РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по предмету «Учимся писать сочинение и изложение»
рабочая программа по русскому языку
Программа внеурочной деятельности «Учимся писать изложение и сочинение» для учащихся 1-4 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы курса «Речь» Т.Н. Соколовой.- М.: Издательство РОСТ, 2014
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_klass_soch._i_izlozh_fakult.doc | 205.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 80»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по предмету
«Учимся писать сочинение и изложение»
Рабочая программа составлена на основе авторской программы
Под редакцией О. Холодовой
Учитель Шеховцова Ольга Николаевна
2018-2019 учебный год
Программа внеурочной деятельности «Учимся писать изложение и сочинение» для учащихся 1-4 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы курса «Речь» Т.Н. Соколовой.- М.: Издательство РОСТ, 2014
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов за учебный год.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные, метапредметные результаты освоения курса «Учимся писать сочинение и изложение»
Метапредметные УУД:
-работать с соседом по парте.
В малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле, осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата.
Личностные УУД:
- умения школьников ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;
- ценностно-смысловой ориентации учащихся;
- базовых историко-культурных представлений и гражданской идентичности школьников;
- базовых эстетических ценностей;
- опыта нравственных и эстетических переживаний.
Выпускник научится:
• Общему правилу написания проверяемых орфограмм в разных частях слова.
• определять тему, основную мысль текста, составлять план, использовать его при устном и письменном изложении и сочинении;
• членить текст на абзацы и оформлять на письме;
• особенностям разных типов текста (повествование, описание, рассуждение).
Выпускник получит возможность научиться:
• Писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом.
• Правильно произносить орфоэпически трудные слова, отобранного для изучения в 1-4 классах, из орфоэпического минимума.
• Правильно употреблять числительные ОБА, и ОБЕ в разных падежных формах.
• Применять общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова.
• Сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).
• Обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение.
• Составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения.
• Владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками.
• Составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений.
• Находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и «читать» словарную статью, извлекая необходимую информацию.
Содержание курса
1 класс
Речь и ее значение в жизни. Техника речи.
Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.
Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.
Слово.
Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова – «родственники». Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы)
Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы).
Слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Умение выделить слова – «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова – «родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов – «родственников».
Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.
Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.
Умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова. Распространять предложение. Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).
Текст.
Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам. По плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.
Культура общения.
Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания.
Умение пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
Речь. | 1 | ||
Тише, громче. | 1 | ||
Слова, слова, слова. | 1 | ||
Озорные буквы. | 1 | ||
Слова играют в прятки. | 1 | ||
Слово и его значение. | 1 | ||
Прямое и переносное значение слова. | 1 | ||
Многозначные слова. | 1 | ||
Омонимы. | 1 | ||
Синонимы. | 1 | ||
Антонимы. | 1 | ||
Тематические группы слов. | 1 | ||
Наш цветной мир. | 1 | ||
Что на что похоже | 1 | ||
Голоса природы. | 1 | ||
Практическая работа. | 1 | ||
Загадки. | 1 | ||
Культура речи. Вежливые слова. | 1 | ||
Культура речи. Вежливые слова. | 1 | ||
Пословицы. | 1 | ||
Учимся рассуждать. | 1 | ||
Учимся рассуждать. | 1 | ||
Текст. | 1 | ||
Текст | 1 | ||
Заглавие текста. | 1 | ||
Тема текста. | 1 | ||
Повторение пройденного. | 1 | ||
Опорные слова. | 1 | ||
Мы строим текст. | 1 | ||
Мы строим текст. | 1 | ||
План текста. | 1 | ||
План текста. | 1 | ||
Практическая работа. | 1 | ||
2 класс
Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.
Слово.
Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение загадок.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
знать:
- многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
- выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.
- восстанавливать деформированный текст
- устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.
