Литературная гостиная
методическая разработка
Расширение кругозора учащихся, развитие познавательной и читательской активности учащихся, воспитание сотрудничества, коллективизма, коммуникативности, развитие внимания, памяти, речи у детей, обучение общению, развитие мотивации учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_po_literaturnomu_chteniyu.docx | 40.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие.
«Литературная гостиная. В гостях у писателей»
Составила: учитель начальных классов
ООШ с.Плеханы –филиал МАОУ СОШ с.Маянга
Балаковского района Саратовской области
Ивлиева Галина Петровна
Цель: расширение кругозора учащихся, развитие познавательной и читательской активности учащихся, воспитание сотрудничества, коллективизма, коммуникативности, развитие внимания, памяти, речи у детей, обучение общению,
развитие мотивации учебной деятельности.
Оборудование: маршрутные листы, карточки с заданиями для команд.
Правила игры: В игре участвуют 4 класса. Игра проходит по станциям. За каждое правильно выполненное задание команда получает баллы. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
Ход игры
Вступление
- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Мы приглашаем вас в «Литературную гостиную», на которой мы поговорим о творчестве современных детских писателях. Проверим ваши знания и откроем для себя новые и интересные факты.
Представление команд - команды называют себя, произносят свой девиз.
Ученик 1. Давайте знакомые книги откроем,
И снова пройдем от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, узнать, подружиться.
- Только сначала вам придется догадаться, в гости к каким авторам мы сегодня отправимся.
Ученик 2. В детстве читать не умели мы сами
И приставали к папе и маме.
Слушали сказки все дни напролет.
Были те сказки наперечет;
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про телефон и Федорино горе.
Мамы и папы нам рассказали,
Что этих героев давно не знали.
Бабушки в детстве им сказки читали-
От них они этих героев узнали.
Ученик 3. К бабушкам долго мы приставали-
Откуда они эти сказки узнали?
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.
Бабушки вот что нам рассказали-
Сказки они эти в книжках читали.
Книжечки эти писал дед Корней-
Сказочник, критик, поэт, чародей.
Ученик 4. Этот писатель родился в Дании, в Копенгагене. Сын прачки и сапожника. Учился на казённый счёт в гимназии, работал ткачом, служил в театре, стал знаменитостью, когда его хоронили, то за гробом шёл сам король и целая толпа блестящих принцесс и принцев. А теперь его называют великим сказочником. Кто это?
«Человек должен быть стойким, как оловянный солдатик; верным, как Герда; бесстрашным, как солдат из сказки «Огниво»; прямодушным, как мальчик из «Нового наряда короля».
Ученик 5. Ночь придет, и в поднебесье
Звезд закружит хоровод.
Это сказка в Лукоморье
Нас с тобою приведет.
Там на острове чудесном
Расписные терема!
Изумрудные орешки
Белка сыплет в закрома!
Ученик 6. В этих сказках непременно
Происходят чудеса,
На неведомых дорожках
Снова слышим голоса…
На волнах царевна Лебедь
Светит месяц под косой,
В эти сказки будешь верить,
Даже если ты большой.
Ученик 7. Это обобщенный и систематизированный опыт предшествующих поколений, отражающий сущность их жизни. Оно возникло задолго до того, как люди овладели письменной речью. Они передавали свое творчество последующему поколению из уст в уста. Отсюда и произошло название. К нему относят народные песни, сказки, былины, притчи, анекдоты, скороговорки, загадки, частушки и многое другое.
- Наши соревнования – это, прежде всего – игра. Дружелюбное отношение для участников – это закон.
В этой игре проявляются все лучшие качества наших участников:
– юмор;
– способность оценить шутку другого;
– товарищество;
– находчивость.
Капитаны команд получают маршрутные листы.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
4 «А» | 4 «Б» | 4 «В» | 4 «Г» | |
В гости к К. И. Чуковскому | 206 | 206 | 206 | 206 |
В гости к А. С. Пушкину | 204 | 204 | 204 | 204 |
Устное народное творчество | 205 | 205 | 205 | 205 |
В гости к Г. Х. Андерсену | 213 | 213 | 213 | 213 |
В ГОСТИ К Г. Х. АНДЕРСЕНУ
Вопросы в барабане:
- Имя девочки в сказке «Снежная королева»?
- Лепесток цветка, на котором плавала маленькая девочка.
- Имя, которым эльф назвал Дюймовочку?
- Из чего девушка плела своим братцам рубашку?
- Что разбили ученики тролля и тем самым принесли много бед людям?
- Немая лесная красавица, ставшая королевской невестой.
- Имя героини, которая была вся из ослепительного льда.
- Кто посмел сказать королю, что он голый?
