Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»
статья по теме
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesber_tehnologii_v_nach_shkole.doc | 867.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа
«Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»
Содержание
Введение
Здоровьесберегающие технологии и современная система образования
Культура здорового образа жизни личности.
Современные теоретические, методические подходы к формированию здоровья учащихся в педагогическом процессе и в повседневной жизни
Принципы и отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий
- Методы здоровьесберегающих технологий
Систематизация методов здоровьесберегающей организация учебного процесса в зависимости от структуры урока и вида деятельности в начальной школе
Учет индивидуальных особенностей и психофизиологических процессов младших школьников
Причины перегрузки учащихся, пути ее устранения через использование метода проектов на уроке и во внеклассной деятельности учащихся
Введение системы использования технологии проектной деятельности в систему обучения в начальной школе
Организация мониторинга использования здоровьесберегающих технологий в учебном процессе
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
По данным всероссийской диспансеризации к 7-10 годам доля детей с 3-й группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9%, а в возрасте 15-17 лет – 22%, т.е. увеличивается в 2,5 раза по отношению к детям в возрасте до 1 года. В подростковом возрасте каждый пятый ребенок имеет хроническое заболевание или является ребенком-инвалидом.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
- Стрессовая педагогическая тактика;
- Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- Провалы в существующей системе физического воспитания;
- Интенсификация учебного процесса;
- Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
- Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.
Следует учесть, что утомительность урока не является следствием какой-либо одной причины (сложности материала или психологической напряженности), а определенным сочетанием, совокупностью различных факторов.
Интенсификация образовательного процесса идет различными путями.
Первый – увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов и т.п.). Фактическая учебная школьная нагрузка (по данным Института возрастной физиологии РАО, Научного центра охраны здоровья детей и подростков РАМН и ряда региональных институтов), особенно в лицеях и гимназиях, в гимназических классах, в классах с углубленным изучением ряда предметов, составляет в начальной школе в среднем 6,2-6,7 часа в день, в основной школе – 7,2 – 8,3 часа в день и в средней школе – 8,6 – 9,2 часа в день. Вместе с приготовлением домашних заданий рабочий день современного школьника составляет – 9 – 10 часов в начальной, 10 – 12 в основной и 13 – 15 – в средней школе. Существенное увеличение учебной нагрузки в подобных заведениях и классах не проходит бесследно: у этих детей чаще отмечается большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням и другие нарушения.
Другой вариант интенсификации учебного процесса – реальное уменьшение количества часов при сохранении или увеличении объема материала. По данным Минобразования, за период с 1945/46 по 1997/98 учебные годы в начальной школе резко сократилось количество часов на образовательную область филология (на 49%) и на образовательную область математика (на 62%). Каждому, кто знаком с системой начального обучения и существующими программами, как традиционной, так и развивающими, понятно, что содержание и объем учебного материала ни в одной, ни в другой области за последние 50 лет не уменьшились. Столь резкое сокращение количества часов неизбежно должно было привести к увеличению домашних заданий и интенсификации учебного процесса.
Частое следствие интенсификации – возникновение у учащихся состояний усталости, утомления, переутомления. Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний.
Всё вышеперечисленное свидетельствует об актуальности данного исследования, а в качестве одного из таких средств по здоровье сбережению предлагается использование проектной технологии на уроках и внеклассной работе в начальной школе.
Главной целью исследования является на основе изучения закономерностей влияние современной школы на здоровье детей разработать систему сохранения и формирования здоровья, учащихся через проектную технологию на уроках и внеклассной работе в начальной школе.
Поставлены следующие задачи для достижения главной цели:
- Изучить, проанализировать, обобщить современные теоретические, методические подходы к формированию здоровья учащихся в педагогическом процессе и в повседневной жизни.
- Изучить влияние здоровьесберегающей технологии на здоровье учащихся.
- Внедрить в практику работы элементы проектной деятельности.
- Разработать и реализовать методические рекомендации по реализации проектной технологии.
Ход эксперимента предусмотрен с первых классов школы. Именно школа с первого класса должна способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Объектом исследования является процесс формирования здоровья учащихся через проектную деятельность к оздоровлению, образованию и воспитанию учащихся.
Предметом исследования являются особенности организации учебно-воспитательного процесса с помощью метода проектов на уроках и внеклассной работе; особенности образовательной среды, условий, способствующих сохранению и формированию здоровья детей.
Гипотеза: если значительные потери здоровья детей связаны с обучением в школе, то внедрение личностно – ориентированного подхода к оздоровлению, образованию и воспитанию через метод проектов учащихся позволит сохранить и повысить уровень здоровья и общей культуры школьников.
Для решения поставленных задач в процессе исследования использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической, методической литературы, наблюдение, тестирование учеников, моделирование, анализ результатов деятельности учащихся.
Здоровьесберегающие технологии и современная система образования
Культура здорового образа жизни личности.
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Физическое здоровье:
- это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);
- это состояние роста и развития органов и систем организма, основу
- которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).
- Психическое здоровье:
- это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и
- моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);
- это состояние психической сферы, основу которой составляет статус
- общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).
Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.
Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.
В характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика.
В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Признаки индивидуального здоровья
- Специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов
- Показатели роста и развития
- Текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности
- Наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития
- Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок
В связи с этим целостный взгляд на индивидуальное здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия:
Соматический компонент - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими па различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
Физический компонент - уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
Психический компонент - состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.
Нравственный компонент - комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
Подобное выделение компонентов здоровья, в некоторой степени условно, однако позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования индивидуума, с другой - более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни.
Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Здоровый образ жизни:
- благоприятное социальное окружение;
- духовно-нравственное благополучие;
- оптимальный двигательный режим (культура движений);
- закаливание организма;
- рациональное питание;
- личная гигиена;
- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
- положительные эмоции.
Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.
Современные теоретические, методические подходы к формированию здоровья учащихся в педагогическом процессе и в повседневной жизни
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере — это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
- условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
- Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
- Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.
- Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
- Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности (Петров О.В.)
Принципы и отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий
Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обуче ния определяют принципы обучения, которые отражают насущные общественные потребности.
Принципы выступают в органическом единстве, образуя сис тему, в которую входят общеметодические принципы и специфи ческие принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.
Общеметодические принципы — это основные положения, опре деляющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий.
Систематическое воздействие на организм и психику учащихся может быть успешным только в том случае, если методика примене ния средств здоровьесберегающего воздействия будет согласована с закономерностями этого применения.
Принцип сознательности и активности — нацеливает на форми рование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышению сознательности и активности способствует применение пе дагогом специальных методических приемов, решающих проблемы педагогики оздоровления. Осознавая оздоровительное воздействие активной деятельности на организм, ребенок учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера.
Принцип активности — предполагает в учащихся высокую сте пень самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип наглядности — обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участ вующих в познавательном процессе.
Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовитель ных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно-воспитательном процессе на протяжении всего периода обучения в общеобразовательной школе обеспечивают принцип систематичности.
Среди специфических принципов, выражающих специфические закономерности педагогики оздоровления, важнейшим можно на звать принцип «Не навреди!» — одинаково актуальный как для меди ков, так и для педагогов.
Усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требуют их повторяемости.
Принцип повторения умений и навыков является одним из важ нейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, в различных формах заданий.
Включение вариантных изменений в стереотипы предполагает соблюдение принципа постепенности. Он предполагает преемствен ность от одной ступени обучения к другой.
Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особеннос ти в оздоровительной направленности здоровьесберегающих обра зовательных технологий.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опира ясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных спо собностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствова ния умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие. Назначение принципа доступности и индивидуализации видится в исключении негативных и вредных последствий для организма учащихся вследствие чрезмерных требо ваний и заданий.
Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно свя зан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Со четание высокой активности и отдыха в разных формах деятель ности учащихся повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.
Упорядочению процесса педагогики оздоровления способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последова тельности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каж дому последующему этапу обучения.
Формирование двигательных умений и навыков, двигательные способности ребенка, функциональные возможности организма развиваются в процессе использования средств здоровьесберегаю щих технологий на основе принципа учета возрастных и индивиду альных особенностей учащихся.
Важнейшее значение имеет принцип всестороннего и гармонического развития личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всесто роннее — физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое — развитие личности ребенка.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепле ния здоровья ребенка в процессе обучения.
Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников предполагает тесное взаимодействие педагогов и меди цинских работников.
Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, методика «Ледокол», игровые технологии
и др.).
Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоро вье и здоровье окружающих людей.
Принцип связи теории с практикой — призывает настойчиво при учать учащихся применять свои знания по формированию, сохране нию и укреплению здоровья на практике, используя окружающую Действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.
1.4. Методы здоровьесберегающих технологий
Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления.
Метод обучения — это упорядоченная деятель ность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования (Подласый И.П.). В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения при меняются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяе мые во всех случаях обучения и воспитания).
Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике педагогики оздоровления как наилучшим. Только оптимальное сочетание специ фических и общепедагогических методов в соответствии с методичес кими принципами может обеспечить успешную реализацию комплек са задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.
На основе существующей педагогической практики можно вы делить следующие методы:
Метод обучения | специфические | общепедагогические |
Рассказ | + | + |
Дидактический рассказ | + | + |
Беседа | + | + |
Лекция | + | |
Дискуссия | + | |
Работа с книгой | + | |
Демонстрация | + | + |
Иллюстрация | + | + |
Видеометод | + | + |
Упражнения | + | + |
Наглядность | + | |
Лабораторный метод | + | |
Практический метод | + | + |
Познавательная игра | + | |
Методы программированного обучения | + | |
Обучающий контроль | + | |
Ситуационный метод | + | + |
Игровой метод | + | + |
Соревновательный метод | + | + |
Активные методы обучения | + | |
Воспитательные, просветительские и образовательные программы | + |
Создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, применение личностно-значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности — это методы, которые раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, эти методы снижают тревожность и психическое напряжение учащихся, т.е. нивелируют стрессогенный фактор в учебном процессе. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников.
В образовательном процессе одной из наиболее значимых здоровьесберегающих технологий педагоги, психологи и гигиенисты считают индивидуальный подход к обучению школьников. Формы и способы осуществления дифференциации могут касаться индивидуального дозирования и распределения учебной нагрузки, определения соответствующего индивидуальным возможностям учащегося уровня сложности заданий в пределах стандартных и повышенных требований и т.д.
Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Одним из таких методов является метод проектов, элементы которого целесообразно применять на уроках в начальной школе.
2. Систематизация методов здоровьесберегающей организация учебного процесса в зависимости от структуры урока и вида деятельности в начальной школе
Учет индивидуальных особенностей и психофизиологических процессов младших школьников
Учет возрастных особенностей и индивидуальных возможно стей младшего школьника — залог успешного взаимодействия с ним в процессе обучения. Освещение поможет педагогам пра вильно организовать здоровьесберегающее обучение.
Младший школьный возраст — это период с 6-7 до 9-10 лет. Принято считать его одним из кризисов развития, по скольку на этом этапе происходят различные изменения в протекании физиологических и психофизиологических процессов. Кроме того, ребенок в этом возрасте попадает в новую для него социальную среду, часто испытывает интен сивное умственное, физическое, эмоциональное напряже ние, что создает предпосылки для перегрузок и развития пси хосоматических нарушений. Поэтому очень важно организовать процесс обучения с учетом психофизиологических осо бенностей ребенка, которые, в свою очередь, определяют его функциональные возможности.
