Занятие по внеурочной деятельности «С любовью к городу» в 4Б классе «Осенние посиделки» (занятие по этнографии)
материал (4 класс) на тему

Приводится  занятие внеурочной  деятельности "С любовью к городу" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_prazdnika.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 127 г.о. САМАРА

__________________________________________________________________

443112, г. Самара, ул. Академика Н.Д. Кузнецова, д.7

Тел./факс (846) 950-00-55; e- mail: school127a@samtel.ru.

Занятие по внеурочной деятельности

 кружка «С любовью к городу»

в 4Б классе

«Осенние посиделки»

(занятие по этнографии)

Разработала Желанина Л.В.,

учитель начальных классов

2014г.

Цель занятия: приобщение детей к историко-культурному наследию родного города и края, создание условий для воспитания гражданина и патриота своей страны, любящего свою семью, школу, город, Россию.

Задачи:

- возрождение этнической культуры и народных промыслов;

- развитие творческих способностей и мотивации духовного роста подрастающего поколения через изучение и  пропаганду этнической культуры родного края;

- развитие интереса к истории, культуре, быту, языку родного края;

- сохранение исторического наследия и исторической памяти.

Формирование универсальных учебных действий на занятии:

Универсальные учебные действия

Результат формирования УУД

Личностные действия:

смыслообразование,

самоопределение

Сформированность внутренней позиции школьника, адекватная мотивация внеучебной игровой деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной самооценке.

Регулятивные действия

Овладение всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Познавательные действия

Формирование умений пользоваться знаково-символическими средствами, оперирование понятиями, широким спектром логических действий и операций.

Коммуникативные действия

Способность учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности.

ОЖИДАЕМЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Планируемые результаты занятия:

- пополнение знаний учащихся об истории и культуры своего края и всего народа;

- через знания  по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны;

- ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю;

- положительные изменения, происходящие с личностью обучающихся, в их духовном росте;

 - достижения учащихся по предметам истории, литературы, ИЗО, музыки, трудового обучения;

- стимулирование позитивного поведения учащихся, ориентация их на ведение нормального образа жизни.

Место проведения: школьный краеведческий музей.

Сценарий занятия.

Показ презентации «Осень».

1. (Ведущие встречают гостей.)

Вед.1: Здравствуйте, гости званые и желанные!

Вед.2: Добрый день!

Вед.1: Гость на гость – хозяину радость.

Вед.2: Просим в избу: красному гостю – красное место.

Вед.1: Будьте как дома, усаживайтесь поудобнее.

Вед.2: Чайку откушать да нас послушать, милости просим на наши посиделки.

Вместе: Всех приглашаем! Душевно встречаем!

2. Вед.2: В эти дни всё чаще вспоминаются пушкинские строки:

            Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

             Последние листы с нагих своих ветвей,

              Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

              Журча ещё, бежит за мельницу ручей…

Вед.1: Сегодня наши посиделки посвящены осени, народным пословицам, поговоркам, загадкам, стихам о ней и народным праздникам.

Вед.2: Осени посвящено много пословиц и поговорок. Я предлагаю провести небольшой конкурс. Мы будем называть первую половину пословицы, ваша задача – продолжить. Правильно говоришь-получаешь жетон, в конце подводим итоги.

2. Сентябрь пахнет яблоками, октябрь… (капустой).

1. В ноябре ни на колёсах, ни на …..(санях).

2. В ноябре до обеда осень, а после обеда…. (зима).

1. Быстро тает октябрьский день – не привяжешь за…( плетень).

2. Октябрь месяц ненастья – начало семейного….(счастья).

1. В ноябре на одном часу и дождь и ….(снег).

2. В октябре только ягод, что….. (рябина).

1. В ноябре с солнцем распрощайся, ближе к тучке…. (подбирайся).

- Молодцы, ребята!

3. Вед.2: Осень – удивительное время года. Многие поэты посвятили этой поре свои стихи. Для вас - литературная  викторина. Мы будем зачитывать строки из популярных стихов об осени, а вы будете угадывать, чьи это стихи.

2. Унылая пора! Очей очарованья!

    Приятна мне твоя прощальная краса… (Пушкин)

1. Есть в осени первоначальной

    Короткая, но дивная пора –

    Весь день стоит как бы хрустальный

    И лучезарны вечера….                            (Тютчев)

2. Кроет уж лист золотой

   Влажную землю в лесу…

   Смело топчу я ногой

    Внешнюю леса красу….                           (Майков)

1. Отговорила роща золотая

     Берёзовым, весёлым языком….               (Есенин)

2. Скучная картина!