- Какое слово складывал Кай из льдинок?
- Кто охранял сундуки с медью, серебром и золотом?
- В какую страну увезла Снежная королева Кая?
- Что помогло определить в вымокшей незнакомке принцессу?
- Какой сказочник носил с собой два зонтика?
- Кому Герда подарила свои чудесные красные башмачки?
- Птица, в какую превратился гадкий утенок?
- Героиня какой сказки превратилась в морскую пену?
- Содержание одной 13 статей Всеобщей декларации прав человека таково: «Брак может быть заключен только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон». Назовите сказку Х. К. Андерсена, в которой ее героями эта статья нарушается.
- Какая птица спасла Дюймовочку от свадьбы с кротом?
- Кто предложил Дюймовочке стать царицей цветов?
- Кто был сыном оловянной ложки?
- В какой сказке Х.К. Андерсена цветы устраивали балы и танцевали?
- Каким именем, согласно сказке Х.К. Андерсена, в Дании называют всех аистов?
- Назовите сказку Х.К. Андерсена, название которой начинается и оканчивается на одну и ту же согласную букву.
- Название какой сказки Х.К. Андерсена начинается и оканчивается на одну и ту же гласную букву?
Литература + Математика
- Через какое количество тюфяков и пуховиков настоящая принцесса почувствует горошину?
- Сколько собак было в сказке «Огниво»?
- Сколько братьев было у Элизы в сказке «Дикие лебеди»?
- Сколько солдатиков было в сказке «Стойкий оловянный солдатик»?
- Сколько дочерей было у овдовевшего морского царя в сказке Русалочка»?
- В каком возрасте русалкам можно всплывать на поверхность моря?
- Сколько лет живут русалки?
- Сколько поцелуев запросил свинопас за трещотку, которая исполняла все вальсы и польки, какие только есть на свете?
- Сколько поцелуев успел получить свинопас, пока император не подкрался к фрейлинам?
Знаете ли вы сказки Ханса Кристиана Андерсена?
Допишите названия сказок.
- … королева.
- … на горошине.
- Калоши …
4. … - Лукойле.
5. Новое платье …
6. … и трубочист.
7. … игла.
8. Пятеро из одного …
9. Директор … театра.
10. Дочь … царя.
11. Серебряная …
12. Суп из … палочки.
13. Короли, … и валеты.
14. Рассказы … луча.
15. Райский …
«УГАДАЙ СКАЗКУ!»
- Солнце, снег, лампа, стекло, зеркало, утро, роза, ворона, олень, дружба.
- Трава, жаба, кольцо, крапива, терпение.
- Лебедь, яйцо, мечта, утка, мороз, курица, вода.
4. Тюфяк, карета, ливень, калоши, принцесса.
В ГОСТИ К А. С. ПУШКИНУ
Ответьте на вопросы
- К кому обратился царь Дадон с просьбой о помощи?
- За какую плату согласился работать Балда у попа?
- Сколько лет рыбачил старик?
- Когда царь Салтан подслушал разговор трех сестер?
- Из какой это сказки?
«Выбрал я жену себе,
Дочь послушную тебе.
Просим оба разрешенья,
Твоего благословенья»
- Кличка собаки семи богатырей.
- Какую песенку пела белочка «при честном при всем народе»?
- Сколько сыновей было у царя Дадона?
- Кого послал старый бес соревноваться с Балдой в хитрости?
- Как звали сенную девушку из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»?
- У кого спрашивал царевич Елисей, где находится его невеста?
- Как называется остров славного Гвидона?
- Как можно нести кобылу между ног?
- Каким было последнее желание старухи из «Сказки о золотой рыбке»?
- Как кричал золотой петушок, увидев неприятеля?
- Под каким деревом белка грызла орешки?
- В кого превращала Лебедь князя Гвидона?
- Где встретились поп и Балда?
- Каким фруктом отравилась царевна в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?
- Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?
- Сколько раз ходил старик к рыбке с просьбами?
- Как отблагодарил царь Дадон мудреца за помощь»?
- «Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива»
Чей это портрет?
- Назовите имя жениха молодой царевны.
- У кого жила царевна в лесу?
- Как богатыри называли царевну?
- Где братья похоронили молодую царевну?
- Что сказала царевна, когда ожила?
- Куда отправила старуха служить старика?
«Подбери рифму».
Вы должны подобрать к предложенным словам рифмы.
А) Котёнок –
Б) Дружок –
«Словесный аукцион»
Нужно составить как можно больше слов из слова «Гвидон»
«Биография»
- В каком году родился А.С. Пушкин?
- В каком городе родился Пушкин?
- В какой школе учился Александр Сергеевич?
