Текст выступления на педагогическом совете "Федеральный государственный образовательный стандарт"
материал на тему

Текст выступления на педагогическом совете по внедрению ФГОС нового поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Чтобы дойти до цели,

надо прежде всего идти.

О. Бальзак

     Внедрение ФГОС второго поколения было воспринято педагогическим сообществом страны очень конфликтно. Против Стандартов выступало большинство учителей и руководителей школ, люди начали искать в них только дефекты и ошибки, гневно выступать против них на конференциях и в печати, чем очень задерживали их освоение.

     Эрудированные педагоги восприняли нововведение спокойно, поскольку были методологически подготовлены, понимая, что всё новое вырастает из уже накопленных знаний и опыта, что всякая новизна относительна. Если вникнуть в суть предметных, метапредметных и личностных результатов образования, увидим, что лучшие учителя страны ВСЕГДА ориентировались на вышеназванные результаты и ВСЕГДА достигали их (не называя нынешними терминами).

     Есть мудрая, основанная на опыте шутка немецкого ученого А. Фон Гумбольта о том, что каждое нововведение проходит три стадии своего признания:

  1. Сначала говорят: «Это — чушь!»
  2. Потом, когда люди вникнут, разберутся, что-то поймут и получат первые хорошие результаты, скажут: «А в этом что-то есть!»
  3. Когда новшество будет освоено и станет общеупотребимым, то те же люди говорят: «Кто же этого не знает!»

     Так будет и со стандартами, потому что новые стандарты систематизировали опыт и научные труды прогрессивных психологов, теоретиков и практиков управления образованием, реально добивавшихся в своей работе взаимодействия предметных, метапредметных и личностных результатов обучения, воспитания и развития.

      Стандарты второго поколения не только систематизировали эти взаимодействия, облекли их в современную языковую форму, придали им необходимую теоретическую фундаментальность, и - что ещё важнее — ФГОС законодательно закрепили обязанность для каждого учителя и администратора эту взаимосвязь предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьника ставить перед собой как цель и добиваться этой цели в своей повседневной, рутинной работе.

  ( Слайд: Таблица о правовых актах по ФГОС )

     

     Чтобы понять, в чём состоит новизна ФГОС, нужно отказаться от традиционного понимания слова «стандарт». В официальном документе сказано: « В основе стандарта лежит общественный договор — новый тип договорных взаимоотношений между личностью, семьёй, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина.  С принятием стандарта не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата. Важно и то, что ученик и его родители вправе требовать от школы и государства выполнение взятых ими на себя обязательств...»

     

     ФГОС устанавливает требования к результатам образования, называя их личностными, метапредметными и предметными.

    Личностными результатами стандарт считает социально и нравственно обусловленные внешние (поведенческие) и внутренние качества человека.

          Метапредметные результаты стандарт объясняет как освоенные учащимися межпредметные, надпредметные умения и универсальные учебные действия (общеучебные умения), способность выпускника к построению индивидуальной образовательной траектории.

      Предметные результаты новые ФГОС трактуют вариативнее, шире, чем привычные нам знания, умения и навыки. Кроме предметных ЗУН стандарт требует от нас считать предметными результатами:

  • виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета;
  • преобразование и применение нового знания в учебных, учебно-проектных и социально-проектных (типичных, частично новых и незнакомых)  ситуациях;
  • формирование научного типа мышления.    

      Три группы результатов суть три стороны целостного педагогического результата, который называется «позитивное изменение личности ученика и учителя под воздействием образования».

(Слайд: Таблица «Реультаты образования по ФГОС» )

   Рекомендую распечатать схему и поместить её под стекло рабочего стола в школе и дома, на внутреннюю сторону обложки в тетрадь с поурочными планами, в методическом уголке учительской и т. д., чтобы через зрительный канал восприятия постигать эту важную группировку результатов образования. Уже через полгода в ней отпадёт необходимость, т. к. в ней вы будете свободно ориентироваться!

     А сейчас я расскажу о пяти самых главных методических требованиях к уроку, поскольку квалифицированное исполнение этих требований прямо влияет на достижение  предметных, метапредметных и личностных результатов. Но сначала я назову некоторые признаки «фгосовского» урока:

  • урок должен быть направлен (что выражается в содержании, формах, методах, средствах) на получение предметных, метапредметных и личностных результатов;
  • урок должен быть проведен на основе деятельностного подхода;
  • авторитарный стиль обучения должен быть исключен, учитель общается с детьми только в демократическом стиле (т. е. педагогика принуждения, давления должна быть заменена на педагогику сотрудничества).

