«Индивидуально – личностное взаимодействие учителя и учащихся в педагогическом процессе»
занимательные факты

Захарова Наталия Евгениевна

Над исследованием данной темы я работаю уже несколько лет. За эти годы, изучив ряд научно-методической литературы, проведя диагностики учащихся, родителей, была определенатехнология управления в учебно-воспитательном процессе, благодаря которой выработалась определённая системаработы, дающая положительные результаты, с которой я вас и познакомлю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на  конференции учителей начальных классов по теме: «Индивидуально – личностное взаимодействие учителя и учащихся в педагогическом процессе»

Подготовила: Захарова Наталия Евгениевна

      Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Захарова Наталия Евгениевна.

Своё выступление хочу начать следующими строками:

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

        За последние десятилетия, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей  начального общего образования.

       В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:

- становление личности младшего школьника,

- раскрытие его индивидуальных возможностей.

       Поэтому свою методическую и исследовательскую тему я обозначила так:

 «Индивидуально – личностное взаимодействие учителя и учащихся в педагогическом процессе»

       Цель данной работы, это: изучение индивидуально – личностного взаимодействия педагога и ребёнка в учебно  – воспитательном процессе.

       Из данной цели вытекают следующие задачи:

1.Выявить сущность и особенности индивидуально – личностного взаимодействия учителя и учащихся.

2. Определить технологию управления учебно – воспитательным процессом на примере организации жизнедеятельности учащихся младшего школьного возраста.

3. Применить данную технологию для развития индивидуально-личностного взаимодействия всех структур в учебно – воспитательном процессе.

      Над исследованием данной темы я работаю уже несколько лет. За эти годы, изучив ряд научно - методической литературы,  проведя диагностики учащихся, родителей, была определена технология управления в учебно-воспитательном процессе, благодаря которой выработалась определённая система работы, дающая положительные результаты, с которой я вас и познакомлю.

      Всю работу я разделила на несколько этапов:

I этап – диагностический

     Цель: углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.

         При поступлении детей в первый класс совместно с психологом я провожу тестирование, беседы с детьми, анкетирование родителей. Результаты тестирования помогают мне определиться в выборе методов и средств обучения с учетом психофизиологических особенностей учеников, уровня развития учащихся.

         Проработав 1 четверть, и выявив уровень обучаемости каждого ученика, я составляю индивидуальный образовательный маршрут, который составляется на основе интересов ребёнка и образовательного запроса, обеспечивающий условия для раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в учебной и профессиональной деятельности, фиксирующий образовательные цели и результаты.   

        Принципы разработки индивидуального образовательного маршрута:

-принцип развивающего и воспитывающего обучения;

-принцип индивидуализации и дифференциации в обучении;

-принцип учета возрастных возможностей.

          Считаю, что добиться хороших знаний, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться  и саморазвиваться возможно  путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования – воспитание социально - активной личности.  

2 этап - теоретический  

   

     Изучив разные технологии, я определила для себя самые продуктивные, это:

Информационно – коммуникационные, личностно – ориентированные,  развивающее обучение, развитие критического мышления, проектное обучение, создание ситуации успеха,  разноуровневое обучение,  здоровосберегающие,  игровая деятельность.

      Но самое огромное предпочтение отдаю личностно – ориентированной  педагогической технологии.  Потому, что в основе личностно - ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как «коллективного субъекта», но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом.

      В основе этих технологий лежит личностный подход -  это индивидуальный подход педагога к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию.

      В процессе обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ученика и проявлять полное уважение к его личности.

В большей степени это можно осуществить, используя нетрадиционные формы обучения.

В своей практике по каждому предмету я использую следующие формы и методы обучения:

  1. По математике:

- Метод сравнения

- Метод чередования задач, сопоставления задач, различные преобразования, составление задач

- Метод самоанализа задачи

- Проблемные ситуации

- Методы взаимообучения

- Мозговой штурм

- Методы самоорганизации обучения

- Математические игры и викторины

- Практические задания

- Метод контроля

2. По русской грамоте, развитию речи, русскому языку:

 - Межпредметные связи

- Педагогическое творчество учеников

- Словесное творчество

- Метод ошибок

- Практические задания

- Поуровневые карточки

- Схемы опоры

- Памятки

- Самостоятельная работа

- Контроль ЗУН

3. По литературному чтению:

- Метод сравнения

- Инсценирование произведений

- Драматизация

- Методы выразительного чтения

- Чтение по ролям

- Жужжащее чтение

- Минутки поэзии

- Упражнения по рифмовке слов

- Викторины, конкурсы

- Сочинительство сказок, рассказов, стихотворений, поговорок и т.д.

