Рабочая программа внеурочной деятельности1- 4 классы ФГОС. Кружок "Школа мастеров"
рабочая программа по теме
Рабочие программы внеурочной деятельности 1- 4 классы ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_masterov.doc | 146.5 КБ |
volshebstvo_kistochki_i_karandasha.doc | 194 КБ |
plan_konspekt.docx | 116.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край Курганинский район х. Свобода
муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение основная школа №21
муниципального образования Курганинский район
Утверждено
решение педсовета протокол № 21
от 30. 08.2011 года
председатель педсовета
_________ Рябова Е. М.
Рабочая программа внеурочной деятельности
Тип программы: ориентированные на достижение результатов определённого уровня по конкретным видам внеурочной деятельности
Кружок: «Школа мастеров»
Срок реализации: 4 года
Возраст обучающихся: 6,5-11 лет
Составитель: учитель начальных классов Крупкевич Лариса Петровна
1.Пояснительная записка.
Стать профессиональным художником сможет не каждый человек. Но часто у многих детей возникает желание зафиксировать свои наблюдения, впечатления и переживания в рисунках, чтобы сохранить образы чудесных открытий. У начинающих, как правило, не хватает знаний и умений точно изобразить на рисунке какой-нибудь предмет или явление. Потеряв веру в свои силы, дети готовы бросить рисование. Но рисовать и изготовлять художественные изделия могут не только одаренные, но и все, кто этого захочет.
Основная задача познакомить детей приемам реалистического изображения предметов и декоративной работы, различным пластическим техникам. Развивать в них умение замечать прекрасное в обыденном и обобщать увиденное, научить отобразить в рисунке все, что нравится, что их волнует.
Занятия помогут найти ответы на множество вопросов, возникающих во время рисования.
Программа составлена так, что во время занятий дети узнают об основных правилах выполнения рисунка: как размещать отдельные элементы композиции на плоскости листа, как выбирать точку зрения, как изображать людей и животных, при помощи каких пластических приемов можно реализовать тот или иной замысел. Дети узнают о цветах и их свойствах, о влиянии освещения на их интенсивность.
В ходе работы кружка дети будут знакомиться с произведениями великих мастеров живописи, а сочетание бесед об искусстве с рисованием способствует воспитанию любви и интереса к искусству.
2.Основными направлениями в работе являются:
1. Изучение особенностей строения, характерной формы, объема окружающих предметов, растительных форм, предметов быта, животных, птиц, фигуры человека.
2.Изучение пространственных свойств объектов и связанных с ними законов линейной и воздушной перспективы.
3. Изучение простейших законов цветоведения и их использование как выразительных художественно-эстетических средств в изобразительном искусстве.
4. Изучение элементарных закономерностей светотени, теории теней и выражение их в работах.
5. Изучение законов композиции в творчестве мастеров изобразительного искусства.
6. Демонстрация произведений художников на занятиях для раскрытия правил рисования, техники выполнения работ.
7. Выполнение некоторых изделий, поделок в соответствии с технологическими особенностями.
Цели кружка:
- приобщить детей к изобразительному искусству и труду.
- развитие художественного вкуса.
- ознакомление с основными методами и приемами работы в различных видах и жанрах изобразительного искусства.
- формирование элементов культуры труда и творчества.
Задачи кружка:
- освоить изобразительные операции и манипуляции с использованием различных материалов и инструментов;
- дать знание элементарных основ рисунка;
- сформировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению;
- ознакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства;
- освоить изобразительные и технологические приемы, простейшие технологии дизайна и оформления.
- развивать у детей изобразительные способности;
- художественный вкус;
- развивать творческое воображение.
- воспитывать интерес к изобразительному искусству;
- воспитывать дисциплину, внимание, наблюдательность, творческую фантазию, ответственность, доброту;
- воспитывать честность, любовь к прекрасному, к своей Родине, к своему краю;
- приобщить к достижениям мировой художественной культуры.
Целевая группа – учащиеся общеобразовательных школ младших классов (дети в возрасте 6,5 -11 лет).
3.Учебно - тематический план
№ | Наименование разделов блоков тем | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | |
Ауди торные | Внеауди торные | ||||
I год обучения | |||||
1 | Введение | 1 | 1 | ||
2 | «Осенний калейдоскоп» | 12 | 8 | 4 | Использовать свои наблюдения за природными явлениями б художественно-творческой деятельности. Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы. Передавать характер природных явлении выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, форма, объём). Определять и характеризовать эмоции, которые вызывают цвет в живописи, звуки в музыке, снова в стихах. Образно воспринимать искусство и окружающую действительность. Находить ассоциации природных форм, предметов быта, состояний природы, произведений различных видов искусства и т. д. Создавать простые художественные изделия. Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, пластилин бумага и др.). Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета Продумывать композицию рисунка, аппликации Вычленять основные формы и использовать их в рисунке, лепке и бумажной пластике. |
3 | «Зимние фантазии » | 9 | 7 | 2 | |
4 | «Весенний коллаж» | 9 | 6 | 3 | |
5 | «Обобщение» | 1 | |||
Итого: | 33 | 22 | 9 | ||
II год обучения | Использовать свои наблюдения за природными явлениями б художественно-творческой деятельности. Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы. Передавать характер природных явлении выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, форма, объём). Определять и характеризовать эмоции, которые вызывают цвет в живописи, звуки в музыке, снова в стихах. Образно воспринимать искусство и окружающую действительность. Находить ассоциации природных форм, предметов быта, состояний природы, произведений различных видов искусства и т. д. Создавать простые художественные изделия. Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, пластилин бумага и др.). Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета Продумывать композицию рисунка, аппликации Вычленять основные формы и использовать их в рисунке, лепке и бумажной пластике. | ||||
1 | Введение | 2 | 1 | 1 | |
2 | «Осенний калейдоскоп» | 12 | 7 | 5 | |
3 | «Зимние фантазии » | 9 | 7 | 2 | |
4 | «Весенний коллаж» | 9 | 6 | 3 | |
5 | «Обобщение» | 2 | 1 | 1 | |
III год обучения | Использовать свои наблюдения за природными явлениями б художественно-творческой деятельности. Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы. Передавать характер природных явлении выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, форма, объём). Определять и характеризовать эмоции, которые вызывают цвет в живописи, звуки в музыке, снова в стихах. Образно воспринимать искусство и окружающую действительность. Находить ассоциации природных форм, предметов быта, состояний природы, произведений различных видов искусства и т. д. Создавать простые художественные изделия. Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, пластилин бумага и др.). Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета Продумывать композицию рисунка, аппликации. Вычленять основные формы и использовать их в рисунке, лепке и бумажной пластике. | ||||
1 | Введение | 2 | 1 | 1 | |
2 | «Осенние калейдоскоп» | 12 | 8 | 4 | |
3 | «Зимние фантазии » | 9 | 6 | 3 | |
4 | «Весенний коллаж» | 9 | 6 | 3 | |
5 | «Обобщение» | 2 | 1 | 1 | |
34 | 22 | 12 | |||
IVгод обучения
| Использовать свои наблюдения за природными явлениями б художественно-творческой деятельности. Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы. Передавать характер природных явлении выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, форма, объём). Определять и характеризовать эмоции, которые вызывают цвет в живописи, звуки в музыке, снова в стихах. Образно воспринимать искусство и окружающую действительность. Находить ассоциации природных форм, предметов быта, состояний природы, произведений различных видов искусства и т. д. Создавать простые художественные изделия. Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, пластилин бумага и др.). Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета Продумывать композицию рисунка, аппликации. Вычленять основные формы и использовать их в рисунке, лепке и бумажной пластике. | ||||
1 | Введение | 2 | 1 | 1 | |
2 | «Осенние калейдоскоп» | 12 | 8 | 4 | |
3 | «Зимние фантазии » | 9 | 6 | 3 | |
4 | «Весенний коллаж» | 9 | 6 | 3 | |
5 | «Обобщение» | 2 | 1 | 1 | |
Итого: | 34 | 22 | 12 |
4.Структура программы:
программа рассчитана на 135 занятий, из них в 1 классе-33 занятия ( 1ч. В неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 34 занятия ( 1 ч. В неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Программа кружка «Школа мастеров» состоит из 3-х блоков. Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются.
Второй блок- художественно-творческая изобразительная деятельность. В нем эстетический контекст находит свое выражение в практической деятельности, основанной на эстетических переживаниях и художественной рефлексии, и направлен на формирование творческого восприятия произведений изобразительного искусства.
Третий блок - трудовая деятельность. В нем основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметном содержании. Особое внимание обращается на формирование у учащихся элементов культуры труда и творчества, составной частью которых являются знания технологических основ умений и компонентов художественно-изобразительной деятельности.
5.Разделы программы.
Основные разделы | Количество часов | |||
1кл | 2кл | 3кл | 4кл | |
Вводное занятие | 1 ч. | 1ч | 1ч | 1ч |
Лепка | 3 ч. | 3ч | 2ч | 2ч |
Аппликация | 3 ч. | 3ч | 2ч | 2ч |
Мозаика | 2 ч. | 2ч | 2ч | 2ч |
Моделирование и конструирование | 3 ч. | 3ч | 3ч | 3ч |
Работа с тканью | 2 ч. | 2ч | 2ч | 2ч |
Работа с природным материалом | 2 ч. | 2ч | 2ч | 2ч |
Нетрадиционные технологии | 3ч. | 3ч | 3ч | 3ч |
Оригами | 3 ч. | 3ч | 3ч | 3ч |
Плетение | 2 ч. | 2ч | 2ч | 2ч |
Квиллинг | 3ч | 3ч | 3ч | 3ч |
Экскурсии | 2 ч. | 2ч | 2ч | 2ч |
Работа с разными материалами | 2 ч. | 2ч | 2ч | 2ч |
Беседы | 2 ч. | 2ч | 2ч | 2ч |
Макетирование | 2ч | 3ч | 3ч | |
33ч | 34ч | 34ч | 34ч |
Рисование по памяти и представлению
- знакомить детей с красотой пейзажа;
- раскрыть роль искусства в понимании красоты природы;
- овладение навыками рисовать по памяти и представлению;
- развивать образное видение, эстетическое восприятие в освоении мира;
- развивать воображение, творческую фантазию, умение работать с гуашью и акварелью;
- воспитывать любовь к природе, бережному отношению;
- воспитывать художественный вкус и потребность ориентироваться на духовные ценности народного искусства.
Аппликация.
Расширять представления детей о художественных материалах, развивать чувство цветовой гармонии, фантазии.
- овладение навыками работы с различными материалами, инструментами (ножницы, кисти, цветная бумага, обрезки ткани, нитки);
- дать понятие об аппликации;
- овладение навыками использовать приемы композиции (ритм, равновесие, цветовой колорит, сюжет) в данном виде работы;
- развивать зрительную память детей и умение изображать природу по памяти и впечатлениям.
Лепка.
- знакомить со скульптурными материалами, освоение работы с пластилином;
- понять отличие работы в плоскости от работы в объеме;
- дать представления о работе художника-скульптора;
- соотнесение по размеру, объемных форм построек с вылепленными животными;
- развитие творческих способностей, воображения.
Моделирование и конструирование.
- знакомство с конструктивным строением предметов и созданий окружающего мира (созданных природой или человеком) с многообразием конструктивных форм в природе;
- дать представление о связи красоты и пользы, гармонии и целесообразности конструкции;
- овладение выразительными возможностями художественных материалов (бумаги, гуаши);
- формирование навыков конструирования;
- развитие функционального, эстетического, образного восприятия творческих способностей.
Рисование с натуры.
- формирование умения чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков в действительности и в изображении;
- анализ изображаемых предметов, выделение при этом особенностей конструкции, формы, пространственного положения, особенностей цвета, распределение светотени.
Плетение.
- дать представление о видах плетения – плоском, объемном;
- овладение приемами плетения бумаги, развивать моторику мелких мышц пальцев, умение моделировать;
- воспитывать аккуратность.
Работа с тканью.
- дать представление о тканях и их свойствах; нитках и их назначении;
- дать понятие о стежке, шве;
- овладение навыками делать разметку ткани по линейке;
- овладение навыками выполнять прямые стежки и их вариации;
- развивать моторику пальцев, воспитывать трудолюбие;
- умение пользоваться иглой.
Работа с природным материалом.
- выполнять изготовление объемных игрушек из природных материалов;
- познакомить маленькими хитростями при работе с природным материалом;
- познакомить с способами соединения в композицию поделки из прироных материалов;
- развивать эстетический вкус, творческие способности и глазомер, воспитывать аккуратность и терпение.
Экскурсии.
- знакомить детей в процессе наблюдения с признаками явления живой и неживой природы;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, анализировать;
- воспитывать интерес к природе и бережное отношение к объектам окружающего мира.
Беседы.
- знакомство с ведущими музеями России; формировать понятия о важности их как хранилище культурного наследия человечества;
- формировать социально-значимые мотивы учения, культуры поведения, трудовой дисциплины;
- подведение итогов учебно-воспитательной работы за год;
- создание благоприятной атмосферы для проявления изобразительных способностей, знаний детей;
- содействие коллективному творчеству детей и коллективному сопереживанию в общей работе;
- помощь в эстетическом восприятии разных видов изобразительного искусства, литературы, музыки;
- формирование эмоционального отношения к рассматриваемому произведению.
Ожидаемые результаты:
* Формирование художественно-эстетического вкуса.
* Использование знаний и умений в школах художественно-эстетического направления: изостудия, театральных кружках, центрах эстетического развития, школах искусств.
Формы контроля:
На уроках художественной студии оценок нет. Результат деятельности отслеживается через анкетирование, проводимое как среди детей, так и среди их родителей.
Формы работы:
- рисуночные методы;
- беседы;
- групповые обсуждения;
- разминки;
- праздники;
- КВН;
- театрализованные постановки и др.
- выставки.
1 класс – 33 часа.
Введение (1ч.).
Познакомить учащихся с целями и задачами данного курса. Кто такой художник? Что такое картины?
«Осенний калейдоскоп» (12 ч).
Три основных цвета. Цветные карандаши. Смешивание. Цветовая гамма. Рисунок. Разукрашки-замарашки. Природный материал. Свойства пластилина.
Проведение экскурсий, минутки здоровья, игровые ситуации.
«Зимние фантазии» (9 ч.)
Серьезные проекты. Рисуем точками, линиями, мазками. Что такое оригами. Бумаготворчество. Плетем косички.
Беседы, опыты, практические задания.
«Весенний коллаж» (9 ч.)
Весенний колорит красок. Графические упражнения. Моделирование. Тканетворчество.
Работа в группах, беседы.
Обобщение (2 ч.)
Обобщить полученные знания, сделать выводы.
Школа художеств.
Альбом для эскизов. Мастерская.
2 класс – 34 часа.
Введение ( 2 ч.)
Знакомство с художниками и их произведениями.
«Осенний калейдоскоп»(12 ч.)
Мир цвета. Цветомешалки. Гуашь.Что такое натюрморт. В мире аппликаций. Работа с бумагой.
«Зимние фантазии» (9 ч.)
Ручная мастерская. Украшаем елку. Новогодний фейерверк. Снежные узоры. Оригами.
«Весенний коллаж» (9 ч.)
Цветовые сочетания. Фантазируем, моделируем.
Обобщение (2 ч.)
Великие художники и умельцы.
Мы в выставочном зале.
3 класс – 34 часа.
Введение (2 ч.)
Цветовые эффекты. Продолжаем знакомиться с художниками. Картинная галерея.
«Осенний калейдоскоп»(12 ч.)
Натуральные краски. Аппликации из осенних листьев. Цветовые узоры и композиции.
Растительный орнамент. Хохлома.
«Зимние фантазии» (9 ч.)
Гжель. Готовим новогодние украшения, подарки. В мастерской у Деда Мороза. Узоры на стеклах. Поделки из бросового материала.
«Весенний коллаж» (9 ч.)
Идет весна. Десять птичек стайка (подвеска). Лепка домашних птиц. Подарок маме. Радужные краски.
Обобщение (2 ч.)
Художественно-декоративный промысел и их мастера. Жанровое многообразие.
4 класс – 34 часа.
Введение (2 ч.)
Цветовые шедевры. Освоение простейших технологий дизайна и оформление. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики.
«Осенний калейдоскоп»(12 ч.)
Все краски жизни. Ритм, колорит, фактура, соотношение частей, композиция в декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Знакомство с основами дизайна.
«Зимние фантазии» (9 ч.)
Дизайн одежды. Театральный костюм, маски. Новогодняя открытка. Зимние забавы.
Рисуем зимний пейзаж.
«Весенний коллаж» (9 ч.)
Бумажные цветы. Объемные витражи. Весна глазами художников. Натюрморт. Музеи мира. Знакомство с музеями родного края. Художники Кубани.
Обобщение (2 ч.)
Праздник искусств.
К концу факультатива учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
* уметь работать с гуашью, с акварелью, смешивать цвета;
* выполнять графические изображения;
* реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности;
* ориентироваться в художественных тенденциях мирового искусства;
* знать творчество художников России и региона.
6. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1 | Библиотечный фонд | |
- книжно - издательская литература по изобразительному * Виталий Семин «Школа рисунка карандашом» Москва, * «Большой самоучитель рисования», Москва,2007год, * «Эрудит. Изобразительное искусство», Москва, 2006год; * «Мастера русской живописи», Белый город, 2008г, - диск «Путешествие по музеям мира» - репродукции картин русских и зарубежных художников; | 1 1 1 1 1 2 | |
2. | Печатные пособия | |
- карточки - помощницы (рисуем животных, рисуем - демонстрационный материал (декоративные росписи: | 1 набор 5 наборов | |
3. | Технические средства обучения | |
- Оборудование рабочего места учителя. - Классная доска с набором приспособлений для крепления - Магнитная доска. - Персональный компьютер с принтером. - Ксерокс. - CD/DVD-проигрыватели. - Мультимедийный проектор. - Экспозиционный экран Размер не менее 150 х 150 см | 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
4. | Экранно- звуковые пособия | |
CD/DVD-проигрыватели. - Мультимедийный проектор. - Экспозиционный экран Размер не менее 150 х 150 см - муляжи овощей и фруктов; | 1 1 1 1 1 набор | |
5. | Игры и игрушки -игрушки из бросового материала | 5 |
Игрушки из ниток | 1 | |
Игрушки из теста | 1 | |
Игрушки из бумаги | 1 | |
Игрушки из глины | 1 | |
Мягкие игрушки | 1 | |
6 | Оборудование класса | |
Краски акварельные, гуашь, карандаши цветные | 11 | |
Пластилин, тесто соленое, стеки, палочки с тонким концом | 11 | |
Кисти ножницы, клей ПВА, подставки, плакатные перья | 11 | |
Бумага писчая, альбомная, цветная, гофрированная, ватман картон белый и цветной, обои , калька. | 11 |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край Курганинский район х. Свобода
муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение основная школа №21
муниципального образования Курганинский район
Утверждено
решение педсовета протокол № 21
от 30. 08.2011 года
председатель педсовета
_________ Рябова Е. М.
Рабочая программа внеурочной деятельности
Тип программы: ориентированные на достижение результатов определённого уровня по конкретным видам внеурочной деятельности
Кружок: «Волшебство кисточки и карандаша»
Срок реализации: 4 года
Возраст обучающихся: 6,5-11 лет
Составитель: учитель начальных классов Крупкевич Лариса Петровна
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ведущими принципами на современном этапе в области образования провозглашаются гуманистический характер образования. Приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, человека культуры, воспитания любви к окружающей природе, Родине, семье. Стала актуальна проблема «Ребенок и культура». Для реализации этих принципов, необходимо вовлечение ребенка в различные виды деятельности, в том числе в изобразительную, эстетическое развитие ребенка, приобщение его к искусству.
