Подготовка ребёнка к школе
статья
Материал разработан в помощь родителям будущих первоклассников. Если родители шестилетнего ребёнка спросят, когда же начинать подготовку к школе, специалисты, повторяя слова А.С. Макаренко, скажут: «Вы опоздали уже на шесть лет».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_rebyonka_k_shkole.docx | 31.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка ребёнка к школе
Если родители шестилетнего ребёнка спросят, когда же начинать подготовку к школе, специалисты, повторяя слова А.С. Макаренко, скажут: «Вы опоздали уже на шесть лет».
Школьная жизнь ребёнка сильно отличается от той жизни, которая была у него раньше в предшкольный период. Она требует ответственности, организованности, а также некоторых ограничений. Психологи рассматривают три составляющие успешного обучения:
- Развитие памяти, внимания, интеллекта, умение производить некоторые действия в уме;
- Способность произвольно управлять собой – умение сосредоточиться на одном деле и самостоятельно работать над заданием;
- Мотивация – интерес к школе, глубокая заинтересованность в обучении, познании нового и интересного.
Именно по этим трём направлениям необходимо подготовить ребёнка к школьному обучению.
Как привить ребёнку интерес к школе?
- Проявлять больше оптимизма, чтобы ребёнок чувствовал, что вам приятно общаться и заниматься с ним.
- Быть последовательным и дать ребёнку понять, что отныне ему каждый день придётся уделять некоторое время занятиям.
- Добавлять в занятия элементы игры, не перегружать заданиями, чтобы не отбить у будущего школьника интерес к учёбе.
- Рассказывать о своих школьных годах, одноклассниках, учителях, школе, школьных приключениях.
- Сделать своими руками «доску почёта», на которой будут отмечаться успехи будущего ученика.
Говоря о гармоничном развитии, можно выделить главные стороны готовности ребёнка к школе: интеллектуальную, эмоционально-волевую, физическую, личностную, психологическую.
В 6-7 лет у ребёнка формируется познавательный интерес. Интеллектуально готовые дети интересуются самим процессом постижения нового. Как оценить, готов ли ребёнок к школе интеллектуально? Единого теста, по результатам которого можно было бы определить степень подготовки малыша к школе, нет. Но можно это проверить в игровой форме. Например, играя в «Цепочку слов», взрослый называет слова: белка, волк, носорог, тигр, а ребёнок должен объединить их одним понятием «животные», или же наоборот. Можно поиграть в игру «Разбери на части», где взрослый называет предмет, а ребёнок должен назвать его части, из чего предмет состоит. Например: стул (ножки, спинка, сиденье). Из хаотично разложенных картинок, предложить выложить последовательность известных ребёнку действий.
Современные дети поступают в школу, уже имея некую сумму знаний. Минимум для сегодняшнего первоклассника – это счёт до 20, умение читать и писать печатными буквами простые слова, вести связный рассказ, уверенно ориентироваться в бытовых вопросах - знать свою фамилию, имя, адрес, имена и отчества родителей, их профессию; окружающей среде – знать цвета, дни недели, месяца; знать направления – право, лево, вверху, внизу; виды транспорта, различать основные виды растений, птиц, животных.
Каждая школа имеет свои приоритеты, и требования у всех учебных заведений разные. Поэтому говоря об интеллектуальной готовности, обозначим её как широту интересов, запас некоторых знаний и понимание основных закономерностей. Словом, это способность распознавать признаки предметов, обобщать представления о них; умение проводить аналогии, выделять главные признаки; зрительная и слуховая память.
Многие родители ошибочно думают, что самой главной при подготовке к школе является интеллектуальная способность, а значит нужно развивать только её. Но развивать только мыслительную деятельность недостаточно: важно, чтобы ребёнок вписывался в школьные правила. Нужно заранее позаботиться о том, чтобы он умел вести себя правильно; его ждёт напряжённый труд, от него потребуется делать не то, что ему хочется, а требования учителя.
