Программа внеурочной деятельности "В гармонии с природой"
рабочая программа
Программа «В гармонии с природой» относится к образовательной программе естественнонаучной направленности, по виду – модифицированная. Актуальность курса внеурочной деятельности заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения. Начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_v_garmonii_s_prirodoy.docx | 148.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Смоленской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рыбковская средняя общеобразовательная школа»
Сафоновского района Смоленской области
Принята на заседании Утверждено:
педагогического совета директор МБОУ «Рыбковская СОШ» МБОУ «Рыбковская СОШ» В.А.Гуренкова
протокол № приказ №
от « » 2024г. от « » 2024 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«В гармонии с природой»
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Некрасова Светлана Олеговна,
педагог дополнительного образования
д. Рыбки
2024 г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «В гармонии с природой» относится к образовательной программе естественнонаучной направленности, по виду – модифицированная. Актуальность курса внеурочной деятельности заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения. Начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральным законом от 29. 12. 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства просвещения РФ от № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Методическими рекомендациями по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей («Точка роста») (Утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2021 г. № Р-6);
- СанПиН 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2020 г. № 28);
-Уставом МБОУ «Рыбковская СОШ».
Актуальность программы
Эстетическая, познавательная, коммуникативная функции данной программы способны оказать огромное воспитательное воздействие на внутренний мир ребенка, способствуют формированию активной жизненной позиции по отношению к своей планете. В связи с этим ребенок не только отражает действительность, но и что более важно, преобразует ее и преобразуется сам как личность. Преобразование действительности на основе полученных знаний и умений позволит обучающимся выработать так же свою эстетическую позицию, привносить в любое дело эстетическое начало, бережно относится к природе, к планете.
Новизна программы
Новизна данной программы заключается в знакомстве с одним из интереснейших видов творчества - апсайклингом. Сырьем для производства служат уже использованные материалы. Такой процесс в промышленности очень важен. Сохраняются природные ресурсы, а старые использованные и уже ненужные вещи и материалы получают новую жизнь.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность данной общеразвивающей программы обусловлено тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности умения принимать сохранять цели исследовать и учебной деятельности планировать свою деятельность осуществлять ее контроль и оценку взаимодействует с педагогом и сверстниками учебном процессе.
При реализация данной программы создаются условия для восстановления личностных характеристик обучающихся любознательность активности и заинтересованность в познание мира овладения основами умение учиться способности к организации собственной деятельности готовность самостоятельно действовать и отвечает за свои поступки перед семьей и общество доброжелательность умение слушать и слышать собеседника обосновать свою позицию высказывать свое мнение.
Отличительные особенности программы
Обучаясь по программе «В гармонии с природой» обучающиеся в течении года знакомятся с понятиями ответственного потребления: Апсайклинг, Биоразлагаемый, Гринвошинг, Компостирование, Микропластик, Органический, Раздельный сбор, Ресайклинг, Углеродный след, Устойчивая мода, Экологичный, Экомаркировка, Ноль отходов и т.д. Постепенно привыкают к экологическому потреблению ресурсов планеты. Узнают, к чему приводит засоряемость планеты, и как можно помочь остановить этот процесс. В течение всего периода обучения развивают творческое воображение, узнают и придумывают, как ненужным вещам можно подарить вторую жизнь. Программа обеспечивает возможность проектирования индивидуальной образовательной траектории, интеграции и преемственности, направлена на развитие и поддержку талантливых детей; учтываются потребности, интересы детей и запросы родителей по экологическому воспитанию.
Адресат программы
Программа «В гармонии с природой» рассчитана на детей младшего школьного возраста (7-10 лет). Программа доступна для всех желающих детей:
-проявивших выдающиеся способности (одаренные),
-дети с ограниченными возможностями здоровья,
-дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Наполняемость группы 12 - 15 человек.
Уровень программы: базовый.
Объем и срок освоения программы:
Программа рассчитана на 68 часов. Продолжительность обучения 1 год.
Формы организации образовательного процесса: очная
Режим занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут в течение учебного года.
Формы и виды занятий:
Основными формами организации деятельности детей на занятии являются индивидуальная и групповая работа, при выполнении исследовательских и проектных работ.
Виды занятий:
• индивидуальная самостоятельная работа;
• беседа;
• дискуссия;
• практическая работа;
• исследования, самонаблюдения;
• игра;
• выполнение мини-проекта;
• экскурсия;
• выставка работ;
• лабораторная работ.
Педагогические технологии:
• Личностно–ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении.
• Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки.
• Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.
• Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.
• Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.
• Индивидуально-личностная основа деятельности позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.
Цель программы: создание условий для привлечения внимания детей и их родителей к повторному использованию ненужных вещей, обучение детей экологически правильному поведению.
Задачи:
Образовательные (предметные)
- Узнать, что такое «апсайклинг»?
- Изучить проблемы утилизации ненужных вещей.
- Показать на примере работ, как можно использовать ненужные вещи в целях сохранения окружающей среды.
развивающие (метапредметные):
- Развивать познавательную, творческую, общественную активность обучающихся и их родителей, повышать экологическую культуру.
- Совместно с детьми привлечь внимание общественности к данной проблеме.
воспитательные (личностные):
- Привлечь внимание обучающихся и их родителей и научиться делать красивые вещи из мусора и старых вещей с целью сокращения количества отходов и создания благоприятной окружающей среды.
Планируемые результаты освоения программы
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- осознавать роль человека в природе;
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- высказывать, своё отношение к проблемам;
- осознание неразрывного единства мира природы и человека;
- формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру;
- понимание самоценности природы;
- подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- - внутренней позиции учащегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- - выраженной познавательной мотивации;
- - устойчивого интереса к новым способам познания;
- - адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
- - морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Метапредметными результатами изучения курса «В гармонии с природой» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- высказывать своё предположение (версию);
- уметь доказывать, отстаивать;
- уметь ставить перед собой цели, задачи;
- притворять в жизнь свои идеи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные УУД:
- самостоятельный поиск информации;
- выделять главное;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- находить ответы на вопросы;
- делать выводы;
- постижению причинно-следственных связей в окружающем мире;
- формирование умения рационально использовать природные богатства;
- обучение азам экологической безопасности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные УУД:
- работать в группе, в паре, выполнять различные роли (лидера исполнителя);
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- слушать и понимать других;
- воспитание активной жизненной позиции;
- договариваться с одноклассниками;
- представлять и защищать свою работу.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные:
- сформированность представлений об экологии, как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
- наличие углублѐнных представлений об изменениях природной среды под воздействием человека;
- умение проводить мониторинговые исследования окружающей среды;
- овладение понятийным аппаратом, теоретическими знаниями, заложенными в содержании программы;
- знание способов обращения с отходами, раздельного сбора мусора;
- знание новых типов загрязнений (шум, вибрация, электромагнитные волны), мероприятий по охране окружающей среды.
