Основные источники информации при обучении в начальной школе
статья на тему

Яковлева Анна Валерьевна

Что такое информация?  Основные источники информации. Полезные ссылки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_istochniki_informatsii_pri_obuchenii.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Основные источники информации при обучении в начальной школе

Любая деятельность человека представляет собой процесс сбора и переработки информации, принятия на ее основе решений и их выполнения. С появлением современных средств вычислительной техники информация стала выступать в качестве одного из важнейших ресурсов научно-технического прогресса.

       Общение, коммуникации, обмен информацией присущи всем живым существам, но в особой степени - человеку. Будучи аккумулированной и обработанной с определенных позиций, информация дает новые сведения, приводит к новому знанию.

        Информация содержится в человеческой речи, текстах книг, журналов, газет, сообщениях радио и телевидения, показаниях приборов и т.д. Человек воспринимает информацию с помощью органов чувств. Хранит и перерабатывает ее с помощью мозга и центральной нервной системы. Передаваемая информация обычно касается каких-то предметов или нас самих и связана с событиями, происходящими в окружающем нас мире.

Что такое информация?

      Особенностью понятия “информация” является его универсальность - оно используется во всех без исключения сферах человеческой деятельности: в философии, естественных и гуманитарных науках, в биологии, медицине, в психологии человека и животных, в социологии, искусстве, в технике и экономике и, конечно, в повседневной жизни.

     Например, в БЭС говорится, что

информация (от лат. informatio - разъяснение - изложение), первоначально- сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.); с сер. 20 в.общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (см. Генетическая информация); одно из основных понятий кибернетики.

      В словаре бизнес терминов  дается такое определение:

Информация

1. Значение, приписываемое данным на основе известных соглашений, относящихся к их представлению.

2.  Сведения, данные, значения экономических показателей, являющиеся объектами хранения, обработки и передачи. В. Одна из трех фундаментальных субстанций (вещество, энергия, информация), составляющих сущность мироздания и охватывающих любой продукт мыслительной деятельности, прежде всего знания и образы.

      Политический словарь определяет понятие «информация» как сообщение, осведомление или материалы, освещающие положение в какой-либо отрасли науки (научная И.),общественно-политической жизни (текущая И, для прессы и радио) и пр.

Дают свои определения и Философский словаь, и Психологический, и Социалогический и т. д.

   В быту под информацией мы подразумеваем  интересующие нас сведения об окружающем нас мире.

        Любая деятельность человека представляет собой процесс сбора и переработки информации, принятия на ее основе решений и их выполнения. С появлением современных средств вычислительной техники информация стала выступать в качестве одного из важнейших ресурсов научно-технического прогресса.

Развитие    умения    работать    с  источниками  информации –  одно из основных универсальных учебных действий.

Основные источники информации, используемые при обучении:

-  тексты;      

-  аудио-  и  видеоисточники,  мультимедийные носителями информации;  

-  глобальные компьютерные   сети;  

-  человек  как   источник   информации;      

-  реальные объекты действительности   

       В  начальной  школе  формируются  читательские     компетенции      как  основа    компетенции      работы    с  информацией.  С первого класса мы учим детей ориентироваться в книге, знакомятся с её  структурой. Дети учатся работать с разными типами текста. Систематически проходят библиотечные уроки.

       Несмотря на то, что от природы человек имеет возможность получать информацию через 5 сенсорных каналов, в наше время всё больше и больше мы отдаем предпочтение зрительному: использование презентаций, вместо ознакомления с натуральными объектами, поиск сведений  в сети вместо наблюдения и т. д. На вопрос : «Где мы сможем про это узнать?», ученики дружно отвечают – в интернете! Роль интернета при поиске информации явно преувеличивается. Однако  учащихся необходимо обучать  информационному поиску в мировой сети.  

        В начальной школе развитие умения пользоваться поисковыми системами  только начинает формироваться.  Педагогу необходимо заранее   готовиться   к   показу   школьникам   работы   в   интернете: проверить  сайты, электронные источники-адреса, материалы и т. д. Можно составить список рекомендуемых сайтов. Показать , как них ориентироваться.

       Замечательным источником информации могут стать  посещения музеев. Сегодня  разработано много детских музейных программ, которые помогают получить новые сведения и вызывают  интерес к темам программы начальной школы.  

Полезные ссылки:

  • Аудиохрестоматия.

Медиапортал, на котором собраны лучшие произведения мировой литературы в исполнении признанных мастеров сцены.

 http://audiohrestomatiya.ru/ 

  • Сайт «Говорим и пишем правильно: культура письменной речи»

http://gramma.ru/ 

  • Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех

 http://www.gramota.ru/ 

  • Определитель растений on-line 
    Открытый атлас растений России и сопредельных стран

http://www.plantarium.ru/ 

  • Аннотация  музейного занятия «Чем писали в старину»

Детский исторический музей

http://www.polithistory.ru/children/view.php?id=303 

  • Экскурсии для школьников в Центральный музей почвоведения им. В. В. Докучаева

http://музей-почвоведения.рф/excursions/  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Мотивация учения-основное условие для успешного обучения в начальной школе"

Для того, чтобы помочь ребёнку в сложной для него деятельности - учёбе мы должны понять, чего мы хотим достичь, к чему стремимся и зачем. Самое главное, чтобы ребёнок был рад полученному результату, р...

Наблюдение за окружающим миром как один из основных методов обучения в начальной школе.

Развитие уменя наблюдать и видеть различние вещи вокруг, умение  анализировать и обобщать их - залог успешного обучения в начальной школе и далее в течение всего времени, пока человек живет и акт...

Характеристика основных активных методов обучения в начальной школе

Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном начальном образовании...

Внедрение предметного обучения в начальной школе посредством привлечения педагогов основной и старшей школы. (русский язык с учителем старшей школы)

Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. В 2014-2015 учебном году в связи с уходом основного учителя начальной школы в 4б классе было предложено в каче...

Конспект урока технологии: "Книга – источник информации Изделие: «Книга-ширма»" ( УМК "Школа России", 2 класс)

Тема: Книга – источник информацииИзделие: «Книга-ширма»Цели деятельности учителя: формирование знаний об истории и процессе книгопечатания; освоение умения анализировать конструкцию ...

Доклад «Работа с разными источниками информации на уроках в начальной школе»

Выступление по теме: «Работа с разными источниками  информации на уроках в начальной школе»...

«Преемственные связи в содержании и методах обучения в начальной школе и первого этапа в основной».

Преемственность в образовании – это система связей, которая обеспечивает взаимодействие основных задач содержания и методов обучения, и воспитания для создания единого непрерывного образовательн...