Коррекционно – развивающее занятие «День славянской письменности и культуры»
план-конспект
Цель: формировать любовь к Родине, уважение к народным традициям.
Задачи:
- дать знания о Кирилле и Мефодии, как основоположниках славянской письменности.
- познакомить со старославянским алфавитом.
- формировать у детей представления о сходстве и различии современной и славянской азбук.
- формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.
Методы и приемы: Активация деятельности различных анализаторов:
словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ, вопросы проблемного характера)
игровые (подвижные, сюрпризный момент)
практические (занимательные упражнения, чтение пословиц, стихотворений, динамическая пауза, рефлексия)
Оборудование: Азбука, компьютерная презентация, камень, береста, мелки восковые, листы бумаги, выставка книг, магниты, 2 доски магнитные, буквы алфавитов (русский и кириллица).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krz_den_slavyanskoy_pismennosti_i_kultury.docx | 433.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Белоомутская школа – интернат для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья».
Коррекционно – развивающее занятие
«День славянской письменности и культуры»
Подготовила воспитатель:
Шурыгина Ю.Н.
Май 2024 г.
Цель: формировать любовь к Родине, уважение к народным традициям.
Задачи: - дать знания о Кирилле и Мефодии, как основоположниках славянской письменности.
- познакомить со старославянским алфавитом;
- формировать у детей представления о сходстве и различии современной и славянской азбук;
- формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.
Методы и приемы: Активация деятельности различных анализаторов:
словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ, вопросы проблемного характера)
игровые (подвижные, сюрпризный момент)
практические (занимательные упражнения, чтение пословиц, стихотворений, динамическая пауза, рефлексия)
Оборудование: Азбука, компьютерная презентация, камень, береста, мелки восковые, листы бумаги, выставка книг, магниты, 2 доски магнитные, буквы алфавитов (русский и кириллица).
Ход занятия
- Вводная часть
Организационный момент
(Слайд 2) Звучит праздничный колокольный звон.
Воспитатель:
Трудно прошлое представить
Без бумаг, чернил и книг,
Но теперь мы будем славить
Просветителей своих.
Книг святое назначенье
Нам Мефодий указал,
Брат его Кирилл к спасенью
Божье слово в помощь дал.
Радость: создан алфавит,
Письмена просты, понятны,
Весь народ благодарит
Братьев славных многократно!
Пусть же гимн звучит во имя
Просветителей славян,
Мы всегда гордимся ими,
Ввысь воздвигнув им курган.
Этот праздник очень значим,
И могуч родной язык,
Мы любовь к нему не спрячем
В этот очень важный миг.
- Основная часть
Воспитатель:
Ребята, знаете ли вы, какой праздник отмечают сегодня 24 мая?
(Слайд 3) Ежегодно 24 мая России отмечается День славянской письменности и культуры.
(Слайд 4) (Выносит букварь)
Вопросы детям:
- Что это? (книга, Азбука)
- Для чего она нужна? (дети учат по ней буквы, учатся читать)
- Все буквы вместе как называются (алфавит)
Воспитатель:
24 мая – особенный день, это День почитания святых просветителей Кирилла и Мефодия, давших славянам ту письменность, тот алфавит, которым мы пользуемся до сих пор.
Алфавит – наш лучший друг, знают все на свете!
Букв есть множество вокруг, учат их все дети.
Книжки чтобы прочитать, азбуку должны все знать!
Вопросы детям:
- Зачем нам нужны буквы? (мы можем общаться друг с другом на расстоянии написать письмо, узнать новое из книг и журналов)
-А как появились буквы?
Сейчас я расскажу о том, как появилась письменность.
Рассказ воспитателя:
Давно древние люди передавали друг другу информацию, рисуя животных, сцен охоты на скалах и камнях. Это были первые шаги человека к созданию письменности. (Слайд 5-6)
(вызвать несколько детей, они пробуют нарисовать что-то на камнях)
Позже люди стали заменять рисунки символами. Что бы информация сохранилась дольше, первобытные люди выбивали силуэты животных и символы на скалах острым камнем. (Слайд 7-8-9)
Воспитатель:
- Легко ли написать сообщение и доставить его по назначению? (нет, он тяжелый, выбивать рисунок трудно и долго)
Правильно, поэтому люди стали писать на том материале, который легче найти или изготовить. Люди стали писать заострёнными палочками – их называли писало. Вместо бумаги использовали восковые дощечки и кору берёз – бересту. (Слайд 10-11)
(показ бересты)
Шло время. На смену им пришла гусиные перья и бумага (Слайд 12)
Вот такая история появления письменности.
Воспитатель:
- А я хочу рассказать вам как появилась азбука.
Данным - давно наши предки обрабатывали землю, вели хозяйство, строили дома, ткали холсты, вышивали, а книг читать и письма писать не умели. В те времена жили два брата проповедника. Кирилл и Мефодий. (слайд 13)
Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы. Это и сделали братья. В их азбуке было 44 буквы. (слайд 14-15-16)
В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Каждый год, 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия. (слайд 17-18)
Первыми славянскими азбуками стали Глаголица и Кириллица. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя- Кирилла. Позже эта азбука стала основой для русского алфавита (слайды 19-20).
