
2 класс
№ п/п | Содержание раздела (темы) | Кол-во часов | Формы организации внеурочной деятельности | |||||
Тео-рия | Практ. работа | Деловая игра | Празд-ник | Экскур- сии | Проек-ты | |||
1 | Введение в курс | 3 | 2 | 1 | ||||
2 | Азбука профессий | 12 | 6 | 5 | 1 | |||
3 | Профессии моих родителей | 5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
4 | Профессии вокруг нас | 10 | 2 | 5 | 2 | 1 | ||
5 | Подведение итогов | 4 | 1 | 2 | 1 | |||
ИТОГО: | 34 | 12 | 14 | 1 | 2 | 3 | 2 |
3 класс
№ п/п | Содержание раздела (темы) | Кол-во часов | Формы организации внеурочной деятельности | |||||
Тео-рия | Практ. работа | Мастер-класс | Празд-ник | Экскур- сии | Проек-ты | |||
1 | Введение в курс | 3 | 1 | 1 | 1 | |||
2 | Азбука профессий | 8 | 2 | 3 | 1 | 2 | ||
3 | Профессии моих родителей | 6 | 2 | 2 | 2 | |||
4 | Профессии вокруг нас | 13 | 1 | 6 | 1 | 5 | ||
5 | Подведение итогов | 4 | 1 | 1 | 2 | |||
ИТОГО: | 34 | 7 | 11 | 3 | 4 | 6 | 3 |
4 класс
№ п/п | Содержание раздела (темы) | Кол-во часов | Формы организации внеурочной деятельности | |||||
Тео-рия | Практ. работа | Мастер-класс | Празд-ник | Экскур- сии | Проек-ты | |||
1 | Введение в курс | 3 | 1 | 1 | 1 | |||
2 | Азбука профессий | 6 | 1 | 1 | 1 | 3 | ||
3 | Профессии моих родителей | 8 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | |
4 | Профессии вокруг нас | 11 | 1 | 4 | 6 | |||
5 | Подведение итогов | 6 | 1 | 1 | 3 | 1 | ||
ИТОГО: | 34 | 6 | 8 | 2 | 5 | 7 | 6 |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Комитет по образованию и молодежной политике Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 7 г. Ярцева
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО учитель начальных классов ________ Аленькина Т.Г. протокол № 1 от 30.08.2023 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР МБОУ СШ № 7 г. Ярцева ________ Ларченкова Е.Н. 30.08.2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом по МБОУ СШ № 7 г. Ярцева № 223 от 31.08.2023 г. |
«Принята»
педагогическим советом
протокол № 1 от 31. 08.2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Азбука профессий»
для обучающихся 1-4 классов
Составители: Столярова Е.П., учитель начальных классов высшей категории,
Халикина И.В., учитель начальных классов,
Кореневская И.В., учитель начальных классов первой категории
Аленькина Т. Г., учитель начальных классов высшей категории,
Осянина В.А., учитель начальных классов высшей категории,
Чугунова Е.В., учитель начальных классов первой категории
г. Ярцево
2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность курса «Я в мире профессий» вызвана недостатком имеющейся информации о профессиях у детей данного возраста.
Работа по профориентации в начальной школе очень специфична. Особенность заключается в том, что в 1-4 классах не ставится цели подвести детей к выбору определённой профессии. Главное – развитие внутренних психологических ресурсов личности ребёнка. В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, т.е. определяющей развитие школьника, важно расширить его представление о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На этой стадии создаётся определённая наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала ребёнок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Для этого и необходимы занятия по профориентации на уровне начального общего образования.
Экскурсии, беседы с элементами практической деятельности, сюжетно-ролевые игры, играют важную роль в профессиональной ориентации младших школьников. Они способствуют расширению знаний о мире профессий, углубляют представления детей. Использование наглядности, игрового материала (кроссворды, загадки, пословицы, викторины, экскурсии), элементов занимательности, состязательности (мастер-классы, праздники, конкурсы, игры) поможет создать у младших школьников многообразие впечатлений. В игре совершенствуются движения и умственные операции. Таким образом, ребёнок познаёт и запоминает мир профессий.
Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий, воспитание уважения к людям труда.
