Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся начальной школы
рабочая программа
Работа на конкурс "Самый классный классный"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_programma_ya_poznayu_mir.docx | 509.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный конкурс профессионального мастерства классных руководителей «Самый классный классный»
«Я познаю мир»
учителя начальных классов
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя школа №9»
г. Рославля Смоленской области
Курзиной Светланы Васильевны
Рославль
2020
Содержание программы:
Раздел 1. Пояснительная записка. стр 3
Раздел 2. Содержание воспитательной деятельности. стр 8
Раздел 3. Механизм реализации программы "Я познаю мир". стр 17
Раздел 4. Диагностический материал по изучению класса. стр 26
Раздел 5. Список изученной литературы. стр 37
Раздел 6. Приложение. стр 38
Раздел I.
Пояснительная записка.
"Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда,
когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему.
Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни...
Малейшие изменения в тоне ребенок видит и чувствует,
все повороты вашей мысли
доходят до него невидимыми путями,
вы их не замечаете".
А.С. Макаренко
В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди толерантные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения, проявлять исследовательскую, поисковую активность.
Конкурентоспособность на рынке труда зависит от компетентности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта.
Одна из главных задач современной школы – способствовать формированию и развитию личностных качеств, создавая оптимальные педагогические условия для раскрытия способностей каждого ученика, воспитания порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Воспитательная работа в классе должна быть построена так, чтобы учащиеся могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Решая проблему воспитания и развития детей, важно понимать, что только правильно построенная система воспитательной работы с классным коллективом будет способствовать проявлению активности воспитанников, их желания постоянно узнавать что-то новое. Только системный подход может стать эффективным средством обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя.
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность системы класса, являются: индивидуальность, доброта, дружба, творчество, активность.
Мы вместе с детьми должны проживать и переживать каждый день в школе, соединяя воедино всю многообразную деятельность в сотрудничестве с ними. При этом стараться находить возможность работать творчески. Творческая работа предполагает развитие ребёнка, строится на опережении, на постоянном творческом искании. Не каждому ребёнку дано учиться на хорошо, но быть порядочным человеком может каждый. Организуя любую деятельность ученика, мы должны предусмотреть в ней ситуацию успеха. Только тогда это даст возможность заметить достоинства каждого ребёнка, его исключительность и дать возможность реализовать свои лучшие качества, таланты и склонности.
В начальных классах учитель закладывает азы познания добра и зла, милосердия и сострадания, понятия чувства долга и правил поведения в классе, учебном заведении, на улице и в общественных местах. Здесь ребёнок приобретает первых товарищей, сталкивается с доселе незнакомым понятием – одноклассники. Как воспитать в ребёнке верность дружбе и товариществу, умение жить среди ровесников, ценить дружбу? Для младших школьников большое значение имеют отношения со сверстниками, и в это время открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно-воспитательных целях. Для психологического комфорта ребёнку необходимо ощущать поддержку и одобрение со стороны товарищей, поэтому необходимо прививать ученикам мысль о том, что каждый из них играет важную роль в классном коллективе.
Проводя проблемный анализ первоклассников, я пришла к выводу, что почти все мои ученики имеют слабый уровень социального и эмоционального развития. Многие из них не умеют общаться, выполнять правила поведения, слушать и слышать партнера.
Существует ряд проблем, которые обозначились в результате изучения семей. Сегодняшние родители проявляют низкую осведомленность относительно воспитательных устремлений учителя. Родителей больше интересуют успеваемость их детей и материальная сторона жизни. Результаты анкетирования родителей показали, что современные родители видят в школе не только источник получения необходимых знаний, но место творческой коммуникативной самореализации личности ребенка.
Поиск решения обозначенных проблем я вижу в применении новых инновационных технологий в работе с классным коллективом и родителями, которые предлагают широкий диапазон новых, нетрадиционных форм, приемов и методов воспитательной работы.
Данные проблемы послужили определяющим основанием для создания воспитательной программы. Программа актуальна, так как приносит значительные результаты в плане социализации и благополучия каждого ребенка: формирует у детей социальные навыки поведения, уверенность в себе, понимание своих и чужих чувств, желаний и мнений. Программа организует сотрудничество с семьей, система работы предусматривает участие семьи, как в общих, так и в индивидуальных мероприятиях для родителей.
Цели и задачи программы
Наименование программы: Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся начальной школы (1-4 классы)
Цель программы: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи:
- формировать основы морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недоступном;
- формировать основы нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формировать способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно – оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;
- Развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей.
Срок реализации программы- 4 года ( 1-4 класс)
В основу Программы положены принципы:
- принцип культуросообразности, предполагающий воспитание личности в конкретном обществе, определенной эпохе, данной культуре. Всякий человек должен быть воспитан в соответствии с условиями жизни своего народа, страны, где он живёт;
- принцип заинтересованности, предполагающий право на познание ребёнком заинтересовавших его явлений в более увлекательной и интересной атмосфере;
- принцип творчества - ориентация не только и не столько на результаты творческого поиска сколько на сам процесс творчества;
- принцип самостоятельности, как принцип личного осознания человеком требований не по принуждению, а из стремления лично самосовершенствоваться и делать благо для людей и общества;
- принцип доступности, в соответствии с этим принципом младшим школьникам предлагается оптимальный для усвоения объём информации, который предполагает сочетание полученной информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что улучшает его восприятие. Предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования драматических сцен;
- принцип последовательности, предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления;
- принцип системности, принцип определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет усвоить знания, имеющие отношение к здоровью, в виде целостной системы;
- принцип сознательности и активности, направлен на повышение активности учащихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип выступает в качестве основополагающего при изучении форм поведения и стилей жизни.
На основе данных принципов можно выделить следующие основные направления:
Приоритетные направления развития воспитания школьников
Я – гражданин
Я и нравственность
Я и мой досуг
Я и здоровье
Я и учение
Я и общение
Я и семья
Программа обеспечивает:
- целостность воспитательного процесса на период обучения школьников в учебном заведении;
- системность, целенаправленность и регулярность в воспитательной работе, что повышает уровень развития личности;
- разнообразие форм и методов, формирование у воспитанников толерантности;
- поиск новых путей развития личности школьников
Виды, средства, методы и формы воспитательной работы
В копилке методического инструментария Программы предусмотрено применение следующих методов и средств педагогического воздействия:
- методы стимулирования и развития эмоциональной, духовной и волевой сферы ребёнка;
- здоровьесберегающие методы;
- методы сотрудничества;
- мотивация;
- методы вовлечения в деятельность;
- игровой метод;
- видеометод;
- анализ деятельности и общения;
- практический и ситуационный методы и др.
Основные средства:
- окружающий предметный мир и природный мир
- духовные ценности и богатства малой Родины
- технические средства и наглядность
- мораль
- наука и искусство
- игра и физическая культура
- здоровьесберегающие средства: гигиена, движение, силы природы
- знания и умения
Основные формы деятельности:
- социальное проектирование
- творческие проекты и исследовательские проекты
- беседы, посиделки
- досугово-развлекательные акции (праздники, конкурсы, игры и т.п.)
- ярмарки, выставки
- сюжетно-ролевые игры
- трудовые акции
- спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, дни здоровья и т.п.)
Ожидаемые результаты:
- -активная жизненная позиция школьника;
- -приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;
- -патриотическое и гражданское самосознание;
- -уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;
- -соблюдение народных традиций, любовь к фольклору и народным песням;
- -эмпатическое и толерантное отношение к окружающим;
- -представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.
Раздел II
Содержание воспитательной деятельности
Содержание программы
1 класс « Познай себя» - на первом этапе, где дошкольник - уже школьник, где ведущая деятельность – учёба, в которой происходит узнавание себя, даётся оценка собственным взглядам на окружающих.
2 класс «Научись дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.
3 класс «Коллективная жизнь» - на третьем этапе - умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.
4 класс « В единстве - сила» - на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.
Программа воспитательной работы «Я познаю мир», поможет учителю организовать работу в своём классе в течение четырёх лет. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
Учитывая, что ребёнок, придя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становится познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
Для формирования и развития личности младшего школьника необходимо строить воспитательную работу разносторонне, т.е. использовать основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся.
