Взаимодействие учителя-логопеда с участниками педагогического процесса в работе по коррекции речевого развития учащихся
статья по логопедии на тему
В статье идёт речь о сотрудничестве учителя-логопеда с учителями начальных классов, с воспитателями ГПД, с педагогом-психологом и др. в работе по коррекции речи у учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_logopeda_suldina_o_v1.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
С УЧАСТНИКАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
В РАБОТЕ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, которые с ним работают в школьном образовательном учреждении. Главная роль здесь, конечно, отводится учителю-логопеду, задачами которого является:
- обследование речи учащихся;
- проведение коррекционно-логопедической работы;
- общее развитие речи школьников;
-формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты,
программы по русскому языку;
-популяризация логопедических знаний.
Отметим, что для реализации этих задач очень важно взаимодействие учителя-логопеда со всеми участниками педагогического процесса, а именно: с учителями начальных классов, воспитателями групп продленного дня, психологом, родителями. Остановимся подробнее на структуре взаимосвязи учителя-логопеда с каждой вышеперечисленной категорией.
Содружество в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов предполагает такой подход, при котором работа учителя становится дефектологически более квалифицированной, а осваиваемые им некоторые логопедические приемы облегчают прохождение программного материала. Организуя работу в этом направлении, учитель-логопед проводит коррекционно-развивающие занятия, где учитель знакомится с логопедическими приемами работы над всеми компонентами речевой системы, которые впоследствии охотно включает в структуру уроков и коррекционных занятий. Отметим и важность посещения уроков учителем-логопедом, который должен хорошо знать содержание учебной программы по русскому языку и чтению, сроки изучения отдельных тем, чтобы на своих занятиях учитывать уровень программных требований при прохождении темы. Кроме того, посещение уроков помогает учителю-логопеду определить степень овладения учеником теми или иными речевыми умениями и навыками, что является основой для построения в дальнейшем коррекционной работы на логопедических занятиях. В течение учебного года учитель-логопед присутствует на заседаниях методического объединения учителей начальных классов, на которых подробно и детально знакомит учителей со спецификой и видами речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение конкретными учениками чтением и письмом, с методами логопедической работы по устранению нарушений устной речи школьников. Все вышеизложенные формы сотрудничества учителя-логопеда и учителя начальных классов способствуют выработке единства требований к ученику, таких как: всестороннее развитие личности, учет возрастных особенностей, осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности, предъявление программных требований с учетом речевых ошибок, широкое использование наглядности, игровых методов и приемов, что является одним из важнейших условий совместной коррекционной работы педагогов.
Не менее существенно взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями групп продленного дня (ГПД). Важным в работе воспитателя ГПД является закрепление отработанных на логопедических занятиях навыков по коррекции устной и письменной речи. Эффективными формами этой работы можно назвать игры, которые моделируют речевое поведение ученика в различных ситуациях общения, такие как: «В магазине», «Ты и твое здоровье», «Моя семья», «Диктор телевидения»; беседы, в которых используются оценочные суждения, например, «Чьи рисунки, игрушки лучше и почему?». На наш взгляд, при этом происходит обучение простейшим доказательствам, обобщениям, планированию высказывания, формируется речемыслительная деятельность. В свободное время воспитатель может организовать экскурсии, подвижные речевые игры, которые также способствуют активизации словаря и развитию активной речи учащихся, что влияет в целом на эффективность коррекционно-логопедической работы.
Взаимосвязь работы учителя-логопеда и педагога-психолога предполагает:
составление совместных программ коррекционной работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания;
проведение дифференцированных занятий;
совместный мониторинг по результатам обследования и совместной коррекционно-развивающей деятельности;
разработку рекомендаций для педагогов и родителей по вопросам психического развития учащихся с нарушениями речи.
Важное значение в процессе коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями речи имеет взаимодействие учителя-логопеда с родителями учащихся. Такая необходимость определяется рядом объективных причин:
- ограниченное число занятий с одним и тем же ребенком в течение недели;
- логопедическая работа в условиях ограниченного времени, отводимого на занятия по коррекции звукопроизношения;
- отсутствие достаточного времени для постепенного включения ребенка в совместную с учителем-логопедом работу.
