Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я исследователь» 1 класс
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему

Людмила Микрюкова

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ya_issledovatel.docx28.62 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я исследователь» 1 класс

Пояснительная записка

1.Цели и задачи  курса

Цель курса - трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.

Задачи курса:

- развивать познавательные потребности младших школьников;

-  развивать познавательные способности младших школьников;

- обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

- формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;

-  формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

2. Педагогическая идея

Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. В связи с этим мы говорим о необходимости осуществления компетентностного подхода в образовании. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности.  Значительное место  в  педагогической практике следует уделять организации исследовательской деятельности младших школьников, как на уроках, так и во внеурочное время.

Маленький ребенок уже с момента своего рождения начинает заниматься исследовательской деятельностью, самостоятельно и с помощью взрослых изучая окружающий его мир. С большим интересом, сами того не осознавая, дети участвуют в самой разнообразной исследовательской работе. Постоянная жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать,  искать истину, ответы на самостоятельно или кем-то поставленные вопросы, самим задавать эти  вопросы окружающим - важнейшие черты поведения ребенка как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Таким образом, исследовательская деятельность - естественное стремление любого ребенка. Надо лишь умело направить это стремление по нужному руслу, раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для младшего школьника окружающий мир.

Проблемное обучение, которое организуется на уроках, способствует, но не может в полной мере помочь детям стать настоящими исследователями. Рамки традиционного урока, как правило, ограничивают детей в возможности использовать различные источники при работе с информацией. Значительно расширить поле исследовательской деятельности для детей позволят дополнительные занятия с учащимися начальных классов во внеурочное время.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

3. Информация об объеме часов, продолжительности занятий

Программа рассчитана на 32 ч в 1 классе, продолжительность занятия 35 минут.

 (Руководитель имеет возможность вносить коррективы в программу, изменять количество часов на изучение отдельных тем, число практических работ.)

4. Возрастная группа учащихся

Программа «Я - исследователь» предназначена для детей 7-8  лет.

5. Особенности условий, места проведения занятий

 Занятия проводятся во внеучебное время 1 раз в неделю в кабинете, экскурсии в природу, в музеях различного типа, библиотеках.

6. Виды деятельности

Программа предусматривает работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.

7. Содержание и методы деятельности

Исследовательская деятельность  включает проведение бесед, опытов, наблюдений, экспериментов,  экскурсий, заседаний, встреч с интересными людьми, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация, предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

8. Характеристика основных результатов (с указанием уровня)

Личностные результаты и универсальные учебные действия

Личностные

  • осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
  • испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;
  • формулировать самому простые правила поведения в природе;
  • осознавать себя гражданином России;
  • объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
  • искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
  • уважать иное мнение;
  • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

Регулятивные

  • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;
  • учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему исследования;
  • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения исследования совместно с учителем;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
  • работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
  • в ходе представления исследовательской работы учиться давать оценку его результатов;
  • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Познавательные

  • предполагать, какая информация нужна;
  • отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
  • сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
  • выбирать основания для  сравнения, классификации объектов
  • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
  • выстраивать логическую цепь рассуждений;
  • представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

Коммуникативные

  • организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
  • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
  • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Программа предусматривает достижение   3    уровней    результатов:

       Первый уровень результатов (1 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний об исследованиях.  Результат выражается в понимании детьми сути исследовательской деятельности, методов исследования.

           Второй уровень результатов (2-3 класс)

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активной исследовательской деятельности, самостоятельном выборе темы исследования, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

      Третий уровень результатов (4 класс)

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации исследований по самостоятельно выбранному направлению.

9. Форма подведения итогов работы

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации исследовательских работ, участие в  научно – практических конференциях.

Учебно-тематический план

Тема занятия

Количество часов

1.

Какой разнообразный окружающий мир. Экскурсия.

1

2.

Как можно изучать окружающий нас мир. Игра.

2

3

Мы – исследователи. Игра.

