Рабочая программа внеурочной деятельности "Дело мастера боится"
рабочая программа (1 класс)

Пешкова Татьяна Викторовна

Рабочая программа и тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delo_mastera_boitsya_1_klass.docx36.58 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по программе обучающиеся получат возможность:

- развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

- расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

- познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

- познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

- использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

- создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

- достичь оптимального для каждого уровня развития;

- сформировать систему универсальных учебных действий;

- сформировать навыки работы с информацией.

Ценностные ориентиры

Занятия по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
  • ценностного отношения к природе, окружающей среде;
  • ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
  • формирование информационной грамотности современного школьника;
  • развитие коммуникативной компетентности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого обучающегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

2. Содержание курса

В учебном плане начального общего образования МБОУ СШ №10 г. Липецка на 2023-2024 учебный год курс «Дело мастера боится» социального направления «Твори добро на благо людям» реализуется в количестве одного занятия в неделю: 33 часов в год в первых классах.

Цели программы:

  • развитие и реализация творческого потенциала обучающихся начальной школы;
  • формирование универсальных учебных действий младших школьников;
  • создание условий для овладения обучающимися различными видами художественной деятельности;
  • развитие личностных качеств младших школьников: ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;
  • развитие нравственных качеств, формирование бережного отношения к традициям своего народа и своей семьи.

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично- поисковый; практический.

При проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы:

  • выставки, презентации;
  • коллективные проекты;
  • работа в парах, малых группах;
  • индивидуальные работы;
  • коллективные игры и праздник.
  1. Основы культуры труда и самообслуживания.

Рукотворный мир как результат труда человека. Разнообразие предметов, окружающих нас в повседневной жизни. Природа как источник сырья. Способы переработки сырья в готовое изделие. Последовательное выполнение работы по изготовлению изделий.

Организация рабочего места для работы с различными материалами (рациональное размещение материалов, инструментов и приспособлений).

Анализ объекта и его назначения.

  1. Технология ручной обработки материалов.

Природные материалы. Происхождение природных материалов. Растительные природные материалы: листья, семена, веточки, шишки, скорлупа орехов. Свойства природных материалов. Способы заготовки, правила хранения и правила поведения при сборе природного материала.

Инструменты и приспособления для обработки природных материалов. Техника безопасности при работе с инструментами.

Приемы работы с природными материалами.

Практические работы: композиции из листьев; из шишек; работа с ракушками, украшение яичной скорлупой.

Пластические материалы. Пластилин, масса для моделирования, соленое тесто. Подготовка к работе. Инструменты и приспособления. Приемы работы с инструментами и приспособлениями. Основы безопасности при использовании инструментов и приспособлений.

Практические работы: лепка фигурок животных, композиции из пластилина; лепка посуды.

Бумага. Виды бумаги. Свойства бумаги. Рациональное использование бумаги.

Виды графических изображений. Инструменты и приспособления для обработки бумаги. Техника безопасности при работе с инструментами. Приемы работы с бумагой.

Практические работы: новогодние игрушки, поделки из бумаги, простейшие модели оригами, маски для карнавала.

Текстильные материалы. Виды тканей. Свойства тканей. Экономное расходование тканей при раскрое. Нитки и их виды. Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов. Приемы безопасного использования инструментов и приспособлений. Приемы работы с текстильными материалами.

Практические работы: прихватка, аппликации из ниток, простейшее плетение.

  1. Конструирование и моделирование.

Общее представление о конструировании как создании конструкций предметов. Изделие, деталь изделия. Модель. Конструирование и моделирование изделий из бумаги, природных материалов.

Практические работы: кораблик, самолет; вертушка, парашют, конструирование мебели; игрушки из поролона.

  1. Дизайн.

Понятие «Дизайн». Основы дизайна. Виды дизайна (дизайн стекла, ткани, дерева, металла). Простейшие приемы дизайна. Инструменты и приспособления. Техника безопасности при работе с инструментами.

Практические работы: различные способы украшений, украшение коробок, рамок под фотографии, панно, бусы.

#1058;ематическое планирование (1 класс)

занятия

Тема

Количество часов

1

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.

Наши волшебные помощники: бумага и картон. Беседа «История бумаги».

1

2

Счетный материал для уроков математики.

1

3

Беседа «Как появились ножницы». ТБ при работе с ножницами.

Плоскостное изделие из бумаги. Аппликация из ладошек.

1

4

Цветы из салфетки.

