Литературная гостиная
методическая разработка

Расширение кругозора учащихся, развитие познавательной и читательской активности учащихся, воспитание сотрудничества, коллективизма, коммуникативности, развитие внимания, памяти, речи у детей, обучение общению, развитие мотивации учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_literaturnomu_chteniyu.docx40.62 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие.

«Литературная гостиная. В гостях у писателей»

Составила: учитель начальных классов

ООШ с.Плеханы –филиал МАОУ СОШ с.Маянга

Балаковского района Саратовской области

Ивлиева Галина Петровна

Цель: расширение кругозора учащихся, развитие познавательной и читательской активности учащихся, воспитание сотрудничества, коллективизма, коммуникативности, развитие внимания, памяти, речи у детей, обучение общению,

развитие мотивации учебной деятельности.

Оборудование: маршрутные листы, карточки с заданиями для команд.

Правила игры: В игре участвуют 4 класса. Игра проходит по станциям. За каждое правильно выполненное задание команда получает баллы. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Ход игры

Вступление

- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Мы приглашаем вас в «Литературную гостиную», на которой мы поговорим о творчестве современных детских писателях. Проверим ваши знания и откроем для себя новые и интересные факты.

Представление команд - команды называют себя, произносят свой девиз.

Ученик 1. Давайте знакомые книги откроем,

И снова пройдем от страницы к странице.

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, узнать, подружиться.

- Только сначала вам придется догадаться, в гости к каким авторам мы сегодня отправимся.

Ученик 2. В детстве читать не умели мы сами
И приставали к папе и маме.
Слушали сказки все дни напролет.
Были те сказки наперечет;
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про телефон и Федорино горе.

Мамы и папы нам рассказали,
Что этих героев давно не знали.
Бабушки в детстве им сказки читали-
От них они этих героев узнали.

Ученик 3. К бабушкам долго мы приставали-
Откуда они эти сказки узнали?
Про Тараканище и Крокодила, 
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.

Бабушки вот что нам рассказали-
Сказки они эти в книжках читали.
Книжечки эти писал дед Корней-
Сказочник, критик, поэт, чародей. 

Ученик 4. Этот писатель родился в Дании, в Копенгагене. Сын прачки и сапожника. Учился на казённый счёт в гимназии, работал ткачом, служил в театре, стал знаменитостью, когда его хоронили, то за гробом шёл сам король и целая толпа блестящих принцесс и принцев. А теперь его называют великим сказочником. Кто это?

«Человек должен быть стойким, как оловянный солдатик; верным, как Герда; бесстрашным, как солдат из сказки «Огниво»; прямодушным, как мальчик из «Нового наряда короля».

Ученик 5. Ночь придет, и в поднебесье

Звезд закружит хоровод.

Это сказка в Лукоморье

Нас с тобою приведет.

Там на острове чудесном

Расписные терема!

Изумрудные орешки

Белка сыплет в закрома!

Ученик 6. В этих сказках непременно

Происходят чудеса,

На неведомых дорожках

Снова слышим голоса…

На волнах царевна Лебедь

Светит месяц под косой,

В эти сказки будешь верить,

Даже если ты большой.

Ученик 7. Это обобщенный и систематизированный опыт предшествующих поколений, отражающий сущность их жизни. Оно возникло задолго до того, как люди овладели письменной речью. Они передавали свое творчество последующему поколению из уст в уста. Отсюда и произошло название. К нему относят народные песни, сказки, былины, притчи, анекдоты, скороговорки, загадки, частушки и многое другое.

- Наши соревнования – это, прежде всего – игра. Дружелюбное отношение для участников – это закон.

В этой игре проявляются все лучшие качества наших участников:

– юмор;

– способность оценить шутку другого;

– товарищество;

– находчивость.

Капитаны команд получают маршрутные листы.

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

4 «А»

4 «Б»

4 «В»

4 «Г»

В гости к К. И. Чуковскому

206

206

206

206

В гости к А. С. Пушкину

204

204

204

204

Устное народное творчество

205

205

205

205

В гости к Г. Х. Андерсену

213

213

213

213

В ГОСТИ К Г. Х. АНДЕРСЕНУ

Вопросы в барабане:

