урок литературного чтения по басне В.Берестова "Гусь и его критики"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Этот урок для 3 класса к учебнику Е.Матвеевой пригодится учителям. работающим по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова и всем, кто изучает басни в начальной школе. Работа над басней может быть интересной, если использовать приёмы работы в группе, создавать вместе модель басни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologich._karta_97-2003_2.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема: «Особенности изображения персонажей в басне»
Текст для исследования: В.Д.Берестов «Гусь и его критики»
Тема | Особенности изображения персонажей в басне | |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
Научиться анализу и интерпретации басни, познакомиться с особенностями жанра, способами изображения персонажей. Научиться характеризовать персонажей. Научиться выразительному чтению басни. | Научиться выделять «воспитательную» составляющую басни как жанра, формировать представление о лицемерии персонажа. Высказывать свою точку зрения по поводу прочитанной басни; выражать отношение к поступкам персонажей. Учиться переносить смысл басни на конкретную жизненную ситуацию, связанную с поведением людей. Обсуждать новые версии по поводу прочитанного текста в паре, группе, проявляя умения слушать отвечающего, задавать вопросы, сопереживать, оказывать помощь собеседникам. Формировать действия контроля и оценки. | |
Основной тезаурус урока | Басня, персонаж, характеристика персонажа, мораль, интонация. Критики, кругозор, корифей, стихия, лицемерие, лесть. | |
Организация пространства | ||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
Литературное чтение (особенности жанра «басня»). Русский язык (обогащение словарного запаса; моделирование устного высказывания; освоение диалоговых форм общения). Театр (подготовка небольшого спектакля по изученной басне). Живопись (иллюстрирование произведения). | Групповая работа. Фронтальная работа. Представление портфолио с творческими работами (иллюстрация, сценарий, сочинение в форме развёрнутого ответа на вопрос). |
Учебник Е.И.Матвеевой «Литературное чтение», 3 класс книга, с.72-73. Рабочая тетрадь №2 с.31-33 2.Проекционный материал - презентация 3.Технические средства обучения – мультимедийный проектор, ноутбук. Интерактивная приставка 3.Наглядные – магнитно-маркерная доска |
1 этап. Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха | ||
Цель: заинтересованность учащихся новым исследованием. | Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Надо многое понять, Чтоб читателями стать! | |
-Вспомните, кто автор этих слов: Как хорошо уметь читать! Ну, какое ж детство без жуков! У нас глазищи как алмазы, а кожа цвета изумруда… -Ребята, много стихов Валентина Берестова мы с вами читали и учили наизусть. А сегодня мы будем исследовать новое произведение В.Д.Берестова «Гусь и его критики». | ||
2 этап. Учебно-познавательная деятельность. Постановка и решение учебной задачи. | ||
Последовательность изучения | Обучающие и развивающие задания | Диагностические задания, результаты деятельности учеников |
1.Актуализация знаний учащихся | ||
Цель: вспомнить то, что ученикам уже известно о басне, и определить то, что пока неизвестно. | Определите, что это за жанр? Знакомство с произведением: 1.Читает подготовленный ученик Версии ответов на вопрос: «Что такое басня?» Чтение ответа из Интернета 2.Самостоятельное чтение басни с заданием: Ответить на вопрос - может ли история, рассказанная в басне, произойти с людьми? Уточнение значения новых слов в тексте (таблица: кругозор, критики, корифей, стихия) | Продолжить предложение: БАСНЯ – это… Ученики предлагают свои версии ответа, некоторые из них учитель фиксирует на доске Работа со словарём. Ученики самостоятельно читают басню для себя с заданием.
