Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Я в мире, мир во мне"
рабочая программа (3 класс)
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Я в мире, мир во мне". Составлена на основе идей Л.Н. Толстого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_v_mire_mir_vo_mne_a.docx | 82.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по внеурочной деятельности
начального общего образования
«Я в мире, мир во мне»
Направление: духовно-нравственное Вид: познавательное Возрастная группа: 9-10 лет Срок реализации:1 год | Составители: Никульшина А.А. |
Челябинск, 2024
ОГЛАВЛЕНИЕ
| ||
Пояснительная записка | 3 | |
Учебно-тематический план | 10 | |
Содержание изучаемого курса | 13 | |
Мониторинговая карта результатов освоения программы внеурочной деятельности «Я в мире, мир во мне» | 16 | |
Материально-техническое обеспечение Учебно-методическое обеспечение | 20 21 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ | 23 |
«И воспитание, и образование неразделимы.
Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно».
Л.Н.Толстой
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления учащихся начальной школы «Я в мире, мир во мне» разработана в соответствии с требованиями: Закона «Об образовании» ФГОС НОО; концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а так же на основе педагогического наследия Льва Николаевича Толстого.
Данная программа направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие личности учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Программа реализуется в образовательным учреждении во внеурочной деятельности учащихся начальной школы.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие – это осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Актуальность программы. Актуальность данной программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании, как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития личности ребёнка младшего школьного возраста в социуме. Формирование духовности, системы нравственных установок и ориентиров, важное стратегическое направление работы современной начальной школы в условиях ФГОС НОО. Одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Педагогические инновации, обусловленные изменениями социальной воспитательной среды и участников образовательного процесса – это поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс, творческое переосмысление педагогического наследия. Именно таким значимым для современных систем воспитания, требующим творческого переосмысления является педагогическое наследие Л.Н. Толстого и роли. Одна из значимых идей педагогического наследия Л. Н Толстого - идея гуманизма в обучении и воспитании детей. Эти слова должны стать принципом педагогической деятельности каждого учителя - любить ребенка, так как без этого невозможно воспитать гуманную душу человека. Задача школы, семьи, общества - развивать в человеке гуманистические задатки и потребность жить согласно идеям сохранения и продолжения жизни. Школа должна стать школой реального бытия человека и в то же время работать на перспективу духовного обновления. Именно такая возможность кроется в самом содержании учения Льва Николаевича Толстого. Согласно концепции Л. Н. Толстого, ребенок, сохраняя свободу выбора, делает осознанный шаг в сторону нравственных ориентиров, нарабатывая свой путь жизни. Л. Н. Толстой по-новому взглянул на мир ребенка. Он показал, что взгляд взрослых на ребенка должен быть подлинно гуманистическим, то есть содержать в своей основе любовь как способ мировосприятия и мироотношения. Теперь, столько лет спустя после смерти великого педагога, мы многое можем по-новому понять, оценить; Л. Н. Толстой предстает перед судом времени в величии своего гуманизма и мудрости. Его имя как великого педагога-гуманиста бессмертно.
Младший школьный возраст - очень важный период в становлении личности ребенка. Дети быстро растут, развиваются, постигают моральные нормы общества, в котором живут. Очень важно, чтобы они научились жить среди сверстников. Чтобы у них были друзья, от которых можно получить поддержку своим интересам, одобрение при успехе, помощь в случае неудачи, сочувствие огорченному, радоваться успехам друзей. Эти качества пригодятся ему и в дальнейшей, школьной жизни, Но они не придут к ребенку сами собой. Их надо воспитывать. В младшем школьном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.
Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира., морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни.
Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли.
Современный национальный воспитательный идеал: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России на основе педагогических идей Льва Николаевича Толстого. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и развитие качеств развития личности и воспитанности у младших школьников.
Данная программа может быть применена в школах, как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов и параллелей.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся начальной школы «Я в мире, мир во мне» ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду, усвоения социального опыта воспитанниками основного образовательного учреждения.
Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития воспитанников обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия воспитанника с другими детьми и другими взрослыми. Партнерские отношения, сопричастность взрослого воспитателя к делам и поступкам детей ,разработка занятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков - это и многое другое учитывается в программе «Я в мире, мир во мне»
Основная цель: создать социально-педагогические условия для воспитания, развития и становления личности младшего школьника способного сознательно выстраивать отношение к себе, своей семье, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов.
Планируемые результаты освоения учащимися программы «Я в мире, мир во мне»
Личностные результаты: становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, осознание ценности человеческой жизни, потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; владение коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях.
Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Предметные результаты: проявление обучающимися гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; проявление навыков трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; сформированность ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Программа составлена для учащихся 3-х классов.
Общая продолжительность реализации программы - 1 год.
Данная программа ориентирована на раскрытие позитивных аспектов организации доброжелательного климата в детском коллективе, оптимистический прогноз поведения учащихся через психологическую установку на уважение к окружающим и друг другу, на эмоциональное тепло и взаимопонимание, при котором никто не будет обижен и обделён вниманием. Методические приёмы направлены на совместный поиск путей предотвращения конфликтов и определение достойных способов выхода из создавшихся конфликтных ситуаций. Необходимо терпеливо учить школьников находить корректные способы реагирования на недостойное поведение других, формировать и развивать умение детей прощать, проявлять снисходительность, благородство, терпимость.
Важно, чтобы в процессе обучения ребенок усвоил этические нормы отношений между людьми. Для этого надо развивать у него навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, учить понимать чувства другого, общаться и взаимодействовать в группе, дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи, контролировать свое поведение, сознательно им управлять, быть смелым и уверенным в себе в разных жизненных ситуациях.
Различные формы практического включения детей в упражнения, игры, творчество, эксперимент, деятельность должны способствовать приобщению растущего человека к нормам воспитанности, формированию эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям, развитию коммуникативных и социальных навыков, умений и опыта общения, необходимых для правильного поведения в обществе и личностного развития.
Предполагается, что знания о приемах, средствах и методах вежливого общения, полученные на занятиях данного раздела, дадут детям представление об искусстве человеческих взаимоотношений, позволят воспитывать в них добрые и искренние чувства к близким людям, одноклассникам, знакомым. Они научат детей понимать эмоциональное состояние собеседника, правильно выражать свои мысли и чувства, ценить хорошие отношения и получать радость от общения с окружающими людьми, проявлять о них заботу и предлагать им посильную помощь
Л.Н.Толстой вошел в историю русской педагогики как крупнейший оригинальный педагог-мыслитель и новатор. Л. Н. Толстой ведет нас путями педагогических исканий, нацеливает на учет важнейших педагогических принципов.
Принципы обучения при реализации образовательной программы:
- Принцип сознательности и активного обучения - если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать.
- Принцип самостоятельного и деятельного подхода к обучению - создания ситуации затруднения как средства активизации мыслительной деятельности учащихся, когда путем комбинирования известного предполагается нахождение нового.
- Принцип гуманистической ориентации воспитания – рассмотрение ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребенка.
- Принцип доступности и последовательности обучения (от простого к сложному) - использование учебного материала и средств наглядности должно осуществляться при соблюдении меры, места, постепенного изложения и разнообразия форм.
