Конспект урока "Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Кашпирова Ольга Сергеевна
Предмет: математика
4 класс
Тема: Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных 
Цели:1. Учить записывать многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.
             2. Продолжить работу по закреплению устной и письменной нумерации  многозначных чисел.
             3. Совершенствовать вычислительные навыки.
             4. Совершенствовать навыки в решении задач.
             5. Воспитывать аккуратность и трудолюбие.
             6. Развивать память, внимание, мышление.
             7. Совершенствовать санитарно-гигиенические навыки.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_matematike.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Лукашевская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока по математике.

Тема: Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

Учитель: Кашпирова О.С.

Цели:1. Учить записывать многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.

             2. Продолжить работу по закреплению устной и письменной нумерации  многозначных чисел.

             3. Совершенствовать вычислительные навыки.

             4. Совершенствовать навыки в решении задач.

             5. Воспитывать аккуратность и трудолюбие.

             6. Развивать память, внимание, мышление.

             7. Совершенствовать санитарно-гигиенические навыки.

Оборудование: таблица разрядов и классов, учебник, тетрадь.

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Проверьте, у вас на партах должны лежать таблицы разрядов и классов, тетради, учебник. Мы начинаем урок математики.

II.  Устный счёт.

Цель: Работаем устно. Повторим разряды и классы многозначных чисел, поучимся читать и называть числа. Будем совершенствовать вычислительные навыки.  Внимательно слушаем задания.

1Счёт  по цепочке.

(На доске записано задание  76 + 14 – 28 : 1 * 0 + 44 * 2)                  

- Ваша задача запомнить предыдущий ответ и выполнить следующее действие. Начинаем считать. Первое действие решай  Пери.

-К 76 прибавить 14. Будет  90

- Как считала?

- Сложим десятки и единицы. Будет 80 и 10. Получится 90.

- Следующее действие Ира. Как будем считать?

- 90 минус 28.  90 это 80 и 10. От 10 отнимем 8, будет 2. От 80 отнимем 20,  будет 60. 60 и 2 будет 62.

- Следующее действие Настя. Как будем считать?

- 62 разделить на 1 будет 62.

- Следующее действие Никита. Как будем считать?

- 62 умножить на 0 будет 0. Если умножить на ноль получится ноль.

- Правильно,  только правило звучит так: если один из множителей равен 0, то получится 0.

- Следующее действие Зураб. Как будем считать?

- К 0 прибавить 44 получится 44.

- Следующее действие Никита. Как будем считать?

- 44 умножить на 2 получится 88, так как 40 умножить на  2 будет 80, а 4 умножить на 2 будет 8, а 80 и 8 будет 88.

- Скажите, можно ли  было сосчитать этот пример быстрее и как?

- Я вам подскажу. Если один из множителей 0, то произведение будет равно 0.

- Первую часть примера можно было не считать, так как там 0.

2. Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

- Слушаем внимательно примеры и называем ответ.

- Уменьшите 1 852 на 800.

- 1 052

- Как считали?

- Убрали сотни.

- Уменьшите 4 625 на 600.

- 4 025.

- Уменьшите 20 726 на 720.

- 20 000.

- Слушайте внимательно. Уменьшите 20 726 на 720.

- 20 006.

- Уменьшите 10 006 на 10 000.

- 6

- Увеличьте 204 на 202.

- 808.

- Нет, неверно. Необходимо увеличить на 202. Какое действие необходимо выполнить?

- Сложение.

-  Как будем считать? Сколько получится?

- 406. Так как 200 прибавить 200 будет 400, 4и 2, будет 6.

- Увеличьте 410 на 407.

- 417

- Увеличьте 116 на 120.

- 236.

3. Решение задачи на слух.

- Послушайте задачу. Решите и назовите ответ.

200 человек купили по 2 шарика, осталось ещё 50 шаров. Сколько было шаров?

- 350.

- Считайте внимательно, сколько купили и 50 ещё осталось. Сколько до этого было?

- 450.

4. Чтение многозначных чисел.

(На доске записаны числа: 6541,3072, 7222, 8004, 1948.)

- По цепочке читаем числа и называем в нём число тысяч.

- 6 541. 6 000.

- 3 072. 3 000.

- 7 222. 7 000.

- 8 004. 8 000.

- 1948. 1 000.

5. Нумерация многозначных чисел.

(На доске записаны числа: 368, 749, 1000, 795, 90 354; 6 и 6 000; 998, …, …..,…., ….,….., 1003)

- Прочитайте число.

- 368.

- Назовите его соседей.

- 367 и 369.

- Прочитайте число.

- 749.

- Назовите его соседей.

- 750 и 746.

- Прочитайте число.

- 1000.

- Назовите предыдущее и последующее число.

- 1001 и 1002.

- Назовите предыдущее и последующее число, то есть его соседей.

- 999 и 1001

- Какое число  следует за этим числом? (90 354)

- 90 355.

- Чем отличается запись следующих чисел? (6 и 6 000)

- 6 это единицы, а 6 000 это тысячи.