- владение навыками бережного отношения к природе.
Условия реализации программы
Для проведения занятий имеется кабинет, который оборудован мебелью для занятий с обучающимися, методическими разработками, дидактическим материалом, ноутбук, интерактивная доска, лабораторное оборудование, аудио- и видеозаписи, интернет источники, оборудование центра «Точка роста» (цифровые лаборатории по экологии), цифровой микроскоп.
Формы аттестации и контроля
Входной контроль – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся. Форма оценки: собеседование, диагностическое анкетирование.
Текущий контроль – осуществляется на каждом занятии по изучению материала основных разделов программы.
Проводится в следующей форме : педагогическое наблюдение, тестирование, собеседование, практическое задание, творческие задания, игры, самоанализ.
Итоговый контроль - может принимать различные формы: итоговые тестовые задания, диагностическое анкетирование, защита творческих работ учащихся, защита проектов, исследовательские работы, презентации.
Уровни освоения программы
Результаты обучения определяются по трем уровням сформированности коммуникативной компетентности личности:
-низкий уровень-репродуктивная компетентность, (наличие знаний при недостаточном умении их применить);
-средний уровень – деятельностная компетентность;
-высокий уровень - творческая компетентность
Учебный план
№ | Наименование | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
раздела, темы | Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 | Опрос,анкетирование |
2 | Апсайклинг | 4 | 2 | 2 | Педагогическое наблюдение, практические задания, изготовление поделок, самооценка. |
3 | Биоразлагаемый материал | 5 | 2 | 3 | Педагогическое наблюдение, практические задания, кроссворд, изготовление поделок, самооценка. |
4 | Гринвошинг | 4 | 2 | 2 | Педагогическое наблюдение, практические задания, кроссворд, дидактическая игра. |
5 | Микропластик | 6 | 2 | 4 | Педагогическое наблюдение, практические задания, изготовление поделок из пластика, выставка. |
6 | Экологичный образ жизни | 9 | 4 | 4 | Педагогическое наблюдение, практические задания, самооценка |
Экомаркировка | 6 | 2 | 5 | Педагогическое наблюдение, практические задания, кроссворд, самооценка. | |
Zero waste (ноль отходов) | 7 | 4 | 5 | Педагогическое наблюдение, опрос-викторина, самооценка. | |
Раздельный сбор | 8 | 2 | 6 | Педагогическое наблюдение, опрос, самооценка. | |
Углеродный след | 7 | 2 | 5 | Педагогическое наблюдение, практические задания, самооценка. | |
Устойчивая мода | 6 | 2 | 4 | Педагогическое наблюдение, опрос, изготовление поделок по мастер-классу, самооценка. | |
7. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Игра, выставка |
Итого | 68 | 26 | 42 |
Содержание курса
Раздел 1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с детьми, друг с другом. Ознакомление с работой детского объединения.
Практика: Проведение вводного тестирования.
Раздел 2. Апсайклинг.
Теория: Ответственное потребление. Вторая жизнь вещей. История и традиции. Ноль отходов.
Практика: Поделки из различного мусора на тему осени. Раздельный сбор мусора.
Раздел 3. Биоразлагаемый материал
Теория: Мифы и реальность. Экологичный материал. Компостируемый. Микропластик. Экосумка. Термокружка. Концерогенные вещества. Влажные салфетки. Синтетика. Антибактериальная пропитка. Биоразлагаемая посуда и пакеты. Ватные палочки. Ватные диски.
Практика: Раздельный сбор мусора. Поделки из одноразовых бумажных стаканчиков. Влажные салфетки своими руками. Поделки из ватных палочек и ватных дисков. Поделки из одноразовой посуды.
Раздел 4. Гринвошинг
Теория: Зеленый камуфляж. Экопродукт. Натуральный. Органический. Международная сертификация. Отдушки. Консерванты.
Практика: Игра «Экологичные товары». Игра «Раздельный сбор мусора», выполнение рисунков, листовок, подготовка сообщений, докладов. Игра «Экспертиза, что спрятано внутри мыла, бальзама».
Раздел 5. Микропластик
Теория: Что такое пластик. Микропластик. Синтетическая одежда. Автомобильные шины. Мешок для стирки синтетического белья. Полиамидная сетка. Экологическая акция.
Практика: Опыты: «Испытываем пластики», изготовление поделок из различных пластиковых отходов. Сбор пластиковых крышечек. Подготовка и проведение экологической акции: «Раздельный сбор мусора», «Пластиковая крышечка». Изготовление цветочных горшков из ненужных бутылок. Составление композиций с использованием комнатных растений. Организация выставки творческих работ, выполнение рисунков, листовок, подготовка сообщений и докладов.
Раздел 6. Экологичный образ жизни
Теория: Принципы экологичного образа жизни. Экологичный. Экономия ресурсов. Одноразовые вещи. Товары местного производства. Экологичные моющие средства и косметика. Натуральные и искусственные волокна.
Практика: Новогодний апсайклинг. Эко-Ёлка. Изготовление ёлочных эко-игрушек. Проведение исследований с использованием современного оборудования для учебной практической и проектной деятельности по естествознанию, биологии и экологии (ЛКБЭ).
Раздел #1069;комаркировка
Теория: Экомаркировка. Цели разработки экологической маркировки товаров. Виды маркировки. Экологичный и безопасный для человека и окружающей среды товар. Правила утилизации упаковки.
Практика: Придумать и нарисовать свой эко-знак. Выполнение проекта и его защита.
Игра «Экомаркировка».
