Мастер -класс «Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»
методическая разработка

Пальчикова Ольга Николаевна

Мастер -класс «Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k.m._-_palchikova_o.n.docx37.14 КБ

Предварительный просмотр:

                         ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Дмитряшевка»        

«Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»

                                                 Составила: учитель начальных классов

                                   Пальчикова Ольга Николаевна

2020 г

                                                             СОДЕРЖАНИЕ

1.   Пояснительная записка

2.   Методические рекомендации по проведению игр на уроке

3.   Цели использования игр на уроках

4.   Виды дидактических игр по числу участников

5.   Коррекционно-развивающие упражнения и задания 

6.   Дидактические игры

7. Комментированное письмо

8. Объяснительные диктанты

9. Контрольные диктанты

1. Пояснительная записка

  В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья — одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования.

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач.

Адаптированные рабочие программы я разрабатываю с учётом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются задержка психического развития различного характера и лёгкая умственная отсталость, а также с учетом коррекционной работы по предметам, психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающие коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

      Для успешной реализации программ я разрабатываю уроки. Для детей с ОВЗ пишу карточки с заданиями, которые они выполняют самостоятельно. Для этого предлагаю и учу пользоваться карточками-опорами. Новые темы даю, когда основная группа учеников выполнила самостоятельную работу. Облегчают работу детей  тетради с печатной основой для коррекционных школ.  Они содержат много наглядного материала, есть возможность выбирать задания с разным уровнем сложности, есть упражнения на развитие способностей.

Для стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности в классе устраиваю  соревнование: кто быстрее, правильнее выполнит задание.

Для развития навыков контроля и самоконтроля предлагаю проверить работу другого ученика, найти ошибки в своей работе.

При работе с ними важен индивидуальный подход. Для стимуляции учебно-познавательной деятельности важно создать ситуацию успеха. Для этого использую приёмы адаптации учебного материала.

1. Упрощение инструкции к заданию, включающее— разбивку многоступенчатой инструкции на короткие шаги в виде алгоритма;

— замену сложных для понимания слов или фраз пиктограммами, на которых схематически показано, что нужно делать;

— дублирование устных инструкций письменными.

2. Дополнительную визуализацию, позволяющую лучше понять содержание задания

3. Сокращение объема заданий при сохранении уровня их сложности.

4. Упрощение содержания задания.

 Вся система работы в классах коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ направлена на восполнение пробелов воспитания, преодоления негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, повышение работоспособности и активизацию познавательной деятельности.

На уроках использую игровые технологии. Характерной чертой данной технологии является моделирование практико-ориентированных ситуаций и поиск путей их решения. Ведущий метод - игра. Организационными формами могут быть деловые игры, ролевые и сюжетные игры - путешествия, дидактическая игра.

 Целью моей деятельности является повышения качества обучения младших школьников через игру.

  Из опыта могу сказать, что именно игра служит как бы переходным мостиком к учению; той средой, в которой легче, интереснее проходит познавательная деятельность. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности.

Я использую игру и как метод обучения, и как средство организации учащихся на разных этапах урока и во внеурочной деятельности. В ходе работы мною был разработан комплекс игровых упражнений для уроков русского языка. Все упражнения разбиты на блоки. Каждый блок имеет свою направленность: на развитие памяти, внимания, мышления младших школьников.

Уже с первых дней обучения родному языку стихотворные тексты о буквах, скороговорки и чистоговорки, записанные на доске, не только повышают настроение на уроке, не только объединяют и организуют детей своим ритмом, но при определенных условиях являются прямым и эффективным средством опережающего изучения букв алфавита

Весь предложенный материал изложен в следующей последовательности: 

  1. коррекционно-развивающие упражнения и задания
  2. дидактические игры (для отработки учебных навыков по темам)
  3.  комментированное письмо (для предварительного контроля)
  4.  объяснительные диктанты (для предварительного контроля)
  5.  контрольные диктанты (для итогового контроля)

 Упражнения содержат занимательные задания, использование которых поможет формированию регулятивных, предметных и коммуникативных УУД

2.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИГР НА УРОКАХ

а) Перед проведением игры учителю надо доступно изложить сюжет, правила, поставить познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование.

