Рабочая программа курса внеурочной деятельности «АЗБУКА ЭТИКЕТА»
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Азбука этикета»
3-4 класс(ОВЗ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 65.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Часть основной образовательной программы
основного общего образования МАОУ СШ №6.
(утвержден приказом №105 от 21.08.2023г.)
РАССМОТРЕНО Методическим советом Протокол №5 от «18» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом №105 от «21» августа 2023 г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Азбука этикета»
3-4 классы (ОВЗ)
Направление: общекультурное
Возраст обучающихся: 9-11 лет
Срок реализации: 1 год.
Кстово. 2023 г.
Содержание программы
- Пояснительная записка
- Цели курса внеурочной деятельности
- Формы и методы работы.
- Планируемые результаты освоения программы.
- Содержание рабочей программы
- Календарно-тематическое планирование
- Формы контроля
- Информационно - методическое и материально - техническое обеспечение
- Список литературы
1.Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука этикета» разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г.;
- Национальный проект «Образование»;
- Приказа Минобрнауки РФ от 19.12.2014 №1598 "Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ";
- приказа Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1023 Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 N 72654);
- письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»;
- письмо Роспотребнадзора от 08.05.2020 № 02/8900-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций»;
- приказ Минпросвещения России от 17.03.2020 № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»;
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Рабочая программа воспитания МАОУ СШ №6.
Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно как можно раньше научить ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми.
Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.
К обучению в школе у ребенка уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер поведения. Школьнику необходимо дать больше самостоятельности, развивать ответственность за выполнение ряда обязанностей. У ребенка появляется “внутренняя позиция”, которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни. Следовательно, наиболее важным периодом обучения этикету является младший школьный возраст. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность. В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. Начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка приобретают сверстники. Рабочая программа «Азбука этикета» разработана на основе программы Зубаревой И.В., Ломтевой Е.Ю. «Этикет и культура общения»(сборник программ «Организация внеурочной деятельности в начальной школе» под общей ред. А.П.Мишиной.
Данная программа ориентирована на учащихся 3-4 класса (дети 9 -11 лет) с ОВЗ. Общий объем часов по изучению курса составляет 35 часов. (Программа рассчитана на 1 занятие в неделю).
Актуальность и перспективность курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития.
Курс «Азбука этикета» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса школы, так как соответствует ее стратегической цели: создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся.
При изучении курса «Азбука этикета», учащиеся начальной школы знакомятся с хорошими манерами, с правилами культурного поведения, которые человечество вырабатывало веками. Тонкости человеческого общения дети познают на основе разнообразного практического материала.
Занятия по программе «Азбуке этикета» предусматривают и выполнение творческих заданий. Дети сочиняют мини – рассказы «Традиции моей семьи», «Если бы я был учителем», «Как Мишутка стал вежливым»; учатся грамотно оформлять письма и поздравительные открытки, приглашения. Под руководством учителя пробуют составлять «невредные советы», их которых в конце года собирается «Справочник правил поведения».
2. Цель и задачи программы
Образовательный процесс в рамках учебного курса призван обобщить, систематизировать знания правил поведения обучающихся в начальной школе, заложить основы их дальнейшего развития. При изучении каждой темы, при решении проблемных задач необходимо постоянно делать акцент на формировании правильного отношения к другому человеку, как личности, ценности, приобщать обучающегося к правильному поведению в обществе. Обучение этикету - это обучение главным образом ценностно-обусловленных нормам, а не только технике общения.
Основной целью программы является воспитание грамотной культурной личности.
Цели занятий: знакомить учащихся с нормами поведения в обществе, сформировать умения выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения.
Задачи:
- Формировать у учащихся понятие «Этикет», напомнить историю этикета, навыки культурного поведения, правила, нормы поведения в общественных местах.
- Воспитывать уважительное отношение к себе, уважительное и тактичное отношение к личности другого человека.
- Развивать коммуникативные качества личности.
- Развивать речь.
- Будить у воспитанников желание самосовершенствоваться, развиваться всесторонне, гармонично.
- Формировать устойчивую положительную самооценку школьников.
3.Формы и методы работы.
В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции. Игровой принцип обучения соответствует возрастным особенностям ребенка.
Формы работы:
* ролевые игры
* рисование
* конкурсы, викторины, тесты
* беседы.
Основным методом преподавания является игровой тренинг.
Формы и виды деятельности:
- игровая;
- познавательная;
- краеведческая;
- сюжетно - ролевые игры;
- просмотр мультфильмов;
- конкурсы;
- посещение библиотек;
- праздники
4. Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты:
готовность к нравственному совершенствованию, индивидуально-ответственному поведению; осознание ценности личности других людей; толерантность.