Раздел 8. Zerowaste (ноль отходов)
Теория: Как уменьшить мусорный след. Zerowaste- популярная экологическая концепция. Пять простых принципов, которые лежат в основе безотходного образа жизни. Отказ от ненужных вещей. Уменьшение потребления. Повторное использование и ремонт. Переработка. Компостирование. Компост. Преимущества компоста. Правила использования компоста. Компостер. Плюсы компостера. Виды компостера. Эконабор на каждый день.
Практика: изготовление поделок из различных ненужных вещей. Изготовление тканевой сумки для покупок (чтобы не брать пластиковые пакеты); Игра «Придумать вещам новое назначение». Составление пошаговой инструкции «Садовый компостер своими руками»
Раздел 9. Раздельный сбор
Теория: Перерабатывающие предприятия. Промышленные отходы. Экологическое сознание. Фильтрат. Пластик. Бумага. Стекло. Металл. Органические отходы.
Практика: выполнение творческих работ из пластика, бумаги, стекла, металла. Игра «Сортируем отходы».
Подготовка сообщений, рефератов. Посадка рассады цветочных и овощных культур.
Раздел 10. Углеродный след.
Теория: Углеродный след. Глобальный экологический след.
Практика: Викторина «Как уменьшить свой углеродный след на планете». Совместная стенгазета «Углеродный след». Проведение исследований с использованием современное оборудование для учебной практической и проектной деятельности по естествознанию, биологии и экологии (ЛКБЭ).
Раздел 11. Устойчивая мода.
Теория: Устойчивая мода. Ответственное использование человеческих и природных ресурсов. Безопасные материалы. Минимизация отходов. Безотходный крой. Использование готовых вещей повторно. Секонд- хенд.
Практика: вторая жизнь вещей (мастер-классы). Подготовка и организация творческой выставки. Дефиле.
Раздел 12. Итоговое занятие.
Теория: ЭкоЖизнь в стиле Zerowaste (ноль отходов).
Практика: Игра «Мусорный бум». Подведение итогов.
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | сентябрь | Дискуссия | 1 | Вводное занятие. Ознакомление с работой детского объединения. | Учебный кабинет | Опрос,анкетирование | ||
2 | Экскурсия | 1 | Вводное тестирование. Кто такие юннаты? | Учебный кабинет | Педагогическое наблюдение , анкетирование | |||
3 | Дискуссия | 1 | Апсайклинг. Преобразование старых вещей. | Учебный кабинет | Педагогическое наблюдение | |||
4 | Комбинированное занятие | 1 | Zerowaste - уменьшение количества мусора. Основные принципы движения zerowaste. | Учебный кабинет | Педагогическое Наблюдение | |||
5 | Практическое занятие | 1 | Поделки из различного мусора на тему осени. | Учебный кабинет | Педагогическое Наблюдение, выставка, самооценка | |||
6 | Практическое занятие | 1 | Поделки из различного мусора на тему осени. | Учебный кабинет | Педагогическое Наблюдение, выставка, самооценка | |||
7 | Дискуссия | 1 | Биоразлагаемый – значит экологичный? | Учебный кабинет | Педагогическое Наблюдение | |||
8 | Дискуссия | 1 | Поделки из одноразовой посуды. | Учебный кабинет | Педагогическое Наблюдение | |||
9 | Практическое занятие | 1 | Поделки из одноразовых бумажных стаканчиков. | Учебный кабинет | Педагогическое наблюдение, выставка, самооценка. | |||
10 | октябрь | Практическое занятие | 1 | Влажные салфетки своими руками. | Учебный кабинет | Педагогическое наблюдение, выставка, самооценка | ||
11 | Практическое занятие | 1 | Поделки из ватных палочек и ватных дисков. | Учебный кабинет | Педагогическое наблюдение, выставка, самооценка | |||
12 | Комбинированное занятие | 1 | Гринвошинг. | Учебный кабинет | Педагогическое наблюдение самооценка | |||
13 | Дискуссия | 1 | Международная сертификация. | Учебный кабинет | Педагогическое наблюдение | |||
14 | ноябрь | Игра | 1 | Дидактическая игра «Скрытый гринвошинг». | Учебный кабинет | Педагогическое наблюдение | ||
15 | Комбинированное занятие | 1 | Игра «Экологичные товары». Выполнение рисунков, листовок, подготовка сообщений, докладов. | Учебный кабинет | Педагогическое наблюдение, игра | |||
16 | Игра | 1 | Игра «Раздельный сбор мусора». Выполнение рисунков. | Учебный кабинет | Педагогическое наблюдение | |||
17 | Дискуссия | 1 | Что такое пластик. Как мы используем пластик в повседневной жизни. | Учебный кабинет | Педагогическое наблюдение | |||
18 | Комбинированное занятие | 1 | Вторая жизнь пластиковых вещей. | Учебный кабинет | Педагогическое наблюдение | |||
19 | Практическое занятие | 1 | Опыты: «Испытываем пластик», изготовление поделок из различных пластиковых отходов. | Учебный кабинет | Педагогическое Наблюдение, самооценка | |||
20 | Практическое занятие | 1 | Экологические акции: «Раздельный сбор мусора», «Пластиковая крышечка». | Учебный кабинет | Педагогическое наблюдение | |||
21 | Практическое занятие | 1 | Изготовление цветочных горшков из ненужных бутылок. | Учебный кабинет | Педагогическое Наблюдение, самооценка | |||
22 | Практическое занятие | 1 | Составление композиций с использованием комнатных растений. Выставка творческих работ, выполнение рисунков, листовок, подготовка сообщений и докладов. | Учебный кабинет | Педагогическое Наблюдение, самооценка | |||
23 | декабрь | Комбинированное занятие | 1 | Принципы экологичного образа жизни. | Учебный кабинет | Защита исследовательских Работ, самооценка | ||
24 | Комбинированное занятие | 1 | Одноразовые вещи. | Учебный кабинет | Педагогическое Наблюдение, самооценка | |||
25 | Комбинированное занятие | 1 | Экологичные моющие средства и косметика. | Учебный кабинет | Педагогическое Наблюдение, самооценка | |||
26 | Комбинированное занятие | 1 | Натуральные и искусственные волокна. | Учебный кабинет | Педагогическое Наблюдение, самооценка | |||
27 | Практическое занятие | 1 | Эко-Ёлка. | Учебный кабинет | Педагогическое Наблюдение, самооценка, выставка. | |||
28 | Комбинированное занятие | 1 | Изготовление елочных игрушек. | Учебный кабинет | Педагогическое Наблюдение, самооценка | |||
