Основные источники информации при обучении в начальной школе
статья на тему
Что такое информация? Основные источники информации. Полезные ссылки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_istochniki_informatsii_pri_obuchenii.docx | 18.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные источники информации при обучении в начальной школе
Любая деятельность человека представляет собой процесс сбора и переработки информации, принятия на ее основе решений и их выполнения. С появлением современных средств вычислительной техники информация стала выступать в качестве одного из важнейших ресурсов научно-технического прогресса.
Общение, коммуникации, обмен информацией присущи всем живым существам, но в особой степени - человеку. Будучи аккумулированной и обработанной с определенных позиций, информация дает новые сведения, приводит к новому знанию.
Информация содержится в человеческой речи, текстах книг, журналов, газет, сообщениях радио и телевидения, показаниях приборов и т.д. Человек воспринимает информацию с помощью органов чувств. Хранит и перерабатывает ее с помощью мозга и центральной нервной системы. Передаваемая информация обычно касается каких-то предметов или нас самих и связана с событиями, происходящими в окружающем нас мире.
Что такое информация?
Особенностью понятия “информация” является его универсальность - оно используется во всех без исключения сферах человеческой деятельности: в философии, естественных и гуманитарных науках, в биологии, медицине, в психологии человека и животных, в социологии, искусстве, в технике и экономике и, конечно, в повседневной жизни.
Например, в БЭС говорится, что
информация (от лат. informatio - разъяснение - изложение), первоначально- сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.); с сер. 20 в.общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (см. Генетическая информация); одно из основных понятий кибернетики.
В словаре бизнес терминов дается такое определение:
Информация
1. Значение, приписываемое данным на основе известных соглашений, относящихся к их представлению.
2. Сведения, данные, значения экономических показателей, являющиеся объектами хранения, обработки и передачи. В. Одна из трех фундаментальных субстанций (вещество, энергия, информация), составляющих сущность мироздания и охватывающих любой продукт мыслительной деятельности, прежде всего знания и образы.
Политический словарь определяет понятие «информация» как сообщение, осведомление или материалы, освещающие положение в какой-либо отрасли науки (научная И.),общественно-политической жизни (текущая И, для прессы и радио) и пр.
Дают свои определения и Философский словаь, и Психологический, и Социалогический и т. д.
В быту под информацией мы подразумеваем интересующие нас сведения об окружающем нас мире.
Любая деятельность человека представляет собой процесс сбора и переработки информации, принятия на ее основе решений и их выполнения. С появлением современных средств вычислительной техники информация стала выступать в качестве одного из важнейших ресурсов научно-технического прогресса.
Развитие умения работать с источниками информации – одно из основных универсальных учебных действий.
Основные источники информации, используемые при обучении:
- тексты;
- аудио- и видеоисточники, мультимедийные носителями информации;
- глобальные компьютерные сети;
- человек как источник информации;
- реальные объекты действительности
В начальной школе формируются читательские компетенции как основа компетенции работы с информацией. С первого класса мы учим детей ориентироваться в книге, знакомятся с её структурой. Дети учатся работать с разными типами текста. Систематически проходят библиотечные уроки.
Несмотря на то, что от природы человек имеет возможность получать информацию через 5 сенсорных каналов, в наше время всё больше и больше мы отдаем предпочтение зрительному: использование презентаций, вместо ознакомления с натуральными объектами, поиск сведений в сети вместо наблюдения и т. д. На вопрос : «Где мы сможем про это узнать?», ученики дружно отвечают – в интернете! Роль интернета при поиске информации явно преувеличивается. Однако учащихся необходимо обучать информационному поиску в мировой сети.
В начальной школе развитие умения пользоваться поисковыми системами только начинает формироваться. Педагогу необходимо заранее готовиться к показу школьникам работы в интернете: проверить сайты, электронные источники-адреса, материалы и т. д. Можно составить список рекомендуемых сайтов. Показать , как них ориентироваться.
Замечательным источником информации могут стать посещения музеев. Сегодня разработано много детских музейных программ, которые помогают получить новые сведения и вызывают интерес к темам программы начальной школы.
Полезные ссылки:
- Аудиохрестоматия.
Медиапортал, на котором собраны лучшие произведения мировой литературы в исполнении признанных мастеров сцены.
- Сайт «Говорим и пишем правильно: культура письменной речи»
- Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех
Определитель растений on-line
Открытый атлас растений России и сопредельных стран
- Аннотация музейного занятия «Чем писали в старину»
Детский исторический музей
http://www.polithistory.ru/children/view.php?id=303
- Экскурсии для школьников в Центральный музей почвоведения им. В. В. Докучаева
http://музей-почвоведения.рф/excursions/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: "Мотивация учения-основное условие для успешного обучения в начальной школе"
Для того, чтобы помочь ребёнку в сложной для него деятельности - учёбе мы должны понять, чего мы хотим достичь, к чему стремимся и зачем. Самое главное, чтобы ребёнок был рад полученному результату, р...
Наблюдение за окружающим миром как один из основных методов обучения в начальной школе.
Развитие уменя наблюдать и видеть различние вещи вокруг, умение анализировать и обобщать их - залог успешного обучения в начальной школе и далее в течение всего времени, пока человек живет и акт...
Характеристика основных активных методов обучения в начальной школе
Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном начальном образовании...
Внедрение предметного обучения в начальной школе посредством привлечения педагогов основной и старшей школы. (русский язык с учителем старшей школы)
Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня. В 2014-2015 учебном году в связи с уходом основного учителя начальной школы в 4б классе было предложено в каче...
Конспект урока технологии: "Книга – источник информации Изделие: «Книга-ширма»" ( УМК "Школа России", 2 класс)
Тема: Книга – источник информацииИзделие: «Книга-ширма»Цели деятельности учителя: формирование знаний об истории и процессе книгопечатания; освоение умения анализировать конструкцию ...
Доклад «Работа с разными источниками информации на уроках в начальной школе»
Выступление по теме: «Работа с разными источниками информации на уроках в начальной школе»...
«Преемственные связи в содержании и методах обучения в начальной школе и первого этапа в основной».
Преемственность в образовании – это система связей, которая обеспечивает взаимодействие основных задач содержания и методов обучения, и воспитания для создания единого непрерывного образовательн...