В.Бианки
план-конспект занятия (4 класс)
Внеклассное мероприятие по творчеству В.Бианки в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_posvyashchennoe_120.docxmoyyy.docx | 672.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие «Виталий Бианки»
Цель: Познакомить детей с творчеством В.В. Бианки .
Задачи: Предметные:
1)познакомить учащихся с творчеством и страницами жизни В. Бианки;
2)углубить знания детей о животном мире через произведения писателя;
3) продолжить работу по совершенствованию навыка чтения, развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса, расширению кругозора;
Метапредметные:
3) закрепить библиографические знания;
4)развивать наблюдательность, логическое мышление, фантазию, инициативу, воображение, импровизационные навыки, двигательную активность детей
5) развивать мышление, память, логику (умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы);
6)формировать коммуникативные навыки, доставить детям радость и удовольствие от игр интеллектуальной направленности, учить использовать полученные знания и умения для проведения развлечения.
Личностные:
7) развитие интереса к чтению;
8) воспитание бережного отношения к природе, развитие умения оценивать поступки людей.
9)создать условие для формирования умения работать в группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.
10)воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи.
Оформление: выставка книг, картина «Лесной газеты»
Материал и оборудование:
Книги В.Бианки жетоны за правильные ответы с изображением птиц, раб, зверей, карточки с заданиями, компьютер, проектор, видео- и аудиозаписи по теме.
Предварительная работа: Создание выставки книг В.В.Бианки. Подбор фонотеки «Звуки леса». Чтение произведений писателя в свободное время от занятий.
Ход
Звучит спокойная музыка с пением птиц. ( На фоне музыке)
Слайд 1.
1. Организационный момент. Создание психологической обстановки.
“Зимний лес. Тихо-тихо вокруг. Мороз щиплет лицо, но, если хочешь увидеть, как торопится домой зайчишка, или выходит на прогулку барсук, терпи. Вот снег зашевелился. Дрогнула ветка. Ближе…ближе… и перед наблюдателем раскрывается ещё один лесной секрет”.
Здравствуйте ребята! Я начала наше занятие именно с этих слов, потому что мы с вами сегодня отправимся в путешествие по лесу. Конечно, любой человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделённые каким-то особенным отношением ко всему живому. Природа это чувствует и будто ждёт момента, чтобы поделиться с ними сокровенными секретами, потихоньку от других раскрывает свои заветные тайны. В присутствии таких людей самые капризные растения расцветают пышным цветом, а самые пугливые животные забывают про все свои страхи.
А сейчас мы с вами посмотрим отрывок из мультфильма – сказки, а какой вы должны будете узнать и назвать её..
Просмотр отрывка из мультфильма
Как называется сказка? Узнали? Кто автор сказки? (Слайд 2)
Что больше всего понравилось?
Спасибо нашим артистам.
Как вы думаете, о чём или о ком мы будем говорить сегодня на уроке?
Да, наша сегодняшняя встреча посвящена рассказам о животных, растениях и птицах. Отгадайте, какой писатель лучше всех знал жизнь животных. Он написал сказки «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», «Как муравьишка домой спешил», а также многие рассказы: «Водолюб в лесу», «Кувырк», «Синичкин календарь». Правильно, это писатель Виталий Бианки.
Обратите внимание на выставку книг (перечислить названия книг) “Чьи это ноги?”, “Кто, чем поёт?”, “Чей нос лучше?”, “Лесные домишки”. «Мышонок Пик» , «Приключение Муравьишки» и т.д. )
- Что общего во всех этих книгах?
- Ребята, как вы думаете, почему писатели пишут о животных?(так как они любят животных, хотят показать, что животные нуждаются в вашей помощи).
- Какие произведения этого писателя вам уже знакомы?
Итак, ребята, вы посмотрели мультфильм, рассмотрели выставку книг, так скажите о ком пойдёт речь на уроке?
Слайд 3. Сегодня мы отправимся по следам В.Бианки.