Детей с хорошо сформировавшейся эмоционально-волевой готовностью отличает умение сосредоточиваться, управлять своими эмоциями, контролировать собственные действия, работать самостоятельно, а не только под присмотром взрослых. Дети, эмоционально не подготовленные к школе, зачастую не слушают на уроках, не выполняют заданий, не умеют работать по образцу, нарушают дисциплину.
С первых дней поступления в школу ребёнку придется привыкать к новому режиму сна и питания, выполнять большое количество заданий, а самое главное – спокойно сидеть целых сорок минут подряд. Если ребёнок здоров, он быстро адаптируется к новым условиям и нагрузкам. А слабым, подверженным частым заболеваниям детям приходится трудно. Они быстро устают, становятся лёгкой добычей вирусов. В результате это приводит к частым пропускам занятий по болезни, а как следствие – отставание по программе. Насколько здоровье ребёнка соответствует норме? Чтобы это выяснить необходимо нанести визит врачам-специалистам: проверить зрение, провести диагностику ЛОР-органов, исключить заболевания нервной системы, удостовериться в здоровье позвоночника, оценить состояние желудочно-кишечного тракта, санировать полость рта.
Есть физические нормы, которым должен приблизительно соответствовать ребёнок на пороге поступления в школу:
- Рост – 118 см,
- Масса тела – 22 кг,
- Окружность грудной клетки – 57-58 см.
Желательно, чтобы ребёнок был знаком с такими видами спорта, как велосипед, бадминтон, роликовые коньки, плавание, теннис. Чаще нужно гулять, особенно на детских площадках, где малыш может бегать, прыгать и лазить в своё удовольствие, играть с мячом.
Очень часто дети представляют школу как сплошной праздник: учительница добрая, все хотят дружить, учиться легко и приятно. Почти никто из них не думает о том, что школа – это в первую очередь большой труд. Если спросить у дошкольника, почему он хочет в школу, зачастую можно услышать в ответ: «В школе не нужно спать», «Мой сосед ходит в школу, он уже высокий и сильный», «Там у меня будет много друзей». Мало кто может сказать: «Я хочу учиться, чтобы узнавать много нового, развиваться и преодолевать трудности». Понятно, что, когда ожидания детей не оправдываются, они теряют интерес к процессу обучения, чувствуют напряжение, неудовлетворённость происходящим. Оказывается, ребёнок был психологически не готов к школьной жизни.
Уровень психологической готовности к школе позволяет делать прогноз об успешности ученика. Он определяется по следующим параметрам.
- Наличие учебной мотивации. Это значит, что у ребёнка есть познавательный интерес: ему интересно узнавать новое, при этом он понимает, что получение знаний не только развлечение, но и труд. Это возможно лишь в том случае, когда ребёнок понимает, что у него главная роль – это роль ученика. Чтобы сформировать учебную мотивацию нужно:
- Поощрять ребёнка в любознательности, не отмахиваться от вопросов;
- Учить доводить начатое до конца, даже если это скучно;
- Поддерживать инициативу, давать возможность справиться с заданием самостоятельно;
- Активно хвалить за любое достижение.
- Определённый уровень развития произвольного поведения. Произвольное поведение – это умение поставить себе цель и добиться её. Хорошо развитое произвольное поведение помогает ребёнку:
- Слушать учителя и выполнять его инструкции;
- Следовать правилам;
- Работать по образцу.
Для развития произвольного поведения очень полезны подвижные командные игры: в это время дети учатся играть по правилам, следя за их выполнением другими участниками. Такие игры подталкивают к организованным действиям и тренируют внимание. Произвольное поведение напрямую связано с мотивацией ребёнка.
- Определённый уровень интеллектуального развития.
Самое важное среди умений ребёнка – это умение обобщать. Сравнивать группы предметов, выделять общее и находить различия – залог хорошей успеваемости. Умение обобщать развивается в процессе познания различных свойств предметов, для этого ребёнку необходимо исследовать окружающий мир, взаимодействовать с природными материалами, участвовать в бытовых делах, работать в огороде, переживать новые ощущения не только наблюдая, но и осязая, ощущая запахи, вкусы.
