Занятие по дополнительной общеразвивающей программе «Юный эколог» Тема занятия: “Лес – многоэтажный дом”.
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)
Занятие по дополнительной общеразвивающей программе
«Юный эколог»
Тема занятия: “Лес – многоэтажный дом”.
Цель занятия:
- Уточнить и расширить представление детей о лесе, как «Многоэтажном» доме, где все растения и животные занимают определённую экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях: исчезновение какого-либо звена ведёт к гибели других звеньев;
- Учить детей использовать имеющиеся знания о природе для установления взаимосвязей между растениями и животными леса;
- Вызвать желание беречь лес.
План занятий:
- Приветствие ведущего и психологический настрой детей на занятие.
- Актуализация знаний о лесе, как о «многоэтажном».
- Физкультминутка.
- Игра «Рассели жильцов на свои этажи».
- Продолжение занятия о «многоэтажном лесе».
- Итог занятия.
Материалы для занятий: картинки леса, зверей, насекомых, растений, ягод, грибов.
Ход занятия
- Приветствие ведущего и психологический настрой детей на занятие.
- Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнёмся друг другу. Я очень рада всех вас видеть.
- Я думаю, что занятие у нас получится интересным и увлекательным.
Ведущий: Ребята, я вам загадаю загадку. Отгадаете загадку и узнаете, о чем будем сегодня говорить.
Весной веселит,
Голосами птиц говорит.
Летом холодит, комарами звенит.
Осенью дарами одаряет,
Грибами и ягодами угощает.
Зимой согревает,
От вьюги, снега защищает. (Лес.)
Ведущий: Правильно. Это лес.
2. Актуализация знаний о лесе, как о «многоэтажном».
Ведущий:
- Что такое лес?
Ведущий: Конечно, это в первую очередь деревья. Без них не может быть леса. Но деревья – лишь часть леса. Кроме них, там есть еще кусты, травянистые кустарнички, мхи и лишайники. Растут грибы и водятся животные. Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разнообразные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу
- Дети, какие самые высокие деревья в нашем лесу?
( Сосна, ель, пихта и лиственница.)
- Есть ли в лесу невысокие деревья? Назовите их.
(Береза ,рябина ,осина ,черемуха.)
- Между деревьями растут кустарники. Какие лесные кустарники вы знаете?
(Шиповник, малина, можжевельник, смородина)
- В лесу еще растут низкорослые кустарнички. Какие? Назовите их
(Черника, брусника, голубика, кислица, багульник)
- Что же растет под кустами?
(Трава, мох, грибы.)
В лесу имеется еще и «подвал». Это почва, в которой находятся корни деревьев.
Ведущий: Вот получился «многоэтажный лес»: высокие деревья,
невысокие деревья и кустарники, травянистые кустарнички, трава, мох, грибы и «подвал».
Рядом с деревьями я нарисовала дом и разделила лес на этажи. Посчитаем этажи.
3. Физкультминутка.
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали –
Великанами мы стали.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем,
Ножками топаем!
Хорошо мы погуляли!
Дети выполняют движения за педагогом.
Ведущий: В лесу живет много разных животных. Для них лес, словно многоэтажный дом с многочисленными квартирами. Какие этажи они занимают?
- Какой зверь в наших лесах самый большой? (Лось.)
- Какой зверь самый сильный? (Медведь.)
- Какой самый хищный? (Волк.)
- Какой самый хитрый? (Лиса.)
- Какой зверь самый быстроногий? (Заяц.)
- Какой этаж в лесу занимают эти звери? (Нижний.)
- Почему живут на нижнем этаже?
(Не могут лазать по деревьям, на земле находят корм, жилье.)
- Какие еще животные живут на этом этаже?
(Лягушки, муравьи, мухи, пчелы, осы, бабочки.)
- Какие животные занимают средние этажи леса?
(Дятлы, поползни, сова, куница, рысь.)
Эти животные в дуплах старых деревьев делают себе жилье; рысь, сова, филин высматривают добычу.
- Кто живет на верхних этажах?
(Белка, вороны, сапсан, беркут.)
- Где находят место для гнезда маленькие лесные птицы?
(На высоких, тонких ветках.)
Ведущий: Правильно. Это такие птицы, как овсянка - ремез, снегирь, свиристели, клест - еловик, дубоносы. Они строят свои гнезда на высоких, тонких ветках. Ветки дерева служат им укрытием и домом.
- Кто еще живет на верхних этажах?
(Жуки, гусеницы, лесные пчелы, комары.)
