Программа внеурочной деятельности "Я и природа"
рабочая программа (3 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности в 3 классе доступна для применения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneur_deyat._ya_i_priroda.docx | 57.36 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
проектной мастерской «Я и природа»
(основы экологической грамотности)
для обучающихся 3-б класса
на 2014/2015 учебный год
Составитель: Орлова Марина Витальевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
2014 год
I.Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности курса по выбору «Я и природа» предназначена для обучающихся 3 класса (2 года обучения) МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», желающих расширить свои представления об окружающем мире.
Представленная программа изучается в рамках реализации Основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г.Надым, организационного третьего раздела «План внеурочной деятельности» и Программы духовно- нравственного воспитанияобучающихся.
Цель курса:ознакомление обучающихся с объектами и явлениями окружающего мира путём наблюдения и экспериментирования.
Задачи:
- познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
- мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
- прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
- прививать интерес к исследовательской деятельности.
Важнейшей линией курса является линия развития оценочной самостоятельности учащихся, благодаря которой закладываются умения различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно совершенствовать предметные умения.
Курс будет реализован в 2013/2014 учебном году.
II. Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Курс « Я и природа» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса « Я и природа » имеет отличительные особенности:
- имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
- в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
- проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
- проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
- проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
- в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
III. Описание места курса в учебном плане
Курс внеурочной деятельности проектная мастерская «Я и природа»относится к социальному направлению и формируетосновы экологической грамотности.В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности, курс проектной мастерской «Я и природа» изучается в 3 классе: 1час в неделю, всего за год 34 часа.
IV.Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность природыосновывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра– направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины– это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчествакак естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободыкак свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарностикак признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности– осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма− одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества− осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир,сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
курса внеурочной деятельности
Личностными результатамиизучения курса «Я и природа» является формирование следующих умений:
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечатьконкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческихнравственных ценностей).
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Метапредметными результатами изучения курса «Я и природа» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметными результатами изучения курса «Я и природа» является формирование следующих умений.
Ученик научится:
- использовать выводы из наблюдений и опытов для объяснения наблюдаемых явлений;
- применять освоенные способы действий и понятия для решения практических задач;
- использовать полученные об окружающем мире знания в жизненных ситуациях;
- умение наблюдать, фиксировать (записывать) информацию об окружающем мире, в том числе – с использованием современных средств ИКТ(видеокамер, фотоаппаратов, диктофонов, цифровых измерительных приборов и т.д.).
Ученик получит возможность научиться:
- умение планировать и проводить естественнонаучное задание;
- умение сформулировать предположение-гипотезу,
- планировать простой эксперимент;
- использовать на практике правила обращения с известными материалами и оборудованием;
- представлять собранные сведения, данные наблюдений и опытов в простейших таблицах, схемах, рисунках и диаграммах;
- описывать результаты опросов, наблюдений, простых опытов;
- оценивать полученный результат в его отношении к гипотезе.
V.Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание (темы) раздела | Кол-во часов | Элементы содержания | Характеристика деятельности учащихся | Предметные результаты | Универсальные учебные действия | Формы контроля | ||||
ауди торные | внеауди торные | |||||||||
| ||||||||||
Введение. Знакомство. Первые шаги по тропинке открытий Вся живая и неживая природа живет в мире ритмов. Экологическая разведка. Растения мира Осенние изменения в природе. Воздух и его значение в жизни людей. Кислотный дождь Дым, смог, пыль. Почва. Берегите водоёмы Полезные ископаемые. Путешествие в мир камня | 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч | 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч | объект живой и неживой природы как система признаков и свойств; наблюдение как способ получения ответов на вопросы о природе | наблюдение за погодой, фиксация ее состояний; практическая работа по изучению почвы и полезных ископаемых; знакомство со способом выражения сомнения (вопроса) и способом выражения | Планировать основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация); | осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков умение наблюдать, фиксировать (записывать) информацию об окружающем мире | Дневник наблюдений | |||
9ч | 9ч | |||||||||
| ||||||||||
Правила поведения в природе. Открытия леса. Разнообразие растений. Способы размножение растений Мой зелёный друг. Проект Экологический КВН "Изучай и береги природу родного края". Итого: | 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч | 1ч 1ч 1ч | отнесение объекта к группе по определенному критерию; процессы роста и размножения растений и условия их развития | классификация растений на культурные и дикорастущие,получение, опыта наблюдения, различения, описания частей растения, пригодных для приготовления продуктов питания и других изделий | опыт применения разных способов измерения для решения ряда несложных практических задач | проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование способность делать основанные на наблюдениях и экспериментах выводы о свойствах растений | участие в мини-конференции «Наши зелёные друзья» | |||
6ч | 3ч | |||||||||
| ||||||||||
Жизнь животных в неволе. Наши забавные животные. Проект. Весенние изменения в природе Экологический марафон. Летний дневник наблюдений Итого: | 1 ч 1ч 1ч 1ч | 1ч 1ч 1ч | условия жизни диких животных; характер взаимоотношений человека и домашних животных | Классификация животных на диких и домашних. Сравнение домашних животных и их диких родственников по признакам. Способы проявления эмоций собакой. Обсуждение правил поведении на улице при встрече с неизвестной собакой. | осуществлять информационный поиск для решения разнообразных задач (формулировать запрос на недостающую информацию, обращаться ко взрослому или к доступной справочной литературе) | использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации; | защита исследовательских работ | |||
4ч | 3ч |
VI. Календарно-тематическое планирование
РАЗДЕЛ_________Живая и неживая природа__________________ Кол-во часов_____________18_________________________________ Ученик научится
Ученик получит возможность научиться
| ||||||||
№ п/п | Дата | Тема занятия | Вид занятия | Краткое содержание занятия | Оборудование, ЦОР | Домашнее задание | ||
теория | практика | |||||||
1 | Введение. | 1 | Знакомство с особенностями курса, формами занятий, требованиями к учащимся | Мультимедиа | ||||
2,3 | Первые шаги по тропинке открытий | 1 | 1 | Экскурсия в школьный зимний сад | http://school-collection.edu.ru | Зарисовать наблюдаемые объекты | ||
4,5 | Вся живая и неживая природа живет в мире ритмов | 1 | 1 | Экскурсия в городской парк и на озеро Янтарное | Мультимедиа | Описать и принести объекты живой и неживой природы | ||
6 | Экологическая разведка | 1 | Высадкой зеленых насаждений в районе школы. | Фотоаппарат | ||||
7,8 | Растения мира | 1 | 1 | Виртуальное путешествие Презентация растений мира их краткая характеристика | Гербарий Мультимедиа collection.edu.ru | Подготовить сообщение о необычном растении. | ||
9 | Осенние изменения в природе | 1 | Экскурсия в школьный двор, оформление наблюдений | Записать наблюдения в дневнике. | ||||
10. | Воздух и его значение в жизни людей. | 1 | Эксперимен тальная лаборатория, проведение доступных опытов | Приготовить сообщение | ||||
11 | Кислотный дождь | 1 | Сообщение обучающихся на данную тему | Приготовить сообщение | ||||
12 | Дым, смог, пыль. | 1 | Сообщение обучающихся на данную тему | http://school-collection.edu.ru Мультимедиа | Приготовить сообщение | |||
13 | Почва. | 1 | Экскурсия, сравнение свойств почвы разной местности | Запись в дневнике наблюдений по итогам экскурсии. | ||||
14 | Берегите водоёмы. | 1 | Экскурсия на озеро, сбор мусора на берегу | Интерактивная доска | Рисунок -плакат | |||
15, 16 | Полезные ископаемые. | 1 | 1 | Эксперимен тальная лаборатория. Работа с коллекцией, опыт с песком и глиной | Мультимедиа | Приготовить сообщение о полезном ископаемом или драгоценном камне | ||
17, 18 | Путешествие в мир камня | 1 | 1 | Мини конференция Презентация детских проектов. | http://school-collection.edu.ru | |||
РАЗДЕЛ_________Зелёные друзья - растения__________________ Кол-во часов_____________9________________________________________________________ Ученик научится
Ученик получит возможность научиться
| ||||||||
19 | Правила поведения в природе. | 1 | Круглый стол Итог обсуждения правил поведения - памятка | Оформление памятки, рисунок плаката | ||||
20-21 | Открытия леса. | 1 | 1 | В городском парке найти объект наблюдения и открытий | Приготовить свой вопрос к викторине | |||
22 ,23 | Разнообразие растений. | 1 | 1 | Викторина по вопросам детей | Мультимедиа | |||
24, 25 | Способы размножение растений | 2 | Экспериментальная лаборатория Провести и описать способы размножения растений: семенами, черешками. | Оформить записи в тетради «Мои первые опыты» | ||||
26 | Мой зелёный друг. Проект | 1 | Экспериментальная лаборатория. Составление плана работы над проектом | Работа над проектом | ||||
27 | Экологический КВН "Изучай и береги природу родного края". | 1 | Интеллектуальное экологическое соревнование команд | http://school-collection.edu.ru Мультимедиа | ||||
28 | Жизнь животных в неволе. | 1 | Экскурсия в городской приют для животных | Запись в тетрадь наблюдений | ||||
РАЗДЕЛ_________Эти забавные животные __________________ Кол-во часов_____________7________________________________________________________ Ученик научится
Ученик получит возможность научиться
| ||||||||
29, 30 | Наши забавные животные. Проект. | 1 | 1 | Составление плана работы над проектом, выдвижение гипотез, задач. | Работа над проектом | |||
31, 32 | Весенние изменения в природе | 1 | 1 | Экскурсия в школьный двор, оформление наблюдений | оформление наблюдений | |||
33 | Экологический марафон | 1 | 1 | Выполнение конкурсных заданий | ||||
34 | Летний дневник наблюдений | 1 | Круглый стол Обсуждение летних наблюдений и экспериментов |
VII. Планируемые результаты изучения курса
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).
Учащиеся должны уметь:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- работать в группе;
- пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
- вести наблюдения окружающего мира;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность,работать в группе.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей: участие обучающихся в работе школьной научной конференции «Эврика.Юниор», выход в Интернет, представление детских проектов на выставках, конкурсах,учебно-исследовательских конференциях, оформление портфолио достижений школьника.
VIII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Программа по курсу «Я и природа» обеспечивается учебно-методическими и информационными ресурсами.
- М.В. Дубов, Организация проектной деятельности младших школьников.
М.: БАЛАСС», 2010
- Н.Б.Шумакова, Развитие исследовательских умений младших школьников.
М.: Просвещение», 2011
- Р.И. Сизова,Р.Ф.Селимова, Учусь создавать проект. М.: Вита-пресс, 2011
- А.И. Савенко,Я-исследователь. М.: Вита-пресс, 2011
Оборудование: глобус, компасы, микроскопы, набор готовых микропрепаратов и предметных стёкол, весы учебные,лупа ручная, модели систем органов организма человека, гербарии, муляжи (овощи, фрукты, ягоды, грибы), набор лабораторной посуды, штатив с двумя столиками, штатив лабораторный комбинированный.
Цифровые образовательные ресурсы, обеспечивающие реализацию программы
Название цифровых образовательных ресурсов | Электронный адрес |
Электронный инновационный учебно-методический комплекс «Новая начальная школа» на сайте единой цифровой образовательной коллекции | ЗАО 1С, 2008, сеть Интернет http://school-collection.edu.ru |
Сайт «Сообщество взаимопомощи учителей «Мы вместе» | http://pedsovet.su/load/100 |
Газета «1 сентября» | www.festival.1september.ru |
Сайт информационной поддержки | www.n-bio.ru |
Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе | www.uroki.ru |
Презентации уроков «Начальная школа» | http://nachalka.info/about/193 |
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» | www.km.ru/ed |
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку) | |
Школьный портал ПроШколу.ру | http://www.proshkolu.ru |
«Тайны пространства и времени для младших школьников», диск с цифровыми образовательными ресурсами | ЗАО «1С», 2008 г. |
Большая детская энциклопедия для детей | |
Почему и потому. Детская энциклопедия | |
Проектная деятельность в начальной школе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Изучение природы родного края"
Программа разработана на основе программы внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» под редакцией Р.Г. Чураковой, сборник программ по учебным предметам, план и программы внеуро...
программа внеурочной деятельности "Секреты природы"
Программа внеурочной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Охрана природы"
Программа внеурочной деятельности "Охрана природы" для 1-4 классов. Соответствует требованиям ФГОС....
Программа внеурочной деятельности "Загадки природы" 2018 - 2021
Программа внеурочной деятельности "Загадки природы": деятельностные формы образования в начальной школе на материале естествознания....
Формирование социального опыта учащихся начальной школы через экологическое воспитание средствами программы внеурочной деятельности «Изучение природы родного края»
Из опыта работы выступление на Кузбасской Ярмарке «Образование. Занятость. Карьера» Т.В.Туева учитель начальных классов г Новокузнецк, МБОУ «СОШ № 50»....
Программа внеурочной деятельности "Разведчики природы" 4 класс
Программа по внеурочной деятельности "Разведчики природы" для 4 класса, 2 часа в неделю....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Друзья природы"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Друзья природы" 2 года обучения...