ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Моя экология»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программа внеурочной деятельности «Моя экология» экологической направленности является модифицированной, разработанной в соответствии с «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации» на основе методических рекомендаций по внеурочной деятельности школьников Д.В. Григорьева, П.В. Степанова. Срок реализации программы 1 год, возраст обучающихся 7-10 лет.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Моя экология»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Моя экология» экологической направленности является модифицированной, разработанной в соответствии с «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации» на основе методических рекомендаций по внеурочной деятельности школьников Д.В. Григорьева, П.В. Степанова. Срок реализации программы 1 год, возраст обучающихся 7-10 лет.
В Федеральных государственных стандартах начального образования процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных ценностей.
Программа «Моя экология» направлена на развитии у младших школьников универсальных учебных действий. Программа реализуется на занятиях, которые способствуют формированию бережного отношения к природе, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развитию любознательности, исследователя, первооткрывателя, содействует воспитанию у учащихся потребности в общении с природой. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, познавательного, интеллектуального развития младшего школьника, а также проблемы формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе. Содержание данной программы вдохновляет учащегося на творческий подход к обучению, трудолюбие, на развитие потребности в необходимости решения экологических проблем, доступных младшим школьникам.
У детей необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность за свои действия. И начинать это воспитание необходимо с детского возраста, так как в это время приобретенные знания могут прочно преобразоваться в дальнейшем в прочные убеждения.
Данная программа формирует не только универсальные учебные действия, но и приобщает детей к оптимальному взаимодействию природы и человека, умению рационально использовать природные ресурсы, к представлению об общечеловеческих ценностях, к развитию общего кругозора, а также призвана обогатить запас знаний о мире и мировых открытиях.
В соответствии с ФГОС начального образования экологическое, как одно из направлений развития личности, осуществляется в таких формах как экскурсии, кружки, научные и поисковые исследования и т.д.
Цель программы: способствовать формированию у младших школьников универсальных учебных действий.
Вид программы: модифицированная.
Новизна программы заключается в том, что младший школьник приобретает знания экологической направленности с помощью мультимедийных средств, расширяется кругозор учащихся, а полученные знания направлены на исследование родной природы и освоении элементарных правил нравственного поведения в мире природы.
Задачи программы:
Образовательные:
- Сформировать знания о сущности и особенностях объектов и процессов природы.
- Сформировать осознание целостности мира и основы экологической грамотности. Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе
- способствовать воспитанию у учащихся потребности в общении с природой
Развивающие:
- развитие личностных качеств путем включения в исследовательскую деятельность
Программа разработана с учетом реализации в начальной школе всех доступных видов внеурочной деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, досугово-развлекательная деятельность, проблемно-ценностное отношение, художественное творчество и т.д. Программа призвана ликвидировать экологическую безграмотность младших школьников.
Формы занятий:
- Уроки-путешествия.
- Уроки-исследования.
- Экологические игры.
- Конкурсы-кроссворды.
- Проекты.
- Экскурсии по родному краю.
Ожидаемые результаты:
Данная программа дополняет основную образовательную программу начальной школы и направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД). В результате освоения программы у учащихся формируются:
Личностные УУД:
- Освоение правил нравственного поведения в мире природы.
- Развитие ценностно-смысловых установок, связанных с осознанием целостности и ценности окружающего мира.
Регулятивные УУД:
- уметь работать в парах и группах;
- уметь использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи информации.
Познавательные УУД:
- добывать новые знания
- перерабатывать полученную информацию, делать правильные выводы
Коммуникативные УУД:
- участвовать в беседе, выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- слушать и понимать речь других
- высказывать свое суждение;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения
- соблюдать правила общения и поведения
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | - |
2 | Кто живет в лесу. | 5 | 3 | 2 |
3. | Что растет в лесу. | 8 | 4 | 4 |
4. | Пернатые жители. | 6 | 3 | 3 |
5. | Человек и природа. | 5 | 3 | 2 |
6. | Дом, в котором я живу. | 5 | 3 | 2 |
7. | Невидимые связи. | 2 | 1 | 1 |
8. | Заключительное занятие. | 2 | 1 | 1 |
Общее количество часов: | 34 | 19 | 15 |
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие.