Направления воспитательной программы:
Направление « Я гражданин» - сфера формирования опыта гражданско-правового поведения, развития социальной компетентности учащихся.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; свобода и ответственность; доверие к людям.
Целевая установка:
Создание условий для патриотического, гражданского и духовно- нравственного воспитания учащихся.
Задачи:
- Формировать у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;развитие интереса к изучению истории родного края, Отечества.
- Формировать чувства гордости за свою Родину, свой край, свое село, свою школу.
- Формировать нравственную, правовую, политическую и экологическую культуры личности.
Формы работы:
- тематические классные часы о Российской истории, Великой Отечественной войне, об истории школы;
- уроки мужества, уроки нравственности, уроки доброты, турниры вежливости;
- участие в акциях «Милосердие», «Подарок ветерану»;
- конкурсы стихов, рисунков, сочинений, поделок;
- поисково-исследовательские проекты.
Знания и умения:
- демонстрируют ценностное отношение к России, своему народу, своему краю,отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению, к родителям, младшим;
- знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, демонстрируют бережное отношение к ним;
- имеют представления о России как государстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- имеют элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры,
- имеют знания о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, школьника.
Направление « Я и семья» - сфера формирования семейных ценностей.
Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших.
Целевая установка: сблизить интересы родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
- организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
- организация психолого – педагогического просвещения родителей через
систему родительских собраний, тематических и индивидуальных
консультаций, бесед;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;
- обучение родителей быть родителем, владеть приёмами воспитания и
взаимодействия с детьми.
Формы работы:
- сбор информации для социального паспорта класса;
- встречи и беседы с членами семьи;
- посещение семей учащихся класса, с целью выявления жилищно-бытовых условий ребёнка;
- составить план работы с родителями;
- совместные родительские собрания;
- индивидуальные встречи с неблагополучными семьями;
- коррекционные занятия с «трудными» учащимися;
- диагностические исследования в классе по разным приоритетным направлениям воспитательной работы.
Знания и умения:
- умеют
- демонстрируют знания семейных ценностей и традиций семьи.
Направление «Я и учение» - сфера обеспечения интеллектуально-познавательной активности.
Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; бережливость.
Целевая установка: оказание помощи ученикам в развитии интеллектуальных способностей и умений, формирование интереса к учёбе.
Задачи:
- Воспитывать у учащихся понимание значимости образования.
- Создавать ситуацию успеха.
- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
Формы работы:
- интеллектуальные марафоны, олимпиады, факультативы, развивающие игры, викторины, тренинги по развитию внимания, мышления;
- система классных часов «Учись учиться»;
- организация познавательных экскурсий;
- индивидуальная работа с неуспевающими учащимися, с одарёнными детьми;
- отчёты об успеваемости на родительских собраниях, классных часах;
- исследовательская деятельность.
Знания и умения:
- демонстрируют ценностное отношение к учебному труду и творчеству;
- имеют навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- имеют опыт участия в различных видах познавательной и интеллектуально значимой деятельности;
- умеют применить свои знания в познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Направление «Я и здоровье» - сфера здоровьесбережения учащихся.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
Целевая установка:
Прививать детям понятия здорового образа жизни.
Защищать, сохранять и укреплять физическое и психологическое состояние школьников.
Задачи:
- Пропагандировать здоровый образ жизни.
- Создать условия для свободного развития духовных и физических сил школьников.
- Организовать просвещение обучающихся по вопросам сохранения, развития и коррекции здоровья.
- Формировать культуру безопасности, изучение ПДД.
Формы работы:
- Дни здоровья, спортивные соревнования, походы, экскурсии, спортивные праздники, подвижные игры;
- беседы, классные часы о здоровом образе жизни;
- встречи с медицинским работником;
- изучение правил дорожного движения и основ безопасности жизнедеятельности;
- конкурсы рисунков, сочинений о здоровом образе жизни;
- творческие проекты.
Знания и умения:
- владеют знаниями, умениями и действиями здорового образа жизни;
- демонстрируют действия безопасного жизнеобеспечения.
Направление «Я и нравственность» - сфера формирования нравственных жизненных ценностей.
Воспитание ценностного отношения к нравственности, прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и нравственных ценностях.
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое и этическое развитие; художественное творчество, нравственные нормы, жизненные ценности.
Целевая установка: направлена на обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
- формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания;
- формировать у учащихся осознание значимости нравственного опыта
прошлого и будущего, и своей роли в нём.
Формы работы:
- организация циклов бесед «Уроки нравственности»;
- практикум по культуре поведения;
- классные часы и беседы-диалоги «Правила обязательные для всех»;
- разыгрывание миниатюр;
- обсуждение часто возникающей проблемы «Самооценка как регулятор поведения»;
- дискуссии по нравственной тематике;
- обсуждение жизненных ситуаций: поведение людей в обществе.
Знания и умения:
- демонстрируют ценностное отношение к нравственности, проявляют активность, проявляют нравственные ценности;
- имеют представления об эстетических идеалах и нравственных ценностях;
- активно участвуют в нравственных классных часах и беседах-диалогах;
- умеют применять на практике правила, обязательные для всех;
- имеют опыт участия в разыгрывании миниатюр нравственной тематики;
- умеют применить свои знания в познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Направление «Я и общение» - сфера обеспечения позитивных межличностных отношений.
Формирование культуры общения, межличностных отношений, развитие умения управлять собой, навыки социального общения.
Ценности: эмоции, чувства, рефлексия; симпатия и антипатия; сочувствие, сопереживание, доверие, дружба.
Целевая установка: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения, ориентация школьников на соблюдение нравственных норм и правил поведения людей.
Задачи:
- формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «ученик-взрослый», «ребёнок – родители», «младшие –старшие»;
- формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям, природе, осознание ценности человеческой жизни;
- профилактика вредных привычек, асоциального поведения детей.
Формы работы:
- тематические классные часы;
- индивидуальные консультации;
- досугово - развлекательные проекты (праздники, конкурсы, состязания, игры);
- библиотечные уроки, праздничные концерты, дискусси, встречи с интересными людьми;
- социальные проекты;
- экологические акции, трудовые операции;
- экскурсии в музей, на места работы родителей;
- выездные мероприятия (концерты, театр, выставки);
- видео-уроки;
- знакомство с детскими социальными порталами и сайтами;
- туристические походы, экскурсии.
Знания и умения:
- имеют представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- имеют нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- проявляют неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- демонстрируют способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- имеют представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека.
Направление Я и досуг» - сфера обеспечения культурных ценностей.
Воспитание этических понятий, развитие эстетических умений и индивидуальных способностей учащихся во внеурочной деятельности.
Ценности: памятные даты, досуг, этика, эстетика, культурные ценности, интересы.
Целевая установка: создание благоприятных педагогических, организационных, социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого ученика в коллективе.
Задачи:
- формирование культурных ценностей и интересов,
- организация детского самоуправления,
- воспитание активной жизненной позиции учащихся,
- стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством классного руководителя,
- воспитание ответственности за порученное дело,
- формирование этических понятий и здорового общественного мнения ребят.
Формы работы:
- классные собрания, соревнования, дежурство по классу, рейды по проверке учебников, дневников и тетрадей;
- проведение праздников совместно с родителями;
- работа актива, выполнение поручений (командир класса, физорг, затейник, цветовод и др.).
Знания и умения:
- демонстрируют ценностное отношение к общественной деятельности, проявляют активность, трудолюбие, ответственность и инициативу;
- имеют навыки творческого сотрудничества со сверстниками (организация коллективной познавательной деятельности, взаимопомощи в учёбе и творчестве и т.д.);
- активно участвуют во всех общественных делах, в срок выполняют общественное поручение;
- умеют организовать участие всех членов команды (сотрудничество на равных началах, на равных основаниях при выполнении общих задач);
- имеют опыт участия в различных видах социально-значимой деятельности;
- умеют применить свои знания в познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
При планировании воспитательной работы в классе классный руководитель должен учитывать все направления, но также он может одно направление взять за основу, а остальные будут являться его дополняющими.
Я взяла за основу направление "Я - гражданин".
Сегодня образовательные учреждения взяли курс на духовно-нравственное воспитание, который должен привести к новому качеству воспитания. Но, что стоит за словами – новое качество воспитания? За этими словами стоит иной подход к содержанию воспитания.