  1. Имя девочки в сказке «Снежная королева»?
  2. Лепесток цветка, на котором плавала маленькая девочка.
  3. Имя, которым эльф назвал Дюймовочку?
  4. Из чего девушка плела своим братцам рубашку?
  5. Что разбили ученики тролля и тем самым принесли много бед людям?
  6. Немая лесная красавица, ставшая королевской невестой.
  7. Имя героини, которая была вся из ослепительного льда.
  8. Кто посмел сказать королю, что он голый?
  9. Какое слово складывал Кай из льдинок?
  10. Кто охранял сундуки с медью, серебром и золотом?
  11. В какую страну увезла Снежная королева Кая?
  12. Что помогло определить в вымокшей незнакомке принцессу?
  13. Какой сказочник носил с собой два зонтика?
  14. Кому Герда подарила свои чудесные красные башмачки?
  15. Птица, в какую превратился гадкий утенок?
  16. Героиня какой сказки превратилась в морскую пену?
  17. Содержание одной 13 статей Всеобщей декларации прав человека таково: «Брак может быть заключен только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон». Назовите сказку Х. К. Андерсена, в которой ее героями эта статья нарушается.
  18. Какая птица спасла Дюймовочку от свадьбы с кротом?
  19. Кто предложил Дюймовочке стать царицей цветов?
  20. Кто был сыном оловянной ложки?
  21. В какой сказке Х.К. Андерсена цветы устраивали балы и танцевали?
  22. Каким именем, согласно сказке Х.К. Андерсена, в Дании называют всех аистов?
  23. Назовите сказку Х.К. Андерсена, название которой начинается и оканчивается на одну и ту же согласную букву.
  24. Название какой сказки Х.К. Андерсена начинается и оканчивается на одну и ту же гласную букву?

Литература + Математика

  1. Через какое количество тюфяков и пуховиков настоящая принцесса почувствует горошину?
  2. Сколько собак было в сказке «Огниво»?
  3. Сколько братьев было у Элизы в сказке «Дикие лебеди»?
  4. Сколько солдатиков было в сказке «Стойкий оловянный солдатик»?
  5. Сколько дочерей было у овдовевшего морского царя в сказке Русалочка»?
  6. В каком возрасте русалкам можно всплывать на поверхность моря?
  7. Сколько лет живут русалки?
  8. Сколько поцелуев запросил свинопас за трещотку, которая исполняла все вальсы и польки, какие только есть на свете?
  9. Сколько поцелуев успел получить свинопас, пока император не подкрался к фрейлинам?

Знаете ли вы сказки Ханса Кристиана Андерсена?

Допишите названия сказок.

  1. … королева.
  2. … на горошине.
  3. Калоши …

4. … - Лукойле.

5. Новое платье …

6. … и трубочист.

7. … игла.

8. Пятеро из одного …

9. Директор … театра.

10. Дочь … царя.

11. Серебряная …

12. Суп из … палочки.

13. Короли, … и валеты.

14. Рассказы … луча.

15. Райский …

«УГАДАЙ СКАЗКУ!»

  1. Солнце, снег, лампа, стекло, зеркало, утро, роза, ворона, олень, дружба.
  2. Трава, жаба, кольцо, крапива, терпение.
  3. Лебедь, яйцо, мечта, утка, мороз, курица, вода.

4. Тюфяк, карета, ливень, калоши, принцесса.

В ГОСТИ К А. С. ПУШКИНУ

Ответьте на вопросы

  1. К кому обратился царь Дадон с просьбой о помощи?
  2. За какую плату согласился работать Балда у попа?
  3. Сколько лет рыбачил старик?
  4. Когда царь Салтан подслушал разговор трех сестер?
  5. Из какой это сказки?

«Выбрал я жену себе,

Дочь послушную тебе.

Просим оба разрешенья,

Твоего благословенья»

  1. Кличка собаки семи богатырей.
  2. Какую песенку пела белочка «при честном при всем народе»?
  3. Сколько сыновей было у царя Дадона?
  4. Кого послал старый бес соревноваться с Балдой в хитрости?
  5. Как звали сенную девушку из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»?
  6. У кого спрашивал царевич Елисей, где находится его невеста?
  7. Как называется остров славного Гвидона?
  8. Как можно нести кобылу между ног?
  9. Каким было последнее желание старухи из «Сказки о золотой рыбке»?
  10. Как кричал золотой петушок, увидев неприятеля?
  11. Под каким деревом белка грызла орешки?
  12. В кого превращала Лебедь князя Гвидона?
  13. Где встретились поп и Балда?
  14. Каким фруктом отравилась царевна в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?
  15. Какими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке»?

  1. Сколько раз ходил старик к рыбке с просьбами?
  2. Как отблагодарил царь Дадон мудреца за помощь»?
  3. «Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива»

Чей это портрет?

  1. Назовите имя жениха молодой царевны.  
  2. У кого жила царевна в лесу?  
  3. Как богатыри называли царевну?  
  4. Где братья похоронили молодую царевну? 
  5. Что сказала царевна, когда ожила? 
  6. Куда отправила старуха служить старика?

«Подбери рифму».

Вы должны подобрать к предложенным словам рифмы.