Книги на Руси делали из пергамента: специально обработанной кожи овцы. На одну книгу иногда уходило до 30 шкур животных — целое стадо! Вот почему книги стоили дорого и покупали их только очень богатые люди. (слайд 21-22)
Обычные письма писали на более дешевом материале бересте. Знаки наносились костяным стерженьком. Берестяные новгородские грамоты подтвердили предположение, что уже в Древней Руси было немало умевших писать и читать. (слайд 23)
Каждая буква в старорусском алфавите имеет свое имя: аз, буки, веди, земля. Названия букв напоминали людям о таких словах, как: «добро», «земля», «люди», «покой», «слово». (слайд 24-25)
Физминутка
Буква к букве – будет слово! (бьем ладошки друг об друга)
Слово к слову – речь готова! (разводим руками)
И напевна и стройна (руками изображаем волны)
Музыкой звучит она (разводим руками)
Так восславим буквы эти! (руки поднимаем вверх)
Пусть они приходят к детям! (изображаем ходьбу)
И пусть будет знаменит (разводим руками в стороны)
Наш славянский алфавит (поднимаем вверх указательный палец)
Или
Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за парту тихо сесть. (Выполнение движений по тексту.)
Рассказ воспитателя:
- Первая бука древнего алфавита называлась «Аз», вторая - «Буки». Попробуйте их сложить и посмотрите, что получится. (слайд 26)
(воспитатель показывает буквы, дети складывают написанные на бумаге слоги)
Получилось слово «АЗБУКА».
В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки» вот и все науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний. (слайд 27)
- Ребята, а Вы знаете пословицы о пользе учения?
Чтение пословиц и поговорок об учении
(слайд 28)
Не пером пишут — умом.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Побольше грамотных, поменьше дураков.
Кто хочет много знать, тому мало надо спать.
Идти в науку – терпеть муку.
Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.
Без муки нет и науки.
Рассказ воспитателя
Первый букварь был написан и напечатан в 1574 году. Он был без картинок и совсем не был похож на букварь, по которому учим алфавит сейчас. (слайд 29)
Славянские буквы гораздо сложнее и труднее русских, для их запоминания нужно было больше времени и усилий, чем для запоминания русских.
Игра «Разбери буквы» (слайд 30)
(раздать материал на каждую парту. Задание разобрать буквы Кириллицы и современного алфавита по своим азбукам)
Воспитатель:
Шло время и из алфавита трудные буквы исключили, другие заменили. И наш алфавит теперь выглядит так (слайд 31)
А буквы мы учим теперь вот по таким букварям (слайд32)
- Итог
Воспитатель:
(слайд 33) Мы бесконечно благодарны святым Кириллу и Мефодию за то, что они создали славянскую азбуку. Сейчас мы даже не можем себе представить, как бы мы обходились без книг. Книги имеют большое значение для нас, ведь без них мы бы не смогли учиться и узнавать много нового, не научились бы читать, не узнали бы, что есть прекрасные писатели, поэты. Из книг мы познаём много нового и интересного, книга нас многому учит. Перед тем как книга приходит в наш дом, многие люди вкладывают свой труд для создания этой книги. И мы должны бережно относиться к книгам, не рвать, не пачкать, в них нельзя рисовать, ведь это — достояние народа.
Вставай, народ, вздохни всей грудью,
Заре навстречу поспеши.
И Азбукой, тебе подаренной,
Судьбу грядущую пиши.
Надежда. Вера греет души.
Наш путь тернистый – путь вперёд!
Лишь тот народ не погибает,
Где дух Отечества живёт.
Пройдя под солнцем просвещенья
Из давней славной старины,
Мы и сейчас, славяне-братья,
Первоучителям верны!
К апостолам высокославным
Любовь святая глубока.
Дела Мефодия – Кирилла
В славянстве будут жить века!
А сейчас предлагаем вам рассмотреть выставку книг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "День славянской письменности и культуры"
Презентация проекта по теме "День славянской письменности и культуры" представлено в форме интегрированного праздника - концерта, в программу которого включены презентации групповых мини - проектов....
ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ
Расширить знания о письменности, познакомить с первыми создателями славянской письменности....
Сценарий праздника «Путешествие в страну букв», посвященный Дню славянской письменности и культуры.
Ознакомление детей с праздником славянской письменности, со святыми Кириллом и Мефодием...
"День славянской письменности и культуры"
24 мая - День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности. Россия традиционно отмечает День славянской письменности и культуры. Этот праздник после многи...
Конспект внеклассного занятия "День славянской письменности и культуры".
Конспект внеклассного занятия "День славянской письменности и культуры"....
Внеучебное занятие "День славянской письменности и культуры"
Представлена методическая разработка внеучебного занятия "День славянской письменности и культуры" для учащихся 4 класса начальной школы....
Конспект занятия : «День славянской письменности и культуры»
Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям...