Конспект урока "Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых"
план-конспект урока по математике (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_matematike.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Лукашевская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока по математике.
Тема: Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Учитель: Кашпирова О.С.
Цели:1. Учить записывать многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.
2. Продолжить работу по закреплению устной и письменной нумерации многозначных чисел.
3. Совершенствовать вычислительные навыки.
4. Совершенствовать навыки в решении задач.
5. Воспитывать аккуратность и трудолюбие.
6. Развивать память, внимание, мышление.
7. Совершенствовать санитарно-гигиенические навыки.
Оборудование: таблица разрядов и классов, учебник, тетрадь.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Проверьте, у вас на партах должны лежать таблицы разрядов и классов, тетради, учебник. Мы начинаем урок математики.
II. Устный счёт.
Цель: Работаем устно. Повторим разряды и классы многозначных чисел, поучимся читать и называть числа. Будем совершенствовать вычислительные навыки. Внимательно слушаем задания.
1Счёт по цепочке.
(На доске записано задание 76 + 14 – 28 : 1 * 0 + 44 * 2)
- Ваша задача запомнить предыдущий ответ и выполнить следующее действие. Начинаем считать. Первое действие решай Пери.
-К 76 прибавить 14. Будет 90
- Как считала?
- Сложим десятки и единицы. Будет 80 и 10. Получится 90.
- Следующее действие Ира. Как будем считать?
- 90 минус 28. 90 это 80 и 10. От 10 отнимем 8, будет 2. От 80 отнимем 20, будет 60. 60 и 2 будет 62.
- Следующее действие Настя. Как будем считать?
- 62 разделить на 1 будет 62.
- Следующее действие Никита. Как будем считать?
- 62 умножить на 0 будет 0. Если умножить на ноль получится ноль.
- Правильно, только правило звучит так: если один из множителей равен 0, то получится 0.
- Следующее действие Зураб. Как будем считать?
- К 0 прибавить 44 получится 44.
- Следующее действие Никита. Как будем считать?
- 44 умножить на 2 получится 88, так как 40 умножить на 2 будет 80, а 4 умножить на 2 будет 8, а 80 и 8 будет 88.
- Скажите, можно ли было сосчитать этот пример быстрее и как?
- Я вам подскажу. Если один из множителей 0, то произведение будет равно 0.
- Первую часть примера можно было не считать, так как там 0.
2. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
- Слушаем внимательно примеры и называем ответ.
- Уменьшите 1 852 на 800.
- 1 052
- Как считали?
- Убрали сотни.
- Уменьшите 4 625 на 600.
- 4 025.
- Уменьшите 20 726 на 720.
- 20 000.
- Слушайте внимательно. Уменьшите 20 726 на 720.
- 20 006.
- Уменьшите 10 006 на 10 000.
- 6
- Увеличьте 204 на 202.
- 808.
- Нет, неверно. Необходимо увеличить на 202. Какое действие необходимо выполнить?
- Сложение.
- Как будем считать? Сколько получится?
- 406. Так как 200 прибавить 200 будет 400, 4и 2, будет 6.
- Увеличьте 410 на 407.
- 417
- Увеличьте 116 на 120.
- 236.
3. Решение задачи на слух.
- Послушайте задачу. Решите и назовите ответ.
200 человек купили по 2 шарика, осталось ещё 50 шаров. Сколько было шаров?
- 350.
- Считайте внимательно, сколько купили и 50 ещё осталось. Сколько до этого было?
- 450.
4. Чтение многозначных чисел.
(На доске записаны числа: 6541,3072, 7222, 8004, 1948.)
- По цепочке читаем числа и называем в нём число тысяч.
- 6 541. 6 000.
- 3 072. 3 000.
- 7 222. 7 000.
- 8 004. 8 000.
- 1948. 1 000.
5. Нумерация многозначных чисел.
(На доске записаны числа: 368, 749, 1000, 795, 90 354; 6 и 6 000; 998, …, …..,…., ….,….., 1003)
- Прочитайте число.
- 368.
- Назовите его соседей.
- 367 и 369.
- Прочитайте число.
- 749.
- Назовите его соседей.
- 750 и 746.
- Прочитайте число.
- 1000.
- Назовите предыдущее и последующее число.
- 1001 и 1002.
- Назовите предыдущее и последующее число, то есть его соседей.
- 999 и 1001
- Какое число следует за этим числом? (90 354)
- 90 355.
- Чем отличается запись следующих чисел? (6 и 6 000)
- 6 это единицы, а 6 000 это тысячи.
- Какие числа пропущены? (998, …, …..,…., ….,….., 1003)
- 999, 1 000, 1001 и 1 002.
Итог: Во время устного счёта допускали ошибки. В следующий раз внимательно слушайте задание и правильно считайте.
Ш. Работа в тетради.
Цель: Продолжаем работу с многозначными числами. Будем тренироваться записывать многозначные числа.
-Откройте тетради, отступите вниз 4 клетки и в сторону 5, на 6 клетке запишите число. На следующей строчке запишите «Классная работа». Отступите вниз две клетки, от начала строки, через запятую записывайте числа. При написании помните, что каждая цифра имеет свой домик- клеточку, а разряды отделяются точечкой. У доски будет работать Зураб. Положите перед собой таблицу разрядов и классов. Кому необходимо пользуйтесь таблицей.
- 5 единиц тысяч, 3 десятка тысяч, 4 единицы тысяч, 8 десятков тысяч, 3 единицы тысяч и 4 сотни, 6 сотен тысяч и 5 единиц тысяч.
- Проверьте, правильно ли записал Зураб числа? (5 000, 30 000, 4 000, 8 000, 3 400, 600 005)
- Какое число должно быть вместо числа 8 000? Почему?
- 80 000, так как в числе 8 десятков тысяч, а 8 десятков это 80.
- Какое число должно быть вместо числа 600 005? Почему?
- 65 000, так как 65 это класс тысяч.
- 605 000.
- Так как в числе есть сотни и единицы класса тысяч.
Итог: Работу по записи многозначных чисел, мы с вами продолжим на следующих урока, так как допускали ошибки при записи. А сейчас встаньте немного отдохнём.
V. Физ. Минутка.
- Я буду называть вам действия, а вы их выполнять. При этом сама буду показывать совсем другие движения. Будьте внимательны. Руки вверх, в стороны, вниз, на плечи, на пояс, вниз, в стороны, вверх, на плечи, в стороны, вниз, тихо садитесь.
VI. Изучение нового материала.
Цель: Сегодня на уроке будем учиться записывать многозначные числа в виде суммы многозначных слагаемых.
1.Работа с таблицей разрядов и классов. ( На доске записаны числа: 482 и 206 308.)
- Положите перед собой таблицу разрядов и классов. Возьмите карточки с цифрами. Прочитайте число на доске.
- 482.
- Миша, рассуждай вслух, как записать это число в таблицу?
- В числе 482- 4 сотни, положу цифру 4 в сотни класса единиц, в этом числе 8 десятков , положу цифру 8 в десятки класса единиц и 2 единицы, положу цифру 2 в единицы класса единиц.
- Кто может записать это число в виде суммы разрядных слагаемых на доске?
- 482 = 400 + 80 + 2
- Верно. Прочитайте следующее число.
- 206 308.
- Я на доске буду записывать это число в виде суммы разрядных слагаемых. Расскажите, как записать, смотрите в таблицу разрядов и классов.
- В числе 206 308 2 сотни тысяч - это 200 000, 6 единиц тысяч – это 6 000, 3 сотни – это 300 и 5 единиц – это 5.
- Все ли числа можно записать в виде суммы разрядных слагаемых?
- Да.
- А можно ли записать однозначное число в виде суммы разрядных слагаемых?
- Только в виде суммы разных чисел.
- Какой можно сделать из этого вывод?
- Любое число в котором есть единицы разных разрядов, можно записать в виде суммы.
V. Закрепление изученного материала.
1. Работа с учебником
Цель: Закрепим изученный материал. Будем тренироваться записывать числа в виде суммы разрядных слагаемых, совершенствовать навыки в решении задач.
- Откройте учебник на странице 26. Прочитайте про себя правило.
- Юля, прочитай правило вслух.
- Задание под номером 108 будем выполнять устно. По цепочке читайте пример.
- 205 –это 200 и 5
- 205 000 – это 200 000 и 5 000
- 205 040 – это 200 000, 5 000 и 40
- 1 648 – это 1 000, 600, 40 и 8
- 640 008 – это 600 000, 40 000 и 8
- 164 800 – это 164 000 и 800
- Нет. Кто исправит ошибку?
- 100 000, 60 000, 4 000 и 800.
2. Работа в тетради.
- Номер 109 будем записывать в тетрадь. Вниз отступите 2 клетки, запишите № 109. Дима на доске записывает 1 столбик, его проверяет Ксения.
90 000 + 3 000 + 1= 93 001
600 000 + 1 000 + 30 = 601030
- Ксения, правильно выполнил работу Дима?
- Да.
- Второй столбик выполняет на доске Лиза. Проверяет решение Максим.
300 206 – 300 000 – 6 = 0
905 340 – 900 000 – 300 = 5 000
- Первый пример не правильно, так как не вычитали 200.
3. Решение задачи.
- В учебнике найдите номер 113. Максим прочитай задание. Будем решать устно.
- Составь и реши задачу.
- Читай, что известно.
- Израсходовали за день 10 килограммов. Всего израсходовали 80 килограммов.
- Что неизвестно?
- Количество дней.
- Составьте задачу.
- В столовой израсходовали 80 килограммов картофеля. В день расходовали по 10 килограммов. За сколько дней израсходуют весь картофель?
- Как решить задачу?
- Надо 80 разделить на 10.
- Сколько получится дней?
- 8.
- Составим обратные задачи. Что будет известно?
- Количество дней 80. Всего израсходовали 80 килограммов.
- Что будем находить?
- Сколько израсходовали за день.
- Каким действием будем решать?
- Делением.
- Решите задачу.
- 80 разделить на 8 получится 10 килограммов.
- Какую ещё обратную задачу можно составить? Что теперь будет известно? Что надо найти?
- Известно, что за 1 день расходуют 10 килограммов картофеля. Расходовали его 10 дней. Сколько всего израсходовали?
- Каким действием будем решать задачу?
- Умножением.
- Даня. Расскажи решение задачи.
- 10 умножить на 8 получится 80
- Верно.
4. Решение задачи.
- Следующий номер будем записывать в тетрадь. Отступите вниз две клетки, запишите слово «задача 114». Зураб, читай задачу.
- В январе было 14 солнечных дней, в феврале на 6 дней меньше, чем в январе, а в марте – в 2 раза больше, чем в феврале. Поставь вопрос и реши задачу.
- Какой вопрос можно поставить к этой задаче?
- Сколько солнечных дней было в феврале?
- Составим схему задачи и решим её. Ира у доски, остальные в тетради.
__________\______________\________
Ян. 14 дн. ← Фев.? на 6 > ← Март ? в 2 раза <
- Можем сразу найти, сколь солнечных дней было в марте?
- Нет.
- Почему?
- Мы не знаем, сколько было в феврале.
- Можем сосчитать, сколько дней было в феврале?
- Да, их на 6 больше, чем в январе.
- Каким действием будем находить дни февраля?
- Сложением.
- После того, как нейдем количество февральских дней, сможем найти количество мартовских дней?
- Да.
- Каким действием?
- Умножением.
- Запишите решение задачи в тетрадь. После проверим решение на доске. Кто не понял задачу, поднимите руку, я к вам подойду.
- Правильно записала Ира решение задачи?
1. 14 + 6 = 20 (дн.) в феврале
2. 20 * 2 = 40 (дн.) в марте
- Правильно.
- Какой ещё вопрос можно поставить к этой задаче?
- Сколько всего солнечных дней.
- Что необходимо сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
- Всё сложить.
- Запишите решение задачи дальше.
- Правильно решила Ира?
3. 14 + 20 = 34 (дн.) в январе и феврале
4. 34 + 40 = 74 (дн.)
- Да.
- Запишите ответ на вопрос: сколько всего солнечных дней?
5. Решение примеров.
- В тетради вниз отступите 2 клетки. Записываем примеры и их решаем. У доски работает Зураб. Примеры записаны на карточках у всех учащихся примеры одинаковые.
20 000 + 6 000
1 000 + 300 + 20 + 6
800 000 + 3 000
- Посмотрите на доску у кого другие ответы?
- Всё верно.
6. Самостоятельная работа.
- На доске записаны числа. Разложите эти числа в виде суммы разрядных слагаемы. Запишите в тетрадь примеры самостоятельно. Кому необходима моя помощь поднимите руку, я подойду. Можно во время работы пользоваться таблицей разрядов и классов.
20 506, 45 980, 346 000, 506 000, 203 500.
Итог: Работали хорошо. Вашу самостоятельную работу я обязательно проверю. Посмотрю, кто понял, как правильно раскладывать числа на сумму разрядных слагаемых.
VI Итог урока.
- Чему учились сегодня на уроке?
- Раскладывать числа.
- Как раскладывали числа?
- В виде суммы разрядных слагаемых
VII Домашнее задание.
- Дома выполнить и записать в тетрадь номера 111 и 115.
- Прочитай, Юля, что надо сделать в первом номере?
- Вставь числа, пропущенные при счёте.
- Кто не знает, как выполнять задание? Что необходимо сделать во втором номере?
- Начертить прямоугольник. Найти периметр и площадь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых"
Презентация к уроку "Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых" (М.И. Моро "Школы России") 4...
Конспект урока по математике "Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых" (3 класс Школа России)
Конспект урока по математике по теме " Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых" в 3 классе (Школа России) разработан в соответствии с ФГОС. Урок позволяет реализовать системно...
Конспект урока по математике на тему «Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых»
Конспект урока по математике на тему «Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых»...
3 класс. Конспект урока по математике на тему: "Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых" Школа России
Технологическая карта по математикеТема урока: Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемыхЦели урока: учить записывать трехзначные числа в виде суммы трехзначных слагаемых; закреп...
Конспект урока математики "Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых" 3 класс
Конспект урока по математике УМК "Школа России"...
Конспект урока "Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых" (УМК "Школа России", 3 класс)
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....