Принцип психологической комфортности - стремление к гармоническому развитию всех сил и способностей каждого ребенка.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Кол-во часов | В том числе | Формы организации деятельности учащихся при проведении занятий | ||
Теор. | Практ. | |||||
Раздел 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободе и обязанностям человека (7). | ||||||
1 | «Я - гражданин России» | 1 | 1 | - | Познавательное занятие с элементами беседы | |
2 | «Главный Закон Российской Федерации» | 1 | 1 | - | ||
3 | «Национальные традиции» | 2 | 1 | 1 | Праздник | |
4 | «История Урала в легендах и сказках» | 1 | - | 1 | Заочная экскурсия, виртуальный музей Фото - выставка | |
5 | «Посмотри, как хорош, мир, в котором ты живёшь». | 2 | 1 | 1 | Экскурсия | |
Итого: | 7 | 4 | 3 | |||
Раздел 2.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (12). | ||||||
6 | «Труд наших родных» | 1 | - | 1 | Проектная работа | |
7 | «Люби трудиться» | 1 | - | 1 | Субботник во дворе школы | |
8 | «Учение - мой труд. Как преодолеть трудности в учении?» | 1 | 1 | - | Занятие с включением проектной деятельности | |
9 | «Счастье люди не ищут, а делают» | 2 | 1 | 1 | Кинотеатр по детским произведения писателя Л.Н.Толстого | |
10 | «Чтение - лучшее увлечение» | 1 | 1 | - | Экскурсия в библиотеку | |
11 | «Учимся добрым делам у героев Л.Н. Толстого» | 1 | - | 1 | Творческая работа: Создание стенгазеты | |
12 | «Мир моих увлечений». | 2 | 1 | 1 | Творческая работа Конкурс | |
13 | «Мир духовности любимого писателя» | 1 | 1 | - | Интеллектуальная игра | |
14 | «Красивые и некрасивые поступки» | 2 | - | 2 | Драматизация | |
Итого: | 12 | 5 | 7 | |||
Раздел 3. Воспитание ценностного отношения к себе и другим людям (12). | ||||||
16 | «Путешествие по станциям этикета» | 1 | - | 1 | Викторина | |
17 | «Я мечтаю и ставлю цели" | 1 | - | 1 | Занятие с элементами проекта | |
18 | «Хочу, могу, надо в моей жизни» | 1 | 1 | - | Беседа | |
19 | «Путешествие на созвездие «Успех и достижение» | 2 | 1 | - | Творческая работа | |
20 | «Людей неинтересных в мире нет» | 2 | 1 | 1 | Творческая работа | |
21 | «Мне тепло рядом с тобой» | 1 | 1 | 1 | Беседа Групповая работа | |
22 | «Уважение. Как заслужить уважение?» | 1 | 1 | - | Беседа Работа с пословицами | |
23 | «Правда и ложь» | 1 | 1 | - | Групповая работа с ситуациями | |
24 | «Признательность и благодарность» | 1 | 1 | - | Творческая работа | |
25 | «Толерантность-основа добрых отношений» | 1 | 1 | - | Беседа | |
Итого: | 12 | 8 | 4 | |||
Итого выполнено: 33 часа |
Содержание изучаемого курса
Раздел 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (7 ч)
Занятие 1. «Я - гражданин России». Познакомить учащихся с понятиями: «государство», «гражданин», государственные символы страны: флаг, герб, гимн, развивать интерес к истории России.
Занятие 2. «Основной закон Российской Федерации». Раскрыть такие понятия, как: «закон», «конституция», познакомить с конституцией Российской Федерации. Формулировать законы класса.
Занятие 3. «Национальные традиции». Обсудить обычаи и традиции русского народа, а так же русские народные праздники. Расширить представление у детей о культурном богатстве и своеобразии традиций и обычай в России с помощью проведения праздника.
Занятие 4. «История Урала в легендах и сказках». Рассказ об интересных местах Урала и создание фото – альбома «Любимые уголки Уральской природы».
Занятие 6. «Посмотри, как хорош, мир, в котором ты живёшь».
Показать детям красоту родной земли. Проведение занятия-экскурсии по Челябинскому Арбату.
Раздел 2.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (12 ч)
Занятие 6. « Труд наших родных». Проектная работа по составлению каталога с описанием современных профессий.
Занятие 7. «Люби трудиться». Проведение субботника во дворе школы.
Занятие 8. «Учение - мой труд. Как преодолеть трудности в учении?». Обсудить с учащимися такие понятия, как понятия как «сотрудничество», «самостоятельность». Выполнение проектной деятельности о том, как преодолеть трудности в учении.