Психические процессы у детей 6-7 лет еще во многом не произвольны, что связано с недостаточным развитием регули рующих систем организма, поэтому поддерживать высокий уро вень работоспособности длительное время школьник не может и быстро утомляется при физических и умственных нагрузках. Кроме того, в этот период еще продолжается рост организма. Поскольку позвоночный столб очень чувствителен к воздей ствиям деформирующих факторов в силу того, что костная осно ва еще окончательно не сформирована, коррекция и профилак тика нарушений осанки в обязательном порядке должны быть предусмотрены в процессе занятий.
Вышеперечисленные особенности детей младшего школьно го возраста накладывают большие ограничения на формы учеб ных занятий и обязательно должны приниматься в расчет педа гогами, потому что неподвижное сидение за партой, необходи мость длительного поддержания соответствующей позы представляют невыполнимое требование для ребенка. Урок дол жен быть разнообразным, периодически необходимо поддержи вать двигательную активность учащихся.
Развитие мышления в младшем школьном возрасте идет от наглядно-действенного к наглядно-образному и затем к словесно-логическому. Мысль, не подтвержденную наглядными впечатле ниями, детям в этом возрасте понять трудно. Развитие наглядно-образного мышления достигается благодаря широкому исполь зованию в обучении различных схем и моделей, данный прием также создает базу для формирования полноценного логическо го мышления.
Дети в этом возрасте особенно восприимчивы к целенапра вленным педагогическим воздействиям, поэтому у них необхо димо последовательно формировать различные аспекты позна вательного процесса, закреплять учебные умения и навыки на уже освоенных видах деятельности. Занятия следует строить та ким образом, чтобы постепенно переводить внимание школьни ка с результата выполняемых действий на способ его получения, т. е. от практических действий к обучающим. Для этого нужно организовать совместное выполнение заданий двумя или несколькими детьми и осуществлять контроль.
Известно, что наибольшие трудности при обучении школь ники испытывают именно в начальный период. Плохие показа тели успеваемости чаще всего связаны не с уровнем умственно го развития, а со сниженными функциональными возможностя ми их организма. Неспособность справиться с завышенными педагогическими требованиями вызывает у ребенка сильное напряжение, которое отражается на его состоянии.
В учебно-воспитательном процессе необходимо принимать во внимание не только возрастные, но и личностные особенно сти школьников. Так, например, педагог должен помнить, что дети меланхолического (слабого) типа очень медлительные, не переносят сильных продолжительных раздражений, быстро утомляются, у них легко развиваются невротические реакции и неврозы. Очевидно, что такому ребенку ни при каких обстоя тельствах нельзя делать резкого выговора. Дети сильного типа могут достаточно долго и напряженно (в пределах возрастных возможностей) работать с высоким темпом и интенсивностью. Таким образом, существенные различия в проявлении основных свойств нервных процессов диктуют необходимость строго дифференцированных педагогических воздействий.
Большое значение имеет учет особенностей нейродинамики, скорости протекания психофизиологических процессов и переработки информации центральной нервной системой. У каждого ребенка существует свой темп деятельности, обусло вленный типологическими особенностями нервной системы.
Часто неэффективность обучения младших школьников вы звана тем, что медлительные дети не успевают за темпом подачи информации и, соответственно, не усваивают ее. Если снизить скорость, они успешно воспринимают материал в полном объе ме. Кроме того, любая деятельность для медлительного ребенка является напряженной и быстрее приводит к утомлению. Их также очень трудно переключить с одного вида деятельности на другой, что внешне может выражаться в отсутствии реакции на слова учителя. Медлительные дети живут как бы в постоянном цейтноте, хроническом дефиците времени, и это является для них сильным стрессовым фактором, который может приводить к расстройству нервной системы и развитию самых разнообраз ных психосоматических нарушений.
С целью повышения эффективности обучения медлитель ных детей М.В. Антропова и Г.Г. Манке рекомендуют реализовывать дифференцированный подход:
- снижать темп опроса, не торопить ученика, давать время на обдумывание, подготовку;
- при организации самостоятельной работы подбирать зада ния, одинаковые для всех по уровню сложности, но для медли тельных детей — меньшие по объему, чтобы за отведенное время все успели выполнить свою работу (современный подход заклю чается в подборе заданий не по принципу «больше — меньше», а по принципу «труднее — легче»);
- при изложении нового материала использовать опережа ющее обучение, когда школьники заранее самостоятельно по учебнику знакомятся с содержанием новой темы, а затем прослу шивают объяснения учителя.
Развитию положительной мотивации способствует работа в малых группах, которые составляют из учащихся со сходным темпом деятельности, подобная форма занятий должна зани мать 50-70% урока и чередоваться с фронтальными и индивиду альными формами.
По мнению М.М. Безруких, особое внимание в работе с мед лительными детьми следует обращать на развитие моторики. Основная тактика — не торопить, не подгонять ребенка, созда вать условия, чтобы его деятельность соответствовала его инди видуальному темпу. Только в этом случае трудности обучения к концу начальной школы могут быть преодолены.
Следует принимать во внимание тот факт, что часто видимые слабость и инертность нервной системы могут быть не врожден ными, а временными, возникшими в результате ухудшения функ ционального состояния, например из-за болезни, утомления.
Важной индивидуальной особенностью ребенка, оказыва ющей влияние на учебно-воспитательный процесс, является леворукость. Необходимо четко понимать, что она не является пато логией, а просто обусловлена особой организацией мозга. Не старайтесь сделать левшу таким, как все. Его уникальность, не похожесть на других — это его достоинство. Только тактичное отношение, терпимость, внимание, положительная психологи ческая атмосфера, отказ от переучивания позволяют успешно решить проблемы, связанные с обучением этих детей, и способ ствуют их благоприятной адаптации к школьной жизни.
Следует помнить о том, что левши склонны к повышенной утомляемости и сниженной работоспособности, для них особен но важно соблюдение режима дня, отсутствие перегрузок допол нительными занятиями. Но жесткое следование режиму также может оказаться непомерно трудным для них.
Дети с индивидуальными особенностями могут выполнять разнообразные проекты.