В первую очередь, это идея формирования базовой культуры личности, культуры жизненного самоопределения: экономической и политической, демократической и правовой, нравственной и экологической, художественной и физической, культуры семейных отношений.
Формируя базовую культуру личности младшего школьника, классному руководителю необходимо создать широкое информационное поле для усвоения базовых культурных начал.
Во-вторых, совместно с учащимися необходимо заниматься поиском нравственных образов духовной культуры и выработкой на этой основе своих собственных ценностей, норм и законов жизни, формирующих активную личную позицию школьника.
В-третьих, формирование культуры личности предполагает воспитание человека с твёрдыми убеждениями, демократическими взглядами и твёрдой жизненной позицией.
В-четвёртых, целью воспитательной работы является не проведение самого мероприятия, не формы и методы, а сам ребёнок, его склонности и интересы, отношение к жизни и к самому себе.
В-пятых, идеи успешности процесса воспитания будут выглядеть смешно, если они не будут строиться на добровольности участия учащихся в воспитательном мероприятии. Принудительный воспитательный процесс ведёт к моральной деградации учащихся.
Детей нельзя обязать «воспитываться». Свободная воля проявляется, если классный руководитель в воспитании опирается на интерес, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга, творчество.
В конечно итоге, главная идея воспитания состоит в том, чтобы подготовить человека к трём важным ролям жизни – гражданина, работника, семьянина.
Ученики проводят в учебном здании большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, участие детей в олимпиадах, марафонах, занятия младших школьников в группах продлённого дня во внеурочное время – всё это требует разрядки. Для этого необходима интересная и необычная внеклассная работа, которая будет способствовать развитию личности.
Раздел III
Механизм реализации программы «Я познаю мир».
«Надо видеть себя в детях,
чтобы помочь им стать взрослыми;
Надо принимать их
как повторение своего детства,
чтобы совершенствоваться самому;
Надо, наконец, жить жизнью детей,
чтобы быть гуманным педагогом.»
Ш.Амонашвили.
Создание среды, благоприятствующей духовно - нравственному воспитанию и развитию учащихся, является важнейшей задачей деятельности нашей школы.
К числу приоритетных условий относим:
Создание воспитывающей среды, культуры общения, школьных традиций, воспитательного пространства (встречи с интересными людьми, благотворительность, шефство и т.д.), информационно-просветительская среда (художественная литература, видеотека (мульфильмы, видеосказки), аудиопродукция и др.).
Организация подпространства: школьная библиотека, наличие в школьных рекреациях и коридорах, классных комнатах государственной символики, стендовых материалов по истории школы, города Рославля, условия для проведения праздников, позволяющие учащимся:
- изучать символы российской государственности и символы родного края; историю школы, города, области; приобщаться к школьным традициям и традициям своего народа;
- осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами; эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; ценности здорового образа жизни.
Для организации такого пространства согласовываются усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: педагогического коллектива, семьи, органов детского самоуправления, социума. Связи, устанавливаемые для реализации программы:
-внутренние: школьный библиотекарь, школьные кружки, секции, внеурочная деятельность, внеклассная деятельность;
- внешние: Центральная городская библиотека, детские библиотеки города Рославля, краеведческий музей, школьный музей, ДК Ростислав, школьная библиотека,общественные организации города: "Пожарная часть», выставочный зал, развлекательный комплекс "Фабрика".
Примерное учебно-методическое планирование.
Направление "Я - гражданин"
Месяц | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Сентябрь | Кл. час "С чего начинается Родина" | Праздник "Родина любимая моя" | "С любовью к России" | Викторина "Моя Родина" |
Октябрь | Экскурсия "Люблю тебя, мой Рославль" | Заочное путешествие "Чем богата наша Родина" | "Быт и праздники русского народа" | Экскурсия "Милые сердцу места" |
Ноябрь | Фото выставка "Мой любимый город" | "Фольклор родного края" | "Живем в мире и согласии" | Конкурс сочинений "Я - человек и гражданин" |
Декабрь | Игра - викторина "знаю ли я свою страну" | Кл. час " История моего города" | Беседа "Символы Российского государства" | Кл. час "Ими славен наш край" |
Январь | Кл. час "Города и села России" | "Газетное слово о жизни в мире" | "Моя малая родина - Рославль" | "Что значит быть счастливым в своей стране?" |
Февраль | Утренник "Служу России" | "А ну-ка, мальчики!" | "Рыцарский турнир" | Игровая программа "Папа и я" |
Март | Утренник, посвященный 8 Марта. | "А ну-ка, девочки!" | Мисс Весна | Конкурсная программа "Мама и я" |
Апрель | "Человек - хозяин природы" | "Праздник русской березки" | Беседа "И вот он дом, в котором мы живем" | Кл. час "Природоохранные традиции России" |
Май | Утренник "Давно закончилась война" | Встреча с ветераном "О чем рассказал орден?" | Кл.час "Поговорим о земляках!" | Игра - викторина "Сохраним нашу Землю голубой и зеленой!" |
Направление " Я и нравственность"
Месяц | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Сентябрь | "Город, в котором ты живешь" | Конкурс рисунков "Осенние зарисовки" | КТД "Школа - наш дом, будь хозяином в нем" | Урок мира "С любовью к России" |
Октябрь | "Золотое сердце учителя" | "Моя любимая учительница" | "Мой учитель лучше всех" | "Самая классная классная" |
Ноябрь | "Законы класса" | Конкурс фотографий "Чудесная пора - очей очарованье" | "История школы в лицах и фактах" | Для чего нужна религия? |
Декабрь | "Ваши права, дети" | "Российская Конституция - основной закон твоей жизни". | "Прикоснуться к вечности" | Конституция - основной Закон государства |
Январь | "Волшебные слова" | "О поступках плохих и хороших" | "Имею право" | "Ваши права и обязанности, дети" |
Февраль | "Если добрый ты" | "Без друзей меня чуть-чуть" | "Аты-баты, шли солдаты" | О дружбе, доброте и отзывчивости |
Март | "Мой дом - моя крепость" (о нравственных основах семьи) | В гостях у минуток. | "Что значит быть хорошим сыном и дочерью" | "Модель выпускника начальной школы" |
Апрель | ||||
Май | "Лучше деда друга нет" | " С любовью к бабушке" | "Чем сердиться лучше помириться" | Подвигу народа жить в веках. |
Направление " Я и учение"
Месяц | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Сентябрь | «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!» | «Путешествие по рекам, странам, городам» | Игра «Что нам стоит дом построить» | Игра-викторина «Традиции русского народа» |
Октябрь | «Путешествие в библиотечную страну | Кл. час «В песне душа народа» | Литературная гостиная в городской библиотеке. | Конкурс веселых математиков |
Ноябрь | Урок-исследование «Во саду ли, в огороде» | Внеклассное занятие «Как хорошо уметь считать» | Игра-исследование «Больше-меньше | Игра «Слабое звено» |
Декабрь | Праздник поэзии | Игровая программа «Огонек» | КВН по русскому языку | Литературный ринг «Смеяться , право, не грешно над тем, кажется смешно» |
Январь | Час загадок и отгадок | Устный журнал «И вот сама идет волшебница-зима» | Экскурсия «Встреча с прекрасным» | КВН «Волшебный мир» |
Февраль | Кл. час «Животные родного края» | Ролевая игра «Мистер ИКС- званый гость» | «Путешествие по стране Геометрии» | Литературный праздник «А как у Вас говорят?» |
Март | Предметно-тематический праздник «5+5» | Путешествие по сказкам» | Кл. час «В гостях у дедушки Корнея» | Олимпиады по предметам |
Апрель | Внеклассное занятие «На лесной поляне» | «Желтый, красный, зеленый»- игра-путешествие | Устный журнал «У лукоморья» | КВН по русскому языку |
Май | Урок-презентация «В гостях у русских умельцев» | Экскурсия «Ищем клад» | «Вечер веселых вопросов и ответов» | Литературное лото«Что за прелесть эти сказки!» |
Направление "Я и семья"
Месяц | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Сентябрь | «Я, ты, он, она- вместе-целая страна!» | Подготовка материалов к проекту «Моя родословная | Проведение совместно с родителями экскурсии «Улицы родного города» | Классный час «Пойми меня правильно» |
Октябрь | Беседа «Дорогие мои старики» ( ко Дню пожилого человека) | Исследовательская работа «Моя родословная» | Участие в акции «Ветеран живет рядом» | «За что уважают в семье и обществе?» |
Ноябрь | Организация экскурсии в городскую библиотеку. | Конкурс рисунков «Кем работает моя мама?»( ко Дню матери) | Кл. час «Самые дорогие для нас слова : «Мама, Родина, мир» | Кл. час «Я песню милой маме пою» |
Декабрь | «Что означает моё имя?» | Устный журнал «Загляните в семейный альбом» | Беседа «Что означает моя фамилия?» | Кл. час «А у нас в семье» |
Январь | Беседа «Новый год в моей семье» | Беседа «Семья- это семь «Я» | Устный журнал «Семейные ценности» | Анкетирование «Главное в семье- это…» |
Февраль | Конкурс рисунков «Кем служил мой папа?» | «Папа, мама, я- спортивная семья» | Поисковая операция «Как образовалась моя семья» | Посещение краеведческого музея |
Март | Подготовка открыток для мам, бабушек , сестёр | Утренник для мам «Мамин день» | Встреча с бабушками и мамами «Как трудно быть мамой» | Устный журнал «История одного ордена ( медали)» |
Апрель | Организация с родителями похода в посадку. | Организация экскурсионной поездки в Смоленск | Семейные посиделки «Мы за чаем не скучаем | Семейный вечер «Классный звездопад» |
Май | Заочное путешествие «В семью детского писателя». | Организация с родителями похода по местам семьи | «Во имя любви» ( Ко Дню семьи, любви и верности) | Праздник «Прощание с начальной школой» |
Направление "Я и мой досуг"
Месяц | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Сентябрь | Игры «Мой веселый, звонкий мяч!» | Праздник «Учебный день, которого нет в расписании» | Урок знаний «Звездный час» | "Здравствуй, 4 класс!» | |
Октябрь | Утренник «Здравствуй, осень!» | Конкурс поделок из природного материала | Кл. час «Наполним музыкой сердца» | Мисс «Осень» | |
Ноябрь | «Герои любимых мультфильмов» | Выпуск газеты «Мои любимые игрушки» | Кл. час «Мир моих увлечений» | Поездка в исторические места города | |
Декабрь | Утренник «Здравствуй, Новый год!» | «Гостиная деда Мороза» | Праздник- репортаж «Встреча Нового года в разных странах» | Новогоднее представление «Цирк, цирк..» | |
Январь | Праздник «Азбука, прощай!» | Зимние праздники «Рождество. Святки. Крещение» | «Путешествие по телепередачам» | Кл. час «Как на масляной неделе» | |
Февраль | Праздник «Папа может» | «Строим снежный город» | День святого Валентина | Спортивная игра «Дослужись до генерала» | |
Март | Праздник девочек и мам | Праздник «В светлый день 8 марта» | Экологический КВН | Игровая программа «А ну-ка, подружки!» | |
Апрель | Кл. час «Мы весну встречаем» | «Полюбуйся, весна наступает» | Праздник «Чаем угощаем» | Весенние народные праздники | |
Май | «Стали мы на год взрослее!» | Игровая программа «Здравствуй, Лето!» | Познавательная программа «В гостях у тети Кошки!» | Утренник «До свиданья, начальная школа!» |
Направление "Я и здоровье"
Месяц | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Сентябрь | День здоровья | День здоровья (поход) | День здоровья (поход) | День здоровья (поход) |
Октябрь | Игры на свежем воздухе «Веселые старты» | Кл. час «Режим дня» | Кл. час «Здоровье сгубишь- новое не купишь» | Беседа «Азбука безопасного поведения» |
Ноябрь | Утренник «Что такое хорошо и что такое плохо» | «История возникнове-ния Правил дорожного движения» | «Тормозной путь автомобиля» | Кл. час «Привычки, которые мешают нам жить» |
Декабрь | «Дорога и её главные составные части» | Праздник «В гостях у Мойдодыра» | Кл. час «История олимпийских игр» | Игра-викторина «Почему важно не забывать о гигиене» |
Январь | Зимние игры на свежем воздухе | «Дорожные знаки и их виды» | Беседа «Меры безопасного поведения покрытых льдом» | «Сигналы светофора с дополнительными секциями» |
Февраль | «Знакомство с дорожными знаками» | Игры-состязания «Богатырская сила наша» | Беседа «Жизнь прожить- не море перейти» | Турнир «Богатырская сила» |
Март | Игра –путешествие с Карлсоном «Наше питание» | Беседа «Сигналы, подаваемые водителем» | Беседа «Что такое перекрёсток?» | Встреча с медсестрой «Генномодифицированные продукты и их влияние на организм человека» |
Апрель | Беседа «Мы-пассажиры!» | Устный журнал «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!» | «Веселый урок здоровья» | Игра-викторина «Наша Универсиада» |
Май | «Наши верные друзья. Светофор и его сигналы» | «Правила перехода улиц и дорог» | Спортивный праздник «Народные игры» | Беседа «Причины несчастных случаев» |
Направление "Я и общение"
Месяц | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Сентябрь | «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!» | Кл. час «Чтение- вот лучшее учение» | Кл. час «Дружба крепкая» | Кл. час «Встречают по одежке, провожают по уму» |
Октябрь | Кл. час «Правила поведения в школе» | Игра-викторина «Мои четвероногие друзья» | «Правила поведения в транспорте» | Беседа «Мир моих увлечений» |
Ноябрь | Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо» | «Ярмарка талантов» | Путешествие в страну «Именинник» | Кл. час «Поговорим о наших мамах» |
Декабрь | Праздник «Откуда берутся грязнули?» | Беседа «Спешите делать добро» | Концертное представление «Я и мои таланты» | Час доверительного разговора «Моё «хочу» и «надо» |
Январь | Кл. час «Ежели вы вежливы…» | Музыкальная гостиная «Времена года» | Круглый стол «Поговорим о вежливости» | Урок благотворительности «Кому нужна моя помощь?» |
Февраль | Беседа «Слово огорчает, веселит, утешает» | Кл. час «Делу- время, потехе-час» | Беседа «Считаете ли вы себя культурным человеком» | Устный журнал «Мы в ответе за тех, кого приручили» |
Март | Доверительная беседа- «Друг- это..» | Праздник «Мамочка, милая мама» | Конкурс «Коса-девичья краса» | Кл. час «все работы хороши» |
Апрель | Ролевая игра «Разговор о честности» | Экологическая беседа «Человек- хозяин природы» | Кл. час «Праздник –проказник» | Игра-викторина «Мы- девочки, мы- мальчики!» |
Май | Игра-путешествие «На волшебном поезде» | Утренник «Праздник цветов» | Познавательная программа «Скуку, лень из жизни вон» | Кл. час «Благодарность- это…» |
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- участие в управлении учебно-воспитательным процессом.
Формы работы с семьёй по данным направлениям содержатся в предлагаемой ниже таблице, которые предполагают создание условий для организации взаимодействия и сотрудничества с родителями в соответствии с запросами и уровнем просвещённости конкретного родительского коллектива.
Взаимодействие классного руководителя с родителями
Основные направления | Формы работы с семьёй |
психолого - педагогическое просвещение родителей | родительские университеты |
индивидуальные и тематические консультации | |
тренинги | |
родительские собрания | |
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс | дни творчества |
открытые уроки и внеклассные мероприятия | |
помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса | |
шефская помощь | |
участие в управлении учебно-воспитательным процессом | участие родителей класса в работе родительского комитета |
участие в работе общественного совета школы (Управляющий совет и др.) |
Калейдоскоп родительских собраний (по классам)
Класс | Тематика |
1 |
«Как помочь ребенку в учебе» // КР – 2006, |
2 |
«Значение воображения в интеллектуальном развитии ребенка» //Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1-4 классы |
3 |
«Семья и школа – партнеры в воспитании ребенка» |
4 |
«Об упрямстве и капризах» |
ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Диагностические мероприятия
Диагностические мероприятия в рамках реализации Программы предусматривают изучение личностных качеств обучающихся, уровень развития коллектива, межличностного общения и использование полученных результатов для создания условий, способствующих решению поставленных задач.
Возможные формы: устный и письменный опрос, беседа, наблюдение, тестирование, анализ детского творчества, анкетирование, проигрывание ситуаций, метод экспертов и др.
Условия проведения:
- учёт возрастных особенностей детей;
- использование различных методик в оптимальное для подобной работы время.
Мониторинговые мероприятия
Мониторинг включает в себя оценку краткосрочных и долгосрочных результатов работы по реализации идей Программы и через показатели «прироста» дает возможность увидеть эффективность работы педагога.
Мониторинг решает следующие задачи:
- определение интегративных показателей деятельности школьников и учителя;
- определение результатов работы и условий, обеспечивающих их достижение;
- анализ информационных показателей мониторинга, с целью определения тенденций и уровня эффективности педагогической деятельности;
- выявление проблем и их своевременное решение.
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПО КЛАССАМ
1класс
Задачи: уровень развития ребенка; изучить семьи учащихся (уклад жизни семьи, традиции и обычаи, ценности, стиль взаимоотношений).
№ | Содержание диагностической работы | Формы, методики | Ответственный |
1. | Знакомство с ребенком и его семьей | Беседа, анкетирование | Кл.рук-ль |
2. | Готовность ребенка к школе: а) психологическая; б) социальная | Наблюдение, беседа, графич. и рисуночные тесты | Психолог, кл. рук-ль |
3. | Изучение личности ребенка: а) уровень физического развития; б) мотивационная сфера; в) уровень воспитанности | Анкета для родителей, наблюдения, беседы. Методики «Если бы ты был волшебником», «Загадай желание». Методика Н.П. Капустиной. | Кл.рук-ль |
4. | Уровень адаптации к школе | Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе (авторы В.И. Чирков, О.Л. Соколова, О.В. Сорокина) заполняется родителями, наблюдения, рисуночный тест | Психолог, кл. рук-ль, родители |
5. | Уровень комфортности в школе | Индивидуальные беседы с учащимися, методика «Градусник», интервью «Волшебный мир» | Кл.рук-ль |
6. | Уровень социального благополучия учащегося | Наблюдения | Кл.рук-ль |
7. | Изучение отношений в коллективе и положение в нем каждого учащегося | Методики «Солнце, дождик, тучки», «Космическое путешествие», «Урок физкультуры», социометрия.. | Кл.рук-ль |
2-3 классы
Задачи: изучить личностное развитие каждого ученика; изучить уровень развития коллектива.
1. | Изучение личности учащихся: а) уровень воспитанности; б) мотивация учебной деятельности; в) интересы, склонности; г) эмоционально - волевая сфера; д) самооценка. | Наблюдение, анкетирование родителей Анкета (автор Н.Г. Лусканова), методики «Золотая рыбка», «Незаконченное предложение» «Цветик - семицветик», «Мои любимые уроки», «10 моих -Я», анкетирование родителей Методика «Что у меня на сердце» Методика «Лестница» | Кл.рук-ль |
2. | Изучение межличностных отношений: а) выявление лидера (2 класс); б) определение уровня комфортности, тревожности каждого ребенка в коллективе; в) изучение духовно- нравственной атмосферы в классе | «Пьедестал», графические тесты, «Я- позиция», социометрия, «Круги на воде» 2 класс - «День рождения», «Приглашение в гости»; 3 класс – «Дом в котором я живу», графический тест «Психологическая атмосфера в коллективе» Игра « Магазин» | Психолог, кл. рук-ль |
4 класс
Задачи.
Определить: динамику развития коллектива; уровень развития самоуправления; сформированность межличностных отношений; степень удовлетворенности своим коллективом.
1. | Изучение личности учащегося: а) учебная мотивация; б) уровень воспитанности | «Ассоциации», сочинения на тему «Мой любимый предмет», «Мое любимое занятие», «Мой самый грустный (счастливый) день в школе», «Что я думаю о моей учебе», «Мои школьные трудности», анкетирование (определение уровня школьной мотивации), «Номинация» Методика Н.П. Капустиной | Психолог, кл. рук-ль |
2. | Уровень развития коллектива: а) развитие самоуправления; б) межличностные отношения; в) удовлетворенность своим коллективом | «Необитаемый остров», «Портретная галерея», социометрия «Продолжи предложение», «Звезда», «Мой круг общения» (автор Т.Ю. Андрущенко), методика регистрации социальной активности ребенка (автор Р.В. Овчарова) «Какой у нас коллектив», «Самые памятные события в класе» | Психолог, кл. рук-ль |
СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и методики:
- педагогическое наблюдение
- использование методов специальной диагностики
- тестирование
- микроисследования
- анкетирование
- анализ детского творчества и др.
Раздел Iv
Диагностический материал по изучению класса:
Результаты сформированности регулятивных УУД за 2019-2020уч.год
Используемый диагностический материал: методика "Корректурная проба" (Буквы).
Метод: письменная работа.
Начало учебного года.
Класс | Кол-во диагностируемых | Высокий | Средний | Низкий | |||
Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | ||
2Г | 20 | 5 | 25% | 8 | 40% | 7 | 35% |
Конец учебного года.
Класс | Кол-во диагностируемых | Высокий | Средний | Низкий | |||
Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | ||
2Г | 20 | 7 | 35% | 9 | 45% | 4 | 20% |
Из таблицы видно, что ребят с высоким уровнем сформированности регулятивных УУД стало на 10% больше. Количество обучающихся с низким уровнем уменьшилось на 15%. Наблюдается положительная динамика.
Результаты сформированности личностных УУД за 2019-2020уч.год
Используемый диагностический материал:
Методика на определение самооценки "Лесенка" ( К. Леонгарда).
Анкета по оценке уровня мотивации ( Н. Г. Лусканова).
Метод: тестирование.
"Лесенка" (начало)
Класс | Кол-во диагностируемых | Высокий | Средний | Низкий | |||
Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | ||
2Г | 20 | 9 | 45% | 8 | 40% | 3 | 15% |
"Лесенка" ( конец)
Класс | Кол-во диагностируемых | Высокий | Средний | Низкий | |||
Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | ||
2Г | 20 | 8 | 40% | 12 | 60% | 0 | 0 |
Видим, что самооценка у ребят повысилась: результаты среднего уровня увеличились на 20%. С низким уровнем самооценки к концу 2 класса не осталось никого.
Уровень учебной мотивации (начало)
Класс | Кол-во диагностируемых | Высокий | Средний | Низкий | |||
Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | ||
2Г | 20 | 6 | 30% | 9 | 45% | 5 | 25% |
Уровень учебной мотивации на конец учебного года
Класс | Кол-во диагностируемых | Высокий | Средний | Низкий | |||
Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | ||
2Г | 20 | 7 | 35% | 9 | 45% | 4 | 20% |
Количество ребят с высоким уровнем учебной мотивации увеличилось на 5%, а ребят с низким уровнем стало на 5% меньше.
Результаты сформированности коммуникативных УУД за 2019-2020уч.год
Используемый диагностический материал:
Методика "Узор под диктовку" (Цукерман).
Задание "Рукавички" ( Цукерман).
Метод: наблюдение, рисунок в паре, тестирование.
"Узор под диктовку" (начало)
Класс | Кол-во диагностируемых | Высокий | Средний | Низкий | |||
Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | ||
2Г | 20 | 8 | 40% | 6 | 30% | 6 | 30% |
"Узор под диктовку" (конец)
Класс | Кол-во диагностируемых | Высокий | Средний | Низкий | |||
Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | ||
2Г | 20 | 8 | 40% | 8 | 40% | 4 | 20% |
Из таблицы видно, что ребят со средним уровнем сформированности коммуникативных УУД стало на 10% больше. Ребят с низким уровнем стало на 10% меньше. Наблюдается положительная динамика.
Оценка уровня воспитанности проводилась по методике Н.А. Капустиной 2019-2020 учебный год.
Цель обследования:
- изучение результатов и эффективности воспитательного процесса;
- получение информации об уровне воспитанности отдельных обучающихся и класса в целом;
- содействие личностному развитию обучающихся, побуждение их к дальнейшему саморазвитию.
Класс | Кол-во диагностируемых | Высокий | Средний | Низкий | |||
Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | ||
2Г | 20 | 7 | 35% | 7 | 35% | 6 | 30% |
Результаты мониторинга удовлетворенности обучающихся качеством
образовательных услуг.
Цель мониторинга - повышение эффективности и качества учебно-воспитательного процесса в школе.
С 16 ноября по 26 декабря 2019 года было проведено анонимное анкетирование.
Методика А.А.Андреева
Обучающие 2 класса отметили:
Вопросы | Чел. | % | |
1. | Иду в школу с радостью. | 12 | 60% |
2. | К учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. | 20 | 100% |
3. | Считают, что в школе созданы все условия для развития способностей учеников. | 13 | 65% |
4. | Считают, что школа по-настоящему готовит к самостоятельной жизни. | 14 | 70% |
5. | На летних каникулах скучают по школе. | 12 | 60% |
Методика "Дружный класс"
Вопрос | 2018-2019 | 2019-2020 |
1. Умение внимательно слушать и слышать, не перебивая и не отвлекаясь. | 7% | 19% |
2. Уважительное обращение друг к другу, без резких выкриков, обзывания, кличек. | 3% | 31% |
#1057;тремление разобраться в проблеме или теме, не игнорируя неясные места, расспрашивание, уточнение, демонстрирование живого интереса. | 10% | 24% |
4. Готовность принять и дать совет, предложение. | 9% | 57% |
5. Умение хвалить, соглашаться, утешать. | 30% | 60% |
6. Благожелательность друг к другу. | 35% | 52% |
7. Уважение личности друг друга, общение без подавления, угроз, без осуждения и критики. | 25% | 63% |
8. Умение сопереживать, не обвиняя и не упрекая. | 25% | 44% |
9. Стремление поддержать друг друга, подбодрить. | 32% | 51% |
10. Признание права каждого быть самим собой. | 50% | 70% |
В таблице указана % от общего количества обучающихся, ответивших положительно на поставленный вопрос.
Воспитательная работа находится на хорошем уровне и дает положительные результаты.
Критерии и показатели оценки ожидаемого результата
Личностные критерии
Здоровье | -динамика заболеваемости - отношение к вредным привычкам(%) - занятость в секциях и участие в спортивных делах - комфортность самочувствия на уроке, в классе и школе |
Познание | -проявление интереса к знаниям - расширение кругозора - повышение престижности хорошей учёбы - желание посещать дополнительные занятия по предметам, кружки |
Процессуальные критерии
Достижения учащихся класса | -участие в различных мероприятиях в классе и школе - участие в олимпиадах, НПК - творческий подход к делам |
Жизнелюбие | -желание помочь другим - оптимизм - доброжелательное отношение к людям - разносторонние интересы - ответственность за свои поступки |
Уровень воспитанности в классе
Цель: Определить уровень воспитанности в классе.
Стержневые качества личности:
#1090;рудолюбие
#1101;рудиция
#1087;рилежание
#1086;тношение к природе
#1101;стетические вкусы
#1085;равственные качества
#1089;амовоспитание.
Уровень воспитанности определяется бальной системе оценки:
«1» - качество не проявляется.
«2» - проявляется редко.
«3» - качество проявляется почти всегда, но под воздействием учителя, родителей.
«4» - качество проявляется почти всегда, но не стало потребностью учащихся, требуется контроль со стороны взрослых.
«5» - качество проявляется всегда, иначе учащийся поступить не может.
Карта воспитанности
Оценка | Стержневые качества личности | |||||
Трудолюбие | Эрудиция | Прилежание | Эстетические вкусы | Нравственные качества | Самовоспитание | |
"3" | ||||||
"4" | ||||||
"5" |
Результат воспитательной работы:
Показатель уровня воспитанности обучающихся ( с 2018 по 2020) остается стабильно высоким. Воспитание чувства патриотизма, трудолюбия, уважительного отношения к себе у младших школьников дает положительные результаты. Любознательность, трудолюбие практически остаются стабильными, что является показателем успешной воспитательной работы.
За истекший период достигнут высокий уровень педагогического воздействия в системе " школа ( классный руководитель) - ученик - семья". Интерес к внеурочным мероприятиям ( экскурсионным маршрутам) проявляется не только у обучающихся, но и у их родителей, которые с удовольствием ездят вместе с нами и помогают в организации и проведении внеклассных мероприятий, экскурсионных поездок.
Занимаясь в разных учреждениях города, ребята получают призовые места на различных уровнях. Рысева Дарья в 2019 году получила Диплом лауреата 2-й степени в международном фестивале "Звезды нашего времени".
Награждены похвальным листом в 2019-2020 учебном году
Пудовинников Алексей
Пырышева София
Копков Максим
13 ребят учатся на "хорошо" и "отлично".
Учащиеся принимают активное участие в жизни школы. За 2019-2020 учебный год у класса 13 грамот за олимпиады и конкурсы, которые проходили на учебной образовательной платформе 6 грамот за участие в Декаде знаний "Память сердца". В период дистанционного обучения приняли участие в школьной патриотической онлайн - акции "Мы помним.."(чтение стихов на камеру, изготовление открыток, рисунки)
Заключение.
Уверена, что путь к сердцу ребенка можно проложить на основе искренности, взаимопонимания, взаимодоверия. Любая педагогическая система может быть воплощена в жизнь при одном главном условии: необходимо любить детей и принимать их такими, какие они есть, защищать их любовью просто за то, что они - дети.
Идут дни, месяцы, годы, но дети всегда остаются детьми, и наша задача - быть им другом, раскрыть их души, помочь вырасти настоящими людьми!
Список изученной литературы.
- Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005. – №4.
- АкутинаС.П.. Формирование нравственных ценностных ориентаций учащихся. Программа занятий со школьниками./ Научно-методический журнал «Классный руководитель» - №3. – С. 5-24.
- Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. М.: Вита-Пресс, 1995.
- Воспитание школьников, научно- методический журнал, №10, 2006 год, Москва.
- Гаврилова А.В. Проект «Я - гражданин России».//Классный руководитель.-2009, № 5.
- Гуреева О.С. Знать, мыслить, уметь, действовать.//Начальная школа.-2000, № 6.
- Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. – М., 2003.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.- М.: Просвещение, 2009.
- ДереклееваН.И.Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. -М.: ВАКО, 2004.
- Е.Н.Степанов. 4-я лекция «Воспитательная система класса»/ Научно-методический журнал «Классный руководитель» - №4. – С. 5-19.
- Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003.
- Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. – М.,2000.
- Классные часы./Авт.-сост.Максимова Т.Н.-М.: ВАКО, 2009.
- Классный руководитель, журнал №3, 2006год, Москва.
- Настольная книга учителя начальных классов/ Н.Ф.Дик. – Ростов-н/Д: Феникс, 2005.
- Р.А. Курашкина «Программа воспитания школьников».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2010 г.
- Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника.//Классный руководитель.-2010, № 5.
Приложение
Классный час по теме "Мои права и обязанности" ( 3 класс)
Цель: познакомить обучающихся с Конституцией РФ, правами и обязанностями российских граждан.
Задачи: 1) формирование представления о том, что такое Конституция, о правах и обязанностях и их роли в жизни людей;
2) формирование навыков работы с правовым источником;
3) воспитание уважительного отношения к Конституции и ее нормам.
Оборудование: Конституция РФ, плакаты с государственной символикой, выставка книг по теме занятия.
Ход классного часа:
1. Вступительное слово классного руководителя:
Здравствуйте! Ребята, уже давным-давно, еще тысячи лет назад, когда на Земле появились люди, они оказались вынуждены решать очень важные вопросы. Среди них были и такие:
- Что могут делать люди, а что не могут?
- Что они обязаны делать, а что не обязаны?
- На что они имеют право, а на что нет?
Без ответа на эти вопросы жизнь людей была неорганизованной. В ней каждый мог творить то, что хотел, не считаясь с другими. И те отвечали ему тем же. Жизнь людей представлялась как хаос, в котором не были определены правила жизни и организации общества, права и обязанности его членов.
Роль организатора жизни общества приняло на себя государство. Оно стало регулировать жизнь людей, используя для этого законы.
Вопрос к обучающимся: Как вы понимаете значение слова "закон"?
(Высказывания детей)
Учитель подводит итог высказываниям обучающихся:
Закон - это правила, которые устанавливает государство для обеспечения блага всех граждан России. Их должны знать и выполнять все граждане нашей страны. Законы бывают разные, они регулируют разные жизненные ситуации .
2. Конституция РФ.
Классный руководитель:
- А как называется Основной закон, по которому живет наша страна?
- Конституция - это Основной закон государства, по которому мы с вами живем. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником. А в этом году 1 июля граждане нашей страны приняли участие в Общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации.
- Что записано в Конституции? ( Ответы детей.)
- Сегодня мы познакомимся только со второй главой Конституции нашей страны ( а всего их 9). Она называется: "Права и свободы человека и гражданина",
- Как вы думаете, о чем написано в этой главе?
- В этой главе Конституции записаны наши права, свободы и обязанности.
Какие права есть у каждого гражданина нашего государства? ( Ответы детей фиксируются на доске).
- По Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право участвовать в управлении делами государства, право на свободное использование своих способностей для предпринимательской деятельности, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбор профессии, право на отдых, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также много других прав, с которыми вы можете познакомится в Конституции РФ, глава 2. Все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство, гарантируя соблюдение прав и свобод каждого гражданина.
Права ребенка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
- Какие свободы есть у каждого гражданина нашего государства?
- Наши свободы - свобода слова, вероисповедания и совести, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.
По закону все права и свободы не должны нарушать или ущемлять права и свободы других граждан. Например, свобода слова - мы имеем право искать, собирать и распространять информацию, но не имеем право вмешиваться в личную жизнь других людей, разглашать государственную тайну.
- Также у каждого из нас есть обязанности, записанные в Конституции. Как вы думаете, какие это обязанности?
- Наши обязанности - защита Отечества, сохранять природу и окружающую среду, платить законно установленные налоги и сборы.
-А теперь давайте предоставим слово "поисковой " группе нашего класса.
(Выступление поисковой группы о Конституции РФ)
3. Физминутка.
4. Путешествие по сказкам.
- Более подробно познакомиться с некоторыми правами нам поможет народная мудрость - сказки.
- Сейчас мы с вами отправимся в путь по дорогам народных и авторских сказок, попытаемся определить, права каких героев сказок нарушаются, а также выясним, кто из сказочных героев ущемляет права других, если бы они жили по нормам Конституции, которые мы с вами изучили.
Включайте воображение, настройтесь на встречу со сказочными героями. Будьте внимательны!
1) В какой сказке Г.Х.Андерсена нарушено право на личную неприкосновенность? ( "Дюймовочка")
2) В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жилища? ("Три поросенка", "Заюшкина избушка".)
3) У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых, право на труд в условиях, отвечающим безопасности? ( Ш. Перро "Золушка")
4) Кто из сказочных героев пользовался правом на свободное перемещение?
( Баба-Яга, лягушка-путешественница из одноименной сказки В. Гаршина, Карлсон)
5) В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? ( Карабас-Барабас из сказки А. Толстого "Золотой ключик")
6) В какой сказке "хлебобулочный" герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? (Колобок)
7) Кто воспользовался правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и вырастил гигантский урожай? ( Дед из сказки "Репка")
- Продолжая путешествовать по сказкам, мы остановимся еще раз у героев сказки А. Толстого "Золотой ключик, или приключения Буратино". Перед нами три вопроса и три ответа. Соедините стрелками вопрос и правильный ответ.
Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, какое право они нарушили? | Право на образование | |
Папа Карло жил очень бедно, у него не было постоянной работы, потому что он не имел какого права? | Право на неприкосновенность | |
Буратино продал свою азбуку и не воспользовался каким правом? | Право на труд |
5. Беседа о правах и обязанностях учащихся.
- В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам:
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская федерация устанавливает Федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. ( Комментарий учителя)
- Какие же права есть у вас, школьников? ( Право на образование, право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, право на отдых)
- Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права. но и обязанности. Какие же обязанности у школьника? ( Ответы детей)
Открыты все пути у нас
Без края, без преграды,
Но школьникам сейчас
Пока учиться надо.
Учеба- очень интересный труд,
Нам силу, радость
Знания несут.
К тому же мы прекрасно понимаем:
Кто с детства трудности преодолевает,
Судьбой своей тот управляет.
И тот, кто учится отлично в школе,
Характер закаляет свой и волю.
6. Принятие законов жизни класса ( деловая игра)
- Конституция - Основной закон нашей страны, в нем записаны основные права и обязанности граждан России. У нас в классе есть правила жизни учеников, которые мы приняли с вами еще в первом классе. Давайте вспомним их.
Правила жизни учеников 3 класса
1. Главное: старайся жить так, чтобы людям с тобой было хорошо.
2. Прежде, чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.
3. Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам твоих товарищей.
4. Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения.
5. Старайся прийти на помощь товарищу, не жди пока тебя об этом попросят.
6. Если тебе будет плохо, не спеши обвинять в этом других. Учись терпеть неприятности. Плохое скоро проходит.
7. Дорожи школьной дружбой, цени свой класс и свою школу.
И еще о главном:
ОТНОСИСЬ К ЛЮДЯМ ТАК, КАК ТЫ ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ОТНОСИЛИСЬ К ТЕБЕ
7. Рефлексия
- Что полезного узнали?
- Как называется Основной закон РФ?
- Когда была принята Конституция РФ?
- Какие государственные символы вы знаете?
- Что особенно понравилось, запомнилось?
Классный час
Тема" Россия, устремлённая в будущее".
Цель:
Создание условий для патриотического, гражданского и духовно- нравственного воспитания учащихся.
Задачи:
- Формировать у обучающихся развитие интереса к изучению истории родного края, Отечества.
- Формировать чувства гордости за свою Родину, свой край, свой город, свою школу.
- Формировать нравственную, правовую и политическую культуры личности.
- Формировать любовь к России, к своему народу; к своей малой родине.
Оборудование: воздушные шары, празднично оформленная классная доска, презентация к классному часу.
Ход классного часа
1. Ученик. Если ты с утра проснулся
И увидел за окном:
Все нарядны и с цветами,
И веселья полон дом;
Если видишь: по дороге
Много школьников идет -
Значит, наступила осень,
Начался учебный год.
Учитель.
Вот и закончились летние каникулы. Наступила осень. И мы опять стоим на пороге нового учебного года. Из года в год 1 сентября наша школа приветливо открывает вам свои двери. И сегодня вы вновь собрались все вместе.
1 сентября. В этот день все дороги ведут к школе. Этот день в нашей стране является государственным праздником - Днем Знаний! А почему?
Отмечают этот день все россияне. Наша Родина заботится об образовании и воспитании не только маленьких граждан, но и всех людей. Сегодня новый учебный год начинается в школах, лицеях, колледжах, институтах. Очень важный сегодня день.
-Ребята, я рада вас видеть повзрослевшими, поумневшими. Поздравляю вас с началом нового учебного года и желаю успехов в учебе. Спасибо вам за ваши чудесные цветы. Я очень благодарна родителям за такие букеты.
2. Разгадывание кроссворда.
Учитель. Назовите слова, которые являются для вас самыми родными и дорогими на свете?
Дети. Мама, друг, школа…
Учитель. Да, правильно. И ещё есть одно дорогое слово, о нём мы узнаем, разгадав кроссворд.
#1058;ечёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Река)
#1055;ро какое дерево говорят: «Мёрзнет, дрожит на ветру»? (Осина)
3. Живёт в лесу работник –
Лесной носатый плотник. (Дятел)
4. Вежливое слово из 7 букв. (Спасибо)
5. Место, где лежат карандаши, ручки, ластики. (Пенал)
6. Белые сапожки, зелёные серёжки. (Берёза)
Учитель. Правильно, Ключевое слово Родина. Так что же такое для человека Родина? Что он считает своей Родиной? (Ответы детей)
Учитель. Родина – это дом, в котором мы живём, дом, где ты родился, берёзка у родного порога, место, где жили твои предки. Наверное, всё это и есть Родина!
- Как называется наша Родина? (Россия.)
Учитель: - Скажите, что для каждого из вас Россия, как каждый из вас представляет Россию.
(Ответы детей)
Стихи ( читают дети)
1ученик. Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем.
2 ученик. Что такое Россия? Это жаркое лето,
Когда много цветов на зеленом лугу,
Когда брызги на море жемчужного цвета,
Когда хлеб созревает и косят траву.
3 ученик.
Что такое Россия? Это чудная осень,
Когда в небе, курлыча, летят журавли,
Когда шишки созревшие падают с сосен,
Когда кружатся листья до самой земли.
4 ученик.
Что такое Россия? Это зимняя сказка,
Когда снег серебристый лежит на земле,
Когда мчатся мальчишки с горы на салазках,
Когда виден узор на оконном стекле.
5 ученик.
Что такое Россия? Это полна жизни,
Счастья, бодрости, радости, света весна,
Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет,
Когда лес зашумит, отошедший от сна,
Когда ветер траву молодую волнует,
Когда птицы поют снова в нашем краю.
Я Россию свою, мою землю родную,
Словно мать дорогую, очень нежно люблю!
6 ученик.
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать то слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем уменьшается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок ... и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка -
Это тоже Родина.
( Татьяна Бокова)
Учитель: - Прекрасно, всё , что доброе в вашей жизни и есть Россия!
Викторина.
- А какой самый главный город нашей Родины? (Москва.)
Учитель. – Да, невозможно представить Россию без её главного города, столицы.
- Назовите слова близкие по значению к слову Родина. (Государство, Отчизна, РФ, Россия, страна.)
- Назовите основные символы нашего государства. (Флаг, герб, гимн.)
- Назовите цвета российского флага. (Белый, синий, красный.)
- А что нужно нашей России, чтобы она становилась лучше, красивее, могучее? Ведь не сразу, основываясь на истории нашей Родины, Россия становилась такой, какова она сейчас. Хочу выслушать ваши предположения, предложения. (Открывать предприятия, получать нужные профессии, трудиться.)
- Кто из вас уже догадался, о чем пойдет речь на первом уроке нового учебного года, и объявит тему урока?
Наша страна – Россия.
- Что вы знаете о России?
Россия самая большая страна в мире. Ее территория так велика, что требуется почти неделя, чтобы проехать на поезде от ее западных границ до восточных.
Еще одним интересным географическим фактом про Россию является то, что эта страна единственная в мире омывается сразу 12-ю морями!
1 место в мире по добыче нефти.
Самый большой в мире ледокольный флот.
1 место в мире по количеству телевизионных станций.
1 место в Европе по числу пользователей интернета.
1 место в мире по запасам питьевой воды и лесным ресурсам.
1 место в мире по производству ржи, ячменя, сахарной свеклы, подсолнечника, гречихи, смородины, малины.
Сегодня вы – дети, сидящие за партами, а завтра – вы врачи, музыканты, программисты, учителя, военные, инженеры.
Именно Вам жить в стране будущего. Вы – основа нашего государства.
- России есть чем гордиться, и в нашей стране есть много необычного, что поражает воображение. Семь чудес России удивляют не только приезжих, но и самих жителей России:
озеро Байкал, самое глубокое на Земле;
долина гейзеров в камчатском заповеднике;
знаменитый Петергоф с его чудесными фонтанами;
Собор Василия Блаженного;
Мамаев курган, известный своей древней историей;
Эльбрус – высочайший вулкан на Кавказе;
столбы выветривания на Урале, в республике Коми.
- Сегодня мы живем в мире, где есть практически все, что человек может пожелать. Но так было не всегда. Человечество долго и кропотливо создавало такие условия. Сложно представить, что раньше люди обходились без современных благ цивилизации. Россия, безусловно, является локомотивом прогресса. Каждый человек нашей великой страны должен знать о её достижениях и гордиться ими. Это наше достоинство, наследие и история. Какие достижения России вы могли бы назвать? Имена каких выдающихся граждан нашей страны вы знаете? Чем мы, русские, можем гордиться?
Но какое же самое главное достижение России?
Ответ очевиден. Самое главное достижение России, её гордость и сила – талантливые, любящие свою страну люди.
Дети, а знаете ли вы, что именно сегодня, прямо сейчас, вы работаете над собой, а значит и над благом своей страны. Вы развиваете лучшие качества личности, занимаетесь спортом. Мы с вами будем участвовать в классных, школьных, районных, во Всероссийских, даже может быть в Международных играх, конкурсах. Это на данный момент и является вашим вкладом в строительство Российского государства. Вы и есть Россия, устремленная в будущее.
- Удачи в новом учебном году!
Классный час по теме "Мы знаем о войне, мы помним о войне".
Цель: формирование у детей представления о Великой Отечественной войне, формирование у обучающихся уважения к военной истории России, воспитание патриотизма и чувства гордости за свою Родину.
Задачи:
- формировать представление об истории ВОВ, используя различные виды деятельности ;
- расширять кругозор учащихся;
- учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас;
- развивать восприятие произведений литературы, живописи;
- воспитывать духовно-нравственные и патриотические чувства, гордость за свою страну, за свой народ на примере героических поступков людей в годы войны;
- воспитывать бережное отношение к семейным фотографиям и наградам.
Оборудование: иллюстративный материал и раздаточный материал.
Ход классного часа:
1. Организационный момент.
- На прошлой неделе мы готовились ко многим мероприятиям , которые посвящены очень важной теме. Какой?
Наша школа стала наряднее: рисунки, поделки, выставки книг. Многие из вас участвовали. Сочинения, конкурс стихов, викторина- мне все понравилось, наши дети - молодцы!
2. Актуализация знаний.
- Давайте спланируем, что будем делать на уроке. Прочитайте строки на доске.
В любом краю любой страны
Ребята не хотят войны.
- Подходят ли к нашей теме? О чем эти строки? Давайте выучим их наизусть.
3. Работа по теме урока.
- Когда и как началась ВОВ? Чтение учителем стихотворения.
Было обычное жаркое лето.
Прабабушка мне рассказала об этом
Все отдыхали: кто с мамой на даче,
Кто на реке загорал и рыбачил.
В лагере детском ребята играли,
Горя и бед до поры не видали.
Вдруг грохот раздался,
И все потемнело,
Словно огромная птица взлетела.
Рвутся снаряды,
Огонь полыхает,
Огненный враг на страну наступает.
Гибнут простые, мирные люди.
Кто уцелел никогда не забудет:
От боли стонала родная земля,
Страшное слово узнала - "Война".
Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучая и друзей.
Выразительное чтение стихотворения детьми (раздаточный материал).
- Чем понравилось стихотворение?
4. Физкультминутка.
5. Продолжение работы по теме урока.
- Сколько лет продолжалась война? Это много или мало?
- Когда враги пришли на нашу землю, одним из первых мест ожесточенных боев стала приграничная крепость (объяснить лексическое значение слов).
- Как называлась эта крепость? Рассматривание иллюстраций.
- Защитники крепости не сдались, враг так и не смог захватить крепость, пока люди в ней были живы.
Брестская крепость - крепость-герой.
- Когда немецкие солдаты шли по нашей земле, они делали все возможное, чтобы причинить как можно больше горя и страданий нашим людям.
- Какие беды несла война? Рассматривание иллюстраций.
6. Работа над содержанием текста(раздаточный материал).
Память.
В деревне Клишино стоит памятник воинам. Они погибли в бою за родную землю.
Люди помнят их подвиг. Жители Клишина поставили ограду вокруг памятника. На плите из мрамора написали имена героев. Летом здесь всегда живые цветы. Осенью ребята кладут венки из желтых и красных листьев. Зимой они чистят дорогу к памятнику. На плите зелень елок.
Беседа о памятниках ВОВ в городе Рославле и на всей нашей земле.
7. Итог классного часа.
- Наша задача - беречь мир, чтобы не убивали людей, не гремели выстрелы, не лилась человеческая кровь. Небо должно быть голубым, солнце ярким, добрым и ласковым, жизнь людей - безопасной и счастливой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6 II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...
Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание ответственного, инициативного и компетентного граждан...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся MБОУ «Лицей №121» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного станд...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Данная программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника....
ПРОГРАММА духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования "В мире добра"
Цель программы: создание максимально благоприятных условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.Задачи: 1. Создать ма...
ПРОГРАММА духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования "В мире добра"
Цель программы: создание максимально благоприятных условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.Задачи:Создать максимально благоприятных услови...
Реализация программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального...