Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «ЮНЫЕ УМЕЛЬЦЫ»
рабочая программа
Дополнительная общеразвивающая программа призвана развивать у детей художественный вкус и творческие способности. Она позволяет удовлетворить индивидуальные потребности учащихся в интеллектуальном, художественном и нравственном развитии.
Кроме того, программа способствует формированию культуры здорового и безопасного образа жизни. Она также обеспечивает духовно-нравственное, гражданско-патриотическое и трудовое воспитание учащихся.
Важной задачей программы является выявление и поддержка талантливых детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_yunye_umeltsy_dlya_1-4_klassov.tebloeva_l.s.docx | 43.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«ЮНЫЕ УМЕЛЬЦЫ»
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 9 месяцев
Составитель:Теблоева Л.С
учитель начальных классов.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Паспорт программы………………………………………………………… | 3 |
2.Пояснительная записка…………………………………………………… | 5 |
3.Новизна…………………………………………………………………… | 5 |
4.Актуальность……………………………………………………………… | 6 |
5.Педагогическая целесообразность…………………………………… | 6 |
6.Цели и задачи…………………………………………………………… | 6 |
7.Возраст обучающихся…………………………………………………… | 9 |
8.Сроки реализации программы…………………………………………… | 9 |
9.Режим занятий…………………………………………………………… | 9 |
10.Форма организации занятий……………………………………………. | 9 |
11.Методы обучения………………………………………………………… | 10 |
12.Планируемые результаты ……………........................ | 12 |
13.Формы аттестации…………………………………………………… | 13 |
14.Методическое обеспечение……………………………………………….. | 13 |
15.Кадровое обеспечение………………………………………………… | 14 |
16.Содержание программы……………………………………………… | 15 |
17.Календарный учебный график…………………………………… | 16 |
18.Список литературы…………………………………………………… | 18 |
1.Паспорт программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юные умельцы».
Автор - составитель программы: Теблоева Лейла Славовна, учитель начальных классов.
Организация-исполнитель: МБОУ СОШ № 28
Адрес: РСО – Алания, г. Владикавказ, ул. М. Горького, 39
тел. 8(8672) 41-11-26
Возраст обучающихся: 7 - 10 лет
Срок реализации программы: 9 месяцев
Социальный статус: обучающиеся г. Владикавказа
Цель программы: обучение основам рисования
Направленность программы: художественная
Уровень реализации: дополнительное образование
Уровень освоения программы: базовый
Способ освоения содержания образования: креативный
Пояснительная записка
Предлагаемая дополнительная общеразвивающая программа имеет художественную
направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании.
Содержание дополнительной общеразвивающей программы соответствует введению Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, которые способствуют формированию универсальных учебных действий учащихся (творческих, коммуникативных, личностных) и соответствуют программе духовно-нравственного воспитания школьников. Одним из направлений программы духовно-нравственного воспитания школьников МАОУ СОШ №28 является художественное воспитание, формирующее такие ценности как: «красота», «гармония», «эстетическое развитие», «самовыражение в творчестве и искусстве», трудолюбии, уважении к труду, успешную социализацию учащихся, планирование деятельности, развитие самооценки в достижении результатов, умение ставить цели.
Дополнительная общеразвивающая программа направлена на развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. Удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественном, нравственном развитии. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания учащихся. Выявление и поддержку талантливых учащихся.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, помогает реализовать потребность в общении. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный художник» имеет художественную направленность.
Программа разработана и основана на следующих нормативных документах:
• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
• Приказ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (в ред. Приказов Минпросвещения РФ от 05.09.2019 N 470, от 30.09.2020 N 533)
• "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России";
• Примерными требованиями к программам дополнительного образования (Приложение к письму Департамента молодежной политики воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006г. №06-1844);
• Постановлением от 21 марта 2022 года N 9 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 N 16
• Устав МБОУ СОШ №28
Новизна программы.
Особенность дополнительной общеразвивающей программы в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться создавать изделия художественного характера. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. Новизна дополнительной общеразвивающей программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование творческих навыков обучающихся и последовательность сопровождающая систему практических занятий.
Актуальность программы.
В МБОУ СОШ №28 обучаются дети, наделенные разными творческими талантами. Творчество является весьма действенным методом художественного воспитания. В процессе обучения дети развивают художественный вкус, расширяют кругозор, Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, мог овладеть всеми творческими навыками, разработана программа дополнительного образования детей, направленная на духовное развитие личности.
Педагогическая целесообразность программы.
Современная педагогика большое внимание уделяет личностному подходу и развитию индивидуальных особенностей человека. Это отвечает требованию времени, но, на наш взгляд, педагоги несколько упустили роль коллектива в развитии личности. Если прибавить к этому влияние массовой культуры, пропаганду западного индивидуализма – мы можем воспитать агрессивного эгоиста, которого в достижении цели не остановят никакие нравственные и общественные нормы.
Конечно, человек должен ставить перед собой цели и добиваться их. Но жизнь показывает, что путь к достижению цели – это не путь супер-героя, в одиночку спасающего весь мир. Реальный человек живет и работает среди людей, в обществе. В коллективе он ставит личные цели и в коллективе работает над их осуществлением, Работая над развитием индивидуальности, мы часто забываем об этом. Бывает, педагоги сталкиваются с тем, что дети совершенно не умеют работать коллективно, нередко они не могут общаться с людьми, если их больше, чем один. То есть главной решаемой задачей является проблема личности в коллективе. Перед педагогом стоит задача создать коллектив, поддерживающий как развитие личности, так и коллективистических качеств. Хотелось бы дать растущему человеку опыт совместной работы и показать, что большинство настоящих проблем решаются совместными усилиями.
И решается эта задача средствами коллективной творческой деятельности. Хорошая коллективная и творческая деятельность не возможна без главного стимула – интереса.
Интересы ребенка, как они причудливы, непостоянны, парадоксальны для взрослого ума. Их логика кажется непостижимой: от, что для одного является признаком нескончаемого удовольствия, ради чего он готов не спать ночами, трудиться до изнеможения, другого оставляет абсолютно равнодушным.
Увидеть закономерности развития интереса давно пытаются педагогика и психология. Далеко не все ясно, интерес явление очень спорное. Все же, обращаясь к его изучению, мы можем обнаружить, прежде всего, такие его свойства, которые связаны с познавательным отношением человека к миру. Именно это стремление к познанию нового объединяет все проявления интереса. Движение к новым, более высоким рубежам предполагает самое серьезное отношение к проблеме воспитания интереса.
Цели дополнительной общеразвивающей программы:
- Формирование у учащихся целостного художественного мировоззрения, развитие творческих способностей посредством различных видов прикладного творчества и создание условий для творческой самореализации личности ребенка.
- Формирование у детей знаний, умений и навыков на основе овладения и освоения программного материала. Расширить и углубить знания, умения, навыки учащихся младшего школьного возраста по обработке различных материалов.
- Развивать художественный вкус, конструктивное мышление учащихся, умственные и творческие способности. Воспитывать чувство прекрасного.
- Воспитывать чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд и уважение к труду других людей.
- Способствовать успешной социализации учащихся в дальнейшей жизни, возможности выбора будущей профессии, создание своего дела .
- Ознакомление с возможными профессиями (профориентация).
Задачи дополнительной общеразвивающей программы:
- Развивать интерес к прикладному творчеству.
- Развивать интерес и любовь к природе родного края и умение бережно относится к ней.
- Обучить детей различным видам рукоделия, различным способам и технологиям выполнения художественных изделий.
- Развивать усидчивость, трудолюбие, аккуратность, умение правильно владеть различными инструментами.
- Развивать творческую личность.
Возраст детей и сроки реализации программы:
Возраст обучающихся: дети 7-10 лет.
Количество детей в группе: 15-30 человек.
Объем и срок реализации программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные умельцы» предназначена на детей в возрасте от 7 до 10 лет. Обучениe – 9 месяцев.
Режим занятий – один раз в неделю.
Продолжительность занятий – 40 минут.
Форма обучения: очная.
Форма организации занятий: групповая.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, игровой.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
- назначения и свойства материалов применяемых в рукоделии и декоративно-прикладном творчестве (бумага, картон, нитки, ткань, клей, пластилин и т.д.);
- способы получения и сырье из которого получают используемые материалы;
- назначение и устройство применяемых ручных инструментов;
- виды, приемы, последовательность выполнения технологических операций используемых при изготовлении поделок;
- о влиянии некоторых технологий на окружающую среду и здоровье человека.
Учащиеся должны уметь:
- рационально использовать рабочее место,
- выбирать материалы,
- выбирать инструменты для изготовления изделий и поделок,
- выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов,
- соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручным инструментом,
- осуществлять контроль качества изготавливаемого изделия,
- распределять работу при коллективной деятельности.
Предполагаемые результаты.
Основным показателем успешной реализации программы является рост качества изготавливаемых изделий, теоретические знания, что невозможно без выполнения следующих условий:
- стабильность основного состава;
- создание детского сообщества с благоприятным психологическим климатом;
- высокий уровень креативности каждого ребенка;
- владение навыками мастерства, осваиваемого «от простого к сложному»;
- умение применять знания на практике;
- творческого роста как индивидуального , так и коллективного;
- ориентирование на профессию: педагога, художника, руководителя студии и т.п.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
текущие – в течение года
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе.
• Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.
•Защита проектов.
•Проведение мастер-классов.
•Участие в школьных тематических выставках.
•Участие в школьных конкурсах.
Итоговая-в конце всего курса обучения :
Внеаудиторные занятия – дается самостоятельное задание учащимся в виде творческого проекта, который представляется педагогам в сентябре на школьном конкурсе творческих проектов.
Методическое обеспечение программы.
Важным условием выполнения учебной программы является достаточный уровень материально-технического обеспечения занятий:
- наличие помещения,
- наличие в достаточном количестве инструментов и приспособлений,
- наличие различных поделочных материалов (бумага, ткань, пластилин, клей, картон, нитки и т.д.)
- качественное освещение,
- хороший воздушный и тепловой режим,
- достаточное обеспечение дидактическим материалом.
Материальное, дидактическое и санитарно-гигиеническое обеспечение осуществляется совместно: администрацией школы, родителями, руководителем кружка.
Дети младшего возраста быстро устают от однообразной деятельности. На занятиях через каждые 15 мин проводятся динамические паузы (физические упражнения, подвижные игры). Практикуются смены деятельности учащихся. При составлении программы преимущество отдано тем видам творчества, которые более интересны учащимся. Так большое количество часов отдано работе с бумагой (аппликация, оригами, изготовление открыток).
При составлении дополнительной общеразвивающей программы также выбирались те виды деятельности, при которых дети быстро могли увидеть окончательный результат своего труда.
Поделка выполненная своими руками, имеет большое значение в развитии творческих способностей ребенка. Работа над игрушкой, открыткой, фигуркой животного и т.д. которая является одной из форм эстетического и трудового воспитания, получила широкое распространение. Опыт показывает, что занятия в кружках с детьми различных возрастов открывают большие возможности для развития инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль. Поделка, над которой ребенок трудился, вкладывая в свое занятие выдумку, фантазию, любовь является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности.
Кадровое обеспечение
Педагоги, организующие образовательный процесс по данной программе должны иметь высшее или среднее специальное образование, знать возрастные особенности детей и обладать конструкторскими и знаниями МХК, выстраивать индивидуальные траектории развития обучающегося на основе планируемых результатов освоения данной Программы, разрабатывать и эффективно применять инновационные образовательные технологии, эффективно использовать здоровьесберегающие технологии в условиях реализации ФГОС.