Когда речь заходит о готовности к школе, многие забывают о гендерной принадлежности и связанных с этим особенностей развития. Однако у каждого ребёнка по-своему развиты качества, необходимые для обучения, и во многом это определяется гендером.
В результате психологических исследований было обнаружено, что уровень готовности к школе у девочек 6-7 лет намного выше, чем у их ровесников мальчиков. У девочек лучше развита речь, больший объём долговременной и зрительной памяти, более совершенна зрительно-моторная координация, хорошо сформирована произвольность общения и поведения, лучше развит социальный интеллект.
В связи с этим девочкам намного легче адаптироваться к новым правилам и новому коллективу. Об этом говорят цифры исследования утомляемости у первоклассников: у мальчиков она к концу первого года обучения в 6 раз выше, чем у девочек. Средняя оценка успеваемости мальчиков по основным школьным предметам – 3,9 балла, у девочек – 4,3 (по традиционной 5-бальной шкале).
Процесс обучения у мальчиков и девочек проходит по-разному. Мальчики быстрее выполняют нестандартные задания, девочки лучше справляются с однотипными. Для мальчиков характерен самостоятельный поиск новой информации, девочкам нужны упорядоченные сведения и размеренный темп их подачи. Девочки воспринимают школьное обучение как нечто само собой разумеющееся и чётко разграничивают учебу и игру. В то же время мальчики эти два вида деятельности не разделяют. Высокий уровень тревожности у мальчиков успешно влияет на обучение: мотивирует и заставляет всерьёз озаботиться полученными оценками и собственным соответствием статусу школьника. А вот повышенная тревожность у девочек обычно отвлекает их от учёбы, и они стремятся к межличностным отношениям. Соответственно, готовя к школе мальчиков и девочек, нужно действовать по-разному. Обобщив, можно сказать, что и мальчиков и девочек необходимо ориентировать на успех, а не на избегание неудач. Больше хвалить, меньше критиковать – это самый простой и универсальный совет, который поможет преодолеть трудности в обучении как сыновей, так и дочек.
Мотивация – основа успешной учёбы!
Чтобы ребёнок учился с интересом и выполнял задания учителя не из страха перед «двойкой» и наказанием родителей, а ради собственного удовольствия, нужно правильно его мотивировать.
- Навсегда забыть слова «Ты ещё маленький» или «Тебе это ещё рано». Наоборот, необходимо подчёркивать самостоятельность ребёнка. Если ему это действительно интересно, значит самое время узнать или попробовать что-то новое.
- Не превращать дом во вторую школу. Ведь первоклашка, это вчерашний дошкольник, и ему нужно время для развлечений и игр, он всё ещё любит больше играть, чем делать что-либо другое. От перегрузки учебой, строгости и постоянной дисциплины, у него не будет желания идти в школу на следующий день.
- Любить ребенка не только за его оценки. Оценки – это зарплата ученика. И, как и на работе, в школе не всегда оплачивается по заслугам.
- Не сравнивать с другими детьми. В лучшем случае ребёнок будет обижен и на объект сравнения и того, кто его сравнивает. В худшем – замкнется в себе и потеряет интерес к учёбе.
- Не стращать тем, что если он будет плохо учиться, то непременно станет дворником или бомжом. На данный момент для него это не самая страшная перспектива. Он с огромным удовольствием променял бы школу на возможность провести время на улице.
- Быть правильным личным примером. Если ребёнок видит родителя, идущего на работу с удовольствием, гордящегося своими результатами, то это окажет влияние на него без лишних слов.
- Не поощрять материально! «Аппетиты» школьника могут расти и если ему когда-то будет отказано в оплате, он скорее всего забросит учёбу, оставшись недовольным обманом.
- Научить связывать строки произведения из учебника с реальной жизнью. Ребёнку сложно понять, почему он должен учить скучное стихотворение, вместо того чтобы играть в интересную игру.
