Духовно- нравственное воспитание обучающихся на традициях русской культуры.
материал
Педагогический коллектив видит необходимость осуществления духовно-нравственного воспитания учащихся, воспитания их на лучших примерах и традициях русской культуры. Целью работы по духовно-нравственному воспитанию детей для коллектива нашей школы ста Мы только в начале намеченного пути, но надеемся, что наши добрые намерения и начинания дадут добрые «всходы». Главная идея нашей профессиональной деятельности – идея Любви и Добра. И мы не устаём повторять своим ученикам: «Любите друг друга, любите тех, кто рядом с вами, любите мир, который вас окружает. Спешите делать добро».ло развитие духовного начала личности младшего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_duhovno-nravstvennoe_vospitanie.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно- нравственное воспитание обучающихся на традициях русской культуры.
Е.Е.Шестакова
учитель начальных классов
Педагогический коллектив видит необходимость осуществления духовно-нравственного воспитания учащихся, воспитания их на лучших примерах и традициях русской культуры. Целью работы по духовно-нравственному воспитанию детей для коллектива нашей школы стало развитие духовного начала личности младшего школьника. Наша школа является экспериментальной площадкой по духовно-нравственному воспитанию обучающихся. Творческой группой учителей была разработана и сейчас апробируется концепция и программа « Духовно- нравственное воспитания детей на традициях и ценностях народной культуры.»
Направления духовно-нравственного воспитания:
духовные ценности Отечества, экологическая культура, культура труда и учения, культура семейных отношений и т.д.
Различные формы работы классных руководителей, воспитателей ГПД и педагогов школы позволяют разнообразить воспитательный процесс, наполнить его нравственным смыслом, сделать интересным и запоминающимся: утренники «День знаний», « Посвящение в ученики», «Сначала «аз» да «буки», а потом и все науки» (праздник прощания с азбукой); фольклорные праздники Осенины, Зимние Святки, Масленица, Троица; дни здоровья «Осенний марафон», «Забавы матушки - Зимы», предметные недели, игры-путешествия в родную историю «За землю русскую!», «Недаром помнит вся Россия», благотворительные акции «Доброе сердце», «Мой сосед ветеран», операции «Птичья столовая», «Первоцвет». День пожилого человека (1 октября);
День матери (последнее воскресенье ноября);
Международный день семьи (15 мая);
Рассматриваем вопрос «Семейные праздники», мы говорим о Рождестве, Дне Петра и Февронии, Дне Победы. Это помогает в формировании представлений о семейных ценностях и уважения к членам семьи.
Проводятся:
●Открытые уроки, классные часы, беседы, диспуты по вопросам нравственности и культуры поведения.
● В течение календарного года, конкурс рисунков «И память болью в сердце отзовется…»
- родительские собрания на тему: «Духовно-нравственное воспитание молодежи».
О роли библиотеки в духовно- нравственном воспитании можно говорить много. Библиотека стала центральным местом воспитания, прежде всего нравственной, творческой личности. Воспитать такого человека без книг невозможно. Школьные библиотеки оформляют выставки книг, журналов, газет, фотографий, рассказывающие о жизни истории, обычаях и традициях русского народа, о творчестве писателей, поэтов и выдающихся деятелей России. В нашей школе разработана и используется на протяжении нескольких лет программа « Этическая грамматика». В основе её лежат правила этикета.
«Этикет – очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности – в области культуры материальной».
Цели и задачи занятий:
– формирование духовно-нравственных ориентиров;
– воспитание культуры поведения и сознательной дисциплины;
– формирование потребности в самообразовании, самовоспитании своих морально-волевых качеств.
В школе осуществляется проектная деятельность воспитателей ГПД и учащихся: реализуется проект «Мастерство добрых рук» по приобщению детей к основам декоративно-прикладного творчества и секретам русских ремесел. Учащиеся знакомятся с хохломской, гжельской росписями, дымковской игрушкой, местной вышивкой, учатся самостоятельно воспроизводить узоры и рисунки на дереве, глине, ткани. Девиз деятельности школы можно сформулировать так: «Через собственное творчество – к духовности».
