ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ: «Год науки и технологий»
план-конспект

Саутина Вера Алексеевна

Цели:

  1. Обозначить роль науки в жизни людей.
  2. Подчеркнуть необходимость осторожного использования природы в научных целях.
  3. Представить младшим школьникам фигуру великого русского учёного, русского химика.
  4. Познакомить с городом Калуга, ее достопримечательностями, символами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ: «Год науки и технологий»

«60 лет городу КАЛУГА»

Цели:

  1. Обозначить роль науки в жизни людей.
  2. Подчеркнуть необходимость осторожного использования природы в научных целях.
  3. Представить младшим школьникам фигуру великого русского учёного, русского химика.
  4. Познакомить с городом Калуга, ее достопримечательностями, символами.

 Оборудование:

 •  Украшение класса к празднику;

 •   Видео «Год науки и технологий»; презентация «650 лет городу Калуга»;

•   Слова на доске, звездочки разного цвета.

Ход занятия

1. Вступительное слово учителя. Формулирование темы классного часа.

Здравствуйте, ребята! Сегодня, 1 сентября, на вашем первом уроке в школе (после каникул) мы празднуем День знаний, начало нового учебного года, новых открытий и ваших новых достижений! И самый первый урок будет посвящён разным наукам и людям науки, учёным, которые делают нашу жизнь лучше.

 Я познакомлю вас с наукой, вы узнаете, кто такие люди науки, которые делают нашу жизнь лучше.

Посмотрите вокруг! Всё, что нас окружает, создано трудом учёных, а 2021 год в России — это Год науки и технологий. Российская наука стремительно развивается. Только за последние несколько месяцев учёные сделали ряд важнейших научных открытий, провели десятки экспедиций, разработали несколько вакцин от коронавируса. Всё это сделали люди, живущие и работающие рядом с нами. Посмотрим видеосюжет об этом.

Просмотр видеоролика

Учёный-химик

Из чего состоит всё, что нас окружает: земля, по которой мы ходим, вода, которую пьём, воздух, которым дышим? Из чего состоим мы сами? Почему одно — твёрдое, другое — мягкое, а третье — жидкое?

Ещё в древности люди задумывались над этими вопросами, а со временем появилась целая наука — химия, которая изучала строение разных веществ. Эти простые вещества учёные назвали «химическими элементами». Многие догадывались, что между всеми элементами есть связь. Но какая?

Конечно, этот вопрос очень занимал и учёного Дмитрия Ивановича Менделеева. Что же он открыл? Весь мир вокруг состоит из разных химических элементов. Некоторые из них знают даже дети — железо, кислород, йод, кальций. Другие вещества изучают только в старших классах школы.

Химические элементы могут «подружиться» друг с другом, и тогда получится совершенно новое вещество. Например, если соединятся газы водород и кислород, то из них получится… вода! А «дружба» натрия и хлора даёт нам обычную пищевую соль.

Менделеев открыл, что свойства химических элементов периодически повторяются. Без этого открытия не было бы ни современных лекарств, ни красок, ни синтетических тканей, ни бензина… Вся современная наука химия построена на нём.

А знаменитую таблицу, которая называется «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» можно увидеть в школах и университетах во всех уголках мира.

За свою жизнь Дмитрий Иванович сделал много разных открытий. Это потому, что всё было ему интересно — и химия, и физика, и экономика, и сельское хозяйство. Но и когда учёный отдыхал от научной работы, он тоже не сидел, сложа руки. В свободное время любил, например, делать чемоданы. Дмитрий Иванович никогда не покупал чемоданы, а мастерил их сам.

Чем бы ни занимался Дмитрий Иванович, он всё делал с большим интересом и увлечением. Это относилось и к шахматам. Менделеев увлекался ими с детства и играл очень хорошо. Несколько раз соперничал со знаменитыми шахматистами. И когда в Петербурге решили создать шахматный клуб, он немедленно туда записался. Дмитрий Иванович настолько серьёзно интересовался игрой, что у него на книжной полке среди изданий по химии были и учебники по шахматной игре. Во время игры учёный так увлекался, что ничего не замечал вокруг.