Учебный план 1 год обучения,
1 час в неделю,36 недель (36 ч. в год)
1-4 класс
№ | Содержание раздела | Всего часов | Количество часов теории | Количество часов практики |
1 | Аппликация из геометрических фигур. | 6 | 1 | 4/1 |
2 | Флористика. Работа с природными материалами. | 4 | 1 | 2/1 |
3 | Новогодняя мастерская. | 8 | 1 | 6/1 |
4 | Открытки «Цветы». | 7 | 1 | 5/1 |
5 | Оригами. | 7 | 1 | 5/1 |
6 | Итоговый контроль. Выполнение проекта. | 4 | 2 | 2 |
Итого за год: | 36 | 7 | 29 |
Календарно-тематический план 1-4 классы
№ | дата | Раздел | Наименование темы | Кол-во часов | Теория | Практика |
Аппликация из геометрических фигур. | 6 | |||||
1 | Вводное занятие. Беседа о бумаге. Аппликация. Инструменты и материалы. Техника безопасности. | 1 | 1 | |||
2 | Аппликация «Кораблик». | 1 | 1 | |||
3 | Аппликация «Автокран». | 1 | 1 | |||
4 | Аппликация «Грузовик». | 1 | 1 | |||
5 | Аппликация «Подъемный кран». | 1 | 1 | |||
6 | Текущий контроль. Оформление стенда, выставки. | 1 | 1 | |||
Флористика. Работа с природными материалами | 4 | |||||
7 | Инструменты и материалы (шишки, желуди, каштаны, листья). Техника безопасности. | 1 | 1 | |||
8 | Аппликация из листьев (лук, морковь). | 1 | 1 | |||
9 | Панно «Грибы в корзине». | 1 | 1 | |||
10 | Текущий контроль. Оформление стенда. | 1 | 1 | |||
Новогодняя мастерская | 8 | |||||
11 | Новогодние традиции. Новогодние игрушки. Изготовление елочных украшений своими руками. | 1 | ||||
12 | Гирлянда «Цепочка» | 1 | 1 | |||
13 | Новогодние украшения на окна. «Снежинки» | 1 | 1 | |||
14 | Открытка «Елочка» | 1 | 1 | |||
15 | Подвеска «Елочка» | 1 | 1 | |||
16 | Открытка «Снеговик» (ватные диски) | 1 | 1 | |||
17 | Подвески «Рождественские конфеты» | 1 | 1 | |||
18 | Текущий контроль. Оформление выставки. | 1 | 1 | |||
Открытки «Цветы» | 7 | |||||
19 | Инструменты и материалы. Беседа о природе. Правила дарения открыток и других подарков. | 1 | 1 | |||
20 | Открытка «Астра». | 1 | 1 | |||
21 | Открытка «Хризантема». | 1 | 1 | |||
22 | Открытка «Ромашка» | 1 | 1 | |||
23 | Открытка «Горицвет» | 1 | 1 | |||
24 | Открытка «Мак» | 1 | 1 | |||
25 | Текущий контроль. Оформление стенда. | 1 | ||||
Оригами | 7 | |||||
26 | История. Материалы, приемы работы. Техника безопасности. Изготовление открытки «Тюльпан». | 1 | 1 | |||
27 | Открытка «Лиса» | 1 | 1 | |||
28 | Открытка «Щенок» | 1 | 1 | |||
29 | Открытка «Котенок». | 1 | 1 | |||
30 | Открытка «Заяц». | 1 | 1 | |||
31 | Открытка «Бабочка и лягушка» | 1 | 1 | |||
32 | Текущий контроль. Оформление выставки | 1 | ||||
Итоговый контроль. Выполнение проекта | 4 | |||||
33 | Запуск творческого проекта по пройденным темам. Выбор темы. Работа на свободную тему. | 1 | 1 | |||
34 | Выполнение проекта. | 1 | 1 | |||
35 | Выполнение проекта. | 1 | 1 | |||
36 | Защита проекта. | 1 | 1 |
Календарный учебный график
Учебный год по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный художник» начинается 5 сентября и заканчивается 30 мая, число учебных недель по программе - 36, число учебных дней – 36, количество учебных часов –36.
Здоровьесберегающие технологии.