Задачи:
В области формирования личной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»:
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
В области формирования семейной культуры:
- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей.
В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, экскурсии с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана для учащихся 1 - 4 классов, на 4 года обучения. На реализацию курса «Я в мире профессий» в 1 - 4 классах отводится 135 часов (33 часа в 1 классе, по 34 ч во 2 - 4 классе, 1 час в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты
У ученика будут сформированы:
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
- умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
У ученика могут быть сформированы:
- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;
- принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
- действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
- контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
- ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
- адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
- применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
- наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
- осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Ученик получит возможность научиться:
- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
- обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
- осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
Ученик получит возможность научиться:
- оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
- планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
- проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
- уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты
В результате изучения курса младший школьник должен:
Знать:
- Основные сферы профессиональной деятельности человека;
- Основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;
- Предприятия и учреждения населенного пункта, района;
- Основные приемы выполнения учебных проектов.
Уметь:
- Оперировать основными понятиями и категориями;
- Рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
- Переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации;
- Выполнять учебные проекты.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание программы в 1 классе
Введение в курс (4 ч) Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Викторина "Какие профессии ты знаешь?" Зачем человек трудится? Кем я хочу стать? Анкетирование.
Азбука профессий (7 ч) Мир интересных профессий. Дж. Родари "Чем пахнут ремёсла". Ирис Ревю "Тяп-ляп" (сказка). Чтение и обсуждение рассказов, придумаем продолжение. Игры с пословицами о труде. Инсценировка “Сказка про лень”. Праздник "Все профессии важны".
Профессии вокруг нас (9 ч) Мир профессий "Человек - человек" (3ч). Разнообразие мира медицинских профессий (медсестра, врачи-специалисты). Рисунок. Игра-практикум "На прививку". Удивительный мир школьных профессий (учитель, библиотекарь, охранник, уборщица). Составляем рассказ. Мир профессий " Человек - техника"(1ч). Работа с компьютерной техникой. Мир профессий " Человек - природа"(2ч). Знакомство с профессией дворника. Работа на пришкольном участке. Знакомство с профессией садовода. Практическая работа "Уход за комнатными растениями". Мир профессий " Человек – художественный образ"(3ч). Творческие профессии (художник, декоратор). Рисунок "Я за работой".
Экскурсии: Экскурсия в художественную школу.
Экскурсия в школьную библиотеку.
Экскурсия в компьютерный класс.
Профессии моих родителей (9 ч) Знакомство с профессиями врача, пекаря, актера кукольного театра, фармацевта. Викторина. Мастер-классы. Проект "Профессии моих родителей". Создаем книжку-малышку. Подготовим и проведем праздник "Ученье и труд рядом живут".
Экскурсии: Экскурсия в кукольный театр.
Экскурсия в пекарню.
Экскурсия в аптеку.
Подведение итогов (4 ч) Профессии нашего края. Подготовим и проведем праздник "Весна и труд". Интерактивная игра "В мире профессий". Анкетирование в конце года.
Экскурсии: Экскурсия в краеведческий музей.
Содержание программы во 2 классе
Введение в курс (3 ч) Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Консультация о проектах. кроссворд "Мир профессий". Кем я хочу стать? Анкетирование.
Азбука профессий (12 ч) Виктор Голявкин «Моя работа», «Я пуговицу себе сам пришил!». Чтение и обсуждение рассказов. Практическая работа "Учимся пришивать пуговицы." Проект «Азбука профессий». Создаем альбом. Швея или портной? В чем разница? Кто охраняет нашу Родину? Спорт – увлечение или профессия? Игра-тренинг "Тренировка" Я хочу задать Вам вопрос! Профессия журналист и корреспондент. Игра "Интервьюер"
Профессии моих родителей (5 ч) Знакомство с профессией актера. Мастер-класс "Алло, мы ищем таланты!" Кто управляет транспортом? Деловая игра "В автобусе". Работники издательств и типографий. Сюжетно-ролевая игра "Газета". Подготовим и проведем праздник " Труд в почете любой, мир профессий большой!"
