"Современные формы и проведение классных часов в начальной школе"
статья по теме

Еременко Марина Николаевна

 

     Цель этой статьи - обратить внимание  на возрастные, психологические особенности младших школьников влияющих на их отношение и участие в классных собраниях, а так же помочь педагогу сориентироваться в наиболее актуальных проблемах.

     Как сделать классные часы интересными, воспитательными, запоминающимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_formy_i_provedenie_klassnykh_chasov.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

на школьном МО классных руководителей:

«Современные формы и проведение

классных часов в начальной школе»

Учитель начальных классов

Еременко М.Н.

2013 год

      Переступая порог школы, первоклассник попадает на огромную, новую для него планету - Планету людей. Ему предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать почему все они такие разные, по каким правилам они живут, что ценят друг в друге. Здесь главную роль сыграет учитель, который обязан продумать воспитательную работу в классе. Одна из форм воспитательной работы - это классный час.

     «Классный час - это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой социально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов».

     Различают классный час организационный и тематический.

Тематический классный час включает в себя нравственное воспитание, гражданское, эстетическое, воспитание культуры поведение и т. д.

     На организационном часе подводятся итоги прошедшего мероприятия, обсуждение следующего, а так же обсуждаются итоги выполнения детьми поручений.

В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно  решение следующих педагогических задач.

1.Обогащение сознания учащегося знаниями о природе, обществе, технике, человеке.

2.Усвоение детьми умений и навыков познавательной и практической деятельности (правила культуры поведения)

3.Проявление творческих способностей учащегося.

4.Формирование классного коллектива, как благоприятной среды развития жизнедеятельности школьников.

При подготовке классного часа в первом классе следует учитывать психологические особенности первоклассников. Дети семилетнего возраста с трудом сохраняют внимание и могут продуктивно работать не более 5-7 минут. Но ребенок 7лет –активный участник познания и преобразования окружающего мира. Ему все интересно. Следует помнить, что классный час должен быть не более 35 минут, с частой сменой видов деятельности. Должна присутствовать наглядность, интересные, неожиданные моменты.

     Формы проведения классных часов различны. Это может быть викторина. Здесь идет подбор материала для познавательной активности детей. Особенно ее уместно проводить в конце учебного года, подводя итог работы в классе. Можно подключить к подготовке родителей. Например каждая семья вместе с классным руководителем  придумывает игру-викторину, игру- конкурс и проводит ее вручая призы победителям, затем все  вместе обсуждают , интересно ли было участникам. Это могут быть кроссворды, живые картины, репродукции, ребусы, задачки.  В современной, увлекательной форме проходит расширение кругозора первоклассников.

     Классный час может пройти в форме устного журнала, который представляет собой серию коротких выступлений (страничек) на темы окружающей жизни, искусства,  литературы, спорта. Каждую страничку могут готовить сами дети, но лучше, если они будут это делать вместе с родителями. Часто родителей,  вовлеченных в учебно-воспитательный процесс, их активность определяют в значительной мере возможный успех воспитания учащихся. Например классный час «У нас в гостях великие поэты, музыканты, художники». Этот классный час предполагает использование  проектного подхода, когда семья или группа учащихся выбирают себе жизнь и творчество того или иного творца готовят репродукцию, делают выставку, музыкальное  и поэтическое сопровождение, интересные факты биографии. И все это показывают одноклассникам.

      Еще одна распространенная форма проведения классного часа – игра- путешествие. Данная форма отражает реальные факты и события, но обычное  раскрывается через  необычное, простое – через преодолимое,  необходимое - через интересное. Например «Путешествие в страну здоровья», «Страна , где мы живем» , «Путешествие в  литературию».

      Наиболее распространенной формой в первом классе  является беседа. С элементами инсценировки. Можно привлекать учащихся старших классов. Например для того, чтобы ребята рассказали первоклассникам о правилах поведения в школе, о режиме дня школьника, о правилах дорожного движения.

      При проведения классного часа следует использовать игры, загадки, сказки, ролевые сюжеты, что делает их более познавательными и содержательными. Не забывать о проведении физкультминуток, которые могут быть в стихотворной, игровой форме.

      Известно, что до 70% личных качеств закладываются в начальной  школе. Уметь решать проблему, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем  ребенку необходимо войти в этот мир.

      Культуру поведения надо воспитывать. Подрастающее поколение  необходимо вооружить такими умениями, навыками и привычками,  которые облегчают установление контактов, помогают в создании атмосферы доброжелательности, Многие правила культуры поведения вытекают из норм морали. Это правила воспитанности, внимательности, такта,  обязательности, точности. Воспитание навыков и привычек, конечно же, начинается в семье, но также важна и систематическая работа  по этому направлению в школе, начиная с первого класса и именно в большей части на классных часах.

      Введение в начальной школе новых государственных стандартов  продиктованы важностью проблемы гражданского воспитания подрастающего поколения. Уважительное отношение подрастающего поколения к символам и эмблемам своего государства  является показателем  сформированности  у него государственности и патриотизма.  Доказано, что чем раньше мы начинаем знакомить детей с самой разной символикой, тем способнее они ее воспринимают. Учитывая актуальность и значимости проблемы,  предлагается классный час по изучению государственной символики России. Например классный час «Россия- родина моя»

      В начальной школе провести нравственный классный час не просто. Ребятам трудно усидеть на месте, трудно слушать нравственные  назидания.  Поэтому нравственный классный час  должен строиться на жизненных ситуациях и реальных жизненных примерах. Подготовка такого классного часа требует серьезных усилий педагога, умения общаться с детьми легко и просто. Способность учащихся младших школьников анализировать нравственную ситуацию, различать добро и зло обязательность и ответственность дают возможность определить тему классного часа.