Слайд - таблица (лопаем шары, проверяем версии). |
| ||
Цель: формировать умение анализировать и интерпретировать басню; формировать умение характеризовать персонажей; формировать умение контроля за своими действиями (чтение текста в соответствии с критериями выразительного чтения). | 1)Составление характеристики говорящих персонажей (Гуся, Петуха, Индюка, утки) и «неговорящего» Повара. -С какими персонажами вы встретились в басне? -Какой персонаж главный? Найдите слова, которые характеризуют гуся. Прочитайте их. -С какой интонацией будете читать слова Гуся? Почему? Найдите слова, которые говорит Гусю индюк. Прочитайте их. -Найдите слова, которые говорит Гусю Утка? Прочитайте их. -Какие слова произносит Петух? -Найдите и прочитайте те слова, которые выражают общее мнение всех птиц? -Какая интонация помогает вам передать отношение птиц к Гусю? (интонация восхищения) -Попробуйте прочитать слова одного из персонажей, выражая интонацией восхищение Гусем. Оцените чтение друг друга. 2)Сравнительная характеристика персонажей до и после появления Повара: изменение отношения к Гусю со стороны обитателей птичьего двора. Работая в парах, найдите строчки, которые меняют всю ситуацию на птичьем дворе. Прочитайте их. -Как же изменилась ситуация? Докажите текстом, что оценка обитателей двора изменилась. Как это сделать? Физпауза (мультимедиа) | Вопросы учителя с целью анализа и интерпретации текста. Выборочное чтение. Дети отвечают: -Птицы стали говорить другие слова, ругать Гуся, смеяться над ним. Они изменили своё прежнее мнение о Гусе. |
3 этап. Моделирование жанра. Составление кластера «басня» по итогам работы групп | ||
Цель: формировать умение моделировать построение жанра; формировать умение характеризовать каждую условную часть басни, формировать умение работать в группе по выполнению творческого задания на основе изученного произведения. | 1)Выделение существенных композиционных признаков басни как жанра (две части: случай из жизни, мораль). 2)Характеристика каждого признака. 3)Интерпретация основного смысла басни (толкование «морали»). | Составленная учениками модель жанра басни. Работа в группах: 1группа: покажите персонажей басни с помощью аппликации или рисунка. 2 группа: Напишите, какие они герои басни? 3 группа: Выделите мораль басни. 4 группа: Какой недостаток высмеивается в басне? Какой главный приём используется в басне 5 группа: Составьте модель басни |
4 этап. Интерпретация произведения (инсценирование, чтение по ролям) | ||
Цель: формировать умение работать в группе по выполнению творческого задания на основе изученного произведения; подготовить основу для внеурочной деятельности класса. | 1)Наблюдение за интонациями каждого персонажа. 2)Выразительное чтение басни как вариант интерпретации авторского видения темы. 3)Открытие нового смысла слов «лицемерие», «лесть». 4)Пояснение смысла заглавия басни «Гусь и его критики». | Басни – не ложь, ведь в них намёк, людям думающим урок. |
4 этап. Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности. | ||
Цель: формировать умения контроля, оценки и самооценки деятельности. | 1.Учитель задаёт вопросы: -Какое открытие вы сегодня вы сделали на уроке? -Кто из ребят помог вам лично, всему классу, группе сделать открытие? -Чему каждый из вас сегодня научился? -О чём бы вы могли рассказать своим родителям дома после нашего урока? 2.Оцените себя! | Развёрнутые ответы на вопросы:
С помощью интеракт.приставки вытягивают «пятёрки». |
Прочитайте слова 1-го и 2-го столбиков:
восторгаться хвалиться
хвастаться насмехаться
высмеивать восхищаться
неискренность лживость
глупый комичный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения. Тема. Басни дедушки Крылова.
Урок литературного чтения. Тема. Басни дедушки Крылова. 3 класс. Программа развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова....
Урок литературного чтения по басне И.А.Крылова "Ворона и Лисица"
Урок построен с учётом современных образовательных технологий....
Презентация к уроку Литературное чтение Тема. Басни И.А. Крылова 4 класс
Презентация к уроку Литературное чтениеТема. Басни И.А. Крылова 4 классlЧто такое басня?lМоральlСоотнеси знакомые басни И.А.Крылова с крылатыми выражениямиlПроверим себяlЯзык басниlЭзоп. 6 век ...
Презентация к уроку литературного чтения 4 класс "Обобщение изученного по теме "Басни И.А.Крылова.Отличие басни и сказки"
Урок проводился в игровой форме, его форма урок-спор....
Урок литературного чтения по басням И.А.Крылова, 4 класс.
Урок литературного чтения по басням И.А.Крылова, 4 класс. Содержит технологическую карту урока....
Урок литературного чтения. Тема: Характерные особенности жанра басни (И.А. Крылов. Басня «Слон и моська»)
Цель: ознакомление с биографией И.А.Крылова; знакомство с басней «Слон и моська».Задачи: - учиться выразительно читать басню;- развивать артистические способности, умение входить в о...
Отзыв на открытый урок литературного чтения по басне И. А. Крылова "Лебедь, Рак, Щука"
Отзыв на открытый урок. Басня И. А. Крылова " Лебедь, Рак и Щука"...