ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Золотые ручки »
рабочая программа

Содержание дополнительной общеразвивающей программы опирается на требования новых федеральных государственных образовательных стандартов, которые помогают развивать у учащихся универсальные учебные действия: творческие, коммуникативные и личностные. Кроме того, программа соответствует программе духовно-нравственного воспитания школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotye_ruchki.docx48.09 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                        

                                                                                                                 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Золотые ручки  »

   

Возраст обучающихся: 7-12 лет

 

Срок реализации: 9 месяцев

                                                                   

 

 

  Составитель:Теблоева Л.С.

учитель начальных классов.

               СОДЕРЖАНИЕ

1.Паспорт программы…………………………………………………………

3

2.Пояснительная записка……………………………………………………

5

3.Новизна……………………………………………………………………

5

4.Актуальность………………………………………………………………

6

5.Педагогическая целесообразность……………………………………

6

6.Цели и задачи……………………………………………………………

6

7.Возраст обучающихся……………………………………………………

9

8.Сроки реализации программы……………………………………………

9

9.Режим занятий……………………………………………………………

9

10.Форма организации занятий…………………………………………….

9

11.Методы обучения…………………………………………………………

10

12.Планируемые результаты     ……………........................

12

13.Формы аттестации……………………………………………………

13

14.Методическое обеспечение………………………………………………..

13

15.Кадровое обеспечение…………………………………………………

14

16.Содержание программы………………………………………………

15

17.Календарный учебный график……………………………………

16

18.Список литературы……………………………………………………

18

               

1.Паспорт программы

  Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Золотые ручки».

Автор - составитель программы: Теблоева Лейла Славовна, учитель начальных классов.

 Организация-исполнитель: МБОУ СОШ № 28

Адрес: РСО – Алания, г. Владикавказ, ул. М. Горького, 39                  

тел. 8(8672) 41-11-26

Возраст обучающихся: 7 - 12 лет

Срок реализации программы: 9 месяцев

Социальный статус: обучающиеся г. Владикавказа

Цель программы: развитие творческой самореализации личности ребенка

Направленность программы: художественная

Уровень реализации: дополнительное образование

Уровень освоения программы: базовый

Способ освоения содержания образования: креативный

Пояснительная записка

Из всего многообразия видов творчества декоративно–прикладного искусства, творчество является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически, формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.

    Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, проявить фантазию, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно- прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.

 

Содержание дополнительной общеразвивающей программы соответствует введению Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, которые способствуют формированию универсальных учебных действий учащихся (творческих, коммуникативных, личностных) и соответствуют программе духовно-нравственного воспитания школьников. Одним из направлений программы духовно-нравственного воспитания школьников МАОУ СОШ №28 является художественное воспитание, формирующее такие ценности как: «красота», «гармония», «эстетическое развитие», «самовыражение в творчестве и искусстве», трудолюбии, уважении к труду, успешную социализацию учащихся, планирование деятельности, развитие самооценки в достижении результатов, умение ставить цели.

Дополнительная общеразвивающая программа направлена на развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. Удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественном, нравственном развитии. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания учащихся. Выявление и поддержку талантливых учащихся.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, помогает реализовать потребность в общении. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Золотые ручки» имеет художественную направленность.

Программа разработана и основана на следующих нормативных документах:

•        Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

•        Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;

•        Приказ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (в ред. Приказов Минпросвещения РФ от 05.09.2019 N 470, от 30.09.2020 N 533)

•        "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России";

•        Примерными требованиями к программам дополнительного образования (Приложение к письму Департамента молодежной политики воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006г. №06-1844);

•      Постановлением от 21 марта 2022 года N 9 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 N 16

•        Устав МБОУ СОШ №28

Новизна программы.

Новизна программы состоит в том, что данная программа создает для обучающих перспективу их творческого роста, личностного развития. Расширение и углубление содержания по основам декоративно-прикладного искусства, а также широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта обучающихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

       Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Актуальность программы.