Занятие 9. «Счастье люди не ищут, а делают». Кинотеатр по детским произведениям Л.Н. Толстого.
Занятие 10. «Чтение - лучшее увлечение». Экскурсия в библиотеку.
Занятие 11. «Учимся добрым делам у героев Л.Н. Толстого». Создание стенгазеты добрых дел героев рассказов Л.Н Толстого. Выставка работ.
Занятие 12. «Мир моих увлечений». Дать представление о значении слова «хобби». Расширить кругозор детей, побудить к участию в различных кружках, секциях, к развитию своих способностей и талантов. Проведение конкурсной игры «Угадай хобби».
Занятие 13. «Мир духовности любимого писателя». Интеллектуальная игра по рассказам Л.Н.Толстого
Занятие 14. «Красивые и некрасивые поступки». Драматизация
«Мои духовные ценности» (от лица героев рассказа Толстого).
Раздел 3. Воспитание ценностного отношения к себе и другим людям (13 ч)
Занятие 15. «Путешествие по станциям этикета». Проведение викторины.
Занятие 16. «Я мечтаю и ставлю цели». Выяснить, что такое «мечта» и «цель», научить выявлять главное в жизни, научить ставить цели, а так же находить способы достижения целей. Выполнение стен – газеты «Совет, как работать с целью».
Занятие 17. «Хочу, могу, надо в моей жизни». Раскрыть детям представление о разнообразии и единстве понятий «хочу», «могу», «надо» в жизни человека; ознакомить учащихся с понятиями/ценностями «обязанность», «ответственность».
Занятие 18. «Путешествие на созвездие « Успех и достижение». Познакомить детей с судьбами выдающихся личностей, тем самым расширить кругозор учащихся; вывести формулу достижения успеха. Создание лестницы своих достижений.
Занятие 19. «Людей неинтересных в мире нет». Познакомить учащихся с понятием « самореализация», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, учить детей умению дать оценку идеям, поступкам людей, а так же развивать умение общаться и сотрудничать, формировать положительный образ «Я».
Занятие 20. «Мне тепло рядом с тобой». Раскрыть учащимся нравственные качества личности: «милосердие», «доброту», «добросердечность»; формировать представления о добрых словах и поступках.
Занятие 21. «Уважение. Как заслужить уважение?». С помощью беседы привлечь внимание детей к проблеме уважения друг другом, причинам уважения или отсутствия его, развивать умение чувствовать меру воспитанности собеседника, его отношение к другим людям и способность завоевать уважение окружающих
Занятие 22. «Правда и ложь» Познакомить учащихся с ценностью «правда» и понятием «ложь», распознавать эти понятия, проводить между ними различие.
Занятие 23. «Признательность и благодарность». Познакомить учащихся с ценностями «признательность» и «благодарность», формировать мотивацию достижения взаимного согласия с людьми, стремления помогать им, стимулировать потребность быть признательными и благодарными своим родителям, близким и родным.
Занятие 24. «Толерантность-основа добрых отношений». Раскрыть понятие «толерантность», научиться толерантности, с помощью игр развивать чувство самоуважения.
Мониторинговая карта результатов освоения программы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления
«Я в мире, мир во мне»
Критерии | Показатели | Инструментарий | Сроки проведения |
Личностные результаты: - осознавать себя гражданином России и частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, одноклассниками, друзьями. - испытывать чувство гордости за красоту родной природы. - вырабатывать в противоречивых жизненных ситуациях правила поведения. - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, трудолюбия, уважительное отношение к своему и чужому труду и его результатам, самооценки, и социальной мотивации. - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - воспитание нравственных качеств, -воспитание уважительного отношения к товарищам; | Планируемый воспитательный результат: -уважать личность и достоинства, доброжелательно относиться к окружающим; Планируемый воспитательный эффект: - ценностное отношение к творческому труду; - интерес к новому; - стремление к приобретению новых знаний и умений; - соблюдение норм и правил культуры труда. | Итоговый контроль УУД, приобретенных в результате изучения программы осуществляется в следующих формах: Диагностика уровня сформированности духовно-нравственных качеств личности и воспитанности у младших школьников (Приложение №1) педагогическое наблюдение индивидуальные, групповые, творческие работы |
В начале года Каждое занятие В каждом разделе |
Метапредметные результаты: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; - освоение способов решения проблем творческого характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; - готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Планируемый воспитательный результат: - положительное отношение к школе - мотивация интереса к труду, - участвовать в общественной жизни школы; ориентироваться в событиях, происходящих в стране и в мире; Планируемый воспитательный эффект: - самостоятельное суждение способов решения проблем творческого и поискового характера; - самостоятельная организация выполнения различных проектных и творческих работ; - потребность в общении со взрослыми и сверстниками; - эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; - ориентация на партнера по общению; - активная жизненная позиция; - умение слушать собеседника. | творческие и проектные работы учащихся индивидуальные, групповые, творческие работы педагогическое наблюдение Тест педагогическое наблюдение | В каждом разделе В каждом разделе Каждое занятие В темах разделов |
Предметные результаты: проявление обучающимися гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; проявление навыков трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; сформированность ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни | Планируемый результат: - развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; - знание основных моральных норм; Планируемый воспитательный эффект: - формирование моральной самооценки; -развитие доброжелательности, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе; - формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни | Диагностика уровня сформированности духовно-нравственных качеств личности и воспитанности у младших школьников (Приложение №1) Тест Анкетирование | В конце года В темах раздела В конце года |
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы «Я в мире, мир во мне» необходимы
следующие условия:
I блок – техническое оснащение:
-компьютер (1)
-проектор (1)
II блок- материальное оснащение специализированного помещения:
-доска (1)
-парта (30 шт.)
-стул (60 шт.)
III блок- канцелярия:
-бумага А4 (5 пачек)
-ватман (50)
-ластик (60)
-простой карандаш (60)
-ручка (60)
-фломастеры (40 пачек)
-цветные карандаши (40 пачек)
-цветной картон (30)
-цветная бумага (30)
-ножницы (60)
-клей (40)
Учебно-методическое обеспечение
Для обучающихся:
Розе Т.В. Большой словарь пословиц и поговорок для детей. – Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2010.
рассказы Л.Н. Толстого
- http://ruslit.traumlibrary.net/page/tolstoylev_c.html
Для учителя:
1. Архарова Л.И. [Праздники и классные часы на тему нравственности] / Л.И. Архарова // Архарова Л.И. Cценарии праздников, классных часов, игр, развлечений для начальной школы. – М., 2005. – с.58-65
2. Беспятова Н. К. Организация и содержание воспитательного процесса в школе: Методическое пособие / Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. – М., 2006. – c.70-77.
3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.- М.:Просвещение, 2010.-223с.- (Стандарты второго поколения)
4. Евладова Е.Б.,Логинова Л.Г. Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования. Методическое пособие ФГОС 15г.. - М.:2015. - 482 c
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя /А.Г.Асмолов [и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. -2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.-152с. – (Стандарты второго поколения)
5. Нравственное воспитание младших школьников // Начальная школа. - 2008. - N 5. - c.7-9, 11-14, 19-25, 28
- Интернет ресурсы:
1.Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/biblioteka
2. Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов. Режим доступа http://windows.edu/ru
3. Портал "Введение ФГОС НОО" http://nachalka.seminfo.ru/
4. Портал "Начальная школа" http://nachalka.edu.ru/
5. Сайт образовательной системы «Школа 2100» www.school2100.ru
Список использованной литературы
- Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
2. Борытко, Н. М. Духовно-нравственное воспитание: этический подход — 2012 — 19–23с.
3. Внеурочная деятельность: виды, формы организации, образовательные ресурсы – URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/12/16/vneurochnaya-deyatelnost-vidy-formy-organizatsii
4. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Стандарты второго поколения: внеурочная деятельность. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010. - 321 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.