- Были ли у Пушкина братья и сестры?
- Как звали няню Пушкина?
- Что говорила няня, укладывая Пушкина спать?
- Как ласково называла его няня?
- Назовите имя прадеда Пушкина.
- Назовите имя и отчество бабушки Пушкина.
- С каким царём встретился в детстве Пушкин?
Продолжите сказку.
«Долго царь был неутешен,
Но как быть? И он был грешен;
Год прошел как сон пустой,
Царь…………………………………….»
«А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - ……………………………….»
«У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по ………………………..»
«Чуду царь Салтан дивится,
А комар-то злится, злится –
И впился комар как раз
Тетке прямо в………………….»
«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех ……………………………………?»
«Зашифрованный герой»
Найдите героев сказок.
Д | Ч | Е | Р | А | Р | Г | П | У | Ш | З | В |
А | Д | О | Л | У | И | В | Е | Т | О | К | Е |
Л | П | Н | О | Р | Ц | И | Н | Б | Д | А | З |
Е | О | П | М | О | А | Д | О | А | Л | О | Д |
Б | Б | А | Б | А | Х | Ч | Е | Р | Н | Т | О |
Е | Д | Ь | А | Р | И | А | К | В | А | Ё | Ч |
В ГОСТИ К К. И. ЧУКОВСКОМУ
I тур. «Вспомни сказку».
Веселится народ- | Нет – нет! Соловей, | И мне не надо, |
Лечит маленьких детей, | Только вдруг из – за кусточка, | А посуда вперёд и вперёд, |
А за ним – то народ, | Солнце по небу гуляло, | Свинки замяукали – мяу – мяу, |
Вспомните, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.
II тур. «Кто есть кто».
- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит –
Бармалей -
Федора -
Каракула -
Мойдодыр -
Тотошка, Кокошка -
Цокотуха -
Барабек -
Рыжий, усатый великан -
III тур. «Биография».
1) Имя и отчество Чуковского?
2) Настоящая фамилия?
3) В каком городе он родился?
4) Когда он жил?
5) Как называется его автобиографическая повесть?
6) Чуковский не только писал свои произведения, но и…
7) Переводов с какого иностранного языка у Чуковского больше всего?
8) Какое первое произведение для детей он написал?
9) Назовите переведённые им произведения.
10) Можно ли сказать, что Чуковский писал только для детей?
IV тур «Вспомнить всё»
1-Кто был приглашен в гости на именины и на свадьбу к Мухе-Цокотухе?
2-Кто звонил в сказке «Телефон»?
V тур «Путаница»
Определить из каких двух произведений взяты строки?
1.Но однажды по утру
Прискакала кенгуру,
Увила усача, закричала сгоряча:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»
2. Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули,
Ушками захлопали,
Ножками затопали.
3. А потом как зарычит на меня,
Как ногами застучит на меня:
«Вы в канаву упадёте,
Вы утонете в болоте.
Не ходите, погодите,
Воротитеся домой!»
4. Я три ночи не спал,
Я устал.
Мне б заснуть, отдохнуть…
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
5.Я кровожадный,
я беспощадный,
я злой разбойник Бармалей!
Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую.
6. Он по Африке идет,
на всю Африку поёт:
« Я спою тебе песенку, Мауси,
Чудесную песенку, Мауси!
VI тур « Что? Где? Когда?»
1.Какое слово твердил Айболит по дороге в Африку? Что оно означает?
2. Дети взяли с собой Бармалея. Куда?
3. В какую мойку Мойдодыр грозился окунуть грязнулю?
4. В сказке «Телефон» только один звонок с просьбой о помощи был толковым? Какой?
5. В какой сказке сюжет можно описать пословицей «У страха глаза велики»?
6. В какой сказке сюжет можно описать пословицей «Сам погибай, а товарища выручай»?
7.Кто так сильно обиделся на Танечку и Ванечку, что стал звать Бармалея?
8. На ком Айболит добрался до Африки?
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
ЗАГАДКИ
- На тычинке городок, в нём семьсот воевод.
- Лежит Егор под межой, накрыт зелёной фатой.
- Кругла, а не шар, с хвостом, а не мышь, желта как мёд, а вкус не тот.
- Сидит Ермошка на одной ножке, на нём сто одёжек и все без застёжек.
- Без рук, без ног, ползёт на шесток.
- Золотая голова велика, тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла. Голова велика, только шея тонка.
- Стоит урода посреди огорода, на всех зла, а всем мила.
- Телятки гладки, привязаны к грядке.
- Сам алый сахарный, кафтан зелёный бархатный.
- Сидит Федосья, распустила волосья.