Экскурсии: Издательство «Сигма плюс»
Профессии вокруг нас (10 ч)
Мир профессий "Человек - человек"(1 ч). Закон и порядок. Игры по ПДД. Мир профессий " Человек - техника"(2 ч). Игра "Я - изобретатель". Практическая работа с конструктором ЛЕГО. Что может отремонтировать слесарь? Мир профессий " Человек - природа"(3 ч). Знакомство с профессией фермера. Практическая работа "Уход за животными". Кто создает букеты? Знакомство с профессией флорист. Практическая работа "Цветочный коллаж". Мир профессий " Человек – художественный образ"(4 ч). Строительные специальности. Проект "Улица нашего города". Создаем макет. Кто работает в цирке? Игра "Циркачи".
Экскурсии: Экскурсия на ферму.
Подведение итогов (4 ч) Викторина «Что мы узнали?» Анкетирование в конце года. Подготовим и проведем праздник "Каждый может выбрать дело, чтоб оно в руках кипело!"
Содержание программы в 3 классе
Введение в курс (3 ч) Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Консультация о проектах. Какие профессии ты знаешь? Кем я хочу стать?
Азбука профессий (8 ч) Дж. Родари "Чем пахнут ремёсла". Украинская народная сказка "Колосок". Сочиняем рассказы на пословицы о труде. Древние и исчезнувшие профессии (работорговец, номенклатурщик, кузнец, ткач, врач, гончар). Интересно о разных профессиях. Необычные профессии (дегустатор, риэлтор, бариста).
Профессии моих родителей (6 ч) Знакомство с профессиями учителя географии, парикмахера, дизайнера, сборщика мебели. Викторина. Мастер-классы. Подготовим и проведем праздник "Ученье и труд рядом живут".
Профессии вокруг нас (13 ч) Мир профессий "Человек - человек". Знакомство с профессией повара, диетолога. Наше питание. Правила здорового питания. Составляем рацион питания школьника. Профессии за здоровый образ жизни. Знакомство с профессией тренер. Арт-терапия. Мир профессий " Человек - техника". Работа с компьютерной техникой. Мир профессий " Человек - природа". Знакомство с профессией садовника, агронома, цветовода-декоратора, пчеловода, животновода, ветеринара и т. п. Работа на пришкольном участке. Мир профессий " Человек – художественный образ". Знакомство с профессией строителя, архитектора, реставратора. Знакомство с новостройками и предприятиями города, достопримечательностями родного города.
Подведение итогов (4 ч) Подготовим и проведем праздник "Весна и труд". Интерактивная игра "В мире профессий". Анкетирование в конце года.
Экскурсии: Экскурсия в краеведческий музей.
Экскурсия на мебельную фабрику.
Экскурсия в школьную столовую.
Содержание программы в 4 классе
Введение в курс (3 ч) Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Консультация о проектах. Какие профессии ты знаешь? Кем я хочу стать?
Азбука профессий (6 ч) Борис Шергин "Собирай по ягодке – наберёшь кузовок". Сочиняем рассказы на пословицы о труде. Древние и исчезнувшие профессии (продавцы слез, стенографистка). Интересно о разных профессиях. Необычные профессии (сурдопереводчик, постижер, нюхач, блогер).
Профессии моих родителей (8 ч) Знакомство с профессией предпринимателя, заводчика собак, банкира, художника. Моя родословная. Родословное древо профессий. Подготовим и проведем праздник.
Профессии вокруг нас (11 ч) Мир профессий "Человек - человек". Профессия библиотекарь. Я - библиотекарь. Составляем каталок книг домашней библиотеки. Ремонт книг в школьной библиотеке. Мир профессий " Человек - техника". Знакомство с профессией спасателя. Знакомство с профессией водителя, машиниста. Мир профессий " Человек - природа". Влияние окружающей среды на здоровье человека. Эколог. Работа на пришкольном участке. Мир профессий " Человек – художественный образ". Профессия скульптор. Я - скульптор. Рамочка из гипса. Знакомство с предприятиями города.
Подведение итогов (6 ч) Оформление альбома «Гимн труду». Выставка поделок «Я - мастер». Подготовим и проведем конкурсно - игровую программу "Соревнования мастеров". Деловая игра "Кем быть?" Анкетирование. Подведение итогов.