Причины перегрузки учащихся, пути ее устранения через использование метода проектов на уроке и во внеклассной деятельности учащихся
Учебная деятельность, связанная с высокими умственными, физическими нагрузками, нервно-психическим напряжением, должна учитывать психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и потому быть строго регламенти рованной и рационально построенной. Рационализация учебно го режима требует учета характера и динамики работоспособно сти организма учащихся на протяжении урока, учебного дня, не дели, года.
Известно, что ухудшение здоровья школьников напрямую за висит от учебных нагрузок, их неудовлетворенности своим учи телем и негативного отношения к изучаемому предмету.
Основной формой организации учебно-воспитательного про цесса в современной общеобразовательной школе является урок. Именно урок в наибольшей степени определяет как позитив ные, так и негативные влияния образовательной среды на здо ровье ребенка. Сохранение здоровья детей должно происходить без ущерба для решения учебных, воспитательных и развива ющих задач урока. Более того, валеологизация урока должна способствовать общему повышению эффективности обучения. Включение валеологической задачи вводит ограничения на спо собы достижения цели урока. Сама же эта задача подразумева ет выбор средств и форм обучения, которые не вредят физиче скому, психическому и духовному здоровью детей.
Самостоятельное значение должно придаваться поддержа нию оптимального функционального состояния учителя и уча щихся, на которое, как известно, влияют не только темп, ритм урока, длительность и трудность видов учебной деятельности, но и общее эмоциональное состояние, мотивация участников образовательного процесса.
Известно, что наибольшие трудности при обучении школь ники испытывают именно в начальный период. Плохие показа тели успеваемости чаще всего связаны не с уровнем умственно го развития, а со сниженными функциональными возможностя ми их организма. Неспособность справиться с завышенными педагогическими требованиями вызывает у ребенка сильное напряжение, которое отражается на его состоянии.
Учебная деятельность, связанная с высокими умственными, физическими нагрузками, нервно-психическим напряжением, должна учитывать психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и потому быть строго регламенти рованной и рационально построенной. Рационализация учебно го режима требует учета характера и динамики работоспособно сти организма учащихся на протяжении урока, учебного дня, не дели, года. Известно, что ухудшение здоровья школьников напрямую за висит от учебных нагрузок, их неудовлетворенности своим учи телем и негативного отношения к изучаемому предмету.
Компоненты учебной нагрузки школьника
Учебная нагрузка
Эмоциональная
Интеллектуальная
Физическая
Прежде всего валеологически обоснованный урок должен быть построен с учетом потребностей детей: в саморазвитии; в подража нии; приобретении опыта.
Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:
- Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием послед них достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.
- Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.
- Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их со стояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
- Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.
- Активизация развития всех сфер личности учащихся.
- Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
- Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).
- Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
- Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.
- Формирование умения учиться, заботясь о своем здо ровье.
- Тщательная диагностика, прогнозирование, проекти рование, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.
Идеи педагогики оздоровления подводят учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков:
Уроки-игры
Уроки-дискуссии
Уроки-соревнования
Театрализованные уроки
Уроки-консультации
Уроки с групповыми формами работы
Уроки взаимообучения учащихся
Уроки творчества
Уроки-аукционы
Уроки-конкурсы
Уроки-обобщения
Уроки-фантазии
Уроки-концерты
Уроки-экскурсии и др.
На каждом из этих уроков возможно применение проектного обучения, которое строится на принципах личностно-ориентированного развивающего обучения.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.
Овладение проектированием должно происходить не только при осуществлении целостного проекта, но и при включении в канву традиционного урока элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта. Это обусловлено тем, что проведение проектной деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.).
Если ввести различение формируемых в учебный период умений, то можно говорить о предметных, надпредметных (или общеучебных) и специальных (проектных) умениях. Формирование специальных умений и навыков как элементов проектной деятельности целесообразно проводить и в процессе работы над проектом, и в рамках традиционных занятий поэлементно.
При детальном рассмотрении можно увидеть, что подчас одно и то же умение может относиться в какой-то период к предметным, затем общеучебным, и, если над этим целенаправленно поработать, к специальным.
Таким образом характеризуется степень универсальности умения при использовании учащимся (на одном предмете, на любом предмете и при проектировании соответственно). Надо заметить, что проектирование рассматривается нами как умение с наивысшей степенью универсальности.
2.3. Введение системы использования технологии проектной деятельности в систему обучения в начальной школеЭлементы проектной деятельности можно сгруппировать по видам деятельности, в они формируются сначала как общеучебные затем как специальные умения:
Мыследеятельностные: выдвижение идеи, мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение и постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
Презентационные: построение устного (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продумывание результатов деятельности, изготовление наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе;
Коммуникативные: слушать и понимать, выражать себя, находить компромисс, действовать внутри группы, находить консенсус;
Поисковые: находить информацию по каталогам, проводить контекстный поиск в Интернет, формулирование ключевых слов;
Информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и переда информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, параметров, осмысление полученных результатов.
Эти элементы осваиваются и соединяются в умение в процессе работы над проектом. Для этого поэлементного освоения проектных умений используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.
Преимущества этой технологии (по мнению американских учителей) это:
- энтузиазм в работе,
- заинтересованность детей,
- связь с реальной жизнью,
- выявление лидирующих позиций ребят,
- научная пытливость,
- умение работать в группе, самоконтроль,
- лучшая закрепленность знаний,
- дисциплинированность
Надпредметные умения
- сравнить, выделить главное, обобщить,
- устанавливать взаимосвязи,
- систематизировать,
- измерить, проанализировать, делать выводы,
- давать оценку, высказывать суждения,
- услышать и принять, воспринимать,
- участвовать в дискуссии,
- конструировать, рецензировать,
- сгруппировать, смоделировать,
- спрогнозировать,
- отстаивать свою точку зрения и т.п.
В основе преодоления перегрузки учащихся лежит смена ви дов учебной деятельности на уроке.
