ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ
классный час по теме
Расширить знания о письменности, познакомить с первыми создателями славянской письменности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
u_t_r_e_n_n_i_k.docx | 19.91 КБ |
Предварительный просмотр:
У Т Р Е Н Н И К
ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ
Цель: Расширить знания о письменности, познакомить с первыми создателями славянской письменности.
Сцена украшена буквами Кирилицы. Справа порт Мефодия, слева Кирилла.
Ведущий 1: 24 мая Церковь празднует день памяти славянских учителей, равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Эти святые издавна считались покровителями «книжных людей»: и учащихся.
Ведущий 2: С 1987 года в нашей стране к этому празднику стали приурочиваться Дни славянской письменности и культуры. Но это не только сегодняшняя традиция, и сто лет назад в русских школах этот праздник отмечался особо торжественно, ведь заканчивался очередной учебный год.
Ведущий 1: С детства мы привыкли с буквами нашего русского алфавита и не задумываемся о том, как нам удаётся различать сочетанием палочек и кружков передавать любые звуки и слова. Как же возникли наши буквы?
Как возник у каждого народа его родной язык.
Ведущий 2: У славянской письменности удивительное происхождение, благодаря доставшимся нам от предков летописям, жителям святых и другим повествовательным и археологическим источникам, знают о начале славянской грамоты. Мы не только знаем время появления славянской азбуки, но и имена творцов славянской письменности и их жизнеописание.
Ведущий 1: Среди древнейших памятников письменности особое место занимают жизнеописания создателей славянской грамоты святых Кирилла и Мефодия.
Ведущий 2: О начале славянской письменности узнаём мы из главной русской летописи – «Повести временных лет».
Так говорится о том, как однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов со словами:
Ведущий 1: Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил, и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого мы не знаем ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые могли бы нам рассказать о книжных словах и о их смысле».
Ведущий 2: Тогда вызвал Царь Михаил двух учёных братьев Константина и Мефодия.
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ:
Посол /мальчик одет в расшитую рубашку, в шароварах и сапогах/.
Мы, Божию миластию, здоровы, и вот пришли к нам многие учителя от итальянцев, греков, немцев и учат нас по-разному, а мы, славяне, люди простые, и нет у нас никого, кто бы наставил нас истине и дал нам знание. Так пошли нам такого мужа, который наставит всякой правде.
Царь Михаил:
Позовите Мефодия и Константина.
(входят учителя одетые в чёрное).
МЕФОДИЙ: Я, Мефодий и брат мой Константин, в пострижении названный Кириллом, родились мы в городе Солуни на берегу Эгейского моря в Греции.
КИРИЛЛ: Отец наш занимал высокий пост помощника управителя города, мать была славянка, мы знали хорошо греческий и славянские языки.
ВНИМАНИЕ! Здесь скрыта важная часть материала!
Чтобы открыть все скрытые части этого материала, получите пароль.
Чтобы получить пароль, отправьте одну СМС
на номер 4447 с текстом kuroku 2862
Стоимость SMS - 39 руб.
Введите в поле, расположенное ниже, пароль, который Вы получите на телефон после отправки СМС.
Далее нажмите кнопку Отправить.
Если пароль верный, скрытый текст будет разблокирован.
! Внимание, Клуб Учителей ПОДТВЕРЖДАЕТ, что стоимость СМС, составляет 39 рублей без НДС для большинства операторов России. На нашем сайте нет и не будет обмана!
* Уважаемые коллеги, будьте внимательны: между "kuroku" и цифрами необходим пробел. Пароль состоит только из цифр и английских букв.
** Возникла проблема с оплатой? Обращайтесь к Администратору.
*** Часть гонорара за данный конспект переводится автору, приславшему материал.
**** Принимаются СМС из: России, Украины.
****** Для открытия всех скрытых частей одного конспекта, требуется всего 1 СМС.
***** Срок действия пароля - 24 часа.
Кирилл: Мефодий правил славянским княжеством много лет и увидел много беспорядка и сменил стремление к земной тьме на мысли о Небе.
И пошёл на Олимп, где живут святые отцы, постригся, и облёкся в чёрные ризы, исполнял все правила монашеской жизни.
Климент: Кирилл тоже удалился в монастырь на гору Олимп к Мефодию, брату своему.
Но не удалось Кириллу находиться в уединении, его посылали в соседние страны.
Царь Михаил: Философ Кирилл, никто другой не сможет помочь славянам, кроме тебя. Знаю, что ты утомлён, но тебе надо туда идти, возьми с собой брата – Мефодия.
Кирилл: Тело моё утомлено, и я болен, но пойду туда с радостью, если есть у них буквы для их языка.
Климент: Кирилл и Мефодий составили азбуку, затем перевели на славянский язык некоторые священные книги. Часть букв заимствована из греческого, а часть специально создана для передачи звуков славянского языка, которых не было в греческом это Б, Ж, Ц, Ч, Ш, У, Ю, Я.
Ведущий 1: У Кирилла жизнь была полна тяжкими испытаниями и работой. В 842 году он заболел в 869 он скончался в городе Риме, а Мефодий пережил брата на 16 лет. Он продолжал великое дело – перевод на славянский язык Священных книг.
Ведущий 2: С 863 года ведёт своё начало славянская письменность. С принятием христианства на Русь пришла и славянская азбука. И в Киеве, и в Новгороде, и в других городах стали создавать школы для обучения славянской грамотности.
