Доклад "Подготовка ребёнка к школе".
статья по теме
Предварительный просмотр:
Подготовка ребёнка к школе.
Ваш ребенок идет в школу. Это очень ответ ственная пора в жизни каждой семьи. Пер вокласснику нужно многое знать и уметь, чтобы выполнить все требования, предъ являемые программой, поэтому у детей пяти-шести лет необходимо развивать ло гическое мышление, произвольное вос приятие, память, внимание, формировать интерес к знаниям.
Учимся слышать слова и звуки.
Ребенок в возрасте четырех-шести лет обладает прекрасной способностью впиты вать информацию, которую он получает из рассказов взрослых, во время игр со сверст никами, более старшими детьми, когда смотрит телевизор и слушает радио. У него возникает потребность что-то создавать, чи тать стихи, петь полюбившиеся песни и пр.
Малышу в этом возрасте нетрудно вы учить то, что его интересует. Из сказок он «читает» наиболее понравившуюся, сопо ставляя запомнившуюся сказку с иллюстрациями в книжке, аккуратно следуя за буквами, хотя прочесть их пока не может. Как раз в этот период ребенок спрашивает у вас название той или иной буквы, берет в руку карандаш и начинает писать. «Мама, я пишу!»- восторженно произносит он и во дит пальцем по написанному, стараясь про честь.
Помогите малышу войти в мир слов и звуков. Помните, что знакомство со звука ми очень важно и имеет прямое отношение к чтению. Объясните ребенку, что слова состоят из отдельных звуков. И слово дым отличается от слова дом тем, что в середине его находится звук [ы], а не звук [о]; научи те выделять в словах звуки, из которых те состоят, находить слова, которые начина ются с одного и того же звука. Вслушайтесь вместе с малышом в звучание слов мышка, мишка, книжка, малышка, мартышка. По кажите, что эти слова очень похожи по зву чанию. Откройте также для слуха ребенка слова, разные по звучанию: мяч, карандаш, машина. Развивайте его слух в совместных играх, упражнениях, пусть ребенок открывает для себя пока еще
непонятный, но ин тересный мир слова, задумается над его значением.
Словесные игры и упражнения.
Подскажи словечко. Взрослый читает стихи, в которых умышленно не договари вается одно слово. Задание будет более за нимательным для ребенка, если читает рифмовки не взрослый, а веселый Петруш ка или любимая игрушка (мишка-топтыж-ка, зайчик-попрыгайчик, кукла Машенька). Игрушка «читает» стихи, в которых недо стает последних слов, а дети подсказывают нужное ему слово.
Где обедал воробей?
В зоопарке у... (зверей).
Поскорее наливай
Мне в стакан горячий... (чай).
У меня пропал носок,
Утащил его... (щенок).
Михаил играл в футбол
И забил в ворота... (гол).
У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из... (лейки).
Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему... (поможет).
Водичка, водичка,
Умой мое... (личико).
Мы по узенькой дощечке
Побежим купаться в... (речке).
Назови разными словами. Ребенку по казывают игрушечного медведя и спраши вают: Какими словами можно назвать мед ведя, чтобы все догадались, что он малень кий? (Мишка, мишутка, мишенька.) Взрос лый поощряет ребенка словами: Молодец! Вот какими словами ты сказал о мишке!
Назови слова. Взрослый раскладывает на столе предметные картинки, на кото рых изображены стол, кошка, бегущий ре бенок, сидячий человек, бабочка, книжка и т.д.
Малыш, глядя на картинки, называет по одному слову, к которому можно поставить вопросы: кто это? что делает? В качестве поощрения за правильно названное слово ребенок получает картинку.
Звук заблудился. Взрослый читает ве селые стихи, намеренно ошибаясь в словах. Ребенок должен назвать слово правильно. В дальнейшем задание можно усложнить. Вы называете пару слов, например будка — булка, а ребенок говорит, какими звуками они отличаются. Так постепенно происхо дит знакомство с понятием звук.
Жучка будку (булку) не доела:
Неохота, надоело.
Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей (грачей).
Мы собирали васильки,
На головах у нас щенки (венки).
На островок налетел ураган,
На пальме остался последний баран (банан).
На поляне весной
Вырос зуб (дуб) молодой.
