Проект "Духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами реализации проекта Моя Россия - моё Побочино"
методическая разработка (4 класс) по теме

Тема проекта «Моя Россия – моё  Побочино»» актуальна, значима и интересна. Она расширяет знания младших школьников о своём родном селе, о своих  учащихся и выпускниках школы. Особо ценен данный материал  для создания  условий формирования духовно-развитой  личности младшего школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno1.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное  воспитание обучающихся средствами  реализации проекта «Моя Россия – моё Побочино»

Паспорт

Наименование образовательного учреждения

Муниципальное казённое  образовательное учреждение  «Побочинская  средняя общеобразовательная  школа»

Ф.И.О. (полностью) докладчика, должность

Арманшина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов  

Тема работы

«Моя Россия – моё  Побочино»

Цели и задачи работы

Цель: создать условия для формирования духовно-развитой  личности младшего школьника.

 Задачи:

1.Воспитание  патриотизма от уважения и любви к родному селу, его истории   и природы к формированию гражданского самосознания.

2.Формирование гуманистического отношения к миру, к приобщению и усвоению общечеловеческих ценностей, умению видеть прекрасное,  к реализации творческих  способностей  и духовных  потребностей.

Описание сделанного в процессе исследования

За последнее десятилетие  педагогической деятельности  накопился  достаточно обширный  интересный материал по заявленной теме, который планируется использовать в проекте. Это сочинения,  фотографии, стихи, рассказы, рисунки,  воспоминания бывших учеников, как помещенные  в различных сборниках,  так и просто  хранящиеся в методической копилке учителя. Материалы  были собраны, систематизированы в папки по направлениям  проекта, оформлены и подготовлены  к ознакомлению  и изучению другим поколением учащихся -  юных  побочинцев. В процессе  исследования были выявлены риски и определены меры для их минимизации.

Методы, используемые в ходе исследовательской деятельности

В ходе исследовательской деятельности  была выявлена проблема, требующая   изучения теории духовно-нравственного воспитания  развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  в условиях  введения федеральных государственных образовательных  стандартов, посвященной данной проблематике. Был произведен подбор методик исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, сделаны собственные выводы. Последний  этап работы включал в себя  создание плана и непосредственно  проекта «Моя Россия – моё Побочино», включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Основные результаты и выводы

Тема проекта «Моя Россия – моё  Побочино»» актуальна, значима и интересна. Она расширяет знания младших школьников о своём родном селе, о своих  учащихся и выпускниках школы. Особо ценен данный материал  для создания  условий формирования духовно-развитой  личности младшего школьника. Опыт учителя  по сбору и систематизации творческих  работ своих  учеников, обучающихся уже  основной и средней школе у других учителей-предметников,  а также выпускников школы на протяжении последних  десяти лет,  своеобразен и актуален.  В  нём ярко прослеживается  преемственность  педагогической деятельности учителя по воспитанию патриотизма, уже сформированный  духовно-нравственный  мир её выпускников в их  творческих работах.

Благодарности организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе.

Педагогам  и библиотекарю МКОУ «Побочинская СОШ», Совету  ветеранов  с.Побочино,  специалистам  Побочинской сельской администрации, учащимся и родителям, представившим материалы из  семейных архивов.

1.Краткая справка-аннотация по проекту  «Моя Россия – моё  Побочино»

1.1.Цели, задачи, принципы, актуальность проекта.

Цель: создать условия для формирования духовно-развитой  личности младшего школьника.

 Задачи:

1.Воспитание  патриотизма от уважения и любви к родному селу, его истории   и природы к формированию гражданского самосознания.

2.Формирование гуманистического отношения к миру, к приобщению и усвоению общечеловеческих ценностей, умению видеть прекрасное,  к реализации творческих  способностей  и духовных  потребностей.

Принципы, определяющие  содержание, пути и способы духовно-нравственного  воспитания младших  школьников  

1.Целостность педагогического процесса  – единство, взаимосвязь, интеграция урочной  и внеурочной форм работы.

2.Системность и преемственность  форм воспитания  начальной и основной школы.

3.Принцип  диалогического общения младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми.

Актуальность проекта.

       В последние десятилетия в России произошли  экономические и политические изменения, которые привели к значительной  социальной дифференциации  населения и потере  общих для многих граждан страны духовных ценностей. Стала все более заметной   постепенная утрата нашим обществом  традиционного российского  патриотического сознания. Усилия, прилагаемые  образовательными, здравоохранительными, социальными, культурно-просветительными, правоохранительными и другими  органами, общественностью по нормализации ситуации, остаются разрозненными и малоэффективными. В современных условиях безвкусицы, технократии, стремлении к насилию большинства молодежи в школе  необходимо формировать личность, способную  к достойной самореализации. В связи с этим  велико  значение духовно-нравственного воспитания. Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  в условиях  введения федеральных государственных образовательных  стандартов классифицированы по  шести  направлениям,  каждое из которых  тесно связано с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России, и основано на определённой системе базовых национальных ценностей. Организацию работы в  предоставляемом проекте предполагается осуществлять по трем из них.

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная,

2.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

3.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

      Воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит  побуждение ребят к саморазвитию и приобщению  к богатейшему  опыту национальной  культуры, изучению традиций родного края, своего села Побочино.  Село Побочино – обновленное село. Его сегодняшние жители – выходцы из бывшего СССР. 98% прежних  жителей – немцев - уехали на постоянное место жительства в Германию, поэтому духовно-нравственное  воспитание юных побочинцев  имеет особое значение. У автора проекта «Моя Россия – моё Побочино»  за последнее десятилетие  педагогической деятельности  накопился  достаточно обширный  интересный материал, который планируется успешно использовать в заявленном проекте. Это сочинения,  фотографии, стихи, рассказы, рисунки,  воспоминания ее бывших учеников, как помещенные  в различных сборниках,  так и просто  хранящиеся в методической копилке учителя. Автор проекта считает, что   с ними  необходимо знакомить  и других учащихся -  юных  побочинцев. Тогда  предлагаемый проект  позволит  показать  и другой мир, научит ценить и понимать   не только лучшие  произведения  отечественной культуры, фольклора, где миру зла и насилия противопоставлены добро и милосердие, красота души и любовь к окружающим, но  и произведения  бывших учеников школы, пронизанные любовью к  своей малой Родине.

2.Описание проекта.

2.1.Предмет исследования.

    Село Побочино  возникло 30 апреля 1906 года  в результате переселенческой политики царизма. Первая партия переселенцев стала селиться и разбивать усадьбы от первого колодца, который сохранился до наших дней. Это место было когда-то стойбищем  кочевников-казахов и называлось Тогыз – бай (девять баев). Октябрьскую революцию встретили с одобрением. Часть  крестьян служили в Красной армии,  мобилизации  в  армию Колчака избегали. Во время  Великой отечественной войны в Трудармию  было мобилизовано 250 человек. Колхоз не раз переименовывался. 25 февраля 1911 года открылся 1 класс  начальной государственной школы. До 1937 года  в Побочинской  сельской школе обучение велось  на немецком языке. В 1972 году обучение велось на немецком языке. В 1972 году  была открыта  средняя школа. В  настоящее время  99% учащихся  -  дети  переселенцев из различных  регионов бывшего  СНГ. Школа работает в одну смену. В настоящее время в ней обучается 169 учащихся. Первый и второй классы  реализуют  федеральные государственные образовательные стандарты  (далее – ФГОС) начального общего образования,  пятый класс  работает в пилотном  режиме реализации  ФГОС  основного общего образования. Школа  работает в статусе  средней  общеобразовательной школы. В соответствии с Уставом МКОУ «Побочинская СОШ»  обеспечивает общее среднее образование каждому ученику, поступающему в школу. Реализация задач школы обеспечивается планом работы школы, Уставом,  учебным планом. Учреждение имеет 11 учебных кабинетов, две лаборатории (физика, химия), столовую на 140 посадочных мест, библиотеку, актовый и спортивный залы, кабинет информатики и ИКТ, трудовой политехнический комплекс, школьный музей. Школа существенно  улучшила материально-техническую базу, став  победителем в конкурсе общеобразовательных учреждений, реализующих инновационные программы в 2007 году, а также за счет реализации комплекса мер  по модернизации общего образования. В непосредственной близости от школы находятся Дом культуры, библиотека,  Центр немецкой культуры, сельская администрация, ФАП, детский сад.  Особенностью нашего образовательного учреждения является то, что оно расположено в центре села. Таким образом, складываются благоприятные условия для реализации проекта «Моя Россия – моё  Побочино».

2.2.Участники проекта

Обучающиеся 1-4 классов, родители, педагоги, СМИ и другие заинтересованные лица.

2.3.Программа выполнения работ по проекту.

 Сроки выполнения: 2013 -2016  годы

Первый этап (2012 -2013 учебный год) - 1 класс

1. Изучение  уровня  элементарных представлений учащихся  о духовности и нравственности.

2.Разработка  диагностических материалов по духовно- нравственному воспитанию  младших школьников.

3.Подготовка программно – методического  обеспечения по проблемам духовно-нравственного воспитания.

Второй этап (2013 – 2015 годы) – 2,3 классы.

1.Диагностика  духовно- нравственного воспитания  младших школьников.

2.Реализация  материалов  программно – методического  обеспечения по проблемам духовно-нравственного воспитания.

