Дополнительная образовательная программа «Успешный ребёнок» (для детей 6 -10 лет)
рабочая программа (4 класс)

Бяширова Оксана Владимировна

Направленность программы: социально - педагогическая.

В работе над данной программой был обобщен опыт работы с детьми разных авторов Т.Н. Овчинникова, Г.К. Селевка, Е.М.Стекалова, Г.Л. Бардиер, И.М. Никольская и.т.д. Дополнительная образовательная программа «Успешный ребенок» разработана на основе  приложения к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-18-14.

Социальная адаптация – активное приспособление индивида к условиям социальной среды.  Дезадаптация формируется в результате рассогласовании в психическом развитии между личностной и интеллектуальной сферой, а также в результате несоответствия психолога – социального статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации развития. У каждого ребенка, начиная с младшего школьного возраста, приходит момент перехода из одного социального статуса в другой. Из  дошкольника он становится младшим  школьником, встречается с первым учителем новым коллективом это, прежде всего встреча с новым и неизвестным. Это всегда волнительно и тревожно. Наступает время, когда нужно адаптироваться к новому. Для детей наступает время повышенной тревожности, так как с 6 – 10 лет они проходят путь взросления, получения знаний и навыков. Из начальной школы ребенок переходит в среднее звено и это новый этап в жизни ребенка. Он снова переходит в новый социальный статус. Из среднего звена уже подростком совершается переход в старшую параллель. Но в условиях школы оказать такую помощь не возможно, в связи с выводом специалистов - психологов из штата школы. Идеально подходит система дополнительного образования, подростковых клубов для такого рода психологического сопровождения детей. Так как работа в клубах и Домах творчества ведется более не формально, что располагает детей к доверию, творческому подходу на занятии, криативности мышления, что делает программу  «Успешный ребенок» актуальной. Программа «Успешный ребенок» предназначена для детей совершающих переход из одного статусного состояния к другому.  Чем продуктивней будут эти годы, тем успешней ребенок будет чувствовать себя во взрослой жизни.

Основная педагогическая идея программы – личностно-ориентированный подход к ребенку, обеспечение педагогическими средствами свободного развития его личности.

Педагогическая целесообразность программы заключается в адаптации детей разного возраста на стадии переходного периода к существующим условиям.

Цель: создание условий для формирования устойчивой, успешной личности со своими устремлениями, мнением, целями, адаптации в социуме на разных возрастных этапах.

Для  достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Развивать позитивное отношение к своему «Я», повышать самооценку ребенка.

2.Развивать культуру общения, вести диалог, монолог, дискуссию.

3.Формировать эмоционально волевую сферу, самопознание, самооценку.

4. Обучать, создавая  условия для проигрывания ситуаций успешного поведения.

5.Учить отстаивать, доказывать, аргументировать свое мнение, уважать, выслушивать мнение других людей.

6. Воспитывать и поощрять активность, решительность, самостоятельность, вежливость, дипломатичность.

7. Научить ребенка выстраивать позитивную перспективу своей жизни.

Отличительные особенности: программа «Успешный ребенок» помогает ребенку адаптироваться в социуме на разных возрастных этапах. Также программа дает возможность рассмотреть основные качества личности в нравственной умственной, волевой и эмоциональной сферах, даются способы их самопознания и самооценки. Программа адаптирована для работы в учреждениях дополнительного образования, а также на базе подростковых клубов с трудными подростками и детьми из социально не благополучных семей. 

Возрастные особенности детей.

   Младший школьный возраст - период жизни ребенка от 6 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (1 – 4 классы) современной школе. Для этого возраста характерно, формирование  учебной деятельности, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. В рамках учебной деятельности возникают два основных психологических новообразования этого возраста - возможность произвольной регуляции психических процессов (умение контролировать эмоции) и построение внутреннего плана действий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayka.doc178.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение

«Социальный приют для детей и подростков «Балкыш»

в Нижнекамском муниципальном районе

     

             

Дополнительная образовательная программа

«Успешный ребёнок»

 (для детей 6 -10 лет)

Срок реализации программы 1 год

Разработчик: 

Бяширова Оксана Владимировна,

воспитатель

г. Нижнекамск

2022 г.

1. Пояснительная записка

Направленность программы: социально - педагогическая.

В работе над данной программой был обобщен опыт работы с детьми разных авторов Т.Н. Овчинникова, Г.К. Селевка, Е.М.Стекалова, Г.Л. Бардиер, И.М. Никольская и.т.д. Дополнительная образовательная программа «Успешный ребенок» разработана на основе  приложения к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-18-14.

