ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ
классный час по теме

 

Расширить знания о письменности, познакомить с первыми создателями славянской письменности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_t_r_e_n_n_i_k.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          У Т Р Е Н Н И К

                       ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

Цель: Расширить знания о письменности, познакомить с первыми создателями славянской письменности.

Сцена украшена буквами Кирилицы. Справа порт Мефодия, слева Кирилла.

Ведущий 1: 24 мая Церковь празднует день памяти славянских учителей, равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Эти святые издавна считались покровителями «книжных людей»: и учащихся.

Ведущий 2: С 1987 года в нашей стране к этому празднику стали приурочиваться Дни славянской письменности и культуры. Но это не только сегодняшняя традиция, и сто лет назад в русских школах этот праздник отмечался особо торжественно, ведь заканчивался очередной учебный год.

Ведущий 1: С детства мы привыкли с буквами нашего русского алфавита и не задумываемся о том, как нам удаётся различать сочетанием палочек и кружков передавать любые звуки и слова. Как же возникли наши буквы?

Как возник у каждого народа его родной язык.

Ведущий 2: У славянской письменности удивительное происхождение, благодаря доставшимся нам от предков летописям, жителям святых и другим повествовательным и археологическим источникам, знают о начале славянской грамоты. Мы не только знаем время появления славянской азбуки, но и имена творцов славянской письменности и их жизнеописание.

Ведущий 1: Среди древнейших памятников письменности особое место занимают жизнеописания создателей славянской грамоты святых Кирилла и Мефодия.

Ведущий 2: О начале славянской письменности узнаём мы из главной русской летописи – «Повести временных лет».

Так говорится о том, как однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов со словами:

Ведущий 1: Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил, и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого мы не знаем ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые могли бы нам рассказать о книжных словах и о их смысле».

Ведущий 2: Тогда вызвал Царь Михаил двух учёных братьев Константина и Мефодия.

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ:

Посол /мальчик одет в расшитую рубашку, в шароварах и сапогах/.

Мы, Божию миластию, здоровы, и вот пришли к нам многие учителя от итальянцев, греков, немцев и учат нас по-разному, а мы, славяне, люди простые, и нет у нас никого, кто бы наставил нас истине и дал нам знание. Так пошли нам такого мужа, который наставит всякой правде.

Царь Михаил:

Позовите Мефодия и Константина.

(входят учителя одетые в чёрное).

МЕФОДИЙ: Я, Мефодий и брат мой Константин, в пострижении названный Кириллом, родились мы в городе Солуни на берегу Эгейского моря в Греции.

КИРИЛЛ: Отец наш занимал высокий пост помощника управителя города, мать была славянка, мы знали хорошо греческий и славянские языки.

ВНИМАНИЕ! Здесь скрыта важная часть материала!

Чтобы открыть все скрытые части этого материала, получите пароль.

         

         

Чтобы получить пароль, отправьте одну СМС

на номер 4447 с текстом kuroku 2862

Стоимость SMS - 39 руб.

         

Введите в поле, расположенное ниже, пароль, который Вы получите на телефон после отправки СМС.

Далее нажмите кнопку Отправить.

         

 

         

Если пароль верный, скрытый текст будет разблокирован.

! Внимание, Клуб Учителей ПОДТВЕРЖДАЕТ, что стоимость СМС, составляет 39 рублей без НДС для большинства операторов России. На нашем сайте нет и не будет обмана!

* Уважаемые коллеги, будьте внимательны: между "kuroku" и цифрами необходим пробел. Пароль состоит только из цифр и английских букв.

** Возникла проблема с оплатой? Обращайтесь к Администратору.

*** Часть гонорара за данный конспект переводится автору, приславшему материал.

**** Принимаются СМС из: России, Украины.

****** Для открытия всех скрытых частей одного конспекта, требуется всего 1 СМС.

***** Срок действия пароля - 24 часа.        

Кирилл: Мефодий правил славянским княжеством много лет и увидел много беспорядка и сменил стремление к земной тьме на мысли о Небе.

И пошёл на Олимп, где живут святые отцы, постригся, и облёкся в чёрные ризы, исполнял все правила монашеской жизни.

Климент: Кирилл тоже удалился в монастырь на гору Олимп к Мефодию, брату своему.

Но не удалось Кириллу находиться в уединении, его посылали в соседние страны.

Царь Михаил: Философ Кирилл, никто другой не сможет помочь славянам, кроме тебя. Знаю, что ты утомлён, но тебе надо туда идти, возьми с собой брата – Мефодия.

Кирилл: Тело моё утомлено, и я болен, но пойду туда с радостью, если есть у них буквы для их языка.

Климент: Кирилл и Мефодий составили азбуку, затем перевели на славянский язык некоторые священные книги. Часть букв заимствована из греческого, а часть специально создана для передачи звуков славянского языка, которых не было в греческом это Б, Ж, Ц, Ч, Ш, У, Ю, Я.

Ведущий 1: У Кирилла жизнь была полна тяжкими испытаниями и работой. В 842 году он заболел в 869 он скончался в городе Риме, а Мефодий пережил брата на 16 лет. Он продолжал великое дело – перевод на славянский язык Священных книг.

Ведущий 2: С 863 года ведёт своё начало славянская письменность. С принятием христианства на Русь пришла и славянская азбука. И в Киеве, и в Новгороде, и в других городах стали создавать школы для обучения славянской грамотности.