Чтобы пробудить интерес к учёбе, надо показать, как его знания могут пригодиться в реальной жизни.
Воспитание полезных привычек и навыков имеет очень важное значение в дошкольном периоде. В это время формируются условные рефлексы, которые потом закрепляются и остаются полезными привычками на всю жизнь. Если ребёнок до школы посещал детский сад, то у него будет сформирован тот режим, которому он следовал в детском саду. Часто родители считают, что пока ребёнок не пошёл в школу, не стоит приучать его к жёсткому режиму. Но это только создаст трудности в дальнейшем. Приучая малыша к новому режиму, очень важно заинтересовать его, превратить правила в полезную игру. Должны быть установлены часы, когда ребёнок встаёт, ест, гуляет, занимается, ложится спать.
Ребёнок в возрасте 6-8 лет спит довольно много, по 12-13 часов в сутки. Питание должно быть 4-5-разовое, с достаточным количеством продуктов энергетической ценности. Чем больше времени ребёнок проводит на улице, тем лучше. Выработав определённый режим, необходимо придерживаться его, ведь для детей важна стабильность. Ведь когда они живут в определенном режиме, то чувствуют себя более уверенно и спокойно, а каждое отступление является для него небольшим стрессом.
Воспитание прилежания.
Усидчивость – это способность ребёнка к саморегуляции и самоконтролю. Она напрямую связана в вниманием. Усидчивость не является врожденным качеством, а формируется в течение всей жизни. Если малыш усидчив – он способен самостоятельно заниматься поставленной задачей и доводит начатое дело до конца. Есть две главные причины неусидчивости: отсутствие интереса и негативный прошлый опыт. Если ребёнку надоедает один вид деятельности, то его нужно чередовать с другими видами. Если ребёнок не справился с каким-то делом, то вероятнее всего в дальнейшем он будет его всячески избегать.
Усидчивость надо развивать постоянно, как и проводить учебные занятия. Ведь одновременно улучшается память, способность анализировать, выделять главное. Тренируя прилежание, важно помнить, что для дошкольника главное – игра, и невозможно добиться многого через слёзы, заставляя часами сидеть над однообразным и скучным заданием.
Быть внимательным и сосредоточенным – один из главных навыков, которые пригодятся в школе. Ребёнок может быть развит интеллектуально, но при этом не справляться с заданиями из-за рассеянности. Тренировать этот навык можно постоянно, как в учебной, так и в игровой форме.
Главный источник обогащения речи дошкольника – это их личный опыт, наблюдение за окружающим миром, жизнью людей и природы, чтение художественной литературы. Активизации словаря, развитию способностей к словесному творчеству помогут такие дидактические игры, как: «Загадки», «Рифма», «Найди ошибку», «Закончи предложение», «Составь правильно», «Подбери словечко», «Поговорки», «Цепочка слов».
Подготовка к школе – дело непростое, но не следует подходить к этому процессу слишком серьёзно, в каждый свободный миг заставляя малыша решать логические задачи и измеряя, достиг ли он нормальных показателей роста и веса. Здесь очень важен творческий подход, умение зажечь в будущем первокласснике интерес к новому.
Главная задача развивающих игр – подстегнуть мыслительный процесс, любознательность и инициативу ребёнка, улучшить его навыки во всех областях познания, память, внимание. Лучшие игры, развивающие логическое и образное мышление – ребусы и головоломки. Для тренировки внимания незаменимы пазлы, которые к тому же учат выделять мельчайшие частицы из целого и наоборот, а заодно и разрабатывают мелкую моторику. Игры с буквами дают мощный толчок к увеличению скорости чтения. Словесные игры развивают любовь к чтению, стимулируют развитие грамотной речи. Наборы для творчества будят фантазию, эстетические чувства, развивают художественный вкус. Математические игры прививают арифметические навыки, строительные конструкторы дают простор воображению. Если ребёнок не будет играть в эти игры, готовность к школе может оказаться нулевой.
Ещё один немаловажный вопрос: Готовы ли родители к школе?
