Проект "Духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами реализации проекта Моя Россия - моё Побочино"
методическая разработка (4 класс) по теме
Тема проекта «Моя Россия – моё Побочино»» актуальна, значима и интересна. Она расширяет знания младших школьников о своём родном селе, о своих учащихся и выпускниках школы. Особо ценен данный материал для создания условий формирования духовно-развитой личности младшего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno1.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами реализации проекта «Моя Россия – моё Побочино»
Паспорт
Наименование образовательного учреждения | Муниципальное казённое образовательное учреждение «Побочинская средняя общеобразовательная школа» |
Ф.И.О. (полностью) докладчика, должность | Арманшина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов |
Тема работы | «Моя Россия – моё Побочино» |
Цели и задачи работы | Цель: создать условия для формирования духовно-развитой личности младшего школьника. Задачи: 1.Воспитание патриотизма от уважения и любви к родному селу, его истории и природы к формированию гражданского самосознания. 2.Формирование гуманистического отношения к миру, к приобщению и усвоению общечеловеческих ценностей, умению видеть прекрасное, к реализации творческих способностей и духовных потребностей. |
Описание сделанного в процессе исследования | За последнее десятилетие педагогической деятельности накопился достаточно обширный интересный материал по заявленной теме, который планируется использовать в проекте. Это сочинения, фотографии, стихи, рассказы, рисунки, воспоминания бывших учеников, как помещенные в различных сборниках, так и просто хранящиеся в методической копилке учителя. Материалы были собраны, систематизированы в папки по направлениям проекта, оформлены и подготовлены к ознакомлению и изучению другим поколением учащихся - юных побочинцев. В процессе исследования были выявлены риски и определены меры для их минимизации. |
Методы, используемые в ходе исследовательской деятельности | В ходе исследовательской деятельности была выявлена проблема, требующая изучения теории духовно-нравственного воспитания развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов, посвященной данной проблематике. Был произведен подбор методик исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, сделаны собственные выводы. Последний этап работы включал в себя создание плана и непосредственно проекта «Моя Россия – моё Побочино», включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. |
Основные результаты и выводы | Тема проекта «Моя Россия – моё Побочино»» актуальна, значима и интересна. Она расширяет знания младших школьников о своём родном селе, о своих учащихся и выпускниках школы. Особо ценен данный материал для создания условий формирования духовно-развитой личности младшего школьника. Опыт учителя по сбору и систематизации творческих работ своих учеников, обучающихся уже основной и средней школе у других учителей-предметников, а также выпускников школы на протяжении последних десяти лет, своеобразен и актуален. В нём ярко прослеживается преемственность педагогической деятельности учителя по воспитанию патриотизма, уже сформированный духовно-нравственный мир её выпускников в их творческих работах. |
Благодарности организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе. | Педагогам и библиотекарю МКОУ «Побочинская СОШ», Совету ветеранов с.Побочино, специалистам Побочинской сельской администрации, учащимся и родителям, представившим материалы из семейных архивов. |
1.Краткая справка-аннотация по проекту «Моя Россия – моё Побочино»
1.1.Цели, задачи, принципы, актуальность проекта.
Цель: создать условия для формирования духовно-развитой личности младшего школьника.
Задачи:
1.Воспитание патриотизма от уважения и любви к родному селу, его истории и природы к формированию гражданского самосознания.
2.Формирование гуманистического отношения к миру, к приобщению и усвоению общечеловеческих ценностей, умению видеть прекрасное, к реализации творческих способностей и духовных потребностей.
Принципы, определяющие содержание, пути и способы духовно-нравственного воспитания младших школьников
1.Целостность педагогического процесса – единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы.
2.Системность и преемственность форм воспитания начальной и основной школы.
3.Принцип диалогического общения младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми.
Актуальность проекта.
В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для многих граждан страны духовных ценностей. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Усилия, прилагаемые образовательными, здравоохранительными, социальными, культурно-просветительными, правоохранительными и другими органами, общественностью по нормализации ситуации, остаются разрозненными и малоэффективными. В современных условиях безвкусицы, технократии, стремлении к насилию большинства молодежи в школе необходимо формировать личность, способную к достойной самореализации. В связи с этим велико значение духовно-нравственного воспитания. Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов классифицированы по шести направлениям, каждое из которых тесно связано с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России, и основано на определённой системе базовых национальных ценностей. Организацию работы в предоставляемом проекте предполагается осуществлять по трем из них.
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная,
2.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
3.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение ребят к саморазвитию и приобщению к богатейшему опыту национальной культуры, изучению традиций родного края, своего села Побочино. Село Побочино – обновленное село. Его сегодняшние жители – выходцы из бывшего СССР. 98% прежних жителей – немцев - уехали на постоянное место жительства в Германию, поэтому духовно-нравственное воспитание юных побочинцев имеет особое значение. У автора проекта «Моя Россия – моё Побочино» за последнее десятилетие педагогической деятельности накопился достаточно обширный интересный материал, который планируется успешно использовать в заявленном проекте. Это сочинения, фотографии, стихи, рассказы, рисунки, воспоминания ее бывших учеников, как помещенные в различных сборниках, так и просто хранящиеся в методической копилке учителя. Автор проекта считает, что с ними необходимо знакомить и других учащихся - юных побочинцев. Тогда предлагаемый проект позволит показать и другой мир, научит ценить и понимать не только лучшие произведения отечественной культуры, фольклора, где миру зла и насилия противопоставлены добро и милосердие, красота души и любовь к окружающим, но и произведения бывших учеников школы, пронизанные любовью к своей малой Родине.
2.Описание проекта.
2.1.Предмет исследования.
Село Побочино возникло 30 апреля 1906 года в результате переселенческой политики царизма. Первая партия переселенцев стала селиться и разбивать усадьбы от первого колодца, который сохранился до наших дней. Это место было когда-то стойбищем кочевников-казахов и называлось Тогыз – бай (девять баев). Октябрьскую революцию встретили с одобрением. Часть крестьян служили в Красной армии, мобилизации в армию Колчака избегали. Во время Великой отечественной войны в Трудармию было мобилизовано 250 человек. Колхоз не раз переименовывался. 25 февраля 1911 года открылся 1 класс начальной государственной школы. До 1937 года в Побочинской сельской школе обучение велось на немецком языке. В 1972 году обучение велось на немецком языке. В 1972 году была открыта средняя школа. В настоящее время 99% учащихся - дети переселенцев из различных регионов бывшего СНГ. Школа работает в одну смену. В настоящее время в ней обучается 169 учащихся. Первый и второй классы реализуют федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего образования, пятый класс работает в пилотном режиме реализации ФГОС основного общего образования. Школа работает в статусе средней общеобразовательной школы. В соответствии с Уставом МКОУ «Побочинская СОШ» обеспечивает общее среднее образование каждому ученику, поступающему в школу. Реализация задач школы обеспечивается планом работы школы, Уставом, учебным планом. Учреждение имеет 11 учебных кабинетов, две лаборатории (физика, химия), столовую на 140 посадочных мест, библиотеку, актовый и спортивный залы, кабинет информатики и ИКТ, трудовой политехнический комплекс, школьный музей. Школа существенно улучшила материально-техническую базу, став победителем в конкурсе общеобразовательных учреждений, реализующих инновационные программы в 2007 году, а также за счет реализации комплекса мер по модернизации общего образования. В непосредственной близости от школы находятся Дом культуры, библиотека, Центр немецкой культуры, сельская администрация, ФАП, детский сад. Особенностью нашего образовательного учреждения является то, что оно расположено в центре села. Таким образом, складываются благоприятные условия для реализации проекта «Моя Россия – моё Побочино».
2.2.Участники проекта
Обучающиеся 1-4 классов, родители, педагоги, СМИ и другие заинтересованные лица.
2.3.Программа выполнения работ по проекту.
Сроки выполнения: 2013 -2016 годы
Первый этап (2012 -2013 учебный год) - 1 класс
1. Изучение уровня элементарных представлений учащихся о духовности и нравственности.
2.Разработка диагностических материалов по духовно- нравственному воспитанию младших школьников.
3.Подготовка программно – методического обеспечения по проблемам духовно-нравственного воспитания.
Второй этап (2013 – 2015 годы) – 2,3 классы.
1.Диагностика духовно- нравственного воспитания младших школьников.
2.Реализация материалов программно – методического обеспечения по проблемам духовно-нравственного воспитания.
Третий этап (2015 – 2016 годы) – 4 класс
1.Обобщение диагностических материалов по духовно- нравственному воспитанию младших школьников.
2.Реализация творческих способностей и духовных потребностей обучающихся.
Проект рассчитан на 4 года и будет закончен в год 110-летия с.Побочино. Для его реализации необходим ряд направлений.
