Организация работы учителей начальной школы и родителей в процессе реализации программы воспитания
статья
Опыт работы по взаимодействию школы и родттелей в ходе реализации воспитательных задач. Практический опыт и теория в рамках нового ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditeli_i_shkola.docx | 117.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы учителей начальной школы и родителей в процессе реализации программы воспитания
По моему глубокому убеждению,
педагогика должна стать наукой
для всех – и для учителей,
и для родителей.
В. А.Сухомлинский
Люди общались всегда, общаются сегодня и будут общаться в будущем. Общение учителей и родителей имеет свои особенности. Их общение – шаг к взаимопониманию, ступень для обретения доверия, обмена духовными и эмоциональными ценностями, усвоение педагогического опыта, знаний, которые учителя и родители передают друг другу.
Неотъемлемой, важной и в то же время непростой частью нашей учительской профессии являются взаимоотношения с родителями.
Успех воспитания учащихся зависит не только от отношения учителя к своим обязанностям, его подготовки, нравственно-психологического облика, но и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети.
Еще французские просветители 18 в. обратили внимание на то, что социальная среда, сфера человеческих контактов является определяющим фактором развития личности, особенно нравственного. В настоящее время диапазон контактов человека неизмеримо расширился, в частности благодаря развитию средств массовой информации. Но никакие технические средства информации, какой бы интенсивности действия они ни достигли, никогда не заменят прямых контактов, непосредственного общения людей друг с другом, которое и осуществляется в социальной микросреде. Эта среда на различных этапах жизни человека меняется: школа и школьный коллектив, предприятие и трудовой коллектив, спортивный коллектив и т. д. Но одна из форм микросреды остается неизменной. Это – семья.
Выделяя в системе нравственных отношений подсистему «учитель – родители ученика», нужно исходить из того, что семья – важнейший источник формирования нравственных позиций ребенка, закрепления его нравственно-психологических установок.
Как показывают многие исследования, семейное воспитание накладывает глубокий отпечаток на формирование нравственных качеств личности. Семья является первичным коллективом, где ребенок приобретает некоторый жизненный опыт и приобщается к бытующим в обществе нормам морали.
В школу приходит семилетний человек, у которого уже имеются представления о хорошем и плохом, красивом и уродливом. Учитель должен знать не только то, какие представления сформировались у ребенка, но и в каких условиях происходило это формирование. Поэтому ему важно наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания.
В современной школе взаимодействие учителей и родителей является необходимым для развития и воспитания гармоничной личности ребенка. Только взаимные усилия могу принести достойный результат.
Исследователь Л.И. Маленкова выделяет пять основных направлений в работе школы с родителями:
ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой
психолого-педагогическое просвещение родителей
вовлечение родителей в совместную воспитательную деятельность
корректирование воспитания в отдельных семьях учащихся
взаимодействие с общественными организациями родителей
Эти направления могут быть реализованы как показано на кластере.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Задачи взаимодействия учителя с родителями детей- создание условий, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, повышение компетентности родителей в области воспитания. Иными словами – задача педагогического коллектива создать условия для плодотворного сотрудничества с родителями для гармоничного развития личности ребенка. Вместе с тем, работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать особенности и микроклимат семьи. Важное значение имеет то, как строятся отношения учителя с родителями. Большее доверие вызывает, когда учитель предлагает, подсказывает, предлагает, избегая назидательного тона.
На примере работы ГБОУ лицей 299 Фрунзенского района Санкт-Петербурга мы хотим рассказать как на уровне начальной школы родители способствуют реализации программы воспитательной работы.
Особо важной формой является взаимодействия педагогов с родительским комитетом, который может быть выбран родительским собранием на весь учебный год. В некоторых классах, где родители активны и заинтересованы, функцию членов родительского комитета по очереди выполняют все, распределившись в группы по желанию.
Родительский актив – это опора педагогов, и при умелом взаимодействии он становится проводником их идеи. На заседании родительского комитета, которое приводится по мере необходимости, учитель и родители вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты в собрании. Члены комитета могут распределить обязанности, роли, функции как по организации рейда с родителями, так и с детьми, определить способы взаимодействия с отдельными родителями и семьями. Родительский комитет стремиться привлечь родителей и детей к организации классных дел, решению проблем жизни коллектива.
Взаимодействие педагога с родителями учащихся направлено на создание единого воспитательного пространства. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка успешна только в том случае, если они становятся союзниками. Благодаря такому взаимодействию педагог лучше узнает ребенка, приближается к пониманию его индивидуальных особенностей, вырабатывает верный подход к развитию способностей, формированию жизненных ориентиров, исправлению негативных проявлений в поведении учащегося.
На первом собрании в лицее проводится анкетирование родителей. Благодаря ответам на вопросы анкеты можно узнать об особенностях учеников, об их склонностях и интересах, о взаимоотношениях членов семьи. Итоги анкетирования активно используются при составлении плана воспитательной работы, а позже – при проведении экскурсий, вечеров, бесед. Поначалу опираясь на родителей-энтузиастов, которые с удовольствием принимают участие в организации мероприятия. Очень важно, чтобы не только дети, но и их родители принимали участие в школьных делах.
Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Успешная работа образовательного учреждения возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.
