Конспект занятия "Приветствие. Представление."
план-конспект занятия (2 класс)

Кудрявцева Ольга Юрьевна

Конспект занятия по этикету тема " Приветствие. Представление"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Приветствие. Представление.92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей»

Конспект занятия

в творческом объединении

«Школа этикета»

Тема: «Приветствие. Представление»

                               Педагог дополнительного образования –

    Кудрявцева О.Ю.

Тамбов

 2024

   Тема занятия: «Приветствие. Представление»  

                                       

                                   

             Время и место проведения: октябрь 2024

             Участники занятия:  учащиеся детского объединения  «Школа этикета»

               Год обучения: 1 год обучения (7-10 лет)

Цель: изучение правил приветствия и представления.

Задачи:

Обучающие:

  • получение знаний по культуре поведения.
  • овладение учащимися навыков культуры межличтностных отношений;

Развивающие:

  • развитие интеллектуальных способностей;
  • развивать стремление к самосовершенствованию;
  • развивать умение и готовность слушать и вести диалог;

Воспитательные:

  • воспитание высококультурного члена общества.
  • воспитывать этическое поведение как регулятор морального поведения.

Материалы, оборудование, инструменты к занятию: ноутбук, фонограммы,  видео материалы  из фрагментов  кинофильмов и мультфильмов, мультимедиа система, фонограмма песни  В.Шаинского  «Улыбка».

 

                         

                      План занятия

  1. Этап:  организационный (3 мин.)

           Задача: организация начала занятия.

           Содержание: Приветствие. Сообщение темы.

           

  1. Этап:  опрос учащихся по освоенному материалу. (15 мин.)       

                           Цель: проверка знаний  освоенного материала.

                           Содержание:  сообщение темы, цели и мотивация

                           учебно-познавательной деятельности по освоенному  материалу.

3.Этап:  основной (50 мин.)

1)  Подготовительный  (подготовка к новому содержанию).

Задача: обеспечение мотивации и принятии учащимися цели учебно-познавательной  деятельности.

Содержание: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности учащихся.

2) Изучение нового учебного материала и способов действия.

Задача: Обеспечение восприятия. Осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучений.

Содержание: использование знаний и вопросов, которые активируют познавательную деятельность учащихся.

3) Практическая работа.

 Задача: Применение полученных знаний на практике.

Содержание: Применение знаний, приемов, которые выполняются самостоятельно.

4.Этап: Закрепление учебного материала. (15мин.)

Задача:  Осмысление и закрепление нового учебного материала.

Содержание: воспроизведение полученной информации.

5.Этап: 1) Подведение итогов (7 мин.)

Задача: Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы дальнейшей работы.

Содержание: Подведение итогов занятия совместно педагога и учащихся.

2) Рефлексия.

Задача: Мобилизация учащихся на самооценку и оценки знаний и действий других учащихся.

Содержание: Самооценка учащихся  своей работы  и работы группы.

 

         

                         

                           

         

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Добрый день!

Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки.

(Звучит песня В. Шаинского «Улыбка»)

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Всем, всем добрый день.

И работать нам не лень!

Ребята. Мы с вами единое целое, от работы каждого зависит общее  дело. Будем стараться и у нас все получится!

Садитесь на свои места.

2. Опрос учащихся по освоенному материалу

- Ребята, вспомните, о чем мы  с вами говорили на прошлом занятии? (Тема «Обращение»)

Сейчас, разделитесь на две команды, будем отвечать на вопросы викторины, за каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.

- В каких ситуациях следует обращаться на « вы»?

-  В каких ситуациях следует обращаться на «ты»?

- Можно ли употреблять обращение  «тетя (дядя) + имя?

- Применима ли форма обращения: «мужчина», «женщина», «дедушка»,  «бабушка»?

- Как обратиться к незнакомому человеку?

- Кто покажет, как можно обратиться к человеку, который едет с вами в автобусе, что б узнать какая следующая остановка?

- Какое самое главное слово обращения для человека?

- Обратитесь  к своему  другу,  используя официальное обращение?

- Обратитесь  к группе, используя доверительное обращение?

- Как вы думаете, правильно такое обращение: имя отчество +ты?

- От чего зависит использование того или иного вида обращения?

