Подготовка ребёнка к школе
статья по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
Нарушение процесса овладения чтением называется дислексией, а отсутствие чтения алексией. Раиса Ивановна Лалаева в книге «Нарушение процесса чтения у младших школьников» предложила классификацию дислексий и методику исправления разных видов дислексий.
1 вид: Фонематическая дислексия
причина такого нарушения в том, что у детей не сформированы фонетико-фонематические процессы. Основные пути коррекционной работы:
- Коррекция звукопроизношения
- Развитие фонематического слуха
- Формирование звукового анализа и синтеза
- Формирование психологической базы
- Развитие речеслуховой памяти, внимания
2 вид: Оптическая дислексия
В основе этого нарушения- неумение ребёнка правильно опознать образ буквы, затрудняется в выборе фонемы к данной букве. Основные пути коррекционной работы:
- Нормализация оптико-пространственного представления ребёнка
- Ориентирование, как в схеме собственного тела, так и в окружающем пространстве
- Ориентирование с помощью предложений
- Ориентирование в буквах (структуре, элементах, положении на плоскости листа)
- Работа по развитию зрительного восприятия и начинать предметное восприятие
- Зрительное восприятие букв в условиях различного изображения
- Работа над развитием произвольного устойчивого внимания
3 вид: Аграмматическая дислексия
Причина возникновения этого нарушения в том, что у детей не сформирован грамматический строй речи. Основные пути коррекционной работы:
- Работа по формированию навыков словоизменения
- Работа по формированию навыков словообразования
- Работа по формированию навыков построения предложений.
4 вид: Семантическая дислексия
Причина возникновения этого нарушения в том, что дети забывают или не понимают значений слов. Основные пути коррекционной работы:
- Работа по формированию лексического строя языка( работа по семантизации- сообщение таких сведений о языковой единице, которые помогают использовать его в рамках любого речевого высказывания)
- аспектная семантизация ( сообщение значения слова в связи с каким - то аспектом применения слова
- формально-грамматическая семантизация( в результате сообщаются грамматические признаки того или иного сообщаемого слова)
- семантизация м.б. разовой, когда сообщаются такие сведения о языковой единице, которые необходимы для понимания общего смысла в данный момент.
- Работа над расширением объёма речеслуховой памяти
- Работа над развитием речеслухового восприятия
- Работа над развитием речеслухового внимания
5 вид: Мнестическая дислексия.
В основе этого нарушения специфика психических процессов. Ребёнок путает буквы, не может их запомнить.
Основные пути коррекционной работы: Развитие ВПФ: внимание, мышление,память.
1.Комплекс специальных упражнений, направленных на умение удерживать в руке карандаш:
- Ручка фиксируется между указательным и средним пальцем, ребёнку предлагают. Поставив руку на тол, сгибать в кулак и разгибать, удерживая карандаш. Стержень должен смотреть внутрь ладони.(Упражнение выполняется обеими руками поочерёдно). Выполняется до 5 раз на одну руку, а затем на другую.
- Ручка фиксируется фалангами указательного и среднего пальцев. Стержень направлен внутрь ладони. Предлагаем пройти пальцами по столу.
- Перебор ручки между пальцами, локоть фиксируется на столе.
- Упражнение с ручным эспандером или резиновым мячиком
- Работа на клавиатуре.
2.Задания, направленные на выработку умения правильно вести штрих. С выработкой этого умения у детей закрепляется представление о внутреннем и внешнем контуре предмета, закрепляется умение работать с шаблоном и трафаретом. Это важно, т.к
с 1 класса ребёнок знакомится с линейкой, его обучают чертить по линейке.
- Задания на выработку штриха. Всегда надо показать, как правильно делать. Ни одно задание не должно быть бесконтрольным.
- Задание на выполнение непрерывного рисунка развивает длительное плавное движение, развивает зрительную память, внимание, восприятие.
- В тетрадях в клетку рисование предметов на основе геометрических фигур.
- Задание творческого характера: нарисовать картину с помощью этих предметов. Рисунок не должен быть произвольным. Правило ведения штриха должно проходить под контролем учителя.