Социальная адаптация – активное приспособление индивида к условиям социальной среды.  Дезадаптация формируется в результате рассогласовании в психическом развитии между личностной и интеллектуальной сферой, а также в результате несоответствия психолога – социального статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации развития. У каждого ребенка, начиная с младшего школьного возраста, приходит момент перехода из одного социального статуса в другой. Из  дошкольника он становится младшим  школьником, встречается с первым учителем новым коллективом это, прежде всего встреча с новым и неизвестным. Это всегда волнительно и тревожно. Наступает время, когда нужно адаптироваться к новому. Для детей наступает время повышенной тревожности, так как с 6 – 10 лет они проходят путь взросления, получения знаний и навыков. Из начальной школы ребенок переходит в среднее звено и это новый этап в жизни ребенка. Он снова переходит в новый социальный статус. Из среднего звена уже подростком совершается переход в старшую параллель. Но в условиях школы оказать такую помощь не возможно, в связи с выводом специалистов - психологов из штата школы. Идеально подходит система дополнительного образования, подростковых клубов для такого рода психологического сопровождения детей. Так как работа в клубах и Домах творчества ведется более не формально, что располагает детей к доверию, творческому подходу на занятии, криативности мышления, что делает программу  «Успешный ребенок» актуальной. Программа «Успешный ребенок» предназначена для детей совершающих переход из одного статусного состояния к другому.  Чем продуктивней будут эти годы, тем успешней ребенок будет чувствовать себя во взрослой жизни.

Основная педагогическая идея программы – личностно-ориентированный подход к ребенку, обеспечение педагогическими средствами свободного развития его личности.

Педагогическая целесообразность программы заключается в адаптации детей разного возраста на стадии переходного периода к существующим условиям.

Цель: создание условий для формирования устойчивой, успешной личности со своими устремлениями, мнением, целями, адаптации в социуме на разных возрастных этапах.

Для  достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Развивать позитивное отношение к своему «Я», повышать самооценку ребенка.

2.Развивать культуру общения, вести диалог, монолог, дискуссию.

3.Формировать эмоционально волевую сферу, самопознание, самооценку.

4. Обучать, создавая  условия для проигрывания ситуаций успешного поведения.

5.Учить отстаивать, доказывать, аргументировать свое мнение, уважать, выслушивать мнение других людей.

6. Воспитывать и поощрять активность, решительность, самостоятельность, вежливость, дипломатичность.

7. Научить ребенка выстраивать позитивную перспективу своей жизни.

Отличительные особенности: программа «Успешный ребенок» помогает ребенку адаптироваться в социуме на разных возрастных этапах. Также программа дает возможность рассмотреть основные качества личности в нравственной умственной, волевой и эмоциональной сферах, даются способы их самопознания и самооценки. Программа адаптирована для работы в учреждениях дополнительного образования, а также на базе подростковых клубов с трудными подростками и детьми из социально не благополучных семей.  

Возрастные особенности детей.

   Младший школьный возраст - период жизни ребенка от 6 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (1 – 4 классы) современной школе. Для этого возраста характерно, формирование  учебной деятельности, в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. В рамках учебной деятельности возникают два основных психологических новообразования этого возраста - возможность произвольной регуляции психических процессов (умение контролировать эмоции) и построение внутреннего плана действий.

         

Организация образовательного процесса.

Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на 1 год обучения, два раза в месяц, по разным возрастным категориям детей:  с 6 – 10 лет.

Состав обучающихся и режим учебной работы:

Количество часов в неделю

2

Продолжительность занятий

30 минут

Количество человек в группе

10-15

Количество часов в год

24

     

        Программа рассчитана на 24 учебных занятия в год, начало учебного года с первой недели  сентября. Учебная нагрузка, продолжительность и режим занятий, численный состав объединения определяется в соответствии с параметрами деятельности, содержанием образовательной программы,  психолого-педагогическими и возрастными особенностями детей, требованиями санитарных норм и правил и отражается в положении об объединении. Продолжительность одного занятия исчисляется академическими часами (30 минут).

Методы и формы работы по программе:

  • словесный (рассказ, лекция, беседа, обсуждение, анализ, ответы на вопросы),
  •  агитбригада, походы и экскурсии,
  • художественно – творческая деятельность;
  • инсценировки сказок, ролевые игры;
  • викторина, инсценировка обрядов;
  • игры, конкурсы, выставки поделок;
  • интеллектуально – познавательные игры

  1. Учебно-тематический план.

Учебно-тематический план

Наименования разделов тем

занятия

1

«Как я мыслю!»

2

2

Познание своего «Я»

4

3

Формирование волевых качеств

4

4

Эмоции

4

5

Взаимоотношения

4

6

Диагностика

3

7

Галактика профессий

3

Итого:

24

  1. Содержание программы                                                                                                                                       

Цели и задачи:

1.Научить детей чувствовать и проговаривать свои эмоции.

2.Способствовать формированию волевых качеств характера.

3. Помочь детям адаптироваться в коллективе

Предполагаемый  результат.