    Тучи без конца,

     Дождик так и льётся,

    Лужи у крыльца….                                (Плещеев)

1. Осень! Обсыпается наш бедный сад,  

    Листья пожелтелые по ветру летят,

    Лишь вдали красуются там, на дне долин,

    Кисти ярко-красные вянущих рябин.       (Толстой)  

Показ презентации на стихотворение А.С.Пушкина.

4. Вед.1: Ребята, а сейчас отгадайте – ка загадки про осень и не только! 

1. Пришла без красок, без кистей

    И перекрасила все листья.     (Осень)

2. Жаль озябшего бедняжку –

    Всем ветрам и верхам

    Он последнюю рубашку

    Раздарил по лоскуткам.    (Лес)

1. Летит без крыльев и поёт,

    Прохожих задирает,

    Одним проходу не даёт,

    Других он подгоняет.       (Ветер)

2. Мешено, квашено, валяно, на стол поставлено. (Хлеб)

1. Стоит изба из кирпича,

    То холодна, то горяча.    (Печь)  

2. Маленький –удаленький

    Сквозь землю прошёл,

    Красную шапочку нашёл.    (Гриб)

1. Всё мрачней лицо природы,

    Почернели огороды,

     Оголяются леса,

     Молкнут птичьи голоса.

     Мишка в спячку завалился.

     Что за месяц к нам явился?  (Октябрь)

- Молодцы, ребята!

5. Вед.1: На осень приходилось много обычаев и обрядов. Так, к примеру, 8  октября в некоторых местах начинались капустники – рубили капусту на закваску, устраивали посиделки с угощением капустой.

Девочки: 1. Уж вы, кумушки, подруженьки мои!

                     Вы придите поработать на меня,

                     Пособите мне капустку порубите,

                     Пособите-ка её мне, усолите.

                     Уродилась на славу,

                      Голова бела, кудрява.

                      Кто любит щи,

                      Меня там ищи!

   Вед.2: Посмотрите на кочан капусты. На что он похож? Правильно на голову. По-латыни «голова» называется капуста. Отсюда произошло название капуста. С давних пор капуста – народная любимица. В старину русская деревня почти круглый год кормилась капустой, которую можно засолить, заквасить и запасти впрок. Отсюда и поговорки: «Щи да каша – пища наша».

   Вед.1: «Где щи, там нас и ищи». А ведь родина капусты – это берега Средиземного моря. Почему же иностранка прижилась на чужой земле? На юге, где жарко и сухо, капусте не уродиться, зато привольно ей на русской равнине, где осенью и летом  частые дожди, ведь за сутки капуста испаряет полведра воды. Насчитывается более ста видов капусты.

                 2. Из капусты варят щи,

                     А какие вкусные

                     Пирожки капустные!

                     А ребята-шалунишки

                     Любят кочерыжки.

   Вед.1: Предлагаю провести конкурс загадок о капусте, которые вы нашли, каждый получит жетон.

1. Сидит на грядке,

   Одета в шумные шелка.

   Мы для неё готовим кадки

   И крупной соли полведра.

2. Был ребёнком – не знал пелёнок,

    Стал стариком – сто пелёнок на нём.

3. Вот на грядке новая загадка –

    Сто листов, а вовсе не тетрадка.

4. Стоит Ермошка,

    На одной ножке,

    На нем сто одёжек,

    Не шиты, не кроены,

    Все в рубцах.

5. Стоит Матрёшка

    На одной ножке,

    Запутана, закутана.

6. Стоит Антипка низок,

    На нём 77 ризок.

7. Стоит Филат,

    На нём сто лат.

8. Заплата на заплате,

    А иглы не бывало.

9. Не книжка, а с листами.

 - Молодцы, вот сколько загадок нашли и все про капусту.

 6.  Вед.2: Хотите, ребята, ещё заработать жетоны? Выходите играть, перед игрой посчитаемся.(10 чел.)

1. Катилось яблоко                                            4. За морями, за горами,

    Мимо сада,                                                         За железными столбами,

    Мимо града.                                                        На пригорке теремок,

    Кто поднимет                                                     На дверях висит замок.

    Тот и выйдет.                                                     Ты за ключиком иди

                                                                                 И замок отомкни.

 2. Месяц-заяц

    Вырвал травку,                                                5. Под горою у реки

    Положил на лавку,                                              Живут гномы – старики,

    Кто возьмёт-                                                        У них колокол висит,

    Вон пойдёт.                                                          Позолоченный звонит.

                                                                                   Диги – лиги, диги – дон -

3. Трынцы, брынцы, бубенцы                                 Уходи скорее вон.

    Раззвонились удальцы.

    Диги, диги, диги, дон,

    Выходи скорее вон.

