Рабочая программа внеурочной деятельности по предмету шахматы
рабочая программа (3 класс)

Ефимова Валентина Павловна

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по предмету шахматы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty_3b.docx317.45 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 30 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по предмету шахматы

3Б класс

2018-2019 учебный год

Учитель нач. классов:  Ефимова В.П.

Нижневартовск 2018 г.

1. Личностные и метапредметные результаты освоения результаты освоения курса внеурочной деятельности

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета.

  • Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят:
  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
  • наличие чувства прекрасного;
  • формирование основ шахматной культуры;
  • понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
  • уважительное отношение к иному мнению;
  • приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
  • воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания им;
  • умение управлять своими эмоциями;
  • дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;
  • оказание бескорыстной помощи окружающим.

  • Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) учащихся: познавательных, коммуникативных и регулятивных.
  1. Познавательные УУД:
  • умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
  • владение способом структурирования шахматных знаний;
  • способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;
  • умение находить необходимую информацию;
  • способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
  • умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;
  • способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать решения.
  1. Коммуникативные УУД: результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные
  • умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
  • способность формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
  • умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнера (собеседника);
  • возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
  1. Регулятивные УУД:
  • умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

     Для занятий используется специальная литература,  карточки с диаграммами для решения задач и упражнений,  демонстрационная шахматная доска и фигуры, комплекты шахмат.

Первое знакомство с Шахматным  королевством.

Из истории шахмат.

Шахматная доска - поле шахматных сражений:

Знакомство с основными понятиями:

Горизонтали,

Вертикали

Диагонали

Дидактические игры и задания:

"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

"Назови вертикаль". Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее.

"Назови горизонталь". Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь. (Например: "Вторая горизонталь").

  Шахматные фигуры. Первое знакомство. 

«Тронул - ходи!». Белая и черная армии.

Дидактические игры и задания:

"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

"Угадай-ка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

Начальная позиция.

Расстановка фигур перед шахматной партией.

Правило: "Ферзь любит свой цвет".

Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

Дидактические игры и задания:

"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

 ЛАДЬЯ

Ход, взятие.

Дидактические игры и задания:

Одна против пешек. Лабиринт. 

Игра «Один в поле воин», «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры».

СЛОН

Ход, взятие.  Белопольные и чернопольные слоны.

Легкая и тяжелая фигура.

Ладья против слона.

Дидактические игры и задания:

"Игра на уничтожение", "Один в поле воин", "Сними часовых","Лабиринт", "Кратчайший путь", "Атака неприятельской фигуры", "Взятие", "Защита"

ФЕРЗЬ 

«Могучая фигура» Ферзь. Дороги Ферзя.

 Ход, взятие.

Ферзь против ладьи, слона

Дидактические игры и задания:

"Игра на уничтожение",  "Один в поле воин", "Лабиринт", "Кратчайший путь".   

КОРОЛЬ

Ход Короля. И Король в поле воин (взятие).

Дидактические игры и задания:

 "Игра на уничтожение", "Один в поле воин".

КОНЬ

Ход, взятие, сила.                                            

Игра конем на усеченной доске.

Конь против ферзя, ладьи, слона

Дидактические игры и задания:

"Игра на уничтожение", "Сними часовых", "Один в поле воин", "Лабиринт", "Перехитри часовых",  "Кратчайший путь".

ПЕШКИ

 Благородные пешки черно-белой доски.

«Маленькая да удаленькая. Всю доску прошла - фигуру нашла». Ход пешки, взятие, превращение, сила.

«Подножка» (правило взятие на проходе).

 Дидактические игры и задания:

 «В бой идут одни только пешки».

 «Игра на уничтожение».

 Относительная ценность фигур.

Ценность фигур.

Сравнительная сила фигур.

Дидактические игры и задания:

"Кто сильнее". Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: "Какая фигура сильнее? На сколько?"

"Обе армии равны". Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

 Шах.

Что такое шах. Понятие о шахе.

Шах ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой.

Защита от шаха.

Дидактические игры и задания:

"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны    определить: стоит ли король под шахом или нет.