Экскурсии: Экскурсия в пожарную часть.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс
№ п/п | Содержание раздела (темы) | Кол-во часов | Формы организации внеурочной деятельности | |||||
Тео-рия | Практ. работа | Мастер-класс | Празд-ник | Экскур- сии | Прое-кты | |||
1 | Введение в курс | 4 | 3 | 1 | ||||
2 | Азбука профессий | 7 | 3 | 3 | 1 | |||
3 | Профессии вокруг нас | 9 | 3 | 2 | 1 | 3 | ||
4 | Профессии моих родителей | 9 | 1 | 2 | 1 | 1 | 3 | 1 |
5 | Подведение итогов | 4 | 2 | 1 | 1 | |||
ИТОГО: | 33 | 12 | 9 | 2 | 3 | 6 | 1 |
2 класс
№ п/п | Содержание раздела (темы) | Кол-во часов | Формы организации внеурочной деятельности | |||||
Тео-рия | Практ. работа | Деловая игра | Празд-ник | Экскур- сии | Проек-ты | |||
1 | Введение в курс | 3 | 2 | 1 | ||||
2 | Азбука профессий | 12 | 6 | 5 | 1 | |||
3 | Профессии моих родителей | 5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
4 | Профессии вокруг нас | 10 | 2 | 5 | 2 | 1 | ||
5 | Подведение итогов | 4 | 1 | 2 | 1 | |||
ИТОГО: | 34 | 12 | 14 | 1 | 2 | 3 | 2 |
3 класс
№ п/п | Содержание раздела (темы) | Кол-во часов | Формы организации внеурочной деятельности | |||||
Тео-рия | Практ. работа | Мастер-класс | Празд-ник | Экскур- сии | Проек-ты | |||
1 | Введение в курс | 3 | 1 | 1 | 1 | |||
2 | Азбука профессий | 8 | 2 | 3 | 1 | 2 | ||
3 | Профессии моих родителей | 6 | 2 | 2 | 2 | |||
4 | Профессии вокруг нас | 13 | 1 | 6 | 1 | 5 | ||
5 | Подведение итогов | 4 | 1 | 1 | 2 | |||
ИТОГО: | 34 | 7 | 11 | 3 | 4 | 6 | 3 |
4 класс
№ п/п | Содержание раздела (темы) | Кол-во часов | Формы организации внеурочной деятельности | |||||
Тео-рия | Практ. работа | Мастер-класс | Празд-ник | Экскур- сии | Проек-ты | |||
1 | Введение в курс | 3 | 1 | 1 | 1 | |||
2 | Азбука профессий | 6 | 1 | 1 | 1 | 3 | ||
3 | Профессии моих родителей | 8 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | |
4 | Профессии вокруг нас | 11 | 1 | 4 | 6 | |||
5 | Подведение итогов | 6 | 1 | 1 | 3 | 1 | ||
ИТОГО: | 34 | 6 | 8 | 2 | 5 | 7 | 6 |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Комитет по образованию и молодежной политике Администрации муниципального образования «Ярцевский район» Смоленской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 7 г. Ярцева
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО учитель начальных классов ________ Аленькина Т.Г. протокол № 1 от 30.08.2023 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР МБОУ СШ № 7 г. Ярцева ________ Ларченкова Е.Н. 30.08.2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом по МБОУ СШ № 7 г. Ярцева № 223 от 31.08.2023 г. |
«Принята»
педагогическим советом
протокол № 1 от 31. 08.2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Азбука профессий»
для обучающихся 1-4 классов
Составители: Столярова Е.П., учитель начальных классов высшей категории,
Халикина И.В., учитель начальных классов,
Кореневская И.В., учитель начальных классов первой категории
Аленькина Т. Г., учитель начальных классов высшей категории,
Осянина В.А., учитель начальных классов высшей категории,
Чугунова Е.В., учитель начальных классов первой категории
г. Ярцево
2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность курса «Я в мире профессий» вызвана недостатком имеющейся информации о профессиях у детей данного возраста.
Работа по профориентации в начальной школе очень специфична. Особенность заключается в том, что в 1-4 классах не ставится цели подвести детей к выбору определённой профессии. Главное – развитие внутренних психологических ресурсов личности ребёнка. В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, т.е. определяющей развитие школьника, важно расширить его представление о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На этой стадии создаётся определённая наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала ребёнок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Для этого и необходимы занятия по профориентации на уровне начального общего образования.
Экскурсии, беседы с элементами практической деятельности, сюжетно-ролевые игры, играют важную роль в профессиональной ориентации младших школьников. Они способствуют расширению знаний о мире профессий, углубляют представления детей. Использование наглядности, игрового материала (кроссворды, загадки, пословицы, викторины, экскурсии), элементов занимательности, состязательности (мастер-классы, праздники, конкурсы, игры) поможет создать у младших школьников многообразие впечатлений. В игре совершенствуются движения и умственные операции. Таким образом, ребёнок познаёт и запоминает мир профессий.
Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий, воспитание уважения к людям труда.
Задачи:
В области формирования личной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»:
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
В области формирования семейной культуры:
- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей.
В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, экскурсии с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана для учащихся 1 - 4 классов, на 4 года обучения. На реализацию курса «Я в мире профессий» в 1 - 4 классах отводится 135 часов (33 часа в 1 классе, по 34 ч во 2 - 4 классе, 1 час в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты
У ученика будут сформированы:
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
- умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
У ученика могут быть сформированы:
- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;
- принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
- действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
- контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
- ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
- адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
- применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
- наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
- осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Ученик получит возможность научиться:
- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
- обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
- осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
Ученик получит возможность научиться:
- оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
- планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
- проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
- уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела.
- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты
В результате изучения курса младший школьник должен:
Знать:
- Основные сферы профессиональной деятельности человека;
- Основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;
- Предприятия и учреждения населенного пункта, района;
- Основные приемы выполнения учебных проектов.
Уметь:
- Оперировать основными понятиями и категориями;
- Рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
- Переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации;
- Выполнять учебные проекты.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание программы в 1 классе
Введение в курс (4 ч) Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Викторина "Какие профессии ты знаешь?" Зачем человек трудится? Кем я хочу стать? Анкетирование.
Азбука профессий (7 ч) Мир интересных профессий. Дж. Родари "Чем пахнут ремёсла". Ирис Ревю "Тяп-ляп" (сказка). Чтение и обсуждение рассказов, придумаем продолжение. Игры с пословицами о труде. Инсценировка “Сказка про лень”. Праздник "Все профессии важны".
Профессии вокруг нас (9 ч) Мир профессий "Человек - человек" (3ч). Разнообразие мира медицинских профессий (медсестра, врачи-специалисты). Рисунок. Игра-практикум "На прививку". Удивительный мир школьных профессий (учитель, библиотекарь, охранник, уборщица). Составляем рассказ. Мир профессий " Человек - техника"(1ч). Работа с компьютерной техникой. Мир профессий " Человек - природа"(2ч). Знакомство с профессией дворника. Работа на пришкольном участке. Знакомство с профессией садовода. Практическая работа "Уход за комнатными растениями". Мир профессий " Человек – художественный образ"(3ч). Творческие профессии (художник, декоратор). Рисунок "Я за работой".
Экскурсии: Экскурсия в художественную школу.
Экскурсия в школьную библиотеку.
Экскурсия в компьютерный класс.
Профессии моих родителей (9 ч) Знакомство с профессиями врача, пекаря, актера кукольного театра, фармацевта. Викторина. Мастер-классы. Проект "Профессии моих родителей". Создаем книжку-малышку. Подготовим и проведем праздник "Ученье и труд рядом живут".
Экскурсии: Экскурсия в кукольный театр.
Экскурсия в пекарню.
Экскурсия в аптеку.
Подведение итогов (4 ч) Профессии нашего края. Подготовим и проведем праздник "Весна и труд". Интерактивная игра "В мире профессий". Анкетирование в конце года.
Экскурсии: Экскурсия в краеведческий музей.
Содержание программы во 2 классе
Введение в курс (3 ч) Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Консультация о проектах. кроссворд "Мир профессий". Кем я хочу стать? Анкетирование.