Ехал дядя без жилета (билета),
Заплатил он штраф за это.
Отгадай, что я сказала. Произнесите тихо, но выразительно похожие по звуча нию слова (шапка - лапка, кошка -ложка и др.), а ребенок должен повторить их. За правильный ответ подготовьте поощри тельный приз.
Игра в слова. Чтобы привлечь внима ние ребенка к звуковой стороне слова, проч тите стихотворение А. Барто «Игра в сло ва», в котором обыгрывается звучание слов.
Скажи погромче:
Слово «гром» —
Грохочет слово,
Словно гром.
Скажи потише:
«Шесть мышат» —
И сразу мыши зашуршат.
Скажи:
«Кукушка на суку» —
Тебе послышится
«Ку-ку».
А скажешь слово
«Листопад» —
И листья падают, летят.
Длинные и короткие слова. Учим де тей превращать короткие слова в длинные:
кот- кошка, котенок, котик; лис — лиса, лисица, лисенок. Прохлопайте вместе с ма лышом длительность звучания слов. (Сколько слогов, столько ударов.)
Заведем мотор. Заводим мотор в гру зовом автомобиле, произнося: Р-Р-Р-Р; в легковом- Рь-Рь-Рь-Рь.
Назови братца (игра с мячом). Бросай те мяч ребенку и называйте твердый звук (например, [д], [т]), а ребенок ловит мяч и называет мягкую пару - «маленького брат ца» этого звука -[д'], [т'] и бросает мяч на зад. Затем задание меняется: ребенок назы вает «старшего братца» (твердый звук), а вы -мягкий звук.
В такие игры можно играть до тех пор, пока дети не научатся быстро называть зву ки твердые и мягкие.
Первый этап обучения ребенка чтению.
Ребенку исполнилось шесть лет. Это последний год перед поступлением его в школу. Все больше определяется харак тер, ярче проявляется интерес к происхо дящим событиям, вырабатывается при вычка к труду. Как помочь ребенку спра виться с требованиями, предъявляемыми школой? Вы, родители, должны соблю дать довольно простые, но очень нужные правила.
Нельзя заставлять ребенка заниматься насильно. Лучше отложить занятия на вре мя, подождать, пока у него возникнет инте рес, постараться вызвать его. Этому могут способствовать занимательные словесные игры, задания и упражнения.
Ребенка надо учить с охотой и желани ем, умело используя при этом любую ситу ацию. Что бы вы ни делали, не забывайте беседовать с ним, старайтесь, чтобы при вычное общение стало целенаправленнее и глубже, чем обычно. Вслушайтесь вместе в звуки природы, в слова — названия окру жающих предметов, составляйте предло жения о цветах, деревьях и прочем, сочи няйте занимательные истории, из камеш ков выкладывайте знакомые буквы, скла дывайте слова. Эти занятия могут быть короткими, иногда две-три минуты. Берите примеры бытовые, знакомые и понятные малышу, тогда заниматься ему будет всегда интересно и нетрудно.
Обращайте свое внимание на общее раз витие ребенка, расширяйте его кругозор, стремитесь к тому, чтобы сделать активной его мысль. Любознательность, пытливость, желание узнать — это те самые первые, школьные черты характера, которые следует развивать и воспитывать в ребенке.
Развивайте в ребенке умение трудиться. Именно любовь и привычка к труду опреде ляют школьную судьбу каждого ученика. Если эти качества вы воспитаете в детях, то и трудовой ритм школьной жизни не будет для них слишком неожиданным. Они легко войдут в него.
Никогда не сердитесь и не упрекайте ре бенка за неправильно выполненное зада ние, а тем более не наказывайте. Попытай тесь понять, в чем причина его неудач, и по могите преодолеть их.
Словесные игры и упражнения.
Предлагаемые игры и упражнения включают в себя обширный речевой мате риал: небольшие по объему тексты, речовки насыщены нужными звуками и звукосоче таниями, которые дают возможность про вести игру с конкретным заданием: повто ри, запомни, назови нужные звуки и слова. Помните: это первый этап обучения ребен ка чтению.
Скажи, как я. Вы бросаете мяч ребен ку, называя слова с интонационным выде лением любого из согласных звуков (рука, самолет, труба, дым и т.п.). Ребенок, бро сая мяч назад, должен повторить слово так, как вы его произнесли.