Следует помнить, что фронтальная работа является самым утомительным видом деятельности для детей младшего школь ного возраста. В подобных условиях многие школьники усваи вают знания без понимания их смысла и поэтому не могут использовать их самостоятельно. Такая информация, накапли ваясь, загружает память и отрицательно сказывается на разви тии мыслительных способностей, речи, воображения и др. По этому необходимо свести продолжительность фронтальной ра боты на уроке до минимума. Решить эту проблему можно за счет организации проектной деятельности. Можно использовать различные типы проектов. (Приложение 1)
Виды учебной деятельности на уроке
Деятельность | Особенности | Методы организации | Место в структуре урока |
Репродуктивная | Приобретение, расши рение, запоминание знаний через чтение, воспроизведение, вос приятие слов учителя | Фронтальная работа | 1-я фаза |
Поисковая | Мыслительная деятель ность учащихся (рабо та с текстом, учебный диалог, обсуждение в группах) | Групповая работа, работа в парах | 2-я фаза |
Исследователь ская | Наличие гипотезы, тре бующей подтвержде ния, или проблемы, не имеющей однознач ного решения. Осу ществляется через решение задач, поиск доказательств, прогно зирование результатов | Групповая работа. Обсуждение про блемных ситуаций по схеме: пробле ма, наличие раз ных точек зрения, конфликт, анализ мнений, выводы, результат общей деятельности | 2-я фаза |
Творческая | Решение творческих задач с целью развития инициативы | Индивидуальная, парная, групповая работа | По ситуации |
Игровая | Организация дидакти ческой сюжетно-ролевой игры | Парная, групповая, фронтальная работа | По ситуации |
Рефлексивная | Осуществление само контроля, самооценки через выполнение за даний «Проверь себя» | Индивидуальная работа, работа в парах | После каж дого этапа урока |
Групповая работа рассматривается как наиболее эффектив ная альтернатива традиционным методам обучения, так как в процессе нее уровень осмысления и усвоения материала замет но возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Исполь зование совместной работы позволяет активизировать познава тельную деятельность школьников, учесть их индивидуальные особенности, привить культуру общения.
Подобную работу можно организовывать в любой части уро ка — на этапе актуализации знаний ученики отвечают на вопро сы, на этапе открытия — формируют гипотезу, на этапе само стоятельной работы — применяют знания.
Модели групповой работы
Типы взаимодействия | Особенности организации | Этап обучения |
Лидерский | В качестве лидера и руководителя на первых порах может выступать учитель | 1—2 класс |
Паритетный | Задания распределены заранее, если один из участников не справляется со своей работой, то это приводит к невыполнению задания всей группой | 3—4 класс |
Демократический | Дети сами договариваются, кто и что будет делать | 4 класс |
В своей деятельности я использую проектную деятельность на уроках в виде мини-проектов. (Приложение 2)
Известно, что при эмоциональном напряжении, при расстройствах настроения надо отвлечься работой, интересными занятиями. В творческом самовыражении главное в разнообразных творческих попытках найти созвучное себе, выразить личностное отношение к миру. Это необходимо, чтобы осознанно строить свою личность в борьбе с расстройствами настроения. Творчески самовыражаясь, дети проникаются светлым мироощущением.
Некоторые приемы самопомощи творческим самовыражением для снятия эмоционального напряжения, при расстройствах настроения предлагает кандидат медицинских наук М.Е. Бурно: самопомощь созданием творческих произведений, творческим общением с искусством и наукой, творческим общением с природой, коллекционированием, творческие путешествия, поиск одухотворенности в повседневном.
Во внеклассной работе использование метода проектов дало весомые результаты в виде призовых мест и благодарственных писем классу и классному руководителю:
- создание коллективных стенгазет,
- участие в городских конкурсах-выставках,
- участие в фестивалях,
- участие в общешкольных играх,
- создание коллективных проектов. (Приложение 3)
Разработана примерная тематика учебных проектов и возможные результаты (Приложение 4)
В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекают и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. В соответствии с этим у ученика имеются возможности расширения и совершенствования своих интеллектуальных знаний, овладения навыками учебной деятельности, практических умений, поиска, обработки, сохранения и передачи информации, формирования умений работать с книгой как источником познания.
Учебный проект - это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, причём результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Ребёнок получает эмоциональное подкрепление, которое служит стимулом для его дальнейших действий, откатывает горизонты творчества.
Следует отметить значимый воспитательный аспект работы ученика над проектом - эстетической культуре. Через проекты, связанные с искусством, ребёнок познаёт различные стороны окружающей действительности, учится лучше ориентироваться в жизненных ситуациях, понимать значимость происходящих событий, находить в окружающей жизни её прекрасные стороны, а это, в свою очередь, рождает стремление создать что-то своё, новое, творить и преобразовывать окружающую действительность по законам красоты.
3. Организация мониторинга использования здоровьесберегающих технологий в учебном процессе
Показатели здоровья являются наиболее объективными и надёжными критериями благоприятного или неблагоприятного влияния факторов внешней среды, в том числе и обучения, на рост и развитие организма. Их знание позволяет обосновать профилактические мероприятия по охране и укреплению здоровья.
Исходя из цели, задач и гипотезы было проведено экспериментальное исследование, включающее три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Исследование проводилось в 4 классе МОУ СОШ № 12.
Программа проведения опытно-экспериментальной части работы предусматривает три главных этапа:
Констатирующий этап,
Формирующий этап,
Контрольный этап.
На первом этапе работы проводятся наблюдения, опросы анкетирование в классе.
Вторым этапом работы стало проведение серии экспериментальных занятий, включающих использование на уроках элементов проектной деятельности.
Заключительный этап исследования проводился теми же методами что и на этапе констатирующего эксперимента, в целях выявления эффективности использования разработанного комплекса.