             - Как может обращение повлиять на взаимоотношения людей?

             - Какой вид обращения может испортить человеку настроение?

             - Какое слово в предложении лишнее: «Моя соседка тетя Галя, замечательный человек!»

              - Какое слово в предложении лишнее: « Мужчина, вы последний»?

              - Есть ли в этом предложении неправильное обращение: « Скажите, пожалуйста, который час?»

              - Можно ли сказать: «Клара Петровна, ты пойдешь на концерт?»

Теперь подсчитаем баллы. (Педагог подсчитывает баллы и определяет победителя).

                 

3. Подготовительный этап.

- Сегодня на занятии мы рассмотрим тему, название которой  постарайтесь узнать, по словам, которые я произнесу: «Здравствуйте, добрый день, добрый вечер, привет!».  Когда мы употребляем эти  слова? (ответ учащихся). Правильно, мы употребляем эти слова, приветствуя друг друга.  Назовите тему нашего занятия.  (Тема «Приветствие»).

4. Изучение нового материала.

Слова приветствия мы произносим много раз в день, приветствуя  разных людей. Перечислите, кого вы приветствуете в течение дня?

- Кому мы можем сказать: «Привет»? Кому «Здравствуйте»?

Слово « здравствуйте» имеет глубокий смысл. Оно обозначает: «Я приветствую вас, я желаю вам здоровья, и рад видеть вас здоровым». Это приветствие действительно способно оказывать влияние на самочувствие людей, к кому оно обращено. Произнесенное с доброжелательной интонацией слово «здравствуйте» несет в себе заряд положительной информации. «Здравствуйте» сказанное с негативным оттенком, изначально разрушает контакт. Важно произносить это слово дружелюбно, с уважительной интонацией и позитивным настроем, глядя человеку в глаза и улыбаясь. Не следует, чтобы приветствие было вялым, но не надо делать его похожим на фонтан эмоций; цель приветствия -  выразить чувство радости, которая появилась в результате встречи.

 Давайте приветствовать друг друга, используя правила приветствия.  (Дети приветствуют друг друга).

Чье приветствие вам понравилось больше всех?

Почему оно вам понравилось?

- Как вы думаете, кто первым здоровается - мужчина или женщина?

 Женщина первой приветствует мужчину, если это пожилой человек. Если женщина сидит она должна обязательно встать, приветствуя пожилых мужчину или женщину.

Женщина здоровается первой, если проходит мимо группы стоящих знакомых людей.

- Как вы думаете, что должен сделать мужчина, приветствуя женщину? (Если дан  неверный ответ, педагог поясняет).

Мужчины всегда приветствуют женщину стоя. Исключение - когда он болен или немощен.

Если вы находитесь в общественном месте (например: в кафе), то приветствовать проходящих мимо или сидящих за соседним столиком знакомых позволяется кивком головы.

- Скажите, какими словами можно заменить слово «здравствуйте»?

«Доброе утро » мы можем говорить с до12 часов.

«Добрый день» - с12до 18 часов.

«Добрый вечер» - с18 до 23 часов.

- Подумайте, являются ли приветствием слова «Доброй ночи»? (Это пожелание).

Сейчас я поприветствую одного из вас. Посмотрите, что я использую при приветствии? (Педагог вызывает одного из учащегося, приветствует его, используя рукопожатие).

- Кто может сказать, как называется жест, который я использовала?

И так, что же такое рукопожатие?

(Учащимся предлагается посмотреть презентацию о рукопожатии, по ходу педагог поясняет)

Рукопожатие - один из более привычных этикетных жестов. Это знак миролюбия и открытости (отсутствия в руке камня). Этот обычай – подавать правую руку для приветствия идет из далекой древности и является символом доброжелательности и проявления уважения, поскольку ясно демонстрирует партнеру, что рука человека свободна и в ней нет оружия.

Рукопожатие должно быть коротким и энергичным. «Вялое» рукопожатие говорит об отсутствии энергии, неуверенности в себе и безволии. Сильно сжимающее руку рукопожатие причиняющее боль - это рукопожатие грубого, невоспитанного человека.

Давайте подумаем, что вы испытаете, если вам при рукопожатии крепко сожмут руку?

Поданную руку чрезвычайно  редко жмут двумя руками –  этим показывается особая радость.  Посмотрите, каким должно быть рукопожатие. Главное правило - коротко и энергично, и, конечно же, приветствуя друг друга, следует смотреть прямо в глаза, не пряча взгляда. Сейчас я пожму руку каждому из вас.  Вы  посмотрите, как это правильно сделать (педагог пожимает руку всем учащимся).  А теперь, пожмите руку друг другу (учащиеся жмут друг другу руки).

- У кого, по вашему мнению, рукопожатие было правильным?

Теперь, рассмотрим, кто  первым протягивает руку для рукопожатия:

  • более пожилая дама – младшей,
  • женщина - мужчине,
  • старший  - младшему,
  • начальник - подчиненному,
  • замужняя женщина –  незамужней.

С детских лет должны мы знать

Древнюю науку:

Первым должен подавать

Старший младшим руку.

Женщины - мужчинам,

Девочки - мальчишкам...,

Но при этом руку,

Не трясите слишком!

И хочу совет я дать,

И большим, и детям:

Нужно чисто отмывать

Руки перед этим!

Мужчины, обмениваясь рукопожатиями, могут оставаться в перчатках. Перчатка снимается в том случае, если мужчина приветствует женщину. Женщина снимает варежку, но не снимает тонкую перчатку.

             Ели вам протягивают руку для пожатия, не принятие руки - невежливо и даже оскорбительно.

             - Посмотрим видеоролик, из которого узнаем еще один вид приветствия.

(Демонстрируется видеоролик, в котором мужчина, приветствуя женщину, целует ей руку.)

- Рассмотрим правила данного приветствия. Решив поцеловать женщине  руку, мужчина встает, одновременно наклоняется и поднимает руку женщине. Не забывайте, что поцелуй в данном случае символичен -  это дань уважения или симпатии, и он - лишь легкое прикосновение, а не чмоканье.

 Посмотрим еще один ролик и познакомимся со следующим  видом приветствия. (Педагог показывает ролик, где  показан знак приветствия как поцелуй в щеку).

 Такое приветствие – проявление особо близких, нежных или родственных отношений. Часто приветственный поцелуй лишь намечается прикосновением щеки к щеке.  Не в любой ситуации он уместен. Например, такой вид приветствия не уместен, если люди мало знакомы или у них деловые отношения.

Хорошо знакомые люди  при встрече после приветствия задают вопросы – это дань этикету, вежливости, учтивости, поэтому необходимо давать краткие и нейтральные  ответы, не воспринимая вопрос: «Как дела?» буквально. Например, если вам задали вопрос «Как дела?», вам следует коротко  ответить: « Хорошо», « Отлично» или « По- прежнему»

- Подумайте, какие вопросы можно задать хорошо знакомым людям? (Учащиеся приводят варианты вопросов).

- А теперь постарайтесь ответить на эти вопросы согласно правилам этикета.

В любом случае следует помнить, что приветствие характеризует степень вашей вежливости и учтивости по отношению к другим и, соответственно, позволяет другим относиться к вам так же, как и вы относитесь к ним.

Только невоспитанный человек приветствует другого и держит во рту сигарету или жует.

Приветствовать знакомого человека нужно всегда, даже если у вас с ним плохие отношения. Ваша вежливость будет вам только на пользу.

 Далее рассмотрим правила представления. Эти правила достаточно просты, но они очень важны, так как от первой  встречи, от знакомства, представления людей друг другу много зависит.

 Представляя своего друга, вы должны сказать: «Познакомьтесь» и  четко произнести его имя (отчество) и фамилию, что бы  потом не пришлось переспрашивать. Человек, которого представили, должен встать, стараясь смотреть в глаза. Сидеть  в этом случае могут только женщины и больные люди. Когда знакомятся ровесники, достаточно назвать только имя.

 В ситуации, когда человек представляется сам, он также должен четко произнести свое имя, глядя в глаза и улыбаясь, улыбка поможет расположить к вам человека и настроит вас на дальнейшее общение. Следите за мимикой лица- оно ни в коем случае  не должно выражать уныния, скуки, озабоченности.  В противном случае, вас оценят как зажатого человека, неуверенного в себе. Не забывайте, что человеку, который с первого взгляда произвел  плохое впечатление, затем будет очень трудно сгладить его.