Многих мам и пап волнует вопрос: кто же теперь будет ответственным за воспитание ребёнка – родители или школа? Иногда ситуация доходит до анекдотичности: при возникновении проблем в поведении ученика педагог жалуется родителям, а родители – педагогу, при этом обе стороны уверены, что ответственность отныне лежит не на них.
Воспитание и становление ребёнка зависит в равной степени от всех взрослых значимых для ребёнка людей. Важно не противопоставлять школу и семью, а искать возможности для объединения усилий.
В связи с этим необходимо:
- Развивать у ребёнка самостоятельность;
- Предоставлять ему возможность сделать что-то самостоятельно;
- Не готовить за него домашнее задание;
- Не воспринимать новый этап в жизни ребёнка как ещё одну ступеньку к собственной старости;
- Поддерживать, чаще вспоминать весёлые моменты из собственной школьной жизни;
- Создавать условия как для занятий, так и для обязательного отдыха;
- Вести беседы «на равных», чтобы ребёнок всегда в трудный момент мог найти поддержку.
О первом учителе.
Первый учитель запоминается на всю жизнь. Учитель, это тот человек, который в равной степени с родителем, а иногда и более, формирует личность ребёнка и понимает его. Наверное, у каждого есть воспоминания об учителе, которому мы благодарны, равно как и учителе, поведение которого вызывало, мягко говоря, недоумение.
У учителя должна быть достаточная профессиональная подготовка и хотя бы небольшой опыт. Премии и звания «Учитель года» или высшая квалификационная категория не всегда бывают показателем того, что это «настоящий учитель». Педагог может составлять различные методические пособия, но испытывать трудности в общении с детьми. Если педагогу, даже самому опытному и творческому, не хватает сдержанности, а крики - его излюбленный метод воспитания, то зачастую ученики в таких классах закомплексованы, а потери в воспитании невосполнимы.
- Развитие речи: помочь ребенку выражать свои мысли правильно и грамотно, научить правильному произношению звуков, читать и писать.
- Развитие логического мышления: помочь ребенку осваивать пространственное мышление, сортировать и классифицировать объекты, решать задачи.
- Развитие социальных навыков: научить ребенка правильно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, развивать эмпатию и уважение к другим.
- Физическая подготовка: помочь ребенку развивать координацию движений, осваивать правильную осанку, укреплять здоровье.
- Развитие творческих способностей: помочь ребенку развивать свои интересы и таланты, показать, что учеба может быть увлекательной и интересной.
- Подготовка к школе: познакомить ребенка с алфавитом, цифрами, формой, цветом, учить правильно держать карандаш и тетрадь, а также научить следить за временем и выполнять задания.
- Терпение и поддержка: помочь ребенку преодолеть страхи и сомнения, поддерживать его и оказывать помощь в трудных ситуациях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в подготовке ребёнка к школе
Советы родителям, как нужно правильно подготовить ребёнка к школе...
Доклад "Подготовка ребёнка к школе".
Материалы для родителей....
Подготовка ребёнка к школе
Подготовка ребёнка к школе...
Презентация к первому занятию: "Подготовка ребёнка к школе"
На первом занятии дети-шестилетки знакомятся с правилами поведения на уроке, считают предметы, повторяют геометрический материал, рассказывают сказку "Курочка Ряба"....
«Дошкольник как форма подготовки ребёнка к школе, за и против».
Сейчас никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Но дошкольную подготовку нельзя сводить только к обучению чтению, п...
Читаем умные книги на тему: "Подготовка ребёнка к школе."
В статье дан отзыв о книге Киркос Р.Ю. "Православное воспитание детей дошкольного возраста", в которой даны параметры готовности ребёнка к школе....
Подготовка ребёнка к школе: некоторые советы родителям.
Ваш ребенок идет в школу. Это очень ответственная пора в жизни каждой семьи. Первокласснику нужно многое знать и уметь, чтобы выполнить все требования, предъявляемые программой, поэтому у детей пяти –...