"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.

"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

 Мат - цель игры.

Дидактические  игры и задания:

"Шах или мат". Шах или мат черному королю? "Мат или пат".

Решение шахматных задач и упражнений.

 Ничья.

Варианты ничьей.

Пат.  Отличие пата от мата. Примеры на пат.

Дидактическое задание:

"Пат или не пат".

 Рокировка.

Длинная и короткая рокировка.

Правила рокировки.

Дидактическое задание:

"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

  Шахматная партия.

Начало шахматной партии.

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ.

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

Дидактические задания:

«Назови вертикаль»

«Назови горизонталь»

«Назови диагональ»

«Какого цвета поле»

Обозначение шахматных фигур и терминов.

Запись начального положения.

Краткая и полная шахматные нотации.

Запись шахматной партии.

Игровая практика с записью шахматной партии.

ЦЕННОСТЬ ФИГУР.

Сравнительная сила фигур.

Дидактические задания:

«Кто сильнее»

«Обе армии равны».

Достижение материального перевеса.

Дидактические задания:

«Выигрыш материала».

Способы защиты.

Дидактическое задание «Защита».

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1.     Практическая игра.

2.     Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3.     Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4.     Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические

        игрушки.

5.    Участие в турнирах и соревнованиях


3. Календарно - тематическое планирование по шахматам

1 год обучения – 33ч.

№ п/п

Дата

по плану

Дата

Тема урока

Кол. час

Цель занятия

                          Планируемые результаты

факт

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

1 нед

Шахматы- мои друзья. История возникновения шахмат

1

Раскрыть перед учащимися суть понятия « шахматная игра», рассказать об истории возникновения данного понятия и шахматной игры в целом, заинтересовать детей шахматной игрой, познакомить с правилами техники безопасности    во время занятий и соревнований по шахматам

Сведения о возникновении шахмат  и появлении их на Руси, первое знакомство с чемпионами мира по шахматам и ведущими шахматистами мира

Познавательные УУД: умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

Коммуникативные УУД:  умение находить  компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

Регулятивные УУД:

Умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия

Формирование основ российской гражданской идентичности;

-Ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

2

2 нед

Шахматная  доска

1

 Познакомить детей с новым понятием « шахматная доска», белыми и черными полями на шахматной доске, угловыми и центральными полями,  правильным расположением шахматной доски в начале партии.

Изучение основ шахматной игры: шахматная доска, шахматные фигуры

Познавательные УУД:-способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

Коммуникативные УУД: - способность формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, вести дискуссию;

Регулятивные УУД: -способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.

Формирование основ шахматной культуры;

Наличие чувств прекрасного;

Готовность  и способность к саморавитию  и самообучению;

3

3 нед

Горизонталь.

1

Ознакомиться с понятием «горизонталь», выполнением дидактических заданий для закрепления полученных знаний. Дидактические игры « Горизонталь», « Вертикаль»,  « Поиграем – угадаем».

Знать  расположение  доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске.

Познавательные УУД: - владение способом структурирования шахматных знаний;

Коммуникативные УУД:-способность отстаивать свое мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

Регулятивные УУД:-способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

_ Понимание бережного отношения к своему здоровью;

-Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

4

4 нед

Вертикаль.

1

Ознакомиться с понятием «вертикаль», выполнением дидактических заданий для закрепления полученных знаний. Дидактические игры « Горизонталь», « Вертикаль», « Поиграем – угадаем».

Знать  расположение  доски между партнерами. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске.

Познавательные УУД:- : умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

Коммуникативные УУД:- умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию  партнера ( собеседника);

Регулятивные УУД:

Умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия.

Формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат.

5

5 нед

Диагональ

1

Ознакомиться с понятием «диагональ», выполнить дидактические задания для закрепления полученных знаний. Дидактические игры « Горизонталь», « Вертикаль», « Диагональ», « Поиграем – угадаем».

