Духовно- нравственное воспитание обучающихся на традициях русской культуры.
материал

Шестакова Елена Евгеньевна

Педагогический коллектив видит необходимость осуществления духовно-нравственного воспитания учащихся, воспитания их на лучших примерах и традициях русской культуры.   Целью работы по духовно-нравственному воспитанию детей для коллектива  нашей школы ста  Мы только в начале намеченного пути, но надеемся, что наши добрые намерения и начинания дадут добрые «всходы». Главная идея нашей профессиональной деятельности – идея Любви и Добра. И мы не устаём повторять своим ученикам: «Любите друг друга, любите тех, кто рядом с вами, любите мир, который вас окружает. Спешите делать добро».ло развитие духовного начала личности младшего школьника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_duhovno-nravstvennoe_vospitanie.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно- нравственное воспитание обучающихся на традициях русской культуры.

Е.Е.Шестакова

учитель начальных классов

Педагогический коллектив видит необходимость осуществления духовно-нравственного воспитания учащихся, воспитания их на лучших примерах и традициях русской культуры.   Целью работы по духовно-нравственному воспитанию детей для коллектива  нашей школы стало развитие духовного начала личности младшего школьника. Наша школа является экспериментальной площадкой по духовно-нравственному воспитанию обучающихся. Творческой группой учителей была разработана и сейчас апробируется концепция и программа « Духовно- нравственное воспитания детей на традициях и ценностях народной культуры.»

Направления духовно-нравственного воспитания:

духовные ценности Отечества, экологическая культура, культура труда и учения, культура семейных отношений и т.д.

        Различные формы работы классных руководителей, воспитателей ГПД и педагогов школы позволяют разнообразить воспитательный процесс, наполнить его нравственным смыслом, сделать интересным и запоминающимся: утренники «День знаний», « Посвящение в ученики», «Сначала «аз» да «буки», а потом и все науки» (праздник прощания с азбукой); фольклорные праздники Осенины, Зимние Святки, Масленица, Троица; дни здоровья «Осенний марафон», «Забавы матушки - Зимы», предметные недели, игры-путешествия в родную историю «За землю русскую!», «Недаром помнит вся Россия», благотворительные акции «Доброе сердце», «Мой сосед ветеран», операции «Птичья столовая», «Первоцвет». День пожилого человека (1 октября);
День матери (последнее воскресенье ноября);
Международный день семьи (15 мая);

 Рассматриваем вопрос «Семейные праздники», мы говорим о Рождестве, Дне Петра и Февронии, Дне Победы. Это помогает в формировании представлений о семейных ценностях и уважения к членам семьи.
Проводятся:
●Открытые уроки, классные часы, беседы, диспуты по вопросам нравственности и культуры поведения.
 ● В  течение календарного года, конкурс рисунков «И память болью в сердце отзовется…»
- родительские собрания на тему: «Духовно-нравственное воспитание молодежи».

 О роли библиотеки в духовно- нравственном воспитании можно говорить много. Библиотека стала центральным местом воспитания, прежде всего нравственной, творческой личности. Воспитать такого человека без книг невозможно. Школьные библиотеки оформляют выставки книг, журналов, газет, фотографий, рассказывающие о жизни истории, обычаях и традициях русского народа, о творчестве писателей, поэтов и выдающихся деятелей России. В нашей школе разработана и используется на протяжении нескольких лет программа  « Этическая грамматика». В основе её лежат правила этикета.

«Этикет – очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности – в области культуры материальной».

Цели и задачи занятий:

–      формирование духовно-нравственных ориентиров;

–      воспитание культуры поведения и сознательной дисциплины;

–      формирование потребности в самообразовании, самовоспитании своих морально-волевых качеств.

        В школе осуществляется проектная деятельность воспитателей ГПД и учащихся: реализуется проект «Мастерство добрых рук» по приобщению детей к основам декоративно-прикладного творчества и секретам русских ремесел. Учащиеся знакомятся с хохломской, гжельской росписями, дымковской игрушкой, местной вышивкой, учатся самостоятельно воспроизводить узоры и рисунки на дереве, глине, ткани. Девиз деятельности школы можно сформулировать так: «Через собственное творчество – к духовности».

