Исследовательская работа
методическая разработка (3 класс)

Котова Лидия Артёмовна

Работа,проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leonardo_mustafaeva_3_v.docx29.07 КБ

Предварительный просмотр:

Фестиваль творческих открытий и инициатив

«Леонардо»

Исследовательская работа

Пословицы и поговорки про деньги

        

Выполнила:Мустафаева Василиса

Ученица 3В класса

МАОУ СОШ № 7

Руководитель:

Котова Лидия Артёмовна

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 7

План:

  1. Введение
  2. Пословицы и поговорки
  3. Актуальность
  4. История возникновения
  5. Цели исследования
  6. Задачи исследования
  7. Опрос
  8. Заключение.
  9.  Используемая литература

  1. Введение:

С самого детства мы слышим от своих мам и бабушек коротенькие, складные выражения, так похожие на стишки например «Не в деньгах счастье», «Время деньги», «Копейка рубль бережёт», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Это народные мудрости пословицы и поговорки. Они дошли к нам с давних времён. Они складывались народом ещё до того, как появилась на Руси грамота.

  1.  Пословицы и поговорки:

Пословица-это законченное предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым народным языком, часто обладает рифмой и ритмом.

Поговорка – это символичная фраза или словосочетание; устоявшаяся фраза или словосочетание, образное выражение, метафора.

Отличие поговорки от пословицы сам народ видит в том, что поговорка – украшение речи, а пословица – суждение полное, завершённое.

  1. Актуальность:

Разговоры в семье о том, как зарабатываются деньги, как правильно их расходовать и беречь, опираясь на народную мудрость, выраженную в пословицах и поговорках, формируют финансовую культуру человека, мотивирует его действовать разумно, предусмотрительно и целесообразно при управлении своими деньгами. Пословица может на долго запомниться человеку и стать основой его жизненного поведения, принятия сложных финансовых решений, базовым понятием жизненной философии.

Пословицы и поговорки живут в народе, как зеркало различных сторон жизни и исторических событий. В них – вывод, позиция, умозаключение, народная мудрость. Именно в семье формируются правильное отношение к труду и деньгам, в последствии эти жизненные установки передаются последующим поколениям.

Пословицы и поговорки украшают нашу речь, делают её образнее, ярче, богаче, в них мудрость народа, жизненный опыт многих и многих поколений.

  1. История возникновения.

        

 На протяжении многих веков деньги занимают важное место в повседневной жизни человека, денежные единицы, названия которых изменялись, также играют важную роль в языке. Возникновение названий денежных единиц во многих странах связано с историей развития денег как средства платежа. Общеизвестно, что язык является составной частью культуры, поэтому несомненный интерес к пословицам и поговоркам. Они являются одним из элементов языковой картины мира, отражают ментальность, основные ценности народа, а также его представление об окружающем мире.

 Известно, что с древних времен для покупки и продажи товаров славяне использовали различные предметы. В древнерусском языке существовали денежные единицы, названия которых произошли от названия вещей, которые использовались как посредник для обмена товаров, например «куна» от названия меха куницы, «векша» от названия белки обыкновенной.

Среди вещей, которые использовали в качестве денег, предпочтение отдавали драгоценным металлам, главным образом золоту и серебру благодаря тому, что это очень прочные металлы и их можно было разделить на маленькие слитки. В древнерусском языке слово серебро использовалось для обозначения денежной единицы, в современном русском языке это слово означает «драгоценный металл». Серебром также называют мелкую разменную монету, в состав которой входит серебро и никель. С появлением драгоценных металлов народ проводит параллели: «Первый день гости — золото, второй — серебро, третий — медь», «Золотые руки на серебро не купишь», «Слово – серебро, молчание золото» и др.

Национальной денежной единицей России является рубль, а разменной денежной единицей – копейка. Многие ученые связывали слово копейка с словом копье. Есть и другая версия: наименование копейка происходит от слова копить. Эта версия находит свое отражение в пословицах: «Копейка рубль бережет», «Без копейки не бывать рублю», «Копейками рубль крепок», «Копейка к копейке – проживет семейка».

  1. Цели исследования:

Определение роли пословиц и поговорок про деньги в нашей речи.

Со времён возникновения денег, люди выражали свое отношение к ним краткими словесными изречениями – пословицами. Пословицы о деньгах содержат глубокий ментальный смысл и несут в себе поучительный элемент. Вот некоторые из них: «Денег наживёшь – без нужды проживёшь», «Деньги счёт любят, а хлеб меру»,  «Живётся, у кого денежка ведётся»

Несмотря на высокую духовность про слеживающуюся в устном творчестве народов, в целом, пословицы об отношении к деньгам выражают благосклонность к обеспеченным людям. Некоторые изречения прямо диктуют поведение, как в следующих примерах: «Богатый бедному не брат», «На деньги ума не купишь», «Считай деньги в своём кармане», «Чужие деньги считать-не разбогатеть» и т.д.