Знать понятие диагонали. Отличие  диагонали от вертикали. Большая белая и большая черная диагонали. Количество полей в диагонали

Познавательные УУД: : умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

Коммуникативные УУД:- организовывать  и осуществлять сотрудничество со сверстниками и учителем, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи;

Регулятивные УУД:-способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками

6

6 нед

Шахматная нотация

1

Ознакомиться с понятием «шахматная нотация», научиться определять «адреса» шахматных полей, закрепить полученные знания с помощью выполнения дидактических заданий.

Понятие « шахматная нотация»; -ориентироваться на шахматной доске;- как правильно располагать  шахматную доску между партнерами?

Познавательные УУД: - умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций , включая общие приемы решения задач;

Коммуникативные УУД:-способность отстаивать свое мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

Регулятивные УУД:

Умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия

Уважительное отношение к иному мнению, воспитание   этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания им.

7

7 нед

Шахматные фигуры и начальная позиция

1

Познакомиться с начальной позицией в шахматах, понятиями «королевский фланг», «ферзевый фланг» .

Расстановка фигур  перед  шахматной партией. Правило  « Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями и диагоналями и начальном положении фигур.

Познавательные УУД: - способность строить логические  цепи рассуждений, анализировать и просчитывать  результат своих действий;

Коммуникативные УУД: - способность формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, вести дискуссию;

Регулятивные УУД:-способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, готовность и способность к саморазвитию и самообучению

8

8 нед

Ладья.

1

Познакомиться с шахматной фигурой «ладья», ее местом в начальной позиции, способом ее передвижения по доске (ход и взятие), закрепить полученные знания с помощью выполнения дидактических заданий

Знать место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические  занятия и игры « Лабиринт», « Перехитри часовых» , « Один в поле воин»

Познавательные УУД:-  способность воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно- следственные связи, предвидеть реакцию соперника;

Коммуникативные УУД:- умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию  партнера ( собеседника);

Регулятивные УУД:

Умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия

Умение управлять своими  эмоциями, дисциплинированность, внимательность, трудолюбие  и упорство в достижении поставленных целей

9

9 нед

Слон

1

Повторить ходы и взятие ладьей, познакомиться с новой шахматной фигурой «слон», его местом в начальной позиции на доске, способами передвижения слона по доске. Познакомиться с понятиями «белопольный слон», «чернопольный слон». Закрепить полученные знания с помощью выполнения дидактических заданий.

Знать место  слона в начальном положении. Ход слона , взятие. Качество. Легкая и тяжелая фигуры.

Дидактические игры «Захват контрольного поля» , « Защита контрольного поля», « Двойной удар»

Познавательные УУД:- способность сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения;

Коммуникативные УУД:  умение находить  компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

Регулятивные УУД:-способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат, оказание бескорыстной помощи окружающим.

10

10 нед

Ферзь

1

Повторить ходы и взятие слоном, познакомиться с шахматной фигурой «ферзь», ее местом в начальной позиции, способом передвижения ферзя по доске, разобрать новые понятия «тяжелые фигуры» и «дальнобойные фигуры», закрепить полученные знания с помощью выполнения дидактических заданий.

Знать место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь- тяжелая фигура.

Дидактические задания « Сними часовых» , « Захват контрольного поля», « Атака неприятельской фигуры»

Познавательные УУД:-  способность самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

Коммуникативные УУД: - способность формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, вести дискуссию;

Регулятивные УУД:

Умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия

Уважительное отношение к иному мнению, воспитание   этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания им.

11

11 нед

Конь

1

Повторить ходы и взятие ферзем, познакомиться с шахматной фигурой «конь», ее местоположением в начальной позиции, способами передвижения коня по доске, разобраться с новыми понятиями «легкие фигуры», закрепить полученные знания с помощью выполнения дидактических заданий.

Знать место коня в начальном положении. Ход коня , Взятие. Конь- легкая фигура.

Дидактические задания  « Игра на уничтожение», « Ограничение подвижности» , « Кратчайший путь», « Один в поле воин», « Лабиринт».

Познавательные УУД:- способность  выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях; Коммуникативные УУД:-способность отстаивать свое мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

Регулятивные УУД:-способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками

12

12 нед

Пешка.

