Занятие по внеурочной деятельности доноведение "Славься наш край! Казачьи посиделки.
план-конспект занятия (3 класс)

Тема: Славься наш край! Казачьи посиделки.

Цель:  воспитание нравственно-патриотических чувств у обучающихся, на основе знаний о казаках,  развития в детях интереса к истории родного края. 

Задачи:

-воспитывать любовь к родному краю, гордость за историческое прошлое и настоящее своей малой родины;

-приобщать детей к творчеству, фольклорному искусству казачества Дона;

-развивать художественный вкус детей;

- развивать коммуникативные способности.

Планируемые результаты:

Личностные : формирование норм нравственно-эстетического поведения в разных формах работы.

Метапредметные: - формирование умения слушать и слышать учителя одноклассников);

- формировать навык делового сотрудничества.

Формирование  УУД

Личностные - создать условия для удовлетворения потребностей в реализации своей познавательной деятельности.

 Регулятивные- оценивать собственные знания и умения;  доводить дело до конца.

Коммуникативные- уметь общаться и взаимодействовать друг с другом: объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать, уметь работать в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_3_klass_donovedenie.docx632.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Славься наш край! Казачьи посиделки.

Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств у обучающихся, на основе знаний о казаках, развития в детях интереса к истории родного края.

Задачи:

-воспитывать любовь к родному краю, гордость за историческое прошлое и настоящее своей малой родины;

-приобщать детей к творчеству, фольклорному искусству казачества Дона;

-развивать художественный вкус детей;

- развивать коммуникативные способности.

Планируемые результаты:

Личностные : формирование норм нравственно-эстетического поведения в разных формах работы.

Метапредметные: - формирование умения слушать и слышать учителя одноклассников);

- формировать навык делового сотрудничества.

Формирование УУД

Личностные - создать условия для удовлетворения потребностей в реализации своей познавательной деятельности.

Регулятивные- оценивать собственные знания и умения; доводить дело до конца.

Коммуникативные- уметь общаться и взаимодействовать друг с другом: объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать, уметь работать в группе.

Оборудование: карточки с заданием, изображение флага донского казачества, рисунки, фонограммы песен.

Форма проведения: посиделки

Ход занятия.

#1054;рганизационный момент

Учитель:

Здорово дневали.

Дети:

Здорово ночевали.

Учитель

Проходите поскорей.

Посиделки ждут гостей.

В нашем курене светло.

Здесь веселье и добро.

Припасли мы вам забавушки

на всякий вкус –

кому сказку, кому правду,

кому песенку.

Казак:

Дорогих гостей встречаем

круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Казачка:

Каравай мы вам подносим

поклоняясь, отведать просим.

#1040;ктуализация знаний

Учитель:

Широка земля Донская, край загадочный, степной.

По твоим тропам шагая, припадал к тебе душой.

Не сыскать по всей планете вот такого уголка,

Где смешались бы рассветы с песней звонкой казака.

Перелески здесь в раздолье – всюду птичий перезвон.

По ковру, в цветастом поле вьется наш красавец Дон.

- Ребята о чем эти строки? (ответы детей)

- Эти строки о родине, у каждого человека есть места, которые ему дороги. Это его малая родина. Где он родился, рос. Когда человек покидает эти места. Память о них хранится в нашей душе.

- Собрались на казачьи посиделки. А для чего? Сегодня мы с вами собрались славить Дон! На посиделках казаки пели, плясали, играли. А для начала ответьте на вопросы:

- А что за народ собрался на берегу Тихого Дона? (дети отвечают)

- А скажите мне, кто это такие - казаки? (дети отвечают)

Учитель: «Казак» - это слово нерусское. Так называли у тюркских народов удалых, вольных людей. Появились они на Дону во время владычества татар. Это случилось приблизительно в 1500 году. Так Донской край стал родиной вольного казачества, знаменитого войска Донского, ставшего защитником южных границ государства Российского.

В каких только походах не участвовали отважные сыны казачьего Дона. Сражались под командованием великого полководца Суворова, они штурмовали Азов и Измаил, воевали в Альпах – били там Наполеона и его маршалов. Тысячи донских казаков сложили головы на чужой и на своей, милой сердцу, земле.

Выступая в поход, казаки брали с собой флаг.

- Ребята, а вы знаете, какой был флаг у казаков? (ответы детей)

Флаг Всевеликого войска Донского был принят в 1918 году на казачьем кругу.

Он состоит из трех продольных полос синего, желтого и красного цветов.

Три народности живут издревле на донской земле и составляют коренных граждан донской области.

Это донские казаки, калмыки и русские крестьяне.

Национальными цветами их были: у донских казаков – синий, у калмыков – желтый, у русских - алый.

Позже в 1996 году появилась белая полоса – единство и взаимопонимание народов.

Сегодня это флаг Ростовской области.

Учитель:

-А скажите нам, казачата: «Кто же главный у казаков? »

-А как зовут помощника?

-А где выбирают атамана, решают важные вопросы?

-А что при этом выкрикивают, если согласны с выбором?

-Как называют жилище казаков?

- Есть особенности в одежде казаков?

#1056;абота в группах

Учитель:

Предлагаю поработать в группах, выполнить задания. (Задания: 1- одежда казака, 2- одежда казачки, 3-казачьи пословицы и поговорки)

(Раздаются карточки. Дети работают в группах. Затем каждая группа отчитывается за свою работу.)

Выступление представителей от каждой группы.

Учитель: - Сам о себе казак говорил так «Первый мой друг – конь вороной. Второй товарищ – я сам молодой. Третий товарищ – сабля вострая в руках.