Менделеев с юных лет любил живопись. Когда он был ещё студентом, то делал зарисовки насекомых, листьев растений. Позже в Санкт-Петербурге он подружился со многими художниками.

В августе 1887 года должно было случиться редкое природное явление — полное солнечное затмение. Оно происходит, когда Луна находится между Землёй и Солнцем и заслоняет наше светило. Длится затмение недолго, всего несколько минут. Дмитрий Иванович Менделеев решил, что поднимется на воздушном шаре выше облаков и будет оттуда наблюдать за затмением.

Весть о необычайно смелом полёте учёного облетела всю Россию, а вскоре и весь мир. За героический полёт французская Академия метеорологического воздухоплавания наградила Дмитрия Ивановича медалью и удостоила диплома «За проявленное мужество при полёте для наблюдения солнечного затмения».  

Физкультминутка (ролик)    Суперфизкультминутка  для  урока

2.  Беседа  детьми.

А сейчас я хочу проверить, насколько хорошо мои ученики усвоили правила поведения в школе, ничего не забыли за лето.

-Закончите мою фразу.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и …(внимательным).

Всё пиши, не отставая,

Слушай,…(не перебивая).

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всем…(понятно).

Если хочешь отвечать,

Надо руку …(поднимать).

На математике считают,

На перемене …(отдыхают).

Будь прилежен на уроке,

Не болтай: ты не …(сорока).

Если друг стал отвечать,

Не спеши …(перебивать).

А помочь захочешь другу-

Подними спокойно …(руку).

Знай: закончился урок,

Коль услышал ты …(звонок).

Когда звонок раздался снова,

К уроку будь всегда …(готовым).

Чтоб не тревожились врачи,

На переменах не …(кричи).

Сейчас мы кое-что выясним и узнаем скрытые подробности о каждом из присутствующих. А помогут нам в этом ваша активность и аплодисменты.

Аплодирует тот, кто … (учащиеся аплодируют)

  • - рад встрече с друзьями;
  • - нисколько не соскучился по школе;
  • - с радостью пошёл в школу;
  • - читал летом;
  • - настроился окончить школу на “4” и “5”;
  • - хочет спать и ни о чём другом думать пока не может;
  • - встал не с той ноги;
  • - уже побаивается предстоящих уроков;
  • - кто любит своих родителей;
  • - у кого отличное настроение.

3. Беседа. Рассказ учителя.

Учитель: Ребята, вы сейчас услышали и сами сказали много нужных, красивых, добрых, ласковых слов. Но есть такие слова, которые являются для вас, для каждого из нас самыми дорогими и родными на свете. Назовите эти слова.    (Мама, друг, школа,..)

- А вы, ребята, как понимаете слово «Родина»? Что Родина для каждого из вас? (Ответы детей)

   Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёза, и крик кукушонка, и полянка в лесу. В этом небольшом слове заключено много смысла! Наша Родина – Россия. Великая и могучая держава со своей историей и традициями. Но у каждого человека есть еще и свой маленький уголок и своя малая Родина. Это то место, где он родился и вырос - деревня или город, улица, дом, где он родился и вырос.

- Как называется посёлок, в котором вы живете?

-  Для вас деревня Санатория Нагорное или Воскресенск, Раменное, Тешевичи, Якимово  – маленькая родина. Из множества таких маленьких  уголков и состоит наша общая, великая Родина - Россия, Российская Федерация.

- А где находятся все деревни, в которых вы живёте? (Кировский район, Калужская область)

- Назовите главный город области. (Калуга)

- В этом году исполнилось 650 лет городу Калуге. Предлагаю посмотреть презентацию, посвящённую этому событию.

Просмотр презентации.

4. Итог. - О чем мы сегодня с вами говорили на занятии?

- Что вы нового узнали сегодня? А что вам было уже известно?

