Гимн школы, как источник исторической информации
статья

Кулакова Анастасия Дмитриевна

Школа… Родная школа…Любимая школа…  Эти слова никого не могут оставить равнодушным.

В нашей стране десятки тысяч школ, и у каждой - своя неповторимая история, свое особое лицо. Какова же судьба нашей школы?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Седнева Татьяна Евгеньевна, учащаяся 4а класса ГБОУ СОШ № 47 им.Д.С.Лихачева

Кулакова Анастасия Дмитриевна, учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 47 им.Д.С.Лихачева

Седнева Мария Александровна, учитель музыки ГБОУ СОШ № 47 им.Д.С.Лихачева

Название работы: «Гимн школы, как источник исторической  информации»

Школа… Родная школа…Любимая школа…  Эти слова никого не могут оставить равнодушным.

В нашей стране десятки тысяч школ, и у каждой - своя неповторимая история, свое особое лицо. Какова же судьба нашей школы?

Моя школа – это старейшее учебное заведение Санкт-Петербурга, в 2023 году ей исполнилось 165 лет.

Для меня она родная еще и потому, что в ней училась моя бабушка, мой двоюродный дядя, сейчас учимся я и мой брат, а также моя мама, которая и по сей день ходит в школу, только уже в качестве учителя музыки.

Начну с того, что не каждая школа может похвастаться наличием своего собственного гимна, поэтому мне хочется рассказать именно о нем. Гимн нашей школы появился недавно, его написала моя мама к 160-летнему юбилею школы. Послушав его, можно понять, насколько глубокая и интересная была судьба школы.

 

В тексте гимна перечислены самые значимые моменты истории нашей школы. Вот, например, в первом куплете говорится о том, что Россия богата своими учебными учреждениями разных направленностей. Даже в нашем Петроградском районе можно найти старейшие учебные заведения, появившиеся в 18-19 веках. Не исключением стала и наша школа, 5 декабря 1858 г. в Петербурге недалеко от Троицкого моста в деревянном доме купца Спешнева было открыто новое учебное заведение - Женское училище для приходящих девиц, которое работало по принципу пансионатов,  то есть учащийся проживал на его территории.

Чуть позже училище было переименовано в Петербургскую женскую гимназию, а с 1872 года именовалась Петровской. В 1864 году гимназия переехала в здание на углу Большого проспекта и Введенской улицы, где сейчас находится Академия Цифровых технологий.

В 1898 году был поднят вопрос о поиске места для строительства нового здания для Петровской гимназии, ведь почти 40 лет учебное заведение существовало без специального помещения. Такое место нашли на углу Бармалеевой улицы и Большого проспекта. На участке, выходящем на Плуталову улицу, решено было возвести здание для Петровской гимназии, а на остальном свободном участке - доходный дом. Архитектором-строителем гимназии стал Герман Гримм.

Новая гимназия открыла свои двери в июне 1905 г.

Из припева гимна можно узнать, что наша школа носила имена разных людей, и первое имя дал ей император Александр II.  В мае 1872 года в Санкт-Петербурге торжественно отмечали 200-летие со дня рождения Петра I. И с легкой руки императора школа стала называться Петровской.

После революции 1917 года почти все гимназии прекратили свое существование. Так 29 августа 1919 года бывшая Петровская женская гимназия была закрыта постановлением Отдела просвещения города Петрограда, а Петроградская трудовая школа имени Л.Д Лентовской была переведена с Большого проспекта Петроградской стороны на адрес гимназии, получив название Петроградской 10-й Трудовой школы имени Лентовской.

Также школа меняла свой номер несколько раз: с 1922 года стала называться Единой Советской Трудовой школой № 190, в 30-е годы школа была фабрично-заводской семилеткой – ФЗС, а затем стала 6-ой неполной школой Приморского района. После 1940 года школе был присвоен номер 47. В годы блокады школа № 47 не прекращала свою работу ни на один день. Дети учились, сдавали экзамены, принимали участие в олимпиадах и творческих конкурсах. 24 ноября 1943 года 45 пионеров и комсомольцев, учеников нашей школы, были награждены медалью «За оборону Ленинграда».