Дети младшего возраста быстро устают от однообразной деятельности. На занятиях через каждые 15 мин проводятся динамические паузы (физические упражнения, подвижные игры). Практикуются смены деятельности учащихся. При составлении программы преимущество отдано тем видам творчества, которые более интересны учащимся. Так большое количество часов отдано работе с бумагой (аппликация, оригами, изготовление открыток).
При составлении дополнительной общеразвивающей программы также выбирались те виды деятельности, при которых дети быстро могли увидеть окончательный результат своего труда.
Поделка выполненная своими руками, имеет большое значение в развитии творческих способностей ребенка. Работа над игрушкой, открыткой, фигуркой животного и т.д. которая является одной из форм эстетического и трудового воспитания, получила широкое распространение. Опыт показывает, что занятия в кружках с детьми различных возрастов открывают большие возможности для развития инициативы, будят положительные эмоции, вдохновляют, активизируют детскую мысль. Поделка, над которой ребенок трудился, вкладывая в свое занятие выдумку, фантазию, любовь является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности.
Список литературы
- Вышитые цветы. Издательский дом НИОЛА 21 век, 2005г.
- Лучшие техники. Издательский дом НИОЛА 21 век, 2005г.
- М. Максимова М. Кузьмина Дизайнерские идей для дома и дачи. Издательство Эксмо, 2005г.
- И.А. Андреева Шитье и рукоделие Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» г. Москва 1998г.
- Анжела Уилкс «Чем заняться в дождливый день» Лондон2000г.
- Беата Хилбиг «Стильные штучки» г. Ярославль «Академия развития» 2007г.
- Мирославска И. Оригами – забавные поделки. - Ярославль: ООО Издательство АСТ, 2012г.
- Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. Пособие для руководителя кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений. - Москва: Просвещение, 2010г.
- Вышивка в умелых руках.-М,ООО «Издательство АСТ»,2003г.
- Т.А.Терешкович «Уроки вышивания» Минск ООО»Хэлтон»,2003г.
- О.Н.Улищенко «Домоводство» ООО «Издательство АТС», 2000г.
- О.Н.Улищенко «Рукоделие» ООО «Издательство АТС», 2000г.
- В. Серова «Игрушки из бумаги» ООО «Питер пресс», 2013г.
- Мария-Луиза Мангей «Картины из искусственных цветов» АРТ-РОДНИК, 2007г.
- С.А. Хворостухина «Лоскутное шитье» «Издательство Мир книги»,2010г.
- Е Гриднева «Куколки из ткани и трикотажа» ПИТЕР, 2015г.
- К. Митителло «Чудо аппликация» ООО Издательство «ЭКСМО», 2006г.
- О. Чибрикова «Прикольные подарки к любому празднику» ООО Издательство «ЭКСМО», 2008г.
- Н.В.Кочеткова «Мастерим игрушки сами» Образовательная программа. Конспекты занятий. Издательство «Учитель», 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия на тему «Разнообразие животного мира» по курсу дополнительной общеразвивающей программы «Юный исследователь природы»
Методическая разработка занятия на тему "Разнообразие животного мира".Цель данного занятия - познакомить детей с основными классами животных (насекомые, рыбы, птицы, земноводные, пресмыкающи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный техник»
Образовательная направленность: ТехническаяЦель программы: обучение основам конструирования и моделирования технических объектов, развитие смекалки и сообразительности, пространственных представлений ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный художник»
Рабочая программа кружка «Юный художник» по внеурочной деятельности по художественному направлению разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начальног...
Дополнительная общеразвивающая программа "Юный математик"
Цель программы: создание условий для активизации интеллектуальной деятельности младших школьников. Пеагогической целеобразностью является формирование приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза...
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный конструктор»
Программа « Юный конструктор» предполагает использование металлических конструкторов и образовательных конструкторов LEGO как инст...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный турист ХМАО»
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.Для современного человека стало актуал...
Занятие по дополнительной общеразвивающей программе «Юный эколог» Тема занятия: “Лес – многоэтажный дом”.
Занятие по дополнительной общеразвивающей программе «Юный эколог»Тема занятия: “Лес – многоэтажный дом”.Цель занятия:Уточнить и расширить представление детей о лесе,...