     Мы стараемся развивать у  учащихся такие качества,  как умение признавать свои ошибки, анализировать их, делать выводы,  учиться прощать и быть  прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.

     Учащиеся не должны бояться говорить о своих проблемах и неудачах, победах и поражениях. Основой для подготовки  такого классного часа  у младших школьниках могут стать художественные произведения , события и факты реальной жизни страны и мира,  школы и класса, произведения искусства.  Нравственный классный час это время совместного поиска истины, смысла существования , извлечения урока, который станет стержнем поведения маленького человека  во взрослой жизни. О чем же мы говорим  на  таких классных часах?

  • О невежах и вежливости;
  • О лени и лентяях;
  • Об аккуратности;
  • Об обидах и причинах обид;
  • О жадности и жадных;
  • «Что значит быть ответственным?»;
  • Мои мечты и мои желания;
  • Друг в моей жизни;
  • Душевность и  бездушность.

Интересна и познавательна  такая форма проведения классных часов, как экскурсия. В первом классе это первая экскурсия по школе, в столовую, школьную библиотеку, школьный музей. В более  старшем возрасте это экскурсия-наблюдение за природными  изменениями окружающей среды, экскурсия в  районный  краеведческий музей, библиотеку, дом культуры, на стадион, кинотеатр, пожарную часть. В начале экскурсии – беседа. На что обратить внимание. После экскурсии обязательно обсуждение увиденного, подведение итогов.

      Не менее важная и актуальная проблема школы – сохранить здоровье детей. Формировать знания о здоровом образе жизни следует с первого класса. Поэтому классные часы о здоровье необходимы. Это веселые  разнообразные старты в классе и спортивном зале или на спортивной площадке с участием всей начальной школы. Соревнования могут проходить и в разновозрастных группах или  семейных экипажах.  Например ставшая  традиционной  в начальной школе игра «Мама, папа, я - спортивная  семья», «Веселые старты».

      Кроме того, хочется  отметить  еще одну форму проведения  классных часов в  начальной школе. Это  школьные праздники, утренники.  «Праздник  есть художественная организация общественной жизни, в которой  все сконцентрировано, все сжато, все приобрело Эффективную  волнующую форму» отмечал А.С.Макаренко. Каждый праздник ценен в первую очередь его глубоким содержанием, идейно-нравственной направленностью. Правильно подготовленный  и проведенный праздник обладает  большими возможностями формирования коллектива, воспитания у каждого его участника активного отношения  к окружающей  действительности, развития  индивидуальных способностей детей.

    В организации и проведении праздников принимают  участие  весь коллектив класса, родителей,  пионервожатая. Наши первоклассники эмоциональны, впечатлительны, для них характерны яркость, острота восприятия,  стремление к самовыражению.  Малышам очень нравятся утренники.

  • «Первое сентября»
  • «Хорошо учиться в школе»
  • «Мы школьниками стали»
  • «Светофорики»
  • «Праздник бабушек и мам»
  • «Прощание с букварем»
  • «Прощание с начальной школой»
  • «Масленица»

     Работа по подготовке и проведению праздников  делится на несколько этапов.  Это выбор темы праздника, составление сценария, подготовительная работа, Праздник превращается для детей в настоящую сказку. Он надолго запоминается детям.

     Таким образом , каждый праздник это большая творческая работа: удачно выбранная тема, разносторонняя подготовка учителя, вожатого, родителей и ребят.  И конечно беседа – подведение итогов работы.

     Дети  проживают в школе  огромную часть своей жизни. Радости и горести каждого ученика  переживаются учащимися совместно. От  того как дети проживают каждый день своей  жизни,  какие эмоциональные  впечатления остаются у них от каждого прожитого дня, зависит  результат их дальнейшего  продвижения вперед по жизни. Можно проводить в классе  массу  самых разнообразных мероприятий, но если в них нет теплоты, любви, если принципы  общения основаны на  подчинении и приказе, то такие классные часы становятся вредными.

      Проходят годы, но и через годы учащиеся вспоминают, какой была жизнь в их классе,  какие праздники, встречи, экскурсии и викторины они проводили,  какие отношения складывались у них с классным руководителем, по каким обычаям строилась жизнь класса.

Литература:

  1. Проведение праздников в начальных классах. В.А. Георгиевский

«Просвещение» 1993 г.

  1. Справочник классного руководителя Н.И Дереклеева

Москва «ВАКО»  2007 г.

  1. Классные часы Т.Н. Максимова

Москва «ВАКО»  2011 г.

  1. «Завуч начальной школы» №1 2007 г.

  1. «Начальная школа»   №7   2009г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ТЕКСТА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье представлен опыт работы по привлечению детей к чтению через виртуальные экскурсии...

Современные формы и методы на уроках в начальной школе

Выступление на Методическом обьединение учителей...

Современные формы и методы на уроке в начальной школе

Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения.Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, в...

Презентация к проведению классного часа на тему "Школа вчера, сегодня, завтра"

Презентация подготовлена для проведения классного часа по теме "Школа вчера, сегодня, завтра"...

«Современные формы проведения классных часов в начальной школе»

laquo;Классный час — это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой социально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с ...

«Современные формы и проведение классных часов в начальной школе»

Классный час — одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Другими совами, это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узн...