Проблема гуманизации изобразительной деятельности является очень важной, поскольку через нее ребенок приобщается к ценностям эстетической, гуманитарной культуры, усваивает художественный опыт, накопленный поколениями.
Работая с детьми «нежного» возраста, когда души чисты, открыты и восприимчивы, мы должны заложить в эти души нравственные ориентиры, путем приобщения к искусству, к детскому творчеству, используя и развивая творческий потенциал, заложенный природой в каждом ребенке, научить его создавать красоту своими руками, сопоставлять и размышлять о ней, творить прекрасное.
Важно создать условия для маленького гражданина будущего мира , чтобы он правильно и по достоинству мог ценить прекрасное в жизни и в искусстве, творить его – это значит обогатить его духовный облик такими существенными сторонами, без которых не может быть гармонически развитой личностью.
Важнейшей целью в педагогическом процессе является – развитие детского творчества и для реализации этой цели необходимо создавать условия для творческой деятельности детей, ведь только в ней формируется творческая личность.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
- Создание условий для развития творческой личности, самоопределения и самореализации личности в области изобразительного искусства;
- Развитие у детей творчества и художественного восприятия окружающего мира.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- Развитие художественно – эстетических способностей в изобразительной деятельности;
- Формирование эстетического отношения к природе, человеку, обществу, искусству, к народным традициям;
- Воспитание творческой личности, человека культуры с культурой чувств и человеческих отношений.
2.ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Программа составлена с учетом возрастных, психолого-педагогических особенностей детей. Работа с детьми строится на основе уважительного, искреннего и тактичного отношения к личности ребенка. В педагогической деятельности следует исходить из концепции педагогического сотрудничества:
- Уважать личность ребенка, его позицию;
- Принять ребенка таким, каков он есть, во всем его своеобразии и индивидуальности;
- Отмечать достоинства каждого ребенка;
- Не навязывать свои мысли ребенку, а высказывать суждение, не приказывать, а советовать;. Вести ребенка к самоанализу, к рефлексии;
Нагрузка на учебный год:
- 1 год , занятия 1 раз в неделю по 1 часу (1 х 33) = 33 часа
- 2 год , занятия 1 раз в неделю по 1 часу (1 х 34) = 34 часа
- 3 год , занятия 1 раз в неделю по 1часу (1 х 34) = 34часа
- 4 год , занятия 1 раз в неделю по 1 часу (1 х 34) = 34 часа.
№ | Разделы программы | Всего часов | Теория | Практика |
1 | «Как прекрасен этот мир» | 33 | 5 | 28 |
2. | «Ты и искусство» | 34 | 4 | 30 |
3. | «Искусство вокруг нас» | 34 | 6 | 28 |
4. | «Из истории искусства» | 34 | 10 | 24 |
3.Учебно - тематический план
№ | Наименование разделов блоков тем | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | |
Ауди торные | Внеауди торные | ||||
I год обучения «Как прекрасен этот мир» | |||||
1 | «Осенние мотивы» | 12 | 8 | 4 | Использовать свои наблюдения за природными явлениями б художественно-творческой деятельности. Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы. Передавать характер природных явлении выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, форма, объём). Определять и характеризовать эмоции, которые вызывают цвет в живописи, звуки в музыке, снова в стихах. Образно воспринимать искусство и окружающую действительность. Находить ассоциации природных форм, предметов быта, состояний природы, произведений различных видов искусства и т. д. Создавать простые художественные изделия. Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, пластилин бумага и др.). Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета Продумывать композицию рисунка, аппликации Вычленять основные формы и использовать их в рисунке, лепке и бумажной пластике. |
2 | «Волшебный мир природы» | 7 | 4 | 3 | |
3 | Ты живешь на свете не один | 7 | 5 | 2 | |
4 | «Весенняя палитра» | 7 | 5 | 2 | |
Итого: | 33 | 22 | 11 | ||
II год обучения «Ты и искусство» | Использовать свои наблюдения за природными явлениями б художественно-творческой деятельности. Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы. Передавать характер природных явлении выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, форма, объём). Определять и характеризовать эмоции, которые вызывают цвет в живописи, звуки в музыке, снова в стихах. Образно воспринимать искусство и окружающую действительность. Находить ассоциации природных форм, предметов быта, состояний природы, произведений различных видов искусства и т. д. Создавать простые художественные изделия. Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, пластилин бумага и др.). Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета Продумывать композицию рисунка, аппликации Вычленять основные формы и использовать их в рисунке, лепке и бумажной пластике. | ||||
«Мастер изображения» | 5 | 3 | 2 | ||
1 | «Красота и симметрия в окружающем мире» | 8 | 5 | 3 | |
2 | «Красота окружающего мира» | 13 | 8 | 5 | |
3 | «Природа вечный образец искусства» | 8 | 5 | 3 | |
Итого: | 34 | 21 | 13 | ||
III год обучения «Искусство вокруг нас» | Использовать свои наблюдения за природными явлениями б художественно-творческой деятельности. Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы. Передавать характер природных явлении выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, форма, объём). Определять и характеризовать эмоции, которые вызывают цвет в живописи, звуки в музыке, снова в стихах. Образно воспринимать искусство и окружающую действительность. Находить ассоциации природных форм, предметов быта, состояний природы, произведений различных видов искусства и т. д. Создавать простые художественные изделия. Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, пластилин бумага и др.). Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета Продумывать композицию рисунка, аппликации. Вычленять основные формы и использовать их в рисунке, лепке и бумажной пластике. | ||||
1 | «Где живет искусство» | 11 | 7 | 4 | |
2 | «Край мой – родина моя» | 11 | 7 | 4 | |
3 | «Музеи мира» | 11 | 7 | 4 | |
4 | Итоговое занятие | 1 | 1 | ||
Итого: | 34 | 22 | 12 | ||
IVгод обучения «Из истории искусства» | Использовать свои наблюдения за природными явлениями б художественно-творческой деятельности. Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы. Передавать характер природных явлении выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, форма, объём). Определять и характеризовать эмоции, которые вызывают цвет в живописи, звуки в музыке, снова в стихах. Образно воспринимать искусство и окружающую действительность. Находить ассоциации природных форм, предметов быта, состояний природы, произведений различных видов искусства и т. д. Создавать простые художественные изделия. Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, пластилин бумага и др.). Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета Продумывать композицию рисунка, аппликации. Вычленять основные формы и использовать их в рисунке, лепке и бумажной пластике. | ||||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | ||
2 | «Искусство России» | 8 | 5 | 3 | |
3 | «Культура и искусство Краснодарского края» | 8 | 5 | 3 | |
4 | «Мировое искусство» | 8 | 5 | 3 | |
5 | «Духовная красота человека в искусстве» | 8 | 5 | 3 | |
6 | Итоговое занятие | 1 | 1 | ||
Итого: | 34 | 22 | 12 |
4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Каждый этап программы ставит свои цели и задачи.