- Ребята, а вы знали такие считалки? Вот теперь вы с ними познакомились, можете их выучить и считаться перед игрой, обращайтесь за считалками ко мне.

 Вед.1: (проводит игру с мячом «Овощи – фрукты»)              

  В осеннем месяце октябре есть праздник Покров-день, а что за праздник вы сейчас узнаете.

  7. Ученик: Здравствуйте, люди добрые! С давних пор на Руси празднуется Покров-день. Считают, что Покров приносит  на землю белое снежное покрывало. Существует такая легенда, связанная с происхождением Покрова –дня.

 В 910 году враги осадили Константинополь, и  ему грозило разорение. И вот в ночь на 14 октября во Влахернском храме, где хранилась риза Богородицы, Андрею  и Епифанию, известным своей святостью, явилась Божья Матерь. Сияющая светом Пресвятая Дева Богородица стояла в воздухе и молилась за спасение города. Затем простёрла над собравшимися в храме свой покров, как бы защищая и помогая страждущим. Видение скоро исчезло, а противник действительно снял осаду и отступил.

Ученица: День Покрова исстари совпадал с самым обеспеченным периодом жизни крестьянина.  К этому времени увозились с полей последние снопы, заканчивалась вспашка зяби, убирались все овощи с огородов. На Покров в деревнях начинали по зимнему топить печи, конопатили стены, чинили крыши. Оживлялись осенние базары и торги. В деревнях начинался период свадеб.

Покров славился началом посиделок. Собирали зерно, муку, пекли блины и пироги, угощали гостей, пели песни, играли, матери снабжали девушек рукоделием. Веселье было немыслимо без частушек под гармонь, балалайку или любой другой инструмент.    

Ученица: Притащили, принесли

                 Тридцать три пирога!

                  Запрягу я вола,

                  Повезу пироги!

                  А мой вол не везёт,

                  Он и с места не сойдёт….

                  Запрягу и комара –

                  Ловкача, силача!

                  Он повёз целый воз –

                  Тридцать три пирога!        

                  Хочешь есть пироги,

                  Поскорей за мной иди!

Ученица: А вот и чай пожаловал,

                 Горячий, бодрящий.

                 Пей с вареньем

                 Для хорошего настроения!

                 Чай не пил –

                 Откуда сила?

                 Чай попил –

                 Совсем пропал.

                 Чай наш крепкий, русский, сладкий,

                 Он даёт здоровье чай,

                 Если холодно – согреет.

                 Жарко – жажду утолит.

                 Заболеешь иль устанешь –

                 Надо крепкий чай попить!

Вед.2: На столе у нас и чай, и  пироги. Мы напоминаем вам старинную присказку, славящую пироги….

Мы будем спрашивать: «Пироги хороши?», а вы дружно отвечаете: «Пироги хороши!».  

Шли семь стариков,

Говорили старики про пироги.

1-й старик говорит: «Пироги хороши?»

2-й старик говорит: «Пироги хороши?»

3-й старик говорит: «Пироги хороши?»

4-й старик говорит: «Пироги хороши?»

5-й старик говорит: «Пироги хороши?»

6-й старик говорит: «Пироги хороши?»

7-й старик говорит: «Пироги хороши?»

Вед.1: Эта присказка прославляет хозяев, умеющих печь вкусные пироги. Не зря говорили: «Не красна изба углами, а красна пирогами». И по старинной традиции ни один праздник без пирогов не обходился и не обходится теперь.

Вед.2: Мы вспомнили присказку о пирогах, а теперь вспомним шуточное стихотворение середины 19 века о чае:

Раз привёз мне Барин чаю                               Гости с Барином плевались,

И велел его сварить,                                         Сам он ажно озверел,

А отроду не знаю,                                             И отправив на конюшню,

Как проклятый чай варить.                              Меня выпороть велел.

Взял тогда, налил водички,                              Долго думал, удивлялся,

Всыпал весь тогда в горшок,                            Чем же мог не угодить?

И приправил перцу, луку,                                 А потом-то догадался,

Да петрушки корешок.                                      Что забыл я посолить.

Разлил варево по плошкам,

Остудил его немножко,

Хорошенько размешал,

На господский стол подал.

Вед.1:  На столе у нас пироги,

             Пышки и ватрушки…

             Так споём же под чаёк

              Чайные частушки!  

1. Хорошо пропелись песни,

    Милые подружки,

    Только что за посиделки

     Без частушки?

2. На осеннем на лугу,

    Укусил комар блоху,

    Сидит заяц на берёзе,

    Помирает со смеху!

3. В пляске не жалей ботинок,

    Подавай-ка чай друзьям,

    Если в чашке есть чаинки,

    Значит, письма пишут нам.