Формы работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию через организацию внеурочной деятельности:

  • факультативные, индивидуально - групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания (элективный курс «Основы православной культуры», учитель Гурьева М.Ю.);
  • творческая художественная деятельность: рукоделие, рисование; создание предметов декоративно - прикладного творчества; развитие способностей сольного и хорового пения, музыкально-сценического движения (ежегодные победители во Всероссийских, областных конкурсах);
  • проведение праздников и мероприятий, коллективно-творческих дел  («Духовное возрождение России», «В хороводе были мы», «Беречь планету», «Мир дому твоему», «Живи, Тамбовская земля!», «Поклонимся великим тем годам…», «Полотно Победы», фестиваль «Пушкин на школьной сцене» и т.д.);
  • использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций);
  • краеведческая работа (участие в краеведческих чтениях и областных конкурсах «Мой край – моя Отчизна», благотворительная деятельность, милосердие (посещение детей-инвалидов, воспитанников детского дома «Аистенок», уход за ветеранами педагогического труда);
  • приобщение детей к исторической и духовной памяти русского народа через проведение экскурсий по историческим местам;
  • проведение акций «Солдатское письмо», «Книга памяти», «Мемориал павшим мичуринцам», «Милосердие» (организован сбор средств на строительство храма в Сосновском районе в Мамонтовой пустыни);
  • организация конкурсов

Изучение национальной культуры и сохранение русских традиций красной нитью проходит через все мероприятия, проводимые в школе.

        Примечание. В городском фестивале русской национальной культуры «Широкая душа России» школа стала победителем; награждена Почетной грамотой управления народного образования администрации г. Мичуринска.

        Опыт работы учреждения  по нравственному воспитанию обучающихся обобщен ТОИПКРО.

Органы самоуправления школы (Координационный совет и детская организация «Росиночки») проводят большую работу по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. Участвуя в областной акции «Наследники Победы», посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, школа заняла призовое место.

Библиотека школы приняла активное участие в городском конкурсе творческих работ «Сохраним историю в веках», посвященном  65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Девятнадцать учащихся начальной школы стали победителями конкурса в номинациях «Моя семья в годы войны» (Ерохин А.),  «По страницам старого фотоальбома» (Игнатова О., Мартынова Е., Сапронов А.), «Орден в моем доме» (Лучникова А.), «Учитель – участник Великой Отечественной войны» (Маслова А.)

Общий охват детей патриотическим и духовно-нравственным

воспитанием через различные формы  работы составил 100%

Составляющие духовной жизни человека:

  • НРАВСТВЕННАЯ
  • ЭСТЕТИЧЕСКАЯ
  • РЕЛИГИОЗНАЯ

«Все три составляющие духовной жизни находят свое выражение в чувствах, работе ума и активности» (В.В.Зеньковский)

Таким образом, духовно-нравственное воспитание -  это развитие у ребенка:

  • нравственной способности – к различению добра и зла;
  • эстетической способности – к различению прекрасного и безобразного;
  • религиозной способности – к различению истинного и ложного.

(О.М.Потаповская)

  Мы только в начале намеченного пути, но надеемся, что наши добрые намерения и начинания дадут добрые «всходы». Главная идея нашей профессиональной деятельности – идея Любви и Добра. И мы не устаём повторять своим ученикам: «Любите друг друга, любите тех, кто рядом с вами, любите мир, который вас окружает. Спешите делать добро».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация курса ОРКСЭ как основа духовно-нравственного воспитания обучающихся

Воспитательный процесс в рамках комплексного курса ОРКСЭ направлен на знакомство  учащихся с духовными традициями народа России...

Духовно-нравственное воспитание и народные традиции

Духовно-нравственное воспитание и народные традиции В духовно-нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитани...

Духовно-нравственное воспитание обучающихся на ступени начального образования

Цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, ...

Проект "Духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами реализации проекта Моя Россия - моё Побочино"

Тема проекта «Моя Россия – моё  Побочино»» актуальна, значима и интересна. Она расширяет знания младших школьников о своём родном селе, о своих  учащихся и выпускниках школы. Особо ценен дан...

ДУХОВНЫЙ ЧАС – ОДНА ИЗ ФОРМ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

        В воспитательной работе использую форму проведения  - духовный час.  Для того, чтобы реализовать ее,  необходимы серьезные размышления и специальная п...

Об итогах семинара «Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательных организациях. Возрождение духовно-нравственного наследия на основе традиций отечественной культуры»

В ходе семинара участники посетили различные мероприятия с использованием новых методик и форм проведения:-  урок по Основам православной культуры в 6 классе «Святоотеческое предание как нр...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...