Ведущий: В лесу живет много разных насекомых. Они выбирают себе место для жилья там, где есть для них пища. В густом лесу лучи солнца слабо освещают землю, поэтому в лесу мало травы, земля покрыта опавшими листьями и хвоей. Многие насекомые живут на верхних этажах, где есть листья. Мелкие птицы тоже живут на верхних этажах. Почему?
(Питаются насекомыми.)
- Какие животные живут в «подвале»?
Ведущий:
Под землей живут кроты, личинки насекомых, некоторые гусеницы, дождевые черви, жуки, лесная мышь. Как много разных животных живет в лесу. Лес – это большой многоэтажный дом. Даже в подвале живут животные.
Ведущий: Ребята, сейчас мы поиграем в игру.
- Игра «Рассели жильцов на свои этажи».
Представьте, что птицы и звери перепутали свои «этажи» и им надо помочь найти их «квартиры». Я показываю обитателя леса, а дети называют «этаж» и объясняют, почему туда его поселили.
- Продолжение занятия о «многоэтажном лесе».
Ведущий:
Ученые говорят, что все они нужны друг другу. Правда ли это? Зачем лесу комар? Он такой надоедливый, кусается. Представьте, что в каком- то лесу исчезли все комары.
- Что будет?
(Многим птицам, жабам, лягушкам, ящерицам нечего будет есть, они убегут, улетят в другой лес. Разведется много гусениц, они съедят все листья на деревьях, останутся голодными зайцы, лоси, олени. Погибнет лес.Составление правил «Как сохранить живые цепочки в лесу». Ребята, давайте придумаем правила, как сохранить живые цепочки в лесу:
- Не рвать цветы, не собирать их в букеты, иначе останутся без пищи бабочки, пчелы, шмели и другие насекомые.
- Беречь деревья. Они кормят лесных жителей.
- Оставлять часть даров леса (грибы, ягоды и другие растения) животным.
- Не обижать животных.
- Не сбивать ногами мухоморы т.к. ими лечатся дикие животные.
Ведущий:
А человек нужен лесу?
(Нет, лес может жить без человека.)
Может ли человек прожить без леса? Что дает лес людям?
(Без леса человеку трудно прожить. Он дает свежий воздух, дает древесину для строительства, дрова, ягоды, грибы, лекарственные растения).
Ведущий:
Как видите, лес приносит человеку большую пользу. Долг каждого человека – бережно относится к лесным богатствам. Лес – самая драгоценная часть природы, без которой невозможна, немыслима жизнь на Земле, жизнь человека. Становятся на защиту лесов писатели-северяне, как прозаики, так и поэты: Ю. Шесталов, Р. Ругин, А. Тарханов, Л. Лапцуй, М. Шульгин. В своем творчестве они искренне выражают свою любовь и верность природе Севера. Их книги учат любить природу, слушать ее голоса, беречь ее как бесценный дар.
Ведущий:
- Чем школьники могут помочь родному лесу?
(Посадка деревьев, очистка близкорасположенных опушек, полянок, оказывать помощь птицам в зимнюю пору, подкармливать их, помогая им легче перенести суровые морозы, соблюдать правила поведения в лесу, чтобы не навредить.)
Ведущий: А в завершение нашей беседы давайте познакомимся с пословицами о лесе.
Лес не школа, а всех учит.
Лес – богатство и краса, береги свои леса.
Люби лес, люби природу – будешь вечно мил народу.
По лесу ходи – под ноги гляди.
Лес и вода – брат и сестра.
Ну а это правило леса вы должны обязательно знать и соблюдать:
Много леса – не губи,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади.
- Итог занятия.
Ведущий:
- Вы молодцы. Большое спасибо всем. Вы очень хорошо и старательно работали.
- Почему лес называют многоэтажным домом? (ответы детей)0
Я рада, что у вас хорошее настроение, что занятие у нас получилось интересным и увлекательным.
- До свидания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_6.docx | 24.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по дополнительной общеразвивающей программе
«Юный эколог»
Тема занятия: “Лес – многоэтажный дом”.
Цель занятия:
- Уточнить и расширить представление детей о лесе, как «Многоэтажном» доме, где все растения и животные занимают определённую экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях: исчезновение какого-либо звена ведёт к гибели других звеньев;
- Учить детей использовать имеющиеся знания о природе для установления взаимосвязей между растениями и животными леса;
- Вызвать желание беречь лес.
План занятий:
- Приветствие ведущего и психологический настрой детей на занятие.