Актуальность программы «Золотые ручки» обуславливается социальным заказом детей и родителей на программы, направленные на раскрытие истоков народного творчества, формирование представлений о народном мастере,  как творческой личности, выявление и развитие художественно-творческой активности детей в процессе изучения разных направлений декоративно-прикладного искусства. Успехи в декоративно-прикладном искусстве рождают у детей уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новым видом деятельности. У них воспитывается готовность к проявлению творчества во всем.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что пробуждает интерес к декоративно-прикладному искусству, способствует овладению теоретическими знаниям и практическим навыками работы с различными материалами в различных техниках рукоделия и направлена на воспитание художественно-эстетического вкуса, развивает творческую активную деятельность, содействует формированию всестороннего  развития личности. Для реализации программы используются различные формы и методы обучения: это рассказ, беседа, практические упражнения. В обучение используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождается учебной демонстрацией, а целью практических упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому, эстетическому воспитанию, творческой активности, развивает художественный вкус и формирует интерес к декоративно- прикладному творчеству. Занятия декоративно-прикладного искусством позволяют более активно использовать возможность создавать своими руками уникальные произведения, которые подчеркнут индивидуальность и помогут с пользой реализовать свой творческий потенциал.

Цели дополнительной общеразвивающей программы:

  1. Формирование у учащихся целостного художественного мировоззрения, развитие творческих способностей посредством различных видов прикладного творчества и создание условий для творческой самореализации личности ребенка.
  2. Формирование у детей знаний, умений и навыков на основе овладения и освоения программного материала. Расширить и углубить знания, умения, навыки учащихся младшего школьного возраста по обработке различных материалов.
  3. Развивать художественный  вкус, конструктивное мышление учащихся, умственные и творческие способности. Воспитывать чувство прекрасного.
  4. Воспитывать чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд и уважение к труду других людей.
  5. Способствовать успешной социализации учащихся в дальнейшей жизни, возможности   выбора будущей профессии, создание своего дела .
  6. Ознакомление с возможными профессиями (профориентация).

Задачи дополнительной общеразвивающей программы:

         Задачи:                                                        

                                                       

           Образовательные:

  • познакомить с историей и современными направлениями развития              

           декоративно- прикладного творчества;

  • обучить основным видам материала и инструментов для работы;                                                                                                
  • формировать положительную мотивацию к декоративно-прикладному искусству;
  • раскрыть истоки народного творчества;
  • развивать воображение;
  • способствовать овладению навыков ручного труда;
  • развить мелкую моторику рук;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над изделием;
  • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощь эскиза, объемных форм;
  • формировать и закреплять интерес к декоративно-прикладному искусству, используя различные виды декоративно прикладного творчества.
  • познакомить с различными техниками декоративно- прикладного искусства;
  • развивать художественно- творческую активность;
  • совершенствовать полученные умения и навыки в процессе творческой деятельности.                                     

               Личностные:

  • создать условия для самореализации воспитанников в самостоятельной творческой деятельности;
  • снимать зажатость и скованность;
  • активизировать познавательный интерес;
  • воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками; 
  • воспитывать в ребенке готовность к творчеству.
  • дать возможность полноценно употребить свои способности и самовыразится в своих  в своих творческих работах;
  • формировать эстетический вкус.

            Метапредметные:

  • научить понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
  •  осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.
  • закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
  • научить понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • приобретение навыков учебно- исследовательской работы;
  • научить работать в группе, учитывая мнение окружающих;
  • научить обращаться за помощью и формулировать свои  затруднения;
  • научить осуществлять взаимный контроль;
  • научить адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • научить включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность.

Возраст детей и сроки реализации программы:

Возраст обучающихся: дети 7-10 лет.

Количество детей в группе: 15-30 человек.

Объем и срок реализации программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Золотые ручки» предназначена на детей в возрасте от 7 до 10 лет. Обучениe – 9 месяцев.

Режим занятий  – один раз в неделю.

Продолжительность занятий – 40 минут.

Форма обучения: очная.

Форма организации занятий: групповая.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, игровой.

Ожидаемые результаты

        Учащиеся должны знать:

  • назначения и свойства материалов применяемых в декоративно-прикладном творчестве (бумага, картон, нитки, ткань, клей, пластилин и т.д.);
  • способы получения и сырье из которого получают используемые материалы;
  • назначение и устройство применяемых ручных инструментов;
  • виды, приемы, последовательность выполнения технологических операций используемых при изготовлении поделок;
  • о влиянии некоторых технологий на окружающую среду и здоровье человека.

        Учащиеся должны уметь:

  • рационально использовать рабочее место,
  • выбирать материалы,
  • выбирать инструменты для изготовления изделий и поделок,
  • выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов,
  • соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручным инструментом,
  • осуществлять контроль качества изготавливаемого изделия,
  • распределять работу при коллективной деятельности.

          Предполагаемые результаты.

Основным показателем успешной реализации  программы является рост качества изготавливаемых изделий, теоретические знания, что невозможно без выполнения следующих условий:

  • стабильность основного состава;
  • создание детского сообщества с благоприятным психологическим климатом;
  • высокий уровень креативности каждого ребенка;
  • владение навыками мастерства, осваиваемого «от простого к сложному»;
  • умение применять знания на практике;
  • творческого роста как индивидуального , так и коллективного;
  • ориентирование на профессию: педагога, художника, руководителя студии и т.п.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

       текущие – в течение года

• Проведение выставок работ учащихся:

– в классе,
– в школе.

• Участие в  районной выставке детских творческих работ, конкурсах.

•Защита проектов.

•Проведение мастер-классов.

•Участие в школьных тематических выставках.

•Участие в школьных конкурсах.

  Итоговая-в конце всего курса обучения :

Внеаудиторные занятия – дается самостоятельное задание учащимся в виде творческого проекта, который представляется педагогам в сентябре на школьном конкурсе творческих проектов.

Методическое  обеспечение программы.

Важным условием выполнения учебной программы является достаточный уровень материально-технического обеспечения занятий:

  • наличие помещения,
  • наличие в достаточном количестве инструментов и приспособлений,
  • наличие различных поделочных материалов (бумага, ткань, пластилин, клей, картон, нитки и т.д.)
  • качественное освещение,
  • хороший воздушный и тепловой режим,
  • достаточное обеспечение дидактическим материалом.

Материальное, дидактическое и санитарно-гигиеническое обеспечение осуществляется совместно: администрацией школы, родителями, руководителем кружка.

Дети младшего возраста быстро устают от однообразной деятельности. На занятиях через каждые 15 мин проводятся динамические паузы (физические упражнения, подвижные игры). Практикуются смены деятельности учащихся. При составлении программы преимущество отдано тем видам творчества, которые более интересны учащимся. Так большое количество часов отдано работе с бумагой (аппликация, оригами, изготовление открыток).

При составлении дополнительной общеразвивающей программы также выбирались те виды деятельности, при которых дети быстро могли увидеть окончательный результат своего труда.

Поделка выполненная своими руками, имеет большое значение в развитии творческих способностей ребенка. Работа над игрушкой, открыткой, фигуркой животного и т.д. которая является одной из форм эстетического и трудового воспитания, получила широкое распространение. Опыт показывает, что занятия в кружках с детьми различных возрастов открывают большие возможности для развития инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль. Поделка, над которой ребенок трудился, вкладывая в свое занятие выдумку, фантазию, любовь является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности.

 Формы аттестации

Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль успеваемости и итоговую аттестацию учащихся.

Успеваемость учащихся проверяется на различных: контрольных уроках, зачетах, выставках, конкурсах и т.д.

Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

  •  текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;  
  •  итоговый – выставка.

Кадровое обеспечение

Для реализации программ базового уровня требуется педагог, обладающий профессиональными знаниями в предметной области, знающий специфику ПДО, имеющий практические навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей.

Учебный план 1 год обучения,

1 час в неделю,36 недель (36 ч. в год)

Содержание раздела

Всего

часов

Количество часов теории

Количество часов практики

1

Работа с природными материалами.

4

1

2/1

4

Открытки «Цветы».

8

1

6/1

5

Изготовление поделок в технике плетение «косичек».

4

1

2/1

6

Пластилин.

8

1

6/1

7

Оригами.

8

2

6

11

Итоговый контроль.

Выполнение проекта.

4

2

2

Итого за год:

36

8

28

Календарно-тематический план 1-4 классы

Дата

Раздел

Наименование темы

Кол-во часов

Теория

Практика

Работа с природными материалами 

4

1

Инструменты и материалы (шишки, желуди, каштаны, листья). Техника безопасности.

1

2

Аппликация из листьев (лук, морковь).

1

3

Панно «Грибы в корзине».

1

4

Текущий контроль.

 Оформление стенда.

1

Открытки «Цветы»

8

5

Инструменты и материалы. Беседа о природе. Правила дарения открыток и других подарков.

1

1

6

Открытка «Роза».

1

7

Открытка «Гвоздика».

1

8

Открытка «Ромашка»

1

9

Открытка «Пион»

1

10

Открытка «Одуванчик»

1

11

Открытка «Анютины глазки»

1

12

Текущий контроль.

Оформление стенда.

1

Изготовление поделок в технике плетение «косичек»

4

13

Инструменты и материалы. Техника плетения. Плетение из двух прядей. Закрепление. Плетение простой косички.

1

1

14

Плетение из трех прядей. Технология выполнения закладки для книги.