Ведущий 1: Явились в Русской земле учителя из Болгарии – продолжатели дела КИРИЛЛА и МЕФОДИЯ. Азбука, употребляемая в современном церковно-славянском языке, называется Кириллицей, в память святого КИРИЛЛА.
/Исполняется Гимн святым Кириллу и Мефодию/.
Слава вам, братья, славян просветители,
Церкви Славянской святые отцы!
Слава вам, правды Христовой учителя,
Слава вам, грамоты нашей творцы-2 раза.
Будьте ж славянству звеном единения.
Братья святые: Мефодий, Кирилл!
Да осенит его дух примирения
Вашей молитвой пред Господом сил! –2 раза.
Ведущий 2: Мы чтим сегодня святых Кирилла и Мефодия, давших память нашему слову, зримость русской речи. Когда за буквой буква ложится на бумагу, нам ещё ярче открывается красота и глубина родимого языка.
Ведущий 1: Мы пишем: «Отчизна», «Родина», «Народ», «Россия». Родная речь становится нам зримой. Так на уроке рождается под детским пером жизнь букв. И пишет их и Таня, и Алёша, и Нина с Олей, и Ваня.
Те буквы, что начертали Кирилл и Мефодий?
Вы посмотрите на них (читает ведущий).
Ведущий 2: Об этом ВАНЯ узнал на уроках в школе. И так ему хотелось об этом рассказать дома… Но мамы не было. Время шло, а она всё не приходила, и незаметно к Ване подкрался сон. И приснилось Ване……
(Сцена о буквах Кирилицы). (Буквы танцуют).
У детей короны с буквами Кирилицы.
ВАНЯ: Ты кто?
Ижица: - Я – Ижица?
Ваня: А ты?
Фита – Я Фита.
Ваня: А ты?
Юс: Я – Юс малый.
Я – Ять
Я –Пси (каждая буква называет себя).
Ваня: Такие они красивые и веет от них стариной, и мне жалко, что они исчезли из нашего письма.
Буквы: Что ты горюешь, ВАНЯ?
Ваня: Мне грустно, что вы исчезли и что вы, как мой старый и любимый Мишка, никому уже не нужны.
Буква: Что значит исчезли?
Что значит не нужны? Вот это что?
Ваня: Лампа.
Буква: Она чья?
Ваня: Она такая старая, бабушка говорила, что её Мама, заправив керосином, при её свете писала дедушке письма на фронт.
Буква: Она старая? Старая. Ненужная?
Ваня: - Да.
Буква: Но ведь мама её не выкидывает. Почему?
Как ты думаешь?
Потому что она память тех времён, она хранит отзвук дальних лет, тепло рук твоих предков.
БУКВА: Так же и мы. Мы – память прошлого.
Нас писали и Пушкин, и Лермонтов, и Ломоносов и читали те, кто были прежде Вас, сыны и дочери Отчизны, её история и слава.
БУКВЫ: Светом грамоты мы освещали их жизнь. Мы остались в душе народа. Мы не исчезли, поэтому не печалься о нас, Ваня.
БУКВА: Ты найдёшь нас не только в старинных книгах. Мы живы в Церкви. Там – в святом писании – мы храним дух веры.
(буквы уходят).
(Ваня просыпается).
Ведущий 1: Проходит время, человек меняется, иной становится его одежда, облик. Но душой, сердцем он - тот же. Раньше мы ездили на лошадях, а теперь летаем на самолётах и ракетах…
И пишем не гусиным пером, а авторучкой… и даже на компьютере.
Но дух народа, рождённый нами жив!
Не печальтесь! Когда дерево теряет листья, ему не больно! Сила деяния Кирилла и Мефодия велика и бессмертна, как родной язык!
Ведущий 2: Язык наш славен и велик!
Храни родную речь!
Язык любви сердца целит,
Тебе его беречь.
Не нужен будет никому
Не любящий ХРИСТА
Покуда жив, служи ему
В любви душа чиста.
Пути людей сольёт ХРИСТОС
Перед своим судом.
Ступай да Богом во весь рай
За светом и теплом.
(Валентин Смирнов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "День славянской письменности и культуры"
Презентация проекта по теме "День славянской письменности и культуры" представлено в форме интегрированного праздника - концерта, в программу которого включены презентации групповых мини - проектов....
"День славянской письменности и культуры"
24 мая - День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности. Россия традиционно отмечает День славянской письменности и культуры. Этот праздник после многи...
День славянской письменности и культуры
Классный час...
День славянской письменности и культуры
Мероприятие ко Дню славянской письмености...
День славянской письменности и культуры. Выпускной праздник в 4 классе.
Выпускной праздник в 4 классе посвящён Дню славянской письменности и культуры....
Тематическое воспитательное мероприятие «День славянской письменности и культуры»
Культура - это то, что оправдывает существование народа и нации, это святыня нации, которую он собирает и сохраняет.Знание родной культуры неизбежно повлечет любовь к ней, научит ценить ее. В наше вре...
Серия родительских собраний в детском саду и начальной школе на день славянской письменности и культуры: «Те, кто читает, всегда будут править теми, кто смотрит телевизор»
Серия родительских собраний в детском саду и начальной школе Организация учебного процесса. Название работы: «Те, кто читает, всегда будут править теми, кто см...