4. Я чай пила,

    Самоварничала,

    Всю посуду перебила –

    Накухарничала.

5. Мы частушки вам пропели,

    А теперь торопят нас,

    До свиданья, мы с частушкой

    К вам приедем ещё ни раз.

 

8. Вед.1: Ещё один праздник есть в осеннем месяце октябре, вы о нём и не знали, наверное, послушайте, что это за праздник.

Ученица:  27 октября празднуется Параскева Пятница. Издавна покровительницей ярмарки и торговли считалась Параскева.

Одну из девочек, родившуюся в 3 веке в городе Икония, нарекли Параскеваю. В её житие сказано, что родители особенно почитали день страданий Господних – пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскеваю, что в переводе с греческого означает «пятница».

Повзрослев, она дала обет безбрачия, и посвятила себя служению христовой веры. На Руси Параскева почиталась особо, преимущественно женской частью населения. Её считали суровой, твёрдой, волевой женщиной.

Существовало поверье, что Пятница ходит по земле в виде молодой, красивой крестьянки или монашки и примечает, кто как живёт, как соблюдает христианские правила и обычаи, богоотступников наказывает, благочестивых награждает.

Русские иконописцы изображали Параскеву Пятницу высокой, строгой, в белом одеянии, с лучезарным венком на голове.

В народе её считали покровительницей домашнего хозяйства, пособницей в женских заботах. В этот день не работали. Нельзя было ни мыть голову, ни купать детей. Нельзя прясть, а шить можно. Поговорка предостерегала: «Кто в пятницу много смеётся, тот в старости будет много плакать».

За нарушение запретов, связанных с пятницей и пряжей, Параскева Пятница сурово наказывает.

В Москве и других больших городах в День Параскевы Пятницы устраивали  

ярмарки.

Вед.1: И у нас с вами ярмарка-аукцион «Овощи-фрукты». Я показываю овощ или фрукт, а вы говорите какое блюдо можно из него приготовить, кто последний называет блюдо, тот и забирает овощ или фрукт (например, яблоко, капуста, помидор).

(Подведение итогов по жетонам – сладкие призы.)

Вед.1: Наши посиделки подошли к концу, вы теперь знаете, как на Руси проводились посиделки долгими осенними и зимними вечерами без телевизоров и компьютеров. Что-то нам сегодня удалось, что- то нет, но все очень старались, спасибо вам за это, давайте поблагодарим друг друга.

И не пора ли дорогим гостям и любезным хозяевам налить чаю и отведать пирогов? Чай наливай – режь каравай.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа занятия по внеурочной деятельности "Пишу красиво и грамотно" для 2 класса с учётом реализации требований ФГОС.

Рабочая программа внеурочных занятий "Пишу красиво и грамотно" для 2 класса по УМК "Начальная школа 21 век" составлена с учётом требований ФГОС начального общего образования на основании авторского ку...

Открытое занятие по внеурочной деятельности по изобразительной деятельности Тема: Какого цвета Родина? Осенний вернисаж.

Открытое занятие по внеурочной деятельности по изобразительному искусству«Школа искусств. ИЗО-отделение» Класс: 2 классУчитель: Алакина Екатерина ВладимировнаЗанятие: изобразительное искусс...

Занятие по внеурочной деятельности «Музей в твоём классе» в 3 классе по теме З. Серебрякова «За обедом» («За завтраком»).

   Данное занятие способствует развитию эстетического восприятие через наблюдение, развитие способности видеть и объяснять детали картины, учит обращать внимание на мельчайшие подробн...

Занятие по внеурочной деятельности Кружок «ОТ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА К ПОЗНАНИЮ ИНФОРМАТИКИ» Тема занятия : Занятие - игра « Составь алгоритм».

Место занятия в рамках раздела программыЭто  занятие - повторения и закрепления знаний  в  1 разделе, который посвящён дальнейшему знакомству со способами описания действий и  проц...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 3-4 КЛАССАХ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПЕРЕЛЕШИНСКАЯ СОШ НА ТЕМУ: «ИЗГОТОВЛЕНИЕ БУТОНА ТЮЛЬПАНА »

Цветы — самое скромное и красивое украшение нашего жилища. Даже маленький букетик цветов придает комнате праздничный вид, создает приподнятое настроение. К великому сожалению, живые цветы не дол...

Конспект занятия по внеурочной деятельности в рамках программы «Орлята России». 1 класс Занятие № 2 «Каким должен быть эколог?»

Данное внеурочное занятие проходит с опорой на образовательный компонент «Окружающий мир» в рамках кружка «Земля – наш дом», ориентировано на изучение блоков: Знакомые не...