В 1943 году Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 3237 от 31 декабря за большие заслуги в годы блокады и в связи с 75-летием со дня смерти К.Д. Ушинского 47-ой школе было присвоено имя великого педагога.  После тяжелых военных лет школа с новыми силами продолжила свою работу.

С 1920 по 1923 годы в нашей школе учился знаменитый советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук, академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв. В мае 2000 года распоряжением губернатора Санкт-Петербурга школе № 47 присвоено имя Д. С. Лихачёва

Во втором куплете говорится о том, какая красивая у нас школа. У здания удивительная архитектура в стиле неоренессанса и богатое внутреннее оформление: просторные классы с широкими окнами, длинные сводчатые коридоры, широкая парадная лестница, большой двухсветный актовый зал - это великолепие и сегодня окружает современных школьников и восхищает гостей нашей школы.

В третьем куплете поется о традициях школы и, действительно, все, кто находится в стенах школы хранят и берегут их, изучают историю школы, каждый раз находя что-то новое и интересное. Например, одной из давних традиций является так называемый Актовый день. Он проводится ежегодно 14 февраля – это День встречи выпускников.

Также в школе есть одна традиция, о которой также поется в песне – это звонок, который дает школьный колокольчик на 1 сентября, открывая в школу двери, и на Последнем звонке, провожая выпускников в большую жизнь. Наш колокольчик не совсем обычный, у него тоже есть своя истории,  и он является одним из самых важных экспонатов Школьного музея. Выяснилось, что это поддужный колокольчик, который использовался в почтовых и курьерских тройках, такие колокольчики подвешивались под дугой центральной лошади. Никто не знает, когда он появился у нас в школе, но  нам известно, что ему уже 118лет - на нём указан год его отлива и фамилия автора. Однажды к нему приделали деревянную ручку, и он стал тем символом, который играет важную роль в жизни каждого ученика нашей школы.

Каждому ученику нужно знать историю своей школы. Зная её, ты начинаешь гордиться своей школой. Учишься любить и беречь, то, что ценили наши предки. А узнавать историю своей школы таким необычным способом – через гимн, ещё интереснее!

Литература и источники

  1. «Желтые страницы» https://www.citywalls.ru/house7017.html
  2. Загадка Плуталовой улицы https://seal-spb.narod.ru/fam/fam_11.html
  3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений/ Под редакцией академика РАО А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2001г.
  4. История.РФ https://histrf.ru/read/articles/shkola-dlia-dievits-vsiekh-sostoianii
  5. «Петербург 24» https://petersburg24.ru/place/zdanie-petrovskoj-zhenskoj-gimnazii


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гимн начальной школы

Есть чудесная детская песня - "Дорогами добра", авторы - Т.Рузавина и С.Таюшев. На эту музыку я сочинила текст, получился гимн, который поёт вся наша начальная школа....

Основные источники информации при обучении в начальной школе

Что такое информация?  Основные источники информации. Полезные ссылки...

Доклад на тему: «ВПР по окружающему миру в начальной школе: назначение, источники подготовки, рекомендации по устранению пробелов, универсальные рецепты успеха».

В докладе рассматривается вопрос о назначении ВПР, о том, какие источники при подготовке можно использовать. Также указаны задания, с которыми учащиеся справляются легко, и те задания, при выполнении ...

Конспект урока по теме "Книга-источник информации" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о книжке - ширме, развитие интереса к работе с цветной бумагой, к созданиям художественных образов; развитие мелкой моторики; формирование познава...

Конспект урока по музыке "Гимн России" 2 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по музыке "Гимн России" 2 класс...

Разговоры о важном. ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1–2 классов по теме «110 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СОВЕТСКОГО ПИСАТЕЛЯ И ПОЭТА, АВТОРА СЛОВ ГИМНА СССР И ГИМНА РОССИИ С. В. МИХАЛКОВА» 13.03.23

Цель занятия: расширять представления обучающихся о творчестве С. В. Михалкова, воспитывать нравственно-ценностные взаимоотношения со сверстниками на примерах героев произведений С. В. Михалкова, разв...

Технологическая карта урока литературного чтения "Древнегреческий гимн природе и Государственный гимн РФ" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)

Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) познакомить с жанром - гимн;2)  сравнить государственный гимн РФ и древнегреческий гимн природе.Предметные:знать жанр «гимн&ra...