- Актуализация знаний о лесе, как о «многоэтажном».
- Физкультминутка.
- Игра «Рассели жильцов на свои этажи».
- Продолжение занятия о «многоэтажном лесе».
- Итог занятия.
Материалы для занятий: картинки леса, зверей, насекомых, растений, ягод, грибов.
Ход занятия
- Приветствие ведущего и психологический настрой детей на занятие.
- Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнёмся друг другу. Я очень рада всех вас видеть.
- Я думаю, что занятие у нас получится интересным и увлекательным.
Ведущий: Ребята, я вам загадаю загадку. Отгадаете загадку и узнаете, о чем будем сегодня говорить.
Весной веселит,
Голосами птиц говорит.
Летом холодит, комарами звенит.
Осенью дарами одаряет,
Грибами и ягодами угощает.
Зимой согревает,
От вьюги, снега защищает. (Лес.)
Ведущий: Правильно. Это лес.
2. Актуализация знаний о лесе, как о «многоэтажном».
Ведущий:
- Что такое лес?
Ведущий: Конечно, это в первую очередь деревья. Без них не может быть леса. Но деревья – лишь часть леса. Кроме них, там есть еще кусты, травянистые кустарнички, мхи и лишайники. Растут грибы и водятся животные. Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разнообразные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу
- Дети, какие самые высокие деревья в нашем лесу?
( Сосна, ель, пихта и лиственница.)
- Есть ли в лесу невысокие деревья? Назовите их.
(Береза ,рябина ,осина ,черемуха.)
- Между деревьями растут кустарники. Какие лесные кустарники вы знаете?
(Шиповник, малина, можжевельник, смородина)
- В лесу еще растут низкорослые кустарнички. Какие? Назовите их
(Черника, брусника, голубика, кислица, багульник)
- Что же растет под кустами?
(Трава, мох, грибы.)
В лесу имеется еще и «подвал». Это почва, в которой находятся корни деревьев.
Ведущий: Вот получился «многоэтажный лес»: высокие деревья,
невысокие деревья и кустарники, травянистые кустарнички, трава, мох, грибы и «подвал».
Рядом с деревьями я нарисовала дом и разделила лес на этажи. Посчитаем этажи.
3. Физкультминутка.
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали –
Великанами мы стали.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем,
Ножками топаем!
Хорошо мы погуляли!
Дети выполняют движения за педагогом.
Ведущий: В лесу живет много разных животных. Для них лес, словно многоэтажный дом с многочисленными квартирами. Какие этажи они занимают?
- Какой зверь в наших лесах самый большой? (Лось.)
- Какой зверь самый сильный? (Медведь.)
- Какой самый хищный? (Волк.)
- Какой самый хитрый? (Лиса.)
- Какой зверь самый быстроногий? (Заяц.)
- Какой этаж в лесу занимают эти звери? (Нижний.)
- Почему живут на нижнем этаже?
(Не могут лазать по деревьям, на земле находят корм, жилье.)
- Какие еще животные живут на этом этаже?
(Лягушки, муравьи, мухи, пчелы, осы, бабочки.)
- Какие животные занимают средние этажи леса?
(Дятлы, поползни, сова, куница, рысь.)
Эти животные в дуплах старых деревьев делают себе жилье; рысь, сова, филин высматривают добычу.
- Кто живет на верхних этажах?
(Белка, вороны, сапсан, беркут.)
- Где находят место для гнезда маленькие лесные птицы?
(На высоких, тонких ветках.)
Ведущий: Правильно. Это такие птицы, как овсянка - ремез, снегирь, свиристели, клест - еловик, дубоносы. Они строят свои гнезда на высоких, тонких ветках. Ветки дерева служат им укрытием и домом.
- Кто еще живет на верхних этажах?
(Жуки, гусеницы, лесные пчелы, комары.)
Ведущий: В лесу живет много разных насекомых. Они выбирают себе место для жилья там, где есть для них пища. В густом лесу лучи солнца слабо освещают землю, поэтому в лесу мало травы, земля покрыта опавшими листьями и хвоей. Многие насекомые живут на верхних этажах, где есть листья. Мелкие птицы тоже живут на верхних этажах. Почему?
(Питаются насекомыми.)
- Какие животные живут в «подвале»?
Ведущий:
Под землей живут кроты, личинки насекомых, некоторые гусеницы, дождевые черви, жуки, лесная мышь. Как много разных животных живет в лесу. Лес – это большой многоэтажный дом. Даже в подвале живут животные.