Метапредметные результаты:
коммуникативные компетенции: умение слушать и вступать в диалог; умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение разрешать конфликты; умение выражать мысли в соответствии с условиями коммуникации; владение монологической и диалогической речью; общекультурные компетенции: знание основ духовно-нравственной жизни человека, культурологических основ семейных и общественных традиций; компетенции личностного самосовершенствования: знание правил личной гигиены, забота о здоровье, внутренняя экологическая культура; учебно-познавательные компетенции: умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
Предметные результаты:
учащийся должен представлять основные этические нормы, принятые в обществе; знать принципы этикета и главные правила хорошего тона; владеть основами психологической грамотности, необходимыми для успешного общения; уметь компетентно вести себя в бытовых и коммуникативных ситуациях, оценивать и корректировать поведение в соответствии с моральными нормами.
5. Содержание рабочей программы «Азбука этикета
№ | Дата | Название | Теория | Практика | Резуль- таты | УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
по плану | факти- чески | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
темы | Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 1. Этика общения (7 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Оглянись внимательно вокруг | Решение нескольких педагогических задач, в которых рассматриваются качества людей: гордость, скромность, достоинство. Вывод: в проявлениях человека, его поведении проступают нравственные качества характера, то есть различные формы поведения, поступки характеризуют человека как личность | Беседа, обсуждение | Викторина | Оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно, анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом др.); выражать положительное отношение к процессу познания, способность к самооценке своих действий | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины | Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); сравнивать различные объекты: выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах | Сравнивать виды текста, разные по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный); различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Умение быть самим собой | Совесть воспитать трудно. А обманывать легко. Тем упорнее необходимо бороться за чистоту этого важнейшего свойства души | Беседа, обсуждение | Круглый стол | Оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; способность к самооценке своих действий | Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий) | Применять таблицы, схемы, модели для получения информации; выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное | Составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Что достойно гражданина | Рассматривание понятий гражданин, гражданственность, гражданская активность | Определение своей роли в жизни школы, класса, в любом действии во имя блага или радости других шаг гражданина | Викторина | Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность,помощь и др.; осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народам | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление) | Составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Даже будни может труд сделать праздничными днями | Труд воспитывает человека, а плоды его труда украшают жизнь. Не случайно говорят: «Где нет труда, сады там не цветут». Труд - это не только физическая работа. Трудиться приходится карандашом над книгой... воспитание себя - тоже труд | Беседа, обсуждения | Круглый стол | Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.; выражать положительное отношение к процессу познания | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей) | Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения) | Сравнивать разные вида текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный); различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Праздник школьного вальса | Девиз: «Не жди, когда тебе устроят праздник, будь активным его устроителем!» Роль вальса в школьной жизни | Беседа, обсуждения | Выставка работ учащихся | Проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности | Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий) | Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде | Писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 7 | Приглаше-ние к зеркалу | Каждый задает волшебный вопрос: «Ну-ка, зеркальце, скажи, да всю правду доложи...» зеркало должно быть доброжелательным и тактичным | Оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); способность к самооценке своих действий | Принимать и сохранять учебную задачу | Осознавать познавательную задачу; анализировать результаты опытов, элементарных исследований | Анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 2. Этикет (8 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | «Обычай - деспот меж людей» А.С. Пушкин | Рассматривание истории русского этикета. Нормы этикета складывались постепенно в результате отбора из правил поведения в области культуры взаимоотношений людей | Беседа, обсуждения | Круглый стол | Соотносить поступок с моральной нормой, оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; выражать положительное отношение к процессу познания; оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность инициативу, ответственность, причины неудач | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление) | Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 10 | Твой стиль поведения | Разобраться, что же должно и что не должно быть свойственно стилю поведения воспитанного человека | Работа с пословицами | Придумывание системы отношений в коллективе | Различать основные нравственноэтические понятия; выражать положительное отношение к процессу познания; способность к самооценке своих действий | Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей) | Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения) | Составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 12 | Мальчики и девочки | Отбор наиболее важных советов в этике поведения для мальчиков и для девочек | Обыгрывание у девочек и мальчиков по свитку, в которые они записывают свои советы | Викторина | Различать основные нравственно- этические понятия, проявлять терпение и доброжелательность в споре(дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности | Оценивать весомость приводимых доказательств и рас- суждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно») | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | Описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 14 | Поиграем и подумаем | Убеждение в том, что в мерке о любом человеке должна присутствовать доброжелательность | Высказывание впечатлений о незнакомом человеке по фотографии | Ролевые