ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Моя экология»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программа внеурочной деятельности «Моя экология» экологической направленности является модифицированной, разработанной в соответствии с «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации» на основе методических рекомендаций по внеурочной деятельности школьников Д.В. Григорьева, П.В. Степанова. Срок реализации программы 1 год, возраст обучающихся 7-10 лет.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Моя экология»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Моя экология» экологической направленности является модифицированной, разработанной в соответствии с «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации» на основе методических рекомендаций по внеурочной деятельности школьников Д.В. Григорьева, П.В. Степанова. Срок реализации программы 1 год, возраст обучающихся 7-10 лет.
В Федеральных государственных стандартах начального образования процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных ценностей.
Программа «Моя экология» направлена на развитии у младших школьников универсальных учебных действий. Программа реализуется на занятиях, которые способствуют формированию бережного отношения к природе, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развитию любознательности, исследователя, первооткрывателя, содействует воспитанию у учащихся потребности в общении с природой. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, познавательного, интеллектуального развития младшего школьника, а также проблемы формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе. Содержание данной программы вдохновляет учащегося на творческий подход к обучению, трудолюбие, на развитие потребности в необходимости решения экологических проблем, доступных младшим школьникам.
У детей необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность за свои действия. И начинать это воспитание необходимо с детского возраста, так как в это время приобретенные знания могут прочно преобразоваться в дальнейшем в прочные убеждения.
Данная программа формирует не только универсальные учебные действия, но и приобщает детей к оптимальному взаимодействию природы и человека, умению рационально использовать природные ресурсы, к представлению об общечеловеческих ценностях, к развитию общего кругозора, а также призвана обогатить запас знаний о мире и мировых открытиях.
В соответствии с ФГОС начального образования экологическое, как одно из направлений развития личности, осуществляется в таких формах как экскурсии, кружки, научные и поисковые исследования и т.д.
Цель программы: способствовать формированию у младших школьников универсальных учебных действий.
Вид программы: модифицированная.
Новизна программы заключается в том, что младший школьник приобретает знания экологической направленности с помощью мультимедийных средств, расширяется кругозор учащихся, а полученные знания направлены на исследование родной природы и освоении элементарных правил нравственного поведения в мире природы.
Задачи программы:
Образовательные:
- Сформировать знания о сущности и особенностях объектов и процессов природы.
- Сформировать осознание целостности мира и основы экологической грамотности. Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе
- способствовать воспитанию у учащихся потребности в общении с природой
Развивающие:
- развитие личностных качеств путем включения в исследовательскую деятельность
Программа разработана с учетом реализации в начальной школе всех доступных видов внеурочной деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, досугово-развлекательная деятельность, проблемно-ценностное отношение, художественное творчество и т.д. Программа призвана ликвидировать экологическую безграмотность младших школьников.
Формы занятий:
- Уроки-путешествия.
- Уроки-исследования.
- Экологические игры.
- Конкурсы-кроссворды.
- Проекты.
- Экскурсии по родному краю.
Ожидаемые результаты:
Данная программа дополняет основную образовательную программу начальной школы и направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД). В результате освоения программы у учащихся формируются:
Личностные УУД:
- Освоение правил нравственного поведения в мире природы.
- Развитие ценностно-смысловых установок, связанных с осознанием целостности и ценности окружающего мира.
Регулятивные УУД:
- уметь работать в парах и группах;
- уметь использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи информации.
Познавательные УУД:
- добывать новые знания
- перерабатывать полученную информацию, делать правильные выводы
Коммуникативные УУД:
- участвовать в беседе, выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- слушать и понимать речь других
- высказывать свое суждение;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения
- соблюдать правила общения и поведения
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | - |
2 | Кто живет в лесу. | 5 | 3 | 2 |
3. | Что растет в лесу. | 8 | 4 | 4 |
4. | Пернатые жители. | 6 | 3 | 3 |
5. | Человек и природа. | 5 | 3 | 2 |
6. | Дом, в котором я живу. | 5 | 3 | 2 |
7. | Невидимые связи. | 2 | 1 | 1 |
8. | Заключительное занятие. | 2 | 1 | 1 |
Общее количество часов: | 34 | 19 | 15 |
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие.