Практика показывает, что основная масса родителей не знает, чем занимаются с детьми учителя-логопеды. Поэтому учитель-логопед уже в начале сентября приходит на классные родительские собрания с сообщением о целях и кратком содержании своей работы. Основной задачей, стоящей перед учителем-логопедом на этом начальном этапе работы с родителями, является формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми. С этой целью можно использовать такие формы работы, как разъяснение необходимости логопедической работы (рассказ о возможных последствиях нарушений речи при отсутствии коррекции); сообщение об итогах работы в предыдущие годы. Приглашая родителей на первую консультацию, желательно познакомить их с планом работы по коррекции обнаруженных у ребенка речевых недостатков, сообщить требования, предъявляемые к выполнению домашних заданий, рассказать о способах и приемах работы над речью, которые они могут использовать непосредственно в домашних условиях. Наряду с индивидуальными формами организуется групповая форма работы с родителями, проводимая через тематические консультации, групповые собрания родителей с просмотром фрагментов занятий с детьми. Так, просмотр занятий способствует формированию у родителей адекватной оценки психического развития их детей, осознанию ими необходимости регулярных занятий, овладению некоторыми приемами коррекции речи. Для активизации деятельности родителей в процессе коррекционной работы можно предложить на учебный год ряд тематических консультаций:
1.Особенности психофизического развития школьника.
- Почему проблемы в развитии устной речи часто становятся препятствием в овладении письменной речью?
- Значение артикуляционной гимнастики в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения.
- Помощь пальцев в разговоре (пальчиковая гимнастика).
- Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы? и др.
Данные формы взаимосвязи с родителями оказывают существенное влияние на успешность логопедического воздействия, в результате которого, во-первых, повышается эффективность помощи ребенку, во-вторых, значительно сокращается период коррекционной работы.
С результатами проведенной в течение учебного года коррекционной работы, учитель-логопед выступает на последнем родительском собрании, где сообщает об учащихся, не нуждающихся в логопедической помощи, и о тех учениках, с которыми индивидуальная коррекционная работа будет продолжена в следующем году.
Таким образом, подобная организация комплексного подхода педагогов общеобразовательного учреждения и родителей в решении проблемы устранения речевых нарушений у учащихся позволяет не только успешно осуществлять коррекцию недостатков речевого развития, но и обеспечивает нормализацию их учебной деятельности.
Библиографический список.
- Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? М., 1991.
- Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. М., 2006.
- Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей / Под. ред. Е. С. Иванова. Л., 1976.
- Ястребова А. В., СпироваЛ. Ф., Бессонова Т. П. Учителю о детях с недостатками речи. - М.: Аркти, 1985.
- Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса.
План содержит перечень мероприятий, проводимых в течение учебного года совместно учителем-логопедом и другими специалистами образовательного пространства....
Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (из опыта работы учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Григорьевой Надежды Анатольевны)
В данной статье речь идет о необходимости взаимодействия учителя-логопеда с родителями, психологом, учителями начальных классов. Дана структура и формы такого взаимодействия, сложившиеся на протяжении...
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся. Обще...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С УЧАСТНИКАМИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Успешное осуществление коррекционной работы зависит от взаимодействия учителя-логопеда со всеми участниками образовательного процесса, будь то учитель, родители, психологи (врачи) и сам ребенок....
Статья о взаимодействии учителя-логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма
Рудой Е.В., учитель-логопедВзаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма.Наиболее эффективным в решении проблемы преодоления на...
Взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в работе над развитием речи обучающихся с ОВЗ.
В статье представлен практический опыт взаимодействия учителя-дефектолога и учителя-логопеда в работе над развитием речи обучающихся с нарушением интеллекта. Комбинированные занятия, совместно пр...
Статья «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми»
Роль учителя-логопеда состоит не только в том, чтобы организовать должным образом коррекционно-развивающие логопедические занятие с ребенком, но и донести до родителей всю необходимую для работы ...