б) В игре (в той или иной роли) должен участвовать каждый ученик класса.

в) Если у доски осуществляют игровую деятельность часть учащихся, то все остальные дети должны выполнять роль контролеров, судей, учителя и т.д.

г) Игра может быть проведена на любом этапе урока.

На уроках русского языка  формируются следующие УУД через игру, и в первую очередь:

Познавательные УУД: формирование на доступном уровне умении работать с информацией ( в текстах, рисунках, схемах, в моделях, таблицах) формирование навыков самостоятельной, индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждение информации.

Регулятивные УУД: отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль ,оценка.)

Коммуникативные УУД: (умения слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться, учитывая позицию собеседника)

Личностные УУД:  качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение

3.ЦЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР НА УРОКЕ

- Обучающие  (получение знаний, умений и навыков при объяснении нового материала и закреплении)

- Развивающие  (развитие  познавательного интереса, произвольного внимания, памяти, способности сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы)

-Воспитывающие (воспитание чувства ответственности, сопереживания, воли целеустремлённости, коллективизма)

4. ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ЧИСЛУ УЧАСТНИКОВ:

Индивидуальные - к таким формам можно отнести игру одного человека с самим собой во сне и наяву, а также с различными предметами и звуками.

Групповая форма игры -это групповая игра трёх или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель;

Коллективная форма игры - это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников;

  5. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ И  ЗАДАНИЯ

1. Коррекционно-развивающие упражнения и задания  (для отработки учебных навыков по теме «Фонетика»)

Цель: Автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия процессов анализа и синтеза понимание смыслоразличительной функции звука и буквы обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления

1. Вычеркни буквы, обозначающие гласные, красным карандашом, а согласные- синим.

А.

Р П Г 4 7 Ы Д Л О К Р А П Б В З О У З Л Ы О М А Е Ц Г Ш 3 9 У К 1

Б.

Б 6 Д П Р А О Ы Т 1 Щ Ш 2 4 Л О У Ж Р 7 Д Ж 1 2 А Г Ъ Ф И К У 5

 2. Вычеркни заданную букву; в конце строки укажи количество вычеркнутых тобою букв:

В     К В У Д Ф О В Р В Л Д А В Б Ю В Ч Я М В Л Д В _____________

Ж    Л Р В Ж А Т Ь Б О Ж Д В Ж Е К Ж Щ З В Ж Л П Ж____________

О     О Ф А Р О Ж Ю Т О Ь Г Р О У Ц Д О М И Т А В О_____________

2. Написать буквы в алфавитном порядке

Шёр, ныбти, онет

3) Найди ошибки и запиши правильно:

Маразин            фамолёт              пуловица

Шулавка            олотник              весня

Апфека              лумка                  ченточка        

4) Замени в словах один звук, чтобы образовалось новое слово:

Дочка               цвет

Каска                колос                                        

5) Выбери слова, в названиях которых все согласные мягкие:

Роза, астра, пион, гвоздика, георгин.

6) Выбери слова, в названиях которых все согласные твердые:

Корова, лыжи, вилка, тарелка, гвоздь, жираф.

7)  Положи   в корзину  осенние  листочки, названия деревьев   которых начинаются со звонкой  гласной:  клён, липа, берёза, ясень, тополь, яблоня, сирень,  дуб.

8) Игра «Звук заблудился»

                                   Ус (ум) хорошо, а два лучше.

                                   Жди у горя (моря) погоды.

                                   Тащит мышонок в норку

                                   Огромную хлебную горку (корку)                  

9) Игра «Наоборот»

Назовите слова, противоположные по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука [м] :

Война -…, ссориться- …, быстро-…, твёрдый-….

10) Игра «Кто больше?»

1. Вспомните, какая ягода начинается со звука  [к] и заканчивается звуком [а]

 (клюква).