Третий этап (2015 – 2016 годы) – 4 класс

1.Обобщение  диагностических  материалов по духовно- нравственному воспитанию  младших школьников.

2.Реализация  творческих способностей и духовных потребностей обучающихся.

Проект рассчитан на  4 года и будет закончен в  год 110-летия с.Побочино. Для его реализации  необходим ряд направлений.

2.4.Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты воспитательной деятельности

Направление воспитания

Ценностные установки        

Планируемые результаты воспитательной деятельности

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека        

Любовь к России, своему народу, краю, своему селу Побочино,  старшему  поколению, в том числе, к выпускникам школы, доверие к людям, уважение к  людям  другой национальности.

1.Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, родному языку, народным традициям, старшему поколению.

2.Обучающиеся имеют элементарные представления о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского  и патриотического долга.

3.Обучающиеся имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации.

4.Обучающиеся имеют начальные представления о правах и обязанностях человека, семьянина, товарища.

Развитие нравственных чувств и этического сознания

Нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль; честность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике; стремление к развитию духовности        

1.Обучающиеся имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами

2.Обучающиеся имеют нравственно-этический опыт взаимодействия с людьми разного возраста.

3.Обучающиеся уважительно относятся к традиционным религиям.

4.Обучающиеся неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, оказавшемуся в трудной ситуации.

5.Формируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.

6. Обучающиеся знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)        

Родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание        

1.Обучающиеся имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе.

2.Обучающиеся имеют элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики.

3.У обучающихся есть первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе.

4. У обучающихся есть личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Формирование ценностного отношения к прекрасному

Формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)        Красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве        


1.Обучающиеся имеют элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.

2.Обучающиеся имеют первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России.

3.У обучающихся есть первоначальный опыт эстетических переживаний. Отношения к окружающему миру и самому себе; самореализации в различных видах творческой деятельности.

4. Обучающиеся мотивированы к реализации эстетических ценностей в образовательном учреждении и семье.

3.Научно -  методическое обоснование проекта.

Воспитание духовно – нравственных качеств у учащихся школы включает в себя три направления:

1.Воспитание в процессе обучения:

-через  отбор  в используемых в школе авторских программ и учебников содержания предметов с целью усиления  духовно-нравственного потенциала;

-через  привлечение в содержание   образования  краеведческого материала. 

2.Воспитание во внеурочной деятельности:

-через систему календарных праздников и КТД;

-через продолжение функционирования сложившихся в школе традиций духовно-нравственного воспитания (День Знаний, посвящение в первоклассники и пятиклассники, чествование ветеранов, конкурс «Ученик года», вечер встречи выпускников, последний звонок, выпускной бал, акция «Посылка солдату» и т.д.;

-через изучение  истории  своего села (школьный историко-краеведческий музей);

-через привлечение  материалов   многолетней педагогической деятельности   автора проекта (стихи, рисунки, сочинения,   поделки   учащихся, конкурсные  работы;  брошюры, книги с публикациями  своих учеников,  материалы СМИ о Побочино), а именно: 

Направление

Формируемые ценности

Привлекаемые  материалы

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, поликультурный мир, свобода личная и национальна.

1.Шихатов И. На государевой службе». -Омск.2002.

2.Материалы  районной газеты «Пламя всегда с Вами» (с  2003года).

3.Материалы общешкольной газеты «Vivat», «Молодость».

4.Плотников Ю. Жизнь и судьба.

-Омск. 2004.

5.Невыплаканные слезы. Литературно-художественное издание. –Омск. 2005. Очерк  Дубовец Н.И. «Разбуженное эхо памяти».

6.М.Л.Губенко. Память сердца. Сборник сочинений.-Омск.2005.

7.Т. Сумнительнова. Призер Всероссийского конкурса исследовательских работ «Человек в истории. Россия 20 век» «Забыты там и здесь чужие (повседневная жизнь немецкого села в Сибири)», 2005.

8.Творческие работы-призеры районного конкурса  «И славить вечно мы должны героев» - 2006.

9. Дубовец Н.  Побочино: мгновения века. Сборник стихотворений. -Побочино. 2006.

10.Творческие работы:

-Т. и Н.Вильгельм «Наша прабабушка».

- Ж.Книсс. «Рукам работа-душе радость»

-.В.Щербань, А.Чубанский «Мы не перестаем им гордиться».

-Т.Шпади «Коренной житель».

-К.Кулагин, Е.Бенш  «Мой дедушка».

11.Гимн чести, мужеству и славе: сборник сочинений и плакатов. Победитель  в областном  конкурсе сочинений «Афганистан болит в моей душе» Арманшин А.. Омск. 2012.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

«Ее сочинения  удивляют и радуют».  Сочинения  А. Мунировой  «Что тут смешного, ежик?»,  «Курочка в брючках», «Гусыня Юлька и ее семья», «Прилетай еще, воробышек!», «Царица природы».

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Т.Сумнительнова. Стихи. «Мир на моих ладонях».Альбом. 2004.

Т.Сумнительнова.»Мои этюды о природе». Альбом рисунков.

Декоративно-прикладное творчество. Работы Т.Вильгельм, А.Гардер.

3.Воспитание во взаимодействии с социумом:

-через  работу с родителями по активизации  работы по изучению собственных корней (интервьюирование членов своей семьи);

-Совет ветеранов села Побочино;

-Центр немецкой культуры села Побочино;

-Историко-краеведческий музей с. Одесское.

4.Оценка имеющихся у автора ресурсов для реализации проекта.

-Использование  современных образовательных технологий (проблемно-диалоговое обучение, системно-деятельностный  подход, информационно-коммуникационные  технологии, проектная деятельность  учащихся);

-материалы  многолетней педагогической деятельности   автора  проекта (стихи, рисунки, сочинения,   поделки   учащихся, конкурсные  работы;  брошюры, книги с публикациями  своих  бывших  учеников,  материалы СМИ о Побочино);

-материалы    историко – краеведческого музея МКОУ «Побочинская СОШ».

5. Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска.

Риск

Пути преодоления

Сопротивление  и неготовность педагогического коллектива.

Убедить в необходимости духовно – нравственного воспитания школьников.

Препятствие родителей  

Осуществление разъяснительной работы. Соблюдение принципа добровольности.  

Препятствие родителей – баптистов

Внимательное, доброе отношение к этим семьям. Согласование планов работы кружков, планов работ классных руководителей, составление единого плана воспитательной работы школы

Отсутствие квалифицированных кадров.

Создание условий организации учебного труда, стимулирующих желание работать в школе.

6. Предоставление  результатов  и дальнейшее развитие проекта.

-подготовленность  обучающихся  для восприятия  курса «Основы  религиозной культуры и светской этики»  в 4 классе;

-ожидаемые результаты в духовном воспитании выпускников  2 и 3 ступени:

Качества личности

Критерии

Выпускник 2 ступени

Нравственный потенциал.

Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение».

Познавательный потенциал

Желание  найти  и воспитать в себе нравственные  качества личности.

Выпускник 3 ступени

Нравственный потенциал.

Осмысление целей и смысла своей жизни. Усвоение ценностей «Отечество», «культура», «любовь», «творчество», наличие чувства гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину и ответственности за ее благосостояние.

Познавательный потенциал

Понимание сущности нравственных качеств и черт, терпимость, обладание такими качествами доброта, честность, порядочность, вежливость.

-подготовленность  обучающихся  для восприятия  курса «Основы духовно – нравственной  культуры  народов России» в 5 классе.

-родительские собрания  с представлением результатов мониторинга  по духовно-нравственному воспитанию;

-представление опыта работы по предложенной теме на различных  уровнях системы образования, в том числе  на  образовательных сайтах;

-создание  семейных альбомов (результат  совместного  творчества детей и родителей), генеалогического дерева, уголков  духовности и т.д.

-участие обучающихся  в различных  конкурсах духовно-нравственной тематики на всех уровнях;

-представление программного продукта проекта  к 110-летию села Побочино в 2016 году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС НОО средствами системы учебников "Школа России": цели и задачи воспитания, социализации младших школьников.

В статье рассматриваются задачи формирования личностной, социальной, семейной культуры а так же три подхода к организации нравственного уклада школьной жизни....

Выступление на межмуниципальном семинаре методических идей "Достижение оптимальных результатов в воспитании обучающихся как средство реализации ФГОС НОО"

В настоящее время в образовании происходят серьёзные перемены, связанные с переходом на обучение по ФГОС НОО. Сейчас системно-деятельностный подход реально пришёл в образование, и формирование новой л...

Реализация проекта «Воинская слава моей семьи» как средство гражданско – патриотического воспитания младших школьников.

Из опыта работы над исследовательским проектом учеников 4 класса  "Воинская слава моей семьи"....

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Реализация проекта «1 ученик: 1 компьютер», как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира"

Доска и мел наши главные инструменты, но хочется чего-то большего….Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учащихся, для того чтобы они могли улучши...

Проект «Лепбук как средство экологического воспитания обучающихся с нарушениями слуха»

Комплекс экологических знаний осваивается без особых усилий, если знания преподносятся в увлекательной форме....

Статья «Духовно- нравственное воспитание обучающихся как средство реализации основных направлений ФГОС»

Духовно- нравственное воспитание обучающихся как средство реализации основных направлений ФГОС...

Этнокалендарь России как средство духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО

Статья "Этнокалендарь России как средство духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО"...