Ознакомление детей с особенностями кружка. Требования к поведению учащихся во время занятия. Беседа о том, что такое экология и как люди изучают природу. Законы экологии
Тема 2. Кто живет в лесу.
Проведение беседы о многообразии и особенности животных. Их роли в жизни человека и в природе. Какую помощь могут оказать люди животным. Животные, которые занесены в красную книгу. Чтение произведений посвященных жизни животных, рисование иллюстраций.
Практическое занятие: экскурсия в лес.
Тема 3. Что растет в лесу.
Рассказ о многообразии и особенностях растений, их значении для человека, роли в природе. Деревья, травы, кустарники, произрастающие в данной местности. Лекарственные и ядовитые растения. Съедобные и ядовитые грибы. Растения, занесенные в красную книгу.
Практическое занятие: создание коллажа «Растения леса».
Тема 4. Пернатые жители.
Знакомство с зимующими и перелетными птицами. Волшебное многоголосье. Помощь человека птицам зимой. Птицы, занесенные в красную книгу.
Практическое занятие: подкормка зимующих птиц.
Тема 5. Человек и природа.
Проведение беседы о месте человека в мире природы. Как влияет воздух на здоровье человека. Свойства воздуха. Для чего нужен воздух? Чистый и загрязненный воздух. Что загрязняет воздух в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. Проведение беседы о ценности воды. Отношение человека к воде. Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду? Экологические и гигиенические требования к одежде, условия содержания, уход за одеждой.
Практическое занятие: «Учимся правильно дышать».
Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»
Тема 6. Дом, в котором я живу.
Беседа о соблюдении чистоты и порядка в доме, на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению порядка и чистоты в своем доме. Уход за зелеными насаждениями перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Для чего за ними необходимо ухаживать? Что сделать осенью для здоровья деревьев? Знакомство с комнатными растениями класса. Оценивание условий жизни и роста растений: освещенность, частоту полива. Уход за комнатными растениями.
Практическое занятие: пересадка комнатных растений.
Практическое занятие: создание мини-огорода на подоконнике.
Тема 7. Невидимые связи.
Какие существуют в природе взаимосвязи. Кто где проживает и чем питается. Составление пищевых цепочек. Как нарушение одного звена может привести к непоправимым последствиям.
Практическое занятие: создание пищевой цепочки.
Тема 8. Заключительное занятие.
Подведение итогов.
Практическое занятие: презентация единого альбома по теме «Моя экология».
Тематическое планирование 34 часа «Моя экология»
№ | Тема | Кол-во часов теория | Кол-во часов практические |
1 | Вводное занятие. | 1 | - |
2 | Кто живет в лесу (5) Кабан | 1 | |
3 | Косуля | 1 | |
4 | Лось | 1 | |
5 | Крот | 1 | |
6 | Тигр | 1 | |
Что растет в лесу(8) | |||
7-8 | Деревья | 1 | 1 |
9-10 | Кустарники | 1 | 1 |
11-12 | Травы | 1 | 1 |
13-14 | Грибы | 1 | 1 |
Пернатые жители (6) | |||
15 | Скворец | 1 | |
16 | Иволга | 1 | |
17 | Синица | 1 | |
18 | Соловей | 1 | |
19 | Поползень | 1 | |
20 | Практическое занятие: подкормка зимующих птиц. | 1 | |
Человек и природа(5) | |||
21 | Вода и жизнь. | 1 | |
22 | Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» | 1 | |
23 | Воздух и здоровье человека. | 1 | |
24 | Основы дыхательной гимнастики. | 1 | |
25 | Наша одежда и обувь | 1 | |
Дом, в котором я живу (5) | |||
26 | Гигиена дома | 1 | |
27 | Гигиена класса | 1 | |
28 | Комнатные растения | 1 | |
29 | Практическое занятие: пересадка комнатных растений. | 1 | |
30 | Практическое занятие создание мини-огорода на подоконнике. | 1 | |
Невидимые связи. (2) | |||
31 | Взаимосвязи в природе. | 1 | |
32 | Практическое занятие: создание пищевой цепочки. | 1 | |
Заключительные занятия | |||
33 | Подведение итогов | 1 | |
34 | Практическое занятие: презентация единого альбома по теме «Моя экология». | 1 |
Материалы к теме 1
Конспект вводного занятия
Вводная часть: тема занятия, организационный момент, приветствие.