игры | Оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач | Принимать и сохранять учебную задачу | Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление) | Анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Когда какое слово молвить | Умение разговаривать - искусство весьма не простое. Каждый человек несет ответственность за произнесенное слово. Бестактное слово - угроза здоровью, так как оно больно ранит, угрожает мирным отношениям, становится началом взаимных обид и ссор | Беседа, обсуждение | Круглый стол | Соотносить поступок с моральной нормой, оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. | Удерживать цель деятельности до получения ее результата, планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий) | Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения; выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное | Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | За общим столом | Обсуждение необходимости сервировки праздничного стола, умения вести себя за столом | Закрепление навыков этикета | Организация стола общими усилиями | Оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); выражать положительное отношение к процессу познания | Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?») | Анализировать результаты опытов, элементарных исследований | Писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Доброта и доброжелательность | Доброта - глубокое и широкое понятие - чуткость, отзывчивость деликатность по отношению к другим людям, а доброжелательность - составная часть доброты | Беседа, обсуждение | Круглый стол | Различать основные нравственно- этические понятия; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства | Составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | «Поспешай делать добро» (народная мудрость) | Изречения, пословицы на тему добра. Назначение человека - творить добро. Призыв: «Люди Земли, мыслите, думайте, творите Добро!» | Игровые моменты | Ролевые игры | Проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;выражать положительное отношение к процессу познания | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений | Сравнивать разные вида текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный); различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н. Толстой) | Жизнь предлагает разные ситуации, и очень важно думать, как поступить, как суметь защитить свое человеческое достоинство. Противостоять злу, несправедливости, наказать зло - добрый поступок, требующий большого мужества. Необходимо защищать доброе и в себе, и в других, нужно решительно давать отпор злу | Беседа, обсуждение | Круглый стол | Различать основные нравственно- этические понятия, оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др. | Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий) | Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений | Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Родительский дом | Как избежать проявления в семье лени, грубости, несдержанности, капризов, претензий. Повседневные обязанности - это капли, из которых сливается море человеческого долга | Работа в парах | Ролевые игры | Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики, выражать положительное отношение к процессу познания | Планировать решение учебной задачи:выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий) | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде | Анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Любите ваших матерей | Отчего грустнеют мамины глаза? Как сократить минуты грусти, печали, душевных огорчений наших мам? | Разыгрывание ситуаций | Анкета «Насколько вы знаете своих мам» | Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики | Принимать и сохранять учебную задачу | Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений | Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | «Поздравляем наших мам» | «Огонек», посвященный мамам | Способность к самооценке своих действий | Принимать и сохранять учебную задачу | Осознавать познавательную задачу | Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | 0 тех, кто сердце отдал людям | Любовь, как и доброта, должна быть активной, проявлять себя. Самая чистая, действенная и светлая любовь - это любовь к матери и к Родине | Разговор о воевавших и отстоявших нашу Родину от бед и невзгод | Викторина | Соотносить поступок с моральной нормой, проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны, оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач | Оценивать весомость приводимых доказательств и рас- суждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно») | Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений | Сравнивать разные вида текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный); различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Умей быть щедрым | Установить разницу между «быть щедрым» и «быть добрым». Любовь и забота о других - вот основа человеческой щедрости | Беседа, обсуждения | Ролевые игры | Оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.) | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление) | Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Праздник благодарности | Участие каждого в празднике, внесение своих предложений | Выражать положительное отношение к процессу познания | Планировать(в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану | Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде | Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Добрыми делами славен человек | Работа с изречениями | Для осмысления себя - анкета с целью увидеть и откликнуться на хорошее, остановиться, подумать, чтобы знать, куда и как двигаться дальше | Различать основные нравственно - этические понятия | 1Принимать и сохранять учебную задачу | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | Составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 4. Этика отношений в коллективе (8 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Расскажи мне обо мне | Проведение по сложившейся традиции | Оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.) | Принимать и сохранять учебную задачу | Применять таблицы, схемы, модели для получения информации | Описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Присмотритесь друг к другу | На базе сказки об охотнике прийти к выводу, что вместе, в коллективе, где один за всех и все за одного - надежно, радостно, легко | Беседа, обсуждение | Круглый стол | Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом | Принимать и сохранять учебную задачу | Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное | Составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Подарок коллективу | Коллективная деятельность, в которой проявляется, как сложились отношения детей, подведение итогов навыков этического поведения | Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики | Планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану | Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде | Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | Я, ты, мы | Стремление к тому, чтобы товарищество, солидарность единство, общность интересов, общие дела легли в основу отношений в детском коллективе | Беседа, обсуждение | Круглый стол | Проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов, оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач | Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?») | Применять таблицы, схемы, модели для получения информации; сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства | Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | О дружбе мальчиков и девочек | Рачгоиор о нормах этического отношения мальчиков и девочек | Работа с таблицей требований к мальчикам и девочкам | Каждый аргументирует свое согласие или несогласие с пунктами таблицы | Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.) | Плапиронагь решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий) | Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | Анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Не хуже других | Принцип: покупаю, добываю. Костьми ложусь, а захватываю только для того, чтобы выглядеть «не хуже людей», - очень опасный принцип | Работа с изречениями | Ролевые игры | Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятель- | Удерживать цель деятельности до получения ее результата | Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства | Составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ность, инициативу, ответственность, причины неудач | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | «Скажи о себе сам» | Выявление самооценки | Написать пять нравственных качеств, важных для человека. Напротив каждого - собственная оценка себя | Ролевые игры | Различать основные нравственноэтические понятия; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики, способность к самооценке своих действий | Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий) | Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); выявлять известное и неизвестное | Описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 | Храни достоинство свое повсюду, человек! | Достойный человек не тот, у кого нет недостатков. А тот, у кого есть достоинство. Наметить путь достижения и обретения своего достоинства | Обмен мнениями, суждениями знаниями в поисках общего решения проблемы | Разговор за круглым столом | Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины | Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | Анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения |
6. Календарно-тематическое планирование
№ | Разделы программы | Темы занятий | Кол-во часов | Дата проведения | |
по плану | по факту | ||||
1 | Этика общения. 7 ч | Оглянись внимательно вокруг | 1 | ||
2 | Умение быть самим собой | 1 | |||
3 | Что достойно гражданина | 1 | |||
4 | Даже будни может труд сделать праздничными днями | 1 | |||
5 | Праздник школьного вальса | 1 | |||
6-7 | Приглашение к зеркалу | 2 | |||
8 | Этикет. 10 ч | «Обычай - деспот меж людей» А.С. Пушкин | 1 | ||
9-10 | Твой стиль поведения | 2 | |||
11-12 | Мальчики. Девочки | 2 | |||
13-14 | Поиграем и подумаем | 2 | |||
15 | Когда какое слово молвить | 1 | |||
16 | За общим столом | 1 | |||
17 | Доброта и доброжелательность | 1 | |||
18 | Этические нормы отношений с окружающими. 9 ч | «Поспешай делать добро» (народная мудрость) | 1 | ||
19 | «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (JI.H. Толстой) | 1 | |||
20 | Родительский дом | 1 | |||
21 | Любите ваших матерей | 1 | |||
22 | «Поздравляем наших мам» | 1 | |||
23 | О тех, кто сердце отдал людям | 1 | |||
24 | Умей быть щедрым | 1 | |||
25 | Праздник благодарности | 1 | |||
26 | Добрыми делами славен человек | 1 | |||
27 | Этика отношений в коллективе. 8 ч | Расскажи мне обо мне | 1 | ||
28 | Присмотритесь друг к другу | 1 | |||
29 | Подарок коллективу | 1 | |||
30 | Я, ты, мы | 1 | |||
31 | О дружбе мальчиков и девочек | 1 | |||
32 | Не хуже других | 1 | |||
33 | «Скажи себе сам» | 1 | |||
34 | Храни достоинство свое повсюду, человек! | 1 | |||
35 | Резервный урок | 1 |
7.Формы контроля
* диалог, анализ и обыгрывание ситуаций (чтение по ролям, инсценирование и т.д.)
* решение этических задач, эксперименты
* творческие задания (кроссворды, викторины, проекты)
* итоговый праздник.
8. Информационно - методическое и материально - техническое обеспечение
Дополнительная литература:
1.Культурологическое образование: формирование культуры общения и культуры читателя у младших школьников : Методическое пособие / под ред. Н.В. Калининой, Л.И. Наумовой. – Ульяновск, 2008.
2.Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2002. – 192с.
3.Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Книголюб, 2004. – 64с. (Развивающие сказки для детей.)
4.Этикет. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999. – (Энциклопедии).
5.Панкеев И. Энциклопедия этикета.- Москва: Россия молодая, 1996.
6.Я познаю мир. Этикет во все времена / сост. А.А. Яковлев. – Москва: АСТ, 2002.
7.Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе. – Ярославль: Академия развития, Владимир: ВКТ, 2009.
Цифровые образовательные ресурсы:
nsportal.ru\ nachalnaya shkola
doc4web.ru\nachalnaya shkola
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
- Интернет
- ноутбук
- интерактивная доска
- телевизор
- схемы
- таблицы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Азбука этикета" для учащихся начальной школы.
Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», и может быть реализована учителем начальной школы в с...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука пешеходных наук" для 1-4 кл
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука пешеходных наук" разработана на 4 года обучения...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Азбука вежливости"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Азбука вежливости"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука безопасности"
Курс внеурочной деятельности "Азбука безопасности" разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука здоровья"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука здоровья"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Азбука безопасности
Содержание программы «Азбука безопасности» отличается развёрнутостью, личностной ориентацией и концентрическим расширением объёма информации от класса к классу в рассмотрении вопросов безо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука правил дорожного движения» основного общего образования срок реализации программы: 1 год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составленав соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомосновного общего образования,с учетом Примерной основной образовательно...