29 | Практическое занятие | 1 | Изготовление елочных игрушек. | Учебный кабинет | Педагогическое Наблюдение, самооценка | |||
30 | Комбинированное занятие | 1 | Новогодняя выставка. | Учебный кабинет | Педагогическое Наблюдение, самооценка | |||
31 | Комбинированное занятие | 1 | Экомаркировка. Экологические нормы и правила производства. Цели разработки экологической маркировки товаров. Виды маркировки. | Учебный кабинет | Педагогическое Наблюдение, самооценка | |||
32 | январь | Комбинированное занятие | 1 | Экологичный и безопасный для человека и окружающей среды товар. Правила утилизации упаковки. | Учебный кабинет | Педагогическое Наблюдение, самооценка | ||
33 | Практическое занятие | 1 | Игра «Экомаркировка». | Учебный кабинет | Практическое задание | |||
34 | Практическое занятие | 1 | Игра «Экомаркировка». | Учебный кабинет | Педагогическое наблюдение | |||
35 | Практическое занятие | Придумать и нарисовать свой эко-знак. Выполнение проекта и его защита. | Учебный кабинет | Педагогическое Наблюдение, самооценка | ||||
36 | Практическое занятие | Выполнение проекта и его защита. | Учебный кабинет | Педагогическое Наблюдение, самооценка | ||||
37 | Как уменьшить мусорный след. | Учебный кабинет | Педагогическое Наблюдение, самооценка | |||||
38 | февраль | Комбинированное занятие | 1 | Zerowaste- популярная экологическая концепция | Учебный кабинет | Педагогическое наблюдение | ||
39 | Комбинированное занятие | 1 | Правило 5R. | Учебный кабинет | Педагогическое Наблюдение, самооценка | |||
40 | Комбинированное занятие | 1 | Правила использования компоста. Компостер. | Учебный кабинет | Педагогическое Наблюдение, самооценка | |||
41 | Практическое занятие | 1 | Изготовление поделок из различных ненужных вещей. | Учебный кабинет | Педагогическое Наблюдение, самооценка, выставка работ | |||
42 | Практическое занятие | Изготовление тканевой сумки для покупок (чтобы не брать пластиковые пакеты) | Учебный кабинет | Педагогическое Наблюдение, самооценка | ||||
43 | Практическое занятие | Игра «Придумать вещам новое назначение». | Учебный кабинет | Педагогическое Наблюдение, самооценка | ||||
44 | март | Практическое занятие | 1 | Составление пошаговой инструкции «Садовый компостер своими руками» | Учебный кабинет | Педагогическое наблюдение | ||
45 | Комбинированное занятие | 1 | Раздельный сбор. Перерабатывающие предприятия. | Учебный кабинет | Педагогическое Наблюдение, самооценка | |||
46. | Комбинированное занятие | 1 | Фильтрат. Пластик. Бумага. Стекло. Металл. Органические отходы. | Учебный кабинет | Педагогическое наблюдение | |||
47 | Практическое занятие | 1 | Выполнение творческих работ из пластика и бумаги. | Учебный кабинет | Педагогическое наблюдение | |||
48 | Практическое занятие | Выполнение творческих работ из стекла, металла. | Учебный кабинет | Педагогическое Наблюдение, самооценка | ||||
49 | Комбинированное занятие | Подготовка сообщений, рефератов. | Учебный кабинет | Педагогическое Наблюдение, самооценка | ||||
50 | Практическое занятие | Посадка рассады цветочных и овощных культур. | Учебный кабинет | Педагогическое Наблюдение, самооценка | ||||
51 | Комбинированное занятие | Углеродный след. | Учебный кабинет | Педагогическое Наблюдение, самооценка | ||||
52 | Комбинированное занятие | Глобальный экологический след. | Учебный кабинет | Педагогическое Наблюдение, самооценка | ||||
53 | апрель | Практическое занятие | 1 | Викторина «Как уменьшить свой углеродный след на планете». | Учебный кабинет | Педагогическое Наблюдение, самооценка | ||
54 | Практическое занятие | 1 | Совместная стенгазета «Углеродный след». | Учебный кабинет | Педагогическое Наблюдение, самооценка | |||
55 | Практическое занятие | 1 | Проведение исследований с использованием современное оборудование для учебной практической и проектной деятельности по естествознанию, биологии и экологии (ЛКБЭ). | Учебный кабинет | Педагогическое Наблюдение, самооценка | |||
56 | Комбинированное занятие | 1 | Устойчивая мода: принципы, недостатки. | Учебный кабинет | Педагогическое Наблюдение, самооценка | |||
57 | Комбинированное занятие | Ответственное использование человеческих и природных ресурсов | Учебный кабинет | Педагогическое Наблюдение, самооценка | ||||
58 | Комбинированное занятие | Безопасные материалы. Минимизация отходов. | Учебный кабинет | Педагогическое Наблюдение, самооценка | ||||
59 | май | Комбинированное занятие | 1 | Использование готовых вещей повторно. Секонд-хенд. | Учебный кабинет | Педагогическое Наблюдение, самооценка | ||
60 | Практическое занятие | 1 | Вторая жизнь вещей (мастер-классы). Дефиле. | Учебный кабинет | Педагогическое Наблюдение, самооценка | |||
61 | Практическое занятие | 1 | Подготовка творческой выставки декоративно-прикладного творчества. | Учебный кабинет | Выставка, Педагогическое Наблюдение, самооценка | |||
62 | Практическое занятие | Подготовка творческой выставки декоративно-прикладного творчества. | Учебный кабинет | Педагогическое Наблюдение, самооценка | ||||
63 | Комбинированное занятие | Итоговая аттестация. Творческая выставка декоративно-прикладного творчества. | Учебный кабинет | Педагогическое Наблюдение, самооценка | ||||
64 | Комбинированное занятие | ЭкоЖизнь в стиле Zerowaste. | Учебный кабинет | Педагогическое Наблюдение, самооценка | ||||
65 | Практическое занятие | Игра «Мусорный бум». Подведение итогов работы за прошедший год. | Учебный кабинет | Педагогическое Наблюдение, самооценка | ||||
66 | Комбинированное занятие | Что узнали? Чему научились? | Учебный кабинет | Педагогическое Наблюдение, самооценка | ||||
2 | Резерв |
Методическое обеспечение программы
#1048;нформационное обеспечение
- Лицензионные электронные образовательные ресурсы DVD video
- демонстрационные средства, информационный источник ООО «Студия Компас» 2005
«Fleurcreatif. FlowersMasterpieces».