Магазин. Пусть ребенок представит, что он пошел в магазин за покупками. Ку пить он должен только те продукты, в наз ваниях которых есть звук [с]. Спросите, что он купит (ребенок называет продукты): масло, сметана, колбаса, сыр, сало, сок, ка пуста, свекла, соль... После того как запас слов-названий продуктов со звуком [с] бу дет исчерпан, задание меняется: ребенок покупает продукты, в названиях которых есть звук [с']: овсянка, пепси-кола, сельде рей, апельсин, гусь... Подчеркните, что в сло ве сосиски есть звуки [с] и [с'].
Подумай и не торопись. С помощью заданий на сообразительность вы сможете проверить, как дети научились слышать и выделять определенные звуки в словах.
1.Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стоЛ: ласточка, лам па... Вспомни птицу, название которой на чинается на последний звук слова леС: со ловей, скворец, синица... Вспомни название дерева, в котором встречается последний звук слова сыН: клен, рябина, яблоня, виш ня, черешня, сосна...
2.Подберите слово, чтобы первый звук был [к], а последний — [ш]: карандаш, ка мыш...
3.Какое получится слово, если к но прибавить один звук? Нож, нос, ноль,
ночь.
4.Составь такое предложение, в кото ром все слова начинались бы со звука [м]:Мама моет Машу мочалкой.
5.Придумай собаке кличку, чтобы вто рой звук был [у], а последний — [к]: Шуст рик, Тузик, Кузнечик...
6.Найди в комнате предметы, в назва нии которых второй звук [у]: бумага, дудоч ка, будильник, луковица...
Цепочка слов. В ходе этой игры ребе нок называет цепочку слов, в которой каж дое последующее слово начинается с пос леднего звука предыдущего. Например:
жук — куст — трамвай; якорь — репка — апельсин...
Эту игру предлагайте тогда, когда ребе нок научится определять первый и послед ний звук в слове, быстро называть слова с заданным звуком.
Угадай-ка. В этой игре закрепляются представления ребенка о звуковой структу ре слова.
Разложите на столе открытки или кар тинки с нарисованными на них предметами (мак, дом, кукла, мяч, шар, чайник, утюг...), рядом разложите модели трех-, четырех-, пяти- и шестизвуковых слов.
Пусть ребенок соотнесет модель слова с картинкой.
Все предлагаемые задания несложные, но чрезвычайно нужные будущему школь нику для подготовки его к обучению гра моте. И если под вашим руководством ре бенок научится самостоятельно анализи ровать звуковой состав коротких, неслож ных слов, т.е. слышать, выделять и уметь называть в них все звуки, вы добились многого: привлекли внимание ребенка к языку, научили его вслушиваться в речь, в звучание слов; дали ему навыки выделения в слове звуков и соединения звуков в сло во. Вы подготовили ребенка к знакомству с азбукой, заложили основу его будущей гра мотности.
Литература: «Начальная школа»(журнал №8/2008г., с.19; №6/2007г., с.65).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в подготовке ребёнка к школе
Советы родителям, как нужно правильно подготовить ребёнка к школе...
Критерии готовности ребёнка к школе
Перед поступлением в 1 класс, необходимо убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для того, чтобы учиться в школе....
критерии готовности ребёнка к школе.
Дорогие родители! Ваш ребёнок идёт в школу? Проверьте его готовность....
Как подготовить ребёнка к школе.
Ваш ребёнок идёт в школу? Вы хотите сами его подготовить? Эти советы Вам помогут....
Готовим ребёнка к школе «Школа будущего первоклассника»
Занятия в «Школе первоклассника» направлены на подготовку ребенка к обучению в школе, а также на скорейшую и безболезненную адаптацию ребенка к новому для него этапу развития – обучению в школе....
Презентация к родительскому собранию в Школе будущего первоклассника на тему: "Готовность ребёнка к школе".
Презентация поможет провести родительское собрание психологу, учителю, завучу по теме: "Готовность ребёнка к школе"....
Ваш ребёнок идет в школу Критерии готовности ребёнка к школе
Ваш ребёнок идет в школуКритерии готовности ребёнка к школе...