Народная мудрость и основы воспитания детей, а также формирование отношения к материальным средствам хорошо демонстрируют пословицы о деньгах для детей: «Деньги-гости: то нет, то горсти» «Трудно денег нажить, а с деньгами и дураку можно жить» «Без копейки рубля нет» «Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля» «Денежка без ног, а весь свет обойдёт»

В традиции русского народа деньги связаны, прежде всего, не с богатством, а с наличием еды в доме. Русский народ не ставит деньги самоцелью своего труда. В малых формах фольклора повествуется о множестве других явлений, которые намного ценнее денег. Русский народ в пословицах и поговорках, сказках и присказках прославлял бережливость и осуждал лень, призывал к разумному распоряжению деньгами и высмеивал транжирство и расточительство.

  1. Задачи исследования:

 Выяснить как часто применяют пословицы и поговорки в своей речи учащиеся нашего класса.

 Определить роль пословиц и поговорок в речи современного человека.

В нашем классе в основном применяют пословицы и поговорки учителя. Одноклассники очень редко используют в своей речи пословицы и поговорки.

В настоящее время также встречается много пословиц и поговорок со словом «деньги»: «Деньги счет любят», «Не в деньгах счастье», «Денег куры не клюют», «Деньги к деньгам», «Всех денег не заработаешь», «Деньги, что вода», «Дорог хлеб, коли денег нет» и т.д.

Таким образом, деньги являются одной из базовых ценностей в современном обществе, а «система ценностей сегодня является одной важнейших составляющих в бизнесе, политике, международных отношениях». При этом не последнюю роль в формировании системы ценностей играют понятия, пословиц и поговорок.

  1. Опрос

  1. Знают ли дети поговорки и пословицы про деньги?
  2. Понимают ли они смысл пословиц и поговорок про деньги?
  3. Могут ли одноклассники привести примеры пословиц и поговорок про деньги?

Всего мной было опрошено 25 детей.  22 детей ответили что знают поговорки и пословицы про деньги. 3ое детей ответили отрицательно.  На вопрос понимают ли смысл 20 ответили что понимают, но 10 из ни затруднились объяснить смысл поговорок «Не имей сто рублей., а имей сто друзей», «копейка рубль бережёт». И всего пять детей смогли привести пример пословиц и поговорок про деньги.

Не смотря на то, что многие учащиеся не смогли привести примеры пословиц и поговорок, тем не менее большенство опрошенных считают, что они нужны в нашей речи. Я думаю, что учащиеся не смогли привести примеры пословиц или поговорок не потому, что они их не знают, а потому что употребляя пословицу или поговорку, мы часто делаем это не произвольно, исходя из конкретной ситуации. Можно сделать предположение, что пословицы и поговорки заложены в нас на подсознательном уровне.

8. Заключение

Исследовательская работа многому меня научила. Я поняла, зачем надо знать пословицы и поговорки. Они учат ценить заработок, не быть транжирой, не бояться работы. Например, «Без труда не выловить и рыбку из пруда», «Копейка рубль бережет». Такие поговорки, подкрепленные примером близких, с детства расставляют правильные ориентиры.Одни считают, что деньги — не главное! В таких пословицах говорится, что есть ценности выше материальных – дружба, счастье, разум. И, конечно, с этим мне трудно не согласиться. Другие считали, что деньги – это всегда во благо. В таких пословицах говорится, что наличие денег позволяет многое сделать и повысить свой уровень жизни.Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Результаты проведённой мной работы подтвердили выдвинутую гипотезу: можно смело утверждать, пословицы и поговорки прочно вошли в жизнь современного человека. И пусть они утратили свой первоначальный смысл, и пусть слова приобрели новые значения, но именно пословицам и поговоркам всегда найдется место в жизни людей.

Знание пословиц и поговорок, обогащает человека, заостряет его ум, делает его более внимательным к слову, к языку, развивает память. Знать пословицы и поговорки, уметь их вовремя и, кстати, употребить в речи для точного выражения своей мысли – большое дело. Всему этому надо учиться, а научившись – использовать. Работу по изучению пословиц и поговорок мне кажется интересной и актуальной.

        

9. Литература:

1. Ю.С. Денисенкова Пословицы о деньгах в русской культуре // Человеческий капитал. 2015. № 2 (74). С. 35– 37.

2. http://slovar.cc/enc/bse/2009882.html

3. В.И. Даль Пословицы русского народа: Сборник. В 2– х т. – М.: Худож. Лит., 1984. – 638 с.

4. М.Л. Новикова, УсаниНгамсаенгпруек Название денежных единиц в русском и тайском языках как отражение национальной культуры // Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2012. № 2. С. 80– 83.

5. Ю.С. Денисенкова Развитие концепта «деньги» в историческом аспекте // Вестник МГИМО Университета. 2013. № 5 (32). С. 227– 231.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа: шаг за шагом (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка")

В материале показан пошаговый алгоритм проведения исследовательской работы (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка").Выделены следующие этапы:Шаг 1. Актуальность проблемыШаг 2. Теоретическ...

Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...