В классе был проведен опросник «Учебная мотивация». Опросник нацелен на выявление осознаваемых учащимися мотивов учебной деятельности. (Приложение 5)
Опросник предусматривает диагностику познавательных, коммуникативных, эмоциональных мотивов, саморазвития, позиции школьника, достижений, внешних (поощрений, наказаний).
Подсчитывается суммарное количество баллов, набранных учащимися по каждой группе мотивов. Выстраивается гистограмма, отражающая мотивационную формулу учащегося.
№ | ФИО | Познава-тельные мотивы | Коммуни-кативные мотивы | Эмоциона-льные мотивы | Самора-звитие | Позициишкольника | Дости-жения | Внешние (поощре-ния,наказаниия) | ||||||||
до | после | до | после | до | после | до | после | до | после | до | после | до | после | |||
1. | Андрущак Иван | 5 | 6 | 5 | 7 | 6 | 8 | 7 | 7 | 6 | 6 | 6 | 7 | 5 | 6 | |
2. | Афанасьев Разин | 4 | 5 | 5 | 7 | 5 | 6 | 7 | 8 | 7 | 8 | 8 | 9 | 6 | 7 | |
3. | Белый Борис | 5 | 6 | 6 | 8 | 7 | 9 | 6 | 7 | 6 | 7 | 7 | 8 | 6 | 8 | |
4. | Габдрафиков Эльвир | 4 | 6 | 5 | 6 | 5 | 8 | 7 | 7 | 7 | 7 | 8 | 8 | 6 | 7 | |
5. | Джураев Алишер | 6 | 6 | 6 | 6 | 7 | 8 | 5 | 7 | 6 | 7 | 7 | 7 | 6 | 8 | |
6. | Гермус Карина | 5 | 6 | 5 | 7 | 6 | 7 | 7 | 8 | 6 | 7 | 6 | 7 | 5 | 6 | |
7. | Иваненко Кристина | 4 | 5 | 5 | 6 | 5 | 6 | 7 | 7 | 7 | 7 | 8 | 8 | 6 | 7 | |
8. | Ильиных Мария | 5 | 6 | 6 | 6 | 7 | 7 | 5 | 7 | 6 | 7 | 7 | 8 | 5 | 7 | |
9. | Забоенко Никита | 5 | 7 | 6 | 7 | 7 | 8 | 6 | 9 | 6 | 8 | 7 | 8 | 6 | 7 | |
10. | Кудряшова Юлия | 4 | 5 | 5 | 6 | 5 | 6 | 7 | 7 | 7 | 7 | 8 | 9 | 6 | 8 | |
11. | Клящев Юлия | 5 | 6 | 5 | 7 | 6 | 8 | 7 | 7 | 6 | 6 | 6 | 7 | 5 | 6 | |
12. | Кульгова Татьяна | 4 | 5 | 5 | 7 | 5 | 6 | 7 | 8 | 7 | 8 | 8 | 9 | 6 | 7 | |
13. | Мхайленко Кирилл | 5 | 6 | 6 | 8 | 7 | 9 | 6 | 7 | 6 | 7 | 7 | 8 | 6 | 8 | |
14. | Недяк Алексей | 4 | 6 | 5 | 6 | 5 | 8 | 7 | 7 | 7 | 7 | 8 | 8 | 6 | 7 | |
15. | Миризамидинова Яна | 6 | 6 | 6 | 6 | 7 | 8 | 5 | 7 | 6 | 7 | 7 | 7 | 6 | 8 | |
16. | Мирзоева Эльза | 5 | 6 | 5 | 7 | 6 | 7 | 7 | 8 | 6 | 7 | 6 | 7 | 5 | 6 | |
17. | Подолянец Владислав | 4 | 5 | 5 | 6 | 5 | 6 | 7 | 7 | 7 | 7 | 8 | 8 | 6 | 7 | |
18. | Покусаев Владислав | 5 | 6 | 6 | 6 | 7 | 7 | 5 | 7 | 6 | 7 | 7 | 8 | 5 | 7 | |
19. | Полежаев Алексей | 5 | 7 | 6 | 7 | 7 | 8 | 6 | 9 | 6 | 8 | 7 | 8 | 6 | 7 | |
20. | Рыбасов Александр | 4 | 5 | 5 | 6 | 5 | 6 | 7 | 7 | 7 | 7 | 8 | 9 | 6 | 8 | |
21. | Сарыев Роман | 4 | 5 | 5 | 7 | 5 | 6 | 7 | 8 | 7 | 8 | 8 | 9 | 6 | 7 | |
22. | Слисенко Алексей | 5 | 6 | 6 | 8 | 7 | 9 | 6 | 7 | 6 | 7 | 7 | 8 | 6 | 8 | |
23. | Чумак Екатерина | 4 | 6 | 5 | 6 | 5 | 8 | 7 | 7 | 7 | 7 | 8 | 8 | 6 | 7 | |
24. | Щербаков Михаил | 4 | 5 | 5 | 6 | 5 | 6 | 7 | 7 | 7 | 7 | 8 | 8 | 6 | 7 | |
Всего | 111 | 138 | 129 | 159 | 142 | 175 | 155 | 177 | 155 | 171 | 175 | 191 | 138 | 171 | ||
Средний балл | 4,63 | 5,75 | 5,38 | 6,63 | 5,92 | 7,29 | 6,46 | 7,38 | 6,46 | 7,13 | 7,29 | 7,96 | 5,75 | 7,13 | ||
Динамика | +1,12 | +1,25 | +1,37 | + 0,92 | +0,67 | +0,68 | +1,38 |
Таким образом, мы наблюдаем повышение эмоционального интереса наряду с другими показателями.
Диагностика результатов обучения показала, что на уроках где регулярно проводятся уроки с элементами проектной деятельности, выше успеваемость учащихся. По окончании изучения тем проводились срезовые работы, тестирование с целью выяснения уровня усвоения материала. Результаты показали, что дети значительно лучше усваивали те темы, в которых использовались элементами проектной деятельности.