2. Назовите цветы, в названии которых есть звук [к]:  (колокольчик, ромашка, маргаритки)

3) Перечислите продукты, в названии которых есть звук [к]: (макароны, капуста, картошка)

11) Восстанови пропущенные согласные в словах, которые обозначают:

1) деревья: -о—а, е-ь, -у-, о-и-а, -я-и-а

2) дни недели: --е-а, -у—о-та, -е—е--, -я—и-а

3) месяцы: -е-а—ь, ию-ь, а—е-ь, -оя—ь

4) домашние животные: -о-а, -о-о-а, -о-а-ь. о- - а и т.д.

 11) Игра «Найди слова»

 б- - - -

 -б- - -

 - - б- -

 - - - - б

12) Запиши слова в следующем порядке: сначала те, в которых есть только звонкие согласные, потом те, в которых есть только глухие согласные.

Виноград, борода, петушок, гребешок.

13) Запишите имена одноклассников в алфавитном порядке, сидящих за первыми партами.

14) Образуйте от названия цветов фамилии:

 Ромашка-

василёк-

колокольчик-

15) Спишите, вставив пропущенные буквы.

Найдите начало и конец предложения.

На дв.ре ос.нь  ч.сто идёт дожд.  на д.ревьях пож.лтели  л.сточки птицы г.товятся к отл.ту.

                             6. ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ИГРЫ

2) дидактические игры (для отработки учебных навыков по темам)

Цель — учить анализировать слоговую структуру слова, расширять словарный запас

1. Расшифруй слова, используя предлагаемый ключ. Запиши получившиеся слова.

А-1          К-12      Х-23

Б-2          Л-13       Ц-24

В-3          М-14      Ч-25

Г-4          Н-15       Ш-26

Д-5         О-16        Щ-26

Е-6          П-17       Ъ-28

Ё-7          Р-18        Ы-29

Ж-8         С-19       Ь-30

З-9          Т-20        Э-31

И-10       У-21      Ю-32

Й-11       Ф-22      Я-33

Образец: 16, 19, 6, 15, 30 – ОСЕНЬ

а.  1) 21, 8                   б. 17, 21,13,33         в. 5, 18, 16, 2, 10

     2)17, 16, 3                  13, 1, 17, 29             4, 18, 10,3, 1

         и т.д.

1.  Игра «Кто быстрее соберет?» (3 человека)

На доске картинки с одно-, двух- и трёхсложными названиями предметов.

Один из играющих подбирает картинки с одним слогом, второй- с двумя, третий – с трёхсложными словами.

2) Слоговик предлагает изменить слово так, чтобы в каждом было два слога: гриб, дуб, снег, дождь.

3) Слоговик предлагает изменить слова так, чтобы в каждом было три слога: коза, петух, лиса, заяц и т.д.

4) Игра «Наборщик»

Записывают в строчку слоги и 1 столбик по 5 слогов ши. Нужно, приписывая справа и слева к слогам ши разные слоги из набора, набрать 10 слов.

5) Игра «Ловкий вратарь»

Игра проводится в форме выборочного диктанта. 1 команда записывает слова с сочетаниями жи-ши, 2 команда- с сочетаниями  ча- ща.

7. КОММЕНТИРОВАННОЕ ПИСЬМО

Комментированные упражнения, объединяя три действия (мыслю, говорю, записываю), обеспечивают обратную связь: дают учителю возможность контролировать уровень знаний учащихся, вовремя заметить отставание, обеспечить продвижение в овладении знаниями и практическими навыками.

3) комментированное письмо (для предварительного контроля)

1) Восстановите и запишите предложения.

1) Моемустаршемубратунравитсяхоккейсмячом.

2) Мысмамойпришликдокторувназначенноевремя.

3)Вшкольнойбиблиотекеоченьмногоинтересныхкниг.

2) Определите границы предложений, запишите их и озаглавьте тексты.

а) У Саши сегодня день рождения папа подарил сыну машинку мама купила коньки  друзья принесли новую книгу мальчик рад подаркам.

б) Заяц осенью меняет свою летнюю шубку  на зимнюю беленькая шубка теплее зайца в ней не видно на белом снегу не страшны косому лесные хищники и охотники.

 3. Записать только распространенные предложения, разобрать их по членам предложения.