К сожалению далеко не все родители понимают важность такого взаимодействия. Но всегда есть те, на кого можно опереться. Так мы можем привести в пример Семью Фроленковых, трое детей которых учатс в лицее, а четвертая девочка придет в первый класс в 2024 году. Дети, являясь отличниками , участвуют во всех мероприятиях, причем, главной поддержкой является их мама.
Нельзя не отметить работу с родителями по проведению экологоческих акций.
Как пример хочется привести сбор крышечек (Координатор Бельская И.А,) . Дети осознают важность бережного отношения к окружающей среде, участвуют в сортировке и подготовке крышечек к сдаче. В эпроцесс сбора вовлечены не только родители.ю но и бабушки, дедушки, соседи, дяди, тети, няни. Родители в качестве волонтеров отвозят мешки с крышечками на переработку.
Интересный опыт проведения «Мастерской с мамой» получил распространение среди начальных классов. Начала это интересное дело Смирнова Н. Н. В классах мамы ребят, обычно5-6 мам, проводят МК по изготовлению различных изделий ручной работы. Обычно результаты МК становятся подарками на 8 марта.
Родители помогают в организации экскурсий, походов в театр, в организации праздников вне лицея.
Организация взаимодействия с коллективом требует от педагога соблюдения определенных правил, общения с семьями учащихся.
1. Воспитатель в общении с каждой семьей должен быть искренне и уважителен.
2. Общение с родителями ученика должно служить не во вред, а во благо ребенку.
3. Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным.
4. Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
Изучая семьи учащихся, я обращаю внимание на следующую информацию о семье ученика:
- общие сведения о родителях или людях, заменяющих их;
- жилищные условия семьи и материальная обеспеченность;
- образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;
- уровень педагогической культуры родителей;
- степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;
- семейные традиции, обычаи и ритуалы.
Важнейшее значение имеют родительские собрания. Можно выделить следующие рекомендации по проведению успешных родительских собраний:
1. К родительскому собранию нужно добросовестно готовиться. Подготовить подробный отчет на каждого ученика не только в плане успеваемости и дисциплины, но и эмоционального состояния ребенка.
2. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.
3. Сначала лучше сделать ударение на положительных чертах ребенка, выделить ту деятельность, которая лучше дается ученику. Затем в плане рекомендации указываются «слабые стороны» ребенка.
4. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
5. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
6. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
7. Полезно использовать презентации, видеофильмы при проведении родительских собраний, собрать коллекцию фотографий деятельности учеников с разных уроков.
Итак, сотрудничая с родителями, мы должны создать благоприятные условия для обеспечения взаимопонимания в формировании здоровой личности ребенка, ее ценностных ориентаций, в раскрытии индивидуальности каждого ребенка, его творческого потенциала. Здоровье, счастье и успешность учеников — норма жизни в современном обществе и совместная цель родителей и педагогов.
Источники:
- Автор: Маленкова Людмила Ивановна Редактор: Пидкасистый Павел Иванович Издательство: ИНФРА-М, 2020 г. Серия: Высшее образование. Бакалавриат
- https://yamal-obr.ru/articles/uchitel-i-roditeli-sistema-vzaimootnoshe/
- https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-browser%3A%2F%2F4DT1uXEPRrJRXlUFoewruFLaMY18WCw6p1K7gHwPz32PBozA7579zDSylLxEOUJ75Vp3MKUa7FU2juCczYGpqDdXji9GKYPtHbldX4A1N4m1C9VKa47RebjWDNKuw0uwv04wDEibrJLvk9MJsmbSDQ%3D%3D%3Fsign%3DE2QM32Ra4Xy3zZjZemsjOWO2tLBTtC_F8mtxEfU-EUM%3D&name=sotrudnichestvo_uchitelya_nachalnyh_klassov_i_roditeley.doc&nosw=1
- https://infourok.ru/sovmestnaya-rabota-roditelej-i-uchitelej-uspeshnye-deti-4537720.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация сотрудничества учителей, учащихся и родителей в образовательном процессе.
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов....
Родительское собрание на тему: «Организация сотрудничества учителей, учащихся и родителей в образовательном процессе».
Учителя и родители должны действовать как союзники, делясь с учениками добротой, опытом, знаниями. Тогда можно вырастить культурную, сознательную, творческую личность. Взаимоотношения семьи...
Взаимодействие и содержание работы учителя-логопеда и родителей в процессе деятельности по совершенствованию навыка развития речи.
Опыт работы взаимодействие учителя-логопеда с родителями....
ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ, УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Современная система образования с изменяющимися условиями требует от субъектов качественно нового результата. Получить результат возможно при тесном сотрудничестве и взаимодействии всех субъектов обр...
Сообщение на МО «Новые подходы к организации работы классных руководителей и воспитателей ГПД через реализацию программы воспитания» по теме «Организация внеурочной деятельности «Внеклассное чтение» младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО для де
Краткое описание актуальности внеурочной деятельности "Внеклассное чтение" в школе для детей с ТНР....
Участие педагогического работника в реализации воспитательных мероприятий в образовательной организации. Выступление: "Организация работы учителя с педагогически запущенными детьми"
Выступление: "Организация работы учителя с педагогически запущенными детьми"...
Организация исследовательской деятельности младших школьников в процессе реализации программ дополнительного образования
Как помочь ребенку изучить окружающий мир и разобраться с явлениями природы самостоятельно, направляя его любознательность на поиск ответов на интересующие вопросы? Дети прирожденные испытатели ...