К концу первого года обучения ребенок умеет проговаривать свои эмоции взрослым. Находит друзей в своем классе, тем самым снимается уровень тревожности, и появляется чувство нужности, важности. Формируется умение доводить дело до конца. Дети могут разграничивать понятия «могу», «хочу», «делаю». Узнают о истории профессий. Расширяют знания о направленностях в профессиях (человек – художественный образ, человек – техника, человек – человек, человек – знаковая система, человек - природа).

Перспективное планирование кружковой деятельности

МЕСЯЦ

Тема занятия

Форма работы

Программное содержание занятия

СЕНТЯБРЬ

Раздел 1. Как я мыслю!

(2 занятия)

Занятие 1: 

Тема «Внимание и память»

Теория Беседа «Почему надо быть внимательным?»

Практика

1.Упр. «Когда я внимательный то…» - рассказы детей.

2.Упр. «Заметить все» - положить в ряд 7 – 10 предметов. Открывать их на 10 сек. И снова закрывать. Предлагая детям перечислять все, поменять местами 2,3 предмета. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

3.Игра «Маленькие обезьянки» - ведущий  выходит, дети выбирают себе позу, ведущий запоминает в течении 40 сек. После чего повторяет их.

Занятие 2: 

Тема «Познаем свое мышление»

Теория  Диагностика типа личностной ценности с помощью методики «Картинки предметные» М.Е. Котова. «Личность и мышления ребенка» Овчинникова стр. 20

Практика

1.Упр. «Объясни значение» - железный характер, каменное сердце, золотая голова, черствое сердце, сильный характер, «Личность и мышления ребенка» Овчинникова стр. 42

2.Упр. «Вычеркни лишнее» - работа с карточками стр. 132

3.Игра «Добавь букву» - составление слов стр. 135

4.Упр. «Бывает не бывает» - ведущий сначала взрослый, потом его сменяют дети.

Волк бродит по лесу, волк на дереве сидит. В кастрюле каша варится, Каша на крыше гуляет. Собака по небу плывет, Девочка собачку ласкает. Домик девочку рисует.

Если это бывает, дети хлопают в ладоши, не бывает – топают ногами.

5.Упр. «Волшебное яйцо» - выдается шаблон, который обводит на бумаге. Затем ребенку предлагается дорисовать так, чтобы получился новый предмет.

6.Упр. «Узнай, кто я?» - нужно угадать предмет по устному описанию.

ОКТЯБРЬ

Раздел 2. Познания своего «Я»

 (4 занятия)

Занятие 3: 

Тема «Мой характер. Прошлое, настоящее»

Теория. Характер. Качества характера. Сходства и различия. Беседа «Как меняется ребенок, когда растет? Меняется или не его характер? Что приобретает с возрастом? ».

Практика.

1.Упр. «Угадай, чей голос» - дети ищут место комфорта в кабинете, садятся на пол, закрывают глаза и слушают чей голос будет звучать.

2.«Приятное послание» - дети рисует друг о друге рисунки  и рассказывает о нем.

3.Упр. «Сходства и различия» - нужно ответить на вопрос Чем я отличаюсь и чем похож на других ребят.

4.Упр. «Я могу, я умею» - перебрасываются мячом.

5.Упр. «Постройтесь по росту» встаньте плотным кругом. Закройте глаза и рты. Вы слепо – глухо – немые. Вам надо построится, в шеренгу по росту (включается секундомер).

6. «Идентификация с прошлым, настоящим» Ребенку предлагается нарисовать себя в прошлом настоящему. После чего он называет свое имя, в двух вариантах показывая, к какой картинке оно подходит. Обсуждение, каким был, какой есть и каким хочет стать ребенок.

Занятие 4: 

Тема «Настоящее и будущее. Мои желания»

Теория. Беседа «Как сегодня я могу повлиять на свое будущее!»

Практика.

1. Медитация «Машина времени»

2. «Идентификация с прошлым, настоящим» Ребенку предлагается нарисовать себя в прошлом настоящему. После чего он называет свое имя, в двух вариантах показывая, к какой картинке оно подходит. Обсуждение, каким был, какой есть и каким хочет стать ребенок.

3. Рисунок «ромашка желаний» -  у каждому ребенку раздается лепесток на котором он рисует свое желание - тест (вместе  закрепляю лепестки на стене).

4. Закончи предложения «Я обычно мечтаю….., мама обычно мечтает….., учительница обычно мечтает…и.т.д.»

5. «Мои достижения» Для этого упражнения используется мяч. У кого он в руках, рассказывает о том, что ему удалось в жизни. Например: «Кататься на велосипеде», «Подружиться  с мальчиком, с которым хотелось», «Научится играть в шашки» и т.д.

НОЯБРЬ

Занятие 5: 

Тема «Важное упорство. Доделай до конца»

Теория. Беседа «Воля» Какого человека можно назвать волевым? Можно или нет воспитывать волю? Может кто-нибудь знает как?

Практика.        

1.Чтение произведения.

2. «Паровоз» Упражнение выполняется в тройках. Паровоз и вагон идут с закрытыми глазами. Всем управляет машинист, он стоит по середине и управляет всем движением состава. Обсуждение. Как это быть паровозом, машинистом и вагоном.