Выполнение задач программы первого года обучения «Как прекрасен этот мир» для первого года обучения, должно создавать фундамент для последующего обучения. У детей должна сформироваться нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве: художественно – творческая активность, потребность к знаниям в области изобразительного искусства.
Целью программы второго года обучения «Ты и искусство», является познание окружающего мира через искусство на основе личных наблюдений. У детей форсируется умение эмоционально откликаться на многообразие окружающего мира, находить в нем темы для изображения и сопереживания, умение выражать свои собственные отношения ко всему в мире искусства.
Программа третьего года обучения «Искусство вокруг нас», является дальнейшим шагом развития художественного восприятия мира на основе изучения различных видов и жанров искусства поиск новых проявлений искусства в жизни.
Программа четвертого года обучения «Из истории искусства», является завершающей частью всей представленной программы .
Целью программы является – познание культуры всего человечества, его духовности через красоту окружающего мира во все времена, через искусство разных народов. Формирование представлений об общечеловеческих ценностях каждой культуры, активизация познавательного интереса к отечественному искусству и мировой художественной культуре.
Программа «Волшебство Кисточки и Карандаша» способствует развитию у обучающихся художественного восприятия окружающего мира, дальнейшему успешному обучению в художественной школе.
5.ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Программа изобразительного объединения представляет различные виды деятельности в области изобразительного искусства.
Рисование, аппликация, лепка, ручной труд. Различные технологии: рисование штрихом, ладошкой, пальцевая живопись; рисование нетрадиционными материалами (косметика); мозаика; сминание и обрывание бумаги и др; композиции из природного и бросового материала.
Для реализации целей и задач программы используются формы и методы обучения, направленные на обогащение творческого воображения, мышления, развития художественного восприятия, обогащение и развитие словаря, развитие увлеченности изобразительной деятельностью.
Формы проведения занятий разнообразны: вводное, практическое, занятие –
ознакомление, занятие – обобщение, занятие – игра.
«Как прекрасен этот мир»
программа 1 года
ЦЕЛИ:
Создать фундамент для последующего обучения детей, условия для их творческой деятельности.
ЗАДАЧИ:
- Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни, в искусстве.
- Развивать творческую активность и инициативу.
- Сформировать начальные умения работы с художественными материалами в процессе изобразительной деятельности.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Первый год
Должны знать:
- Названия основных и составных цветов;
- Понимать значения терминов: краски, палитра, художник, композиция, орнамент, аппликация;
- Материалы и технические приемы оформления;
- Названия инструментов. приспособлений.
Должны уметь:
- Владеть приемами работы красками, гуашь, акварель;
- Составлять цвета и их оттенки;
- Владеть графическими материалами (карандаши, фломастеры), приемами рисования штрихом;
- Владеть приемами вырезания из бумаги, обрывания, сминания бумаги, составлять аппликацию простейшей композиции;
- Изображать человека, животных, растения, явления природы и окружающего мира.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I-го года
№ | Блоки образовательной программы | Всего часов | Теория | Практика |
1 | «Осенние мотивы» | 12 | 2 | 10 |
2 | «Волшебные превращения» | 7 | 1 | 6 |
3 | «Ты живешь на свете не один» | 7 | 1 | 6 |
4 | «Весенняя палитра» | 7 | 1 | 6 |
ИТОГО: | 33 | 5 | 28 |
Содержание программы:
1 года обучения
Программа «Радужный мир», является фундаментом, начальным этапом последующего обучения программы «КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР». Введение в мир искусства. Программа 1-го года рассчитана на 33 часа в год, занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу.
1. Осенние мотивы. (12ч.)
Введение в программу. Техника безопасности. Знакомство с тематикой разделов программы. Обсуждение плана работы на год. Организация рабочего места. Изобразительные свойства акварели, технические навыки. Основные цвета. Смешивание красок. Приемы рисования деревьев, листьев, фруктов, грибов, птиц, животных, моря, рыб. Рисование штрихом, пальцевая живопись, аппликация из бумаги. Изображение узора в полосе, по мотивам хохломской росписи, дымковская игрушка. Иллюстрация сказок. Изображение природы, состояния природы. Коллективное творчество.
2. “Волшебный мир природы». (7 ч.)
Рисунок из пятна, приемы выполнения монотипии. Навыки рисования кончиком кисти. Роспись по мотивам Гжели. Создание художественного образа через цветовую гамму. краски «зла и добра», «холодные» цвета и их оттенки. Рисование хвойных деревьев разной породы, изготовление новогодних игрушек. Изображение фигуры человека в одежде. Контраст теплых и холодных тонов. Рисование белой гуашью по черному фону и наоборот. Аппликация из комочков бумаги. Беседы по картинам художников. Коллективное творчество. Орнаментация одежды.
3. «Ты живешь на свете не один» (7ч.)
Изображение фигуры человека, внешний вид, одежда. Рисование животных, рыб, морских обитателей, насекомых – строение, окраска. Рисование погрудного портрета человека, характер, внешность, настроение, основные пропорции. Аппликация из комков бумаги, композиционное мышление, технические навыки. Композиция из бумаги разной фактуры. Групповой портрет. Изображение домашнего животного. Знакомство с элементами народных орнаментов.
Изображение улиц, построек, поселка.
4. «Весенняя палитра» (7 ч.)
Изображение весеннего неба, весеннего пейзажа, весны в женском облике, морского пейзажа, линия горизонта, майского букета, героя любимой сказки, составление оттенков, владение цветом. Образ весны в искусстве. Декоративная роспись, орнаментация. Навыки выполнения росписи концом кисти. Способы изображения бабочек «Теплые» и «холодные» тона. Подведение итогов года. Выставка работ.
«ТЫ И ИСКУССТВО»
Программа 2 года
ЦЕЛИ:
Познание окружающего мира через искусство на основе личных наблюдений.
ЗАДАЧИ:
- Формирование нравственно – эстетическое отношение к прекрасному в жизни, в искусстве и природе. Эмоционально откликаться на многообразие окружающего мира, находить в нем темы для изображения и сопереживания.
- Формировать умение в процессе своего творчества, активно использовать свои жизненные наблюдения и фантазию, выражать собственное отношение ко всему в мире и искусстве.
- Развивать образное мышление.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Должны знать:
- особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
- разнообразие выразительных средств, цвет, линия, объем, композиция, ритм;
- основные термины изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;
Должны уметь:
- владеть разнообразными материалами в изобразительной деятельности;
- различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
- самостоятельно выбирать технику и средства изображения;
- владеть навыками смешивания красок, получение новых цветов. Оттенков;
- применять теоретические знания о видах симметрии в художественном творчестве;
- отражать в изображении свое отношение к жизни и окружающему миру через цвет, линию, форму, композицию.
- Отличать основные жанры изо искусства: портрет, натюрморт, пейзаж, а так же моринистический, анималистический жанр
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
II-го года
№ | Блоки образовательной программы | Всего часов | Теория | Практика |
1 | «Мастер изображения» | 5 | 1 | 4 |
2 | «Красота и симметрия в окружающем мире» | 8 | 1 | 7 |
3 | «Красота окружающего мира» | 13 | 1 | 12 |
4 | «Природа вечный образец искусства» | 8 | 1 | 7 |
ИТОГО: | 34 | 4 | 30 |
Содержание программы:
2 года обучения
Программа «Ты и искусство» является разделом программы «Как прекрасен этот мир». Познание окружающего мира через искусство. Программа 2-го года рассчитана на 34 часа в год, занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу.
1. «Художник волшебник и его друзья». (5 ч.)
Введение в программу. Техника безопасности. Знакомство с тематикой разделов программы. Обсуждение плана работы на год. «Волшебные краски» -цветовой спектр, холодные и теплые тона, нейтральные цвета. Выполнение композиций черным и белым цветом. Навыки работы акварелью, смешивание красок, «осенние цвета». Композиция – дары осени, изображение портрета осени, выполнение эстампа из сухих листьев. Обобщение темы. Выставка «Осенняя пора».
2. «Красота и симметрия в окружающем мире» (8 ч.)
Монотипия, понятия: зеркальной симметрии, асимметрии, переносной симметрии, поворотной симметрии. Изображение оренбургского платка. Красота симметрии в природе, архитектуре. Изготовление пчелиных сот, здания, дворца, снежинки. Изображение декоративного узора, эскиза воротничка. Обобщение темы. Выставка «Красота в окружающем мире».
3. «Как прекрасен этот мир» (13 ч.)
Композиции в жанре зимнего пейзажа. Составление холодных оттенков. Изображение портрета зимы, животных, птиц с передачей настроения и характера. Изображение мужского и женского облика. Пропорции головы, фигуры. Навыки работы карандашами. Роспись посуды по мотивам народных промыслов России .Народные орнаменты, роспись одежды. «Красота рукотворная – посуда, вещи, украшения, орнаментальное искусство, архитектура, транспорт, пригласительные билеты, открытки, подарочные сувениры (рисование и ручной труд). Обобщение темы. Выставка «Мастера изображения, постройки и украшения делают мир прекрасным»
4. «Природа – вечный образец искусства» (8 ч.)
Пейзажи природы, цветущие сады, «О чем шумит весенний лес», весенний натюрморт. Весенний праздник «Пасха». Композиция в жанре морского пейзажа. Понятие «маринист». Небесный пейзаж. «Ее величество - Природа». Коллективное сотворчество. Итоговое занятие. Выставка «Где живет красота».
«ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС»
программа 3 года
ЦЕЛЬ:
Поиск новых проявлений искусства в жизни.
ЗАДАЧИ:
- Развивать художественное восприятие мира на основе изучения различных видов и жанров искусства.
- Развивать эмоциональное восприятие на художественную красоту окружающего мира, родного края, города, поселка, своего дома.
- Развивать художественно-творческую активность.
- Осуществлять знакомство с творчеством мастеров изобразительного искусства; знакомство с синтезом искусств: живопись литература, музыка.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
третий год
Должны знать:
- Иметь представление о видах и жанрах изобразительного искусства;
- Иметь общие представления о других видах искусства (театр, цирк, музыка)
- Что лучшие произведения искусства хранятся и демонстрируются в музеях искусства и являются наследием человечества
- Термины: «живопись», «графика», «скульптура», «архитектура», «декоративно-прикладное искусство», «театр», «цирк».
Должны уметь:
- Подчеркивать в доступной форме красоту форм, объектов предметного мира;
- Владеть навыками работы в различных техниках и материалах по заданным темам;
- Различать виды и жанры изобразительного искусства.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
III-го года
№ | Блоки образовательной программы | Всего часов | Теория | Практика |
1 | «Где живет искусство» | 11 | 2 | 9 |
2 | «Край мой – родина моя» | 11 | 2 | 9 |
3 | «Музеи мира» | 11 | 2 | 9 |
4 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
ИТОГО: | 34 | 6 | 28 |
Содержание программы:
3 года
Программа «Искусство вокруг нас», является дальнейшим шагом развития у детей художественного восприятия мира на основе изучения различных видов и жанров искусства. Программа 3-го года рассчитана на 34 часа в год, занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу.
- «Где живет искусство». (11ч.)
Введение в программу. Тематика разделов. Техника безопасности. Искусство в доме. Красота в уютном доме, любимые игрушки, посуда праздничная и повседневная. Изображение и украшения из пластилина. «Листая любимые книги» – книжная иллюстрация, «Мой дом» – интерьер дома. Обобщение темы. Выставка «Искусство в моем доме».
2. «Край мой- родина моя» ( 11ч.)
Красота родного города. Природа, архитектура, достопримечательности. Изображение в свободной технике. Вырезание из бумаги, путем многократного складывания. Обобщение темы. Выставка.
3. «Музеи мира» (11 ч.)
Музеи мира. Жанры и виды искусства. Понятия: «живопись», «портрет», «натюрморт», «скульптура». Изображение портрета, натюрморта. Лепка скульптуры. Навыки работы с пластилином. Декоративно –прикладное искусство в музеях. Роспись предметов домашнего обихода по мотивам народных промыслов. Обобщение темы. Выставка «Наш вернисаж».
4. Итоговое занятие по программе (1ч.)
Обобщение курса программы «Искусство вокруг нас». Итоговая выставка. Игры, викторины.
«Из истории искусства»
программа 4 года
ЦЕЛЬ:
Познание культуры всего человечества, его духовности, через красоту окружающего мира во все времена, через искусство разных народов.
ЗАДАЧИ:
- Формировать представления об общественных ценностях, свойственных каждой культуре.
- Воспитывать уважение к историческому и культурному наследию малой Родины, своей страны и всего мира.
- Способствовать формированию чувства национального достоинства, культуры межнационального общения в процессе освоения связей традиционной культуры и народного искусства с бытом, трудом, историей страны и мира.
- Осуществлять знакомство с шедеврами отечественного и мирового искусства. С национальной культурой региона для активизации познавательного интереса к отечественному искусству и мировой художественной культуре.
- Способствовать выявлению у детей интереса к продолжению дальнейшей учебы в художественной школе.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Четвертый год обучения.