2.4.Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты воспитательной деятельности
Направление воспитания | Ценностные установки | Планируемые результаты воспитательной деятельности |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Любовь к России, своему народу, краю, своему селу Побочино, старшему поколению, в том числе, к выпускникам школы, доверие к людям, уважение к людям другой национальности. | 1.Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, родному языку, народным традициям, старшему поколению. 2.Обучающиеся имеют элементарные представления о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга. 3.Обучающиеся имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации. 4.Обучающиеся имеют начальные представления о правах и обязанностях человека, семьянина, товарища. |
Развитие нравственных чувств и этического сознания | Нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль; честность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике; стремление к развитию духовности | 1.Обучающиеся имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами 2.Обучающиеся имеют нравственно-этический опыт взаимодействия с людьми разного возраста. 3.Обучающиеся уважительно относятся к традиционным религиям. 4.Обучающиеся неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, оказавшемуся в трудной ситуации. 5.Формируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей. 6. Обучающиеся знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним. |
Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) | Родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание | 1.Обучающиеся имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе. 2.Обучающиеся имеют элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики. 3.У обучающихся есть первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе. 4. У обучающихся есть личный опыт участия в экологических инициативах, проектах. |
Формирование ценностного отношения к прекрасному | Формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) Красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве | 1.Обучающиеся имеют элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры. 2.Обучающиеся имеют первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России. 3.У обучающихся есть первоначальный опыт эстетических переживаний. Отношения к окружающему миру и самому себе; самореализации в различных видах творческой деятельности. 4. Обучающиеся мотивированы к реализации эстетических ценностей в образовательном учреждении и семье. |
3.Научно - методическое обоснование проекта.
Воспитание духовно – нравственных качеств у учащихся школы включает в себя три направления:
1.Воспитание в процессе обучения:
-через отбор в используемых в школе авторских программ и учебников содержания предметов с целью усиления духовно-нравственного потенциала;
-через привлечение в содержание образования краеведческого материала.
2.Воспитание во внеурочной деятельности:
-через систему календарных праздников и КТД;
-через продолжение функционирования сложившихся в школе традиций духовно-нравственного воспитания (День Знаний, посвящение в первоклассники и пятиклассники, чествование ветеранов, конкурс «Ученик года», вечер встречи выпускников, последний звонок, выпускной бал, акция «Посылка солдату» и т.д.;
-через изучение истории своего села (школьный историко-краеведческий музей);
-через привлечение материалов многолетней педагогической деятельности автора проекта (стихи, рисунки, сочинения, поделки учащихся, конкурсные работы; брошюры, книги с публикациями своих учеников, материалы СМИ о Побочино), а именно:
Направление | Формируемые ценности | Привлекаемые материалы |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. | любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, поликультурный мир, свобода личная и национальна. | 1.Шихатов И. На государевой службе». -Омск.2002. 2.Материалы районной газеты «Пламя всегда с Вами» (с 2003года). 3.Материалы общешкольной газеты «Vivat», «Молодость». 4.Плотников Ю. Жизнь и судьба. -Омск. 2004. 5.Невыплаканные слезы. Литературно-художественное издание. –Омск. 2005. Очерк Дубовец Н.И. «Разбуженное эхо памяти». 6.М.Л.Губенко. Память сердца. Сборник сочинений.-Омск.2005. 7.Т. Сумнительнова. Призер Всероссийского конкурса исследовательских работ «Человек в истории. Россия 20 век» «Забыты там и здесь чужие (повседневная жизнь немецкого села в Сибири)», 2005. 8.Творческие работы-призеры районного конкурса «И славить вечно мы должны героев» - 2006. 9. Дубовец Н. Побочино: мгновения века. Сборник стихотворений. -Побочино. 2006. 10.Творческие работы: -Т. и Н.Вильгельм «Наша прабабушка». - Ж.Книсс. «Рукам работа-душе радость» -.В.Щербань, А.Чубанский «Мы не перестаем им гордиться». -Т.Шпади «Коренной житель». -К.Кулагин, Е.Бенш «Мой дедушка». 11.Гимн чести, мужеству и славе: сборник сочинений и плакатов. Победитель в областном конкурсе сочинений «Афганистан болит в моей душе» Арманшин А.. Омск. 2012. |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) | родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание. | «Ее сочинения удивляют и радуют». Сочинения А. Мунировой «Что тут смешного, ежик?», «Курочка в брючках», «Гусыня Юлька и ее семья», «Прилетай еще, воробышек!», «Царица природы». |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) | красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве. | Т.Сумнительнова. Стихи. «Мир на моих ладонях».Альбом. 2004. Т.Сумнительнова.»Мои этюды о природе». Альбом рисунков. Декоративно-прикладное творчество. Работы Т.Вильгельм, А.Гардер. |
3.Воспитание во взаимодействии с социумом:
-через работу с родителями по активизации работы по изучению собственных корней (интервьюирование членов своей семьи);
-Совет ветеранов села Побочино;
-Центр немецкой культуры села Побочино;
-Историко-краеведческий музей с. Одесское.