А) Котёнок –

Б) Дружок –

«Словесный аукцион»

Нужно составить как можно больше слов из слова «Гвидон»

«Биография»

  1. В каком году родился А.С. Пушкин?
  2. В каком городе родился Пушкин?
  3. В какой школе учился Александр Сергеевич?
  4. Были ли у Пушкина братья и сестры?
  5. Как звали няню Пушкина?  
  6. Что говорила няня, укладывая Пушкина спать? 
  7. Как ласково называла его няня? 
  8. Назовите имя прадеда Пушкина.  
  9. Назовите имя и отчество бабушки Пушкина. 
  10. С каким царём встретился в детстве Пушкин? 

Продолжите сказку.

«Долго царь был неутешен,

Но как быть? И он был грешен;

Год прошел как сон пустой,

Царь…………………………………….»

«А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра - ……………………………….»

«У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по ………………………..»

«Чуду царь Салтан дивится,

А комар-то злится, злится –

И впился комар как раз

Тетке прямо в………………….»

«Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех ……………………………………?»

«Зашифрованный герой» 

Найдите героев сказок.

Д

Ч

Е

Р

А

Р

Г

П

У

Ш

З

В

А

Д

О

Л

У

И

В

Е

Т

О

К

Е

Л

П

Н

О

Р

Ц

И

Н

Б

Д

А

З

Е

О

П

М

О

А

Д

О

А

Л

О

Д

Б

Б

А

Б

А

Х

Ч

Е

Р

Н

Т

О

Е

Д

Ь

А

Р

И

А

К

В

А

Ё

Ч


В ГОСТИ К К. И. ЧУКОВСКОМУ

I тур. «Вспомни сказку».

Веселится народ-
Муха замуж идёт,
За лихого, удалого
Молодого…

Нет – нет! Соловей,
Не поёт для свиней,
Позовите-ка лучше…

И мне не надо,
Ни мармелада, ни шоколада,
А только маленьких,
Ну очень маленьких…

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…

Только вдруг из – за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей,
Прилетает…

А посуда вперёд и вперёд,
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти…


А за ним – то народ,
И поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое…

Солнце по небу гуляло,
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке…


Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки…


Вспомните, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.

II тур. «Кто есть кто».

- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?

Айболит –
Бармалей -
Федора -
Каракула -
Мойдодыр -
Тотошка, Кокошка -
Цокотуха -
Барабек -
Рыжий, усатый великан -

III тур. «Биография».

1) Имя и отчество Чуковского?

2) Настоящая фамилия?

3) В каком городе он родился?

4) Когда он жил?

5) Как называется его автобиографическая повесть?

6) Чуковский не только писал свои произведения, но и…

7) Переводов с какого иностранного языка у Чуковского больше всего?

8) Какое первое произведение для детей он написал?

9) Назовите переведённые им произведения.

10) Можно ли сказать, что Чуковский писал только для детей?

IV тур «Вспомнить всё»

1-Кто был приглашен в гости на именины и на свадьбу к Мухе-Цокотухе?

2-Кто звонил в сказке «Телефон»?

V тур «Путаница»

Определить из каких двух произведений взяты строки?

1.Но однажды по утру

Прискакала кенгуру,

Увила усача, закричала сгоряча:

«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

2. Засмеялися кастрюли,

Самовару подмигнули,

Ушками захлопали,

Ножками затопали.

3. А потом как зарычит на меня,

Как ногами застучит на меня:

«Вы в канаву упадёте,

Вы утонете в болоте.

Не ходите, погодите,

Воротитеся домой!»

4. Я три ночи не спал,

Я устал.

Мне б заснуть, отдохнуть…

Музыканты прибежали,

В барабаны застучали.

5.Я кровожадный,

я беспощадный,

я злой разбойник Бармалей!

Погодите, не спешите,

Я вас мигом проглочу!

Проглочу, проглочу, не помилую.

6. Он по Африке идет,

на всю Африку поёт:

« Я спою тебе песенку, Мауси,

Чудесную песенку, Мауси!

VI тур « Что? Где? Когда?»

1.Какое слово твердил Айболит по дороге в Африку? Что оно означает?

2. Дети взяли с собой Бармалея. Куда?

3. В какую мойку Мойдодыр грозился окунуть грязнулю?

4. В сказке «Телефон» только один звонок с просьбой о помощи был толковым? Какой?

5. В какой сказке сюжет можно описать пословицей «У страха глаза велики»?

6. В какой сказке сюжет можно описать пословицей «Сам погибай, а товарища выручай»?

7.Кто так сильно обиделся на Танечку и Ванечку, что стал звать Бармалея?

8. На ком Айболит добрался до Африки?