5. Рефлексия.

- Молодцы! Вы были очень активны.

А сейчас я вам погадаю, какие способности у вас проявятся в новом учебном году. Загадайте про себя два числа от 1 до 10 (например, 2 и 8).

Встаньте те, кто загадал число ….

  1. -это будущие знаменитости;
  2. – это гении;
  3. – это трудяги;
  4. – это зубрилки;
  5. – это гордость нашей школы;
  6. – это наши глаза и уши;
  7. – это лучшие спортсмены;
  8. – это сони;
  9. – это мечтатели и фантазёры;
  10.  – это спорщики и фантазёры.

Вновь игра приходит к нам

Класс мы делим пополам:

Девочки  «да» кричат в ответ,

Мальчики  отвечают: «нет»!

Жить, ребята, без конфет

Очень плохо, скучно?.. Да!

Есть такой велосипед,

Что летает в космос?.. Нет!

Может богатырь – атлет

До Луны допрыгнуть?.. Нет!

Все стоят на красный свет –

И авто и люди?.. Да!

Можно черного кота

Не увидеть ночью?.. Да!

Мореходные суда

Могут плыть по суше?.. Нет!

Может вкусным быть обед

Из сырой картошки?.. Нет!

Может водный пистолет

Застрелить жирафа?.. Нет!

Может модница жилет

Надевать на праздник?.. Да!

Надо покупать билет

На проезд в трамвае?.. Да!

Из просохшего пруда

Рыба выловится?..Нет!

Все ли ездят поезда

Лишь по рельсам только?.. Да!

Может очень старый дед

Вновь учиться в школе?.. Нет!

Все ответы хороши,

Вы кричали от души.

Давайте на прощанье

Крикнем: «До свиданья!»

 - С праздником вас, ребята! С Днём знаний! Это праздник всех и каждого. Нет в нашей стране человека, которого он не касается. Все области жизни, все возрасты, профессии покорны могучей и благородной силе – силе знаний. Знания открывают мир, дают уверенность в своих силах, помогают найти верный путь в жизни.

- Помните: вы – второклассники! За лето вы выросли и очень сильно отличаетесь от тех малышей, которые впервые переступили порог нашей школы только сегодня. Будьте же  примером во всём: в учёбе, спорте, поведении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сначала Аз да Буки, а потом и науки» внеклассное мероприятие

Внеклассное  мероприятие  посвящено  празднованию Дня  Славянской  письменности  и  культурыЦель  мероприятия:Привитие детям  любви к  род...

Внеклассное мероприятие "Школа светофорных наук"

Внеклассное мероприятие "Школа светофорных наук"...

Внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения "Школа дорожных наук"

В связи с увеличением количества ДТП с участием детей необходимо чаще проводить мероприятия по профилактике безопасного поведения на дорогах. Данное мероприятие рассчитано на учащихся младших классов ...

Внеклассное мероприятие с элементами групповой технологии (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко) во 2-м классе по теме: «Любимые домашние животные» в соответствии с ФГОС

Внеклассное мероприятие с элементами групповой технологии (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко) во 2-м классе по теме: «Любимые домашние животные» в соответствии с ФГОС  учитель английского языка Пугач Е....

Разработка внеклассного мероприятия с использованием компьютерных технологий во 2 классе по английскому языку

Разработка внеклассного мероприятия с использованием компьютерных технологий во 2 классе по английскому  языку «праздник алфавита. THE ABC PARTY» Тип мероприятия: урок-презентация. (Праздник...

Внеклассное мероприятие с использованием здоровьесберегающих технологий в первом классе «Азбука здоровья».

Разработка способствует формированию необходимых знаний у школьников по сохранению здоровья за период обучения в школе....

Внеклассное занятие "Год науки и технологий"

Внеклассное занятие для обучающихся 2-4 классов. В ходе занятия дети знакомятся с понятием "наука", узнают когда в России отмечают День российской науки. Обучающиеся познакомятся с наиболее ...