1

Повторить ходы и взятие конем, познакомиться с шахматной фигурой «пешка», ее местоположением в начальной позиции, способами передвижения пешки по доске, разобрать понятие «сдвоенные пешки», закрепить полученные знания с помощью выполнения дидактических заданий.

Место пешки  в начальном положении. Ладейная. Коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешки. Ход пешки. Взятие. Взятие на проходе.  

Дидактические задания « Сними часовых» , « Захват контрольного поля», « Атака неприятельской фигуры»

Познавательные УУД:-  способность воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно- следственные связи, предвидеть реакцию соперника;

Коммуникативные УУД:  умение находить  компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

Регулятивные УУД:

Умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия

Формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат, оказание бескорыстной помощи окружающим.

13

13 нед

Превращение пешки

1

Повторить ходы и взятие пешкой, познакомиться с понятиями «превращение пешки», «проходная пешка»

Ладейная. Коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешки. Ход пешки. Взятие. Взятие на проходе.  Превращение пешки.

Дидактические задания  « Игра на уничтожение», « Ограничение подвижности» , « Кратчайший путь», « Один в поле воин», « Лабиринт».

Познавательные УУД:- способность  выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;

Коммуникативные УУД: - способность формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, вести дискуссию;

Регулятивные УУД:-способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками.

Воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания им.

14

14 нед

Король

1

Повторить в какие фигуры превращается пешка, достигшая последней горизонтали, познакомиться с шахматной фигурой «король», ее местоположением в начальной позиции, способами ее передвижения по доске, разобрать понятие «битое поле», закрепить полученные знания с помощью выполнения дидактических заданий.

Знать место короля в начальном положении. Ход короля. Взятие.

Дидактические игры « Лабиринт», « Кратчайший путь».

Познавательные УУД: :- способность сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения;

Коммуникативные УУД:-способность отстаивать свое мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

Регулятивные УУД:

Умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия

Уважительное отношение к иному мнению, воспитание   этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания им.

15

15 нед

Ценность фигур

1

Познакомиться с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой шахматных фигур, разобрать понятия «равноценный размен», «неравноценный размен», «качество».

  Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Дидактические задания « Кто сильнее». « Обе армии равны», « Выигрыш материала», « Защита».

Познавательные УУД: способность самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

Коммуникативные УУД:  умение находить  компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

Регулятивные УУД:

Умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия

Уважительное отношение к иному мнению, воспитание   этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания им.

16

16 нед

Нападение

1

Познакомиться с атакующими возможностями всех шахматных фигур, научиться создавать нападение и видеть угрозы партнера.

Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Дидактические задания « Кто сильнее». « Обе армии равны», « Выигрыш материала», « Защита».

Познавательные УУД: :- способность сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения;

Коммуникативные УУД:-способность отстаивать свое мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

Регулятивные УУД:-способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат, оказание бескорыстной помощи окружающим.

17

17 нед

Взятие. Взятие на проходе

1

Рассмотреть возможности взятия различными фигурами, познакомиться с понятиями «выгодное взятие» и «невыгодное взятие», «взятие на проходе», научиться находить взятие на проходе в различных позициях.

Взятие. Взятие на проходе.  Превращение пешки.

Дидактические задания « Сними часовых» , « Захват контрольного поля», « Атака неприятельской фигуры».

Познавательные УУД:-  способность воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно- следственные связи, предвидеть реакцию соперника;

Коммуникативные УУД: - способность формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, вести дискуссию;

Регулятивные УУД:

Умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия.

Уважительное отношение к иному мнению, воспитание   этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания им.

18

18 нед

Шах и защита от шаха

1

Познакомиться с понятием «шах» и со способами защиты от него

Знать  шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Открытый шах. Двойной шах.

Дидактические задания  « Шах или не шах», « Дай шах», « Пять шахов», « Защита от шаха»

Познавательные УУД:- способность  выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях; Коммуникативные УУД:  умение находить  компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

Регулятивные УУД:

Умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия

Приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками. Воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания им.

19

19 нед

Мат

1

Познакомиться  учащихся с понятием « мат»

Знать цель шахматной игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

Дидактические задания « Мат  или не мат», « Мат в один ход».

Познавательные УУД: :- способность сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения;

Коммуникативные УУД:- умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию  партнера ( собеседника);

Регулятивные УУД:

Умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия.

Формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат, оказание бескорыстной помощи окружающим.

20

20 нед

Пат- ничья

1

Познакомиться с понятием «пат»

Знать отличие  пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат.

Познавательные УУД: способность самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

Коммуникативные УУД: - способность формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, вести дискуссию;

Регулятивные УУД:-способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками.

Воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания им.

21

21 нед

Рокировка

1

Познакомиться с понятиями «рокировка» и «искусственная рокировка», видами рокировки, условиями, при которых рокировка может быть сделана

Знать понятие рокировки. Длинная и короткая рокировки. Правила рокировки.

Дидактическое задание « Рокировка». Игровая практика

Познавательные УУД:-  способность воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно- следственные связи, предвидеть реакцию соперника;

Коммуникативные УУД:  умение находить  компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

Регулятивные УУД:-способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат, оказание бескорыстной помощи окружающим.

22

22 нед

Основные принципы игры в начале партии

1

Рассмотреть основные принципы игры в начале партии

Знать цель шахматной игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактические задания « Мат  или не мат», « Мат в один ход».

Познавательные УУД: - умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций , включая общие приемы решения задач;

Коммуникативные УУД:-способность отстаивать свое мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

Регулятивные УУД:-способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат, оказание бескорыстной помощи окружающим.

23

23 нед

Мат двумя ладьями одинокому королю

1

Познакомиться с техникой матования одинокого короля двумя ладьями, изучить значение термина «анализ».

Техника  матования одинокого короля двумя ладьями

Познавательные УУД: способность самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера; Коммуникативные УУД: - способность формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, вести дискуссию;

Регулятивные УУД:

Умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия

Формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат, оказание бескорыстной помощи окружающим.

24

24 нед

Мат ферзем и ладьей одинокому королю

1

Познакомиться с техником матования одинокого короля ферзем и ладьей, изучение значения термина «матовое поле»

Техника матования одинокого короля ферзем и ладьей, изучение значения термина «матовое поле»

Познавательные УУД: - умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций , включая общие приемы решения задач; Коммуникативные УУД:  умение находить  компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

Регулятивные УУД:-способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат, оказание бескорыстной помощи окружающим.

25

25 нед

Мат ферзем и королем одинокому королю

1

Познакомиться с техникой матования одинокого короля ферзем и королем, изучить значение термина «цейтнот», принцип работы шахматных часов.

Техника матования одинокого короля ферзем и королем, изучить значение термина «цейтнот», принцип работы шахматных часов.

Познавательные УУД: :- способность сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения;

Коммуникативные УУД:- умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию  партнера ( собеседника);

Регулятивные УУД:

Умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия.

Формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат, оказание бескорыстной помощи окружающим.

26

26 нед

Материальное преимущество

1

Познакомиться с понятиями «материальное преимущество» и «позиционное преимущество», методами определения материального преимущества и причинами его возникновения, изучить значение слова «зевок» применительно к шахматной партии.

Методика определения материального преимущества

Познавательные УУД:- способность  выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;

Коммуникативные УУД:  умение находить  компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

Регулятивные УУД:-способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками.

Воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания им.

27

27 нед

Нарушение основных принципов игры в начале партии

1

Познакомиться с ошибочными ходами в начале партии, изучить значение термина «инициатива»

Изучить  значение термина «инициатива».

Связь между горизонталями, вертикалями и диагоналями и начальном положении фигур .Начало партии.

Познавательные УУД: способность самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

Коммуникативные УУД: - способность формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, вести дискуссию;

Регулятивные УУД:

Умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия

Формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат, оказание бескорыстной помощи окружающим.

28

28 нед

Партии-миниатюры

1

Увидеть на примерах, к чему приводит несоблюдение основных принципов игры в начале партии, изучение детского мата и способов защиты от него, объяснение терминов « мат Легаля» и « жертва»

Игра шахматной партии с начала и до конца с записью своих ходов  и ходов  партнера.

« Мат Легаля» и « жертва».

Познавательные УУД:-  способность воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно- следственные связи, предвидеть реакцию соперника;

Коммуникативные УУД:-способность отстаивать свое мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

Регулятивные УУД:-способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания им.

29

29 нед

Запись шахматной партии

1

Познакомиться с шахматной нотацией, научиться записывать шахматную позицию и партию, изучить значение терминов «гроссмейстер», «соревнование».

Запись шахматной партии

Познавательные УУД: - умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций , включая общие приемы решения задач;

Коммуникативные УУД:  умение находить  компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

Регулятивные УУД:

Умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия

Умение управлять своими  эмоциями, дисциплинированность, внимательность, трудолюбие  и упорство в достижении поставленных целей

30

30 нед

Шахматный этикет

1

Познакомить учащихся с правилами  поведения партнеров во время игры, объяснить значение термина « шахматный кодекс»

Поведение партнеров во время игры, объяснить значение термина « шахматный кодекс»

Познавательные УУД: способность самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера; Коммуникативные УУД: - способность формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, вести дискуссию;

Регулятивные УУД:

Умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия

Воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания им.

31

31 нед

Шахматный турнир

1

Закрепить полученные знания в ходе игры.

Знать цель шахматной игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

Познавательные УУД: :- способность сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения; Коммуникативные УУД:-способность отстаивать свое мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

Регулятивные УУД:

Умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия.

Формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат, оказание бескорыстной помощи окружающим.

32

32 нед

Шахматный турнир

1

Закрепить полученные знания в ходе игры.

Знать цель шахматной игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

Познавательные УУД: - умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций , включая общие приемы решения задач;

Коммуникативные УУД:- умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию  партнера ( собеседника);

Регулятивные УУД:

Умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия.

Умение управлять своими  эмоциями, дисциплинированность, внимательность, трудолюбие  и упорство в достижении поставленных целей.

Воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания им.

33 - 34

33 нед

34 нед

Шахматный турнир

1

Закрепить полученные знания в ходе игры.

Знать цель шахматной игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

Познавательные УУД: :- способность сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения;

Коммуникативные УУД:-способность отстаивать свое мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

Регулятивные УУД:-способность контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Умение управлять своими  эмоциями, дисциплинированность, внимательность, трудолюбие  и упорство в достижении поставленных целей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 классов по спортивно-оздоровительному направлению «Шахматы»

Рабочая программа по шахматам составлена для учащихся 1 классов МБОУ СОШ №6 города Югорска, разработана на основе авторской программы «Шахматы - школе», под редакцией И. Г. Сухина, рекомен...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы". Автор А.А. Тимофеев

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2-4 класса. Содержание авторской программы разбито на четыре модуля по 34 ч. На основании рекомендаций автора программы скомпонован курс, рассчитанный ...

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Шахматы-школе" для учащихся 1-4 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Шахматы-школе" для учащихся 1-4 классов...

Рабочая программа. Внеурочная деятельность.Шахматы. 2класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Шахматы», 2-ой год обучения...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Шахматы".

Срок реализации программы один год  с 1 по 4 класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по предмету «Учимся писать сочинение и изложение»

Программа внеурочной деятельности «Учимся писать изложение и сочинение» для учащихся 1-4 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного ст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по ФГОС «ШАХМАТЫ» направленность – спортивно-оздоровительная для обучающихся 1-4-х классов на 2018-2019 учебный год

Программа для обучения шахматной игре предназначена для первого и второго года обучения шахматам. В процессе учебной деятельности школьники должны овладеть элементарным шахматным материалом: познакоми...