Ознакомление детей с особенностями кружка. Требования к поведению учащихся во время занятия. Беседа о том, что такое экология и как люди изучают природу. Законы экологии
Тема 2. Кто живет в лесу.
Проведение беседы о многообразии и особенности животных. Их роли в жизни человека и в природе. Какую помощь могут оказать люди животным. Животные, которые занесены в красную книгу. Чтение произведений посвященных жизни животных, рисование иллюстраций.
Практическое занятие: экскурсия в лес.
Тема 3. Что растет в лесу.
Рассказ о многообразии и особенностях растений, их значении для человека, роли в природе. Деревья, травы, кустарники, произрастающие в данной местности. Лекарственные и ядовитые растения. Съедобные и ядовитые грибы. Растения, занесенные в красную книгу.
Практическое занятие: создание коллажа «Растения леса».
Тема 4. Пернатые жители.
Знакомство с зимующими и перелетными птицами. Волшебное многоголосье. Помощь человека птицам зимой. Птицы, занесенные в красную книгу.
Практическое занятие: подкормка зимующих птиц.
Тема 5. Человек и природа.
Проведение беседы о месте человека в мире природы. Как влияет воздух на здоровье человека. Свойства воздуха. Для чего нужен воздух? Чистый и загрязненный воздух. Что загрязняет воздух в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. Проведение беседы о ценности воды. Отношение человека к воде. Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду? Экологические и гигиенические требования к одежде, условия содержания, уход за одеждой.
Практическое занятие: «Учимся правильно дышать».
Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»
Тема 6. Дом, в котором я живу.
Беседа о соблюдении чистоты и порядка в доме, на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению порядка и чистоты в своем доме. Уход за зелеными насаждениями перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Для чего за ними необходимо ухаживать? Что сделать осенью для здоровья деревьев? Знакомство с комнатными растениями класса. Оценивание условий жизни и роста растений: освещенность, частоту полива. Уход за комнатными растениями.
Практическое занятие: пересадка комнатных растений.
Практическое занятие: создание мини-огорода на подоконнике.
Тема 7. Невидимые связи.
Какие существуют в природе взаимосвязи. Кто где проживает и чем питается. Составление пищевых цепочек. Как нарушение одного звена может привести к непоправимым последствиям.
Практическое занятие: создание пищевой цепочки.
Тема 8. Заключительное занятие.
Подведение итогов.
Практическое занятие: презентация единого альбома по теме «Моя экология».
Тематическое планирование 34 часа «Моя экология»
№ | Тема | Кол-во часов теория | Кол-во часов практические |
1 | Вводное занятие. | 1 | - |
2 | Кто живет в лесу (5) Кабан | 1 | |
3 | Косуля | 1 | |
4 | Лось | 1 | |
5 | Крот | 1 | |
6 | Тигр | 1 | |
Что растет в лесу(8) | |||
7-8 | Деревья | 1 | 1 |
9-10 | Кустарники | 1 | 1 |
11-12 | Травы | 1 | 1 |
13-14 | Грибы | 1 | 1 |
Пернатые жители (6) | |||
15 | Скворец | 1 | |
16 | Иволга | 1 | |
17 | Синица | 1 | |
18 | Соловей | 1 | |
19 | Поползень | 1 | |
20 | Практическое занятие: подкормка зимующих птиц. | 1 | |
Человек и природа(5) | |||
21 | Вода и жизнь. | 1 | |
22 | Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» | 1 | |
23 | Воздух и здоровье человека. | 1 | |
24 | Основы дыхательной гимнастики. | 1 | |
25 | Наша одежда и обувь | 1 | |
Дом, в котором я живу (5) | |||
26 | Гигиена дома | 1 | |
27 | Гигиена класса | 1 | |
28 | Комнатные растения | 1 | |
29 | Практическое занятие: пересадка комнатных растений. | 1 | |
30 | Практическое занятие создание мини-огорода на подоконнике. | 1 | |
Невидимые связи. (2) | |||
31 | Взаимосвязи в природе. | 1 | |
32 | Практическое занятие: создание пищевой цепочки. | 1 | |
Заключительные занятия | |||
33 | Подведение итогов | 1 | |
34 | Практическое занятие: презентация единого альбома по теме «Моя экология». | 1 |
Материалы к теме 1
Конспект вводного занятия
Вводная часть: тема занятия, организационный момент, приветствие.