Азбука профессий (12 ч) Виктор Голявкин «Моя работа», «Я пуговицу себе сам пришил!». Чтение и обсуждение рассказов. Практическая работа "Учимся пришивать пуговицы." Проект «Азбука профессий». Создаем альбом. Швея или портной? В чем разница? Кто охраняет нашу Родину? Спорт – увлечение или профессия? Игра-тренинг "Тренировка" Я хочу задать Вам вопрос! Профессия журналист и корреспондент. Игра "Интервьюер"
Профессии моих родителей (5 ч) Знакомство с профессией актера. Мастер-класс "Алло, мы ищем таланты!" Кто управляет транспортом? Деловая игра "В автобусе". Работники издательств и типографий. Сюжетно-ролевая игра "Газета". Подготовим и проведем праздник " Труд в почете любой, мир профессий большой!"
Экскурсии: Издательство «Сигма плюс»
Профессии вокруг нас (10 ч)
Мир профессий "Человек - человек"(1 ч). Закон и порядок. Игры по ПДД. Мир профессий " Человек - техника"(2 ч). Игра "Я - изобретатель". Практическая работа с конструктором ЛЕГО. Что может отремонтировать слесарь? Мир профессий " Человек - природа"(3 ч). Знакомство с профессией фермера. Практическая работа "Уход за животными". Кто создает букеты? Знакомство с профессией флорист. Практическая работа "Цветочный коллаж". Мир профессий " Человек – художественный образ"(4 ч). Строительные специальности. Проект "Улица нашего города". Создаем макет. Кто работает в цирке? Игра "Циркачи".
Экскурсии: Экскурсия на ферму.
Подведение итогов (4 ч) Викторина «Что мы узнали?» Анкетирование в конце года. Подготовим и проведем праздник "Каждый может выбрать дело, чтоб оно в руках кипело!"
Содержание программы в 3 классе
Введение в курс (3 ч) Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Консультация о проектах. Какие профессии ты знаешь? Кем я хочу стать?
Азбука профессий (8 ч) Дж. Родари "Чем пахнут ремёсла". Украинская народная сказка "Колосок". Сочиняем рассказы на пословицы о труде. Древние и исчезнувшие профессии (работорговец, номенклатурщик, кузнец, ткач, врач, гончар). Интересно о разных профессиях. Необычные профессии (дегустатор, риэлтор, бариста).
Профессии моих родителей (6 ч) Знакомство с профессиями учителя географии, парикмахера, дизайнера, сборщика мебели. Викторина. Мастер-классы. Подготовим и проведем праздник "Ученье и труд рядом живут".
Профессии вокруг нас (13 ч) Мир профессий "Человек - человек". Знакомство с профессией повара, диетолога. Наше питание. Правила здорового питания. Составляем рацион питания школьника. Профессии за здоровый образ жизни. Знакомство с профессией тренер. Арт-терапия. Мир профессий " Человек - техника". Работа с компьютерной техникой. Мир профессий " Человек - природа". Знакомство с профессией садовника, агронома, цветовода-декоратора, пчеловода, животновода, ветеринара и т. п. Работа на пришкольном участке. Мир профессий " Человек – художественный образ". Знакомство с профессией строителя, архитектора, реставратора. Знакомство с новостройками и предприятиями города, достопримечательностями родного города.
Подведение итогов (4 ч) Подготовим и проведем праздник "Весна и труд". Интерактивная игра "В мире профессий". Анкетирование в конце года.
Экскурсии: Экскурсия в краеведческий музей.
Экскурсия на мебельную фабрику.
Экскурсия в школьную столовую.
Содержание программы в 4 классе
Введение в курс (3 ч) Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Консультация о проектах. Какие профессии ты знаешь? Кем я хочу стать?
Азбука профессий (6 ч) Борис Шергин "Собирай по ягодке – наберёшь кузовок". Сочиняем рассказы на пословицы о труде. Древние и исчезнувшие профессии (продавцы слез, стенографистка). Интересно о разных профессиях. Необычные профессии (сурдопереводчик, постижер, нюхач, блогер).
Профессии моих родителей (8 ч) Знакомство с профессией предпринимателя, заводчика собак, банкира, художника. Моя родословная. Родословное древо профессий. Подготовим и проведем праздник.