- Казаки были верующими, соблюдали все посты, праздники, по воскресеньям вся семья шла в церковь. А собираясь на войну, рядом с крестиком на шее висела ладанка, иконка. Брал с собой горсть любимой родной земли, если погибал казак, то первой ему на грудь сыпали горсть родной земли. А шашку и шпагу казак мог потерять, только погибнув в бою, вместе с головою. Это есть любовь и преданность своей Донской земле. Казаки умели отважно воевать, хорошо трудиться, но и веселиться.

4. Выступление казачат.

Учитель:

- Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить, да печалиться. Будем славить наш Дон!

1й –ученик: Вы бывали на юге России,

Где простор и бескрайняя ширь?

Поднебесье там синее, синее.

А в полях серебрится ковыль.

Вы бывали на юге России,

Где станицы у самой реки.

Там рассветы такие красивые,

И седлают коней казаки.

Много сказочных мест у России

Городов у России не счесть.

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

2й –ученик: В родной степи шумят поля и реки

Цветут сады, колышется трава

Очаровал меня на веки

Мой Дон Великий – Родина моя.

Я родом из Донского края.

На свете нет прекрасней рая.

Простор степей, простор песков

И хлебных желтых колосков.

Ты широкий и глубокий

Величавый Тихий Дон

Край казачий, край раздольный

Низкий наш тебе поклон.

Учитель:

- Душа народа живет в его песнях. В будни и в праздники, в счастье

и в беде песня всегда рядом с казаком. Песня его связь с Родиной.

Исполнение песни «Как за Доном за рекой»

Учитель: На Дону девчата есть, что не можно глаз отвесть.

А как песни запоют, ноги сами в пляс идут. Эй, девчонки, хохотушки выходите петь частушки.

Исполнение частушек.

5. Подведение итога, рефлексия.

Учитель:

- Каждый маленький житель Донской земли должен знать её историю, беречь, любить свою землю и гордиться своим замечательным краем!

- Закончить хотелось бы такими словами, ставшими уже крылатыми:

Ученик:

Мы – казаки, мы любим труд,

Порядок, храмы вековые,

Свой долг, обычаи, уют,

Веселье, пляски огневые.

Казачества большая слава

Была и будет – долг и честь!

Оценит русская держава!

Казаки были! Будут! Есть!

Учитель:

Край у нас действительно замечательный. Много национальностей проживает здесь. Мы любим свой край, свою Родину. Как дерево не может жить без корней, так и человек не может жить без своих корней, своего прошлого. Учимся бережно относиться к своему прошлому, хранить память.

Частушки.

Мальчики Пропоем мы вам частушки,

Замечательны таки,

Что пойдут плясать старушки,

Затанцуют старики!

Девочки Мы частушек много знаем,

И хороших, и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких.

Мальчик: Проходи, честной народ,

Не пыли, дорога,

Добры молодцы идут

Погулять немного.

Девочки: Ходит милый по деревне,

Ходит, улыбается,

Оказалось, зубы вставил,

Рот не закрывается.

Мальчики: Моя милая красива,

За рекой она жила,

Захотела повидаться,

В решете переплыла.

Девочки: Ой, бяда, бяда,

В огороде лебяда,

Черемушка белая,

Что любовь наделала?

Мальчики: Девочки-беляночки,

Где вы набелилися?

Девочки: Мы вчера коров доили,

Молоком умылися.

Мальчики: Вы послушайте, девчата,

Нескладушку будем петь.

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь.

Девочки: Ваня, Ваня, простота,

Купил лошадь без хвоста,

Сел он задом наперёд

И поехал в огород!

Мальчики: Запрягу я кошку в дрожки,

А котёнка в тарантас,

Поведу свою подружку

Всем соседям напоказ.

Девочки: У меня на сарафане

Косолапы петухи,

Я сама не косолапа,

Косолапы женихи.

Вместе: Мы частушки петь кончаем

И кончаем разговор.

Мы сегодня уезжаем

Поступать в Ростовский хор.

«Как за Доном за рекой»

1

Как за Доном за рекой, казаки гуляли

Эх, живо не робей, казаки гуляли

Эх, живо не робей, казаки гуляли

2

Казаки не простаки, вольные ребята

Эх, живо не робей, вольные ребята

Эх, живо не робей, вольные ребята.

3

Они край свой берегут, землю защищают

Эх, живо не робей, землю защищают

Эх, живо не робей, землю защищают

4

И калёную стрелу за реку пускают

Эх, живо не робей, за реку пускают.

Эх, живо не робей, за реку пускают.

Вспомните названия одежды казака, запишите.

Вспомните названия одежды казачки, запишите.

Вспомните казачьи пословицы и поговорки, запишите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по внеурочной деятельности "Мой край"

Нетрадиционные техники рисования способствуют повышению интереса к изучаемому материалу....

конспект занятия по внеурочной деятельности "Символы моего края"

Конспект занятия по внеурочной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования. Тема "Сомволы моего края"...

Занятие по внеурочной деятельности. Кружок "Природа родного края"

Занятие по внеурочной деятельности. Кружок "Природа родного края". Итоговое занятие по разделу "В гости к осени". На занятии используеся групповая работа....

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Первоцветы Брянского края"

ФГОС «Школа России»Внеурочная деятельность во 2 классе.«Природа родного края»...

Занятие по внеурочной деятельности «С любовью к городу» в 4Б классе «Осенние посиделки» (занятие по этнографии)

Приводится  занятие внеурочной  деятельности "С любовью к городу" 4 класс...

занятие по внеурочной деятельности "Природа родного края"

Занятие по ВУД  «Первые вестники весны – первоцветы»  Цель: познакомить с первоцветами Брянской области    Задачи:познакомить с первоцветами Брянской об...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Кубань родная – край казачий»

Программа разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности  Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования.Потребности современного общест...