Рабочая программа внеурочной деятельности "Дело мастера боится"
рабочая программа (1 класс)
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по программе обучающиеся получат возможность:
- развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать систему универсальных учебных действий;
- сформировать навыки работы с информацией.
Ценностные ориентиры
Занятия по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
- ценностного отношения к природе, окружающей среде;
- ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого обучающегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
2. Содержание курса
В учебном плане начального общего образования МБОУ СШ №10 г. Липецка на 2023-2024 учебный год курс «Дело мастера боится» социального направления «Твори добро на благо людям» реализуется в количестве одного занятия в неделю: 33 часов в год в первых классах.
Цели программы:
- развитие и реализация творческого потенциала обучающихся начальной школы;
- формирование универсальных учебных действий младших школьников;
- создание условий для овладения обучающимися различными видами художественной деятельности;
- развитие личностных качеств младших школьников: ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;
- развитие нравственных качеств, формирование бережного отношения к традициям своего народа и своей семьи.
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично- поисковый; практический.
При проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы:
- выставки, презентации;
- коллективные проекты;
- работа в парах, малых группах;
- индивидуальные работы;
- коллективные игры и праздник.
- Основы культуры труда и самообслуживания.
Рукотворный мир как результат труда человека. Разнообразие предметов, окружающих нас в повседневной жизни. Природа как источник сырья. Способы переработки сырья в готовое изделие. Последовательное выполнение работы по изготовлению изделий.
Организация рабочего места для работы с различными материалами (рациональное размещение материалов, инструментов и приспособлений).
Анализ объекта и его назначения.
- Технология ручной обработки материалов.
Природные материалы. Происхождение природных материалов. Растительные природные материалы: листья, семена, веточки, шишки, скорлупа орехов. Свойства природных материалов. Способы заготовки, правила хранения и правила поведения при сборе природного материала.
Инструменты и приспособления для обработки природных материалов. Техника безопасности при работе с инструментами.
Приемы работы с природными материалами.
Практические работы: композиции из листьев; из шишек; работа с ракушками, украшение яичной скорлупой.
Пластические материалы. Пластилин, масса для моделирования, соленое тесто. Подготовка к работе. Инструменты и приспособления. Приемы работы с инструментами и приспособлениями. Основы безопасности при использовании инструментов и приспособлений.
Практические работы: лепка фигурок животных, композиции из пластилина; лепка посуды.
Бумага. Виды бумаги. Свойства бумаги. Рациональное использование бумаги.
Виды графических изображений. Инструменты и приспособления для обработки бумаги. Техника безопасности при работе с инструментами. Приемы работы с бумагой.
Практические работы: новогодние игрушки, поделки из бумаги, простейшие модели оригами, маски для карнавала.
Текстильные материалы. Виды тканей. Свойства тканей. Экономное расходование тканей при раскрое. Нитки и их виды. Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов. Приемы безопасного использования инструментов и приспособлений. Приемы работы с текстильными материалами.
Практические работы: прихватка, аппликации из ниток, простейшее плетение.
- Конструирование и моделирование.
Общее представление о конструировании как создании конструкций предметов. Изделие, деталь изделия. Модель. Конструирование и моделирование изделий из бумаги, природных материалов.
Практические работы: кораблик, самолет; вертушка, парашют, конструирование мебели; игрушки из поролона.
- Дизайн.
Понятие «Дизайн». Основы дизайна. Виды дизайна (дизайн стекла, ткани, дерева, металла). Простейшие приемы дизайна. Инструменты и приспособления. Техника безопасности при работе с инструментами.
Практические работы: различные способы украшений, украшение коробок, рамок под фотографии, панно, бусы.