6. Педагогическая деятельность и взгляды Л.Н. Толстого- ULR:
http://www.detskiysad.ru/ped/ped126.html
7. Педагогические идеи Л. Н. Толстого –URL:
http://murzim.ru/nauka/pedagogika/26678-pedagogicheskie-idei-In-tolstogo.html
8. Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления « В гостях у сказки» - URL:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/07/26/rabochaya-programma-k-kursu-
9.Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления « Моя малая Родина»- URL
http://mys-krkam.edusite.ru/p106aa1.html
10. Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Уроки нравственности»- URL
http://pedportal.net/nachalnye-klassy/raznoe/rabochaya-programma-duhovno-nravstvennogo-napravleniya-vneurochnoy-deyatelnosti-quot-azbuka-nravstvennosti-quot-1-4-klass-892582
11. Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Этическая грамматика»- URL:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/01/03/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-dukhovno
12. Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления « Я и моя Родина» - URL:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2015/07/22/rabochaya-programma-vneurochnoy
Приложения
Приложение 1
Диагностика сформированности нравственных понятий у младших школьников (автор М.И.Шилова)
Цель: выявить уровень сформированности у младших школьников нравственных понятий (доброта, внимание к людям, друг, дружба и т. д.)
Организация исследования: работа по опроснику (7вопросов); обработка результатов: высокий, средний, низкий уровень сформированности нравственных понятий по критериям, данным в методике
Вопросы для микроисследования:
- Что, значит, быть добрым?
- Кто в классе, по-твоему, самый добрый? Почему?
- Нравятся ли тебе добрые люди? Почему?
- Хотел бы ты быть добрым?
- Что значит «внимательный человек»?
- С кем ты дружишь из одноклассников? Почему?
- Что такое дружба?
- Как ты понимаешь, что значит «друг»?
Обработка результатов: за правильный ответ ставится 1 балл. Интерпретация результатов: от 6-8 правильных ответов - высокий уровень сформированности нравственных понятий; От 4-6 – средний уровень сформированности нравственных понятий; Ниже 4- низкий уровень сформированности нравственных понятий;
Приложение 2
Диагностика уровня нравственной самооценки (автор Л.Н. Колмогорцева)
Цель: выявить уровень сформированности у младших школьников самооценки в процессе преодоления проблем нравственного поведения, руководствуясь принятыми нравственными требованиями, нормой и правилами поведения.
Организация исследования: работа по вопроснику (10 вопросов); обработка результатов: высокий, средний, низкий уровень сформированности у младших школьников самооценки в процессе преодоления проблем нравственного поведения, руководствуясь принятыми нравственными требованиями, нормой и правилами поведения.
Инструкция:
– если вы полностью согласны с высказыванием, выберите ответ всегда (4 балла);
– если, вы больше согласны, чем не согласны, выберите ответ часто (3 балла);
– если вы немножко согласны, выберите ответ редко (2 балла);
– если вы совсем не согласны, выберите ответ никогда (1 балл).
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
- всегда; - часто; - редко; - никогда.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
- всегда; - часто; - редко; - никогда.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
- всегда; - часто; - редко; - никогда.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
- всегда; - часто; - редко; - никогда.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
- всегда; - часто; - редко; - никогда.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
- всегда; - часто; - редко; - никогда.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
- всегда; - часто; - редко; - никогда.
8. Мне приятно делать людям радость.
- всегда; - часто; - редко; - никогда.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
- всегда; - часто; - редко; - никогда.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
- всегда; - часто; - редко; - никогда.
Обработка результатов: Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла – 2 единицы, в 2 балла – 3 единицы, в 1 балл – 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла – это 4 единицы, 3 балла – 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 35 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки.
От 16 до 35 единиц – средний уровень нравственной самооценки.
От 11 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки
Приложение 3
Диагностика уровня отношения к жизненным ценностям.
(автор Н.Е. Щуркова)
Цель: выявить уровень сформированности нравственной ориентации у младших школьников к жизненным ценностям в процессе нравственного поведения в соответствии с нормами и правилами поведения.
Организация исследования: работа по списку, отражающему жизненные ценности (список из 10 ориентиров); обработка результатов: высокий, средний, низкий уровень сформированности нравственной ориентации у младших школьников к жизненным ценностям в процессе нравственного поведения в соответствии с нормами и правилами поведения.
Инструкция: "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять". Список заранее записывается на доску.
Список желаний:
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№2, 3, 6, 7, 10.
4-5 положительных ответов – высокий уровень.
2-3 – средний уровень.
0 - 1 – низкий уровень
Приложение 4
Диагностика уровня эмоционально-ценностной ориентации у младших школьников (автор Л.Н. Колмогорцева)
Цель: выявить уровень сформированности у младших школьников эмоционально-ценностной ориентации в процессе преодоления проблем нравственного поведения, руководствуясь принятыми нравственными требованиями, нормой и правилами поведения.
Организация исследования: работа по вопроснику (4 вопроса); обработка результатов: высокий, средний, низкий уровень уровень сформированности у младших школьников эмоционально-ценностной ориентации в процессе преодоления проблем нравственного поведения, руководствуясь принятыми нравственными требованиями, нормой и правилами поведения.
Инструкция: "Прочитайте вопросы. На каждый вопрос выберите один ответ."
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.
А) Пытаюсь ему помочь.
Б) Думаю о том, что могло произойти.
В) Не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.
А) Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Б) Отвечу, что не могу ему помочь.
В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Г) Пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
А) Я не обращу внимания.
Б) Скажу, что он размазня.
В) Объясню, что нет ничего страшного.
Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
А) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Б) Обижусь в ответ.
В) Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов:
Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а. За каждый положительный ответ дается 1 балл.
4 балла – высокий уровень; 2 - 3 балла – средний уровень; 0 - 1 балл – низкий уровень.
Приложение 5
Тест «О добром отношении к людям».
1) Выбери и подчеркни нужный ответ (или запиши свой вариант).
Графы.
1. Слова приветствия.
2. Прощальные слова.
3. Слова извинения.
4. Слова благодарности.
5. Слова просьбы.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Слова на карточках
Спасибо | Пожалуйста | Благодарю | Здравствуйте |
Добрый день | Извините | Будьте добры | До свидания |
Простите | Добрый вечер | Будьте любезны | Жаль |
Очень признателен | Доброе утро | До встречи | Если Вас не затруднит |
Не могли бы Вы мне помочь | Я рад Вас видеть | Мне очень жаль | Прощайте |
У тебя пять красивых открыток.
Тебе нужно разделить их между тобой и твоей сестрой. Как ты поступишь:
— отдашь все открытки сестре;
— отдашь ей одну открытку;
— предложишь ей выбрать самой 1 — 2 открытки;
— выберешь себе открытки, а оставшиеся отдашь сестре;
— _________________________________________ .
2) Запиши ответы.
Ты нашел деньги, которые потерял товарищ. Что бы ты сделал?
____________________________________________________________ .
б. Дома ты рассказал про этот случай. Что сказали бы твои близкие:
мама ____________________________________ ;
папа _____________________________________ ;
бабушка __________________________________ ;
дедушка __________________________________ .
3) Выбери нужный ответ и подчеркни его.
Каким ты бываешь чаще всего:
• радостным;
• злым;
• спокойным;
• плачущим;
• смеющимся;
• недовольным;
(запиши другое слово, обозначающее твое состояние).
4) Выбери нужные ответы и подчеркни его.
Доброжелательность — это:
- доброе отношение к окружающим, желание им помочь;
- желание и стремление оказать помощь только близким родственникам или товарищу;
- желание и стремление оказать помощь любому человеку;
- умение ничего не делать;
- нежелание быть добрым.
5) Закончи предложение:
Доброжелательный человека всегда __ .
Как можно назвать такого человека, который стремится делать добро, желает добра другим? _________________ .
6) Вспомни сказки, где действуют персонажи (герои), желающие добра другим.
Назови сказку.
Назови добрых героев.
Назови недобрых,
Объясни, почему одних можно назвать добрыми, а других недобрыми.
Покажем, как дети строят свою аргументацию на примере сказки «Золушка».
Фея — добрая. Она порадовала Золушку поездкой на бал.
Мачеха и ее две дочери недобрые. Они (допиши предложение)_______________
Сделай рисунки к сказкам.
7) Расскажи случай из своей жизни: кто и как сделал тебе добро; как ты помог другому.
8) Какие детские книги ты знаешь, где рассказывается о добрых поступках. Назови и запиши имена героев.
9) Вычеркни лишнее:
• желать добра
• сочувствовать
• сопереживать
• воровать
10) Вставь в клеточки пропущенные буквы: д_бр_желательный.
11) Придумай маленький рассказ, в котором Буратино грустит, потому что не знает, как помочь Мальвине, попавшей в беду (она упала и испачкала своё красивое платье, оцарапала ногу). Особое внимание следует обратить на добрые дела и слова Буратино: ласковое обращение с желанием утешить, реальная помощь и т.д.
12) Нарисуй свою любимую игрушку. Постарайся, чтобы она была веселой, доброй.
Приложение 6
Тест «Хороший ли ты друг»
1.При обращении к ребятам ты используешь в основном…
а) фамилию (2)
б) кличку (3)
в) имя (1)
2. Если кого-то из ребят незаслуженно обвинил взрослый, ты…
а) молчишь (2)
б) заступаешься (1)
в) радуешься чужому несчастью (3)
3. Если ты хотел идти гулять, а друг попросил помочь ему, ты…
а) идешь гулять (2)
б) помогаешь другу (1)
в) говоришь, что занят (3)
4. Если у твоего друга плохое настроение, ты…
а) не обращаешь внимания на него (3)
б) стараешься утешить его (1)
в) хочешь отмстить его обидчику (2)
5. Во время ссоры ты…
а) стараешься говорить по существу (1)
б) обзываешься и обижаешь собеседника (3)
в) прибегаешь к помощи окружающих для решения вопроса: кто прав, а кто виноват (2)
6. Если друг не поздравил тебя с днем рождения, ты…
а) будешь напоминать ему об этом проступке постоянно (2)
б) не поздравишь его в день рождения тоже (3)
в) простишь его забывчивость. (1)
Количество баллов подсчитывается сложением чисел, указанных рядом с выбранными пунктами.
Если ты набрал 6 – 9 баллов твои друзья могут сказать, что ты настоящий друг и на тебя можно положиться в любой ситуации. Ты заботливый, чуткий и внимательный товарищ.
Если у тебя 10 – 14 баллов, то стоит немного присмотреться к себе, так как в трудной ситуации есть вероятность, что ты окажешься в одиночестве. Не следует чересчур замыкаться на себе. Нужно помнить о том, что доброе слово – половина счастья и к доброму другу дорога не бывает длинной.
Если у тебя 15 – 18 баллов, то все зависит только от тебя, если ты хочешь измениться. Стоит научиться прощать и не забывать, что с другими нужно поступать так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственное направление на тему "Мастерская общения" для обучающихся 1 - 4 класса
внеурочная деятельность...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Юный патриот"
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Юный патриот" для начальных классов...
Программа внеурочной деятельности духовно - нравственного направления "Юный патриот"
Программа внеурочной деятельности "Юный патриот" для учащихся 1 - 4 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Мы патриоты России"
Рабочая программа духовно-нравственного направления внеурочной деятельности по курсу «Мы -патриоты России» составлена в соответствии с в соответствии с Федеральным законом от 29.12.201 №27...
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука нравственности"для 1- 4классов
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников по направлению «Духовно-нравственное развитие» и предназначена для реализац...
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного, социального направления « Я гражданин России » для 1- 4 классов
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)
Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...