конспект внеурочного занятия "Семья и Отечество в моей жизни"
план-конспект занятия (3 класс)
Цель: создание педагогических условий для осознания обучающимися ценности семьи и Отечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_semya_i_otechestvo_v_moey_zhizni.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2
Конспект внеурочного занятия
Тема: «Семья и Отечество в твоей жизни»
Учитель: Горинская М.В
г. Апшеронск 2024
«Семья и Отечество в моей жизни»
Цель: создание педагогических условий для осознания обучающимися ценности семьи и Отечества.
Задачи:
- определить роль и значимость семьи, Отечества в жизни каждого человека;
- формировать представления о семейных ценностях и их значении для личности и российского общества (Отечества);
- формировать личностное отношение обучающихся к социальным и семейным ценностям;
- определять взаимосвязь семейных ценностей и ценностей российского общества в целом;
- развивать умение анализировать информацию, аргументировано высказывать свою точку зрения;
- выявлять духовные ценности, сформировавшиеся в семьях обучающихся;
- формировать ценностные ориентиры обучающихся по отношению к семье, к Отечеству.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Введение в ситуацию.
СЛАЙД 1 «Заставка «Семья»
Учитель:
- Международный день семьи – 15 мая, учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1994 году. Согласно «Толковому словарю» С. И. Ожегова семья – это «группа живущих вместе близких родственников», семья – это «объединение людей, сплоченных общими интересами».
- А как вы понимаете это слово «семья»?
- Дорогие ребята, сегодня мы будем говорить с вами о двух самых главных ценностях в жизни каждого человека: о СЕМЬЕ и ОТЕЧЕСТВЕ.
3. Беседа «Что такое семья»?
СЛАЙД 2 (ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ)
Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Отечество − страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит. Понятие «Отечество» часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к отечеству особое чувство, которое сочетает любовь и чувство долга.
- Подумайте, что сближает эти два понятия.
Высказывания учащихся (примерные ответы: любовь, долг, ответственность, что-то родное, близкое, дорогое, ценное).
Учитель
- Давайте немного поиграем в ассоциации (слова близкие по смыслу). Первая группа подбирает слова – ассоциации к слову Семья, вторая – к слову Отечество.
(Каждой группе выдается лист с ромашкой, на лепестки которой каждая группа должна вписать ассоциации).
(В итоге участники урока должны прийти к выводу, что СЕМЬЯ и ОТЕЧЕСТВО - близкие по смыслу слова, их сближают общие ценности и принципы, на которых они держатся).
Например, любовь, долг, близкие, родное, тепло, истоки, начало.
Учитель
- Прекрасно. А теперь я вам предлагаю послушать поэтические строчки о семье.
СЛАЙД 4 (СТИХОТВОРЕНИЕ)
А дом, заставленный добром,
ещё не дом.
И даже с люстрой над столом –
ещё не дом.
И на окне с живым цветком –
ещё не дом.
И даже с чайника баском –
ещё не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
так эта истина понятна и проста:
что от ладоней до окна наполнен дом
твоим теплом, твоим теплом.
Все вещи тихо растворила темнота,
и стала комната бездонна и пуста.
И среди этой первозданной пустоты
весь мир мой – ты, и дом мой – ты.
Анна Суслова
- О каком же тепле идет речь?
- Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?
(Заслушиваются варианты ответов учащихся).
Примерные ответы: дом – это люди, которые живут рядом с нами, это тепло, которое мы дарим друг другу.
4. Викторина «Вопросы о семье».
- Ну а сейчас мы немного поиграем, отвечая на вопросы о семье.
1. Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносит сор из избы.)
2. Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … назовите пропущенный глагол. (Гореть.)
3. В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»? (« Снежная Королева ». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)
4. В какой сказке К.И. Чуковского именины заканчиваются свадьбой? («Муха-Цокотуха».)
5. Геометрический символ брака – это… (Два кольца.)
6. Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)
7. Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра.)
8. Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра.)
9.Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника? (Мать-и-мачеха.)
10. В каком месяце отмечается Международный день семей? ( в мае).
(Заслушиваются варианты ответов учащихся).
Примерные ответы: дом – это люди, которые живут рядом с нами, это тепло, которое мы дарим друг другу.
Учитель
- Конечно, в наших сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, - это любовь к Дому своему и к своей Родине.
- Дом – это не только то место, куда мы возвращаемся каждый вечер после трудового дня. Дом – это то место, где тебе все родное, близкое, дорогое. Где ты чувствуешь безграничную любовь и заботу.
Предлагаю вам послушать стихотворение Владимира Натановича Орлова, которое так и называется «Родное».