- Золотое решето чёрных домиков полно.
- Алый сапог в земле горит.
- Под землёй птица гнездо свила, яиц нанесла.
«ПРОДОЛЖИ ПОСЛОВИЦУ»
Куй железо, | ни сил, ни жизни не жалей. |
Один в поле | век учись. |
Что посеешь, | пока горячо! |
Век живи | год кормит. |
Вешний день | то и пожнешь. |
Для Родины своей | не воин. |
Какие труды | а имей сто друзей. | ||
Не спеши языком | так и выспался | ||
Слов не воробей | такие и плоды. | ||
Как постлал | вылетит, не поймаешь. | ||
С кем поведешься | торопись делом. | ||
Не имей сто рублей | от того и наберёшься. |
При солнышке тепло, | вода не течёт. | ||
Красна птица опереньем, | слова не выкинешь. | ||
Сам умирай, | один раз отрежь. | ||
Семь раз отмерь, | а человек уменьем. | ||
Из песни | а при матери добро. | ||
Под лежачий камень | а товарища выручай. |
Дополни названия сказок
- Поди туда – не знаю куда, __________ то – не знаю что.
- Сестрица __________ и братец Иванушка.
- Иван – царевич и ___________волк.
- У страха _________ велики.
- Финист - _______________ сокол.
- _________ из топора.
- Никита __________.
- Летучий _____________.
ВОПРОС–ОТВЕТ.
- Славный защитник Руси – матушки, 33 года недвижно просидевший в избе. Калики перехожие помогли ему обрести силу богатырскую.
- Злодей. Свистел по – соловьиному, кричал по – звериному, шипел по - змеиному.
- Побратим Ильи Муромца победивший Змеинище – Грынище о трёх головах, о двенадцати хоботах с погаными крыльями.
- Что должен был взять, а чего не должен был трогать Иван – царевич из сказки «Иван – царевич и серый волк».
- Как поступили братья с Иваном – царевичем?
- Кого родители благословляли такими словами: «Поезжай, наше дитятко милое, в чисто поле, из чиста поля в славный Киев – град. Низко кланяйся князю с княгинею, войску русскому, богатырям – товарищам. Обходись с ними вежливо».
- Как называется праздник проводов русской зимы?
- Герой колыбельных песен, волшебное существо
- Герой колыбельных песен, усыпляющий детей мурлыканием.
- Обряд, который осуществлялся над детьми после рождения.
- Устное народное творчество. Народная мудрость.
- Кроватка, в которой усыпляли малышей. Старинное слово.
- Появление ребёнка на свет. Старинное слово.
- Что означало слово «баять» в старину.
- Назовите автора фольклора.
«Хитрые вопросы»
1. Сколько яиц можно съесть натощак?
2. Где стоит вода столбом?
3. Чем до неба докинешь?
4. От чего гусь плавает?
5. По чему в лес ходят?
6. За чем во рту язык?
7. За чем мы едим?
8. По чему поезд ходит?
Составьте из этих слов пословицы.
- Вить, быть, верёвочка, конец, сколько.
- Терпеть, быть, казак, атаман.
- Смотреть, конь, дареный, зуб.
Найдите неправильное слово, исправьте ошибку.
- Город не тётка.
- Есть ещё горох в гороховнице.
- Рысак русака видит издалека.
- Уменье – свет, а неуменье – тьма.
- Комар косу не подточит.
Сейчас попросим мы внимания,
Жюри оценит ваши знания.
Заключительная часть. Подведение итогов.
Слово – жюри. Награждение.
Ведущий: А мы хотим вам пожелать
Побольше умных книг читать.
Пусть будет мир, пусть солнце светит!
Здоровья всем! До встречи, дети!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная гостиная "Вспоминая Пушкина"
Материал можно использовать для проведения мероприятий, посвященных жизни и творчеству А.С.Пушкина....
Урок литературного чтения "Творчество С.Я. Маршака. Литературная гостиная."
Расширение знаний детей о творчестве Самуила Яковлевича Маршака.Упражнения в выразительном чтении стихотворений. Развитие речевых умений и творческих способностей. Урок способствует развит...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....
Программа литературного кружка для 1-4 классов « ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС
Программа литературного кружка "Литературная гостинная" по фгос...
Сценарий литературно-музыкальной композиции « Литературная гостиная. Здравствуйте, Алексей Максимович!»
Внеклассное мероприятие .Знакомство с творчеством А.М.Горького...
Конспект урока по литературному чтению "Литературная гостиная, посвященная творчеству М.Ю.Лермонтова"
Дан конспект урока, в котором показано, как провести занятие в форме "Литературной гостиной", работа в группах по задаанному материалу....