Должны знать:
- Иметь представления об общечеловеческих ценностях, свойственных каждой культуре;
- Знать особенности художественного языка мастеров искусства различных эпох и народов;
- Термины «Возрождение», «ренессанс», «готика», «иконопись», «античность», «реставрация», «шедевр», «оригами», «икэбана», «нэукэ».
Должны уметь:
- Свободно владеть материалами изобразительного искусства;
- Свободно, творчески комбинировать техники, средства художественной выразительности в своих работах;
- В работе над творческим заданием, замыслом обращаться к литературным и иллюстративным источникам;
- Творчески оформлять и вести творческие тетради по изобразительному искусству;
- Использовать полученные знания и умения в творческих заданиях по пройденным темам: кроссворды викторины, упражнения, написание мини-сочинений и т.д.;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
IV-го года
№ | Блоки образовательной программы | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | - |
2 | «Искусство России» | 8 | 2 | 6 |
3 | «Культура и искусство Краснодарского края» | 8 | 2 | 6 |
4 | «Мировое искусство» | 8 | 2 | 6 |
5. | «Духовная красота человека в искусстве» | 8 | 2 | 5 |
6. | Итоговое занятие | 1 | 1 | 1 |
ИТОГО: | 34 | 10 | 24 |
Содержание программы:
4 года
Программа «Истоки искусства», является завершающей частью программы «КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР». Программа 4-го года рассчитана на 34 часа в год, занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу.
1. Вводное занятие. (1 ч.)
Введение в программу. Знакомство с тематикой разделов программы. Обсуждение плана работы на год. Организация рабочего места. Правила техники безопасности на занятиях кружка.
2. «Искусство России». (8 ч.)
Знакомство и изучение русского национального искусства; декоративно прикладного творчества – промыслы России; литературного фольклора – сказки, былины. Архитектура. Храмы России – «Русские богатыри». Деревянное зодчество Руси. Русский костюм.
3. «Культура и искусство Краснодарского края» (8 ч.)
Знакомство и изучение культуры и искусства региона. Краснодарский край, Кубань. Казачество. Культура и искусство других национальностей проживающих в Краснодарском крае. Адыгейская и армянская культура. Красоты природы. Какой многоликий край – какие разные культуры. Через изучение русского народного искусства, национального искусства других народов, их истоков воспитывается любовь и патриотическое чувство к большой и малой Родине. Взаимодействие разных культур, их взаимообогащение – это и есть тот процесс, благодаря которому каждая культура развивается: чем сильнее мы любим свою культуру, тем эмоциональней и глубже воспринимаем другие.
4. «Мировое искусство» (8 ч.).
Знакомство и изучение древнего мирового искусства. Возникновение искусства на Земле. Древний Египет, Древняя Греция, Япония, Индия, Древний Китай. Искусство эпохи Возрождения. Великие мастера эпохи Возрождения. Шедевры мирового искусства. Живая связь времен – связь искусства с народным, как
неугасаемый источник для творчества, необыкновенная способность народного
искусства к совершенствованию и бесконечному развитию. Красота и величие древней архитектуры - "Музея под открытым небом».
5. «Духовная красота человека в искусстве»(8 ч.)
Образ материнства – вечная тема художника. Красота материнства «Нетленная красота» иконы. Духовность и нравственность, мир и согласие. Красота старости. Уважение и любовь к пожилым людям. Исторические сюжеты. Героизм людей. Красота труда и природы. Труд человека на полотнах великих художников. У каждого искусства свой язык красоты. Через постижение общих законов искусства, места, которое занимает искусство в окружающей жизни идет процесс формирования представлений о многообразии художественного творчества, осознания того, что существуют общечеловеческие ценности: ДОБРО. ЗЛО. ЛЮБОВЬ.
5. Итоговое занятие.(1 ч.)
Обобщение курса программы «Истоки искусства». Задача педагога вместе с детьми прийти к общему выводу: «Весь мир – музей!» Выставка – отчет. Сочинение «Красота повсюду и всегда» (искусство окружает нас повсюду и всегда, имеет древние корни, искусство вечно).
6. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1 | Библиотечный фонд | |
- книжно - издательская литература по изобразительному * Виталий Семин «Школа рисунка карандашом» Москва, * «Большой самоучитель рисования», Москва,2007год, * «Эрудит. Изобразительное искусство», Москва, 2006год; * «Мастера русской живописи», Белый город, 2008г, - диск «Путешествие по музеям мира» - репродукции картин русских и зарубежных художников; | 1 1 1 1 1 | |
2. | Печатные пособия | |
- карточки - помощницы (рисуем животных, рисуем - демонстрационный материал (декоративные росписи: | 1 5набор | |
3. | Технические средства обучения | |
- Оборудование рабочего места учителя. - Классная доска с набором приспособлений для крепления - Магнитная доска. - Персональный компьютер с принтером. - Ксерокс. - CD/DVD-проигрыватели. - Мультимедийный проектор. - Экспозиционный экран Размер не менее 150 х 150 см | 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
4. | Экранно- звуковые пособия | |
CD/DVD-проигрыватели. - Мультимедийный проектор. - Экспозиционный экран Размер не менее 150 х 150 см - муляжи овощей и фруктов; | 1 1 1 1 набор | |
5. | Игры и игрушки -игрушки из росового материала | 5 |
Игрушки из ниток | 1 | |
Игрушки из теста | 1 | |
Игрушки из бумаги | 1 | |
Игрушки из глины | 1 | |
Мягкие игрушки | 1 | |
6 | Оборудование класса | |
Краски акварельные, гуашь, карандаши цветные | 11 | |
Пластилин, тесто соленое, стеки, палочки с тонким концом | 11 | |
Кисти ножницы, клей ПВА, подставки, плакатные перья | 11 | |
Бумага писчая, альбомная, цветная, гофрированная, ватман картон белый и цветной, обои , калька. | 11 |
Предварительный просмотр:
План- конспект занятия кружка «Волшебство кисточки и карандаша»
Тема: «Волшебное кружево народных умельцев. Петриковская роспись.»
План занятия.
1. Организационная часть — 2—3 мин.
2. Сообщение новых знаний — 8—10 мин.
3. Практическая работа учащихся — 25—30 мин.
4. Сообщение задания на дом — 3—5 мин.
5. Завершение занятия— 2—3 мин.
Цель:
1. Расширить знания о видах декоративно-прикладного искусства; ознакомить с произведениями и техникой выполнения петриковской росписи.
2.Понятия ритм, силуэт. Приемы кистевой росписи растительного мотива.
3. Воспитывать любовь к народному творчеству, бережное отношение к природе; активизировать творческий процесс.
Оборудование: материалы: гуашь, акварель (по выбору), кисти, бумага, альбом с шаблонами;
зрительный ряд: образцы произведений традиционных художественных ремесел разных народов и регионов Украины, таблица выполнения отдельных мазков петриковской росписи, образцы несложных композиций и детских работ в технике петриковской росписи.