- Работа в тетрадях в линейку и в клетку. Отрабатываем элементы букв. Важно приучить правильно фиксировать тетрадь на столе. Ручка ребёнка должна смотреть в плечо. Затем ребёнок должен научиться работать под наклоном. На начальном этапе обучения лучше всего использовать копировальный метод(обводка карандашом контура, начерченного учителем. Учитель или родитель должны прописывать задание карандашом.
Формирование графомоторных функций у детей проходит несколько этапов:
Аналитический
Основная задача учителя в том, чтобы показать из каких элементов состоит изучаемая буква, и отработать правило ведения штриха.
- Учитель предлагает рассмотреть таблицу с изображением печатного и письменного варианта написания буквы. Дети должны сопоставить печатный и рукописный шрифт, выделить сходство и различие в начертании букв.
- Начертание на доске с подробным объяснением.
- Прописывание букв учащимися в воздухе(локоть на толе).
- Прописывание в тетрадях или прописях по донной обводке
В зависимости от тяжести нарушения писать карандашом до полного формирования графомоторных функций. На этом этапе используют различные методы формирования навыка письма:
Кинетический
Обучение написанию сложных букв основывается на отработанном навыке написания простых букв
а ш
о и л
Ритмический
Основывается на заданном ритме или темпе. Учитель отрабатывает правописание букв, состоящих из повторяющихся элементов .Это помогает не путать буква.
ш м ф т ж и п
Копировальный ( копирование образца начертания) карандашом проводить очень тонкие линии.
Тактильный (метод Потаповой)
Основывается на ощущениях ребёнка. Задействуется тактильная память. У каждого ребёнка должны быть карточки, на которых наклеены, вырезанные из наждачной бумаги, образцы заглавной и строчной буквы. Ребёнок, поставив палец ведущей руки, на начало ведения штриха обводит всё начертание буквы. Предложить закрыть глаза, обвести букву и представить, как она выглядит. Можно включить классическую музыку.
Аналитико-синтетический
Основная задача учителя на этом этапе показать варианты соединения букв между собой, отработать правило ведения штриха при прописывании слогов, а также научить писать слова, опираясь на предварительно проведённый звукослоговой анализ.
Последовательность прописывания слова:
- Проговариание предъявленного слова фронтально и индивидуально с теми детьми, которые имеют трудности в произношении.
- Выявление последовательности гласных в слове.
- Наращивание слога
Малина а-и-а передают ритмический рисунок
ма-ли-на
Выделение ударного гласного и ударного слога
Трактористы
А о и ы
Ра-то-ри-ты
Тра-то-рис-ты
Трак-то-рис-ты
4.Составление звуковой схемы данного слова с полным разбором гласных и согласных.
5.Работа с печатным шрифтом по проведению звуко-буквенного анализа. Под каждый звук в схеме ребёнок подставляет соответствующую букву и проводит буквенный анализ. Сколько букв и какая последняя?
6. Прочитывание составленного слова .
7. Прописывание по карандашному контуру.
Такая последовательность позволяет закрепить навыки звуко-слогового анализа и сформировать правильный буквенный анализ, так как существуют определённые трудности перевода печатного знака письменный.
Синтетический
Сама техника письма не вызывает у детей трудностей. Основная задача состоит в формировании лексико-синтаксического анализа и синтеза:
-умение вычленять из речевого потока устойчивую лексическую единицу(фразу)
-определение последовательности слов во фразе
-определение количества слов во фразе
Ребёнок должен разобрать всю фразу.
Учителя ждут трудности идентифицирования предлога и приставки. Чтобы избежать таких трудностей, нужно ввести такие средства материализации, которые позволили бы разорвать звуковую оболочку и значение слова. Яковлев (С-Пет.) определил типы синтаксических конструкций, формирование в онтогенезе. Используя предметно-графический план, предложенный в диссертации Воробьёвой, можно ввести новые виды ориентировок в структуре предложений. (Что может происходить?)
|____________ ___________ ___________ .