Ведущий: Ребята, сейчас мы поиграем в игру.
- Игра «Рассели жильцов на свои этажи».
Представьте, что птицы и звери перепутали свои «этажи» и им надо помочь найти их «квартиры». Я показываю обитателя леса, а дети называют «этаж» и объясняют, почему туда его поселили.
- Продолжение занятия о «многоэтажном лесе».
Ведущий:
Ученые говорят, что все они нужны друг другу. Правда ли это? Зачем лесу комар? Он такой надоедливый, кусается. Представьте, что в каком- то лесу исчезли все комары.
- Что будет?
(Многим птицам, жабам, лягушкам, ящерицам нечего будет есть, они убегут, улетят в другой лес. Разведется много гусениц, они съедят все листья на деревьях, останутся голодными зайцы, лоси, олени. Погибнет лес.Составление правил «Как сохранить живые цепочки в лесу». Ребята, давайте придумаем правила, как сохранить живые цепочки в лесу:
- Не рвать цветы, не собирать их в букеты, иначе останутся без пищи бабочки, пчелы, шмели и другие насекомые.
- Беречь деревья. Они кормят лесных жителей.
- Оставлять часть даров леса (грибы, ягоды и другие растения) животным.
- Не обижать животных.
- Не сбивать ногами мухоморы т.к. ими лечатся дикие животные.
Ведущий:
А человек нужен лесу?
(Нет, лес может жить без человека.)
Может ли человек прожить без леса? Что дает лес людям?
(Без леса человеку трудно прожить. Он дает свежий воздух, дает древесину для строительства, дрова, ягоды, грибы, лекарственные растения).
Ведущий:
Как видите, лес приносит человеку большую пользу. Долг каждого человека – бережно относится к лесным богатствам. Лес – самая драгоценная часть природы, без которой невозможна, немыслима жизнь на Земле, жизнь человека. Становятся на защиту лесов писатели-северяне, как прозаики, так и поэты: Ю. Шесталов, Р. Ругин, А. Тарханов, Л. Лапцуй, М. Шульгин. В своем творчестве они искренне выражают свою любовь и верность природе Севера. Их книги учат любить природу, слушать ее голоса, беречь ее как бесценный дар.
Ведущий:
- Чем школьники могут помочь родному лесу?
(Посадка деревьев, очистка близкорасположенных опушек, полянок, оказывать помощь птицам в зимнюю пору, подкармливать их, помогая им легче перенести суровые морозы, соблюдать правила поведения в лесу, чтобы не навредить.)
Ведущий: А в завершение нашей беседы давайте познакомимся с пословицами о лесе.
Лес не школа, а всех учит.
Лес – богатство и краса, береги свои леса.
Люби лес, люби природу – будешь вечно мил народу.
По лесу ходи – под ноги гляди.
Лес и вода – брат и сестра.
Ну а это правило леса вы должны обязательно знать и соблюдать:
Много леса – не губи,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади.
- Итог занятия.
Ведущий:
- Вы молодцы. Большое спасибо всем. Вы очень хорошо и старательно работали.
- Почему лес называют многоэтажным домом? (ответы детей)0
Я рада, что у вас хорошее настроение, что занятие у нас получилось интересным и увлекательным.
- До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР. Методический материал к учебным занятиям по дополнительной общеразвивающей программе "В глубину родной культуры"
В данной разработке содержитя материал по детскому фольклору, представлены тексты потешек, пестушек, загадок, скороговорок и т.д....
Методическая разработка занятия на тему «Разнообразие животного мира» по курсу дополнительной общеразвивающей программы «Юный исследователь природы»
Методическая разработка занятия на тему "Разнообразие животного мира".Цель данного занятия - познакомить детей с основными классами животных (насекомые, рыбы, птицы, земноводные, пресмыкающи...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный художник»
Рабочая программа кружка «Юный художник» по внеурочной деятельности по художественному направлению разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начальног...
Дополнительная общеразвивающая программа "Юный математик"
Цель программы: создание условий для активизации интеллектуальной деятельности младших школьников. Пеагогической целеобразностью является формирование приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза...
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный конструктор»
Программа « Юный конструктор» предполагает использование металлических конструкторов и образовательных конструкторов LEGO как инст...
Занятие по дополнительной развивающей программе "Юный эколог" "Красная книга Новгородского края"
ЗАНЯТИЕ №4 Тема: Красная книга ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный турист ХМАО»
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.Для современного человека стало актуал...