1

5

Обрывная аппликация из бумаги.

1

6

Экскурсия. Сбор природного материала.

Правила ТБ при работе с природным материалом.

1

7

Картинки из засушенных листьев «Букет».

1

8

Картинки из засушенных листьев «Пейзаж».

1

9

Картинки из засушенных листьев «Под водой».

1

10

Творческая работа «Панно из листьев».

1

11

Аппликация из природных материалов на картоне.

1

12

Сумочка для мамы. Объёмная аппликация.

1

13

Новогодние игрушки из полосок бумаги.

1

14

Поздравительная открытка.

1

15

Мастерская Деда Мороза. Новогодние объемные игрушки из цветной бумаги.

1

16

Правила ТБ при работе с пластилином. Фигурки животных из пластилина.

1

17

Композиция из пластилина «На лесной полянке».

1

18

Рисование пластилином.

Обратная мозаика на прозрачной основе. Фрукты и овощи.

1

19

Лепим героев народных сказок.

1

20

Мозаика из ватных комочков.

1

21

Аппликация из ватных дисков.

1

22

Аппликация из пуговиц.

1

23

Поделки из ниток. Закладка плетёная.

1

24

Поделки из ниток. Аппликация «Бабочка».

1

25

Поделки из ткани. Подставка под горячее.

1

26

Знакомство с оригами. Цветы.

1

27

Оригами. Фигурки животных.

1

28

Оригами. Композиция «А у нас во дворе».

1

29

Оригами. Композиция «Домашние птицы на лужайке».

1

30

Плавающие модели и игрушки. Кораблик

1

31

Летающие модели и игрушки. Самолет.

1

32

Дизайн коробочки для подарка.

1

33

Изготовление игрушек и поделок для малышей.

1

Итого

33

4.Календарно-тематическое планирование (1-е классы)

№ занятия

Дата

Тема урока

по плану

факт

1

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.

Наши волшебные помощники: бумага и картон. Беседа «История бумаги».

2

Счетный материал для уроков математики.

3

Беседа «Как появились ножницы». ТБ при работе с ножницами.

Плоскостное изделие из бумаги. Аппликация из ладошек.

4

Цветы из салфетки.

5

Обрывная аппликация из бумаги.

6

Экскурсия. Сбор природного материала.

Правила ТБ при работе с природным материалом.

7

Картинки из засушенных листьев «Букет».

8

Картинки из засушенных листьев «Пейзаж».

9

Картинки из засушенных листьев «Под водой».

10

Творческая работа «Панно из листьев».

11

Аппликация из природных материалов на картоне.

12

Сумочка для мамы. Объёмная аппликация.

13

Новогодние игрушки из полосок бумаги

14

Поздравительная открытка.

15

Мастерская Деда Мороза.

Новогодние объемные игрушки из цветной бумаги.

16

Правила ТБ при работе с пластилином.

Фигурки животных из пластилина.

17

Композиция из пластилина «На лесной полянке».

18

Рисование пластилином.

Обратная мозаика на прозрачной основе. Фрукты и овощи.

19

Лепим героев народных сказок.

20

Мозаика из ватных комочков.

21

Аппликация из ватных дисков.

22

Аппликация из пуговиц.

23

Поделки из ниток. Закладка плетеная.

24

Поделки из ниток. Аппликация «Бабочка».

25

Поделки из ткани. Подставка под горячее.

26

Знакомство с оригами. Цветы.

27

Оригами. Фигурки животных.

28

Оригами. Композиция «А у нас во дворе».

29

Оригами. Композиция «Домашние птицы на лужайке».

30

Плавающие модели и игрушки. Кораблик

31

Летающие модели и игрушки. Самолет.

32

Дизайн коробочки для подарка.

33

Итоговое занятие. «Праздник мастеров».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Декоративно-прикладное искусство "Маленький мастер"

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к поним...

Рабочая программа внеурочной деятельности1- 4 классы ФГОС. Кружок "Школа мастеров"

Рабочие программы внеурочной деятельности 1- 4 классы ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Маленький мастер"

Рабочая программа с 3 уровнями результатов и мониторинговой картой...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Город мастеров»

Рабочая программа составлена на авторской рабочей программы «Город мастеров» Т.М.Рагозиной,  М.-Академкнига/учебник, 2013 Разработчик программы: Щукина Ольга Анатольевна,  у...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Город мастеров" 2 класс УМК ПНШ

Рабочая программавнеурочной деятельности «Город мастеров»для 2 класса...