Основная часть: проблемная ситуация, знакомство с законами экологии.
Заключительная часть: подведение итогов занятия.
Сценарий занятия
Этапы УЗ | Содержание деятельности педагога | Содержание деятельности воспитанника |
1.Организационный этап | Здравствуйте, ребята! Станем в круг. Я передаю вам солнышко. Давайте улыбнемся друг другу и поприветствуем. | Ответы детей |
2.Целевая установка | Показывается две картины – на одной очень красивый пейзаж, на другой деревья поломаны, мусор, грязь. Какая картина понравилась вам больше? Что необходимо делать, чтобы нас всегда окружали красивые пейзажи? Как называется наука, изучающая взаимоотношения человека и природы? Разгадайте ребус. | Ответ на вопросы. Разгадывание ребуса |
Работа в группах | Послушайте мой рассказ. Называется он «Свинья под дубом». Стояло на опушке дерево с желудями. Свинья наелась желудей, попила воды из ручья, отоспалась и стала подрывать корни у дерева. Деревья начали возмущаться «Не ты ли пасёшься здесь уже, который день? Какая польза тебе от такого рытья?» - спрашивают у свиньи. «Хочу рыть и буду, - говорит свинья в ответ, лакомясь опять желудями. – В том дереве мало толку вижу я. Мне нужны лишь желуди, ведь я от них жирею». Даже у вороны в зобу клокочет от гнева: «Ты задери повыше рыло, увидишь, откуда желуди берутся. Их даёт царь деревьев, из них новый лесок вырос. Иначе не будет больше ни леса, ни желудей, и останется только крапива». Другие обитатели леса добавляют «Не подрывай корни у того, кто тебя кормит и кто о тебе заботится. Будет тогда у тебя еды вдоволь». Только одно дерево промолчало, подумав: «А я не буду ссориться со свиньей, вдруг она станет рыть и мои корни». | Работа с текстом Ответ на вопрос: В чем заключается смысл текста? |
3. Основная часть | "На гробнице одного из фараонов было высечено: “Я никогда не перегораживал текущей воды". В этом афоризме включено в себя то, что мы понимаем под словами экологическая культура. В природе всё взаимосвязано. Если эта взаимосвязь нарушается и чаще всего разрывает эту цепочку сам человек, то в природе возникают серьёзные проблемы. | Ответы детей |
Проблемная ситуация «Нужны ли комары?». | Один рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый житель тайги. Они ловили рыбу на берегу реки. В тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - воскликнул рыбак. А другой человек, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами. | Рассуждают: Какой же экологический урок дал старый человек рыбаку? |
Информационный блок «Законы экологии» | Читает текст: ЛЕСНОЙ ПОЖАР Забывчивый охотник на привале Не разметал, не растоптал костра. Он в лес ушел, а ветки догорали И нехотя чадили до утра. А утром ветер разогнал туманы, И ожил потухающий костер И, сыпля искры, посреди поляны Багровые лохмотья распростер. Он всю траву с цветами вместе выжег, Кусты спалил, в зеленый лес вошел. Как вспугнутая стая белок рыжих, Он заметался со ствола на ствол. И лес гудел от огненной метели, С морозным треском падали стволы, И, как снежинки, искры с них летели Над серыми сугробами золы. Огонь настиг охотника - и, мучась, Тот задыхался в огненном плену; Он сам себе готовил эту участь, - Но как он искупил свою вину!.. Природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их легко запомнить! Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах. Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, могут болеть люди. Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы взяли у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай. А если отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить. Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов. Для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. А человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов. Они, попадая в природную среду, не разлагаются, а накапливаются и загрязняют её. Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы. | Ответ на вопросы. О чем стихотворение? Что должен был сделать охотник? Чем он искупил свою вину? |
Упражнение: "Угадай-ка" | Выберите любое животное или растение и попробуйте стать им. Попробуйте почувствовать внутренний мир своего животного. | Изображают предложенное растение или животное. Другие дети отгадывают, кого изобразил их одноклассник. |
Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?» Слайды в презентации | Сейчас мы проведём рейд по улицам города и увидим, выполняют ли его жители экологические законы? Посмотрите: первый нарушитель- завод .Он сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? Как правильно действовать в этой ситуации? Идём дальше. Посмотрите: дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её за город. Чем это грозит жителям, какой экологический закон дворники нарушают? Давайте зайдем в цветочный магазин. Посмотрите - здесь продается удобрение биогумус. На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора. Произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Прочитайте дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращают всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот то, что этот червь не ест: полиэтилен, металл и стекло, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит сам. Он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусов. Живёт этот труженик целых 15 лет. Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет? Переезжаем за город, в дачный посёлок. Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки. Тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали осушать его. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушают люди, когда желают улучшить природу? | Ответы детей: - Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная рыба, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Рыба может попасться на крючок человеку. Тогда человек по закону получит пищевое отравление. - Нужно пропустить промышленные отходы через очистку. Примерные ответы детей. |
Работа в группах. «Обращение от имени Природы». | Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют нашу землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. Если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Напишите письма - обращения от имени природы. | Первая группа пишет обращение к бизнесменам и владельцам заводов и фабрик. Вторая группа пишет обычным гражданам. Третья группа готовит обращение к учёным. К доске выходят представители групп и читают обращения. |
Игра «Антонимы» | Вам на выбор дается два слова. Вы их читаете про себя и говорите вслух одно. Подбираете слово, противоположное по смыслу. | Ответы детей. |
Рефлексия | На доске два дерева. Если вы считаете, что изучать экологию нужно- приклейте зеленый листок на соответствующее дерево, а если считаете – что не нужно – значит, желтый листок приклеиваете к сухому дереву. | Приклеивают листочки на деревья. |
Заключение | В нашем современном мире мы все куда-то торопимся, спешим. Человек часто не замечает той красоты, которая нас окружает. Но если приостановиться и посмотреть, то реальность становится богатой. Мы привыкли к окружающей нас природе. Этот мир одновременно и знаком и незнаком нам. Фотографии говорят с нами на безмолвном языке, нужно лишь быть внимательным, чтобы увидеть окружающий мир таким, каков он есть – в его многообразии и красоте. | |
Список литературы
- Асташина Н.И. Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников. Волгоград «Учитель»2016
- Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
- Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных. Москва 2010
- Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. / Москва 2008
- Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.
- Григорьев Д.В. Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Москва «Просвящение» 2011
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.
- Ишутинов Л. М. Грибы - это грибы / Л. М. Ишутинова // Начальная школа. - 2000. -- № 6.
- Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // Начальная школа. - 2001. - № 1.
- Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва : Просвещение, 2001
- Пол Даузвелл. /В мире животных./Энциклопедии для любознательных. / Харьков, Белгород 2008.
- Роберт Коуп. / Мир насекомых. / Москва «Махаон» 2009
- Ресурсы интернета xn--j1ahfl.xn--p1ai
- Сэм Тэплин. / Динозавры и доисторические животные. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2009.
- Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / Москва 2007.
- Чернявский А.В., Ковальчук Д. А. Универсальный энциклопедический справочник ./ Харьков, Белгород – 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по экологии для 1-4 кл «Первые шаги по тропинке открытий»
«Первые шаги по тропинке открытий» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основн...
Программа внеурочной деятельности "Юный эколог"
Программа внеурочной деятельности....
Занятие по программе внеурочной деятельности "Юный эколог" "Берегите Землю, берегите!"
Занятие для обучающихся 2 года обучения по программевнеурочной деятельности "Юный эколог". Занятие "Берегите Землю, берегите! рассчитано на 2 часа. Цель занятия :обратить внимание детей на ту угрозу, ...
Презентация программы внеурочной деятельности "Юный эколог"
Выступление на методическом объединение учителей начальных классов по теме"Экологическое воспитание на уроках и во внеурочной деятельности в рамках требований ФГОС". Презентация программы внеурочной д...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог", 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог", 2 класс...
Программа внеурочной деятельности "Юный эколог"
Внедрение стандартов нового поколения...
Программа внеурочной деятельности "Юный эколог"
Предназначена для работы с обучающимися начальных классов. План на первый год обучения. Интересные идеи нашла на просторах Интернета, что-то взяла для основы, что-то адаптировала под себя. В раз...