Ведущий 1: Явились в Русской земле учителя из Болгарии – продолжатели дела КИРИЛЛА и МЕФОДИЯ. Азбука, употребляемая в современном церковно-славянском языке, называется Кириллицей, в память святого КИРИЛЛА.

/Исполняется Гимн святым Кириллу и Мефодию/.

Слава вам, братья, славян просветители,

Церкви Славянской святые отцы!

Слава вам, правды Христовой учителя,

Слава вам, грамоты нашей творцы-2 раза.

Будьте ж славянству звеном единения.

Братья святые: Мефодий, Кирилл!

Да осенит его дух примирения

Вашей молитвой пред Господом сил! –2 раза.

Ведущий 2: Мы чтим сегодня святых Кирилла и Мефодия, давших память нашему слову, зримость русской речи. Когда за буквой буква ложится на бумагу, нам ещё ярче открывается красота и глубина родимого языка.

Ведущий 1: Мы пишем: «Отчизна», «Родина», «Народ», «Россия». Родная речь становится нам зримой. Так на уроке рождается под детским пером жизнь букв. И пишет их и Таня, и Алёша, и Нина с Олей, и Ваня.

Те буквы, что начертали Кирилл и Мефодий?

Вы посмотрите на них (читает ведущий).

Ведущий 2: Об этом ВАНЯ узнал на уроках в школе. И так ему хотелось об этом рассказать дома… Но мамы не было. Время шло, а она всё не приходила, и незаметно к Ване подкрался сон. И приснилось Ване……

(Сцена о буквах Кирилицы). (Буквы танцуют).

У детей короны с буквами Кирилицы.

ВАНЯ: Ты кто?

Ижица: - Я – Ижица?

Ваня: А ты?

Фита – Я Фита.

Ваня: А ты?

Юс: Я – Юс малый.

Я – Ять

Я –Пси (каждая буква называет себя).

Ваня: Такие они красивые и веет от них стариной, и мне жалко, что они исчезли из нашего письма.

Буквы: Что ты горюешь, ВАНЯ?

Ваня: Мне грустно, что вы исчезли и что вы, как мой старый и любимый Мишка, никому уже не нужны.

Буква: Что значит исчезли?

Что значит не нужны? Вот это что?

Ваня: Лампа.

Буква: Она чья?

Ваня: Она такая старая, бабушка говорила, что её Мама, заправив керосином, при её свете писала дедушке письма на фронт.

Буква: Она старая? Старая. Ненужная?

Ваня: - Да.

Буква: Но ведь мама её не выкидывает. Почему?

Как ты думаешь?

Потому что она память тех времён, она хранит отзвук дальних лет, тепло рук твоих предков.

БУКВА: Так же и мы. Мы – память прошлого.

Нас писали и Пушкин, и Лермонтов, и Ломоносов и читали те, кто были прежде Вас, сыны и дочери Отчизны, её история и слава.

БУКВЫ: Светом грамоты мы освещали их жизнь. Мы остались в душе народа. Мы не исчезли, поэтому не печалься о нас, Ваня.

БУКВА: Ты найдёшь нас не только в старинных книгах. Мы живы в Церкви. Там – в святом писании – мы храним дух веры.

(буквы уходят).

(Ваня просыпается).

Ведущий 1: Проходит время, человек меняется, иной становится его одежда, облик. Но душой, сердцем он - тот же. Раньше мы ездили на лошадях, а теперь летаем на самолётах и ракетах…

И пишем не гусиным пером, а авторучкой… и даже на компьютере.

Но дух народа, рождённый нами жив!

Не печальтесь! Когда дерево теряет листья, ему не больно! Сила деяния Кирилла и Мефодия велика и бессмертна, как родной язык!

Ведущий 2: Язык наш славен и велик!

Храни родную речь!

Язык любви сердца целит,

Тебе его беречь.

Не нужен будет никому

Не любящий ХРИСТА

Покуда жив, служи ему

В любви душа чиста.

Пути людей сольёт ХРИСТОС

Перед своим судом.

Ступай да Богом во весь рай

За светом и теплом.

(Валентин Смирнов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "День славянской письменности и культуры"

Презентация проекта по теме "День славянской письменности и культуры" представлено в форме интегрированного праздника - концерта, в программу которого включены презентации групповых мини - проектов....

"День славянской письменности и культуры"

24 мая - День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности. Россия традиционно отмечает День славянской письменности и культуры. Этот праздник после многи...

День славянской письменности и культуры

Мероприятие ко Дню славянской письмености...

День славянской письменности и культуры. Выпускной праздник в 4 классе.

Выпускной праздник в 4 классе посвящён Дню славянской письменности и культуры....

Тематическое воспитательное мероприятие «День славянской письменности и культуры»

Культура - это то, что оправдывает существование народа и нации, это святыня нации, которую он собирает и сохраняет.Знание родной культуры неизбежно повлечет любовь к ней, научит ценить ее. В наше вре...

Серия родительских собраний в детском саду и начальной школе на день славянской письменности и культуры: «Те, кто читает, всегда будут править теми, кто смотрит телевизор»

Серия родительских собраний  в детском саду и начальной школе  Организация учебного процесса.     Название работы: «Те, кто читает, всегда будут править теми, кто см...