- Какие числа пропущены? (998, …, …..,…., ….,….., 1003)

- 999, 1 000, 1001 и 1 002.

Итог: Во время устного счёта допускали ошибки. В следующий раз внимательно слушайте задание и правильно считайте.

Ш. Работа в тетради.

Цель: Продолжаем работу с многозначными числами. Будем тренироваться записывать многозначные числа.

-Откройте тетради, отступите вниз 4 клетки и в сторону 5, на 6 клетке запишите число. На следующей строчке запишите «Классная работа». Отступите вниз две клетки, от начала строки, через запятую записывайте числа. При написании помните, что каждая цифра имеет свой домик- клеточку, а разряды отделяются точечкой. У доски будет работать Зураб. Положите перед собой таблицу разрядов и классов. Кому необходимо пользуйтесь таблицей.

- 5 единиц тысяч, 3 десятка тысяч, 4 единицы тысяч, 8 десятков тысяч, 3 единицы тысяч и 4 сотни, 6 сотен тысяч и 5 единиц тысяч.

- Проверьте, правильно ли записал Зураб числа? (5 000, 30 000, 4 000, 8 000, 3 400, 600 005)

- Какое число должно быть вместо числа 8 000? Почему?

- 80 000, так как в числе 8 десятков тысяч, а 8 десятков это 80.

- Какое число должно быть вместо числа 600 005? Почему?

- 65 000, так как 65 это класс тысяч.

- 605 000.

- Так как в числе есть сотни и единицы класса тысяч.

Итог: Работу по записи многозначных чисел,  мы с вами продолжим на следующих урока, так как допускали ошибки при записи. А сейчас встаньте немного отдохнём.

V. Физ. Минутка.

- Я буду называть вам действия,  а вы их выполнять. При этом сама буду показывать совсем другие движения. Будьте внимательны. Руки вверх, в стороны, вниз, на плечи, на пояс, вниз, в стороны, вверх, на плечи, в стороны, вниз, тихо садитесь.

VI. Изучение нового материала.

Цель: Сегодня на уроке будем учиться записывать многозначные числа в виде суммы многозначных слагаемых.

1.Работа с таблицей разрядов и классов. ( На доске записаны числа: 482 и 206 308.)

- Положите перед собой таблицу разрядов и классов. Возьмите карточки с цифрами. Прочитайте число на доске.

- 482.

- Миша, рассуждай вслух, как записать это число в таблицу?

- В числе 482-  4 сотни, положу цифру 4 в сотни класса единиц, в этом числе 8 десятков , положу цифру 8 в десятки класса единиц и 2 единицы, положу цифру 2 в единицы класса единиц.

- Кто может записать это число в виде суммы разрядных слагаемых на доске?

- 482 = 400 + 80 + 2

- Верно. Прочитайте следующее число.

- 206 308.

- Я на доске буду записывать это число в виде суммы разрядных слагаемых. Расскажите, как записать, смотрите в таблицу разрядов и классов.

- В числе 206 308  2 сотни тысяч - это 200 000, 6 единиц тысяч – это 6 000, 3 сотни – это 300 и 5 единиц – это 5.

- Все ли числа можно записать в виде суммы разрядных слагаемых?

- Да.

- А можно ли записать однозначное число в виде суммы разрядных слагаемых?

- Только в виде суммы разных чисел.

- Какой можно сделать из этого вывод?

- Любое число в котором есть единицы разных разрядов, можно записать в виде суммы.

V. Закрепление изученного материала.

1. Работа с учебником

Цель: Закрепим изученный материал. Будем тренироваться записывать числа в виде суммы разрядных слагаемых, совершенствовать навыки в решении задач.

- Откройте учебник на странице 26. Прочитайте про себя правило.

- Юля, прочитай правило вслух.

- Задание под номером 108  будем выполнять устно. По цепочке читайте пример.

- 205 –это 200 и 5

- 205 000 – это 200 000 и 5 000

- 205 040 – это 200 000, 5 000 и 40

- 1 648 – это 1 000, 600, 40 и 8

- 640 008 – это 600 000, 40 000 и 8

- 164 800 – это 164 000 и 800

- Нет. Кто исправит ошибку?

- 100 000, 60 000, 4 000 и 800.

2. Работа в тетради.

- Номер 109 будем записывать в тетрадь. Вниз отступите 2 клетки, запишите  №  109. Дима на  доске записывает 1 столбик, его проверяет Ксения.

90 000 + 3 000 + 1= 93 001

600 000 + 1 000 + 30 = 601030

- Ксения, правильно выполнил работу Дима?

- Да.

- Второй столбик выполняет на доске Лиза. Проверяет решение Максим.

300 206 – 300 000 – 6 = 0

905 340 – 900 000 – 300 = 5 000

- Первый пример не правильно, так как  не вычитали 200.

3. Решение задачи.

- В учебнике найдите номер 113. Максим прочитай задание. Будем решать устно.

- Составь и реши задачу.