собака грызёт кость
лижет
прячет
Собака грызёт вкусную кость.
Большая собака грызёт кость.
Большая собака грызёт вкусную кость.
Делая анализ предложений, учитель переориентирует вопросы т.о., чтобы они не являлись грамматическими.
О ком говорится в предложении?
О чём говорится предложении?
Что произошло?
Можно эффективно формировать лексико-синтаксический анализ.
Что может происходить?
дисграфия- частичное нарушение письма
аграфия- полное отсутствие письма
Типология ошибок.
Ошибки на уровне буквы и слога.
1.Пропуски букв и слогов (Причина в несформированности звукослогового анализа) .Чаще пропускаются слоги, которые имеют одинаковую слогообразующую гласную
ласть ласкать
моко молоко
2. Замена букв по акустико-артикуляционным признакам.(Причина в нарушении фонематического слуха и несформированном восприятии какого-либо звука)
3.Смешение букв, сходных по артикуляционному признаку. Ребёнок испытывает трудности в соотнесении буквы и звука.(Причина в несформированном звуковом анализе и трудностях проведения звуко-буквенного анализа.
4.Вставка дополнительных букв. Как правило, такой вид ошибок наблюдается в словах, где звуки имеют плохую артикуляторную слитность.
Октябарь дуружно бырать
5.Повторение слогов, застревание, персеверации. Говорит о слабом торможении. Частотны в словах, где встречаются слоги с одноимёнными звуками.
на девеве
Ошибки на уровне слова
1.Слитное написание слов ( как правило идентифицируют служебную часть речи как значимую)
надереве
Причина в несформированности лексико-синтаксического анализа.
2.Необоснованный разрыв слова на части (когда ребёнок идентифицирует начало слова, как часть предложения)
на ступила зима
Причина в несформированности лексико-морфологического анализа.
3.Грубые нарушения слоговой структры слова (контаминации)
мелго рыбы (много мелкой рыбы)
Ошибки на уровне фразы
1.Произвольное обозначение границ предложения
2.Отсутстие границ предложения
3.Нарушение связи слов в предложении
4.нарушение последовательности слов предложении.
5.Пропуски слов или словосочетаний
Причина в несформированности лексико-синтаксического анализа.
Ошибки на уровне текста
1.Большие смысловые «скважины». Пропуск в тексте целого смыслового отрезка.
2.Малые смысловые «скважины». Пропуски фразы внутри смыслового отрезка, пропуск слова внутри фразы.
3.Нарушение логики высказывания. Нарушена программа повествования.
Основные направления коррекционной работы при исправлении дисграфии
- Формирование психологической базы письменной речи.
- Развитие звуко -слогового анализа и синтеза
- Развитие лексико-морфологического анализа
- Формирование лексико-синтаксического анализа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в подготовке ребёнка к школе
Советы родителям, как нужно правильно подготовить ребёнка к школе...
Доклад "Подготовка ребёнка к школе".
Материалы для родителей....
Презентация к первому занятию: "Подготовка ребёнка к школе"
На первом занятии дети-шестилетки знакомятся с правилами поведения на уроке, считают предметы, повторяют геометрический материал, рассказывают сказку "Курочка Ряба"....
«Дошкольник как форма подготовки ребёнка к школе, за и против».
Сейчас никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. Но дошкольную подготовку нельзя сводить только к обучению чтению, п...
Читаем умные книги на тему: "Подготовка ребёнка к школе."
В статье дан отзыв о книге Киркос Р.Ю. "Православное воспитание детей дошкольного возраста", в которой даны параметры готовности ребёнка к школе....
Подготовка ребёнка к школе: некоторые советы родителям.
Ваш ребенок идет в школу. Это очень ответственная пора в жизни каждой семьи. Первокласснику нужно многое знать и уметь, чтобы выполнить все требования, предъявляемые программой, поэтому у детей пяти –...
Выступление: "Развитие интеллекта как фактор успешной подготовки ребёнка к школе"
Выступление поможет рассказать родителям о важности подготовки детей к школе....