3.Тематическое планирование (1 класс)
№ занятия | Тема | Количество часов |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Наши волшебные помощники: бумага и картон. Беседа «История бумаги». | 1 |
2 | Счетный материал для уроков математики. | 1 |
3 | Беседа «Как появились ножницы». ТБ при работе с ножницами. Плоскостное изделие из бумаги. Аппликация из ладошек. | 1 |
4 | Цветы из салфетки. | 1 |
5 | Обрывная аппликация из бумаги. | 1 |
6 | Экскурсия. Сбор природного материала. Правила ТБ при работе с природным материалом. | 1 |
7 | Картинки из засушенных листьев «Букет». | 1 |
8 | Картинки из засушенных листьев «Пейзаж». | 1 |
9 | Картинки из засушенных листьев «Под водой». | 1 |
10 | Творческая работа «Панно из листьев». | 1 |
11 | Аппликация из природных материалов на картоне. | 1 |
12 | Сумочка для мамы. Объёмная аппликация. | 1 |
13 | Новогодние игрушки из полосок бумаги. | 1 |
14 | Поздравительная открытка. | 1 |
15 | Мастерская Деда Мороза. Новогодние объемные игрушки из цветной бумаги. | 1 |
16 | Правила ТБ при работе с пластилином. Фигурки животных из пластилина. | 1 |
17 | Композиция из пластилина «На лесной полянке». | 1 |
18 | Рисование пластилином. Обратная мозаика на прозрачной основе. Фрукты и овощи. | 1 |
19 | Лепим героев народных сказок. | 1 |
20 | Мозаика из ватных комочков. | 1 |
21 | Аппликация из ватных дисков. | 1 |
22 | Аппликация из пуговиц. | 1 |
23 | Поделки из ниток. Закладка плетёная. | 1 |
24 | Поделки из ниток. Аппликация «Бабочка». | 1 |
25 | Поделки из ткани. Подставка под горячее. | 1 |
26 | Знакомство с оригами. Цветы. | 1 |
27 | Оригами. Фигурки животных. | 1 |
28 | Оригами. Композиция «А у нас во дворе». | 1 |
29 | Оригами. Композиция «Домашние птицы на лужайке». | 1 |
30 | Плавающие модели и игрушки. Кораблик | 1 |
31 | Летающие модели и игрушки. Самолет. | 1 |
32 | Дизайн коробочки для подарка. | 1 |
33 | Изготовление игрушек и поделок для малышей. | 1 |
Итого | 33 |
4.Календарно-тематическое планирование (1-е классы)
№ занятия | Дата | Тема урока | |
по плану | факт | ||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Наши волшебные помощники: бумага и картон. Беседа «История бумаги». | ||
2 | Счетный материал для уроков математики. | ||
3 | Беседа «Как появились ножницы». ТБ при работе с ножницами. Плоскостное изделие из бумаги. Аппликация из ладошек. | ||
4 | Цветы из салфетки. | ||
5 | Обрывная аппликация из бумаги. | ||
6 | Экскурсия. Сбор природного материала. Правила ТБ при работе с природным материалом. | ||
7 | Картинки из засушенных листьев «Букет». | ||
8 | Картинки из засушенных листьев «Пейзаж». | ||
9 | Картинки из засушенных листьев «Под водой». | ||
10 | Творческая работа «Панно из листьев». | ||
11 | Аппликация из природных материалов на картоне. | ||
12 | Сумочка для мамы. Объёмная аппликация. | ||
13 | Новогодние игрушки из полосок бумаги | ||
14 | Поздравительная открытка. | ||
15 | Мастерская Деда Мороза. Новогодние объемные игрушки из цветной бумаги. | ||
16 | Правила ТБ при работе с пластилином. Фигурки животных из пластилина. | ||
17 | Композиция из пластилина «На лесной полянке». | ||
18 | Рисование пластилином. Обратная мозаика на прозрачной основе. Фрукты и овощи. | ||
19 | Лепим героев народных сказок. | ||
20 | Мозаика из ватных комочков. | ||
21 | Аппликация из ватных дисков. | ||
22 | Аппликация из пуговиц. | ||
23 | Поделки из ниток. Закладка плетеная. | ||
24 | Поделки из ниток. Аппликация «Бабочка». | ||
25 | Поделки из ткани. Подставка под горячее. | ||
26 | Знакомство с оригами. Цветы. | ||
27 | Оригами. Фигурки животных. | ||
28 | Оригами. Композиция «А у нас во дворе». | ||
29 | Оригами. Композиция «Домашние птицы на лужайке». | ||
30 | Плавающие модели и игрушки. Кораблик | ||
31 | Летающие модели и игрушки. Самолет. | ||
32 | Дизайн коробочки для подарка. | ||
33 | Итоговое занятие. «Праздник мастеров». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Декоративно-прикладное искусство "Маленький мастер"
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к поним...
Рабочая программа внеурочной деятельности1- 4 классы ФГОС. Кружок "Школа мастеров"
Рабочие программы внеурочной деятельности 1- 4 классы ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Город мастеров" для начальных классов по ФГОС
Программа составлена для обучающихся 1 - 4 классов общеобразовательных школ...
Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Маленький мастер"
Рабочая программа с 3 уровнями результатов и мониторинговой картой...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Город мастеров»
Рабочая программа составлена на авторской рабочей программы «Город мастеров» Т.М.Рагозиной, М.-Академкнига/учебник, 2013 Разработчик программы: Щукина Ольга Анатольевна, у...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Город мастеров" 2 класс УМК ПНШ
Рабочая программавнеурочной деятельности «Город мастеров»для 2 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Дело мастера боится"
Рабочая программа и тематическое планирование....