Сейчас будем смотреть видеоролик. После просмотра  ответим на вопрос: кого кому представляют первым?

Не полагается представлять кого-либо на улице, на ходу. Следует остановиться и представиться.

Подумайте, какими словами можно ответить на состоявшееся знакомство?

5. Практическая работа на закрепление нового материала.

- Представим (назначается ученик), что ты директор, который встретился со своим подчиненным (назначается ученик). Кто первым должен протянуть руку для приветствия? Покажите.

- Предположим, что вы женщина и мужчина одного возраста, кто первым протягивает руку  для рукопожатия? Покажите. (Назначаются два ученика - девочка и мальчик).

- Предположим, что вы знакомые (назначаются два мальчика). Одному 25лет, другому 55 лет. Кто первым протягивает руку для рукопожатия. Покажите.

- Встретились два знакомых (назначаются два мальчика), обменяйтесь рукопожатием и задайте вопрос, который  будет уместен  в данной ситуации. (Если вопрос не подходит для данной ситуации педагог просит, по желанию учащихся, задать вопросы).

- Представим, что зимой, на улице мужчина встретил своего приятеля. Они оба в перчатках. Как они обмениваются рукопожатием? (Не снимая перчаток). (Двум мальчика надевают перчатки, они демонстрируют рукопожатие).

- Скажите, правильно  они сделали?

- Теперь, представим ту же ситуацию, но с женщиной и мужчиной.  (Вызываются девочка и мальчик).

- Сейчас  вы познакомите своего друга со своей мамой. Кого вы представите первым? (Назначаются два мальчика и девочка, распределяются роли).

- Сейчас, вы знакомите дух дам, разных по возрасту. Кого вы представите первой? (Вызываются три девочки, распределяются роли).

- Вы заходите в комнату, где находятся незнакомые вам люди. Вам надо поприветствовать их и представиться.  (Назначается мальчик).

- Сделаем  то же самое, с использованием рукопожатие. (Назначается мальчик).

- Представим, что вы с другом сидите в кафе, за другим столиком сидит ваш знакомый. Как вы должны поприветствовать друг друга? (Назначаются три мальчика, распределяются роли).

6. Подведение итогов занятия.

Сегодня на занятии мы изучали правила  приветствия и представления.

- Скажите, что нового вы узнали?

- Что научились делать?

- Кто из вас был лучший при выполнении заданий? (Дети называют).

Вы сегодня хорошо поработали! Молодцы!

Правила, которые мы с вами сегодня узнали, очень важны!  Эти правила надо всегда  помнить  и выполнять!

 Занятие  окончено.  До свидания!

Литература:

1. В.В. Кобзева. Этикет в вопросах и ответах. - М.,2002.

2. А.Н. Андриевский. 100 советов по этикету. - М.,2005.

3. Е.П. Иванова. Этикет для девочек.- М., 2004.

4. И.С. Панкеев. Энциклопедия этикета для детей.- М.,1999.

Интернет – ресурсы:

  1. http://www.docme.ru
  2. http://festival.1september.ru
  3. http://nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Представление о задаче"

конспект урока по теме "Представление о задаче"....

Конспект урока "Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых"

Предмет: математика4 классТема: Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных Цели:1. Учить записывать многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.        ...

Конспект урока Математические представления ТЕМА: Временные представления: сегодня, завтра, вчера, на следующий день. Быстро – медленно.

Цель: Формировать временные представленияЗадачи:Познакомить с временным понятием: быстро, медленноСовершенствовать знания о частях суток: утро, день, вечер, ночь.Учить определять временные отноше...

Конспект урока по предмету: Математические представления и конструирование на тему: «Представления о форме (круг, шар)».

Конспект урока по предмету: Математические представления и конструирование для   обучающихся по АООП НОО для учащихся с ТМНР (вариант 6.4)  Тема: «Представления о форме (круг, шар...

План конспект к уроку по предмету "Математические представления". 1 класс Коррекционной школы. Тема: "Представление о форме "шар".

Формировать на предметной основе представления о шаре, умение распознавать шар в предметах окружающей обстановки....