В.Бианки
план-конспект занятия (4 класс)

Внеклассное мероприятие по творчеству В.Бианки в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_posvyashchennoe_120.docxmoyyy.docx672.37 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Виталий Бианки»

 Цель: Познакомить детей   с творчеством В.В. Бианки .

Задачи: Предметные:

1)познакомить учащихся с творчеством и страницами жизни В. Бианки;

2)углубить знания детей о животном мире через произведения писателя;

3) продолжить работу по совершенствованию навыка чтения, развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса, расширению кругозора;

Метапредметные:

3) закрепить библиографические знания;

4)развивать наблюдательность, логическое мышление, фантазию, инициативу, воображение, импровизационные навыки, двигательную активность детей

 5) развивать мышление, память, логику (умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы);

6)формировать коммуникативные навыки, доставить детям радость и удовольствие от игр интеллектуальной направленности, учить использовать полученные знания и умения для проведения  развлечения.

 Личностные:

7) развитие интереса к чтению;

8) воспитание бережного отношения к природе, развитие умения оценивать поступки людей.

9)создать условие для формирования умения работать в группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.

 10)воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи.

Оформление:   выставка книг,  картина «Лесной газеты»

Материал и оборудование:

Книги  В.Бианки  жетоны за правильные ответы с изображением птиц, раб, зверей, карточки с заданиями, компьютер, проектор, видео- и аудиозаписи по теме.

Предварительная работа: Создание выставки книг В.В.Бианки. Подбор фонотеки «Звуки леса». Чтение произведений писателя в свободное время от занятий.  

Ход

Звучит спокойная музыка с пением птиц. (  На фоне музыке)  

Слайд 1.

1. Организационный момент. Создание психологической обстановки.

   “Зимний лес. Тихо-тихо вокруг. Мороз щиплет лицо, но, если хочешь увидеть, как торопится домой зайчишка, или выходит на прогулку барсук, терпи. Вот снег зашевелился. Дрогнула ветка. Ближе…ближе… и перед наблюдателем раскрывается ещё один лесной секрет”.  

 Здравствуйте ребята! Я начала наше занятие именно с этих слов, потому что мы с вами сегодня отправимся в путешествие по лесу. Конечно, любой человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделённые каким-то особенным отношением ко всему живому. Природа это чувствует и будто ждёт момента, чтобы поделиться с ними сокровенными секретами, потихоньку от других раскрывает свои заветные тайны. В присутствии таких людей самые капризные растения расцветают пышным цветом, а самые пугливые животные забывают про все свои страхи.

 А сейчас мы с вами посмотрим отрывок из мультфильма – сказки,   а какой вы должны будете узнать и назвать её..

 Просмотр отрывка из мультфильма

   Как называется сказка? Узнали? Кто автор сказки? (Слайд 2) 

 Что больше всего понравилось?

Спасибо нашим артистам.

Как вы думаете, о чём или о ком мы будем говорить сегодня на уроке?

 Да, наша сегодняшняя встреча посвящена рассказам о животных, растениях и птицах. Отгадайте, какой писатель лучше всех знал жизнь животных. Он написал сказки «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», «Как муравьишка домой спешил», а также многие рассказы: «Водолюб в лесу», «Кувырк», «Синичкин календарь». Правильно, это писатель Виталий Бианки.

Обратите внимание на выставку книг   (перечислить названия книг) “Чьи это ноги?”, “Кто, чем поёт?”, “Чей нос лучше?”, “Лесные домишки”. «Мышонок Пик» , «Приключение Муравьишки» и т.д. )

- Что общего во всех этих книгах?

- Ребята, как вы думаете, почему писатели пишут о животных?(так как они любят животных, хотят показать, что животные нуждаются в вашей помощи).

 - Какие произведения этого писателя вам уже знакомы?

Итак, ребята, вы посмотрели  мультфильм, рассмотрели выставку книг, так скажите о ком пойдёт речь на уроке?

 Слайд 3. Сегодня мы отправимся по следам В.Бианки.

    Он обладал  волшебным даром слышать природу. Виталию Валентиновичу Бианки.11 февраля  исполнилось бы 125 лет и сегодня, поэтому мы собрались здесь,  чтобы узнать больше и вспомнить  о таком замечательном человеке как В.В.Бианки.

Чтобы лучше узнать о нём, предлагаю вам всем посмотреть презентацию

Презентация. Сообщение ученицы о творчестве В. Бианки. ( по слайдам)

Вед. Теперь вы узнали, каким удивительным  был Виталий Валентинович. Его отец был орнитолог. Кто такой – орнитолог?. Чем он занимается? (изучением птиц)

 

    Вед. Книги Бианки любимы и детьми, и взрослыми. Они читаются легко и увлекательно. Книги познавательны – много неизвестного о повадках, образе жизни животных. Читая его книги, мы задумываемся, радуемся, огорчаемся, удивляемся. Чтобы писать о животных, надо их любить. Бианки заражает этой любовью своих читателей. Если человек любит и знает природу, он никогда не навредит ей, а преумножит её богатства. Таким образом узнать и полюбить природу помогут произведения Виталия Валентиновича Бианки.

 Перед вами  лишь малая часть  тех  книг, которые написал В. Бианки . Уже с самого детства отец В. Бианки приучал его записывать все его наблюдения. Потом все эти наблюдения превратились в замечательные сказки и рассказы о природе.

Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Всё самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попадало на страницы «Лесной газеты».

Давайте сегодня и мы создадим свою газету.

 У нас есть «уголок» лиственного леса.  

 Изображена  на нашей картине живая и  неживая природа. Назовите предметы неживой природы; живой природы. (солнце, облака, камни на дне водоёма),

-  а кого же всё-таки  здесь не хватает?

: Животных, птиц, рыб.)

Во время нашего занятия мы будем заселять территорию этого леса. Для этого нужно лишь правильно отвечать на вопросы. А за каждый правильный ответ вы выберите птицу, рыбу или зверя и поселите на нашу газету.

 А теперь предлагаю вам  начать  игру.

И так вперед.

1 задание И сейчас задание для самых внимательных и сообразительных (Я буду задавать вопросы по содержанию данного выпуска лесной газеты, а вы должны правильно на них ответить):

1. Что ест зимой жаба? (ничего не ест, она спит).

2. Какая рыба вьёт гнездо? (колюшка)

3. Кто дважды родится, а один раз умирает?

4. Кто раньше прилетает к нам – стрижи или ласточки? (ласточки)

5. Какие птицы прилетают последними? (самые пёстрые, самые яркие)

 6. Какая книга у Бианки стала самой знаменитой? («Лесная газета»)

 7. Почему нельзя трогать руками яйца в гнёздах? (Птица бросает гнездо)

 8. На что похож домик Иволги? (На лёгкую плетёную корзиночку «Лесные домишки»)

 9. Чем поёт Бекас? (Хвостом. «Кто чем поёт?»)

2 задание. Следующее задание «Угадай по строчкам книгу». Я буду читать из книг В.В. Бианки небольшие отрывки, а вы должны будете узнать и назвать эту книжку, и тогда она появится на экране.

  1. Как.. медвежонок? Какой такой медвежонок?..

–Да смешной такой, хорошенький. Мохнатый весь, чёрненький, а глазки зелёные!

-Батюшки светы! И ты не испугалась?

-И не подумала! Я ему:»Здравствуй, Мишук!» А он, бедненький, напугался – да на дерево от меня. (Аришка- трусишка)  

2. "Надоело Щенку гонять кур по двору. "Пойду-ка, – думает, – на охоту за дикими зверями и птицами". ("Первая охота".)   
3. "Залез Муравей на березу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден". ("Приключение Муравьишки".)   
4. "Наладили парус, посадили мышонка в долбленое суденышко и пустили по течению". ("Мышонок Пик".)  

5 "Полетела муха дальше. Прилетела в лес, видит: на суку Дятел сидит. Муха к нему: - Отдай мне твой хвост Дятел! Он у тебя для красоты только.". ("Хвосты".)  

6. «И видит Береговушка, что это и в самом деле домик. Затейливо так свит из пеньки и стебельков, волосков и шерстинок и тонкой березовой кожурки.

- Ух! – говорит Береговушка… - Ни за что не останусь в этой зыбкой постройке! Она качается, и у меня все перед глазами вертится, кружится… Того и гляди, ее ветром на землю сдует».  («Лесные домишки».)

Физминутка

Не знаю, заметили ли Вы, но любимыми персонажами  книг Бианки  являются  птицы. Сейчас мы проведём с вами весёлую динамическую паузу. Я буду называть только названия птиц. Если Вы услышите что-то другое, то нужно встать и хлопнуть в ладоши.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи:

Прилетели птицы:

Голуби, куницы.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи.

Комары, кукушки.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи

Аисты, кукушки,

Даже совы-сплюшки,

Лебеди, скворцы.

Все вы молодцы!

3 задание. Конкурс «Шифровальщик»  Вам нужно расшифровать название произведение В.В.Бианки.  На доске  карточки с «шифровкой»  (Приложение 2)

  1. М Ш Н К     П К   (Мышонок Пик)
  2. Л С   и   М Ш Н К  (Лис и мышонок)

4 задание.  Чтобы узнать, как называется следующий конкурс нужно отгадать загадку

Я иду – она идет

Я стою- она стоит

Побегу она бежит. (тень)

Правильно это тень. И следующих конкурс «Чья эта тень». По очереди угадывают тень животных и птиц и  называют  из какой сказки  изображения: (муравья, гусеницы,  кузнечика, совы, медвежонка, мыши, шмеля, уточки, дятла, лисы). (Приложение 3)

 5задание. Молодцы. А теперь, я приготовила для вас вопросы о жителях леса.  

- Кого называют листопадничками? (зайчат, родившихся осенью)

- Птица, которая питается мышами? (Сова)

- Какой зверь обманывает собак своим хвостом? (Лиса)

- Кого В. Бианки называет косачом? (Тетерева)

 -  Кого называют настовичками? (зайчат, родившихся весной)

-  Назовите птицу – рыболова из произведения «Чей нос лучше».(Пеликан)

- Скажите, для чего мухе нужен был хвост? (Для красоты)

-  Про кого так говорит В. Бианки: «По веткам скакалка, по дуплам сиделка». (Белка)

 Загадки     о лесных жителях

1. Хозяин лесной,

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой  

Спит в избушке снеговой (Медведь)

2. В одежде богатой,

Да сам слеповатый;

Живет без оконца,

Не видывал солнца. (Крот)

3. Быстрой стрелкою летает,
Мошек в воздухе хватает.
Хвостик вилкой, как рогатка,
Это – ...
(Ласточка-касатка)

4.  Воздух режут без усилья,
Как серпы кривые крылья.
Промелькнет – не разглядишь,
Так летает только...
(Стриж)

5.  Приглядитесь-ка, какая –

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой. (Лиса)

6. Птица длиннохвостая,

Непоседа пестрая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

7  Сидит на ветке,

А не птица.

Есть рыжий хвост,

А не лисица. (Белка)

8.  Никого не обижает, а всех сам боится. (Заяц)

Вот и подошло к концу наше путешествие. Хочется, чтоб у вас появилось желание прочитать не только другие книги В.Бианки, но и произведения других писателей-натуралистов, их много: Чарушин Е., Чаплина В., Снегирев Г., Сладков Н., Скребицкий Г., Пришвин М. и многие другие. Эти замечательные произведения позволят вам познакомиться с родной природой, побольше узнать про птиц и зверей, про охоту и лес, научат вас бережно относится к родной природе, любить и охранять всё живое.

Обратите внимание на нашу газету. Как много здесь появилось лесных жителей. Молодцы ребята.

Рефлексия.

- Если вы узнали сегодня на занятии что-то новое –  встаньте.

- Если вам понравился урок – похлопайте в ладоши.

- Ребята, скажите, какому писателю посвящено сегодняшнее занятие? Почему?

- Чему учат произведения В.Бианки?

- Какие книги этого автора вы хотели бы прочитать?

 Ребята, если вам в жизни придётся побывать в лесу, то представьте себе, что рядом с вами шагает умный и добрый рассказчик Виталий Бианки, наблюдающий вместе с вами за окружающей вас жизнью, природой, он учит  вас любить её и беречь. Хочется закончить наше занятие стихотворением Е.Серовой:

Я люблю побродить по Зелёной стране.

Здесь друзей заводить очень нравится мне.

На сюрпризы горазд молчаливый народ

И за то, что отдаст, ничего не берёт.

В той стране – благодать, удивительный свет.

Вот бы нам разгадать: в чём тут главный секрет?

Загляни-ка со мной в эту славную жизнь

И с зелёной страной навсегда подружись

Спасибо за внимание. До новых встреч.

Литература и интернет-ресурсы

  1. Тишурина О.Н. Писатели в начальной школе: Дидактическое пособие к урокам литературного чтения.- М.: Дрофа, 2004.-88с.: ил.
  2. Бианки В.В Приключения муравьишки: Сказка   Л.: Дет. лит.,1989Рис. Е.Чарушина.
  3. Бианки В.В. Лесная газета. Л.: Дет.лит., 1990.художник В.Курдов
  4. Бианки В.В. Первая охота: Рассказы   Л.: Дет. лит., 1975. ил.Рис.Е. и Н. Чарушиных

 6 . Бианки В.В. Лесные домишки .Москва   Издательство «Малыш», 1989Художник Н.Чарушин.-

  1. Бианки В.В. Кто чем поёт?– М.: Дет. лит., 1983.Рис. Р.Варшамова
  2. Виталий Бианки «Хвосты»Переиздание. М: Издательство «Художник РСФСР», 1985г. Рисунки Е.И.Чарушина

9.Виталий Бианки «Сова» Москва Издательство «Малыш» 1985 Художник Я.Манухин

10.Бианки В.В. Как муравьишка домой спешил  – М.: Детская литература, 1966. – 16 с.: ил.

11.Бианки В.В. Лис и мышонок – Л. Детская литература, 1989. – 16 с.

12. Бианки В.В. Мышонок Пик  – Л.: Детская литература, 1989. – 32 с.: ил.

13.Бианки В.В. Терентий – тетерев  – М.: Детская литература,1967. – 16 с.: ил.

14. Бианки В.В. Чей нос лучше? – М.: Малыш, 1985. – 12 с.: ил.

15.Аришка- трусишка   http://shaltay0boltay.livejournal.com/1117231.html

http:/www.bibliogid.ru/authors/pisateli/bianki.

http://dll5.muzofon.com/mp3/s2/2d/0/2d079f158cf8cad54b2f09614a85422b.mp3?st=9VaH1fUA7zOaM_UTmgdgIw&e=1392812564&name=Zvuki-prirody-Shum-lesa-i-fleyta(muzofon.com).mp3  -звуки леса

http://muzbaron.com/downloads.php?cs=5061v4&u=6605290&n=726f1b064e85&a=%D0%92%D0%B5- музыка для игры

http://www.aphorisme.ru/about-authors/bianki/?q=4632биографические сведения


ЭМБЛЕМЫ


ЖЕТОНЫ

D:\Мои документы\Мои рисунки\Cartoon-Clipart-Free-33.gifD:\Мои документы\Мои рисунки\Cartoon-Clipart-Free-33.gifD:\Мои документы\Мои рисунки\Cartoon-Clipart-Free-33.gif

D:\Мои документы\Мои рисунки\400_F_992977_T9FldWWvIoCiEFGm91ld9OPQRxqia6.jpgD:\Мои документы\Мои рисунки\400_F_992977_T9FldWWvIoCiEFGm91ld9OPQRxqia6.jpgD:\Мои документы\Мои рисунки\400_F_992977_T9FldWWvIoCiEFGm91ld9OPQRxqia6.jpgD:\Мои документы\Мои рисунки\Cartoon-Clipart-Free-33.gifD:\Мои документы\Мои рисунки\400_F_992977_T9FldWWvIoCiEFGm91ld9OPQRxqia6.jpgD:\Мои документы\Мои рисунки\Cartoon-Clipart-Free-33.gif

Приложение 1

Сказка для инсценирования .

 Терентий -Тетерев

        Терентий-Тетерев

А:Жил в лесу Тетерев, Терентием звали.
Летом ему хорошо было: в траве, в густой листве от злых глаз прятался. А пришла зима, облетели кусты и деревья — и схорониться негде.
Вот звери лесные, злые, и заспорили, кому теперь Терентий-Тетерев на обед достанется. Лисица говорит — ей. Куница говорит — ей.
Лисица говорит:
— Терентий спать на землю сядет, в кусту. Летом его в кусту не видно, а нынче — вот он. Я понизу промышляю, я его и съем.
А
Куница говорит:
— Нет, Терентий спать на дереве сядет. Я поверху промышляю, я его и съем.
А:Терентий-Тетерев услыхал их спор, испугался. Полетел на опушку, сел на макушку и давай думать, как ему злых зверей обмануть.

Т:На дереве сядешь — Куница поймает, на землю слетишь — Лисица сцапает. Где же ночевать-то?
А:Думал-думал, думал-думал, — ничего не придумал и задремал.

Задремал — и видит во сне, будто он не на дереве, не на земле спит, а в воздухе. Кунице с дерева его не достать и Лисице с земли не достать: вот только ноги под себя поджать, — ей и не допрыгнуть.
Терентий во сне ноги-то поджал да бух с ветки!
А снег был глубокий, мягкий как пух. Неслышно по нему крадётся Лисица. К опушке бежит. А поверху, по веткам, Куница скачет и тоже к опушке. Обе за Терентием-Тетеревом спешат.
Вот Куница первая прискакала к дереву да все деревья оглядела, все ветки облазала, — нет Терентия!
К: "Эх, опоздала! Видно, он на земле, в кусту спал. Лисице, верно, достался".
А:А Лисица прибежала, всю опушку оглядела, все кусты облазала, — нет Терентия!
Л:"Эх, опоздала! Видно, он на дереве спал. Кунице, видно, достался".
А:Подняла голову Лиса, а Куница — вот она: на суку сидит, зубы скалит.
Лисица рассердилась, как крикнет:
Л:— Ты моего Терентия съела, — вот я тебе!
А
Куница ей:
— Сама съела, а на меня говоришь. Вот я тебе!
А:И схватились они драться.
Жарко дерутся: снег под ними тает, клочья летят.
Вдруг — трах-та-та-тах! — из-под снега чем-то чёрным как выпалит!
У Лисицы и Куницы от страха душа в пятки. Кинулись в разные стороны: Куница — на дерево, Лисица — в кусты.
А это Терентий-Тетерев выскочил. Он как с дерева свалился, так в снегу и заснул. Только шум да драка его разбудили, а то, наверное, и сейчас бы спал.
С тех пор все тетерева зимой в снегу спят: тепло им там и уютно, и от злых глаз безопасно.

лиса идет по следу в зимнем лесу а тетерев спрятался

Приложение 2

Команда «Бельчата»

М Ш Н К     П К

Команда «Зайчата»

Л С   и   М Ш Н К

Приложение 3

F:\тени\1541879-514278-silhouette-bear-isolated-on-white-background.jpg

F:\тени\2007775-343088-vector-silhouette-ant-on-white-background.jpg

F:\тени\100859149_large_1368444004_black_1.png

F:\тени\i.jpg

F:\тени\siluet_sobaki.jpg

F:\тени\mouse-silhouette.jpg

F:\тени\1935019-490869-silhouette-polar-fox-badger-vixens-isolated-on-white-background.jpg

F:\тени\Cow-Silhouette-Pig-Art.png

.

Приложение 4


Приложение 5

Текст песни«Не дразните собак» муз. Е. Птичкина

1
Не дразните собак, не гоняйте кошек, 
Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек. 
И тогда воробьи песенкой разбудят, 
А царапать и кусать вас никто не будет. 

2
Если очень шуметь около берлоги, 
То придется потом уносить вам ноги. 
И пчела просто так тоже не пристанет. 
Ведь и жалить, и рычать зря никто не станет. 

3
Ни к чему обижать бабочку на ветке, 
Веселее в лесу от ее расцветки. 
Не пугайте жуков с длинными усами, 
И поверьте, что жуки вас не тронут сами. 

4
Если вам по душе красота земная, 
Берегите ее, устали не зная. 
Непременно тогда станем мы друзьями, 
А про кошек и собак пойте вместе с нам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биография В.Бианки

Презентация для ознакомления с творчеством писателя. Здесь отражён его жизненный путь и произведения для детей....

Викторина по произведениям В. Бианки.

Данная викторина проводится в 3-4 классах после прочтения проиэведений В. Бианки....

В.В. Бианки "Музыкант" Разработка урока чтения во 2 классе

Тема: Виталий Валентинович Бианки «Музыкант».Цели:познакомить учащихся с произведением В.В. Бианки «Музыкант»;помочь увидеть их простоту, понять глубину содержания;учить плавному чтению целыми с...

Разработка урока чтения и развития речи в 3 классе "В. Бианки. Ёж-спаситель"

Цель: познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки и с его произведением «Ёж-спаситель». Задачи: 1. Формировать умения учащихся выразительно читать, соблюдая знаки препинания. 2. Корригировать и раз...

Урок чтения. В.Бианки "Музыкант".

Конспект урока чтения во 2 классе по программе "Школа России". Тема: В.Бианки "Музыкант"....

Проверочные работы по содержанию "Мышонок Пик" В. Бианки, М. Твен "Том Сойер", "Неслышимка" В. Бианки, творчество К. Паустовского

Вопросы по содержанию произведений: В. Бианки, К. Паустовского,  М. Твена. Два варианта вопросов....

В. Бианки. Приключения Муравьишки. Правда и вымысел в сказке В. Бианки.

Цели: знакомство с произведением «Приключение Муравьишки», жизнью и творчеством писателя В. Бианки....