Похвала, которая не унижает; критика, которая не ранит
статья (4 класс)

Санкина Елена Юрьевна

Похвала, которая не унижает; критика, которая не ранит

Психологические исследования младших школьников продемонстрировали, что дети этой возрастной категории в своих поступках в большей степени ориентируются на реакцию взрослых, а не на собственные представления о моральных нормах и ценностях. Поэтому, если рассматривать похвалу с точки зрения пользы для воспитания, её можно считать мощным оружием педагогического воздействия ближней и средней дальности. Похвала является одним из способов выражения родительской любви и принятия. Ребенок видит, что его ценят и уважают, и это придает ему уверенность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Похвала, которая не унижает; критика, которая не ранит.

Для детей очень важно, чтобы мама была довольна и гордилась ими. Сегодня я расскажу Вам, как выразить свое одобрение…

Психологические исследования младших школьников продемонстрировали, что дети этой возрастной категории в своих поступках в большей степени ориентируются на реакцию взрослых, а не на собственные представления о моральных нормах и ценностях. Поэтому, если рассматривать похвалу с точки зрения пользы для воспитания, её можно считать мощным оружием педагогического воздействия ближней и средней дальности. Похвала является одним из способов выражения родительской любви и принятия. Ребенок видит, что его ценяти и уважают, и это придает ему уверенность.

Благодаря похвале ребенок начинает понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. Мама похвалила, значит, этот поступок хороший, поругала — значит, плохой. Похвала — это один из лучших способов закрепить желательное поведение.

Но хвалить, конечно, тоже надо с умом. Следует помнить, что слова взрослых влияют на самооценку ребёнка и его чувство собственного достоинства.      

А из чего же складывается самооценка? А самооценка складывается из оценок окружающих. И хотя, чем более зрелой становится личность, тем менее оценки со стороны могут поколебать ее самооценку, тем не менее, и в зрелом возрасте они играют в формировании самооценки значительную роль. Поэтому для поддержания самооценки человек стремится быть оцененным.

Когда Вы не уверены в том, полезна Ваша  похвала или нет, задайте себе простой вопрос:

«Не начнёт ли ребёнок после моих слов полностью зависеть от моего одобрения? Или мои слова помогут ему лучше понять свои способности и собственные достижения?»

Сравните следующие замечания.

Похвала, которая создаёт зависимость от чужого одобрения

Похвала, которая помогает ребёнку осознать собственные способности и достижения

« Отличные оценки.

Я так горжусь тобой!»

«Похоже, ты настойчиво и упорно трудился в этой четверти. Ты можешь собой гордиться!»

« Делаешь домашнее задание? Молодец!»

«Требуется большое упорство, чтобы сесть за домашнее задание, когда ты так устал (а)!»

Обратите внимание на то, что замечания из первой колонки демонстрируют контроль со стороны родителей.

Замечания из второй колонки подчёркивают способности самого ребёнка, который сам может себя похвалить.

Когда возникает выбор между привлечением внимания ребёнка к вашему одобрению или к его (её) работе, всегда выбирайте работу. Самый важный урок ребёнок получает, когда с головой уходит в свою работу и перестаёт думать о том, что скажут о его (её) работе другие.

Любое одобрение хорошо к месту. Но если Вы хотите, чтобы Ваши слова нашли отклик в душе ребёнка и произвели впечатление, постарайтесь предварить их описанием.

Вот несколько примеров:

*Ты рассказал мне о том, что произошло в школе, хотя знал, что я могу рассердиться. Ценю твою честность.

*Какой замечательный коллаж! Ты использовала нитки, клей, пуговицы и цветную бумагу, а получилось настоящее произведение искусства. Ты – хороший художник!

    В каждом случае вы указали причину похвалы. Ребёнок понимает, что заставило вас его похвалить, и не чувствует себя обязанным постоянно соответствовать вашим ожиданиям.

                                                                     ПАМЯТКА

                                   конструктивные реакции дома и в школе

Ребёнок: Я написал стихотворение о поезде. Вам нравится?

Взрослый: Отлично!  Ты - настоящий поэт.

                                    Вместо того чтобы оценить вы можете

  1. Описать то, что услышали или увидели:

«Тебе удалось передать стук колёс поезда. Ты нашёл хорошие рифмы…»

  1. Описать свои чувства:

«Мне показалось, что я действительно   сижу в вагоне поезда, который несётся по равнине…»

                                                                               ***

Некоторые родители принимают хорошие поступки и достижения ребенка как должное, реагируя на них молчаливым одобрением. Зато плохое поведение вызывает у них бурную реакцию. Такие взрослые требовательны, очень ответственны и считают свою любовь к ребенку чем-то обыденным, закономерным, что не нуждается в подтверждении. 
Многие дети в таких условиях воспитания вырастают серьезными, целеустремленными и не ждущими милостей ни от природы, ни от окружающих людей. В то же время, они не позволяют себе без особых причин получать удовольствие от жизни, радоваться общению с близкими, своему отражению в зеркале. Все положительные эмоции оказываются как будто заблокированными. Вполне возможно, что чеховского «Человека в футляре» просто недохвалили в детстве.


Дети активные, подвижные, темпераментные обычно отвечают на подобное педагогическое воздействие протестом. Замечая, что внимание взрослого можно привлечь только плохим поведением, они придумывают самые невероятные шалости, дурачатся и кривляются, не реагируя на одергивания родителей.

                                                          ***

Взрослый: Посмотри только, сколько ошибок ты сделал! Ты можешь работать лучше!

                               Вместо того, чтобы критиковать, вы можете:

  1. Указать на то, что ещё нужно сделать.

« Достаточно исправить орфографические ошибки в паре слов, и твоё стихотворение можно печатать в школьной газете!»

Литература:

  1. Фабер А. Как говорить с детьми, чтобы они учились.
  2. Егидес  А. П.     Психотехника синтонного общения.
  3.  Баулина М. Волшебная сила похвалы// Здоровье школьника, 2012, №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стратегия "Пирамида критика"

Учебная стратегия в технологии РКМЧП...

урок литературного чтения по басне В.Берестова "Гусь и его критики"

Этот урок для 3 класса к учебнику Е.Матвеевой пригодится учителям. работающим по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова и всем, кто изучает басни в начальной школе. Работа над басней может быть интересн...

Притча "Раны, которые мы оставляем"

Притча "Раны, которые мы оставляем"...

План-конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Правописание безударных гласных в корне, которые проверяются ударением, и которые нельзя проверить ударением» (с использованием мультимедийного оборудования)

Данный урок русского языка проводился как открытый урок для родителей учащихся 2 класса. Целью урока было ознакомление родителей с возможностями применения мультимедийного оборудования  в на...

СЛОВА, КОТОРЫЕ ПОДДЕРЖИВАЮТ РЕБЕНКА И КОТОРЫЕ РАЗРУШАЮТ ЕГО ВЕРУ В СЕБЯ

В материале представлены рекомендации родителям...

Город, в котором я живу. Город, который я люблю. Город, которым я горжусь

Сценарий внеклассного занятия по окружающему миру, посвященного истории родного города-героя Волгограда. Материал можно использовать на классном часе ко дню города....