Введение федеральных основных образовательных программ (выступление на педагогическом совете 16.06.2023г)
методическая разработка

Савина Екатерина Юрьевна

Обновленные ФГОС НОО и ООО не меняют методологических подходов к разработке и реализации основных образовательных программ соответствующего уровня.

Основой организации образовательной деятельности в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО остается системно-деятельностный подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie_fop.docx812.03 КБ

Предварительный просмотр:

Введение федеральных основных образовательных программ

(выступление на педагогическом совете 16.06.2023г)

В целях обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации, идентичности содержания образовательных программ начального общего и основного общего образования, возможности формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, включая одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 2861 и № 2872 утверждены обновленные Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования.

Обновленные ФГОС НОО и ООО не меняют методологических подходов к разработке и реализации основных образовательных программ соответствующего уровня.

Основой организации образовательной деятельности в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО остается системно-деятельностный подход.

Слайд1

Федеральным законом от 24.09.2022 N 371-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" введена часть 6.1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", утверждающая федеральные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.

При этом согласно статьям 1, 2 Федерального закона N 371-ФЗ термин "примерные образовательные программы" на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования исключен из Федерального закона N 273-ФЗ.

Слайд2 

Одно из ключевых направлений развития системы образования страны – формирование единого образовательного пространства. В рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации в стране ведется планомерная работа по обновлению содержания общего образования.

Единые подходы к формированию содержания образования, единые стандарты и единая система мониторинга – это гарантия доступности ресурсов, равенства условий и возможностей для обучающихся, и, как следствие, гарантия повышения качества образования.

В обновленных ФГОС обозначены чёткие ориентиры в части предметных результатов, а также ожидаемые результаты духовного, патриотического, личностного развития детей.

Обновление ФГОС позволяет вернуть в учебный план традиционную парадигму преподавания учебных предметов с опорой на общекультурные и общеобразовательные традиции получения общего образования, усилить фундаментальную составляющую каждого учебного предмета.

Слайд3

Для формирования единого образовательного пространства разработаны и приняты стратегически важные документы, касающиеся содержания образования: обновлены федеральные государственные образовательные стандарты, утверждены федеральные основные общеобразовательные программы.

Каждая федеральная образовательная программа соответствующего уровня образования включает обязательные компоненты:

  • федеральный учебный план,
  • федеральный календарный учебный график,
  • федеральный рабочие программы учебных предметов,
  • федеральную рабочую программу воспитания,
  • федеральный календарный план воспитательной работы.

В соответствии с пунктом 10.1 Федерального закона N 273-ФЗ федеральная основная общеобразовательная программа – учебно-методическая документация определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня, планируемые результаты освоения образовательной программы.

Т.о., образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и соответствующими федеральными основными общеобразовательными программами. При этом, содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных основных общеобразовательных программ.

Слайд4

        ФГОС второго поколения направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного образования, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Наряду с другими направлениями выбрано обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации. Под образовательным пространством России понимается вся совокупность ее образовательных учреждений разного типа взаимодействующих с ними общественных и государственных организаций, а также реализуемых образовательных и учебно-воспитательных процессов.

Единое образовательное пространство обеспечивается ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СООО и соответствующими ФООП. При этом содержание реализуется рабочими программами по учебным предметам 1 – 11 класс, рабочими программами по внеурочной деятельности, и утвержденным федеральным перечнем учебников.

Слайд5  

        На слайде представлены нормативно-правовые документы, регламентирующие обновленные ФГОС         начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Слайд6

        На слайде представлены нормативно-правовые документы, регламентирующие внесение изменений ФГОС         начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Слайд7

        В минувшем учебном году по обновленным ФГОС организован образовательный процесс обучающихся 1х и 5х классов.

В 2023/2024 учебном году ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования вводятся в 1 – 7 и 10 классах.

Введение ФООП является обязательным с 1го сентября 2023 года для обучающихся всех классов (с 1го по 11й) всех образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования ( пункт 4 статьи 3 Федерального закона  № 371-ФЗ).

Вместе с тем, при наличии в школе ресурсов для перехода на обновленные ФГОС НОО, ФГОС ООО и соответствующие ФООП рекомендовано такой переход осуществить за два года и завершить к 2024/2025 учебному году. Такой подход позволит достичь в короткие сроки единообразия при организации учебного процесса.

        В таком случае на уровне НОО и ООО необходимо разработать и утвердить только ООП, соответствующие ФГОС НОО + ФОП НОО и ФГОС ООО + ФОП ООО.

А на уровне среднего общего образования необходимо разработать и утвердить ООП, соответствующую обновленному ФГОС и ФОП СОО, и внести изменения в действующую ООП среднего общего образования в части содержания и планируемых результатов по отдельным учебным предметам, обязательным для непосредственного применения, включенным в учебный план 11 класса на 2023/24 учебный год.

Образовательная организация, обладая на основании статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ автономией в осуществлении образовательной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов, самостоятельно устанавливает порядок получения указанного согласия от родителей (законных представителей) обучающихся, а также порядок перевода конкретного класса или конкретных обучающихся на обучение в соответствии с обновленными ФГОС. Данное согласие оформляем протоколом родительских собраний перед началом учебного года.