3. «Закончи сказку» Задание: мальчик всегда и все доделывает до конца!

Однажды мальчик шел из школы домой. Ступая по тротуару, он очень внимательно смотрел себе под ноги, чтобы быть уверенным, что не наступил ни на одну букашку. Это был очень добрый мальчик. Он не хотел никому причинить вреда. Неожиданно он остановился. Прямо у его ног лежала, сверкая под лучами солнца, абсолютно новая монета. «Ух, ты» - воскликнул мальчик и поднял монету. «Сегодня должен быть, счастливый день», - подумал он. А монета была действительно красивой, - на одной ее стороне было изображено дерево, а на другой – диковинная птица. На самом деле это были волшебная монета, но мальчик, конечно же, об этом не знал. Как только он опустил монету себе в карман, он почувствовал что-то весьма странное. Ему показалось, что он становится все меньше и меньше, и это чувство не покидало его, пока он не сделался совсем крошечным человеком – ростам в два дюйма, то есть 5 см…

Обсуждение: Если бы вы были этим маленьким мальчиком, о чем бы вы сразу подумали? Что скажет мама, когда он придет домой? Что подумают домашние звери? Как он будет есть? И что? Как он будет спать? Что с ним будет дальше? Как ему теперь выбраться из этой сложной ситуации?  (на этот вопрос вам нужно ответить рисунком.)

Практика. «Глина» Каждый берет себе кусок глины нужного количества для лепки скульптуры (любой предмет) Лепит. Остальные отгадывают, что это. Делятся впечатлениями о скульптуре партнеров, благодарят друг друга.

Занятие 6:

 Тема «Трудный лабиринт»

Теория. Предложить для рассматривания разные типы лабиринтов. Сравнить.

Практика.         

1. С помощью доски показать разные варианты лабиринтов. Предложить детям попробовать нарисовать на доске любой из лабиринтов.

2. На формате листа А3 нарисовать лабиринт. Дети распределяют кто что рисует, какая тематика, кто персонажи, где они будут стаять в лабиринте, какие препятствия и.т.д.   Обсуждение: Что удалось лучше всего? Что делать легко, а что трудно? Что понравилось больше всего? Поблагодарить группу за работу! Получившийся лабиринт повесть на стену.

3. «Слепой и поводырь» Дети делятся на пары. Один участник выходит и за дверью завязывает глаза. Ведущий расставляет препятствия, но кабинету. Заводят «слепова»,  и поводырь дает ему четкие инструкции как ему идти.

ДЕКАБРЬ

Раздел 3. Формирование волевых качеств

(4 занятия)

Занятие 7: 

Тема «Хочу - надо»

Практика.

1.Упр. «Игра с цифрами» на что похожа цифры?

2.Нарисовать придуманные цифры и их функции.

3.Придумать с ребятами сказку «про цифры», обыграть ее с помощью рисунков.

Занятие 8: 

Тема Планета «Успеха»

Теория. Путешествие по планете «Успеха».

Практика.

1.Упр. «Мои достижения» - перебрасывание мяча.

2.Упр. «Я – это…» - обведение ладони и на каждом пальчике написать свои положительные качества.

3.Упр. «Комплимент» - проговорить другому ребенку качества характера, которые нравятся тебе в виде комплимента.

4.Игра «Скульптура» - групповое создание скульптуры, олицетворяющую успех, достижение в делах, удачу.

ЯНВАРЬ

Занятие 9: 

Тема «Мои достижения»

Практика.

1.Упр. «Зеркало» - изобразить с помощью жестов, мимики, позы свое достоинство.

2.Лепим два сюжета, что мне помогает добиваться успеха, какой «Я» - успешный.

3.Выставка работ.

Занятие 10: 

Тема «Законченные дела. Хозяин своего  «Я»

Теория. Обсуждение упражнения каждый вспоминает свои дела, которые нужно закончить (домашнее задание доделать незаконченное дело).

Практика.

1.Упр. «Настроение» - дети выбирают на подготовленных заранее рисунках соответствующее настроение, рассказывают о нем. Детям с грустным настроением дарится радостные картинки с пожеланиями.

2.Упр. «Закончи дело» - волшебный сундук с незаконченными делами. Ребята достают задание, которое нужно выполнить.

Теория. Обсуждение домашнего задания. Чтение рассказа – «Не держания себя в руках, и, не зная меры» из книги Григорий Остера «Нарушение правил вежливости, приличия, этикета и др.» – кто тоже придерживается такого поведения?

Практика.

Упр. «Волшебный ящик» - участники достают ситуации, которые нужно закончить.

ФЕВРАЛЬ

Раздел 4. 

Эмоции (4 часа)

Занятие 11: 

Тема «Умение владеть собой»

Теория. Понятие «воля», «терпение», «самоконтроль».

Практика.