  1) Медведи идут! 2) Солнце поднялось над лесом. 3) Защелкал в кустах соловей. 4)  Костер разгорался. 5) В летнем небе пронзительно свистели стрижи. 6) Ветер стихал. 7) Весну объявили грачи. 8) Грачей встречали на полях галки. 9) Бегут облака. 10) Над тундрой низко летят дикие гуси.

4. Выписать из предложений словосочетания (подлежащее и сказуемое не составляют словосочетания).

  1) Мы сидели в шалаше. 2) Наступила темная ночь. 3) Выбежал из лесу заяц. 4) Моряки покинули корабль. 5) Прошел по реке лед. 6) Утром выглянуло яркое солнышко. 7) В ночном небе светят звезды. 8) Из леса я вернулся в полдень. 9) Буйно зацвели в саду яблони. 10) На опушке леса пели тетерева.

 Образец записи: сидели (где?) в шалаше, ночь (какая?) темная.

5. Прочитайте последовательно друг за другом тексты, написанные разными шифрами. Списать текст, выделенный жирным шифром.

                                                   В Осень лесу

В жаркий Кончилось день лето. ребята Пришла пошли осень. в лес. Солнце Боря, светит Ольга мало. и Яша На зашли небе в серые чащу. тучи. Там Весь тень. день Оля идёт села дождь. на На пень.  бульваре Весь пусто. день    Малыши гуляли играют дети. дома. Только Собака вечером Жучка вернулись спит они на домой. крыльце. Хорошо Кошка в Мурка лесу  мурлычет на печке. летом!

8) Объяснительные диктанты (для предварительного контроля)

Учитель диктует текст по предложениям, а учащиеся записывают в тетрадях. После записи один из учеников читает свою запись и объясняет орфограммы и пунктограммы, остальные следят за своими тетрадями и исправляют допущенные ошибки. Такое упражнение повышает самостоятельность учащихся и повышает у них фонематический слух. Объяснительный диктант позволяет провести на уроке индивидуальную работу с учеником. 

         Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

Поход.

        В субботу наш класс ходил в поход. Стояла чудесная погода. Ярко светило солнце. Тихо набегал легкий ветерок.

        Впереди овраг. Там трудный спуск. Группа ребят пошла в обход. Все встретились на опушке леса.

        Низкие тучи закрыли небо. Полетели первые снежинки. Но вот хлопьями пошел снег. Быстро заметало дорожки и тропинки. Мы поспешили домой.

   

  Непроизносимые согласные

Октябрь.

        Октябрь был холодный и ненастный. Тесовые крыши почернели. Трава в саду полегла. Над лугами тащились рыхлые тучи. Сыпался дождь. Пастухи перестали гонять в луга стадо. До весны затих пастуший рожок.

                                                        (К. Паустовский)

9) Контрольные диктанты (для итогового контроля)

Цель: проверить знания, умения и навыки по темам

ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ

На дворе октябрь. Уже убрали с полей картофель. На огородах срезают капусту. Тяжёлые светлые кочаны лежат в корзинках. Сладкая репка и красная морковка насыпаны между грядками.

На краю леса краснеет рябина. Кудрявое дерево ее усыпано ягодами, словно яркими бусами. По опушкам алеют зрелые ягоды калины. Сильнее дует осенний ветер. В комнатах потеют окошки. Слова для справок: кочаны, усыпано.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

В статье игры и игровые упражнения классифицируются  по школьным разделам языкознания...

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

В статье даются рекомендации по использованию игровых технологий на уроках русского языка....

Применение игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе

Как пробудить интерес у учащихся к учению?Данный материал посвящен урокам с применением игровых технологий, которые способствуют развитию творческого мышления учащихся, создают атмосферу поиска при ре...

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

С помощью тренингов-игр можно формировать определенные учебные умения и навыки, и развивать у детей такие психические процессы как внимание, память, логическое мышление и т.д., необходимые для успешно...

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.....

Применение социо-игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе МАСТЕР КЛАСС

Актуальность          Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую актив...

Мастер-класс "Игровые технологии на уроках литературного чтения в начальной школе"

Мастер-класс "Игровые технологии на уроках литературного чтения в начальной школе"...