  Итак, ТРЕБОВАНИЕ ПЕРВОЕ: знание главного объекта|субъекта своей работы — ученика и использование этого знания  при планировании и проведении урока.

Имеется ввиду: знание обученности, обучаемости, воспитательных и учебных возможностей, доминирующего канала восприятия учебной информации (аудиал, визуал, кинестетик), тип темперамента, состояние здоровья и пр.

(Где? Мед. кабинет, посещение уроков в начальной школе, беседы с учителями начальной школы, психолог, родители, наблюдение за учеником, «беседы по душам», неформальные разговоры в учительской и пр.).

ТРЕБОВАНИЕ ВТОРОЕ: оказание помощи детям в раскрытии для себя личностного смысла любого изучаемого на уроке материала.

В контексте фгосовского урока смысл должен дать ученику ответ на вопросы: Зачем я это изучаю? Для чего мне это надо знать, уметь?

Условия:

  • на уроке создается парадоксальная, провокативная ситуация, заставляющая учеников спрашивать себя: Зачем это нужно знать?
  • Парадокс-провокация переводится в интеллектуальное логическое затруднение, проблему;
  • учитель прямо побуждает специальным зданием учеников к порождению собственных мыслей;
  • учитель работает с этими пока еще не совсем личностными высказываниями учеников;
  • в классе возникает коллективно рожденное имя урока, уточняющее, раскрывающее каждому личностный смысл конкретного учебного материала.

 

Как бы ни было это трудно, делать это стоит еще и потому, что личностный смысл нередко приводит к возникновению мотива учебы, т. е. желания школьника учиться, а это едвали не главная гарантия успеха и учителя, и ученика.

ТРЕБОВАНИЕ ТРЕТЬЕ: продумывание, формулирование и реализация ценностных оснований содержания учебного материала.

Поскольку стандарт требует, чтобы ученик воспринимал учебный материал урока осмысленно, заинтересованно, видел в нем собственный личностный смысл, постольку учитель обязан обеспечить этически выверенную ценностную составляющую урока, причем не только в содержании учебного материала, но и в методах, средствах, формах обучения, воспитания и развития, равно как и в собственном поведении на уроке.

ТРЕБОВАНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ: обязательное включение в содержание урока упражнений творческого характера по использованию полученных на уроке знаний в не зазубренной по образцу, а в незнакомой, действительно новой ситуации.

Умение ученика использовать конкретные предметные знания одного или одновременно двух и более предметов в полностью незнакомой ситуации и есть интегрированный показатель сформированностиего предметных, метапредметных и личностных компетентностей, это и есть главный показатель выполнения всех требований ФГОС.

ТРЕБОВАНИЕ ПЯТОЕ: стремление добиваться действенного воспитательного и развивающего влияния личности самого учителя на учащихся.

Стандарт требует от учителя-профессионала, чтобы он работал своей собственной личностью, своим телом и душой как педагогическим инструментом, чтобы он постоянно совершенствовал свои артистические, сценарно-режиссерские, психолого-тренинговые компетенции в урочной деятельности.

Другими словами, чтобы выполнять требования стандарта не нужно выдумывать критерии, показатели, инструкции, мерила и прочий бюрократизм... Суть — проста:

Хочешь, чтобы ученики были заинтересованы — стряхни оцепенение и будь предельно мотивирован на уроке сам;

Хочешь, чтобы ученики искали личностный смысл, сам ищи его вместе с ними;

Хочешь, чтобы ученики приняли от тебя важные ценности как руководство в жизни — сам верь в них;

Хочешь, чтобы ученики получали удовольствие от познания нового, непривычного, неведомого, сам научись заново радоваться всему этому так, как будто только что впервые пришел маленькой девочкой или мальчиком в первый класс.

     И тогда придет понимание: стандарт требует от нас всего лишь уметь учить, воспитывать, развивать детей и быть собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Организационно – педагогические условия реализации Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Доклад раскрывает организационно – педагогические условия реализации Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения средствамиУМК «Перспективная начальная школа»...

Выступление на конференции «Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в Самарской области».

Опыт работы «Социальной гостиной» в ГБС(К)ОУ школе-интернате№2 г.о. Жигулевск с детьми с ОВЗ...

Материалы республиканской научно-практической заочной конференции. Педагогическая диагностика особенностей и возможностей личности школьника в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, в содержание которой входит целенаправленное изучение  особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения...

Выступление на МО. Педагогическая диагностика особенностей и возможностей личности школьника в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, в содержание которой входит целенаправленное изучение  особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения...

Психологические требования к личности учителя и психолого-педагогическая компетентность в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта

Статья по теме "Психологические требования к личности учителя и психолого-педагогическая компетентность в условиях реализации ФГОС"....