Ход занятия.
- Организация класса
- Бабушка с Таней шли по улице.
- Бабушка, - вскрикнула вдруг Таня, - погляди, погляди скорее. Хата, какая красивая! Вся в цветочках и ягодках.
- Это Никитичны угодья, - улыбнулась бабушка. – Хатка-то что? А вот в хате у нее печка есть – загляденье просто.
- А давай в окошко заглянем, – предлагает Таня. – Печку посмотрим.
- Нет! – не одобряет бабушка. – Не гоже по чужим окнам заглядывать.
Тут, Тане на радость, Никитична сама на порог вышла:
- Чего стоите? – кричит. – Заходите на вишневый пирог.
Таня кушает вишневый пирог, киселем запивает, а сама все от печки глаз оторвать не может.
- Кто это все рисовал? – спрашивает.
Никитична смеется:
- Бабаня моя, а опосля мамка, ну а теперь я каждый год белю да узор обновляю.
- Красота-а-а! – протягивает Таня. – Красотища! Я такого еще нигде не видала!
Воспитатель: Ребята, а вы когда-нибудь видели расписную хату?
А хотите посмотреть на это чудо?
II. Актуализация опорных знаний
Беседа.
— Что такое «декоративное» и «прикладное» искусство?
— Какие предметы ДПИ есть дома у вас, у бабушки, у ваших знакомых?
— Почему вы их считаете произведениями ДПИ?
— Каковы характерные особенности произведений ДПИ?
III. Объявление темы занятия
Бабушка с Таней шли по улице.
- Бабушка, - вскрикнула вдруг Таня, - погляди, погляди скорее. Хата, какая красивая! Вся в цветочках и ягодках.
- Это Никитичны угодья, - улыбнулась бабушка. – Хатка-то что? А вот в хате у нее печка есть – загляденье просто.
- А давай в окошко заглянем, – предлагает Таня. – Печку посмотрим.
- Нет! – не одобряет бабушка. – Не гоже по чужим окнам заглядывать.
Тут, Тане на радость, Никитична сама на порог вышла:
- Чего стоите? – кричит. – Заходите на вишневый пирог.
Таня кушает вишневый пирог, киселем запивает, а сама все от печки глаз оторвать не может.
- Кто это все рисовал? – спрашивает.
Никитична смеется:
- Бабаня моя, а опосля мамка, ну а теперь я каждый год белю да узор обновляю.
- Красота-а-а! – протягивает Таня. – Красотища! Я такого еще нигде не видала!
Воспитатель: Ребята, а вы когда-нибудь видели расписную хату?
А хотите посмотреть на это чудо?
IV. Изучение нового материала
Слово преподавателя
Село Петриковка в Днепропетровской области – одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая Петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. В Канаде даже издано пособие по этому виду искусства.
Петриковку 230 лет назад основал сам Петр Калнышевский. И сразу же в этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами.
Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали – самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья. Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой прекращали здороваться, как с чужой.
Прежде всего, обратим внимание на то, что Петриковские мастера не пользуются карандашом. У них чрезвычайно точный глазомер и удивительная сноровка руки – все мастера рисуют без предварительно начерченного контура и не пользуются ни одним измерительным инструментом. Будущее произведение вынашивается в воображении все до последней черточки, до последней крапинки и лишь тогда ложится мазок за мазком.
А чем же рисуют мастера? В своей работе они часто пользуются даже таким “инструментом”, как собственный кончик пальца. Макнув палец в краску, мастера касаются бумаги и оставляют на нем кругленькое пятнышко, немного более светлую в центре и будто обведенную более темным контуром кругом. Положив таким способом ряд ягодок, можно изобразить грозди калины, винограда, рябины.
V. Практическая работа
1. Слово преподавателя.
Чтобы создавать композиции петриковской росписи, необходимо овладеть некоторыми приемами нанесения отдельных мазков.
«Гребешок» — мазок, который начинается с утолщения. Его выполняют нажимом кисти и заканчивают тоненьким усиком, который передают с помощью легкого касания кончиком кисти. Положенные рядом несколько таких мазков напоминают гребешок.
«Зернышко» — мазок, который накладывается самым легким касанием более сильного нажатия. Когда мазки «зернышко» положены в обе стороны от стебля острием в разные стороны, изображение напоминает колосок.
«Орешек» — состоит из двух выгнутых мазков, расположенных друг напротив друга. Заполнив пустое место между полулунками «гребешковым» или двумя-тремя мазками «зернышко», получим форму, похожую на лесной орех.
Переходной мазок — кладется одной кистью, но двумя красками. При этом сухой кистью берут одну краску (например, зеленую), а потом другую (например, желтую). На бумаге остается след от желтой краски, плавно переходящей в зеленую.
Отпечаток пальца позволяет создать ягодки.
2. Выполнение тренировочных упражнений.
Задание 1.
Повторите элементы «гребешок», «зернышко», «орешек», переходной мазок.
Задание 2.
Создайте несложную композицию из известных вам элементов петриковской росписи.
VI. Завершение занятия
Фронтальная демонстрация завершенных работ. Задание на следующий урок: принести краски, кисти, ножницы, клей.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательное учреждение основная школа № 21
х. Свобода Курганинский район
План- конспект занятия кружка «Волшебство кисточки и карандаша»
Тема: «Волшебное кружево народных умельцев. Петриковская роспись»
Подготовила
учитель начальных классов
Крупкевич Л. П.
2014-2015 уч. год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности с ФГОС "Юные умники и умницы"
Рабочая программа внеурочной деятельности с ФГОС "Юные умники и умницы"...
Рабочая программа внеурочной деятельности1- 4 классы ФГОС. Кружок "Волшебство кисточки и карандаша"
Рабочие программы внеурочной деятельности 1- 4 классы ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности по ФГОС НОО.
Рабочая программа с пояснительной запиской и календарно-тематическим планированием....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по ФГОС «Этика: азбука добра» направленность - общекультурная
Рабочая программа кружка для 1 -4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного разви...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по ФГОС «ШАХМАТЫ» направленность – спортивно-оздоровительная для обучающихся 1-4-х классов на 2018-2019 учебный год
Программа для обучения шахматной игре предназначена для первого и второго года обучения шахматам. В процессе учебной деятельности школьники должны овладеть элементарным шахматным материалом: познакоми...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по ФГОС «Социокультурные истоки» направленность - духовно-нравственная для обучающихся 1 -4-х классов на 2018-2019 учебный год
Программа является результатом работы автора социокультурного системного подхода в образовании А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по ФГОС «Занимательная математика» направленность - общеинтеллектуальная для обучающихся 1-4-х классов на 2018-2019 учебный год
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...