1.Упр. «Волшебный ящик» - участники достают задание на выражение чувств, затем изображают его, остальные угадывают.

2. Рисуем  вместе запрещающий знак «СТОП» и договариваемся, что как только ребенок почувствует, что начинает сильно сердиться, то сразу достанет этот знак и скажет вслух или про себя «Стоп!» Педагог сам тоже можете попробовать использовать такой знак для обуздания детского, и своего гнева. Использование данной методики требует тренировки в течение нескольких дней, чтобы закрепился навык.

3.Упр. «Стоп, подумай, действуй» - объединение   в   группу    и    совместное решение ситуации.

Занятие 12: 

Тема  «Мы смеёмся»

Практика.

1.Упр. «Закончи предложение» Я люблю играть… Мы смеёмся, когда….

2.Расказы детей самая смешная история, которая произошла с тобой.

3.Танцевальная терапия – упр. ведущий показывает движение все остальные повторяют, движение с закрытыми глазами, движения на тему: игрушки, цыганка, мячики и.т.д.

МАРТ

Занятие 13: 

Тема «Мне стыдно. Я боюсь»

Практика.

1.Упр. «Закончи предложение» Мне бывает стыдно, когда… Стыд это …. чувство.

2.Упр. «Волшебный ящик» - картинки с ситуациями, обсуждение.

3.Рисунок «Мне стыдно» обсуждение какую ошибку я больше не буду совершать, как надо было сделать правильно.

4.Игра «Знайка» - тема: «Чего боятся люди».

5.Упр. «Продолжи сказку» - ведущий задает начало, дети продолжают.

6.Рисунок «Кто помогает преодолеть страх», обсуждение.

Занятие 14: 

Тема «Эмоции в нашей жизни»

Теория. Понятие контроля и самоконтроля. Как контролировать эмоции.

Практика.

Разминка: 1.Упр. - сильно сжать кулаки, напрячь мышцы рук, затем постепенно расслабляться, «отпуская» негатив.

2.Упр. -  представить себя львом! «Он красив, спокоен, уверен в своих силах, голова гордо поднята, плечи расправлены. Его зовут как тебя (ребенка), у него твои глаза, тело. Ты – лев!»

3.Упр. - Сильно-сильно надавить пятками на пол, все тело, руки, ноги напряжены; зубы крепко сцеплены. «Ты – могучее дерево, очень крепкое, у тебя сильные корни, которые уходят глубоко в землю, тебе никто не страшен. Это поза уверенного человека».

4.Упр. - начиная злиться, сделайте несколько медленных вдохов-выдохов или сосчитайте до 5-10.

5.Прослушивание спокойной музыки – учимся расслабляться.

6.Рисунок «Мои эмоции».

АПРЕЛЬ

Раздел 5 Взаимоотношения

 (4 занятия)

Занятие 15: 

Тема «Удобные друзья. Мой настоящий друг»

Теория. Диспут на тему: «Мой друг» - обсуждение кто может называться настоящим, а кто удобным другом.

Практика.

1.Упр. визуализация «Дружба» - Закройте глаза и представьте себя в качестве друга. Мы все можем быть хорошими друзьями, которые нам не безразличны, по крайней мере, некоторое время. Какой ты друг?

2. Представь, что ты дружишь сам с собой. С какими проблемами ты помог бы себе справится? Чем с тобой было бы интересно заниматься? Чем ты можешь поделиться с собой как с другом?

3.Рисунок «Я хороший друг, потому что…» Каждый может представить свое качество как друга как угодно, как комиксы, набор картинок, картинок – настроений.

4.Упр «Письмо пожеланий другу» - пишем и поучаем письма.

Занятие 16: 

Тема «Урок мудрости. Семья»

Теория. Что такое одиночество …. Для детей одиночество это -  …. Для взрослых одиночество это - …. Для пожилых людей одиночество это - …

Практика.

1.Упр. «Закончи предложение».

2.Упр. «Копилка трудных ситуаций» - решение ситуаций.

3.Игра «Знайка» - перебрасывание мяча.

4. «Волшебный сундук» - найди выход из ситуации. Когда у родителей плохое настроение?

5.Упр. «Письмо родителям»

МАЙ

Занятие 17: 

Тема «Этот странный взрослый мир. Договоримся»

Теория. «Закончи предложение» Взрослые это - … Дети отличаются от взрослых…  Когда я буду взрослым, я никогда не буду … Беседа на тему: «Какой должен быть настоящий друг?»

Практика.

2.Придумай конец сказки

3.Постановка придуманной сказки при помощи кукол.

4.Упр. «Приведи аргумент» - ведущий предлагает ситуацию нужно к ней подобрать доказательства.

5.Смешные истории из детства «Когда я плохо говорил»

6.Упр. «Переубеди» - надо отстоять свою точку зрения

Занятие 18: 

Тема «Учимся вежливо говорить. Мое настроение»

Теория. Сравнение вежливого и грубого человека. В чем отличия? Беседа на тему «Что такое настроение, и от чего оно зависит?»