Формы работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию через организацию внеурочной деятельности:
- факультативные, индивидуально - групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания (элективный курс «Основы православной культуры», учитель Гурьева М.Ю.);
- творческая художественная деятельность: рукоделие, рисование; создание предметов декоративно - прикладного творчества; развитие способностей сольного и хорового пения, музыкально-сценического движения (ежегодные победители во Всероссийских, областных конкурсах);
- проведение праздников и мероприятий, коллективно-творческих дел («Духовное возрождение России», «В хороводе были мы», «Беречь планету», «Мир дому твоему», «Живи, Тамбовская земля!», «Поклонимся великим тем годам…», «Полотно Победы», фестиваль «Пушкин на школьной сцене» и т.д.);
- использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций);
- краеведческая работа (участие в краеведческих чтениях и областных конкурсах «Мой край – моя Отчизна», благотворительная деятельность, милосердие (посещение детей-инвалидов, воспитанников детского дома «Аистенок», уход за ветеранами педагогического труда);
- приобщение детей к исторической и духовной памяти русского народа через проведение экскурсий по историческим местам;
- проведение акций «Солдатское письмо», «Книга памяти», «Мемориал павшим мичуринцам», «Милосердие» (организован сбор средств на строительство храма в Сосновском районе в Мамонтовой пустыни);
- организация конкурсов
Изучение национальной культуры и сохранение русских традиций красной нитью проходит через все мероприятия, проводимые в школе.
Примечание. В городском фестивале русской национальной культуры «Широкая душа России» школа стала победителем; награждена Почетной грамотой управления народного образования администрации г. Мичуринска.
Опыт работы учреждения по нравственному воспитанию обучающихся обобщен ТОИПКРО.
Органы самоуправления школы (Координационный совет и детская организация «Росиночки») проводят большую работу по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. Участвуя в областной акции «Наследники Победы», посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, школа заняла призовое место.
Библиотека школы приняла активное участие в городском конкурсе творческих работ «Сохраним историю в веках», посвященном 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Девятнадцать учащихся начальной школы стали победителями конкурса в номинациях «Моя семья в годы войны» (Ерохин А.), «По страницам старого фотоальбома» (Игнатова О., Мартынова Е., Сапронов А.), «Орден в моем доме» (Лучникова А.), «Учитель – участник Великой Отечественной войны» (Маслова А.)
Общий охват детей патриотическим и духовно-нравственным
воспитанием через различные формы работы составил 100%
Составляющие духовной жизни человека:
- НРАВСТВЕННАЯ
- ЭСТЕТИЧЕСКАЯ
- РЕЛИГИОЗНАЯ
«Все три составляющие духовной жизни находят свое выражение в чувствах, работе ума и активности» (В.В.Зеньковский)
Таким образом, духовно-нравственное воспитание - это развитие у ребенка:
- нравственной способности – к различению добра и зла;
- эстетической способности – к различению прекрасного и безобразного;
- религиозной способности – к различению истинного и ложного.
(О.М.Потаповская)
Мы только в начале намеченного пути, но надеемся, что наши добрые намерения и начинания дадут добрые «всходы». Главная идея нашей профессиональной деятельности – идея Любви и Добра. И мы не устаём повторять своим ученикам: «Любите друг друга, любите тех, кто рядом с вами, любите мир, который вас окружает. Спешите делать добро».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация курса ОРКСЭ как основа духовно-нравственного воспитания обучающихся
Воспитательный процесс в рамках комплексного курса ОРКСЭ направлен на знакомство учащихся с духовными традициями народа России...
Духовно-нравственное воспитание и народные традиции
Духовно-нравственное воспитание и народные традиции В духовно-нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитани...
Духовно-нравственное воспитание обучающихся на ступени начального образования
Цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, ...
Проект "Духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами реализации проекта Моя Россия - моё Побочино"
Тема проекта «Моя Россия – моё Побочино»» актуальна, значима и интересна. Она расширяет знания младших школьников о своём родном селе, о своих учащихся и выпускниках школы. Особо ценен дан...
ДУХОВНЫЙ ЧАС – ОДНА ИЗ ФОРМ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
В воспитательной работе использую форму проведения - духовный час. Для того, чтобы реализовать ее, необходимы серьезные размышления и специальная п...
Об итогах семинара «Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательных организациях. Возрождение духовно-нравственного наследия на основе традиций отечественной культуры»
В ходе семинара участники посетили различные мероприятия с использованием новых методик и форм проведения:- урок по Основам православной культуры в 6 классе «Святоотеческое предание как нр...
КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»
Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...