Рис. 1. Диаграмма сравнения результатов констатирующего этапа и контрольного этапа диагностики
Динамика среднего балла по диагностике учебной мотивации отражена в таблице.
Познава-тельные мотивы | Коммуни-кативные мотивы | Эмоциона-льные мотивы | Самора-звитие | Позициишкольника | Дости-жения | Внешние (поощре-ния,наказаниия) | |
Динамика | 24% | 23,2% | 23,1% | 14,3% | 10,3% | 9,4% | 23,8% |
Рис. 2. Диаграмма динамики констатирующего этапа и контрольного этапа диагностики
Для определения состояния здоровья и эмоционального настроя после использования метода проектов на уроках и внеклассной работе составлена анкета и проведен опрос среди учащихся.
(Приложение 6)
Анализ ответов учащихся этого класса дал следующие результаты:
Мини-проекты и игры на уроках нравятся всем учащимся без исключений.
Все учащиеся отметили, что не замечают времени при работе над заданием.
Большинство учащихся хотели бы создавать проекты на каждом уроке, но если только это было им интересно.
Дети больше всего любят групповую форму. По-видимому это объясняется стремлением к общению со сверстниками, стремлением поделиться с ними своими мыслями, фантазиями, а также утвердить свой авторитет среди товарищей.
Учащимся нравится меняться местами на уроке, сдвигать столы, почаще выходить к доске.
Дети отметили, что на уроках с мини-проектами физически они устают меньше.
Эмоциональный настрой после проведения таких уроков положительный.
Заключение
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных её задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка, в выполнении этой задачи можно использовать метод проектов
В результате исследования были определены следующие тенденции:
- Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали автору возможность определить теоретические основы конструирования и использования проектов разных типов, предназначенных для применения на уроках и внеклассной деятельности в начальной школе.
- Опрос учащихся о физическом и эмоциональном состоянии школьников показал, что дети меньше устают на уроках с использованием элементов метода проектов.
- При использовании элементов проектной деятельности в обучении необходима связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой, познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение учеников рациональными приемами учебной работы, навыками самовоспитания, являющимися непременной предпосылкой для достижения успеха.
- Приведённые данные явственно отражают зависимость психосоматического развития детей от организации учебно-воспитательного процесса, позволяют относительно объективно оценить педагогические новации, введённые в учебные планы, что даёт нам право рекомендовать их для внедрения в практику общеобразовательной школы.
- Разработана система использования проектной деятельности в курсе начальной школы, которую можно использовать в преподавании уроков и внеклассной работе.
В исследованиях ряда авторов (Н.К. Смирнова, М.М. Безру ких и др.) отмечается, что дети, занимающиеся в режиме разви вающего обучения, испытывают более высокие нагрузки по сравнению с обычными школьниками, что негативно влияет на их психоэмоциональное состояние, повышая уровень утомляе мости и невротизации. На наш взгляд, это псевдопроблема.
Перегрузка зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Говоря об объеме учебной нагрузки, следует учитывать, что она не носит чисто физиологического характе ра и не может измеряться исключительно в рабочих часах и тем более в количестве прочитанных страниц или объеме изу ченного материала. Нагрузка напрямую зависит от психологи ческого отношения школьников к обучению: если процесс по лучения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вы зывает у учащихся отторжение или кажется бесперспектив ным, бессмысленным и бесцельным, может привести к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала. В этом смысле учебная нагрузка связана с программой образо вания используемыми предметными методиками и педагоги ческими технологиями, а также с индивидуальными особенно стями детей.
Работа над проектами обогащает ребёнка новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в нём интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, выйти на уровень обобщений, развивает творческий потенциал. В классах заметно повышается статус детей, склонных к творчеству, фантазированию, «романтиков», мечтателей. Проектная деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде. Это ведёт к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков учащихся. Создаётся обстановка общей увлечённости и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, берёт на себя ответственность за производимое действие.
Метод предусматривает личностный подход в обеспечении мотивации проектной деятельности, так как только личная заинтересованность ученика в получении результата может поддерживать его самостоятельность и целеустремленность, упорство и настойчивость, помогать преодолевать возникающие по ходу дела трудности и проблемы. Всё это способствует воспитанию культуры труда и здоровья младших школьников.
По моему мнению, только благодаря комплексному подходу к обучению могут быть решены задачи формирования и укреп ления здоровья учащихся. Поэтому здоровьесберегающие тех нологии включают в себя не только систему мер по охране и укреплению здоровья, но и совокупность психолого-педагоги ческих приемов и методов работы учителей, подходов к реали зации возможных проблем, а также постоянное стремление педагога к самосовершенствованию.
Применение и использование технологий еще не гарантиру ет успеха, большую роль здесь играет личностный фактор. Из вестно, что педагогическая практика — процесс творческий. Как отмечал А.А. Леонтьев, «нельзя выучить технологии и стать пе дагогом, любые технологии следует применять творчески, бази руясь на основных принципах и положениях, характеризующих данную технологию, и одновременно на культурной ситуации, с которой приходится сталкиваться педагогу, а также особенно стях собственной личности и личности своих учеников».
Список литературы
- Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.
- Винокурова Н. К. 5000 игр и головоломок для школьников. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 414 с.
- Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» - М.Просвещение, 1991г. - 96 с.
- Игры-обучение, тренинг, досуг…/Под ред. В. В. Петрусинского// в семи книгах. – М.: Новая школа, 1994. -368 с.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
- Конышева Н. М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. – 48 с.
- Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.
- Матвеева Л. Г., Выбойщик И. В. , Мякушин Д. Е. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. – М.: АСТ-ПРЕСС, Южно-Уральское книжное издательство, 1997. – 320 с.
- Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению пере грузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
- Минскин Е. М. от игры к знаниям: Пособие для учителя. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987. – 192 с.
- Мухина В. С. Возрастная психология: фенаменология развития, детство, отрочество; Учебник для студ. Вузов. – 5-у изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с.
- Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.
- Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006. С. 147
- Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
- Фридман Л.М., Кулагин И.Ю. «Психологический справочник учителя». М., Просвещение, 1991. -270 с.
- Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.
Приложения
Приложение 1
Типология проектов
I. По виду проектной деятельности:
- информационные;
- исследовательские;
- творческие;
- практико - ориентированные (социально - ориентированные).
II. По количеству участников:
- индивидуальный;
- групповой.
III. По содержанию учебных дисциплин:
- монопредметные;
- межпредметные.
IV. По продолжительности проектной деятельности:
- краткосрочные (мини - проекты) (2-6 ч);
- среднесрочные (12-15 ч);
- долгосрочные (четверть, полугодие, год)
V. По характеру контактов:
- локальные;
- внутришкольные;
- региональные;
- национальные;
- международные.
Приложение 2
Система работы с проектами в предметном обучении по формированию универсальных учебных действий.
Приложение 3
Приложение 4
Тематика школьных проектов
Моя семья. Моя школа.
Мусор нашего города. Наш дом.
История моего города.
Наш школьный двор.
Наши меньшие друзья.
Наша безопасность.
Русская матрешка.
Наши выпускники.
Наши имена.
Планеты и звезды. Календаръ.
Откуда пошли комнатные растения.
Церковь. Вулканы. Кактусы.
Почему так названы улицы нашего города.
Динозавры.
Семь чудес света.
Народный костюм.
План классного уголка.
Исторический задачник
Планирование детского парка.
Дом, который построил сам.
Проблема труда и взаимопомощи в русских народных сказках
Национальная кухня.
Задачник по математике.
Путешествие в семьи народов нашей страны.
Знаменитые люди нашего района.
Страны Европы.
История (Великой Отечественной войны в историях наших семей)
Сувенир в подарок
Сценарий новогоднего праздника.
История создания памятников в нашем районе.
Учебное пособие «Страны Западной Европы».
Кто такой Петрушка.
Школа будущего.
Москва деревянная.
Школьные традиции.
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников
Конференции.
Наглядные пособия.
Презентации.
Паспарту.
Выступления.
Плакат.
Выставка.
План.
Портфель проектов.
Реферат.
Альбом.
Серия иллюстраций.
Газета.
Сказка.
Гербарий,
Справочник
Журнал
Стенгазета.
Книжка -раскладушка.
Сувенир - поделка.
Коллаж
Сценарий праздника.
Коллекция
Учебное пособие.
Костюм
Фотоальбом.
Макет.
Чертеж
Модель
Экскурсия.
Музыкальная подборка.
Приложение 5
Опросник «Учебная мотивация»
Опросник нацелен на выявление осознаваемых учащимся мотивов учебной деятельности.
Инструкция: оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого обведи кружком нужный балл:
- баллов - почти не имеет значения
- балл - частично значимо
- балла - заметно значимо
- балла - очень значимо
Вопросы
- Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравится учитель.
- Мне очень нравится учиться, узнавать новое, расширять свои знания о мире.
- Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться
- Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку
- Всё, что я делаю, я делаю хорошо - это моя позиция
- Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку
- Если ты школьник, то обязан учиться хорошо
- Если на уроке царит обстановка недоброжелательна и строга, у меня пропадает всякое желание учиться
- Я испытываю интерес только к отдельным предметам
- Считаю, что успех в учебе - немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников
- Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей
- Я испытываю чувство удовлетворения, подъёма, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правила и т.д.
- Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком
- Хорошо учиться, не пропускать уроки - моя гражданская
обязанность на данном этапе моей жизни - На уроке я не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы
- Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу (в паре, в бригаде, в команде)
- Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи. Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших.
- Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т.д.)
- Учеба в моём возрасте - самое главное дело
- В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе
Ключ
Мотивы | Номера ответов | ||
Познавательные | 2 | 9 | 15 |
Коммуникативные | 3 | 10 | 16 |
Эмоциональные | 1 | 8 | 21 |
Саморазвития | 6 | 13 | 19 |
Позиция школьника | 7 | 14 | 20 |
Достижения | 5 | 12 | 18 |
Внешние (поощрения, наказания) | 4 | 11 | 17 |
Приложение 6
Анкета для учащихся.
- Нравится ли тебе создание на мини-проектов на уроке?
- Ждешь ли ты конца урока, когда работаешь над проектом?
- Как часто ты бы хотел, чтобы эта форма работы использовалась на уроке?
- Какую форму игры ты любишь больше: индивидуальную, групповую или парную?
- Что тебе больше всего нравится при работе с заданиями?
- На каких уроках тебе нравится создавать мини-проекты (перечисли)?
- Чувствуешь ли ты усталость после урока с использованием проектной работы?
- Интересно ли тебе было на уроке, каково твое настроение?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов – один из путей реализации исследовательского обучения во внеклассной работе с младшими школьниками
Программа интегрированного курса «Ступени восхождения» предполагает привлечение младших школьников к исследовательской деятельности. В контексте программы был разработан проект «Удивительная кар...
Формы внеклассной работы с младшими школьниками
Методические рекомендации...
Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления младших школьников на уроках математики" Дипломная работа успешно защищена в 2011г
Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления на уроках математики"...
Исследовательская деятельность младших школьников на уроках технологии при работе с разными материалами
Если на уроках технологии в начальной школе введить элементы исследовательской деятельности при работе с разными материалами, уроки станут интереснее....
Игра как способ обучения и здоровьесбережения младших школьников на уроках английского языка.
Важно учитывать психологические особенности детей в процессе обучения. Младшие школьники обращают внимание на то, что вызывает их непосредственный интерес. Психологи выяснили, что наиболее распростран...
«Формирование безопасного поведения у младших школьников на дорогах во внеклассной работе»
У детей младшего школьного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое част...
Вокально-хоровые навыки на уроках музыки и внеклассной работе с младшими школьниками.
laquo;Каждый класс – хор, - вот идеал, к которому должно быть направлено это стремление»....