Практика.

1.Упр. «Поделись добрым словом с другом».

2.Упр. «Зеркало» - изобразить добрые пожелания, и отзеркалить их.

3.Упр. «Волшебный ящик» - участники достают задание, остальные помогают.

4.Упр. «Определи настроение» - показать при помощи мимики и жестов.

5.Рисуем настроение и придумываем ему смешное название

ИЮНЬ

Раздел 6 Диагностика

(3 занятия)

Занятие 19: 

Тема «Я внимательный. Я легко запоминаю» - диагностика.

Теория. Тест: «Распределение внимания» Какая бывает память? – теоретический материал. Рекомендации «Как учить стихи»

Практика:

1.Упр. «Проверь внимание соседа» - найди изменения

2.Упр. «Сверхвнимание» - работа в группе

3.Ситуация – проба «Внимание».

4.Упр. «Наши воспоминания» - смешные истории из детства

Занятие 20: 

 Тема «Острый ум» - диагностика мышления.

Теория. Беседа «Как происходит процесс мышления». Рекомендация: «Как пользоваться своим воображением»

Практика:

1.Упр. «Сходство и различия пар слов» - сравнение

2.Упр. «Выделение частей из целого» - анализ

3.Упр. «Назови одним словом» - обобщение

4.Операция «Абстрагирование» - взгляд на ситуацию абстрактно

5.Упр. «Дорисуй круги» 16 кругов их нужно дорисовать не повторяясь

ИЮЛЬ

Занятие 21: 

Тема «Урок спонтанности»

Теория: Беседа «Что такое спонтанность, когда люди бывают спонтанны?»

Практика.

1.Упр. «Мои мечты» - работа в тетрадях.

2.Упр. «Шаг к мечте» - работа  в тетрадях.

3.Упр. «Я достоин» - закончи предложение

Раздел 7 «Галактика профессий»

(3 занятия)

Занятие 22: 

Тема «Профессия и любимые занятия. История профессий. Характеристика профессий»

Теория: Диспут на тему «Может профессия быть любимым занятием?» Рассказ - Откуда появились профессии. Беседа «Профессионально важные качества»

Практика

1.Упр. «Ассоциации»

2. Игра «Ты - мне, я – тебе»

3.Подвижная игра «Жмурки»

4.Упр. «Угадай профессию»

5.Тест для определения мотивации на учебу.

6.Обсуждение результатов.

АВГУСТ

Занятие 23:

Тема «Классификации профессий. Человек –художественный образ. Человек – техника. Человек – человек»

Теория Что такое классификация? Типы профессий. Знакомство с профессиями типа «Человек- художественный образ». Знакомство с профессиями типа «Человек-техника». Знакомство с профессиями типа «Человек-человек».

Практика.

1.Практическая работа. Определение профессионально важных качеств художника, артиста, певца, танцора.

2.Практическая работа. Определение профессионально важных качеств архитектора, строителя, инженера-конструктора.

3.Рассказы детей о своей первой учительнице.

Занятие 24:

Тема «Познай профессию. Человек – знаковая система. Путешествие по планете Ребус»»

Теория. Знакомство с профессиями типа «Знаковая система». Беседа «Что такое ребус? История появления. Виды ребусов»

Практика.

Практическая работа. Определение профессионально важных качеств переводчика, топографа, чертежника, программиста, секретаря-машиниста.

Рисование дорожных знаков.

Топографические знаки.

Игра «Закодируй сказку»

1.Упр. «Зашифруй слово»

2.Упр. «Дорисуй предмет»

3.Разгадывание ребусов

         