Профессии вокруг нас (11 ч) Мир профессий "Человек - человек". Профессия библиотекарь. Я - библиотекарь. Составляем каталок книг домашней библиотеки. Ремонт книг в школьной библиотеке. Мир профессий " Человек - техника". Знакомство с профессией спасателя. Знакомство с профессией водителя, машиниста. Мир профессий " Человек - природа". Влияние окружающей среды на здоровье человека. Эколог. Работа на пришкольном участке. Мир профессий " Человек – художественный образ". Профессия скульптор. Я - скульптор. Рамочка из гипса. Знакомство с предприятиями города.
Подведение итогов (6 ч) Оформление альбома «Гимн труду». Выставка поделок «Я - мастер». Подготовим и проведем конкурсно - игровую программу "Соревнования мастеров". Деловая игра "Кем быть?" Анкетирование. Подведение итогов.
Экскурсии: Экскурсия в пожарную часть.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс
№ п/п | Содержание раздела (темы) | Кол-во часов | Формы организации внеурочной деятельности | |||||
Тео-рия | Практ. работа | Мастер-класс | Празд-ник | Экскур- сии | Прое-кты | |||
1 | Введение в курс | 4 | 3 | 1 | ||||
2 | Азбука профессий | 7 | 3 | 3 | 1 | |||
3 | Профессии вокруг нас | 9 | 3 | 2 | 1 | 3 | ||
4 | Профессии моих родителей | 9 | 1 | 2 | 1 | 1 | 3 | 1 |
5 | Подведение итогов | 4 | 2 | 1 | 1 | |||
ИТОГО: | 33 | 12 | 9 | 2 | 3 | 6 | 1 |
2 класс
№ п/п | Содержание раздела (темы) | Кол-во часов | Формы организации внеурочной деятельности | |||||
Тео-рия | Практ. работа | Деловая игра | Празд-ник | Экскур- сии | Проек-ты | |||
1 | Введение в курс | 3 | 2 | 1 | ||||
2 | Азбука профессий | 12 | 6 | 5 | 1 | |||
3 | Профессии моих родителей | 5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
4 | Профессии вокруг нас | 10 | 2 | 5 | 2 | 1 | ||
5 | Подведение итогов | 4 | 1 | 2 | 1 | |||
ИТОГО: | 34 | 12 | 14 | 1 | 2 | 3 | 2 |
3 класс
№ п/п | Содержание раздела (темы) | Кол-во часов | Формы организации внеурочной деятельности | |||||
Тео-рия | Практ. работа | Мастер-класс | Празд-ник | Экскур- сии | Проек-ты | |||
1 | Введение в курс | 3 | 1 | 1 | 1 | |||
2 | Азбука профессий | 8 | 2 | 3 | 1 | 2 | ||
3 | Профессии моих родителей | 6 | 2 | 2 | 2 | |||
4 | Профессии вокруг нас | 13 | 1 | 6 | 1 | 5 | ||
5 | Подведение итогов | 4 | 1 | 1 | 2 | |||
ИТОГО: | 34 | 7 | 11 | 3 | 4 | 6 | 3 |
4 класс
№ п/п | Содержание раздела (темы) | Кол-во часов | Формы организации внеурочной деятельности | |||||
Тео-рия | Практ. работа | Мастер-класс | Празд-ник | Экскур- сии | Проек-ты | |||
1 | Введение в курс | 3 | 1 | 1 | 1 | |||
2 | Азбука профессий | 6 | 1 | 1 | 1 | 3 | ||
3 | Профессии моих родителей | 8 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | |
4 | Профессии вокруг нас | 11 | 1 | 4 | 6 | |||
5 | Подведение итогов | 6 | 1 | 1 | 3 | 1 | ||
ИТОГО: | 34 | 6 | 8 | 2 | 5 | 7 | 6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Бумажное творчество", 3 класс ФГОС
Программа поможет в организации внеурочной деятельности учащихся 3 класса. Составлена в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Риторика" 2-4 класс в соответствии ФГОС
Рабочая программа курса внеурочной деятельности НОО «Риторика» социального направления....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Уроки Знайки 4 класс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...
Азбука здоровья.Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1-4 классов.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1-4классов. Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению-это обучение школьников бережному отношению к своему здоров...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я исследователь» 1 класс
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование курса....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружок "Инфознайка"3 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружок "Инфознайка" 3 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Радуга творчества" 4 класс
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требования ФГОС , содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. Программа направлена на формирование творческих способност...