«Сначала Аз да Буки, а потом и науки» внеклассное мероприятие
классный час (2 класс) по теме

 

 Внеклассное  мероприятие  посвящено  празднованию Дня  Славянской  письменности  и  культуры

Цель  мероприятия:Привитие детям  любви к  родному  слову,  родному  языку,  отечественной  истории.

Задача  :  Ознакомить  учащихся  с  истоками  создания  славянской  азбуки  и  ее  создателями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon snachala__az__da__buki.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Сначала  Аз  да  Буки, а  потом  и  науки»

 

Цель  мероприятия: Привитие детям  любви к  родному  слову,  родному  языку,  отечественной  истории.

Задача  :  Ознакомить  учащихся  с  истоками  создания  славянской  азбуки  и  ее  создателями.

Оборудование:

  1. портрет Кирилла и Мефодия, азбука, на доске записаны слова: “Cлава, вам братья, славян просветители”,
  2. на учащихся сарафаны, рубашки-косоворотки, костюм военного, треуголка, девочка  в  кожаной  куртке, красной  косынке,
  3.  мультимедийная презентация

                                    Ход  мероприятия

(Раздается колокольный звон.)

 Учащиеся  читают  стихотворения; мальчики- в рубашках-косоворотках,девочки – в сарафанах.

1         По широкой Руси – нашей матушке –

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

 

2         Вспоминают Кирилла с Мефодием –

Братьев славных, равноапостольных

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии,Сербии.

 

3         Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

 

4         Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне,

Скажите, кто вы?

МЫ – СЛАВЯНЕ!

  1. Какой праздник мы отмечаем 24 мая?

-  ответы  учащихся

  1. 24 мая весь наш народ будет отмечать Праздник славянской письменности и культуры.

В России впервые этот день отметили в 1992 году. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию.

 У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада- знак вечной памяти. С тех пор каждый год 24 мая мы чествуем Кирилла и Мефодия. Чем же они заслужили такую честь? Почему же два тысячелетия помнят о них народы?

Сегодня мы совершим путешествие в старину, и я расскажу о Святой Руси, о далеких временах вам неведомых.

 

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом-

Слава им борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли…

 

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах,

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

                (Н.Кончаловская)

 1 ученик

Жили-были тогда добры молодцы и красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И я вились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием.

Кто такие Кирилл и Мефодий?  Как появилась азбука?

2 ученик.

Родом они были из македонского города Солуни. Кирилл изучал богословие и преподавал философию. Его и прозвали философом, а по-русски мудрецом. Еще с детства мечтал он написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы. Это оказалось очень трудным делом и один Кирилл не смог бы с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Они много работали и в результате появилась азбука. В ней было 38 букв.Часть их была взята из греческого алфавита, а некоторые были специально придуманы для передачи звуков славянской речи. Так славянские народы получили свою письменность – азбуку, которая называлась кириллицей в память о ее создателе. Было это в IX веке.

Учитель: В древней Руси грамоте детей учили церковнослужители-священники или дьяконы. Отметки детям не ставили, а за невыученные уроки детей пороли розгами, ставили в угол, оставляли без обеда. В старину писали гусиными перьями, писцы при монастырях переписывали книги от руки и на изготовление одной книги уходил год и больше. Буквы были не такие корявые, как у некоторых наших учеников, а ровные, прямые, чёткие. А ещё разрисовывали заглавные буквы кисточкой, и эти буквы были больше похожи на разные предметы и людей. Назывались заглавные буквы БУКВИЦЕЙ. А писали раньше чернилами, которые делали из чернильных орешков, вишнёвого клея, дубильных веществ. Первые книги изготавливали из пергамента - специально обработанной свиной или телячьей кожи. На Руси их звали ХАРАТИЙНЫЕ СВИТКИ/Церковно-славянской азбукой-" Кириллицей "в неизменном виде по сей день пользуется наша Русская православная церковь.

1ученик

Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

2 ученик

Лишь в Петровское время, понадобилось внести в алфавит изменения.

На сцену выходит военный в треуголке

Военный

Господа! Царским указом велено упростить правописание и отменить буквы «юс малый», «юс большой», «кси», «пси», «зело», «омегу», которые стали обузой в русском алфавите.

Убирает со стенда названные буквы, уходит за кулисы, а затем возвращается.

3 ученик

Во второй половине ХVIII столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке.

Военный

Это буквы Й и Ё.

Прикрепляет на стенд карточки с этими буквами и уходит

4 ученик

В начале ХХ века в России возникла потребность в упрощении алфавита и правописания. Такая реформа была проведена в 1918 году.

На сцене появляется девушка в кожаной куртке и в красной косынке.

Товарищи! Указом Наркома просвещения упраздняются буквы: «и десятеричное», «ять», «фита», «ижица», и буква «ер» на конце слов

Подходит к стенду, снимает устаревшие буквы алфавита.

5 ученик

Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв – 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств. Наша азбука удивительна! И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей братьев Кирилла и Мефодия.