4.Оценка имеющихся у автора ресурсов для реализации проекта.
-Использование современных образовательных технологий (проблемно-диалоговое обучение, системно-деятельностный подход, информационно-коммуникационные технологии, проектная деятельность учащихся);
-материалы многолетней педагогической деятельности автора проекта (стихи, рисунки, сочинения, поделки учащихся, конкурсные работы; брошюры, книги с публикациями своих бывших учеников, материалы СМИ о Побочино);
-материалы историко – краеведческого музея МКОУ «Побочинская СОШ».
5. Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска.
Риск | Пути преодоления |
Сопротивление и неготовность педагогического коллектива. | Убедить в необходимости духовно – нравственного воспитания школьников. |
Препятствие родителей | Осуществление разъяснительной работы. Соблюдение принципа добровольности. |
Препятствие родителей – баптистов | Внимательное, доброе отношение к этим семьям. Согласование планов работы кружков, планов работ классных руководителей, составление единого плана воспитательной работы школы |
Отсутствие квалифицированных кадров. | Создание условий организации учебного труда, стимулирующих желание работать в школе. |
6. Предоставление результатов и дальнейшее развитие проекта.
-подготовленность обучающихся для восприятия курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в 4 классе;
-ожидаемые результаты в духовном воспитании выпускников 2 и 3 ступени:
Качества личности | Критерии |
Выпускник 2 ступени | |
Нравственный потенциал. | Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение». |
Познавательный потенциал | Желание найти и воспитать в себе нравственные качества личности. |
Выпускник 3 ступени | |
Нравственный потенциал. | Осмысление целей и смысла своей жизни. Усвоение ценностей «Отечество», «культура», «любовь», «творчество», наличие чувства гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину и ответственности за ее благосостояние. |
Познавательный потенциал | Понимание сущности нравственных качеств и черт, терпимость, обладание такими качествами доброта, честность, порядочность, вежливость. |
-подготовленность обучающихся для восприятия курса «Основы духовно – нравственной культуры народов России» в 5 классе.
-родительские собрания с представлением результатов мониторинга по духовно-нравственному воспитанию;
-представление опыта работы по предложенной теме на различных уровнях системы образования, в том числе на образовательных сайтах;
-создание семейных альбомов (результат совместного творчества детей и родителей), генеалогического дерева, уголков духовности и т.д.
-участие обучающихся в различных конкурсах духовно-нравственной тематики на всех уровнях;
-представление программного продукта проекта к 110-летию села Побочино в 2016 году.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГОС НОО средствами системы учебников "Школа России": цели и задачи воспитания, социализации младших школьников.
В статье рассматриваются задачи формирования личностной, социальной, семейной культуры а так же три подхода к организации нравственного уклада школьной жизни....
Выступление на межмуниципальном семинаре методических идей "Достижение оптимальных результатов в воспитании обучающихся как средство реализации ФГОС НОО"
В настоящее время в образовании происходят серьёзные перемены, связанные с переходом на обучение по ФГОС НОО. Сейчас системно-деятельностный подход реально пришёл в образование, и формирование новой л...
Реализация проекта «Воинская слава моей семьи» как средство гражданско – патриотического воспитания младших школьников.
Из опыта работы над исследовательским проектом учеников 4 класса "Воинская слава моей семьи"....
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Реализация проекта «1 ученик: 1 компьютер», как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира"
Доска и мел наши главные инструменты, но хочется чего-то большего….Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учащихся, для того чтобы они могли улучши...
Проект «Лепбук как средство экологического воспитания обучающихся с нарушениями слуха»
Комплекс экологических знаний осваивается без особых усилий, если знания преподносятся в увлекательной форме....
Статья «Духовно- нравственное воспитание обучающихся как средство реализации основных направлений ФГОС»
Духовно- нравственное воспитание обучающихся как средство реализации основных направлений ФГОС...
Этнокалендарь России как средство духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО
Статья "Этнокалендарь России как средство духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО"...