СЛАЙД 5 ЗАСТАВКА «РОДИНА»
СЛАЙД 6 СТИХОТВОРЕНИЕ
Я узнал, что у меня
Есть огромная семья —
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок!
Речка, небо голубое —
Это все мое, родное!
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!
В.Н. Орлов
5. Практическая часть: Проект «Наш дом».
Учитель: От этих строк веет теплом и любовью.
А как создать Тепло нашего Дома? Как же построить такой Дом, где царят тепло, уют и любовь? С чего начать? Предлагаю вам поиграть в «строителей».
Класс условно делится на три группы.
* Задание для первой группы: Ваши кирпичики будут составлять стены нашего дома. На «кирпичиках», предложенных вам, нужно записать как можно больше слов, которые «приходят в голову» в связи с данным словом «Дом».
Дом- это….(крепость, очаг…)
* Задание для второй группы: предложить несколько этических понятий, которые составляют «фундамент» Дома (записать на «кирпичиках»).
Взаимопонимание…(Что вы еще можете предложить для крепости семейных отношений?)
* Задание для третьей группы: Вы будите строить крышу дома. Создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье, ведь их тем больше, чем индивидуальнее люди. Нынешняя жизнь ждет от нас куда больше усилий, куда больше отказа себе в чем-то, куда больше внимания к каждому, самому мелкому шагу семьи.
Итак, что можно, что нельзя.
Учитель:
- А теперь, когда наш «строительный материал» готов, построим Дом. «Прораб» каждой группы «защищает» свой проект. Допускаются дополнения.
- Наш Дом построен, пора сказать: «Приходите к нам в гости!» Удача празднования зависит не только от подаваемых кушаний и напитков, но и от царящей при этом атмосферы. приятная остроумная беседа, непринужденное веселье, радостное оживление - вот непременные спутники. Конечно, многое зависит от гостей, но главную роль все же играют хозяева Дома и то, на каких ценностях основывается жизнь семьи.
6. «Семейные ценности».
СЛАЙД 7 «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ» (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
Культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия
Задание: Составьте словарь семейных ценностей. Обсудите в группе, какие духовные семейные ценности вы запишете ИХ НА ЛИСТОЧКАХ. Наполним ими наш Дом.
СЛАЙД 8 «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ» (схема)
- К чему может привести отсутствие семейных ценностей?
- Могут ли быть данные ценности значимыми для всей страны (Отечества)?
- Насколько значимы ценности семьи для судьбы Отечества? Свой ответ аргументируйте.
- Какую роль играют данные ценности в вашей жизни?
- Какую роль играют данные ценности в жизни страны?
- Докажите, что семья – это опора Отечества.
7. Обсуждение проблемной ситуации. Рефлексия.
Учитель:
- Вот мы и построили с вами наш идеальный, крепкий Дом. Мне кажется, что в таком доме хочет жить каждый человек. И только от нас зависит, будет ли наш реальный дом соответствовать этому идеалу.
- Что нам нужно сделать для этого?
(Высказывания учащихся. Например, быть ответственными, любящими, заботливыми и т.д.).
СЛАЙД 9 ЗАСТАВКА «СЕМЬЯ»
8. Подведение итогов.
- Я в свою очередь хочу выразить вам благодарность за участие. Мне очень хочется вам пожелать, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Семья и Отечество в моей жизни"
Классный час...
"Семья и Отечество в моей жизни"
Задачи: актуализация знаний учащихся о членах семьи, о значении семьи в жизни человека, о роли матери и отца в семье, знакомство с понятиями «семья», "Отечество"....
Единый всекубанский классный час "Семья и Отечество в моей жизни"
Единый всекубанский классный час "Семья и Отечество в моей жизни" посвящен последнему звонку. К разработке прилагается презентация....
Единый Всекубанский классный час "Семья и отечество в моей жизни"
Тема: Семья и Отечество в моей жизни.Цель: Определить понятие «семья», формировать уважительное отношение к семье, провести параллель между Семьёй и Отечеством, помочь в осознании обучающимися е...
Классный час в 4 классе Семья и отечество в моей жизни
Конспект предназначен для проведения классного часа в 4 классе по теме "Семья и Отечество в моей жизни". Цели данного мероприятия: развитие творческих способностей учащихся, формирование ценност...
СЕМЬЯ и ОТЕЧЕСТВО В МОЕЙ ЖИЗНИ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЕДИНОМУ УРОКУ...
Классный час "Семья и Отечество в моей жизни"
конспект классного часа по формированию представления обучающихся о понятии семьи - как неотъемлемой части Отечества....