- DVD video демонстрационные средства, информационный источник ООО «Дизайнер БУКС» 2008 «Упаковка подарков».
- DVD video демонстрационные средства, информационный источник ООО «Гурман Медиа» 2010
Материально-технические условия реализации программы
Использование оборудования центра естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста» Общее оборудование (физика, химия, биология), ноутбуки. Необходимые инструменты для работы:
- канцелярский нож, пинцет, ножницы с прямыми концами (большие и маленькие), ножницы с загнутыми концами (маленькие), шило, фигурные дыроколы, клеевой пистолет, кусачки, плоскогубцы, кисточка для клея, деревянные палочки, утюг, линейки, секатор, клей ПВА, клей в стержнях для клеевого пистолета, картон, проволока, шпагат, новогодние аксессуары, простые карандаши, гуашь, акриловые краски, пастель, гипс, ватман,
двусторонний скотч, гофрированная бумага, ткани, шнуры, нитки.
Природные материалы:
- семена, плоды, косточки, крупы, засушенные цветы, травы и листья, засушенные оболочки плодов, мох, лишайники, шишки, ракушки, деревянные спилы, ветки и коренья.
- Методические материалы
- Фото и видеоматериалы, образцы изделий, большое количество иллюстративного материала из журналов, тематическая папка: «Пасхальные композиции», тематическая папка:
«Рождественские композиции», альбомы с фотографиями цветов, композиций, выставочных работ.
Электронные образовательные ресурсы
- Лицензионные электронные образовательные ресурсы DVD video
- демонстрационные средства, информационный источник ООО «Студия Компас» 2005 «Fleurcreatif. FlowersMasterpieces».
- DVD video демонстрационные средства, информационный источник ООО «Дизайнер БУКС» 2008 «Упаковка подарков».
#1040;лгоритмы деятельности
- Экологические знаки.
- Экологические таблицы, схемы.
- Викторины:
- «Природа и мы»
- «Экологии тревожные страницы» и др.
Практическая работа «Бытовые отходы нашей семьи».
Цель работы - определить общее количество бытовых отходов, накапливающихся в одной семье за неделю, их процентное распределение по категориям; выявить возможность уменьшения или рециклизации каждой категории отходов. Необходимую информацию вы получите, выполнив следующие задания.
1. В течение недели собирайте все твердые отходы, появляющиеся в доме, рассортировывая их по категориям: бумага, металлы, пластмасса, стекло, прочее. Пищевые отходы, скапливающиеся за день, взвешивайте ежедневно, перед тем как их выбросить.
Примечание. Упаковку из - под пищевых продуктов тщательно промывайте и собирайте в чистом виде. Думаем, что объяснение этому требованию вы дадите сами.
2. Составьте список основных продуктов и материалов, входящих в каждую категорию.
3. Взвесьте отходы каждой категории и определите общий суммарный вес.
4. Разделите полученное число на количество членов вашей семьи. Так вы установите количество отходов, приходящееся в семье на одного человека.
5. Определите процентную долю каждой категории (N):
N = Вес отходов данной категории ×100%
Общий вес отходов
6. Для каждой категории отходов продумайте, каким образом можно: снизить их количество, найти им новое применение, вторично использовать.
Полученные данные используйте при обсуждении проблемы накопления бытовых отходов в населенных пунктах, методах их утилизации и рециклизации.
Составьте характеристику основных видов бытового мусора, в которой по возможности укажите их химический состав, сроки разложения в естественных условиях; продукты разложения; ущерб, наносимый окружающей среде и здоровью человека. Подготовьте выставку «Бытовой мусор от А до Я» и проведите экскурсии для учащихся младших и средних классов вашей школы.
Контрольно-измерительные материалы
Диагностика предметных и метапредметных результатов освоения программы осуществляется по методике «Карта мониторинга результатов освоения дополнительной образовательной программы» (Методика Л.Н.Буйловой. Источник: Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Методика определения результатов образовательной деятельности детей //Дополнительное образование. 2004, №, №1 // Электронный ресурс: ).
Мониторинг результатов обучения по дополнительной образовательной программе
Используется методика Буйловой Л.Н.
В начале учебного года, на первых занятиях проводится вводная (начальная) диагностика предметных и метапредметных умений в виде диалога
с детьми и наблюдением за их работой. В дальнейшем для проверки усвоения детьми программы проводится промежуточные и итоговая аттестации.
Суммарный итог, определяемый путем подсчета тестового балла, дает возможность определить уровень измеряемого качества у конкретного обучающегося и отследить реальную степень соответствия того, что ребёнок усвоил, заданным требованиям, а также внести соответствующие коррективы в процесс его последующего обучения
По итогам аттестации подсчитываются баллы каждого ребенка, они заносятся в «Карту диагностики» (Таблица 1, 2, 3, 4) с дальнейшим высчитыванием в процентном соотношении уровня освоения программы. Результаты заносятся в информационную карту результатов освоения учащимися образовательной программы «Юный эколог» по итогам мониторинга (Таблица 5). Уровни оценки результатов освоения программы:
- высокий (учащийся знает от 80-100% теоретического материала программы, успешно без помощи педагога выполняет все практические и творческие задания, участвует в конкурсах и выставках.)
- средний (учащийся знает от 50-80% теоретического материала программы, выполняет все практические и творческие задания самостоятельно, в редких случаях прибегает к помощи педагога, участвует в конкурсах и выставках внутри творческого объединения.)
- низкий (учащийся знает менее 50% теоретического материала программы, выполняет все практические и творческие задания самостоятельно, но часто прибегает к помощи педагога, редко участвует в конкурсах и выставках внутри творческого объединения.)
Таблица1. Карта диагностики предметных результатов обучающихся.
Название кружка «В гармони с природой»
Ф.И.О. педагога: Некрасова Светлана Олеговна
Дата начала наблюдения:
1 полугодие | 2 полугодие | |||||||||||||||
Уровни: 3 - высокий уровень 2 - средний уровень 1 - низкий уровень | ||||||||||||||||
#1058;еоретические знания по основным разделам программы. | ||||||||||||||||
#1055;рактические умения и навыки предусмотренные программой. | ||||||||||||||||
#1042;ладение специальным оборудованием. | ||||||||||||||||
#1058;ворческие навыки. | ||||||||||||||||
Итого: |
Дата заполнения _______________________________ Подпись педагога
Таблица 2. Шкала уровней
Уровень | Баллы |
Низкий | 1 -4 |
Средний | 5 -9 |
Высокий | 10 - 12 |
Таблица 3. Карта диагностики метапредметных результатов.
Название кружка: «В гармонии с природой»
Ф.И.О. педагога: Некрасова Светлана Олеговна
Дата начала наблюдения:
1 полугодие | 2 полугодие | |||||||||||||||
Уровни: 3 - высокий уровень 2 - средний уровень 1 - низкий уровень | ||||||||||||||||
Познавательные УДД | ||||||||||||||||
1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу. | ||||||||||||||||
Умение высказываться в устной и письменной формах | ||||||||||||||||
3. Умение и желание пользоваться компьютерными источниками информации. | ||||||||||||||||
Коммуникативные УДД | ||||||||||||||||
1. Умение слушать и слышать педагога | ||||||||||||||||
#1059;мение использовать речь для регуляции своего действия. | ||||||||||||||||
#1059;мение взаимодействовать в парной и групповой работе. | ||||||||||||||||
Регулятивные УДД | ||||||||||||||||
#1059;мение организовать свое рабочее место и поддерживать его в порядке. | ||||||||||||||||
#1059;мение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной целью. | ||||||||||||||||
#1059;мение осуществлять пошаговый контроль, сравнивать с образцом результат своей деятельности. | ||||||||||||||||
Итого |
Дата заполнения _______________________________ Подпись педагога
Таблица 4. Шкала уровней
Уровень | Баллы |
Низкий | 1 -4 |
Средний | 5 -9 |
Высокий | 10 - 12 |
Таблица 5. Результаты освоения учащимися образовательной программы «В гармонии с природой» по итогам мониторинга за ___________учебный год
Название результата | Кол-во чел. | Результаты промежуточной аттестации | Результаты итоговой аттестации | ||||
Миним. | Сред ний | Максим. | Миним. | Сред ний | Максим. | ||
Предметные | |||||||
Личностные | |||||||
Метапредметные | |||||||
Итого: |
Дата заполнения _______________________________ Подпись педагога
Диагностика личностных результатов
Диагностика личностных результатов проводится по психолого-педагогической методике «Изучение качеств личности воспитанников», разработанная на основе метода изучения воспитанности школьников М.И. Шиловой (Источник: Шилова М.И. Теория и технология отслеживания результативности воспитания школьников // Классный руководитель, 2000 - № 6.)
Мониторинг развития качеств личности учащихся
Используется психолого-педагогическая методика «Изучение качеств личности воспитанников», разработанная на основе метода изучения воспитанности школьников М.И. Шиловой. В методике выделены основные качества личности, формирование и развитие которых определено целями и входит в задачи программы «В гармонии с природой»:
- Активность, организаторские способности.
- Коммуникативные навыки, коллективизм.
- Ответственность, самостоятельность, дисциплинированность.
- Нравственность, гуманность.
- Креативность, склонность к проектно-исследовательской деятельности.
Технология работы педагога по методике «Изучения качеств личности воспитанников» состоит в заполнении диагностической карты (Таблица 6) трижды:
- В течение первого месяца учебной группы (сентябрь, октябрь),
- В начале второго полугодия(январь),
- В конце учебного года (апрель, май).
Карта заполняется на основании критериев (признаков проявления качеств личности), обозначенных в методике (Таблица 7).
Оценка заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей оценивается по степени выраженности (от низкой до высокой). Для удобства выделенные уровни обозначаются баллами.
Уровни развития:
2,1 –3б. – высокий
1,1 –2б. – средний
0–1б. – низкий.
В качестве методов диагностики личностных изменений детей используются наблюдение, диагностическая беседа, метод рефлексии, анкетирование, тестирование и пр. Для диагностики вышеперечисленных личностных качеств детей наиболее распространен метод наблюдения.
Таблица 6. Диагностическая карта | |||||||||||||||||
мониторинга развития качеств личности учащихся | |||||||||||||||||
Кружок: «В гармонии с природой» | |||||||||||||||||
Педагог: Некрасова Светлана Олеговна | Уч. год______________ | ||||||||||||||||
Качества личности и признаки их проявления | |||||||||||||||||
Активность, | Коммуникативные | Ответственность, | Нравственность, | Креативность, | |||||||||||||
организаторские | навыки, | самостоятельность, | гуманность | склонность к | |||||||||||||
способности | коллективизм | дисциплинированность | исследовательско- | ||||||||||||||
Фамилия, имя | проектировочной | ||||||||||||||||
деятельности | |||||||||||||||||
дата | дата | дата заполнения | дата | дата | |||||||||||||
заполнения | заполнения | заполнения | заполнения | ||||||||||||||
Средний
показатель по
группе
Дата заполнения _______________________________ Подпись педагог
Таблица 7. Мониторинг развития качеств личности обучающихся
Качества | Признаки проявления качеств | |||
личности | личности | |||
ярко проявляются | проявляются | слабо проявляются | не проявляются | |
3 балла | 2 балла | 1 балл | 0 баллов | |
1. Активность, | Активен, проявляет | Активен, проявляет | Мало активен, | Пропускает занятия, |
организаторские | стойкий познавательный | стойкий | наблюдает за | мешает другим. |
способности | интерес, целеустремлен, | познавательный | деятельностью | |
трудолюбив и прилежен, | интерес, трудолюбив, | других, забывает | ||
добивается выдающихся | добивается хороших | выполнить задание. | ||
результатов, | результатов. | Результативность | ||
инициативен, организует | невысокая. | |||
деятельность других. | ||||
2. | Легко вступает и | Вступает и | Поддерживает | Замкнут, общение |
Коммуникативные | поддерживает контакты, | поддерживает | контакты | затруднено, |
навыки, | разрешает конфликты, | контакты, не вступает | избирательно, чаще | адаптируется в |
коллективизм | дружелюбен со всеми, | в конфликты, | работает | коллективе с трудом, |
инициативен, по | дружелюбен со всеми, | индивидуально, | является инициатором | |
собственному желанию | по инициативе | публично не | конфликтов. | |
успешно выступает | руководителя или | выступает. | ||
перед аудиторией. | группы выступает | |||
перед аудиторией. |
3. Ответственность, | Выполняет поручения | Выполняет поручения | Неохотно выполняет | Уклоняется от | |
самостоятельность, | охотно, ответственно, | охотно, ответственно. | поручения. | поручений, | |
дисциплинированность | часто по собственному | Хорошо ведет себя | Начинает работу, но | безответственен | |
желанию, может | независимо от наличия | . Часто | |||
часто не доводит ее до | |||||
привлечь других. Всегда | или отсутствия | недисциплинир | |||
конца. | |||||
дисциплинирован, везде | контроля, но не требует | ован, нарушает | |||
соблюдает правила | этого от других. | Справляется с | правила | ||
поведения, требует того | поручениями и | поведения, | |||
же от других. | соблюдает правила | слабо реагирует | |||
поведения только при | на | ||||
наличии контроля и | воспитательные | ||||
требовательности | воздействия. | ||||
преподавателя или | |||||
товарищей. | |||||
4. Нравственность, | Доброжелателен, | Доброжелателен, | Помогает другим по | Недоброжелателен, | |
гуманность | правдив, верен своему | правдив, верен своему | поручению | груб, | |
слову, вежлив, заботится | слову, вежлив, | преподавателя, не всегда | пренебрежителен, | ||
об окружающих, | заботится об | выполняет обещания, в | высокомерен | ||
пресекает грубость, | окружающих, но не | присутствии старших | товарищами и | ||
недобрые отношения к | требует этих качеств от | чаще скромен, со | старшими, часто | ||
людям, | других. | сверстниками бывает | обманывает, | ||
груб. | неискренен. | ||||
5. Креативность, | Имеет высокий | Выполняет | Может работать в | В проектно- |
склонность к | творческий | исследовательские, | исследовательско- | исследовательскую |
исследовательско- | потенциал. | проектировочные | проектировочной группе при | деятельность не |
проектировочной | Самостоятельно | работы, может | постоянной поддержке и | вступает. Уровень |
деятельности | выполняет | разработать свой | контроле. Способен | выполнения |
исследовательские, | проект с помощью | принимать творческие | заданий | |
проектировочные | преподавателя. | решения, но в основном | репродуктивный. | |
работы. Является | Способен | использует традиционные | ||
разработчиком | принимать | способы. | ||
проекта, может | творческие | |||
создать | решения, но в | |||
проектировочную | основном | |||
команду и | использует | |||
организовать ее | традиционные | |||
деятельность. | способы. | |||
Находит | ||||
нестандартные | ||||
решения, новые | ||||
способы | ||||
выполнения | ||||
заданий. | ||||
Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки
(по Р.В. Овчаровой)
2 – да; 1 – трудно сказать; 0– нет.
Вопросы:
- Мне нравится создавать фантастические проекты.
- Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
- Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
- Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
- В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.
- Мне нравится находить причины своих неудач.
- Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
- Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.
- Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
- Убедительно могу доказать правоту.
- Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
- У меня часто рождаются интересные идеи.
- Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
- Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
- Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.
- Для меня важно, как оценивают мой труд окружающие.
Результат:
24-32 балла – высокий уровень;
12-24 балла – средний;
0-12 баллов – низкий.
Методика «Карта одарённости» Д. Хаана и М. Каффа.
Методика рассчитана на выполнение двух основных функций:
Первая и основная функция – диагностическая.
С помощью данной методики можно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит увидеть индивидуальный «портрет» развития дарований ребёнка.
Вторая функция – развивающая.
Утверждения, по которым придётся оценивать ребёнка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Можно обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.
Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одарённости. Её следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одарённости.
Инструкция
Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребёнка. Необходимо дать оценку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
(++) – Если оцениваемое свойство личности развито хорошо, чётко
выражено, проявляетсячасто;
(+) – Свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
- –Оцениваемое и противоположное свойства личности
выражены не чётко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(-) – Более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Оценки необходимо ставить на листе ответов. Оценку по первому утверждению нужно поместить в первую клетку ответов, оценку по второму – во вторую и т.д.
Если затрудняетесь делать оценку, оставьте соответствующую клетку пустой. Можно попросить и взрослых, хорошо знающих ребёнка, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.
Лист вопросов
- Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
- Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
- Учится новым знаниям очень быстро, всё «схватывает на лету».
- В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
- Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
- Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
- Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, интересуется механизмами и машинами.
- Инициативен в общении со сверстниками.
- Энергичен, производит впечатление ребёнка, нуждающегося в большом объёме движений.
- Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
- Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
- Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
- Становится вдумчивым и очень серьёзным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую художественно выполненную вещь.
- Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
- Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
- Интересуется актёрской игрой.
- Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
- Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
- Любит участвовать в спортивных состязаниях.
- Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
- Изобретателен в выборе и использовании различных предметов.
- Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
- Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
- Хорошо поёт.
- Рассказывая о чём-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
- Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
- Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
- Легко общается с детьми и взрослыми.
- Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
- Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между
причиной и следствием.
- Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.
- Обгоняет своих сверстников по учёбе на год или два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, рисунков.
35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, всё несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
Хорошо понимает недосказанное.
40. Бегает быстрее всех в классе.
41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
44. Охотно рисует, лепит, создаёт композиции, имеющие художественное назначение.
45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
48. Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
49. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движения.
50. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
51. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
52. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
53. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
54. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
55. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события, и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
56. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чём-то с удивлением рассказывает.
57. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
58. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки характерные для его возраста.
59. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
60. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
61. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
62. Умеет делать выводы и обобщать.
63. Любит создавать объёмные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой, клеем.
64. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
65. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чём-то уже знакомом и известном всем.
66. С большой лёгкостью драматизирует, передаёт чувства и эмоциональные переживания.
67. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов».
68. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям.
69. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх.
70. Имеет широкий круг интересов, задаёт много вопросов о происхождении и функциях предметов.
71. Продуктивен, чем бы не занимался, способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
72. В свободное время любит читать научно-популярные издания, делает это с большим интересом, чем читает художественные книги.
73. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своём собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
74. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
75. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передаёт их характер, чувства, настроения.
76. Любит игры-драматизации.
77. Быстро и легко осваивает компьютер.
78. Обладает даром убеждения, способен внушить свои идеи другим.
79. Физически выносливее сверстников.
80. Проявляет интерес к музыкальным занятиям.
Обработка результатов
Необходимо сосчитать количество плюсов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчётов нужно написать внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют оценку степени развития у ребёнка следующих видов одарённости:
- интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);
- творческая (2-й столбец листа ответов);
- академическая (научная) (3-й столбец листа ответов);
- художественно-изобразительная (4-й столбец листа ответов);
- музыкальная (5-й столбец листа ответов);
- литературная (6-й столбец листа ответов);
- артистическая (7-й столбец листа ответов);
- техническая (8-й столбец листа ответов);
- лидерская (9-й столбец листа ответов);
- спортивная (10-й столбец листа ответов).
Лист ответов | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 |
71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 |
Список литературы
Список основной литературы для педагога
- Алексеев, С.В. Экологический вектор устойчивого развития современногообразования / С.В. Алексеев // Биология в школе. - 2009.
- Багоцкий, С.В. Еще раз об "Экологическом образовании" / С.В. Багоцкий. -Биология в школе. - 2006.
- Бирюкова, М.А. и др. Формирование экологической культуры личности в системе дополнительного образования, 2005.
- Борейко, Е.В. Природоохранная эстетика в школе / Е.В. Борейко. - К. : Киевскийэколого- культурный центр, 2005.
- Вересов, Н.Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников / Н.Н. Вересов // Дошкольное воспитание, 1993. - № 7. - С. 45.
- 11. Гирусов, Э.В. и др. Экология и культура / Э.В. Гирусов, И.Ю. Широкова. - М.,2009.
- Глазачев, С.Н. и др. Экологическая культура: сущность, содержание, технологии формирования / С.Н. Глазачев, С.С. Кашлев. - Народная асвета, 2005.
- Грехова, Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л.И. Грехова. - М.: ЦГЛ; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2002.
- Дежникова, Н.С. Воспитание экологической культуры детей и подростков: Учебное пособие / Н.С. Дежникова, Ю. Иванова. - М. : Педагогическое общество России,
2000.
- Дежникова, Н.С. Экологическая культура: грани восприятия / Н.С. Дежникова // Биология в школе. 2005. - №3.
- Демидюк, В.А. Экологическое воспитание школьников через восприятие живой природы / В.А. Демидюк. - 2000.
Ермаков, Д.С. И др. Глобальные проблемы - глобальные решения: Ролевая игра: [На уроках биологии] / Д.С. Ермаков, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина // Биология в шк. - 2000. -№3.
#1045;рмаков, Д.С. и др. Учимся решать экологические проблемы: Метод.пособие для учителя / Д.С. Ермаков, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина - М. : Шк. пресса, 2002. - 109 с. -(Библиотека журнала "Биология в школе"; Вып. 10).
13. Ерофеева, М.А. Педагогическая диагностика воспитания школьников. Монография/ М.А. Ерофеева. - Балашев: БГПИ, 2001.
#1047;ахаров, В.Б. и др. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс / В.Б.Захаров, Н.И. Сонин. - М. : Дрофа, 2002.
#1047;ахлебный, А.Н. О формах организации экологического образования и воспитания школьников / А.Н. Захлебный // Биология в школе. - 2007. - № 3. .
#1047;ахлебный, А.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования / А.Н. #1047;ахлебный. - М. : Инфра, 2001.
#1047;ахлебный, А.Н. и др. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя / А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина. - М. : Академия, 2004.
Список дополнительной литературы для педагога
- Человек-листочек: экологические конкурсы, игры, викторины, тренинги, тесты /Авторы- составители: Л. Гарин, С. Новиков. - Хабаровск: Графика, 2001.
- Шаронова, Е.Г. Теория и практика формирования экологической культуры в объединениях натуралистско-экологического направления учреждений
- дополнительного образования: Монография / Е.Г. Шаронова. - Чебоксары, 2003.
- Ясвин, В.А. История и психология формирования экологической культуры: Удобноли сидится на вершине пирамиды? / В.А. Ясвин. - М. : Наука, 2000.
- Ясвин, В.А. Отношение школьников к природе / В.А. Ясвин. - М., 2000.
- Ясвин, В.А. Психология отношения к природе / В.А. Ясвин. - М. : Смысл, 2000.
- Ясвин, В.А. Формирование экологической культуры. Пособие по региональной экологической политике / В.А. Ясвин. - М. : Акрополь, ЦЭПР, 2004.
Список основной литературы для обучающихся
- Винокурова, Н.Ф. Концепция и программа экологического курса "Мыслить глобально, действовать локально" / Н.Ф. Винокурова. - Н. Новгород, 2008
- Майснер Г.П. Все начиналось с экологической тропы // Начальная школа.1999.
Список дополнительной литературы для обучающихся
Гурнакова Е.Н. 1000 чудес со всего света. М.: АСТ, 2010. – 780 с.
Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Я и природа"
Программа внеурочной деятельности в 3 классе доступна для применения...
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Тайны природы» в 3 классе (нравственно – экологическое направление).
Рабочая программа внеурочной деятельностикружка «Тайны природы» в 3 классе(нравственно – экологическое направление)....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Человек и природа"
Цель курса: формирование нравственных, гуманистических идеалов у учащихся как основы экологического мышления и ценностного отношения к природе. На основе современных естественно - научных представлени...
программа внеурочной деятельности "Мы-дети природы" в группе неполного рабочего дня
Рабочая программа внеурочной деятельности в группе неполного рабочего дня 1 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Природа и мы» на 2017-2018 учебный год
Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и мы. Первые шаги по тропинке открытий.» для 1-4 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного об...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мы - дети природы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мы – дети природы» для 2 класса рассчитана на 34 часа. В реализации данной программы участвуют младшие школьники в возрасте ...