Викторина

Учитель. Теперь, когда вы узнали о том, как был создан славянский алфавит и какие изменения претерпела наша азбука за 11 веков своей истории, мы можем перейти к лингвистической викторине. Прежде чем начнётся это соревнование, представляю вам его участников.

1 тур - разминка.

  1. Каждая команда соревнуется, кто быстрее расположит слова в алфавитном порядке. Слова надо написать в алфавитном порядке на листе.

Календарь, карта, буква, библиотека, автомобиль, авиация.

Кто больше за 1 минуту запишет слов с корнем -един -

Вспомните как можно больше названий букв кириллицы. Называть буквы надо по очереди.

2тур - викторина. На обдумывание даётся не более 30 секунд. Жюри оценит, насколько ваш ответ был полным и грамотным.

Вопросы

Ответы

Каково мирское имя Кирилла?

Константин

Кто является автором четырёхтомного «Толкового словаря живого великорусского языка»?

В. И. Даль

Кем был отец братьев?

Военачальник

Какой буквы сейчас нет в русском алфавите: аз, буки, како, омега?

Омега

Какую букву называли буквой-страшилищем, буквой-пугалом: буки, ижица, ять, юс малый

Буки

В каком городе родились братья Кирилл и Мефодий?

Солунь

Какую букву называли «лодырем, дармоедом, бездельником»: ять, ижица, ер, юс?

 

Когда празднуется день Кирилла и Мефодия?

24 мая

Какой буквы сейчас нет в русском алфавите: живите, люди, слово, зело?

Зело

Буквы употреблялись для обозначения чисел. Какая буква употреблялась для обозначения числа 3: люди, аз, веди, глагол?

Веди

Кто провёл первую реформу азбуки?

Пётр 1

Объясните происхождение слов «азбука», «алфавит»

Азбука - слово исконно русское по происхождению, алфавит - греческое. Оба эти слова образованы от названия букв русского «АЗ» и «БУКИ» (первое) и греческого «АЛЬФА» и «БЕТА» или «ВИТА» в среднегреческом произношении (второе) языков.

Какие новые буквы были введены в славянский алфавит?

В 18 веке: э, я, - которые употреблялись в письменной практике с 16 века

В 1735 году Академия наук узаконила букву «й»

Букву «е» в 1797 году впервые применил Карамзин

Какие буквы были устранены из старославянской азбуки?

Зело, и-десятеричное, омега, ять, юс малый, юс большой, кси, пси, фита, ижица

 Игра  со  зрителями

-А сейчас проверим, кто из вас самый смышлёный, отгадайте загадки (за правильные ответы раздаёт жетоны):

Чёрные птички
На каждой страничке,
Молчат, ожидают,
кто их прочитает.
(Буквы)

Носила меня мать,
Уронила меня мать,
подняли меня люди,
понесли на торг торговать,
отрезали мне голову,
стал я чёрную воду пить,
и я ясно говорить.
(Гусиное перо)

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком.
(Книга)

Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.
(Цифры)

Кулик – не велик,
Целой сотне велит:
То сядь да учись,
То встань, разойдись.
(Школьный звонок)

                                              3 тур. «Писание прилежно»

Вначале вы расскажете, каково происхождение доставшихся вам предметов и каково их назначение. А потом покажете. Как надо было ими пользоваться. Приготовились? Открывайте коробки.

Следующий конкурс потребует от вас не только знаний, но и навыков обращения с некими загадочными предметами.( Предметы лежат в двух закрытых коробках).Пусть каждая команда выберет по коробке.

1 коробка: перо, лист бумаги и пузырек с чернилами (перо бралось из левого крыла гуся. Чтобы подготовить перо к работе надо его очинить: отрезать кончик, чуть расцепить и заострить; пергамент- особым способом выделанная телячья кожа; чернила делались из «дубовых орешков», которые надо было поварить в кислоте с железными опилками.

2 коробка: пласт березовой коры и палочка (писало).Писалом процарапывались буквы на бересте, а тупым концом можно было затереть ошибку.

(После рассказов капитаны обмениваются коротенькими письмами, написанными по-старинному.)

(Подводятся итоги игры)

                                         IV тур. Отгадай-ка!

(командам по очереди загадывают загадки).

1.Хорошо видит, а слепой.(неграмотный)

2.Мал малышок, да мудрые пути указывает.(перо)

3.Без ног приходит, без языка рассказывает.(письмо)

4.Черные птички

   На каждой страничке

  Молчат-ожидают.

  Кто их отгадает.

  (Буквы).

5.Семя плоско,

   Поле гладко,

   Кто умеет

   Тот и сеет,

   Семя не всходит,

   А плод приносит.

  (Бумага, буквы, слова.)

Учитель: Вот и подошло к концу наше интеллектуальное состязание, посвященное Дню славянской письменности и культуры. Надеюсь, оно было не только интересным, но и познавательным.

Подведение  итогов.

Вручение  призов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассноемероприятие на тему "Урок доброты"

Мероприятие посвящено воспитанию доброты.Занятие прошло очень увлекательно. Детям понравились игры, в которых они участвовали сами.Они  убедились, в том, как важно быть добрым...