2

4

Учимся наблюдать. Экскурсия.

3

5

Учимся проводить опыты. Игра.

3

6

Какие бывают книги. Экскурсия в библиотеку.

2

7

Путешествие на книжную полку. Обзор периодических журналов.

2

8

Книги – помощники исследователей.

2

9

Когда компьютер становится нам другом.

2

10

Компьютер и книга – источники информации. Отбор нужной информации.

3

11

Компьютер – наш помощник. Презентация

3

12

Учимся задавать вопросы. Игра.

2

13

Пробуем найти ответы (с помощью книг, журналов, Интернета, взрослых)

2

14

Работа в группе. Мини-исследование.

2

15

Какие мы исследователи. Итоговое занятие.

1

Всего – 32 часа.

Содержание курса

Какой разнообразный окружающий мир. Экскурсия (1ч)

Экскурсия. Правила поведения на экскурсии. Многообразие окружающего мира. Природа родного края. Наблюдение, сравнение, классификация, обобщение, главное и второстепенное. Природные изменения.

Как можно изучать окружающий нас мир. Игра (2ч)

Поиск ответов на поставленные вопросы. Эксперименты. Знакомство с источниками информации.

Мы – исследователи. Игра (2ч)

Игра «Юный исследователь». Этапы исследовательской работы. Знакомство с методами исследования (схемами).

Учимся наблюдать. Экскурсия (3ч)

Наблюдение за природой. Опрос. Обработка информации. Отчёт по собранному материалу. Оформление собранного материала. Пиктография.

Учимся проводить опыты. Игра (3ч)

Эксперимент, проба, опыт. Главный метод познания. План эксперимента. Результат эксперимента. Игра «Учимся, пробуя».

Какие бывают книги. Экскурсия в библиотеку (2ч)

Знакомство со школьной библиотекой. Правила поведения, поиск информации. Работа с каталогами, с различными источниками информации. Анкеты, опросники, интервью. Правила оформления библиографического материала.

Путешествие на книжную полку. Обзор периодических журналов (2ч)

Источники информации – на книжной полке. Детские журналы «Миша», «Мурзилка» ,«Весёлые картинки» и другие источники информации.

Книги – помощники исследователей (2ч)

Метод исследования. Детские энциклопедии, словари – толковый, орфографический, энциклопедический, словарь фразеологизмов.

Когда компьютер становится нам другом (2ч)

Знакомство с компьютером. Работа с компьютером. Интернет – источник информации.

Компьютер и книга – источники информации. Отбор нужной информации (3ч)

Поиск информации. Отбор нужной информации. Квалификация. Обобщение.

Компьютер – наш помощник. Презентация (3ч)

Презентация. Правила составления презентации. Отбор материала для презентации. Оформление работы на компьютере. Требования к оформлению работы.

Учимся задавать вопросы. Игра (2ч)

Опрос. Анкетирование. Оформление анкет. Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование.

Пробуем найти ответы (с помощью книг, журналов, Интернета, взрослых) (2ч)

Поиск информации. Проверка знаний этапов исследовательской работы, источников информации. Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме. Отчёт по собранному материалу.

Работа в группе. Мини-исследование (2ч)

Распределение на группы. Экспресс-исследование. Распределение работы.

Какие мы исследователи. Итоговое занятие (1ч)

Урок – праздник.

УМК, перечень материалов, инструментов, оборудования

  1. Савенков А.И. Я - исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. Самара: Издательство «Учебная литература», 2010.
  2. Савенков А.И. Развитие логического мышления. 6 - 7 лет. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010.
  3. Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 6-7 лет. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2011.  
  4. Савенков А.И. Развитие познавательных способностей. 6-8 лет. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2010.

Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы.  На занятиях курса используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний.

Материально-техническое обеспечение:

компьютер; проектор; интерактивная доска; Интернет; электронные обучающие диски.

Рекомендованная  литература

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. М.: Академия, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Юный исследователь"

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:• у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического...