Родительское собрание "Способы и решения конфликтных ситуаций в семье"
методическая разработка (4 класс) на тему
В интересной форме проходит рабочее родительское собрание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 28.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Токурская СОШ»
Общешкольное родительское
собрание.
«Способы и решения конфликтных
ситуаций в семье».
Дзех В.А.- учитель начальных классов.
2013 г.
Добрый вечер! Спасибо, что откликнулись на наше приглашение и пришли на встречу с нами. Мы рады вас видеть.
Работу построим по такому плану. Вы прослушаете лекцию, где попрошу Вас принять участие в разборе примерных конфликтных ситуаций в семье. Закончим таким моментом, как рефлексия (Рефлексия- это уточнить свои ощущения- что было легко воспринимать, что вызвало затруднение, как я оцениваю свою работу, был ли я активен или пассивен).
Рефлексия.
1.Полезность встречи.
2.Актуальность обсуждаемых ситуаций
3.Атмосфера встречи
1слайд.
Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос «Почему частенько родители и дети ссорятся?» Наверное, потому, что не понимают друг друга. Дети не понимают, что родители устали на работе, что они раздражены своими тяжелыми заботами и проблемами, и не могут помочь им, успокоить. Родителям некогда понять проблемы и интересы ребенка, не понимают, что для него игра- это серьезно и важно. И родители начинают воспитывать, требовать, приказывать, а детям не хочется слушать нотации. И находятся родители с детьми по разные стороны баррикад.
2слайд.
Основная мысль этого теста определить уровень опеки родителями своих детей. Посмотрите, что получилось.
9 вопрос. Любовь родителей ребенка не испортит.(Верно, я с этим согласен.)4б.
15. Родители должны помочь ребенку в определении круга его друзей и приятелей. (Верно, я с этим согласен)-4б.
14. Защищать ребенка от любой инфекции можно путем ограничения его контактов с окружающими (категорически не согласен)-1б
8. Если мать не успевает уделять время на воспитание детей из-за собственной профессиональной деятельности, значит отец плохо содержит семью материально. (категорически не согласен)1б.
3.Маленького ребенка всегда следует держать при себе, чтобы предупредить его падения и ушибы. (мне трудно с этим согласится)2.
2.Для того чтобы быть хорошей матерью, достаточно общения только с собственной семьей ((мне трудно с этим согласиться)2б.
1.Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться их ребенок, чтобы помочь в их преодолении.(Может быть, это и верно)3б.
Итог: Задумайтесь над этими утверждениями.
Дети и родители
А не лучше ли обьединиться, понять друг друга и жить в добре и согласии. А чтобы получилось, нужно для себя понять несколько законов по которым живет дружная, сплоченная семья.
Закон семьи 1. Каждый ребенок, живущий в семье, должен быть любим независимо ни от чего.
Лишенный этого чувства человек не способен уважать своих близких .Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику.
Представьте такую картину. Мама привела дочку в школу, она учиться в 4 классе, страдает тяжелой формой заикания, но хорошо учиться.
Печальное, страдальческое лицо матери, да и весь ее внешний вид- мука и страдание дочери уверенности в себе не придают. В дочери материнские страдания увеличиваются и не придают уверенности в себе. В дочери материнские страдания удесятеряются! Девочка на переменах сидит, не играет с детьми, вся поникшая, замкнутая, неуверенная, необщительная, маленькая страдалица. Как вы думаете, через сколько времени возникнет конфликт. Ведь, повзрослевшая дочь, начнет высказываться маме. А то что, ребенок начнет высказываться это понятно. Крик и ругань в этой семье мама обеспечила.
Мама не знает закона семьи №1- любить независимо ни от чего.
Закон семьи 2. Каждый ребенок должен жить в атмосфере искренности и доброты.
Иногда родители прибегают ко лжи в самых различных обстоятельствах жизни, считая это спасением во многих жизненных обстоятельствах жизни. Раскрывшаяся ложь может разрушить привычный уклад жизни, который так хотели сохранить ложью. Всякую фальшь, обман ребенок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой, а, подметив, впадает в смущение и подозрительность.
Закон 3. Ребенок должен иметь право на разьяснение и рассуждение.
Ситуация в семье: Ребенок комплексует по поводу своего маленького роста. У него проблемы в общении со сверстниками, ему кажется, что над ним все смеются. Когда он говорит об этом дома, его родные и близкие тоже смеются, считая эту проблему мелкой и незначительной.
Говоря о воздействии словом, В.А.Сухомлинский отмечал, что слово должно примеряться к конкретному человеку, должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Один древнегреческий философ как-то сказал: «Меня мой учитель так долго и много хвалил, что я в конце концов стал хорошим» Умение хвалить своего рода талант.
Как говорить с ребенком?
Во-первых, не надо говорить ребенку или подростку то, что он очень хорошо знает и без вас.
Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Именно семья учит культуре коммуникативного общения. Громкие нравоучения, разборы поступков в присутствии многих людей вызывают глухое устойчивое раздражение и нежелание что-нибудь изменить в своей жизни в лучшую сторону.
В-третьих, необходимо определить, какого практического результата мы хотим добиться в ходе беседы.
И содержание, и тон, и место, и время разговора- все важно.
Мастерство воспитателя, учителя, отца и матери заключается в том, чтобы разговор с ребенком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей, переживаний и побудил его к активной деятельности по воспитанию самого себя.
Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учиться, другие ставя в упрек и возраст , и физическую силу. Правильно поступают те родители, которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, плдбадривают свое дитя, вселяя веру в будущий успех.
В чем же вред упреков в воспитании детей? Основное зло в том, что такие упреки вызывают неверие в себя, которое расслабляют волю и парализуют душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.
Ситуация в семье. Девочка, абсолютно не полная, отказывается есть, переживает по поводу фигуры, становиться агрессивной и грубой, и не слушает никаких доводов родителей. На все аргументы родителей приводит свои: У нас в классе все девочки худеют…
Закон семьи 4. Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приемов наказания ребенка.
Наказание- самое крайнее мера воздействия.
Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.
Очень важным методом является- запрещение. Оно предупреждают многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желания у детей и подростков очень много, но их невозможно и не нужно удовлетворять. « Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребенка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних»
С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя». Таким образом потворство родителей действует очень вредно.
Ситуация в семье. Один мальчик увидел у своего сверстника игрушечную машинку, которую ему давно хотелось иметь. Использовав удобный случай, он забрал ее и принес домой. Машина ему очень нравилась. Родители спросили у мальчика, откуда у него игрушка. Мальчик ответил, что игрушка ему больше нравиться, чем другому мальчику, и пусть игрушка будет у него.
Закон семьи 6. Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами.
Суть эмоциональной ситуации как средство воспитания состоит в том, что в связи с каким- либо событием, поступком человек ощущает тончайшие переживания другого и отвечает на них своими собственными переживаниями. Чувства не навязываются, а пробуждаются. Пробудить эти чувства можно лишь искренними
Переживаниями.
Закон семьи 7. Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, связанные с нею.
Ребенок должен видеть, что все члены семьи заняты созидательным трудом, что праздность в доме не свойственна членам семьи, что труд- это не наказание, а возможность сделать свою жизнь . Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребенок начинает имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник и, наконец, как самостоятельный исполнитель.
Ситуация в семье. В этой семье в конце недели дети отчитывались по результатам учебы. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т.д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказание.
Можно трудом наказывать?
Закон семьи 8. Закон культивирования в семье положительных привычек.
Можно много раз говорить своему ребенку о том, что нельзя много есть и при этом на его глазах съедать огромное количество еды. Можно говорить о вреде курения и самому взрослому курить не переставая. Такие примеры- модель для подражания и активного использования в жизни.
Ситуация в семье. Отец требует в категорической форме, чтоб сын прекратил курить. На что сын и отвечает: « Ты сначала сам прекрати, а потом будешь от меня требовать».
На остановке стоит семья. Подъезжает автобус, родители спешат подойти поближе к транспорту. В это время подходит старушка и спрашивает, как ей попасть на какую-то улицу. Сын начинает объяснять. Родители нетерпеливо его зовут, он продолжает объяснять. В это время автобус уходит, и родители начинают вдвоем ругать своего сына.
Закон семьи 9. Создание условий для общения ребенка с нравственными людьми.
Для того, чтобы ребенок вырос нравственно здоровым, его необходимо максимально оградить от контакта с безнравственными людьми.
Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребенка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребенка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвел- значит освоил.
Давайте , рассмотрим несколько ситуаций. Родители выбирают по билетику. Консультантом, я попросила быть В.В. Гончарук.
(Они готовятся в коридоре.)
А мы с вами проведем- релаксацию.
Волшебный цветок Добра.
Положите цветок Добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте , как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. Он него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите добро все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит а вас. Доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…
Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
Я хочу, чтобы вы запомнили, что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами….
Откройте глаза.
Посмотрите по сторонам.
Пошлите друг другу добрые мысли.
Всего вам дорого!
Разбираем ситуации.
1.В последнее время ребенок очень изменился, мало общается с близкими людьми, молчит, подолгу сидит, о чем-то думает. На все вопросы родителей отвечает уклончиво, либо вообще уходит от ответов. Родители склоны думать, что ребенок страдает. Как поступить в такой ситуации?
2.В конце учебной четверти вы получаете дневник своего ребенка и видите, что результат учения весьма и весьма успешный. Вы рады, хвалите ребенка за успехи, но через пару дней вас приглашают в школу для серьёзного разговора и вы узнаете, что ваш сын или дочь исправили оценки и расписались за классного руководителя. Результаты учения плохие, и ребенок вас обманул. Как поступить в такой ситуации?
3.Вы не узнаете своего ребенка. Он стал грубым, агрессивным, а порой даже жестоким. Об этом говорят посторонние люди, проявления таких качеств вы наблюдаете сами. Как поступить в такой ситуации?
4.Ребенок вырос. Все чаще пытается ускользнуть из дома и все дольше где-то задерживается. Он по-прежнему все выполняет, но вы чувствуете, что он живет своей жизнью, которая ему интереснее. Вы страдаете от этого. Как поступить в такой ситуации?
5.Застенчивость и неуверенность в себе- характерные черты вашего ребенка. Это накладывает серьезный отпечаток за умение общаться с одноклассниками, учебную деятельность, результативность учения. Ребенок от этого явно страдает. Как поступить в такой ситуации?
Приготовьте карандаши, ручки. Заполним таблички. Они останутся у вас, так, что смело.
Подумайте, а стоит ли….
Мы в 4 классе на уроках «Основы светской этики» изучали золотое правило « Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе»
«Не поступай по отношению к другим так, как ты бы не хотел, чтобы поступили по отношению к тебе»
Слайд3.
Несколько способов избегания конфликтных ситуаций.
Посмотрите отрывок из сказки «Птица счастья»
(Журнал «Классный руководитель»№6-1999г.) Показали учителя- кукольный театр.
Автор: Жила-была ворона, она так долго жила, что уже и не помнила, сколько ей лет, сколько зим. Может, сто. А может быть, все двести.
Ворона.(В) Ах, какое было время! Березы были выше! Да! Как было весело! Не то, что сейчас- никого тебе веселья, никакой тебе радости!
(Вылетает бабочка, поёт песенку)
Бабочка. (Б) Ах, какой чудесный луг,
И цветы растут вокруг.
И цветы растут вокруг,
Какой чудесный луг.
Ах, как кружится голова,
Радость жизни мне дана.
Радость жизни мне дана.
Счастьем я полна,
Тра-ля-ля-ля-ля.
В. Она счастьем полна. Да знаешь ли ты, порхающее создание, что такое счастье?
Б. Ой, простите! Я не заметила Вас. Я думала, что я одна. Вы спросили о счастье? У меня сегодня день рождения. И я могу летать. Это такое счастье!
В.: Так и у меня есть крылья. Ну и какое же это счастье? Это просто крылья, без них как без рук- ни туда, ни сюда.
Б.: Да нет же, нет. Это счастье- летать с цветка на цветок, видеть всю эту красоту. Ах, я вижу солнце, я вижу небо, я вижу цветы!
В.: Ну и что? Я тоже вижу это каждый день, уже сто лет. Привыкла.
Б.: Ну что Вы! Ворона! Разве к этому можно привыкнуть? Вся эта красота наполняет меня радостью и счастьем. Мне хочется все время петь и танцевать!
В.: Ну, не знаю. Как можно быть такой легкомысленной. Только петь и танцевать!
(Появляется ёж.)
Еж: Здравствуйте. О чем это вы тут спорите?
В.: О счастье. Знаешь ли ты еж, что такое счастье?
Еж. Да я как-то не задумывался. Живу и живу. У меня всегда работы много. То домик починить, то ежата куда- нибудь заберутся, выручать надо. А вот что такое счастье- надо подумать. Что же это такое? Давайте спросим еще у кого- нибудь. Эй, Миша, иди сюда!
Медведь (М.): Здравствуйте! Чего вам?
В.: Знаешь ли ты, что такое счастье?
М.: Ну. Так сразу. Посижу подумаю .Зиму перезимовал- хорошо. Малинки сейчас покушал- хорошо. А счастье ли это? Не знаю.
Заяц (З). (подбегает) Я тут слушал и думаю. Когда вы меня от лисы прятали, поделились со мной своей силой, я был так счастлив, что у меня есть такие друзья.
М.: Вот и заяц о счастье сказал.
В.: Да какое там счастье? Разве его кто-нибудь видел?
Б.: Счастье надо почувствовать. Это как луч солнца, как дуновение ветерка, как утренняя роса, как аромат цветка.
М.: то-то я начинаю понимать. Счастье- это как солнышко, только внутри.
З.: Значит, счастье, когда мне светло и радостно внутри?
Б.: Да, да. Вы правильно думаете!
З.: А еще мне хорошо в лесу с , друзья мои. Значит , когда мы вместе, это тоже счастье?
М.: Да, когда рядом друг- это большое счастье. Даже если это очень маленький друг, как бабочка.
З.: Оказывается, счастье внутри нас. Как интересно!
В.: И когда можно рассказать о чем-нибудь интересно всем-всем-всем, это тоже счастье? И когда мы сейчас все вместе собралиь, и к нам пришло много хороших гостей это тоже счастье?
Еж: А вы как думаете?
А вы как думаете? В чем вы видите счастье?
Сейчас расскажу вам легенду.
В давние времена жила семья- 100 человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было начертано одно слово 100 раз и это слово «понимание»
Как вы понимаете, счастье для семьи заключается в понимании.
Рефлексия.
Если считаете, что встреча полезна, вопрос поднят актуально, встреча прошла в дружеской, непринужденной атмосфере- то берете желтую полоску.
Если что-то не так- фиолетовая полоска.
До свидания. Всего Вам доброго.
Литература.
1.Высоцкая Е.И. Родительское собрание. «Способы решения конфликтных ситуаций в семье». Журнал «Классный руководитель»- №8. 2008г.
2.Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. 5- 9 классы.
Методическое пособие. 2008г.
3.Челнокова Г.А. Сценарий родительского собрания, завершающего
учебный год.».Журнал «Классный руководитель»- №3. 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ».
Цель: обсудить проблемы воспитания детей и способы решения конфликтных ситуаций, выработать правила предотвращения конфликтных ситуаций....
Классный час на тему: "Решение конфликтных ситуаций"
ЦЕЛЬ:- познакомить учащихся с понятием «конфликт», его составляющими;- ознакомление учащихся с различными стилями реагирования в конфликтных ситуациях- применение навыков конструктивного разрешения ко...
Психология. Конфликтные ситуации в сказках и пути их решения.
А вы задумывались над тем, что в сказках довольно часто встречаются конфликтные ситуации? Смотрим!...
Родителское собрание " Конфликтные ситуации в семье"
Проблемы воспитания в семье, Способы решения конфликтных ситуаций"...
Готовность педагогов к применению игры как педагогического приема при решении конфликтных ситуаций во внеурочное время с детьми с ОВЗ
Значение игр для решения конфликтных ситуаций во внеурочное время с детьми с ОВЗ...
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ С ПОДРОСТКОМ В СЕМЬЕ
Многие родители считают, что конфликты при воспитании подростка неизбежны. Действительно подростковый возраст характеризуется рядом психологических особенностей, которые ставят перед родителями новые ...
Классный час «Решение конфликтных ситуаций».
познакомить учащихся с понятием «конфликт», его составляющими;— ознакомление учащихся с различными стилями реагирования в конфликтных ситуациях— применение...