Классный час "Нет друга - ищи, а нашел - береги"
классный час (2 класс)

Гаврикова Татьяна Леонидовна

Классный час направлен на реализацию следующих задач: формировать у учащихся стремление совершать добрые дела; развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи; воспитывать вежливость, внимательность, уважение к людям; формировать умение анализировать поступки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gavrikova_t.l.razrabotka.docx44.66 КБ

Предварительный просмотр:

1. Гаврикова Татьяна Леонидовна

2. Учитель начальных классов. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя общеобразовательная школа № 61»  г. Брянска

3. Классный час.

4. "Нет друга - ищи, а нашел - береги"

5. Начальные классы

6. Контактный номер телефона.

Цель занятия:      расширить представление о дружбе, сформировать осмысление понятия “дружба” как основу человеческих отношений.

Классный час направлен на реализацию следующих задач: формировать у учащихся стремление совершать добрые дела; развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи; воспитывать вежливость, внимательность, уважение к людям; формировать умение анализировать поступки.

Планируемые результаты обучения.

 1. Предметные:
а) Выявить представление детей о том, что такое «дружба», «друг».
б) Учить видеть, понимать, оценивать поступки других, объяснять свои суждения.

2.Метапредметные:
а)
Коммуникативные УУД:
- формировать умение оформлять свои мысли в устной речи;
- формировать умение слушать, понимать речь других, участвовать в диалоге;
- формирование умение работать в группах, в парах
б)
Познавательные:
- формировать умение перерабатывать информацию и делать простые выводы;
- формировать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной речи;
- формировать общеучебные умения (анализ, синтез, сравнение).
в)
Регулятивные:
-
формировать умение определять цель учебной деятельности;
- формировать умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- формировать умение контролировать свою деятельность, делать самопроверку;
- формировать умение преодолевать учебные трудности, адекватно реагировать на ошибки.

 3.Личностные:
1) Формировать положительную мотивацию к обучению;
2) Формировать умение ценить и принимать базовые ценности («настоящий друг»)
3) Формировать умение жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм.

Форма проведения:  беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в парах, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации.

Тип занятия:  учебное сотрудничество.

Оборудование: проектор, словарь С.Ожегова, словарь В.Даля, конверты для работы в парах.

"Нет друга - ищи, а нашел - береги"

Орг. Момент.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот, 
Понимаешь, у каждого в жизни, 
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья-то сердитая речь.
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь.

Давайте мы улыбнёмся друг другу.

2.Постановка цели и задач классного часа

А теперь вы  посмотрите видео  и подумаете, с какой целью сказочный персонаж написал объявление?

Фрагмент мультфильма «Крокодил Гена и его друзья»

-Что вы увидели?


- Почему Гена решил написать объявление?

 
-Зачем? - Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

3. Постановка учебной задачи (проблема).

- А что вы хотели бы узнать о дружбе, о друзьях?  ( кого можно назвать другом, каким должен быть настоящий друг, узнаем, что такое «крепкая дружба)

-А умеете ли вы дружить?

-Поднимите руку, кто желает найти много друзей?

-А что значит – быть настоящим другом?

-А как стать настоящим другом? Что для этого делать?

-На эти и многие другие вопросы мы сегодня постараемся найти ответы. Вопросы трудные, серьезные. Не будем терять времени. Начнем работу.

4.Работа над лексическим значением слова.

Сейчас 1 группа будет искать в толковых словарях С.Ожегова, В.Даля значение слова дружба

2 .группа найдёт в интернете значение слова дружба .

3 группа будет писать о том, что такое дружба по их мнению. 

После групповой работы отвечают. (Первыми 3гр., вторыми 2гр., третьими 1 гр.)

Итак ,сделаем вывод .(У всех групп получилось  одинаковое значение слова дружба- это  близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов)

С кем вас связывают близкие отношения, основанные на доверии?( С родителями, одноклассниками, братьями, сестрами)

5.Составление кластера

Поднимите руки у кого есть друзья.

А почему вы их считаете друзьями?

Как вы  думаете ,что значит быть настоящим другом?

У вас на партах лежат карточки со словами, отберите те, которые относятся к настоящему другу.

(Работа в группах)

Давайте составим кластер со словом настоящий друг.

        

- А теперь посмотрите на качества, которые вы не использовали (лживый, грубый, жадный). Почему вы их не выбрали?

Вывод .Обратите внимание, что без этих качеств невозможно быть настоящим другом. 

А сейчас мы отдохнем.

4.Физкульминутка музыкальная (Барбарики «Друзья» танец)

6.Закрепление (какой человек является настоящим другом)

На столах лежат конверты ( Работа в парах) 

Возьмите листочки и из записанных личностных качеств человека, зачеркните те, которые мешают дружбе:

искренность; грубость; сочувствие; умение выслушивать; интерес к делам и переживаниям другого; вредность; готовность прийти на помощь, быть рядом в трудную минуту; зависть; готовность прощать; умение хранить секреты; хвастливость.

-Так какими же личностными качествами, по-вашему, должен обладать настоящий друг? (учащиеся читают оставшиеся (не зачеркнутые) слова)

- Найти хорошего друга, это только половина дела: нужно самому уметь дружить.

У. Шекспир - английский поэт и драматург в 17 веке написал

Настоящий друг везде

Верен, в счастье и беде;

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь – он спать не может,

И во всем без дальних слов

Он помочь тебе готов.

Как вы думаете, ребята, друзей у человека может быть много? (Ответы детей.)

Друзей у человека много не бывает.  Есть товарищи, приятели, знакомые, одноклассники. Но друг – это более личное, дорогое, близкое, чем товарищ или одноклассник. Как вы думаете, А МОЖЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК ЖИТЬ БЕЗ ДРУЗЕЙ?(А ЕСЛИ НЕТ ДРУГА,ТО НУЖНО ИСКАТЬ)

7.Нравственный выбор.

Настоящей дружбе, как и всему на свете, надо учиться. Давайте попробуем разрешить несколько житейских проблем и поразмыслим, как бы поступил в этих случаях настоящий друг.

1 : А. Барто «Требуется друг».

Все живут, не тужат,

А со мной не дружат!

Бант у Кати расписной»

Красные колготки

И характер кроткий. Я шепчу.

- Дружи со мной...

Мы же одногодки,

Как сестрички мы почти.

Мы как две голубки

Из одной скорлупки. Я шепчу:

- Но ты учти -

Ты во всём должна идти

Другу на уступки.

Предлагаю Ильиной:

- Ты дружи со мной одной:

-Есть разряд у Ильиной,

И спортивный свитер,

И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной,

Стану знаменита

Все пятёрки до одной

У Светловой Нади.

Я прошу:

- А ты со мной

Подружись хоть на день*

Мы с тобой поладим:

Будешь ты меня спасать

-Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы!

Говорят:

- Молчала бы!

Не вставать же на колени.

Уговаривать подруг…

Напишу я объявленье;

Срочно требуется друг!

- Почему с этой девочкой никто не хотел дружить?

Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что тебе близки его интересы, взгляды, внутренний мир.

Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга «за красивые глазки», как героиня этого стихотворения.

2 : В. Осеева "Три товарища"

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.

- Завтрак потерял:

- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. - До обеда далеко ещё!

- А ты где его потерял? - спросил Миша.

- Не знаю: - тихо сказал Витя и отвернулся.

- Ты, наверно, в кармане нёс, а надо в сумку класть, - сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

- Бери, ешь.

Вопросы:

1. Кто из героев вам понравился? Почему?

2. Кто не понравился? Почему?

3. Кто из героев положительный, а кто отрицательный?

В.Осеева Синие листья

У  Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

- Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

- Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

- Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

- Мама-то позволила, а брата я не спросила.

- Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

- Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.

- Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

- Я осторожненько, - говорит Лена. - Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

- Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

- Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

- Ну, что ж ты? Бери!

- Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

- Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

- Карандаша зелёного нет.

- А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

- Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:

- Надо так давать, чтобы можно было взять.

Вопросы:

Почему учительница удивилась, когда увидела Ленин рисунок?

1). В каком случае говорят о человеке, что он «покраснел как «рак»?

2). Почему Катя сильно покраснела?

3). А почему же Лена не взяла карандаш у Кати?

4). Какой девочкой была Катя?

5). Какой совет дала учительница в конце рассказа?

6). К чему он относится?

7). Хотели бы вы иметь такую подругу, как Катя, и почему?

Вывод: Настоящий друг познается в беде.

  1. Заключительное слово.

Хотя сейчас на улице и зима, но мы в своем классе посадим в цветочном горшке   дерево дружбы

А его корнями СЛОВА ПОЭТА 12 ВЕКА  Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг. 
Шота Руставели Как вы думаете, тема дружбы важна для всех людей в наши дни?

У каждого из вас на столе лежат разноцветные листочки. Если вы считаете тему нашего разговора важной, то выберете зеленый листок, если считаете, что в наши дни можно прожить без друзей, возьмите желтый листок. (Желтый и зеленый листки заранее лежат на столах у детей.) .А теперь напишите на нем какое-нибудь хорошее пожелание   другу, близкому человеку, знакомому.

А теперь встаньте , возьмитесь за руки – это руки друга. Положите руки на плечи. Это плечо друга, на которое можно опереться в трудный момент.

Давайте споём песню

Слова песни «Настоящий друг»

Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот, что значит настоящий верный друг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот, что значит настоящий верный друг.

Мы поссоримся и помиримся,
«Не разлить водой» — шутят все вокруг.
В полдень или в полночь друг придёт на помощь,
Вот, что значит настоящий верный друг.
В полдень или в полночь друг придёт на помощь,
Вот, что значит настоящий верный друг.

Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту —
Вот, что значит настоящий верный друг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту —  

Дружба в радости, и дружба в горе,

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот кто спорит,

Тот,кто не обманит, не предаст,

Дружба никогда границ не знает, 

Нет преград для дружбы никаких.

Дружба на земле объединяет,

Всех детей, и белых, и цветных.

Впереди у вас длинная дорога жизни. Пусть на вашем жизненном пути встречаются хорошие, благородные люди, которые станут вашими друзьями.

Давайте возьмемся за руки. Передадим тепло наших сердец, доброту, хорошее настроение своим друзьям. Давайте никогда не будем ссориться. И скажем друг другу слова известного героя, терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Ребята! Давайте жить дружно». И мне кажется, что этот урок даст начало той большой дружбы, которую мы перенесем через всю школьную жизнь.

Список использованной литературы:

1. В.Осеева Синие листья

2. А. Барто «Требуется друг».

3. В. Осеева "Три товарища"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие: "Нет друга - ищи, а нашел - береги".

Данное занятие способствует созданию условий для формирования у детей доброжелательногоотношения с окружающим их людям, умению ценить друзей, дружбу, заботиться о близких людя...

Классный час: «Друга ищи,а нашел, береги!».

Классный час на данную тему помогает  воспитывать чувство толерантности в классном коллективе , формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу,  формировать у учащихся куль...

Тема беседы: «Нет друга — ищи, а нашел — береги.»

Данная беседа направлена на формирование межличностных отношений в группе, на воспитание уважения к окружающим, друг к другу. Тема беседы: «Нет друга — ищи, а нашел — береги.»Цель:1....

Конспект урока на тему:"Нет друга – ищи, а нашел - береги». Звук [и], буквы И,и" 1 класс

Конспект урока по обучению грамоте на тему:"Нет друга – ищи, а нашел - береги». Звук [и], буквы И,и" 1 класс...

Внеклассное мероприятие в 3 классе "Нет друга - ищи, а нашел - береги"

Это мероприятие может проводиться не только в 3 классе, но во всех классах начальной школы...

Классный час "Нет друга- ищи, а нашел- береги" 2 класс

Классный час "Нет друга- ищи, а нашел- береги" 2 класс...