Методические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей–инвалидов в образовательной организации.
методическая разработка на тему
Методические рекомендации составлены с учетом следующих документов, регламентирующих отношения в сфере образования:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
При организации обучения детей – инвалидов необходимо учитывать следующие основные требования ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», а также других нормативных актов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich_rekom.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по организации обучения
детей–инвалидов в образовательной организации
Методические рекомендации составлены с учетом следующих документов, регламентирующих отношения в сфере образования:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
При организации обучения детей – инвалидов необходимо учитывать следующие основные требования ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», а также других нормативных актов.
1. | При определении статуса ребенок с ограниченными возможностями здоровья необходимо следовать определению: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» | Ст. 2, п.16 |
3. | При организации процесса получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация должна создать нормативные условия и следовать требованиям законодательства: «п. 1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. п. 2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. п. 3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. п.4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. | Ст. 79, п.п.1-4 |
4. | Прием на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии | ст. 55, п. 3 |
5. | Особенности и обязательные характеристики образования определяются в образовательной программе, разработка которой относится к компетенции образовательной организации. «Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов». | Ст. 28, п.2, 3 пп.6 Ст. 2, п.9 |
6. | Для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательной организацией разрабатывается адаптированная образовательная программа. «Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» | Ст. 2, п. 28; ст. 79, п. 1 |
7. | Образовательная организация в соответствии со своими полномочиями разрабатывает учебный план, обеспечивающий освоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья федеральных государственных образовательных стандартов. При разработке учебного плана и определении учебной нагрузки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам необходимо учитывать:
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: 1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся; 2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации». *В случае отсутствия в ИПР утвержденного объема учебной нагрузки, условий получения образования необходимо направить запрос в бюро медико-социальной экспертизы с ходатайством о регламентации данных вопросов. | Ст. 28, п. 7 Ст. 28, п.6. Письмо департамента образования и науки Костромской области №7197 от 03.10.2013 г. «Об учебной нагрузке детей с ограниченными возможностями здоровья» |
8. | ПМПК дает заключение, на бланке указываются: «обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов; рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования» | Приказ МО от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» |
Алгоритм действий образовательной организации по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов
1. В школе должен быть создан психолого-педагогический консилиум, деятельность которого регламентирована локальным актом общеобразовательного учреждения.
2. Консилиум в рамках своих полномочий может направить детей на собеседование в ПМПК.
3. Консилиум определяет учебную нагрузку на основании рекомендаций ПМПК или заключения медико-социальной экспертизы и принимает решение о разработке адаптированной программы, для этого в образовательной организации принимается пакет документов от родителей (законных представителей):
- заявление об организации индивидуального обучения;
- заключение психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида бюро медико-социальной экспертизы или заключение врачебной комиссии из поликлиники по месту жительства ребенка.
4. Решение Консилиума оформляется протоколом и согласуется с родителями.
5. Отчет о работе комиссии направляется в Управление образования.
6. В том случае, если родители отказываются обучать ребенка в соответствии с рекомендациями ПМПК, необходимо обращаться в органы опеки и попечительства, т.к. нарушаются законные права ребенка на получение им образования.
Структура ИПР
С 2005 года на всей территории РФ действует единая форма ИПР, которая была утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 29 ноября 2004 г. N 287 Карта ИПР подразделяется на несколько частей. Начинается она с подробных индивидуальных сведений об инвалиде.
Этот раздел, помимо анкетных данных, включает в себя сведения:
1. об образовательном уровне (общем и профессиональном);
2. о профессиях и специальностях, квалификации и выполняемой к моменту освидетельствования работе (если таковая есть или была);
3.о группе инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности. На основании объективных данных делается экспертное заключение и формируется реабилитационная программа.
Карта ИПР включает следующие разделы:
1. медицинская реабилитация
2. социальная реабилитация
3. профессиональная реабилитация.
4. Психолого-педагогическая реабилитация (для детей до 18 лет). Медицинская реабилитация инвалидов осуществляется с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функций организма человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические основы организации электронного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе
В настоящее время в России количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом. По словам Павла Астахова, в 2015 году количество детей с ограниченными возможностями здоровья ...
Теоретические основы организации электронного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе
В настоящее время в России количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом. По словам Павла Астахова, в 2015 году количество детей с ограниченными возможностями здоровья ...
Особенности организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом требований ФГОС
С 1 сентября 2013 года в России вступил в силу закон "Об образовании в РФ", в котором отражены интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям с ОВЗ сегодня не обя...
Проект инновационной деятельности по теме: «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве образовательной организации»
Проект, реализуемый в рамках инновационной муниципальной площадки по созданию инклюзивной образовательной среды...
Мастер -класс «Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»
Мастер -класс «Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»...
Социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов в образовательной организации.
Из опыта работы КОГОАУ СШ г.Лузы....
Проект духовно-нравственного воспитания и обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
Проект духовно-нравственного воспитания и обучания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов направлен на воспитание в каждом обучающемся с ОВЗ гражданина и патриота, на рас...