- Фантограмма, диалог, монолог

- Межпредметные связи

- Самостоятельная работа

- Метод контроля

4. По познанию мира:

- Метод «вживания»

- Метод наблюдения

- Межпредметные связи

- Внедрение опорных конструкций

- Метод исследования

- Методы самоорганизации обучения

- Метод «Если бы…»

- Практические задания

- Самостоятельная работа

- Контроль ЗУН

- Доклады, рефераты, сочинения, зарисовки

- Экскурсии

- Поисковый метод

(Видео фрагменты из урока)

     Эффективной формой организации обучения является  сотрудничество,  взаимодействие с другим человеком. Работая в группе сверстников, ребенок имеет возможность более свободно выражать свои мысли. В ходе такой работы у «слабых» учеников появляется возможность высказаться, не боясь допустить ошибку, задавать любые вопросы, чувствовать свою причастность к решению  проблем, с которыми одному не справиться. Для  «сильных» учащихся - это не только прекрасная возможность проявить свои способности, но и выступить в роли советчика, помощника более «слабому», почувствовать ответственность за общий результат.

Поэтому мной востребована технология работы в группах.

И различные формы деятельности: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.

     Виды деятельности: игровая, исследовательская, проектная, рефлексивная, контрольно – оценочная, творческая, практическая.

3 этап: практический

     Всё, что я изучила, я применяю на практике в учебно – воспитательном процессе.  Сейчас вы увидите несколько фрагментов из опыта работы по взаимодействию учителя и учащихся на уроках.

         Взаимодействие с семьей – одна из самых сложных проблем в работе каждого педагога. Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель: создание благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей и направлена она на решение следующих общих задач воспитания детей:

•        обеспечение качественного образования учащихся;

•        формирование нравственности и культуры поведения учащихся;

•        формирование потребности в здоровом образе жизни.

     При формировании детского коллектива добиваюсь доброжелательных и товарищеских отношений между детьми. Функционирование воспитательной системы осуществляется за счет комплексного взаимодействия всех структур: школа, семья, социум.

      Провожу познавательные тематические утренники о дружбе, викторины, тематические КВНы, тематические выставки, трудовые десанты, устные журналы, классные часы о культуре поведения. Стремлюсь прививать учащимся любовь к природе, к животным.

           Только сотрудничая с роодителями, мы смогли создать все те условия, в которых ребёнок чувствует себя успешным, нужным, значимым, раскрывает все свои творческие способности.

Таким образом, данная система работы характеризуется:

1.        Высоким уровнем мотивации.

2.        Осознанной потребностью в усвоении знаний, умений.

3.        Даёт эффективные воспитательные результаты.

4.        Взаимодействие: школа, семья, социум.

- Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер. А мои дети стараются меня не огорчать. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности.

Желаю вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками педагогического процесса в работе по коррекции речевого развития учащихся

В статье идёт речь о сотрудничестве учителя-логопеда с учителями начальных классов, с воспитателями ГПД, с педагогом-психологом и др. в работе по коррекции речи у учащихся....

Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся

Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов о...

Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.

Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия  учителя и учащихся....

План взаимодействия учителя-логопеда с субъектами образовательного процесса 2020-2021 учебный год.

Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда с учителем, воспитателем, психологом и родителем.Задачи:1.     Разработать единые (вариативные) подходы по вз...

Статья «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми»

Роль учителя-логопеда состоит не только в том, чтобы организовать должным образом коррекционно-развивающие логопедические занятие с ребенком, но и донести до родителей всю необходимую для работы ...

Взаимодействие учителя и учащихся в процессе обучения.

Учебное взаимодействие обучающего (педагога) и обучающихся (учеников) между собой, входит в более сложную систему взаимодействия в образовательном процессе, который реализуется внутри образовательной ...