Список литературы

  1. Селевка Г.К., «Реализуй себя» Изд. 2-е.М: Народное образование, НИИ школьных технологий 2006.112с (Серия «Самосовершенствование личности»)
  2. Селевка Г.К., «Найди себя». Изд. 2-е. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий 2006. 96с.  (Серия «Самосовершенствование личности»)
  3. Селевка Г.К., Тихомирова Н.К., Левина О.Г., «Сделай себя сам» Изд. 2-е. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий 2006.112с (Серия «Самосовершенствование личности»)
  4. Смекалова Е.М., «Школа лидеров» Методические рекомендации. – М: Т.Ц Сфера 2006. 96 с. (Воспитание в школе)
  5. Моисеев А.А. Завьялова Ж.В., Работа с возражениями и сопротивлениями – СПб.: Речь, 2005 – 96с
  6. Рыбакова С.П., Арт – терапия для детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. – CПб; Речь, 2007. – 144с.
  7. Кротов В., Сказочная педагогика: «Капризы и обиды» – М.: Издательство «Книголюб»; 2007. 52 с. (Психологическая служба)
  8. Шилова Т.А, «Диагностика психолого – социальной дезадаптации детей и подростков» Практическое пособие. – М: Айрис – пресс 2004. -112с. – (Библиотека психолога образования).
  9. Никольская И.М. Бардиер Г.А., Уроки психологии в начальной школе из опыта работы. СПб, Рига ПЦ «Эксперимент» 1996. 80 с.
  10.  Баталова А.В., Диагностика черт личности и акцетуации: Практическое руководства. – М.; Психотерапия, 2006. – 288 с.
  11.  Шевченко М.Ф., Тренинг «Профориентация для старшеклассников» - СП.б.; Речь, 2007. – 168 с.
  12.  Бардиер Г., Никольский И., «Что касается меня…Сомнение и переживания самых младших школьников» - СП.б , Речь, 2005 – 208 с.
  13. Овчарова Р.В., Практическая психология в начальной школе. – М.; Т.Ц. Сфера,2005. – 240с.
  14. Татинг Ч.Г., Пакет П., «Познавательные игры для детей 3 - 12 лет» \ Татинг Ч.Г., Пакет П. пер с англ. Т.А. Попкова – 2 – е изд. – Мн.: «Попурри», 2007 – 192с  
  15. Библиченко М.М., Сборник лучших медитаций на расслабление и оздоровление \ М.М. Библиченко.  – Ростов н\Д; Феникс, 2007 – 221 с., (Психологический практикум).
  16.  Овчарова Т.Н., «Личность и мышление ребенка» - диагностика и коррекция. – 4 – е изд. М.: Академический Проект, 2004. – 192 с. – (Серия «Руководство практического психолога»).

Приложение 1

  ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ (к плану)

«Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

 Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели

 И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели»

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки.

Кто высоко так шагал ─

Не споткнулся, не упал.

Птички в гнёздышке сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонько все летят.

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки - балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе все в кружок ─

Получается снежок.

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.

Ветер дует нам в лицо.                            ( Машут руками на лицо.

Закачалось деревцо.                                 Качаются из стороны в сторону.

Ветер тише, тише, тише.                           Приседая, машут руками вверх- вниз.

Деревцо всё выше, выше.                         Тянутся вверх.)

Приложение 2

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (к плану)

Вот помощники мои,                       (Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать.

Их как хочешь поверни.                   Ладони повернуть вниз.

Хочешь эдак, хочешь так                 Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха.)

Не обидятся никак.                                        

Дерево

«У дерева ствол, на стволе много веток,
А листья на ветках зеленого цвета»

Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

Зайка и ушки

«Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат»

Пальчики в кулачок.    

Выставить вверх указательный пальцы. Ими шевелить в стороны

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос.

Значит, надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть.

Лодка

«Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки»

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

Строим дом

Целый день тук да тук -

Раздается звонкий стук.

Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам.

Молоточки стучат,

 Стучать кулаком о кулак.

Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).

Пальцы соединить, показать "крышу".

Вот какой хороший дом,

Сжимать-разжимать пальцы.

Как мы славно заживем.

Вращать кисти рук.

Елка

«Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи»

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.

Собака

«У собачки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик»

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

Пароход

«Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка»

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

Упражнение - игра «Зайчик»

Цель: развитие общей моторики, пространственной ориентировки, произвольного внимания.

Обращение взрослого к ребенку: «Прыгай на двух ножках, как зайчик, на шарики-цветочки по моей команде (справа, слева, вперед, назад, указание цвета)».

Игра «Стань птицей»

Если у детей накоплено достаточно представлений о повадках птиц, им можно предложить «стать птицами», выполняя задания:

—ходим важно, как голубь;

— прыгаем, как воробей;

— сели на дерево, стучим, как дятел, ищем червяков;

— полетели, как синички на кормушку, сели, посмотрели вокруг, взяли зернышко, полетели, сели на ветку, смотрим по сторонам;

— летим, как сова, бесшумно между деревьями, высматриваем мышек;

— ходим, как ворона.

Приложение 3

РЕЛАКСАЦИИ (к плану)

Цель релаксаций: выполнение релаксационных упражнений способствует успокоению, ребёнок становиться уравновешенным, а также позволяет ребенку отдохнуть после мышечной и умственной деятельности. В результате ребенок лучше владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.

Упражнение на релаксацию «Погреем руки»

Эстафетная палочка в руках. Соединить ладони и катать палку. Это упражнение оказывает положительное воздействие на внутренние органы.

Упражнение на релаксацию «Золотая рыбка»

 Ход: Первый вариант - ребенок лежит на животе, второй вариант - на спине. Руки выпрямлены, вытянуты вверх. Играющий выполняет синхронные движения ногами и руками - как-будто плывет.

Упражнение на релаксацию «Звездочка»

Цели: мышечное расслабление; развитие общей моторики, пространственной ориентировки.

Условия для занятия: ребенок лежит на напольном мягком покрытии.

Дополнительный материал для занятия: звезды, вырезанные из бумаги.

Обращение взрослого к ребенку: «Посмотри на небо. На небе очень много звезд. Представь, что ты тоже звездочка и тебе надо подружиться с другими звездами, чтобы с ними играть. (Фигуры звезд взрослый располагает на расстоянии таким образом, чтобы ребенок смог до них дотянуться левой/правой рукой/ногой, сделав определенное усилие.) Дотянись до звезды правой/левой рукой/ногой, не меняя положения тела».

Упражнение на релаксацию «Путешествие»

Цели: улучшение эмоционального состояния; развитие произвольного внимания и воображения; развитие словаря и устной речи, умения прислушиваться к своим ощущениям; закрепление умения передавать свои чувства и ощущения в связной речи.

Условия для занятия: ребенок сидит на детской подушечке с гранулами

Обращение взрослого к ребенку: «Перед тобой небо со звездами. Одна из звездочек приглашает тебя в гости к себе на небо. Представь, что ты сидишь на этой звездочке. Почувствуй, как ты удобно на ней расположился. Звездочка медленно поднимается в небо, ветер обдувает твое лицо, волосы. Дыши легко и глубоко. Тебе нравится лететь и смотреть на звезды: большие и маленькие, яркие и мерцающие, белые и желтые, синие и оранжевые. Но скоро наступит утро, и звездочка везет тебя домой. Скажи "спасибо" звездочке за путешествие, помаши ей рукой. Теперь потянись и выпрямись.

Расскажи, что ты представил во время своего путешествия на звездочке. Какие чувства и ощущения ты испытал? Что волшебное или чудесное с тобой произошло?»

Упражнение на релаксацию «Лучики солнца»

Цели: создание психологического комфорта, положительного эмоционального состояния; снижение уровня тревожности.

Условия для занятия: ребенок лежит на напольном мягком покрытии.

Обращение взрослого к ребенку: «Представь, что ты лежишь на мягком теплом песке. Тебе от песка тоже тепло. Лучики солнышка гладят тебя по лицу, шее, рукам, ногам. Руки отдыхают, ноги отдыхают. Дыши легко и глубоко. Лучики солнца скользят по коже. Тебе очень приятно. Но пришла пора вставать, потянись и улыбнись».

релаксация  «Апельсин (или лимон)»

Ход: Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатили апельсин, пусть они возьмут апельсин в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8 – 10 сек.)

«Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок), ручка теплая... мягкая…отдыхает…)

Затем апельсин подкатили к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнение 2 раза (при этом поменять фрукты).

релаксация «Цветочек»

Ход: Потянуться вверх, подняв руки и напрягая мышцы всего тела, изображая, как «цветочек растет и тянется к солнышку».
Затем последовательно уронить кисти, изображая, что «солнышко спряталось, и головка цветка поникла», расслабить предплечья, согнув руки в локтях — «стебелек сломался», и, сбросив напряжение с мышц спины, шеи и верхнего плечевого пояса, пассивно наклониться вперед, подогнув колени — «цветочек завял».

релаксация «Сосулька»

Ход: Из положения «сидя на корточках» медленно подниматься вверх, представив, что сосулька «растет», поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело, — сосулька «выросла». После команды логопеда: «Солнышко пригрело и сосулька начала таять» медленно опускать руки, расслабляя все тело, опускаться вниз, сесть на пол, а затем и лечь, полностью расслабившись, — «сосулька растаяла и превратилась в лужу». Обратить внимание на приятное ощущение расслабления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит социально-педагогическую направленность. Уровень освоения програм

Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из  целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит...

Дополнительная образовательная программа «УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ» Программа рассчитана для детей 6-7 лет Срок реализации: 1 год

АннотацияПрограмма дополнительного образования «Учимся правильно говорить» разработана для детей 5 – 6 лет. Главной целью ее – подготовить детей к школе. Занятия проводятся как групповые, где игры и з...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебные нитки» для детей младшего школьного возраста специальных (коррекционных) классов VIII вида

Дополнительная образовательная программа «Волшебные нитки» создана с целью развития мелкой моторики и реализации творческих способностей у детей с ОВЗ. Работа занятия планируется так, чтобы она не дуб...

Дополнительная образовательная программа «Путешествие в страну Экологию» (окружающий мир для детей 7-8,срок реализации программы –1год

Курс по дополнительной образовательной программе «Путешествие в страну Экологию» для детей начальной школы (7-8лет) является интегрированным курсом, имеет образовательно-развивающую, экологическую нап...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВЕСЕЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» Возраст детей: с 1 класса Срок реализации программы: 1 год

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА«ВЕСЕЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» Возраст детей: с 1 классаСрок реализации программы: 1 год...

Программа платных дополнительных образовательных услуг по подготовке детей к школе «Раз ступенька, два ступенька…» (общеразвивающей направленности) для детей дошкольного возраста 6 лет.

Рабочая программа по  подготовке детей к школе  составлена в соответствии и на основании  следующих нормативно - правовых документов:  Ффедерального государственного образоват...