Он обладал волшебным даром слышать природу. Виталию Валентиновичу Бианки.11 февраля исполнилось бы 125 лет и сегодня, поэтому мы собрались здесь, чтобы узнать больше и вспомнить о таком замечательном человеке как В.В.Бианки.
Чтобы лучше узнать о нём, предлагаю вам всем посмотреть презентацию
Презентация. Сообщение ученицы о творчестве В. Бианки. ( по слайдам)
Вед. Теперь вы узнали, каким удивительным был Виталий Валентинович. Его отец был орнитолог. Кто такой – орнитолог?. Чем он занимается? (изучением птиц)
Вед. Книги Бианки любимы и детьми, и взрослыми. Они читаются легко и увлекательно. Книги познавательны – много неизвестного о повадках, образе жизни животных. Читая его книги, мы задумываемся, радуемся, огорчаемся, удивляемся. Чтобы писать о животных, надо их любить. Бианки заражает этой любовью своих читателей. Если человек любит и знает природу, он никогда не навредит ей, а преумножит её богатства. Таким образом узнать и полюбить природу помогут произведения Виталия Валентиновича Бианки.
Перед вами лишь малая часть тех книг, которые написал В. Бианки . Уже с самого детства отец В. Бианки приучал его записывать все его наблюдения. Потом все эти наблюдения превратились в замечательные сказки и рассказы о природе.
Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Всё самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попадало на страницы «Лесной газеты».
Давайте сегодня и мы создадим свою газету.
У нас есть «уголок» лиственного леса.
Изображена на нашей картине живая и неживая природа. Назовите предметы неживой природы; живой природы. (солнце, облака, камни на дне водоёма),
- а кого же всё-таки здесь не хватает?
(Д: Животных, птиц, рыб.)
Во время нашего занятия мы будем заселять территорию этого леса. Для этого нужно лишь правильно отвечать на вопросы. А за каждый правильный ответ вы выберите птицу, рыбу или зверя и поселите на нашу газету.
А теперь предлагаю вам начать игру.
И так вперед.
1 задание И сейчас задание для самых внимательных и сообразительных (Я буду задавать вопросы по содержанию данного выпуска лесной газеты, а вы должны правильно на них ответить):
1. Что ест зимой жаба? (ничего не ест, она спит).
2. Какая рыба вьёт гнездо? (колюшка)
3. Кто дважды родится, а один раз умирает?
4. Кто раньше прилетает к нам – стрижи или ласточки? (ласточки)
5. Какие птицы прилетают последними? (самые пёстрые, самые яркие)
6. Какая книга у Бианки стала самой знаменитой? («Лесная газета»)
7. Почему нельзя трогать руками яйца в гнёздах? (Птица бросает гнездо)
8. На что похож домик Иволги? (На лёгкую плетёную корзиночку «Лесные домишки»)
9. Чем поёт Бекас? (Хвостом. «Кто чем поёт?»)
2 задание. Следующее задание «Угадай по строчкам книгу». Я буду читать из книг В.В. Бианки небольшие отрывки, а вы должны будете узнать и назвать эту книжку, и тогда она появится на экране.
- Как.. медвежонок? Какой такой медвежонок?..
–Да смешной такой, хорошенький. Мохнатый весь, чёрненький, а глазки зелёные!
-Батюшки светы! И ты не испугалась?
-И не подумала! Я ему:»Здравствуй, Мишук!» А он, бедненький, напугался – да на дерево от меня. (Аришка- трусишка)
2. "Надоело Щенку гонять кур по двору. "Пойду-ка, – думает, – на охоту за дикими зверями и птицами". ("Первая охота".)
3. "Залез Муравей на березу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден". ("Приключение Муравьишки".)
4. "Наладили парус, посадили мышонка в долбленое суденышко и пустили по течению". ("Мышонок Пик".)
5 "Полетела муха дальше. Прилетела в лес, видит: на суку Дятел сидит. Муха к нему: - Отдай мне твой хвост Дятел! Он у тебя для красоты только.". ("Хвосты".)
6. «И видит Береговушка, что это и в самом деле домик. Затейливо так свит из пеньки и стебельков, волосков и шерстинок и тонкой березовой кожурки.
- Ух! – говорит Береговушка… - Ни за что не останусь в этой зыбкой постройке! Она качается, и у меня все перед глазами вертится, кружится… Того и гляди, ее ветром на землю сдует». («Лесные домишки».)
Физминутка
Не знаю, заметили ли Вы, но любимыми персонажами книг Бианки являются птицы. Сейчас мы проведём с вами весёлую динамическую паузу. Я буду называть только названия птиц. Если Вы услышите что-то другое, то нужно встать и хлопнуть в ладоши.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи:
Прилетели птицы:
Голуби, куницы.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи.
Комары, кукушки.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди, скворцы.
Все вы молодцы!
3 задание. Конкурс «Шифровальщик» Вам нужно расшифровать название произведение В.В.Бианки. На доске карточки с «шифровкой» (Приложение 2)
- М Ш Н К П К (Мышонок Пик)
- Л С и М Ш Н К (Лис и мышонок)
4 задание. Чтобы узнать, как называется следующий конкурс нужно отгадать загадку
Я иду – она идет
Я стою- она стоит
Побегу она бежит. (тень)
Правильно это тень. И следующих конкурс «Чья эта тень». По очереди угадывают тень животных и птиц и называют из какой сказки изображения: (муравья, гусеницы, кузнечика, совы, медвежонка, мыши, шмеля, уточки, дятла, лисы). (Приложение 3)
5задание. Молодцы. А теперь, я приготовила для вас вопросы о жителях леса.
- Кого называют листопадничками? (зайчат, родившихся осенью)
- Птица, которая питается мышами? (Сова)
- Какой зверь обманывает собак своим хвостом? (Лиса)
- Кого В. Бианки называет косачом? (Тетерева)
- Кого называют настовичками? (зайчат, родившихся весной)
- Назовите птицу – рыболова из произведения «Чей нос лучше».(Пеликан)
- Скажите, для чего мухе нужен был хвост? (Для красоты)
- Про кого так говорит В. Бианки: «По веткам скакалка, по дуплам сиделка». (Белка)
Загадки о лесных жителях
1. Хозяин лесной,
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой (Медведь)
2. В одежде богатой,
Да сам слеповатый;
Живет без оконца,
Не видывал солнца. (Крот)
3. Быстрой стрелкою летает,
Мошек в воздухе хватает.
Хвостик вилкой, как рогатка,
Это – ...(Ласточка-касатка)
4. Воздух режут без усилья,
Как серпы кривые крылья.
Промелькнет – не разглядишь,
Так летает только... (Стриж)
5. Приглядитесь-ка, какая –
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Лиса)
6. Птица длиннохвостая,
Непоседа пестрая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
7 Сидит на ветке,
А не птица.
Есть рыжий хвост,
А не лисица. (Белка)
8. Никого не обижает, а всех сам боится. (Заяц)
Вот и подошло к концу наше путешествие. Хочется, чтоб у вас появилось желание прочитать не только другие книги В.Бианки, но и произведения других писателей-натуралистов, их много: Чарушин Е., Чаплина В., Снегирев Г., Сладков Н., Скребицкий Г., Пришвин М. и многие другие. Эти замечательные произведения позволят вам познакомиться с родной природой, побольше узнать про птиц и зверей, про охоту и лес, научат вас бережно относится к родной природе, любить и охранять всё живое.
Обратите внимание на нашу газету. Как много здесь появилось лесных жителей. Молодцы ребята.
Рефлексия.
- Если вы узнали сегодня на занятии что-то новое – встаньте.
- Если вам понравился урок – похлопайте в ладоши.
- Ребята, скажите, какому писателю посвящено сегодняшнее занятие? Почему?
- Чему учат произведения В.Бианки?
- Какие книги этого автора вы хотели бы прочитать?
Ребята, если вам в жизни придётся побывать в лесу, то представьте себе, что рядом с вами шагает умный и добрый рассказчик Виталий Бианки, наблюдающий вместе с вами за окружающей вас жизнью, природой, он учит вас любить её и беречь. Хочется закончить наше занятие стихотворением Е.Серовой:
Я люблю побродить по Зелёной стране.
Здесь друзей заводить очень нравится мне.
На сюрпризы горазд молчаливый народ
И за то, что отдаст, ничего не берёт.
В той стране – благодать, удивительный свет.
Вот бы нам разгадать: в чём тут главный секрет?
Загляни-ка со мной в эту славную жизнь
И с зелёной страной навсегда подружись
Спасибо за внимание. До новых встреч.
Литература и интернет-ресурсы
- Тишурина О.Н. Писатели в начальной школе: Дидактическое пособие к урокам литературного чтения.- М.: Дрофа, 2004.-88с.: ил.
- Бианки В.В Приключения муравьишки: Сказка Л.: Дет. лит.,1989Рис. Е.Чарушина.
- Бианки В.В. Лесная газета. Л.: Дет.лит., 1990.художник В.Курдов
- Бианки В.В. Первая охота: Рассказы Л.: Дет. лит., 1975. ил.Рис.Е. и Н. Чарушиных
6 . Бианки В.В. Лесные домишки .Москва Издательство «Малыш», 1989Художник Н.Чарушин.-
- Бианки В.В. Кто чем поёт?– М.: Дет. лит., 1983.Рис. Р.Варшамова
- Виталий Бианки «Хвосты»Переиздание. М: Издательство «Художник РСФСР», 1985г. Рисунки Е.И.Чарушина
9.Виталий Бианки «Сова» Москва Издательство «Малыш» 1985 Художник Я.Манухин
10.Бианки В.В. Как муравьишка домой спешил – М.: Детская литература, 1966. – 16 с.: ил.
11.Бианки В.В. Лис и мышонок – Л. Детская литература, 1989. – 16 с.
12. Бианки В.В. Мышонок Пик – Л.: Детская литература, 1989. – 32 с.: ил.
13.Бианки В.В. Терентий – тетерев – М.: Детская литература,1967. – 16 с.: ил.
14. Бианки В.В. Чей нос лучше? – М.: Малыш, 1985. – 12 с.: ил.
15.Аришка- трусишка http://shaltay0boltay.livejournal.com/1117231.html
http:/www.bibliogid.ru/authors/pisateli/bianki.
http://muzbaron.com/downloads.php?cs=5061v4&u=6605290&n=726f1b064e85&a=%D0%92%D0%B5- музыка для игры
http://www.aphorisme.ru/about-authors/bianki/?q=4632биографические сведения
ЭМБЛЕМЫ
ЖЕТОНЫ
Приложение 1
Сказка для инсценирования .
Терентий -Тетерев
А:Жил в лесу Тетерев, Терентием звали.
Летом ему хорошо было: в траве, в густой листве от злых глаз прятался. А пришла зима, облетели кусты и деревья — и схорониться негде.
Вот звери лесные, злые, и заспорили, кому теперь Терентий-Тетерев на обед достанется. Лисица говорит — ей. Куница говорит — ей.
Лисица говорит:
— Терентий спать на землю сядет, в кусту. Летом его в кусту не видно, а нынче — вот он. Я понизу промышляю, я его и съем.
А Куница говорит:
— Нет, Терентий спать на дереве сядет. Я поверху промышляю, я его и съем.
А:Терентий-Тетерев услыхал их спор, испугался. Полетел на опушку, сел на макушку и давай думать, как ему злых зверей обмануть.
Т:На дереве сядешь — Куница поймает, на землю слетишь — Лисица сцапает. Где же ночевать-то?
А:Думал-думал, думал-думал, — ничего не придумал и задремал.
Задремал — и видит во сне, будто он не на дереве, не на земле спит, а в воздухе. Кунице с дерева его не достать и Лисице с земли не достать: вот только ноги под себя поджать, — ей и не допрыгнуть.
Терентий во сне ноги-то поджал да бух с ветки!
А снег был глубокий, мягкий как пух. Неслышно по нему крадётся Лисица. К опушке бежит. А поверху, по веткам, Куница скачет и тоже к опушке. Обе за Терентием-Тетеревом спешат.
Вот Куница первая прискакала к дереву да все деревья оглядела, все ветки облазала, — нет Терентия!К: "Эх, опоздала! Видно, он на земле, в кусту спал. Лисице, верно, достался".
А:А Лисица прибежала, всю опушку оглядела, все кусты облазала, — нет Терентия!
Л:"Эх, опоздала! Видно, он на дереве спал. Кунице, видно, достался".
А:Подняла голову Лиса, а Куница — вот она: на суку сидит, зубы скалит.
Лисица рассердилась, как крикнет:
Л:— Ты моего Терентия съела, — вот я тебе!
А Куница ей:
— Сама съела, а на меня говоришь. Вот я тебе!
А:И схватились они драться.
Жарко дерутся: снег под ними тает, клочья летят.
Вдруг — трах-та-та-тах! — из-под снега чем-то чёрным как выпалит!
У Лисицы и Куницы от страха душа в пятки. Кинулись в разные стороны: Куница — на дерево, Лисица — в кусты.
А это Терентий-Тетерев выскочил. Он как с дерева свалился, так в снегу и заснул. Только шум да драка его разбудили, а то, наверное, и сейчас бы спал.
С тех пор все тетерева зимой в снегу спят: тепло им там и уютно, и от злых глаз безопасно.
Приложение 2
Команда «Бельчата»
М Ш Н К П К |
Команда «Зайчата»
Л С и М Ш Н К |
Приложение 3
.
Приложение 4
Приложение 5
Текст песни«Не дразните собак» муз. Е. Птичкина
1
Не дразните собак, не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек.
И тогда воробьи песенкой разбудят,
А царапать и кусать вас никто не будет.
2
Если очень шуметь около берлоги,
То придется потом уносить вам ноги.
И пчела просто так тоже не пристанет.
Ведь и жалить, и рычать зря никто не станет.
3
Ни к чему обижать бабочку на ветке,
Веселее в лесу от ее расцветки.
Не пугайте жуков с длинными усами,
И поверьте, что жуки вас не тронут сами.
4
Если вам по душе красота земная,
Берегите ее, устали не зная.
Непременно тогда станем мы друзьями,
А про кошек и собак пойте вместе с нам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Биография В.Бианки
Презентация для ознакомления с творчеством писателя. Здесь отражён его жизненный путь и произведения для детей....
Викторина по произведениям В. Бианки.
Данная викторина проводится в 3-4 классах после прочтения проиэведений В. Бианки....
В.В. Бианки "Музыкант" Разработка урока чтения во 2 классе
Тема: Виталий Валентинович Бианки «Музыкант».Цели:познакомить учащихся с произведением В.В. Бианки «Музыкант»;помочь увидеть их простоту, понять глубину содержания;учить плавному чтению целыми с...
Разработка урока чтения и развития речи в 3 классе "В. Бианки. Ёж-спаситель"
Цель: познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки и с его произведением «Ёж-спаситель». Задачи: 1. Формировать умения учащихся выразительно читать, соблюдая знаки препинания. 2. Корригировать и раз...
Урок чтения. В.Бианки "Музыкант".
Конспект урока чтения во 2 классе по программе "Школа России". Тема: В.Бианки "Музыкант"....
Проверочные работы по содержанию "Мышонок Пик" В. Бианки, М. Твен "Том Сойер", "Неслышимка" В. Бианки, творчество К. Паустовского
Вопросы по содержанию произведений: В. Бианки, К. Паустовского, М. Твена. Два варианта вопросов....
В. Бианки. Приключения Муравьишки. Правда и вымысел в сказке В. Бианки.
Цели: знакомство с произведением «Приключение Муравьишки», жизнью и творчеством писателя В. Бианки....