- Читай, что известно.

- Израсходовали за день 10 килограммов. Всего израсходовали 80 килограммов.

- Что неизвестно?

- Количество дней.

- Составьте задачу.

- В столовой израсходовали 80 килограммов картофеля. В день расходовали по 10 килограммов. За сколько дней израсходуют весь картофель?

- Как решить задачу?

- Надо 80 разделить на 10.

- Сколько получится дней?

- 8.

- Составим обратные задачи. Что будет известно?

- Количество дней 80. Всего израсходовали 80 килограммов.

- Что будем находить?

- Сколько израсходовали за день.

- Каким действием будем решать?

- Делением.

- Решите задачу.

- 80 разделить на 8 получится 10 килограммов.

- Какую ещё обратную задачу можно составить? Что теперь будет известно? Что надо найти?

- Известно, что за 1 день расходуют 10 килограммов картофеля. Расходовали его 10 дней. Сколько всего израсходовали?

- Каким действием будем решать задачу?

- Умножением.

- Даня. Расскажи решение задачи.

- 10 умножить на 8 получится 80

- Верно.

4. Решение задачи.

- Следующий номер будем записывать в тетрадь. Отступите вниз две клетки, запишите слово «задача 114». Зураб, читай задачу.

- В январе было 14 солнечных дней, в феврале на 6 дней меньше, чем в январе, а в марте – в 2 раза больше, чем в феврале. Поставь вопрос и реши задачу.

- Какой вопрос можно поставить к этой задаче?

- Сколько солнечных дней было в феврале?

- Составим схему задачи и решим её. Ира у доски, остальные в тетради.

__________\______________\________

Ян. 14 дн. ← Фев.? на 6 >  ← Март ? в 2 раза <

- Можем сразу найти,  сколь солнечных дней было в марте?

- Нет.

- Почему?

- Мы не знаем, сколько было в феврале.

- Можем сосчитать, сколько дней было в феврале?

- Да, их на 6 больше, чем в январе.

- Каким действием будем находить дни февраля?

- Сложением.

- После того, как нейдем количество февральских дней, сможем найти количество мартовских дней?

- Да.

- Каким действием?

- Умножением.

- Запишите решение задачи в тетрадь. После проверим решение на доске. Кто не понял задачу, поднимите руку, я к вам подойду.

- Правильно записала Ира решение задачи?

1. 14 + 6 = 20 (дн.) в феврале

2. 20 * 2 = 40 (дн.) в марте

- Правильно.

- Какой ещё вопрос можно поставить к этой задаче?

- Сколько всего солнечных дней.

- Что необходимо сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

- Всё сложить.

- Запишите решение задачи дальше.

- Правильно решила Ира?

3. 14 + 20 = 34 (дн.) в январе и феврале

4. 34 + 40 = 74 (дн.)

- Да.

- Запишите ответ на вопрос: сколько всего солнечных дней?

5. Решение примеров.

- В тетради вниз  отступите 2 клетки. Записываем примеры и их решаем. У доски работает Зураб. Примеры записаны на карточках у всех учащихся примеры одинаковые.

20 000 + 6 000

1 000 + 300 + 20 + 6

800 000 + 3 000

- Посмотрите на доску у кого другие ответы?

- Всё верно.

6. Самостоятельная работа.

- На доске записаны числа. Разложите эти числа в виде суммы разрядных слагаемы. Запишите в тетрадь  примеры самостоятельно. Кому необходима моя помощь поднимите руку, я подойду. Можно во время работы пользоваться таблицей разрядов и классов.

20 506, 45 980, 346 000, 506 000, 203 500.

Итог: Работали хорошо. Вашу самостоятельную работу я обязательно проверю. Посмотрю, кто понял, как правильно раскладывать числа на сумму разрядных слагаемых.

VI Итог урока.

- Чему учились сегодня на уроке?

- Раскладывать числа.

- Как раскладывали числа?

- В виде суммы разрядных слагаемых

VII Домашнее задание.

- Дома выполнить и записать в тетрадь номера 111 и 115.

- Прочитай, Юля, что надо сделать в первом номере?

- Вставь числа, пропущенные при счёте.

- Кто не знает, как выполнять задание? Что необходимо сделать во втором номере?

- Начертить прямоугольник. Найти периметр и площадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых"

Презентация  к  уроку  "Представление  многозначных  чисел  в  виде  суммы  разрядных  слагаемых"  (М.И. Моро  "Школы  России")  4...

Конспект урока по математике "Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых" (3 класс Школа России)

Конспект урока по математике по теме " Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых" в 3 классе (Школа России) разработан в соответствии с ФГОС. Урок позволяет реализовать системно...

Конспект урока по математике на тему «Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых»

Конспект урока по математике на тему «Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых»...

3 класс. Конспект урока по математике на тему: "Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых" Школа России

Технологическая карта по математикеТема урока: Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемыхЦели урока: учить записывать трехзначные числа в виде суммы трехзначных слагаемых; закреп...