Слайд8

ФООП состоят из трех разделов:

  • целевого, который определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ФООП, а также способы определения достижения этих целей и результатов;
  • содержательного, который включает следующие программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов: федеральные рабочие программы учебных предметов, программу формирования универсальных учебных действий, федеральную рабочую программу воспитания;
  • организационного, который определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации образовательной программы и включает: федеральный учебный план, план внеурочной деятельности, федеральный календарный учебный график и федеральный календарный план воспитательной работы.

Такая структура ФООП соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) к структуре основной образовательной программы.

        Общеобразовательные организации согласно части 6.3 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ в обязательном порядке используют федеральные рабочие программы по учебным предметам "Русский язык", "Литературное чтение" и "Окружающий мир" (начальное общее образование), "Русский язык", "Литература", "История", "Обществознание", "География" и "Основы безопасности жизнедеятельности" (основное общее и среднее общее образование).

При этом федеральные рабочие программы по остальным учебным предметам могут использоваться как в неизменном виде, так и в качестве основы для разработки педагогическими работниками рабочих программ с учетом имеющегося опыта реализации углубленного изучения предмета. В этом случае необходимо соблюдать условие, что содержание и планируемые результаты этих программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных основных общеобразовательных программ.

При этом, по-прежнему, в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебные предметы "Родной язык", "Литературное чтение на родном языке", "Родная литература" и "Второй иностранный язык" могут быть включены в учебный план в случае поступления соответствующих заявлений от обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при наличии в образовательной организации необходимых условий (федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденные приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. N 286 и от 31 мая 2021 г. N 287, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413) (далее - соответственно ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО).

Слайд9

        В настоящее время содержательный раздел федеральной образовательной программы начального общего образования (далее - ФОП НОО) включает федеральные рабочие программы учебных предметов "Русский язык", "Литературное чтение", "Окружающий мир".

Содержательные разделы утвержденных федеральных образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования включают федеральные рабочие программы учебных предметов "Русский язык", "Литература", "Обществознание", "История", "География", "Основы безопасности жизнедеятельности".

При этом федеральные рабочие программы по остальным учебным предметам могут использоваться как в неизменном виде, так и в качестве основы для разработки педагогическими работниками рабочих программ по учебным предметам, в том числе с учетом имеющегося опыта реализации углубленного их изучения. В этом случае необходимо соблюдать условие, что содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных основных общеобразовательных программ. Вместе с тем образовательные организации разрабатывают ООП в соответствии с ФГОС и соответствующими ФООП (статья 12 Федерального закона № 273-ФЗ). ФГОС определяет требования к структуре рабочих программ учебных предметов, являющихся частью ООП (содержание, планируемые результаты, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы).

В настоящее время проводится работа по включению в ФООП федеральных рабочих программ по остальным учебным предметам, являющимися обязательными для изучения в соответствии с требованиями ФГОС, планируется завершить в ближайшее время.

Слайд10

        Учебный план – нормативный документ, который определяет перечень дисциплин, изучаемых в образовательном учреждении, а также их распределение по годам обучения.  Кроме того, в нем отражено годовое и недельное количество учебных часов, которые реализуются в каждой параллели с учетом предельно допустимой нагрузки, установленной нормами СанПиН., ФГОС, федеральным законом № 273-ФЗ и ФООП.

В соответствии с пунктом 27.20 приказа Минпросвещения России от 23 ноября 2022 г. № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» образовательная организация до 1 сентября 2025 г. может реализовывать учебный план соответствующего профиля обучения для обучающихся, принятых на обучение на уровень среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (в редакции приказа Минпросвещения России от 11 декабря 2020 г. № 712).

При этом образовательная организация приводит в соответствие с ФОП СОО содержание и планируемые результаты рабочих программ по обязательным для непосредственного применения учебным предметам (русский язык, литература, история, обществознание, география, ОБЖ), уже включенным в учебный план 11 классов. Так, например, в содержание федеральной рабочей программы по литературе в 11 классе включены обязательные для изучения произведения В.О. Богомолова «В августе сорок четвертого», А.А. Фадеева «Молодая гвардия», значит, в рабочую программу по литературе в 11 классе в 2023/24 учебном году в обязательном порядке должно быть включено изучение этих произведений.

Вместе с тем, если предмет не был включен в учебный план 11 класса (например, география), дополнительно его включать не нужно.

В связи с вышеизложенным, реализация образовательных программ среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО (в редакции приказа Минпросвещения России от 12 августа 2022 г. № 732) начнется с 1 сентября 2023 г. для обучающихся 10-х классов.

        В ФОП НОО, ФОП ООО, ФОП СОО представлены варианты федерального учебного плана с учетом возможности изучения родного языка/литературного чтения и родной литературы на родном языке, изучения второго иностранного языка (при наличии заявлений и условий в ОО), для 5-ти и 6-ти дневной учебной недели.

Для каждого из профилей обучения на уровне среднего общего образования представлен учебный план с учетом соблюдения требований ФГОС среднего общего образования: включение не менее 13 учебных предметов ("Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "Математика", "Информатика", "История", "Обществознание", "География", "Физика", "Химия", "Биология", "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности") и изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне.

При разработке учебного плана на уровне основного и среднего общего образования, образовательная организация вправе предусмотреть перераспределение времени, предусмотренного в федеральном учебном плане на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения иных учебных предметов.

Слайд11

        ФООП включают федеральный календарный учебный график, которым определено, что организация образовательной деятельности осуществляется по учебным четвертям.

При этом на основании статей 12 и 28 Федерального закона N 273-ФЗ образовательная организация вправе самостоятельно разработать календарный учебный график. Так, при составлении календарного учебного графика образовательная организация может использовать организацию учебного года по триместрам.

Федеральный календарный учебный график устанавливает также начало (1 сентября) и окончание (20 мая) учебного года, продолжительность учебных периодов и каникул, продолжительность уроков, перемен и распределение образовательной недельной нагрузки на обучающихся в рамках 34-недельного учебного года (исключение может составлять только учебное планирование в 1 классе, а также в 9 и 11 классах - исходя из единого расписания проведения государственной итоговой аттестации).

При этом в указанном федеральном календарном учебном графике понятие «учебная неделя» соотносится с понятием «рабочая неделя» (установленная трудовым законодательством продолжительность работы в течение календарной недели).

В настоящее время в проектах обновленных ФООП федеральный календарный учебный график доработан с учетом поступивших предложений в части окончания учебного года и продолжительности III и IV учебных четвертей.

Каждая образовательная организация самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя) с учетом законодательства Российской Федерации, требований СанПиН 1.2.3685-21 и СП 2.4.3648-20.

Слайд12

        В поддержку руководителей и педагогических работников организована системная работа по методическому сопровождению введения ФООП.

Индивидуальную консультативную помощь, материалы Всероссийских просветительских мероприятий по вопросам введения ФООП, методические материалы по отдельным учебным предметам педагогические работники могут получить, обратившись к ресурсу «Единое содержание общего образования».

В целях научно-методического сопровождения обновления содержания общего образования разрабатываются методические мероприятия и методические материалы, которые будут размещаться на портале «Единое содержание общего образования».

Созданные и доступные уже сегодня методические ресурсы, и сервисы могут являться методической базой как для самоподготовки учителя в соответствии с ФООП, так и для научно-методического обеспечения деятельности методических объединений школы.

Слайд13

        Для удобства педагогов и образовательных команд школ, снижения документарной нагрузки разработаны онлайн-сервисы – конструкторы по созданию рабочих программ.

В конструкторе рабочих программ обеспечена возможность сформировать рабочую программу по учебному предмету, рассчитанную как на один год обучения, так и на уровень общего образования.

В настоящее время с учетом нововведений и предложений идёт доработка конструктора рабочих программ, в том числе в части обеспечения возможности выгрузки поурочного планирования в электронный журнал, интеграции с библиотекой электронных образовательных ресурсов.

Слайд14

        Т.о., алгоритм действий педагогического коллектива в организации образовательного процесса на 2023/2024 учебный год:

        

 

Слдайд15 о введении ФГОС и ФООП

Слайд16        

Для успешной работы по введению и реализации обновленных ФГОС и ФОП предлагаю методическую тему „Введение обновленных ФГОС и ФОП как новых механизмов качества образования и повышения педагогических компетенций“.

Решение педсовета:

  1. Признать работу педагогического коллектива по итогам образовательного процесса удовлетворительной.
  2. Анализ работы школы положить в основу планирования школы на новый учебный год.
  3. Утвердить план организационно-педагогических мероприятий по подготовке к организации образовательного процесса на 2023/2024 учебный год.
  4. Утвердить цель, задачи и методическую тему на 2023/2024 учебный год. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на конференции «Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в Самарской области».

Опыт работы «Социальной гостиной» в ГБС(К)ОУ школе-интернате№2 г.о. Жигулевск с детьми с ОВЗ...

Педагогический совет. Тема выступления :Основная образовательная программа начального общего образования

Педагогический совет. Тема выступления :Основная образовательная программа начального общего образования.Показаны основные принципы и подходы к формированию ООП НОО,кадровые условия реализации програм...

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы по литературному чтению для учащ

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы...

Текст выступления на педагогическом совете "Федеральный государственный образовательный стандарт"

Текст выступления на педагогическом совете по внедрению ФГОС нового поколения....

Приказ № 867-п "О подготовке к проведению регионального Координационного совета по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ОО) в образовательных организациях Ханты – Мансийского ав

О подготовке к проведению регионального Координационного совета по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования (ФГОС ОО) в образова...

План мероприятий («дорожная карта») по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного станда

Дорожная карта - как наглядное средство введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО в МБОУ «СШ№21»Алибекова Мадинат Исаевнаучитель физической культуры МБОУ «СШ№21»г. Нижнева...