Доклад на тему: «ВПР по окружающему миру в начальной школе: назначение, источники подготовки, рекомендации по устранению пробелов, универсальные рецепты успеха».
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс)
В докладе рассматривается вопрос о назначении ВПР, о том, какие источники при подготовке можно использовать. Также указаны задания, с которыми учащиеся справляются легко, и те задания, при выполнении которых испытывают затруднения. Даны краткие рекомендации по устранению выявленных пробелов. В докладе можно найти ответы на вопросы: "Что дают ВПР"? и "Как помочь учащимся подготовиться к ВПР"? На страницах доклада можно найти и универсальные рецепты для более успешной тактики выполнения данной проверочной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад "ВПР по окружающему миру" | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«ВПР по окружающему миру в начальной школе:
назначение, источники подготовки, рекомендации по устранению пробелов, универсальные рецепты успеха».
Подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ Сосновская СОШ № 2
Щербинина В.М.
2020 уч.год.
Назначение ВПР. Оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС.Вокруг них ведётся много споров: нужны – не нужны, можно ли без них обойтись, как понять, готов ли ваш ребенок к проверке, как лучше подготовить четвероклассника к проверочным работам?Всероссийские проверочные работы – новая процедура оценки качества общего образования, которая согласно приказу министерства образования и науки РФ от 27.01.2017 года № 69 «О проведении мониторинга качества образования» с 2017 года вошла в 4-х классах в штатный режим. Между ЕГЭ и ВПР можно отследить сходство: они похожи тем, что оба события проводят проверку знаний школьников. Но всероссийские проверочные работы не являются государственной итоговой аттестацией. В отличии от ЕГЭ результаты ВПР не влияют на дальнейшую судьбу школьника. Все выпускники начальной школы будут зачислены в среднюю и будут продолжать учиться в том же классе, на общих основаниях.
Итоги ВПР не влияют на годовые оценки. К этой проверке мы, учителя, должны детей подготовить, настроить их, оказать посильную помощь в поисках дополнительных источников.
К каким источникам при подготовке можно обратиться?
На сайте НИКО (Национальные исследования качества образования) https://www.eduniko.ru размещен «Банк заданий» — демо версии тестов по всем трем предметам. Помочь в подготовке ребенка могут и тестовые задания на сайте «Образовательные тесты» http://testedu.ru. Различные тестовые задания по всем предметам можно найти на Современном учительском портале. Мы, учителя, работавшие в 4 – ых классах, использовали рабочие тетради «Типовые задания ВПР» издательство «Экзамен» Москва 2018 года под редакцией Е.В.Волковой и Г.И.Цитович.В тетрадь включены 25 тренировочных вариантов, каждый состоит из двух частей: в первой части 6 заданий, во второй 4 задания, ко всем заданиям приведены ответы. На выполнение работы даётся 45 минут. Работа в тетрадях способствует обобщению знаний ученика по ведущим темам курса, развитию умения самостоятельно справляться с заданиями базового и повышенного уровня сложности, учит работе с текстом и таблицами и использованию разных формответа (выбор ответа, краткий или развёрнутый ответ).
Наиболее лёгкими для детей в первой части являлись следующие задания: соотнеси предмет с материалом, из которого он сделан; изучи по таблице прогноз погоды и выбери верные утверждения; составь 2 правила: для этого подбери продолжение к началу фразы; рассмотри изображение тела человека и найди расположение костей скелета и внутренних органов. Наибольшую трудность вызвали задания, где нужно было расселить животных по материкам; а также те, в которых ученики знакомились с проводимым опытом и сами описывали эксперимент. Во второй части дети с удовольствием рассматривали знаки и размышляли над тем, что они обозначают. Не вызывало трудностей и такое задание, где нужно было описать любую профессию и её значимость для общества. А вот последнее задание с описанием достопримечательности региона, или памятника архитектуры, или отрасли промышленности, или особенностей климата вызывали определённые трудности. Но, занимаясь систематической подготовкой, можно добиться хороших результатов и вселить в детях уверенность в себе и своих знаниях.
Общие рекомендации по устранению пробелов.
При календарно-тематическом планировании усилить краеведческую направленность курса.
Усилить работу по формированию навыка работы с текстом, поиска и выделения необходимой информации, способности анализировать и рассуждать.
Свести до минимума репродуктивную деятельность, в ходе которой теоретические сведения детям предлагаются в готовом виде. Шире использовать активные методы обучения, исследовательскую деятельность.
Организовывать дополнительные занятия (например, во время внеурочной деятельности) по подготовке к ВПР.
Что дают ВПР?Специалисты утверждают, что ежегодное проведение ВПР выпускников начальной школы в результате позволит: психологически подготовить учащихся к экзаменам в старших классах, в частности к ГИА и ЕГЭ; определить количество и уровень знаний, которые были получены за 4 года обучения; будут видны недостатки учебной программы по проверяемым предметам; родители будут в курсе уровня знаний своего ребёнка. Всё это в комплексе и в совокупности и даст возможность улучшить общую систему обучения.
Как помочь учащимся подготовиться к ВПР? Как я говорила ранее, ВПР, безусловно, событие, которое вызывает стресс у всех его участников: учащихся, родителей, учителей, администрации образовательной организации. Негативные эмоции заразительны. Мы должны на собственном примере показать, как можно справиться с переживаниями и ими управлять. Не надо показывать страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР. Основываясь на словах американского политического деятеляБенджамина Франклина «Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь», при изучении нового материала, мы должны вовлекать учащихся в его самостоятельное изучение. Дети могут готовить совместные проекты и презентации в классе и по группам, обучать и проверять друг друга. Не надо забывать хвалить своих учеников, поддерживайте их внеучебные интересы. Общайтесь с родителями и привлекайте их на свою сторону!
Универсальные рецепты для более успешной тактики выполнения тестирования.
Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста.
Торопись не спеша! Читай задание до конца! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание.
Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки. Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально.Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
В конце выступления ещё раз хочу обратиться к учителям — мы все хотим, чтобы наши результаты были не хуже, чем у других, но постарайтесь обеспечить объективность выполнения работы, чтобы результатам можно было доверять. Это очень важно, прежде всего, для родителей: они смогут получить объективное представление о знаниях своих детей. Также очень важно сразу увидеть пробелы в подготовке ребенка, понять, какие трудности он может испытывать при обучении в среднем звене. И помочь ему, не дожидаясь, когда к шестому-седьмому классу проблемы в учёбе ребенка вырастут как снежный ком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В.Занкова
Статья об использовании интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В....
ДОКЛАД «Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках окружающего мира в начальной школе».
Доклад для школьного МО по теме "Развитие ключевых компетентностей у учащихся начальных классов"...
Методические рекомендации по организации уроков окружающего мира в начальной школе
При планировании системы уроков по окружающему миру у учителя возникает вопрос: как организовать уроки окружающего мира таким образом, чтобы они были ценностно наполнены? Как, в свою очередь, ввести р...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ФАКТОР ПОЛУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Методические рекомендации при организации сотрудичества на уроках...
Смешанное обучение (ротация станций) – инструмент для формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе.
Как сделать процес обучения одновременно увлекательным, доступным для всх обучающихся ,максимально эффективным. Одним из таких инструментов на уроке может являться смешанное обучение. Каждый учащийся ...
Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе
Формирование универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе...
Доклад на тему: «Формирование естественно-научной функциональной грамотности и глобальных компетенций на уроках окружающего мира в начальной школе»
доклад с презентацией включает в себя пункты: -что такое функциональная грамотность-формы функциональной грамотности-основы функциональной грамотности в начальной школе-из опыта работы...