1

15

«Улитка» - рисунок выполненный косичкой на бархатной бумаге. Эскиз. Материалы.

1

16

Текущий контроль.

Выставка закладок.

1

Пластилин

8

17

Материалы и инструменты.

1

18

Изготовление магнита «Веселые мордашки».

1

19

Изготовление магнита «Солнышко».

1

20

Рамка для фотографии из пластилина

1

21

Рамка для фотографии из пластилина.

1

22

Подставка для карандашей пластилина.

1

23

Подставка для карандашей пластилина.

1

24

Текущий контроль.

Выставка работ.

1

 

Оригами

8

25

История. Материалы, приемы работы. Техника безопасности.

1

1

26

Открытка «Журавль»

1

27

Открытка «Лягушка»

1

28

Открытка «Кораблик».

1

29

Открытка «Заяц».

1

30

Открытка «Дракон

1

31

Открытка «Рыбка»

1

32

Панно «Тюльпан».

1

Итоговый контроль. Выполнение проекта

4

33

Запуск творческого проекта по пройденным темам. Выбор темы. Работа на свободную тему.

1

1

34

Выполнение проекта.

1

1

35

Выполнение проекта.

1

1

36

Защита проекта.

1

1

           

Список литературы

  1. Вышитые цветы. Издательский дом НИОЛА 21 век, 2005г.
  2. Лучшие техники. Издательский дом НИОЛА 21 век, 2005г.
  3. М. Максимова М. Кузьмина Дизайнерские идей для дома и дачи. Издательство Эксмо, 2005г.
  4. И.А. Андреева Шитье и рукоделие Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» г. Москва 1998г.
  5. Анжела Уилкс «Чем заняться в дождливый день» Лондон2000г.
  6. Беата Хилбиг «Стильные штучки» г. Ярославль «Академия развития» 2007г.
  7. Мирославска И.   Оригами – забавные поделки. - Ярославль: ООО Издательство АСТ, 2012г.
  8. Молотобарова О.С.  Кружок изготовления игрушек-сувениров. Пособие для руководителя кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений. - Москва: Просвещение, 2010г.
  9. Вышивка в умелых руках.-М,ООО «Издательство АСТ»,2003г.
  10. Т.А.Терешкович  «Уроки вышивания» Минск ООО»Хэлтон»,2003г.
  11. О.Н.Улищенко «Домоводство» ООО «Издательство АТС», 2000г.
  12. О.Н.Улищенко «Рукоделие» ООО «Издательство АТС», 2000г.
  13. В. Серова «Игрушки из бумаги» ООО «Питер пресс», 2013г.
  14. Мария-Луиза Мангей «Картины из искусственных цветов» АРТ-РОДНИК, 2007г.
  15. С.А. Хворостухина «Лоскутное шитье» «Издательство Мир книги»,2010г.
  16. Е Гриднева «Куколки из ткани и трикотажа»  ПИТЕР, 2015г.
  17. К. Митителло «Чудо аппликация» ООО Издательство «ЭКСМО», 2006г.
  18. О. Чибрикова «Прикольные подарки к любому празднику» ООО Издательство «ЭКСМО», 2008г.
  19.  Н.В.Кочеткова «Мастерим игрушки сами» Образовательная программа. Конспекты занятий. Издательство «Учитель», 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительные авторские программы художественно - эстетической направленности: «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА», «СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА», «ВОЛШЕБНЫЕ СЕКРЕТЫ ХУДОЖНИКА», «В МИРЕ ХУДОЖНИКА - СКАЗОЧНИКА».

Хочу вашему вниманию представить мною разработанные 4 программы.Авторская программа«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»Авторская программа«СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА»Авторская п...

РАБОЧАЯ дополнительная образовательная программа ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО (КРУЖОК)

Рабочая программа «Художественное творчество» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во  второй половине дня в  соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего  образ...

Рабочая программа кружка по декоративно-прикладному искусству художественного направления «Золотые руки» 2-8 классы

Рабочая программа кружкапо декоративно-прикладному искусствухудожественного направления «Золотые руки»2-8 классы...

Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".

Аннотация к программе объединения «Кукольный театр»      Программа  «Кукольный театр»  ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые ручки»

Дополнительная общеразвивающая программа «Умелые ручки» является программой культурно-нравственной ориентации и направлена на эстетическое воспитание ребенка, обогащение его культурного ми...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Умелые ручки" (базовый уровень)

Программа "Умелые ручки "состоит из теоретической и практической части. В процессе занятий учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Программа разби...