- составлять планы различных видов.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
Слово. Значение слова. | 1 | ||
Многозначные слова. | 1 | ||
Омонимы | 1 | ||
Омофоны, омоформы | 1 | ||
Синонимы | 1 | ||
Антонимы | 1 | ||
Фразеологизмы | 1 | ||
Фразеологизмы | 1 | ||
Фразеологизмы | 1 | ||
Пословицы | 1 | ||
Загадки | 1 | ||
Изобразительные средства языка. Сравнение. | 1 | ||
Изобразительные средства языка. Олицетворение. | 1 | ||
Связь между предложениями в тексте | 1 | ||
Связь между частями текста | 1 | ||
Работа с деформированным текстом | 1 | ||
Работа с деформированным текстом | 1 | ||
Текст. Тема текста. Заглавие. | 1 | ||
Текст. Опорные слова. | 1 | ||
Текст. Опорные слова. | 1 | ||
Практическая работа | 1 | ||
План. Составление плана. | 1 | ||
Виды плана | 1 | ||
Виды плана | 1 | ||
Виды плана | 1 | ||
Редактирование текста | 1 | ||
Типы текста. Описание | 1 | ||
Типы текста. Описание | 1 | ||
Текст – сравнительное описание | 1 | ||
Типы текста. Повествование | 1 | ||
Типы текста. Рассуждение | 1 | ||
Типы текста. Рассуждение | 1 | ||
Сочинение на тему «Мой выходной день» | 1 | ||
Викторина | 1 | ||
Итоговое занятие | 1 |
3 класс
Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Предложение и словосочетание
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Текст
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный( художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
- выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
Многозначные слова. | 1 | ||
Омонимы, омоформы омофоны. | 1 | ||
Фразеологизмы. | 1 | ||
Сравнения. | 1 | ||
Олицетворение. | 1 | ||
Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты. | 1 | ||
Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. | 1 | ||
Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. | 1 | ||
Откуда приходят слова. | 1 | ||
Этимология. | 1 | ||
Как тебя зовут? | 1 | ||
Как тебя зовут? | 1 | ||
Наши фамилии. | 1 | ||
Топонимы. | 1 | ||
Топонимы. | 1 | ||
Устаревшие слова. | 1 | ||
Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри». | 1 | ||
Практическая работа. | 1 | ||
Типы текстов. | 1 | ||
Темы текстов. Опорные слова. | 1 | ||
Связь предложений в тексте. | 1 | ||
Цепная связь предложений в тексте. | 1 | ||
Цепная связь предложений в тексте. | 1 | ||
Параллельная связь предложений в тексте. | 1 | ||
Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». | 1 | ||
Единый временной план текста. | 1 | ||
Единый временной план текста. | 1 | ||
Единый временной план текста. | 1 | ||
Стили речи. | 1 | ||
Стили речи. | 1 | ||
Культура общения. | 1 | ||
Научный стиль. | 1 | ||
Словари. | 1 | ||
Проверь себя. | 1 | ||
Итоговое занятие | 1 |
4 класс
Культура речи.
Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.
Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.
Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.
Слово.
Повторение изученного в 1 – 3 классах.
Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов.
Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.
Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.
Речевой этикет: формы обращения.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.
Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…
Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.
Текст.
Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).
Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;
- изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;
- иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.
- определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
- восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
Омонимы, омофоны, омоформы, каламбуры. | 1 | ||
Фразеологизмы. | 1 | ||
Фразеологизмы | 1 | ||
Диалектизмы. | 1 | ||
Сравнение, эпитеты, олицетворение. | 1 | ||
Метафора. | 1 | ||
Пословицы и поговорки. Афоризмы. | 1 | ||
Сочинение по пословице. | 1 | ||
Анализ сочинений по пословицам. | 1 | ||
Анализ сочинений по пословицам. | 1 | ||
Художественный стиль. Общее понятие. | 1 | ||
Сочинение – пейзажная зарисовка. | 1 | ||
Рифма. | 1 | ||
Диалог и монолог. | 1 | ||
Драматические импровизации. | 1 | ||
Драматические импровизации. | 1 | ||
Композиция текста. Основные элементы композиции. | 1 | ||
Композиция. Работа с деформированным текстом. | 1 | ||
Творческая работа. | 1 | ||
Сочинение – миниатюра в художественном стиле. | 1 | ||
Творческая работа. | 1 | ||
Публицистический стиль. | 1 | ||
Газетно – публицистический стиль. | 1 | ||
Деловая игра «Вёрстка газеты». | 1 | ||
Официально – деловой стиль. | 1 | ||
Тезисы. Конспект. | 1 | ||
Тезисы. Конспект. | 1 | ||
Аннотация. | 1 | ||
Я пишу письмо. | 1 | ||
Личный дневник. | 1 | ||
Сочинение «Мои любимые стихи». | 1 | ||
Сочини сценарий для мультфильма. | 1 | ||
Сочини сценарий для мультфильма. | 1 | ||
Конкурс на лучшее название конфет. | 1 | ||
Обобщение. Проверочная работа. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.
Конспект занятия "Зачем нужна пунктуация?"...
Учимся писать сочинения и изложения
Книга, которая содержит правила работы над сочинениями и изложениями в нчаальной школе....
Учимся писать сочинение (Что такое сочинение).
Решая учебно - практические и учебно - познавательные задачи, учащиеся знакомятся с понятие "сочинение", повторяют особенности текста...
Урок русского языка в 3 классе УМК «Перспективная начальная школа» УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ
Урок русского языка в 3 классеУМК «Перспективная начальная школа» УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ...
Конспект урока по русскому языку (Развитие речи) на тему: "Рассматриваем старые фотографии. Учимся писать сочинение"
Рассматриваем старые фотографии. Учимся писать сочинение...
Учимся писать сочинения и изложения
Следуя предложенному алгоритму, дети научатся составлять план, подбирать необходимые языковые средства и писать сочинение и изложение....
Учимся писать сочинения и изложения
Учимся писать сочинения и изложения...