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

ЗАГАДКИ

  1. На тычинке городок, в нём семьсот воевод.
  2. Лежит Егор под межой, накрыт зелёной фатой.
  3. Кругла, а не шар, с хвостом, а не мышь, желта как мёд, а вкус не тот.
  4. Сидит Ермошка на одной ножке, на нём сто одёжек и все без застёжек.
  5. Без рук, без ног, ползёт на шесток.
  6. Золотая голова велика, тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла. Голова велика, только шея тонка.
  7. Стоит урода посреди огорода, на всех зла, а всем мила.
  8. Телятки гладки, привязаны к грядке.
  9. Сам алый сахарный, кафтан зелёный бархатный.
  10. Сидит Федосья, распустила волосья.
  11. Золотое решето чёрных домиков полно.
  12. Алый сапог в земле горит.
  13. Под землёй птица гнездо свила, яиц нанесла.

«ПРОДОЛЖИ ПОСЛОВИЦУ»

Куй железо,

ни сил, ни жизни не жалей.

Один в поле

век учись.

Что посеешь,

пока горячо!

Век живи

год кормит.

Вешний день

то и пожнешь.

Для Родины своей

не воин.

Какие труды

а имей сто друзей.

Не спеши языком

так и выспался

Слов не воробей

такие и плоды.

Как постлал

вылетит, не поймаешь.

С кем поведешься

торопись делом.

Не имей сто рублей

от того и наберёшься.



При солнышке тепло,

вода не течёт.

Красна птица опереньем,

слова не выкинешь.

Сам умирай,

один раз отрежь.

Семь раз отмерь,

а человек уменьем.

Из песни

а при матери добро.

Под лежачий камень

а товарища выручай.







Дополни названия сказок

  1. Поди туда – не знаю куда, __________ то – не знаю что.
  2. Сестрица __________ и братец Иванушка.
  3. Иван – царевич и ___________волк.
  4. У страха _________ велики.
  5. Финист - _______________ сокол.
  6. _________ из топора.
  7. Никита __________.
  8. Летучий _____________.

ВОПРОС–ОТВЕТ.

  1. Славный защитник Руси – матушки, 33 года недвижно просидевший в избе. Калики перехожие помогли ему обрести силу богатырскую.
  2. Злодей. Свистел по – соловьиному, кричал по – звериному, шипел по - змеиному.
  3. Побратим Ильи Муромца победивший Змеинище – Грынище о трёх головах, о двенадцати хоботах с погаными крыльями.
  4. Что должен был взять, а чего не должен был трогать Иван – царевич из сказки «Иван – царевич и серый волк».
  5. Как поступили братья с Иваном – царевичем?
  6. Кого родители благословляли такими словами: «Поезжай, наше дитятко милое, в чисто поле, из чиста поля в славный Киев – град. Низко кланяйся князю с княгинею, войску русскому, богатырям – товарищам. Обходись с ними вежливо».
  7.  Как называется праздник проводов русской зимы? 
  8. Герой колыбельных песен, волшебное существо
  9. Герой колыбельных песен, усыпляющий детей мурлыканием.
  10. Обряд, который осуществлялся над детьми после рождения.
  11. Устное народное творчество. Народная мудрость.
  12. Кроватка, в которой усыпляли малышей. Старинное слово.
  13. Появление ребёнка на свет. Старинное слово.
  14. Что означало слово «баять» в старину.
  15. Назовите автора фольклора.

«Хитрые вопросы»

1.  Сколько яиц можно съесть натощак? 

2.  Где стоит вода столбом? 

3.  Чем до неба докинешь? 

4.  От чего гусь плавает? 

5.  По чему в лес ходят? 

6.  За чем во рту язык? 

7.  За чем мы едим? 

8.  По чему поезд ходит? 

Составьте из этих слов пословицы.

  • Вить, быть, верёвочка, конец, сколько.
  • Терпеть, быть, казак, атаман.
  • Смотреть, конь, дареный, зуб.

  Найдите неправильное слово, исправьте ошибку.

  • Город не тётка.
  • Есть ещё горох в гороховнице.
  • Рысак русака видит издалека.
  • Уменье – свет, а неуменье – тьма.
  • Комар косу не подточит.

Сейчас попросим мы внимания,

Жюри оценит ваши знания.

Заключительная часть. Подведение итогов.

Слово – жюри. Награждение.

Ведущий: А мы хотим вам пожелать

Побольше умных книг читать.

Пусть будет мир, пусть солнце светит!

Здоровья всем! До встречи, дети!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная "Вспоминая Пушкина"

Материал можно использовать для проведения мероприятий, посвященных жизни и творчеству А.С.Пушкина....

Урок литературного чтения "Творчество С.Я. Маршака. Литературная гостиная."

Расширение знаний детей о творчестве Самуила Яковлевича Маршака.Упражнения в выразительном чтении стихотворений. Развитие  речевых  умений и творческих способностей. Урок способствует развит...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....

Конспект урока по литературному чтению "Литературная гостиная, посвященная творчеству М.Ю.Лермонтова"

Дан конспект урока, в котором показано, как провести занятие в форме "Литературной гостиной", работа в группах по задаанному материалу....