Основная часть: проблемная ситуация, знакомство с законами экологии.
Заключительная часть: подведение итогов занятия.
Сценарий занятия
Этапы УЗ | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности воспитанника |
1.Организационный этап | Здравствуйте, ребята! Станем в круг. Я передаю вам солнышко. Давайте улыбнемся друг другу и поприветствуем. | Ответы детей |
2.Целевая установка | Показывается две картины – на одной очень красивый пейзаж, на другой деревья поломаны, мусор, грязь. Какая картина понравилась вам больше? Что необходимо делать, чтобы нас всегда окружали красивые пейзажи? Как называется наука, изучающая взаимоотношения человека и природы? Разгадайте ребус. | Ответ на вопросы. Разгадывание ребуса |
Работа в группах | Послушайте мой рассказ. Называется он «Свинья под дубом». Стояло на опушке дерево с желудями. Свинья наелась желудей, попила воды из ручья, отоспалась и стала подрывать корни у дерева. Деревья начали возмущаться «Не ты ли пасёшься здесь уже, который день? Какая польза тебе от такого рытья?» - спрашивают у свиньи. «Хочу рыть и буду, - говорит свинья в ответ, лакомясь опять желудями. – В том дереве мало толку вижу я. Мне нужны лишь желуди, ведь я от них жирею». Даже у вороны в зобу клокочет от гнева: «Ты задери повыше рыло, увидишь, откуда желуди берутся. Их даёт царь деревьев, из них новый лесок вырос. Иначе не будет больше ни леса, ни желудей, и останется только крапива». Другие обитатели леса добавляют «Не подрывай корни у того, кто тебя кормит и кто о тебе заботится. Будет тогда у тебя еды вдоволь». Только одно дерево промолчало, подумав: «А я не буду ссориться со свиньей, вдруг она станет рыть и мои корни». | Работа с текстом Ответ на вопрос: В чем заключается смысл текста? |
3. Основная часть | "На гробнице одного из фараонов было высечено: “Я никогда не перегораживал текущей воды". В этом афоризме включено в себя то, что мы понимаем под словами экологическая культура. В природе всё взаимосвязано. Если эта взаимосвязь нарушается и чаще всего разрывает эту цепочку сам человек, то в природе возникают серьёзные проблемы. | Ответы детей |
Проблемная ситуация «Нужны ли комары?». | Один рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый житель тайги. Они ловили рыбу на берегу реки. В тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - воскликнул рыбак. А другой человек, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами. | Рассуждают: Какой же экологический урок дал старый человек рыбаку? |
Информационный блок «Законы экологии» | Читает текст: ЛЕСНОЙ ПОЖАР Забывчивый охотник на привале Не разметал, не растоптал костра. Он в лес ушел, а ветки догорали И нехотя чадили до утра. А утром ветер разогнал туманы, И ожил потухающий костер И, сыпля искры, посреди поляны Багровые лохмотья распростер. Он всю траву с цветами вместе выжег, Кусты спалил, в зеленый лес вошел. Как вспугнутая стая белок рыжих, Он заметался со ствола на ствол. И лес гудел от огненной метели, С морозным треском падали стволы, И, как снежинки, искры с них летели Над серыми сугробами золы. Огонь настиг охотника - и, мучась, Тот задыхался в огненном плену; Он сам себе готовил эту участь, - Но как он искупил свою вину!.. Природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их легко запомнить! Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах. Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, могут болеть люди. Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы взяли у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай. А если отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить. Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов. Для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. А человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов. Они, попадая в природную среду, не разлагаются, а накапливаются и загрязняют её. Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы. | Ответ на вопросы. О чем стихотворение? Что должен был сделать охотник? Чем он искупил свою вину? |
Упражнение: "Угадай-ка" | Выберите любое животное или растение и попробуйте стать им. Попробуйте почувствовать внутренний мир своего животного. | Изображают предложенное растение или животное. Другие дети отгадывают, кого изобразил их одноклассник. |
Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?» Слайды в презентации | Сейчас мы проведём рейд по улицам города и увидим, выполняют ли его жители экологические законы? Посмотрите: первый нарушитель- завод .Он сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? Как правильно действовать в этой ситуации? Идём дальше. Посмотрите: дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её за город. Чем это грозит жителям, какой экологический закон дворники нарушают? Давайте зайдем в цветочный магазин. Посмотрите - здесь продается удобрение биогумус. На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора. Произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Прочитайте дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращают всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот то, что этот червь не ест: полиэтилен, металл и стекло, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит сам. Он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусов. Живёт этот труженик целых 15 лет. Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет? Переезжаем за город, в дачный посёлок. Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки. Тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали осушать его. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушают люди, когда желают улучшить природу? | Ответы детей: - Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная рыба, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Рыба может попасться на крючок человеку. Тогда человек по закону получит пищевое отравление. - Нужно пропустить промышленные отходы через очистку. Примерные ответы детей. |
Работа в группах. «Обращение от имени Природы». | Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют нашу землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. Если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Напишите письма - обращения от имени природы. | Первая группа пишет обращение к бизнесменам и владельцам заводов и фабрик. Вторая группа пишет обычным гражданам. Третья группа готовит обращение к учёным. К доске выходят представители групп и читают обращения. |
Игра «Антонимы» | Вам на выбор дается два слова. Вы их читаете про себя и говорите вслух одно. Подбираете слово, противоположное по смыслу. | Ответы детей. |
Рефлексия | На доске два дерева. Если вы считаете, что изучать экологию нужно- приклейте зеленый листок на соответствующее дерево, а если считаете – что не нужно – значит, желтый листок приклеиваете к сухому дереву. | Приклеивают листочки на деревья. |
Заключение | В нашем современном мире мы все куда-то торопимся, спешим. Человек часто не замечает той красоты, которая нас окружает. Но если приостановиться и посмотреть, то реальность становится богатой. Мы привыкли к окружающей нас природе. Этот мир одновременно и знаком и незнаком нам. Фотографии говорят с нами на безмолвном языке, нужно лишь быть внимательным, чтобы увидеть окружающий мир таким, каков он есть – в его многообразии и красоте. | |
Список литературы
- Асташина Н.И. Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников. Волгоград «Учитель»2016
- Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
- Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных. Москва 2010
- Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. / Москва 2008
- Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.
- Григорьев Д.В. Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Москва «Просвящение» 2011
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.
- Ишутинов Л. М. Грибы - это грибы / Л. М. Ишутинова // Начальная школа. - 2000. -- № 6.
- Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // Начальная школа. - 2001. - № 1.
- Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва : Просвещение, 2001
- Пол Даузвелл. /В мире животных./Энциклопедии для любознательных. / Харьков, Белгород 2008.
- Роберт Коуп. / Мир насекомых. / Москва «Махаон» 2009
- Ресурсы интернета xn--j1ahfl.xn--p1ai
- Сэм Тэплин. / Динозавры и доисторические животные. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2009.
- Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / Москва 2007.
- Чернявский А.В., Ковальчук Д. А. Универсальный энциклопедический справочник ./ Харьков, Белгород – 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по экологии для 1-4 кл «Первые шаги по тропинке открытий»
«Первые шаги по тропинке открытий» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основн...
Программа внеурочной деятельности "Юный эколог"
Программа внеурочной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/22/picture-382168-1390397769.jpg)
Занятие по программе внеурочной деятельности "Юный эколог" "Берегите Землю, берегите!"
Занятие для обучающихся 2 года обучения по программевнеурочной деятельности "Юный эколог". Занятие "Берегите Землю, берегите! рассчитано на 2 часа. Цель занятия :обратить внимание детей на ту угрозу, ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/22/picture-382168-1390397769.jpg)
Презентация программы внеурочной деятельности "Юный эколог"
Выступление на методическом объединение учителей начальных классов по теме"Экологическое воспитание на уроках и во внеурочной деятельности в рамках требований ФГОС". Презентация программы внеурочной д...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/10/picture-547739-1418188403.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог", 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог", 2 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/16/picture-52220-1587061458.jpg)
Программа внеурочной деятельности "Юный эколог"
Предназначена для работы с обучающимися начальных классов. План на первый год обучения. Интересные идеи нашла на просторах Интернета, что-то взяла для основы, что-то адаптировала под себя. В раз...