«Индивидуально – личностное взаимодействие учителя и учащихся в педагогическом процессе»
занимательные факты
Над исследованием данной темы я работаю уже несколько лет. За эти годы, изучив ряд научно-методической литературы, проведя диагностики учащихся, родителей, была определенатехнология управления в учебно-воспитательном процессе, благодаря которой выработалась определённая системаработы, дающая положительные результаты, с которой я вас и познакомлю.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на конференции учителей начальных классов по теме: «Индивидуально – личностное взаимодействие учителя и учащихся в педагогическом процессе»
Подготовила: Захарова Наталия Евгениевна
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Захарова Наталия Евгениевна.
Своё выступление хочу начать следующими строками:
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
За последние десятилетия, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей начального общего образования.
В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:
- становление личности младшего школьника,
- раскрытие его индивидуальных возможностей.
Поэтому свою методическую и исследовательскую тему я обозначила так:
«Индивидуально – личностное взаимодействие учителя и учащихся в педагогическом процессе»
Цель данной работы, это: изучение индивидуально – личностного взаимодействия педагога и ребёнка в учебно – воспитательном процессе.
Из данной цели вытекают следующие задачи:
1.Выявить сущность и особенности индивидуально – личностного взаимодействия учителя и учащихся.
2. Определить технологию управления учебно – воспитательным процессом на примере организации жизнедеятельности учащихся младшего школьного возраста.
3. Применить данную технологию для развития индивидуально-личностного взаимодействия всех структур в учебно – воспитательном процессе.
Над исследованием данной темы я работаю уже несколько лет. За эти годы, изучив ряд научно - методической литературы, проведя диагностики учащихся, родителей, была определена технология управления в учебно-воспитательном процессе, благодаря которой выработалась определённая система работы, дающая положительные результаты, с которой я вас и познакомлю.
Всю работу я разделила на несколько этапов:
I этап – диагностический
Цель: углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.
При поступлении детей в первый класс совместно с психологом я провожу тестирование, беседы с детьми, анкетирование родителей. Результаты тестирования помогают мне определиться в выборе методов и средств обучения с учетом психофизиологических особенностей учеников, уровня развития учащихся.
Проработав 1 четверть, и выявив уровень обучаемости каждого ученика, я составляю индивидуальный образовательный маршрут, который составляется на основе интересов ребёнка и образовательного запроса, обеспечивающий условия для раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в учебной и профессиональной деятельности, фиксирующий образовательные цели и результаты.
Принципы разработки индивидуального образовательного маршрута:
-принцип развивающего и воспитывающего обучения;
-принцип индивидуализации и дифференциации в обучении;
-принцип учета возрастных возможностей.
Считаю, что добиться хороших знаний, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться и саморазвиваться возможно путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования – воспитание социально - активной личности.
2 этап - теоретический
Изучив разные технологии, я определила для себя самые продуктивные, это:
Информационно – коммуникационные, личностно – ориентированные, развивающее обучение, развитие критического мышления, проектное обучение, создание ситуации успеха, разноуровневое обучение, здоровосберегающие, игровая деятельность.
Но самое огромное предпочтение отдаю личностно – ориентированной педагогической технологии. Потому, что в основе личностно - ориентированного обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развитие не как «коллективного субъекта», но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом.
В основе этих технологий лежит личностный подход - это индивидуальный подход педагога к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию.
В процессе обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ученика и проявлять полное уважение к его личности.
В большей степени это можно осуществить, используя нетрадиционные формы обучения.
В своей практике по каждому предмету я использую следующие формы и методы обучения:
- По математике:
- Метод сравнения
- Метод чередования задач, сопоставления задач, различные преобразования, составление задач
- Метод самоанализа задачи
- Проблемные ситуации
- Методы взаимообучения
- Мозговой штурм
- Методы самоорганизации обучения
- Математические игры и викторины
- Практические задания
- Метод контроля
2. По русской грамоте, развитию речи, русскому языку:
- Межпредметные связи
- Педагогическое творчество учеников
- Словесное творчество
- Метод ошибок
- Практические задания
- Поуровневые карточки
- Схемы опоры
- Памятки
- Самостоятельная работа
- Контроль ЗУН
3. По литературному чтению:
- Метод сравнения
- Инсценирование произведений
- Драматизация
- Методы выразительного чтения
- Чтение по ролям
- Жужжащее чтение
- Минутки поэзии
- Упражнения по рифмовке слов
- Викторины, конкурсы
- Сочинительство сказок, рассказов, стихотворений, поговорок и т.д.
- Фантограмма, диалог, монолог
- Межпредметные связи
- Самостоятельная работа
- Метод контроля
4. По познанию мира:
- Метод «вживания»
- Метод наблюдения
- Межпредметные связи
- Внедрение опорных конструкций
- Метод исследования
- Методы самоорганизации обучения
- Метод «Если бы…»
- Практические задания
- Самостоятельная работа
- Контроль ЗУН
- Доклады, рефераты, сочинения, зарисовки
- Экскурсии
- Поисковый метод
(Видео фрагменты из урока)
Эффективной формой организации обучения является сотрудничество, взаимодействие с другим человеком. Работая в группе сверстников, ребенок имеет возможность более свободно выражать свои мысли. В ходе такой работы у «слабых» учеников появляется возможность высказаться, не боясь допустить ошибку, задавать любые вопросы, чувствовать свою причастность к решению проблем, с которыми одному не справиться. Для «сильных» учащихся - это не только прекрасная возможность проявить свои способности, но и выступить в роли советчика, помощника более «слабому», почувствовать ответственность за общий результат.
Поэтому мной востребована технология работы в группах.
И различные формы деятельности: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.
Виды деятельности: игровая, исследовательская, проектная, рефлексивная, контрольно – оценочная, творческая, практическая.
3 этап: практический
Всё, что я изучила, я применяю на практике в учебно – воспитательном процессе. Сейчас вы увидите несколько фрагментов из опыта работы по взаимодействию учителя и учащихся на уроках.
Взаимодействие с семьей – одна из самых сложных проблем в работе каждого педагога. Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель: создание благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей и направлена она на решение следующих общих задач воспитания детей:
• обеспечение качественного образования учащихся;
• формирование нравственности и культуры поведения учащихся;
• формирование потребности в здоровом образе жизни.
При формировании детского коллектива добиваюсь доброжелательных и товарищеских отношений между детьми. Функционирование воспитательной системы осуществляется за счет комплексного взаимодействия всех структур: школа, семья, социум.
Провожу познавательные тематические утренники о дружбе, викторины, тематические КВНы, тематические выставки, трудовые десанты, устные журналы, классные часы о культуре поведения. Стремлюсь прививать учащимся любовь к природе, к животным.
Только сотрудничая с роодителями, мы смогли создать все те условия, в которых ребёнок чувствует себя успешным, нужным, значимым, раскрывает все свои творческие способности.
Таким образом, данная система работы характеризуется:
1. Высоким уровнем мотивации.
2. Осознанной потребностью в усвоении знаний, умений.
3. Даёт эффективные воспитательные результаты.
4. Взаимодействие: школа, семья, социум.
- Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер. А мои дети стараются меня не огорчать. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-логопеда с участниками педагогического процесса в работе по коррекции речевого развития учащихся
В статье идёт речь о сотрудничестве учителя-логопеда с учителями начальных классов, с воспитателями ГПД, с педагогом-психологом и др. в работе по коррекции речи у учащихся....
Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся
Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов о...
Дистанционное обучение как целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся.
Дистанционное обучение: недостатки и достоинства....
Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.
Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся....
План взаимодействия учителя-логопеда с субъектами образовательного процесса 2020-2021 учебный год.
Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда с учителем, воспитателем, психологом и родителем.Задачи:1. Разработать единые (вариативные) подходы по вз...
Статья «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми»
Роль учителя-логопеда состоит не только в том, чтобы организовать должным образом коррекционно-развивающие логопедические занятие с ребенком, но и донести до родителей всю необходимую для работы ...
Взаимодействие учителя и учащихся в процессе обучения.
Учебное взаимодействие обучающего (педагога) и обучающихся (учеников) между собой, входит в более сложную систему взаимодействия в образовательном процессе, который реализуется внутри образовательной ...